МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение задач по теме: «Угол между прямой и плоскостью. Теорема о трех перпендикулярах».
Цель работы:
- применить умения и навыки применения изученных теоретических фактов в ходе решения задач
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
Вариант 1
№ 1. Плоскость α пересекает стороны АВ и ВС треугольника АВС в точках D и Е соответственно, причем АС ║α. Найдите АС, если ВD : AD = 3 : 4 и DE = 10 см .
№ 2. Отрезок АВ пересекает плоскость α,
точка С – середина АВ. Через точки А, В и С проведены
параллельные прямые, пересекающие плоскость α в точках А1,
В1 и С1. Найдите СС1, если дм и ВВ1 = √2 дм.
№ 3. Сторону СD треугольника CDE пересекают плоскости α и β, параллельные стороне СЕ соответственно в точках К и Р, а сторону DE – в точках М и N, причем DК вдвое меньше РК, а СР вдвое больше РК. Найдите СЕ, если КМ = 6 см.
№ 4. Треугольник МКN равносторонний со стороной, равной 18 см. Точка С удалена от вершин треугольника МКN на 12 см. Найдите расстояние от точки С до плоскости МКN.
№ 5. АВСD – квадрат. Точка М удалена от сторон квадрата
на см. Найдите периметр квадрата, если точка М удалена от
плоскости АВС на
см.
№ 6. Плоскость α перпендикулярна плоскости
β. Точка А принадлежит плоскости α. Отрезок АА1
– перпендикуляр к плоскости β, точка В принадлежит плоскости
β и ВВ1 - перпендикуляр к плоскости α.
Найдите АВ, если АА1 = 8 см, ВВ1 =
12 см, А1В1 = см.
№ 7. АВСDA1В1С1D1 – куб. Найдите расстояние между прямыми АВ1
и ВС, если ребро куба равно см.
Вариант 2.
№ 1. Плоскость β пересекает стороны МР и КР треугольника МРК соответственно в точках N и Е, причем MK ║ β. Найдите NE, если MK = 12 см и MN : NP = 3 : 5.
№ 2. Отрезок CD пересекает плоскость β, точка E – середина CD. Через точки C, D и E проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость β
соответственно в точках C1, D1 и E1. Найдите EE1, если cм и DD1 = √3 cм.
№ 3. Плоскости α и β, параллельные стороне АВ треугольника АВС, пересекают сторону АС соответственно в точках N и М, а сторону ВС – в точках Е и К. Отрезок МN в три раза больше отрезка СN, а отрезок АМ вдвое короче МN. Найдите АВ, если NЕ = 12 см.
№ 4. Треугольник АСD - равносторонний. Точка S удалена от вершин треугольника ACD на 6 см, а от плоскости треугольника АСD на 3 см. Найдите сторону треугольника АСD.
№ 5. АВСD – квадрат с периметром, равным 16 см. Точка Е удалена от всех сторон квадрата на 4 см. Найдите
расстояние точки Е от плоскости АВС.
№ 6. Плоскость α перпендикулярна к плоскости β. Точка С принадлежит плоскости α. Отрезок СС1 – перпендикуляр к плоскости β, точка D принадлежит плоскости β и DD1 - перпендикуляр к плоскости α. Найдите длину отрезка С1D1, который принадлежит линии пересечения плоскостей α и β, если СС1 = 8 см, DD1 = 12 см, СD = 15 см.
№ 7. АВСDA1В1С1D1 – куб, ребро которого равно см. Найдите расстояние между прямыми СС1 и DВ1.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
1. Изучить учебный материал по теме.
2. Ответить на вопросы.
3. Выполнить задания.
4. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Углом между наклонной к плоскости (прямая PO) и плоскостью называют угол между этой наклонной и ее проекцией на плоскость (прямая P'O.)
Если прямая параллельна плоскости, то угол между прямой и плоскостью считается равным нулю.
Если прямая лежит в плоскости, то угол между прямой и плоскостью считается равным нулю.
Если прямая перпендикулярна плоскости, то угол
между прямой и плоскостью считается равным 90° (
радиан).
Теорема о трех перпендикулярах
Теорема о трех перпендикулярах. Если наклонная a к плоскости α перпендикулярна к прямой b, лежащей на плоскости α, то и проекция наклонной a' на плоскость α перпендикулярна к прямой b.
Доказательство. Рассмотрим следующий рисунок:
На рисунке буквой O обозначена точка пересечения наклонной a с плоскостью α. Точка P – произвольная точка на прямой a, а точка P' – это проекция точки P на плоскость α. Проведем через точку O прямую b', параллельную прямой b. Если прямая b проходит через точку O, то прямая b', совпадет с прямой b.
Поскольку PP' – перпендикуляр к плоскости α, то прямая PP' перпендикулярна к прямой b'. Прямая a перпендикулярна к прямой b' по условию. Таким образом, прямая b' перпендикулярна к двум пересекающимся прямым PO и PP', лежащим в плоскости POP'. В силу признака перпендикулярности прямой и плоскости получаем, что прямая b' перпендикулярна к плоскости POP', откуда вытекает, что прямая b' перпендикулярна и к прямой a', лежащей на плоскости POP'. Теорема доказана.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Дано: ΔАВС; АВ = АС = ВС; CD ⊥ (ABC); AM = MB, DM = 15, CD = 12 (рис. 3).
Найти: SΔADB.
Решение:
1) CD ⊥ (ABC) ⇒ CD ⊥ AC и CD ⊥ ВС, тo есть ∠ACD = ∠BCD = 90° и ΔADC, ΔBDC -прямоугольные.
2) ΔADC = ΔBDC (по двум катетам): DC - общий, AC = ВС (по условию). Значит, AD = BD (как соответствующие в равных треугольниках), тогда ΔADB - равнобедренный (по определению) и DM - медиана. Следовательно, DM - высота (по свойству медианы равнобедренного треугольника).
3) DC ⊥ МС ⇒ ∠DCM = 90° и ΔMCD -
прямоугольный. По теореме Пифагора: MD2 = DC2 + МС2. Тогда
4) ΔМСВ - прямоугольный (∠CMB = 90°, так как СМ - медиана и высота в ΔАВС -
равностороннем), тогда
(по условию),
5) (Ответ: 45√3.)
Пример 2:
Дан тетраэдр МАВС, угольный, где D ∈ AC, MB ⊥ АВ. Найдите MD и SMBD, если MB = BD = а.
Дано: МАВС - тетраэдр; MB ⊥ АВ, MB ⊥ ВС; D ∈ AC, MB = BD = а (рис. 4).
Доказать: ΔMBD - прямоугольный.
Найти: MD; SMBD.
Решение: Так как то MB ⊥ (ABC) (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
Значит, (по определению прямой, перпендикулярной
плоскости), то есть ∠MBD = 90°, а значит, ΔMBD - прямоугольный.
2) ΔMBD, по теореме Пифагора:
3) (Ответ:
)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Угол между прямой и плоскостью (перечислите все возможные случаи)
2. Сформулируйте теорему о трех перпендикулярах?
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.