МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение задач по теме: «Уравнение окружности, сферы, плоскости. Расстояние между точками»
Цель работы:
- применить умения в использовании теоретических сведений для составления уравнений окружности, сферы, плоскости.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант II Вариант
1. Дан ∆ABC с вершинами в точках Дан ∆ABC с вершинами в точках
A (7; 3; -2) A (2; 0; 5)
B (1; 3; 6) B (3; 4; 0)
С (0; 0; -1). C (2; 4; 0).
Найти длину средней линии, Найти длину средней линии,
параллельной AB. параллельный BC.
2. Составить уравнение плоскости, Составить уравнение плоскости,
проходящей через точку А и проходящей через точку В и
перпендикулярный вектору AB, перпендикулярный вектору AB,
если А(2; 3; -4), В(-1; 2; 2). если А(-2; 1; 3), В(1; -2; 4).
3. Сфера задана уравнением
(x-1)2 +y2+(z-2)2 = 9 x2+(y+3)2+(z-2)2 = 25
a) Назовите координаты центра и радиус сферы.
б) Определите, принадлежит ли данной сфере точки:
А(1; 3; -1) А(4; -3; -1)
В(2; 2; 4) В(0; 1; 3).
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1.Расстояние между точками.
,
AB =
2. Уравнение плоскости.
Уравнение плоскости, проходящей через данную точку и перпендикулярной данному вектору.
Ненулевой вектор n, перпендикулярный плоскости, называют ее нормальным вектором. Если дана точка М(х0;у0;z0) и нормальный вектор n = (A, B, C) плоскости, то ее уравнение имеет вид A(x-x0 ) +B( y-y0) +C( z-z0)
Равенство выражает необходимое и достаточное условие перпендикулярности двух векторов n и M0M.
3.Уравнение окружности.
- уравнение окружности с
центром в начале координат и радиусом r.
- уравнение окружности с
центром в точке
и радиусом r.
4.Уравнение сферы.
- уравнение сферы в
точке с центром
и радиусом R.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример1:
Дан ∆АВС с вершинами в точках А(3; -4; 2), В(-5; 6; 7), С(5; -6; 3).
Найти длину средней линии, параллельной АС.
MN - средняя линия
MN - AC
AC =
=
Ответ: 3.
Пример2:
Составить уравнение плоскости, проходящей через точку M(1; -2; 4) и перпендикулярный вектору MN, N(3; 4; 5).
A(x-x0) + b(y-y0) + C (z-z0)=0
x0=1; y0=-2; z0=4.
MN=(3-1; 4+2; 5-4); MN=(2; 6; 1); a=2; b=6; c=1.
2(x-1)+6(y+2)+1(z-4)=0
2x-2+6y+12+z-4=0
2x+6y+z+6=0
Ответ: 2x+6y+z+6=0.
Пример3:
Сфера задана уравнением
(x+2)2+(y-5)2+z2=16.
а) Назовите координаты центра и радиус сферы.
б) Определите принадлежат ли данной сфере точки: А(-2; 9; 0) и В(1; 3; 2)
Решение
а) (-2; 5; 0) – координаты центра.
R = = 4.
A(-2; 9; 0);
(-2+2)2+(9-5)2+02=16
02+42+02=16
16=16 (верно)
А принадлежит сфере.
В(1; 3; 2);
(1+2)2+(3-5)2+22=16
32+(-2)2+4=16
9+4+4=16
В не принадлежит 17=16 (неверно).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Записать формулу расстояния между точками.
2. Уравнение плоскости.
3. Уравнение окружности.
4. Уравнение сферы.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.