Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж
Утверждено
Зам. директора по учебной работе
_________ Петрова Н.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Иностранный язык»
для специальности:
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Составитель:
преподаватель иностранного языка
Денисенко Г.В.
Одобрены методической цикловой
комиссией ____________________
_______________________________
«___» _________________2022 г
Председатель МЦК ____________
Аннотация
Методические указания предназначены для студентов ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж как руководство для организации самостоятельной работы при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению программы подготовки специалистов среднего звена 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Содержание
Введение. 4
1. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы 7
2. Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Иностранный язык». 10
3. Методические указания для выполнения отдельных форм самостоятельных работ, предусмотренных рабочей программой. 19
Перечень рекомендуемой литературы и источников. 40
Приложение 1. 41
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Соответственно появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из учебного опыта и адекватной оценки конкретной производственной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций в образовательном процессе. К ним относятся: развивающая – приобщение к творческой деятельности, повышение уровня умственного труда; воспитывающая – формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста; информационно-обучающая – самостоятельный поиск и отбор необходимой информации.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.
В связи с этим напоминаем правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это
делать, для чего это нужно.
3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
Итак, самостоятельная работа студентов проводиться с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и умений студентов,
- углубления и расширения теоретических знаний,
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу,
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации,
- развития исследовательских умений.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется федеральным государственным стандартом специальности, рабочей программой учебной дисциплины программой самостоятельной работы по дисциплине, междисциплинарному курсу или профессиональному модулю.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: выполнение конспекта, реферата, доклада, презентации; решение профессиональных задач, изучение проблемы и составление алгоритма ее решения, домашняя практическая работа, проведение исследования по предложенной теме и т.д.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
1. Уровень освоения студентами учебного материала,
2. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении самостоятельных работ,
3. Обоснованность и четкость изложения ответа.
Приступая к выполнению самостоятельной работы, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по её выполнению.
Оценивание самостоятельных работ происходит по балльно-рейтинговой системе, которая переводится в оценки. Максимальное количество баллов за каждый вид самостоятельной работы указывается в критериях оценки работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Для методического обеспечения и руководства самостоятельной работой в образовательном учреждении разрабатываются учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельной подготовке к различным видам занятий (семинарским, лабораторным, практическим и т.п.) с учетом специальности, учебной дисциплины, особенностей контингента студентов, объема и содержания самостоятельной работы, форм контроля и т.п.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
· для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;
· для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала; изучение словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, заданий в тестовой форме и др.;
· для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; составление схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов; подготовка курсовых и выпускных работ; опытно-экспериментальная работа; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности и др.
Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине преподавателем разрабатывается перечень заданий для самостоятельной работы, который необходим для эффективного управления данным видом учебной деятельности обучающихся.
Преподаватель осуществляет управление самостоятельной работой, регулирует ее объем на одно учебное занятие и осуществляет контроль выполнения всеми обучающимися группы. Для удобства преподаватель может вести ведомость учета выполнения самостоятельной работы, что позволяет отслеживать выполнение минимума заданий, необходимых для допуска к итоговой аттестации по дисциплине.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по каждой дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме с представлением продукта деятельности обучающегося. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Раздел |
Тема и форма самостоятельной работы |
Рекомендуе-мая литерату-ра и источ-ники |
Кол.ча-сов |
|
Введение |
||||
Цели и задачи изучения учебной дисциплины «Английский язык». Английский язык как язык международного общения и средство познания национальных культур. Основные варианты английского языка, их сходство и различия. Роль английского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
- |
|
0 |
|
Раздел I. Основное содержание. |
||||
1.Приветствие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке.
|
Работа со словарем, с текстами, с интернет-источниками, выполнение упражнений, ответы на вопросы и др. |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
2.Описание человека (внешность,-националь-ность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы). Общение с друзьями. |
Написание сочинения «Мой друг». |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
3.Семья и семейные отношения, домашние обязанности. |
Выполнение проекта (коллажа) ««Моя семья». |
www.rusedu.ru www.lingual.net.ru
|
2 |
|
4.Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника, оборудование).
|
Выполнение проекта (коллажа) «Кабинет моей мечты». |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
5.Описание местоположения объекта (адрес, как найти). |
Выполнение проекта (коллажа) путеводителя по родному краю: география, визитная карточка, экологическая обстановка, фольклор и др. |
www.britannica.com www.ldoceonline.com |
3 |
|
6. Распорядок дня студента колледжа.
|
Выполнение проекта (коллажа) «Распорядок дня студента». |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
7. Хобби и досуг. |
Работа со словарем, выполнение упражнений, ответы на вопросы и др. |
www.rusedu.ru www.lingual.net.ru
|
2 |
|
8. Магазины, товары, совершение покупок.
|
Написание сочинения «Мои покупки», работа со словарем, с интернет-источниками. |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. www.britannica.com www.ldoceonline.com |
2 |
|
9.Физкультура и спорт, здоро-вый образ жизни.
|
Работа с интернет-источниками, выполнение упражнений, ответы на вопросы и др. |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. www.britannica.com www.ldoceonline.com |
2 |
|
10.Экскурсии и путешествия.
|
Выполнение проекта (коллажа) на тему «Экскурсии по родному краю (достопримечатель-ности, разработка маршрута)». |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
11.Россия и её национальные символы, госу-дарственное и политическое устройство.
|
Выполнение путеводителя по родному краю. |
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. |
2 |
|
12.Англоговорящие страны и их географи-ческое положе-ние, население, климат, флора и фауна, наци-ональные сим-волы, госу-дарственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримеча-тельности, традиции. |
Написание реферата на тему «Англоговорящие страны» (их географическое положение, население, климат, флора и фауна, национальные символы, государственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримечательности, традиции).
|
www.rusedu.ru www.lingual.net.ru www.britannica.com www.ldoceonline.com
|
4 |
|
13. Научно-технический прогресс.
|
Проведение исследовательской работы по теме. |
www.rusedu.ru www.lingual.net.ru
|
2 |
|
14. Человек и природа, экологические проблемы. |
Написание рефератов «Экологические проблемы» и др. |
www.bilingual.ru www.lingvo-online.ru www.britannica.com www.ldoceonline.com |
2 |
|
Итого |
31 |
|||
Раздел II. Профессионально ориентированное содержание. |
||||
1.Достижения и инновации в области науки техники.
|
Выполнение конспекта на тему «Достижение и инновации в области науки техники» (сбор, систематизация, изучение и оформление материла, репетиции) с использованием информационных технологий и др. Работа со словарем, с текстами, ответы на вопросы. |
www.bilingual.ru www.lingvo-online.ru www.britannica.com www.ldoceonline.com www.rusedu.ru www.lingual.net.ru |
2 |
|
2. Машины и механизмы. Промышлен-ное обору-дование. Дос-тижения и инновации в области естественных наук. |
Подготовка к презентации проекта или к ролевой игре на тему «Машины и механизмы» (сбор, систематизация, изучение и оформление материла, репетиции) с использованием информационных технологий и др. |
www.bilingual.ru www.lingvo-online.ru www.britannica.com www.ldoceonline.com
|
2
2 |
|
3.Современ-ные ком-пьютерные технологии в промышленности.
|
Выполнение конспекта «Современные компью-терные технологии в промышленности». Работа со словарем, с текстами, с интернет-источниками, выполнение упражнений, ответы на вопросы. |
www.lingvo-online.ru www.britannica.com www.lingual.net.ru
|
2 |
|
4.Отраслевые выставки.
|
Подготовка к презентации проекта или к ролевой игре по теме «Отраслевые выставки» (сбор, систематизация, изучение и оформление материла, репетиции) с использованием информационных технологий и др. Работа со словарем, с текстами, с интернет-источниками. |
www.rusedu.ru www.lingual.net.ru www.bilingual.ru www.lingvo-online.ru www.britannica.com
|
2 |
|
Итого |
8 |
|||
Всего |
3 39 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно ФГОС специальности и рабочей программы учебной дисциплины.
1. Написание реферата – это вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
· качество
· степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
· связность, логичность и грамотность составления
· оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает
· доклад по реферату не более 5-7 минут
· ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова "тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 2015), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника), с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)).
Примерные критерии оценки реферата
• актуальность темы, 1 балл;
• соответствие содержания теме, 3 балла;
• глубина проработки материала, 3 балла;
• грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
• соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
• доклад, 5 баллов;
• умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
2. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч
Критерии оценки:
• содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
•
отражение
основных положений, результатов работы
автора, выводов, 5 баллов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
•
наличие
схем, графическое выделение особо значимой
информации, 1 балл;
• соответствие оформления требованиям, 1 балл;
• грамотность изложения, 1 балл;
• конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
3. Письменные ответы на вопросы
Письменные ответы на вопросы - это контрольное опрашивание, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала всей группы.
Такой способ опроса позволяет охватить проверкой многих студентов; вырабатывает способность к краткому, но точному ответу; обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию; приучает к последовательности и обоснованности изложения материала; вовлекает в работу всю группу, активизируя процессы внимания и мышления.
Опрос способствует развитию умственных способностей студентов, воспитанию моральных и волевых качеств, связанных с преодолением трудностей учения. Он влияет на общее развитие студентов, на формирование качеств личности, на отношение студентов к учебе.
Критерии оценки:
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 2 балла;
• грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
• умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 2 баллов.
Максимальное количество баллов: 5.
• 5 баллов соответствует оценке «5»
• 4 балла – «4»
• 3 балла – «3»
• менее 2 баллов – «2»
Методические рекомендации по проведению учебно-исследовательской деятельности студентов
Учебно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач страны.
Основными целями являются:
ü содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий формирования творческой активности, самостоятельности студентов в их научной работе;
ü выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования;
ü развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых студентами во внеучебное время;
ü координация и руководство всеми формами учебно-исследовательской работы студентов.
Основные задачи учебно-исследовательской работы студентов:
ü овладение студентами научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала;
ü овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных и технических задач;
ü приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы;
ü непосредственное участие в решении научных и технических задач страны
Учебно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:
ü выполнение самостоятельных работ, содержащих элементы научных исследований;
ü введение элементов научного поиска в практические занятия;
ü выполнение конкретных нетиповых заданий учебно-исследовательского характера в период производственной и преддипломной практик;
ü ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных;
ü участие в работе студенческих научных семинаров.
Учебно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, обладающих навыками исследования и способных творчески применять в практической деятельности.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.
В научно-исследовательских разработках различают: научные направления, проблемы и темы.
Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы и проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько проблем.
Под проблемой понимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Полезность таких задач и их экономический эффект иногда можно определить только ориентировочно. Решение проблем ставит общую задачу – сделать открытие; решить комплекс задач, обеспечивающих высокую техническую готовность автомобильной техники и т. д.
Проблема состоит из ряда тем. Тема – это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект.
При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании – разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.
Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.
Первый этап – формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос – проблему – и определяют в общих чертах ожидаемый результат.
Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.
На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы, т. е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа, методом исследовательского приближения, исключают возражения в пользу реальности данной темы. Каждое научное исследование после выбора темы начинают с тщательного изучения научно-технической информации.
Цель поиска, проработки, анализа информации – всестороннее освещение состояния вопроса по теме, уточнение ее (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования.
Сбор и отбор готовой информации и по своему значению, и по трудоемкости занимают одно из важных мест в исследовании. Главной проблемой в этом блоке является излишний объем информации или его недостаток.
Подчас причина излишнего объема собранной информации кроется в неправильной технике ее отбора: исследователь знакомится с ней не в обратно-хронологическом, а в прямом хронологическом порядке, делает из источника обширные выписки, а потом обнаруживает, что в более позднем издании содержится более свежий, компактный, полный и достоверный материал, но исследователю жалко затраченного труда и он включает в рукопись изложение обоих источников, несмотря на то, что первый только загромождает работу.
Отобрав готовый материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Этот этап можно разбить на ряд стадий:
1) материал систематизируется;
2) исключаются материалы, оказавшиеся лишними: дублирующие друг друга, выписки, перекрываемые более новыми данными, материалы, не укладывающиеся в тему, и т. п.;
3) оценивается пригодность информации с точки зрения задач исследования; материал, признанный непригодным, исключается и до окончания работы хранится отдельно;
4) в случае надобности составляются вспомогательные указатели к материалу или дополняются ранее составленные;
5) проводится анализ документов с целью выявить то новое, что содержит каждый из них, оценивается его значение; если литература очень обширна, приходится ограничиваться кругом наиболее серьезных работ, авторитетных ученых, оригинальных концепций. Иногда имеет смысл остановиться и на наиболее типичных концепциях, даже если они не отличаются оригинальностью;
6) если исследователь намерен использовать документ, он должен убедиться в его достоверности. Оценка достоверности информации - особо ответственная стадия работы, требующая высокой квалификации. Так как невозможно повторить все эксперименты, расчеты и т. п., проделанные в изучаемых работах, исследователю следует ограничиваться выборочной проверкой наиболее ответственных их элементов - методик, формул, логических рассуждений. Необходимо отказаться от материала, который оказывается не вполне достоверным, или подвергнуть его дальнейшему уточнению;
7) при сопоставлении источников исследователь должен выявить, объяснить и устранить обнаруженные между ними расхождения и противоречия;
8) по наиболее важным источникам уточняется ранее данная документу характеристика его содержания и удобства использования;
9) в заключение исследователь обобщает всю собранную им информацию и подводит итог проделанной работы.
Прежде чем приступать к использованию собранного материала, необходимо выдвинуть и разработать рабочую гипотезу.
Гипотеза - направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки. Таким образом, гипотеза - это не простое предположение, но в то же время и не истина: истина - положение, уже подтвержденное фактами и аргументами, тогда как гипотеза еще ожидает подтверждения.
Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий процесс исследования и определяющий его логику, путь разработки, необходимый его элемент.
Ценность гипотезы в значительной мере определяется ее непредвиденностью, неожиданностью, несоответствием установившимся в науке догмам, разрывом с традиционными подходами и методами мышления.
В работе исследователей часто встречается одна из двух крайностей: одни в процессе сбора материала полностью доверяются литературным источникам, другие ограничиваются изучением практики. То и другое неправильно. Изучив литературу вопроса, исследователь должен обратиться к изучению практики. Это требование относится к любой теме.
Научный уровень исследования определяется не его предметом, а методом. Метод исследования в значительной мере предопределяет его ценность: правильный метод повышает эффективность исследования; метод устарелый, непродуманный или не отработанный во всех деталях обесценивает его. Подчас недостаточная тщательность в выборе методов и в разработке частных методик приводит к необходимости повторения всей работы. Поэтому студенту необходимо тщательно определить (выбрать или самостоятельно разработать) методику исследования, т. е. совокупность методов и приемов, необходимых для его проведения.
Структурными элементами отчета об учебно-исследовательской являются:
- титульный лист;
- список исполнителей;
- реферат, сообщение, проект;
- содержание;
- нормативные ссылки;
- определения;
- обозначения и сокращения;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя с учетом требований.
Реферат, сообщение, проект должен содержать:
- сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;
- перечень ключевых слов;
- текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата, сообщения, проекта должен отражать:
- объект исследования или разработки;
- цель работы;
- метод или методологию проведения работы;
- результаты работы;
- основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;
- степень внедрения;
- рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР;
- область применения;
- экономическую эффективность или значимость работы;
- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследовательской работы, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.
В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной исследовательской работы.
Основная часть должна содержать:
а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения исследовательской работы;
б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам исследовательской работы или отдельных ее этапов;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов исследовательской работы;
- оценку технико-экономической эффективности внедрения;
- оценку научно-технического уровня выполненной исследовательской работы в сравнении с лучшими достижениями в данной области.
Критерии оценки:
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 2 балла;
• грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
• умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 2 баллов.
Максимальное количество баллов: 5.
• 5 баллов соответствует оценке «5»
• 4 балла – «4»
• 3 балла – «3»
• менее 2 баллов – «2».
Методические рекомендации по самостоятельной работе со словарем. Приступая к работе со словарём, необходимо, прежде всего познакомиться с его структурой. Несмотря на то, что существует множество различных типов словарей, большинство из них состоит из нескольких разделов: предисловие, правила пользования словарём, сведения о фонетической транскрипции, список условных сокращений, алфавит, собственно словарь, приложение.
Для успешной работы со словарём необходимы следующие знания и умения:1) Слова в словаре расположены строго в алфавитном порядке, последовательность алфавита соблюдается также и внутри слова.
2) При поиске слова в словаре необходимо следить за точным совпадением графического оформления искомого и найденного слова, в противном случае перевод будет неправильный (ср. plague - бедствие, plaque - тарелка; beside – рядом, besides – кроме того; desert – пустыня, dessert – десерт; personal – личный, personnel – персонал).
3) Многие слова являются многозначными, т.е. имеют несколько значений, поэтому при поиске значения слова в словаре необходимо читать всю словарную статью и выбирать для перевода то значение, которое подходит в контекст предложения (текста).
4) При поиске в словаре значения слова в ряде случаев следует принимать во внимание грамматическую функцию слова в предложении, так как некоторые слова выполняют различные грамматические функции и в зависимости от этого переводятся по-разному.
5) При поиске значения глагола в словаре следует иметь в виду, что глаголы указаны в словаре в неопределенной форме (Infinitive) – sleep, choose, like, bring, в то время как в предложении (тексте) они функционируют в разных временах, в разных грамматических конструкциях. Алгоритм поиска глагола зависит от его принадлежности к классу правильных или неправильных глаголов. Отличие правильных глаголов от неправильных заключается в том, что правильные глаголы образуют форму Past Indefinite и Past Participle при помощи прибавления окончания -ed к инфинитиву.
6)Умение выбрать в словаре нужное для данного контекста значение слова. Следует помнить, что поиску слова в словаре должен предшествовать анализ предложения. Чтобы уметь анализировать предложение, необходимо знать:
а) структуру предложения в английском языке;
б) формальные признаки различных частей речи.
При переводе текста с помощью словаря ПОМНИТЕ:
1. Перевод текста не является переводом всех слов в предложении подряд. Необходимо понять смысл данного предложения.
2. Поискам слова в словаре должно предшествовать определение его грамматической функции в предложении.
3. Не следует брать из словаря первое значение слова, не прочитав всю словарную статью.
4. Если в словаре нет значения слова, соответствующего контексту, следует выбрать наиболее близкий синоним или, исходя из общего содержания, самому подобрать наиболее подходящее значение.
5. Если в словаре нет нужного слова, его значение можно установить по строевым элементам на основе правил английского словообразования.
6. При переводе текстов по специальности старайтесь запоминать встречающиеся в них термины, что в последствии значительно облегчит вашу работу над текстом технической направленности.
Критерии оценки:
грамотность выполнения словарной работы, 2 балла;
наличие словарной работы, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
своевременность выполнения словарной работы, 1 балл;
текст сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Методические рекомендации по подготовке и проведению устного монологического высказывания (сочинения):
1.Сформулируйте тему сочинения, правильно озаглавь свое сообщение.
2.Составьте краткий или развернутый план.
3.B соответствие c планом проанализируйте необходимую литературу: тексты, статьи. Подберите цитаты, иллюстративный материал.
4.Выпишите необходимые термины, ключевые слова, речевые обороты.
5.Текст сообщения должен состоять из простых предложений и быть кратким.
6.Начните сообщение c фраз: меня зовут, я хочу рассказать o .., речь идет o ... .
7.Обозначьте во вступлении основные положения, тезисы своего сочинения. Обоснуйте, докажите фактами, проиллюстрируйте эти тезисы.
8.Выделив в своем выступлении смысловые отрезки, установите между ними смысловые связи.
9.Особо подчеркните главное.
10.Закончите сообщение, обозначьте результат, сделайте вывод, подведите итог сказанному.
11.Выразите свое отношение к изложенному.
12.Постарайтесь излагать свое сообщение эмоционально, не читая, a изредка заглядывая в план и зачитывая цитаты.
13.Запомните: украшают сообщение карты, схемы, таблицы.
14. Напишите окончательный вариант текста сначала на черновике, перед тем, как его переписать, проверьте текст.
Критерии оценки:
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 1 балл;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
грамотность изложения, 1 балл,
наличие цитат, пословиц, 1 балл,
словарная работа, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5.
5 баллов соответствует оценке «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
менее 2 баллов – «2»
Методические рекомендации по работе с текстом:
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3.Определите основное содержание текста по знакомым опорным словам, интернациональной лексике и с помощью лингвистического анализа (морфологической структуры слова, соотношения членов предложения и т.д.);
4. Постарайтесь понять значение слов по контексту или интернациональной лексике;
5. Выделите смысловую структуру текста, главную и второстепенную информацию;
6.Обобщите факты, приведенные в тексте;
7.Сделайте перевод всего текста или его фрагмента с помощью словаря;
8.Изложите результаты своей работы в устной или письменной форме (в зависимости от задания).
При переводе незнакомых слов следует учитывать многозначность и вариативность слов. Исходя из общего содержания переводимого текста, необходимо из представленного в словаре множества значений русского слова выбрать наиболее подходящее.
Важное место при переводе текста имеют интернациональные слова, значение которых можно раскрыть без обращения к словарю, так как они имеют общие корни во многих европейских и русском языках.
Далее следует обратить внимание на устойчивые словосочетания, имеющиеся в каждом языке. Эти устойчивые словосочетания являются неразрывным целым, значение которого не всегда можно уяснить путем перевода составляющих его слов. Поэтому они не могут быть переведены буквально на русский язык. Такие словосочетания рекомендуется выписывать целиком и заучивать наизусть. Значение таких словосочетаний часто приходится искать в специальных словарях.
При переводе с иностранного языка на русский важную роль играют предлоги, поскольку при наличии лишь небольшого количества окончаний они часто являются единственными выразителями отношений между словами в предложении.
Составление вопросов по тексту поможет лучше понять содержание и запомнить новые слова и словосочетания.
Подробный пересказ текста с опорой на план (вопросы) и заменой идиоматических и образных средств выражения в тексте на более простые элементы, имеющие тот же смысл, способствует расширению словарного запаса и развитию навыков иноязычной речи.
Критерии оценки:
содержательность перевода, 3 балла;
отражение основной информации текста, 5 баллов;
грамотность перевода, 3 балла;
наличие словарной работы, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность ответов, 1 балл;
текст сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Методические рекомендации по выполнению путеводителя. Путеводитель - это интересный и простой способ, позволяющий узнать больше о родном крае. Путеводитель – краткое справочное издание о каком-либо историческом месте, музее, туристском маршруте, где представлены сведения (знания, представления), полученные в результате поиска, исследования. Существуют путеводители по стране, краю, городу. Они содержат сведения об истории, географическом положении, местных достопримечательностях (памятниках истории, культуры и природы), учреждениях культуры, образования, медицины, предприятиях
Требования к путеводителю:
– Содержание путеводителя должно представлять собой информацию о географии района, населенного пункта, экологической обстановке, фольклоре и др.
– Иллюстративные материалы - визитная карточка, (фотографии, рисунки, схемы) должны отражать наглядность, точность, информативность.
– Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической, хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. В конце или в начале путеводителя приводятся сведения об его апробации и использовании.
Для начала, нужно выбрать альбом или толстую и красивую тетрадку. Украсить его можно самостоятельно, наклеив на обложку вырезки из газет и фотографий родного края. Затем нужно будет закрепить все это с помощью скотча.
Приготовить фотографии для коллажа, бумагу формата А4, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей.
Критерии оценки:
содержательность путеводителя, 3 балла;
отражение основной информации автора, 5 баллов;
ясность, лаконичность, оригинальность оформления, 3 балла;
наличие фотографий, рисунков, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность ответов, 1 балл;
анкета сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Методические рекомендации по самостоятельной работе с лексикой.
1) При составлении списка слов и словосочетаний по какой-либо теме (тексту), при оформлении лексической картотеки или личной тетради-словаря необходимо выписать из англо-русского словаря лексические единицы в их исходной форме, то есть:
имена существительные – в именительном падеже единственного числа (целесообразно также указать форму множественного числа, например: shelf - shelves, man - men, text – texts;
глаголы – в инфинитиве (целесообразно указать и другие основные формы глагола – Past и Past Participle, например: teach – taught – taught, read – read – readит.д.).
2) Заучивать лексику рекомендуется с помощью двустороннего перевода (с английского языка – на русский, с русского языка – на английский) с использованием разных способов оформления лексики (списка слов, тетради-словаря, картотеки).
3) Для закрепления лексики целесообразно использовать примеры употребления слов и словосочетаний в предложениях, а также словообразовательные и семантические связи заучиваемых слов (однокоренные слова, синонимы, антонимы).
4) Для формирования активного и пассивного словаря необходимо освоение наиболее продуктивных словообразовательных моделей английского языка.
Критерии оценки:
наличие словарной работы, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность ответов, 2 балл;
своевременность, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5.
5 баллов соответствует оценке «5»
4 баллов – «4»
3 баллов – «3»
менее 2 баллов – «2»
Planet of English: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ [Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская, Г.В. Лаврик ]. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Англо – русский тематический словарь. – Д: Сталкер, 2000.
Жданова И.Ф., Вартумян Э.Л. Англо – русский экономический словарь. – 4-е изд., стереотип. – М: Рус.яз., 2001.
www.rusedu.ru
www.lingual.net.ru
www.bilingual.ru
www.lingvo-online.ru
www.britannica.com
Образец титульного листа
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж
Р Е Ф Е Р А Т
по учебной дисциплине «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Специальность: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Тема: «Англоговорящие страны»
Выполнил студент гр №
Фамилия И. О.
Проверил: преподаватель
Абдуллина А.В.
Наумовка, 2018
Образец оглавления
Содержание
стр.
Введение .................................................................................. 2
1. ............................................................................................... 3
2. .............................................................................................. 5
3. .............................................................................................. 9
Список использованной литературы................................... 10
Приложение 2
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
«Наименование конспекта»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 3. Список англоговорящих стран.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.