Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Развитие взглядов" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
Иконка файла материала 2развитие взглядов.doc
Земли.  Теогония Развитие взглядов на общество Мировоззрение   –  представление   человека   об окружающем мире и своем месте в этом мире. Типы   мировоззрения:   мифологическое,  Миф   – религиозное,   философское,   научное. представление   о   мире,   существующее   в   форме фактических   рассказов;   общественное   сознание древнего   общества.   Это   наиболее   ранняя   форма духовной   культуры   человечества,   сочетающая зачатки   знаний,   элементы   верований,   различных видов   искусства.   Основная   функция   мифа   – объяснение   происхождения   и   устройства   мира. Черты   мифологического   мышления   – восприятие   природы   как   живого   мыслящего существа;   антропоморфизм   –   перенос   черт человека на неодушевленные предметы, животных; фантастичность. Космогония  –   представления   о   происхождении  –   сказания   о Космоса, происхождении Богов.   Антропогония –  мифы о  Древнеиндийская происхождении   человека. мифология – деление общества на касты и  Варны Касты,   варны   –   замкнутые   группы   людей древнеиндийского общества. Варна – от корня «вар» («цвет»). Мифологическое представление   о   трех   мирах   –   небесном (отдаленный   Космос),   воздушном   (видимом)   и земном   –   проецируется   на   общество   в   виде   трех сословий   –   жрецов   (белый   цвет),   военной   знати (красный   цвет),   земледельцев   (желтый   цвет). Четвертая группа –  шудры (черный цвет) – слуги, зависимые лица. Каста – замкнутая профессиональная корпорация в Древней   Индии,   принадлежность   к   которой передается по наследству. В древности выделялось сотни   каст.   В   целом   кастовая   структура детализирует касты.  религиозно­философское   учение. Буддизм   – Основатель   учения   –   Будда,   т.е.   Просветленный, царевич Сиддхартха Гаутама Шакъямуни. В основе учения   –   преодоление   желаний.   Необходимость полного отрешения от мира, добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой. Спасение через освобождение от желаний. Общие   черты   философских   школ   Древней Индии:  Окружающий   мир   и   личность   тесно связаны;   Философия   обращена   внутрь   человека; Учение   о   Карме   –   сумма   добрых   и   злых   дел каждого   человека;   Учение   о   перерождении, бесконечная   цепь   перерождений,   вечный круговорот жизни и смерти. Древнекитайская   философия   –  связь   с мифологией.   Отличительная   черта   –   историзация мифических   персонажей,   их   истолкование   как гл    явления.    VII­V    Природы   и   Космоса. Древнекитайская реальных   деятелей   философия – связь с мифологией. Отличительная черта   –   историзация   мифических   персонажей,   их истолкование   как   реальных   деятелей   глубокой древности:   главнейшие   персонажи   –   правители, сановники   и   т.п.   Китайские   божества   схожи   с животными, птицами, рыбами, образ полуживотных – полулюдей. Даосизм   –  учение   о   Дао   (пути   вещей). Основоположник   –   древний   философ   Лао   –   цзы. Основная   идея   даосизма   –   взаимодействие человека,   Проповедь сострадания,   бережливости,   смирения,   воздание добром за зло. Конфуцианство  –   философское   течение, основоположником   которого   является   Конфуций. Его   идеал   –   благородный   человек.   Основные этические   принципы:   гуманизм,   чувство   долга, преданность старине, забота о родителях, помощь другим   людям,   скромность.   Покорность   судьбе, правителю   –   один   из   основных   принципов   этики конфуцианства. Греческая   мифология   –  периодизация:   1) доклассический   период, вв.до   н.э., (Анаксимен,   Гераклит,   учения   софистов),   2) классический, V – до конца IV вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель). Натурализм  –   философский   взгляд   на   мир, согласно которому природа выступает как единое целое.   В   соответствии   с   этим,   принцип   единства единообразно   объясняет   все   природные   и социальные для доклассической философии. Специфика   доклассической   мифологии   – слияние   человека   с   природой,   ощущение   себя частью   природы.   Смешанные   формы:   сочетание коня   и   человека   (кентавры),   человека   и   змеи (ехидна), или несколько образов в одном – голова и грудь   человека,   крылья   грифона,   туловища   льва (сфинкс). Специфика   классического   периода   – объединение греческих богов под властью одного владыки   Зевса,   сосредоточение   власти   которого находится на Олимпе. Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий. Накопление философских знаний, переход от изучения природы к   рассмотрению   человека,   его   жизни   во   всех проявлениях.   «Человек   –   мера   всех   вещей» (Протагор). Сократ – философия для него как способ познания добра   и   зла.   Метод   Сократа   –   беседы,   диалоги. Знание – источник нравственного совершенства. Отличия между мифологическим и  философским способом познания Мифология   Характере Философия ­Не знает отличия между природой и обществом,  очеловечивание  природы Образное мышление,  эмоциональность. Не стремится к анализу  событий, выводам,  проверке истинности  содержащихся  положений любомудрие Исходит из того, что  общество – это  организованная форма  совместной  деятельности людей.  Взаимосвязь человека,  природы и общества. Формирует свои  наблюдения в строго  определенных понятиях,  мыслит  умозаключениями,  логично и доказательно.  Поиск объективных  причин,  закономерностей,  причинно­следственных  связей. Наличие методов познания. Знание должно  соответствовать законам объективного мира, т.е.  быть истинным.               у   то   государства хорошо .Превосходство За реальность  принимаются все  события и персонажи.  Причинный «ключ» ко  всем событиям в мире  находится у богов. Концепция   Платона («Государство»).   Государство   есть   особая   форма поселения   людей,   возникшая   из   необходимости удовлетворения   потребностей   в   пище   и   жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка   внутри   населения.  То,  что   хорошо   для и государства, для гражданина интересов государства над интересами граждан. В государстве три   сословия:   философы   –   правители,   воины, земледельцы.   Наилучшая   форма   правления   – монархия. частную собственность   правителям   и   воинам.   Его   идеал, когда всё в государстве является общим. Богатство ­     благо,   если   оно   спутник   разумности.   Был идеалистом,   считая,   что   первичен   БОГ.   Он   мера всех вещей. Концепция   государства   у   Аристотеля (Политика»). Человек – существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни. Государство   стоит   над   гражданами   и   существует для блага входящих в него граждан. Впервые ввел идею   о   системе   разделения   властей   на законодательную,   судебную. Разделение   общества   на   богатых   и   бедных отрицательно   существование государства.   Общество   должно   иметь  средний класс.   Отношение  к   закону:   закон   выше   всех правителей.   Правильные   формы   правления   (по   исполнительную, Запрещение влияет   на     иметь     олигархию,   демократию. закону)   –   монархия,   аристократия,   полития (   власть   большинства   в   соответствии   с   законом). Несовершенными   формами   правления   считал тиранию,   Был материалистом. Первична материя ­  начало жизни и деятельности. Средневековая   философия   –  господство христианской философии. В центре всего – БОГ. Философские учения Фомы Аквинского, Франциска Ассизского. Схоластика   ­    тип   религиозной   философии, возникший   в   средние   века   и   характеризующийся повышенным   вниманием   к   формально­логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта. Схоласты считали, что любое знание должно быть дано   и   обосновано   Библией   с   помощью   строгих логических   рассуждений.   Схоластов   отличает утонченная   культура   доказательств,   стройность теоретических   построений,   четкость   терминов   и определений.   Т.о.,   схоластика   –   тип   религиозной философии,   основанный   на   примате   веры   над знанием. Эсхатология  –   религиозное   учение   о   конечных судьбах мира и человека. Креационизм  – религиозное учение о сотворении мира богом. Возрождение (Ренессанс) –  духовное обновление, подъем   светской   культуры,   формирование гуманистического   мировоззрения.   Интерес   к античности. Культ разума и знания. Исторические рамки   культуры   Возрождения   –   40­е   гг.  XVI    ­ начало XVII вв. Гуманизм   (лат.«изучение   человеческого»)   – человек   стоит   в   центре   мировоззрения,   а   весь окружающий мир – творение человека. Реформация –  социально­политическое движение в   Европе  XVI  в.,   реформирование   католической церкви.   Крупнейшие   деятели   Реформации   – Мартин Лютер, Жан Кальвин. Отвергали церковь как посредника между Богом и человеком.   Спасение   души   при   помощи   веры. Богатство есть милость Бога. Протестантизм стал   основой   нового   индустриального духовной   общества.   Религиозное   сознание   сменилось светским   мировоззрением.   Реформация   открыла дорогу   к   парламентаризму   и   промышленной революции. Философия XVII в. Теория   общественного   договора   –  Т.Гоббс, Дж.Локк,   Ж.­Ж.   Руссо.   Источник   и   обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных   людей   для   защиты   их   прав   на   жизнь, частную собственность. Концепция естественного права –  до появления государства,   у   людей   всегда   были   права.   Онидаются   им   от   рождения   и   не   могут   быть   никем отняты.   Об   этом   написал   в   своем   произведении «Левиафан» Т.Гоббс. Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей. Эпоха Просвещения  –   (вторая   половина  XVII  – XVIII  вв.).   Взгляды   просветителей   Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.­Ж. Руссо. Утверждение идей общественного прогресса ­  взгляды Ж.Тюрго, А.Кондорсе.   Взгляды   на  частную   собственность   ­ Ж.Мелье, Г. Мабли, А.Смит. Возникновение идей гражданского   общества   и   правового   государства, теорий   естественного   равенства   людей   и общественного договора, идеи равенства властей ­ (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье). Французские   просветители  –   Ф.М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж­Ж. Руссо. Вольтер  считал,   что   в   основе   общественного порядка должна лежать  свобода, собственность и равенство.  Он был  сторонником  конституционной монархии,   свободы   вероисповедания.  Монтескье разработал   теорию   разделения   властей.   Идеал Монтескье   –   конституционная   монархия, основанная   на   строгом   разделении   властей.   Ж.­ Ж.Руссо считал естественным состояние общества ­   гармонию   с   природой,   равенство,   свободы отдельной   личности.   Лучший   тип   общественного устройства – республика, обеспечивающая полноту власти народа. Утопические   теории  –   Т.Мор   («Утопия»), Т.Кампанелла   («Город   Солнца»),   А.Сен­Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. Утопия   –  модель   определенного   вымышленного общества как воплощение идеального общества. Утопический   социализм  –   учение   об   обществе, основанном на общем имуществе, обязательном для всех   труде,   равном   распределении   продуктов,   на общественном прогрессе изобилии. Экономические   теории   –  А.Смит,   основатель английской   политической   экономии.   Называл основные условия развития свободной экономики: частная   собственность,   конкуренция,   ограничение монополий.   Создал   основной   закон   товарного производства   –   закон   стоимости:   товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство. Социологические   теории   –  О.Конт   является основателем   социологии.   Считал,   что   общество необходимо   изучать   на   основе   знания   законов, основанных   на   фактах.   Необходимо   при   этом применять такие научные методы как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод. Гегель   и   марксизм   –  Гегель   обосновал  теорию гражданского   общества.  Гражданское   общество, по его мнению, является обществом собственников, взаимно   обменивающихся   вещами,   которыми   они             сословия, независимость   Основа   гражданского   общества   – владеют. экономика.   Ему   присуща   частная   собственность, охраняемая   государством,   личная свобода   граждан.   Становление   гражданского общества связано с развитием капиталистического общества.   Ценности   общества:   свобода,   права, экономическая человека. Государство   –   высшее   воплощение   свободы. Именно свобода – цель государства.   Оно создает условия   и развивает свободу граждан. Признавал конституционную   монархию   образцом   формы правления. Гегель являлся идеалистом. Считал, что первичен мировой   дух,   абсолютная   идея.   Гегель   является основателем   диалектического   метода.   Учение   о развитии   ­   суть   этого   метода.   Основы диалектического метода: переход из количества в качество через скачок;  противоположности  и  их единство;     отрицание   отрицания;   единство разумного и действительного. Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения ­   марксизма. Маркс создал   теорию   исторического   материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным   особым   законам   развития.   Основу общества   составляет   общественное   производство, производительная людей, направленная   на   удовлетворение   материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно­ экономических   формаций.   Формация   ­   это определенный   способ   производства   материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял   пять:   первобытно­общинный   строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический,   коммунистический   (первая фаза   коммунизма   –   социализм).   Коммунизм   – общество,   общественной собственности на средства производства; принцип распределения   общественного   богатства:   «от   каждому   по каждого   по   способностям, потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность   –   черты   коммунистической   формации. Марксизм   стал   альтернативой   западному   пути развития   общества.   Он   предлагал:     Сохранение идеи   прогресса,   вечного   движения   вперед   к вершинам благосостояния и процветания. Отказ от христианства   как   системы   духовных   ценностей западного   типа   цивилизации.   Провозглашение атеизма   –   абсолютного   безбожия.   Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально­классовой   дифференциации,   создание общества   без   классов,   с   общественной   формой собственности. правового демократического государства, и связанных с ним деятельность   основанное   на   Отмирание– институтов. общетеоретического   Создание демократических самоуправляющего   общества   в   масштабах   всей западной   цивилизации.   Отказ   от   индивидуализма, приоритет   коллективизма,   подчинение   личных интересов интересам общества (коллектива). Идеализм  –   одно   из   основных   направлений   в философии.   Сторонники   идеализма   признают первичным дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был   введен   немецким   философом   Г.Лейбницем   в начале  XIXв.   Родоначальником   идеалистического направления в философии был Платон. Материализм – одно из направлений в философии, считающий   первоосновой   всего   сущего   на   земле материю,   которая   вечна,   является   источником многообразия и единства всего сущего. Позитивизм    философское течение, предлагающее   ограничить   научное   познание «положительным»,  т.е. конкретным, фактическим, опытным   знанием   и   отрицающее   практическую значимость   познания. Позитивисты   предлагают   исследовать   только явления   предметов   и   процессов,   отказавшись   от стремления познать их сущность. Основоположник позитивизма – О.Конт Развитие обществознания в XX веке. Неопозитивизм –  отличительной чертой является пристальное   внимание   к   формальной   стороне познания,   отвлекаясь   от   содержания   полученных знаний,   неопозитивизм   концентрируется   на проблемах   языка,   символической   логики,   форм обновления научного знания. Структурализм  –   философское   направление, абсолютизирующее   понятие   структуры,   и объявляющее   структурный   метод   исследований универсальным   способом   познания.   Структура   – это то, что позволяет предметом быть самим собой: предметы   изменчивы,   непостоянны,   постоянна только структура.  радикально­ Два   направления   в   марксизме: революционное ревизионистское (реформаторское).  Ленин   В.И.  создал   учение   об империализме,   классовой   борьбе   и   неизбежности социалистической диктатуре пролетариата.   Выдвинул   идею   о   неравномерности экономического   и   политического   развития   стран как   безусловном   законе   капитализма.   Победа социалистической революции возможна не во всех странах одновременно, а в одной стране, главное, чтобы эта страна была клубком противоречий. Бернштейн Э.  был представителем ревизионизма.  волюнтаризм Критиковал   марксизм   (стремление   к   достижению   цели   без   учета объективных обстоятельств и последствий). Считал возможность   перехода   от   капитализма   к социализму реформаторским путем. революции, за и               взаимосвязи Каутский К.  встал на защиту тезиса марксизма о неизбежности   краха   капитализма.   Считал,   что революции   должны   предшествовать   реформы. Диктатуру   пролетариата   считал   наихудшим вариантом   общества,   наилучший   вариант   ­ демократический союз во главе с пролетариатом. Детерминизм  –   учение   об   объективной закономерной и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе Плеханов   Г.В.­  активный   участник   борьбы   с ревизией   марксизма.   Основатель   социал­ демократии   в   России.   Впоследствии   разошелся   с Лениным,   осуждая   большевистскую   партию   за преждевременные коммунистические эксперименты, захват   власти,   поспешный   игнорирование законов истории. Теории индустриального и постиндустриального общества Индустриальное   общество   (  термин   предложил Сен­Симон, а развивали О.Конт, Г.Спенсер, Р.Арон, У.   Ростоу,   Д.Белл)  –  состояние   общества,   для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации. Массовое производство товаров на широкий рынок,   автоматизация   производства   и машинизация, управления,   научно­техническая   революция. Шесть   основных   признаков   индустриальной цивилизации:    централизация, стандартизация,   специализация   и   максимализация (О.Тоффлер). Постиндустриальное общество, постмодернистское, информационное (Д. Белл) – новая стадия общественного развития, связанная с изменениями   в   экономике,   социальной   структуре, профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, образования и знания. Признаки   постиндустриального   общества   ­ создание экономики, профессиональное   деление   общества,   а   не   Доминирование   слоя   научно­ классовое. технических   специалистов.   Наука   является главным двигателем развития общества. Теория   конвергенции   –  авторы   Дж.   Гелбрейт, У.Ростоу,   считали   возможным   сближение капитализма и социализма. Технократизм  –   направление   в   общественно­ политической мысли, согласно которому общество регулируется технико­   носителем организационной   рациональности, которой   являются   инженеры,   технические специалисты.   Ведущая   роль   в   развитии   общества отводится   технике   и   техническим   специалистам, которые смогут заменить политиков в управлении обслуживающей концентрация, принципамиявлений жизни общества. Задачи футурологии – построение как   можно   более   реальной   картины   будущего   со всеми   её   отрицательными   и   положительными сторонами. Учение   о   ценностях   –  (Г.Риккерт,   М.Вебер). Ценность  –   понятие,   с   помощью   которого характеризуют   социально­историческое   значение для   общества   и   личностный   смысл   для   человека определенных действительности; личностно   окрашенное   отношение   к   миру, возникающее   не   только   на   основе   знания   и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Культурный детерминизм  – концепция, согласно которой   явления   духовной   культуры   играют определяющую   роль   в   развитии   общества. Веберовская   формула   капитализма:   стремление   к максимальной   прибыли   и   рациональной дисциплине. Вебер выделил три типа господства: 1) «легальный» ­ подчинение закону, а не личности; 2) «традиционный»   ­   обуславливается   привычками, традициями; ­ обуславливается личной преданностью подданных. Экзистенциализм   (Ж.­П.  Сартр,   М.Хайдеггер, А.Камю, Н.Бердяев)  ­  философия существования. Рассматривает   человека   как   конечное   существо, вынужденное   постоянно   решать   проблемы   своего существования. В центре внимания – человек, его свобода, выбор жизненных путей. Экзистенциализм   Сартра:   обретение   человеком своей сознания, ответственности   человека.   Свобода   –   условие, благодаря которому сущность возможна. Человек всегда свободен. «харизматический» свободы   сущности,       3)     –   –  Технократия  –   установление государством.   политической власти техническими специалистами. Ростоу   У.  автор   концепции   «стадий экономического   роста».   В   основе   развития общества   лежит   изменения   в   области   техники   и производства. Бжезинский   З.  создал   концепцию «технотронного   общества»:   прямое   воздействие науки и техники на все сферы общественной жизни; автоматизация   и   кибернетика   заменяют   операции человека   с   машинами;   полная   доступность образования;   воспитание   интуиции,   творчества; технотронное   общество   бросает   человеку   вызов­ стать активным членом общества. Этапы   развития   теории   постиндустриального общества: 1   этап   –   50­60­е   гг.   (Д.Белл,З.   Бжезинский, У.Ростоу) –  техницизм, абсолютизм роли науки и техники   в   развитии   общества,   оптимизм, приближение общества изобилия. 2­ой   этап   –   70­е   гг.   (Римский   Клуб   – международная   неправительственная   организация, выдвинувшая   программу   изучения   глобальных проблем)   –   в   центре   внимания   стояли обострившиеся глобальные проблемы, связанные с прогрессом   техники   (загрязнение   окружающей среды,   сокращение   природных   ресурсов). Пессимизм,   отход   от   технократизма,   большое внимание к проблемам кризиса системы ценностей. 3­ий   этап   –   80­90­е   гг.XX  вв.   (О.Тоффлер)   – возвращение   к   оптимистическому   направлению вследствие   дальнейшего   прогресса   науки   и техники,   огромных   успехов   микроэлектронной революции. Социальное прогнозирование – проявилось в двух направлениях: антиутопия и футурология Методы   экстраполяция и моделирование. Экстраполяция  –   продолжение   на   будущее тенденции настоящего. Моделирование   –  конструирование   возможного будущего. Антиутопия  – проекция в воображаемое будущее пессимистических   представлений   о   социальном прогрессе.   Антиутопия   как   кризис   исторической надежды,   неустранимость   социального   зла; прогресс   рассматривался   как   путь,   ведущий   к рациональному, бесчувственному, механизированному   миру,   осуществляющему тотальный   контроль   над   общественной   и   частной жизнью граждан.  –   комплексная   дисциплина, Футурология основанная   на   данных   общественных   и естественных наук и ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер   прогнозирования: социального