Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"
Оценка 4.6

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Развитие взглядов" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
2развитие взглядов.doc
Земли.  Теогония Развитие взглядов на общество Мировоззрение   –  представление   человека   об окружающем мире и своем месте в этом мире. Типы   мировоззрения:   мифологическое,  Миф   – религиозное,   философское,   научное. представление   о   мире,   существующее   в   форме фактических   рассказов;   общественное   сознание древнего   общества.   Это   наиболее   ранняя   форма духовной   культуры   человечества,   сочетающая зачатки   знаний,   элементы   верований,   различных видов   искусства.   Основная   функция   мифа   – объяснение   происхождения   и   устройства   мира. Черты   мифологического   мышления   – восприятие   природы   как   живого   мыслящего существа;   антропоморфизм   –   перенос   черт человека на неодушевленные предметы, животных; фантастичность. Космогония  –   представления   о   происхождении  –   сказания   о Космоса, происхождении Богов.   Антропогония –  мифы о  Древнеиндийская происхождении   человека. мифология – деление общества на касты и  Варны Касты,   варны   –   замкнутые   группы   людей древнеиндийского общества. Варна – от корня «вар» («цвет»). Мифологическое представление   о   трех   мирах   –   небесном (отдаленный   Космос),   воздушном   (видимом)   и земном   –   проецируется   на   общество   в   виде   трех сословий   –   жрецов   (белый   цвет),   военной   знати (красный   цвет),   земледельцев   (желтый   цвет). Четвертая группа –  шудры (черный цвет) – слуги, зависимые лица. Каста – замкнутая профессиональная корпорация в Древней   Индии,   принадлежность   к   которой передается по наследству. В древности выделялось сотни   каст.   В   целом   кастовая   структура детализирует касты.  религиозно­философское   учение. Буддизм   – Основатель   учения   –   Будда,   т.е.   Просветленный, царевич Сиддхартха Гаутама Шакъямуни. В основе учения   –   преодоление   желаний.   Необходимость полного отрешения от мира, добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой. Спасение через освобождение от желаний. Общие   черты   философских   школ   Древней Индии:  Окружающий   мир   и   личность   тесно связаны;   Философия   обращена   внутрь   человека; Учение   о   Карме   –   сумма   добрых   и   злых   дел каждого   человека;   Учение   о   перерождении, бесконечная   цепь   перерождений,   вечный круговорот жизни и смерти. Древнекитайская   философия   –  связь   с мифологией.   Отличительная   черта   –   историзация мифических   персонажей,   их   истолкование   как гл    явления.    VII­V    Природы   и   Космоса. Древнекитайская реальных   деятелей   философия – связь с мифологией. Отличительная черта   –   историзация   мифических   персонажей,   их истолкование   как   реальных   деятелей   глубокой древности:   главнейшие   персонажи   –   правители, сановники   и   т.п.   Китайские   божества   схожи   с животными, птицами, рыбами, образ полуживотных – полулюдей. Даосизм   –  учение   о   Дао   (пути   вещей). Основоположник   –   древний   философ   Лао   –   цзы. Основная   идея   даосизма   –   взаимодействие человека,   Проповедь сострадания,   бережливости,   смирения,   воздание добром за зло. Конфуцианство  –   философское   течение, основоположником   которого   является   Конфуций. Его   идеал   –   благородный   человек.   Основные этические   принципы:   гуманизм,   чувство   долга, преданность старине, забота о родителях, помощь другим   людям,   скромность.   Покорность   судьбе, правителю   –   один   из   основных   принципов   этики конфуцианства. Греческая   мифология   –  периодизация:   1) доклассический   период, вв.до   н.э., (Анаксимен,   Гераклит,   учения   софистов),   2) классический, V – до конца IV вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель). Натурализм  –   философский   взгляд   на   мир, согласно которому природа выступает как единое целое.   В   соответствии   с   этим,   принцип   единства единообразно   объясняет   все   природные   и социальные для доклассической философии. Специфика   доклассической   мифологии   – слияние   человека   с   природой,   ощущение   себя частью   природы.   Смешанные   формы:   сочетание коня   и   человека   (кентавры),   человека   и   змеи (ехидна), или несколько образов в одном – голова и грудь   человека,   крылья   грифона,   туловища   льва (сфинкс). Специфика   классического   периода   – объединение греческих богов под властью одного владыки   Зевса,   сосредоточение   власти   которого находится на Олимпе. Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий. Накопление философских знаний, переход от изучения природы к   рассмотрению   человека,   его   жизни   во   всех проявлениях.   «Человек   –   мера   всех   вещей» (Протагор). Сократ – философия для него как способ познания добра   и   зла.   Метод   Сократа   –   беседы,   диалоги. Знание – источник нравственного совершенства. Отличия между мифологическим и  философским способом познания Мифология   Характере Философия ­ Не знает отличия между природой и обществом,  очеловечивание  природы Образное мышление,  эмоциональность. Не стремится к анализу  событий, выводам,  проверке истинности  содержащихся  положений любомудрие Исходит из того, что  общество – это  организованная форма  совместной  деятельности людей.  Взаимосвязь человека,  природы и общества. Формирует свои  наблюдения в строго  определенных понятиях,  мыслит  умозаключениями,  логично и доказательно.  Поиск объективных  причин,  закономерностей,  причинно­следственных  связей. Наличие методов познания. Знание должно  соответствовать законам объективного мира, т.е.  быть истинным.               у   то   государства хорошо .Превосходство За реальность  принимаются все  события и персонажи.  Причинный «ключ» ко  всем событиям в мире  находится у богов. Концепция   Платона («Государство»).   Государство   есть   особая   форма поселения   людей,   возникшая   из   необходимости удовлетворения   потребностей   в   пище   и   жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка   внутри   населения.  То,  что   хорошо   для и государства, для гражданина интересов государства над интересами граждан. В государстве три   сословия:   философы   –   правители,   воины, земледельцы.   Наилучшая   форма   правления   – монархия. частную собственность   правителям   и   воинам.   Его   идеал, когда всё в государстве является общим. Богатство ­     благо,   если   оно   спутник   разумности.   Был идеалистом,   считая,   что   первичен   БОГ.   Он   мера всех вещей. Концепция   государства   у   Аристотеля (Политика»). Человек – существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни. Государство   стоит   над   гражданами   и   существует для блага входящих в него граждан. Впервые ввел идею   о   системе   разделения   властей   на законодательную,   судебную. Разделение   общества   на   богатых   и   бедных отрицательно   существование государства.   Общество   должно   иметь  средний класс.   Отношение  к   закону:   закон   выше   всех правителей.   Правильные   формы   правления   (по   исполнительную, Запрещение влияет   на     иметь     олигархию,   демократию. закону)   –   монархия,   аристократия,   полития (   власть   большинства   в   соответствии   с   законом). Несовершенными   формами   правления   считал тиранию,   Был материалистом. Первична материя ­  начало жизни и деятельности. Средневековая   философия   –  господство христианской философии. В центре всего – БОГ. Философские учения Фомы Аквинского, Франциска Ассизского. Схоластика   ­    тип   религиозной   философии, возникший   в   средние   века   и   характеризующийся повышенным   вниманием   к   формально­логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта. Схоласты считали, что любое знание должно быть дано   и   обосновано   Библией   с   помощью   строгих логических   рассуждений.   Схоластов   отличает утонченная   культура   доказательств,   стройность теоретических   построений,   четкость   терминов   и определений.   Т.о.,   схоластика   –   тип   религиозной философии,   основанный   на   примате   веры   над знанием. Эсхатология  –   религиозное   учение   о   конечных судьбах мира и человека. Креационизм  – религиозное учение о сотворении мира богом. Возрождение (Ренессанс) –  духовное обновление, подъем   светской   культуры,   формирование гуманистического   мировоззрения.   Интерес   к античности. Культ разума и знания. Исторические рамки   культуры   Возрождения   –   40­е   гг.  XVI    ­ начало XVII вв. Гуманизм   (лат.«изучение   человеческого»)   – человек   стоит   в   центре   мировоззрения,   а   весь окружающий мир – творение человека. Реформация –  социально­политическое движение в   Европе  XVI  в.,   реформирование   католической церкви.   Крупнейшие   деятели   Реформации   – Мартин Лютер, Жан Кальвин. Отвергали церковь как посредника между Богом и человеком.   Спасение   души   при   помощи   веры. Богатство есть милость Бога. Протестантизм стал   основой   нового   индустриального духовной   общества.   Религиозное   сознание   сменилось светским   мировоззрением.   Реформация   открыла дорогу   к   парламентаризму   и   промышленной революции. Философия XVII в. Теория   общественного   договора   –  Т.Гоббс, Дж.Локк,   Ж.­Ж.   Руссо.   Источник   и   обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных   людей   для   защиты   их   прав   на   жизнь, частную собственность. Концепция естественного права –  до появления государства,   у   людей   всегда   были   права.   Они даются   им   от   рождения   и   не   могут   быть   никем отняты.   Об   этом   написал   в   своем   произведении «Левиафан» Т.Гоббс. Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей. Эпоха Просвещения  –   (вторая   половина  XVII  – XVIII  вв.).   Взгляды   просветителей   Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.­Ж. Руссо. Утверждение идей общественного прогресса ­  взгляды Ж.Тюрго, А.Кондорсе.   Взгляды   на  частную   собственность   ­ Ж.Мелье, Г. Мабли, А.Смит. Возникновение идей гражданского   общества   и   правового   государства, теорий   естественного   равенства   людей   и общественного договора, идеи равенства властей ­ (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье). Французские   просветители  –   Ф.М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж­Ж. Руссо. Вольтер  считал,   что   в   основе   общественного порядка должна лежать  свобода, собственность и равенство.  Он был  сторонником  конституционной монархии,   свободы   вероисповедания.  Монтескье разработал   теорию   разделения   властей.   Идеал Монтескье   –   конституционная   монархия, основанная   на   строгом   разделении   властей.   Ж.­ Ж.Руссо считал естественным состояние общества ­   гармонию   с   природой,   равенство,   свободы отдельной   личности.   Лучший   тип   общественного устройства – республика, обеспечивающая полноту власти народа. Утопические   теории  –   Т.Мор   («Утопия»), Т.Кампанелла   («Город   Солнца»),   А.Сен­Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. Утопия   –  модель   определенного   вымышленного общества как воплощение идеального общества. Утопический   социализм  –   учение   об   обществе, основанном на общем имуществе, обязательном для всех   труде,   равном   распределении   продуктов,   на общественном прогрессе изобилии. Экономические   теории   –  А.Смит,   основатель английской   политической   экономии.   Называл основные условия развития свободной экономики: частная   собственность,   конкуренция,   ограничение монополий.   Создал   основной   закон   товарного производства   –   закон   стоимости:   товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство. Социологические   теории   –  О.Конт   является основателем   социологии.   Считал,   что   общество необходимо   изучать   на   основе   знания   законов, основанных   на   фактах.   Необходимо   при   этом применять такие научные методы как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод. Гегель   и   марксизм   –  Гегель   обосновал  теорию гражданского   общества.  Гражданское   общество, по его мнению, является обществом собственников, взаимно   обменивающихся   вещами,   которыми   они             сословия, независимость   Основа   гражданского   общества   – владеют. экономика.   Ему   присуща   частная   собственность, охраняемая   государством,   личная свобода   граждан.   Становление   гражданского общества связано с развитием капиталистического общества.   Ценности   общества:   свобода,   права, экономическая человека. Государство   –   высшее   воплощение   свободы. Именно свобода – цель государства.   Оно создает условия   и развивает свободу граждан. Признавал конституционную   монархию   образцом   формы правления. Гегель являлся идеалистом. Считал, что первичен мировой   дух,   абсолютная   идея.   Гегель   является основателем   диалектического   метода.   Учение   о развитии   ­   суть   этого   метода.   Основы диалектического метода: переход из количества в качество через скачок;  противоположности  и  их единство;     отрицание   отрицания;   единство разумного и действительного. Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения ­   марксизма. Маркс создал   теорию   исторического   материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным   особым   законам   развития.   Основу общества   составляет   общественное   производство, производительная людей, направленная   на   удовлетворение   материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно­ экономических   формаций.   Формация   ­   это определенный   способ   производства   материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял   пять:   первобытно­общинный   строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический,   коммунистический   (первая фаза   коммунизма   –   социализм).   Коммунизм   – общество,   общественной собственности на средства производства; принцип распределения   общественного   богатства:   «от   каждому   по каждого   по   способностям, потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность   –   черты   коммунистической   формации. Марксизм   стал   альтернативой   западному   пути развития   общества.   Он   предлагал:     Сохранение идеи   прогресса,   вечного   движения   вперед   к вершинам благосостояния и процветания. Отказ от христианства   как   системы   духовных   ценностей западного   типа   цивилизации.   Провозглашение атеизма   –   абсолютного   безбожия.   Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально­классовой   дифференциации,   создание общества   без   классов,   с   общественной   формой собственности. правового демократического государства, и связанных с ним деятельность   основанное   на   Отмирание – институтов. общетеоретического   Создание демократических самоуправляющего   общества   в   масштабах   всей западной   цивилизации.   Отказ   от   индивидуализма, приоритет   коллективизма,   подчинение   личных интересов интересам общества (коллектива). Идеализм  –   одно   из   основных   направлений   в философии.   Сторонники   идеализма   признают первичным дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был   введен   немецким   философом   Г.Лейбницем   в начале  XIXв.   Родоначальником   идеалистического направления в философии был Платон. Материализм – одно из направлений в философии, считающий   первоосновой   всего   сущего   на   земле материю,   которая   вечна,   является   источником многообразия и единства всего сущего. Позитивизм    философское течение, предлагающее   ограничить   научное   познание «положительным»,  т.е. конкретным, фактическим, опытным   знанием   и   отрицающее   практическую значимость   познания. Позитивисты   предлагают   исследовать   только явления   предметов   и   процессов,   отказавшись   от стремления познать их сущность. Основоположник позитивизма – О.Конт Развитие обществознания в XX веке. Неопозитивизм –  отличительной чертой является пристальное   внимание   к   формальной   стороне познания,   отвлекаясь   от   содержания   полученных знаний,   неопозитивизм   концентрируется   на проблемах   языка,   символической   логики,   форм обновления научного знания. Структурализм  –   философское   направление, абсолютизирующее   понятие   структуры,   и объявляющее   структурный   метод   исследований универсальным   способом   познания.   Структура   – это то, что позволяет предметом быть самим собой: предметы   изменчивы,   непостоянны,   постоянна только структура.  радикально­ Два   направления   в   марксизме: революционное ревизионистское (реформаторское).  Ленин   В.И.  создал   учение   об империализме,   классовой   борьбе   и   неизбежности социалистической диктатуре пролетариата.   Выдвинул   идею   о   неравномерности экономического   и   политического   развития   стран как   безусловном   законе   капитализма.   Победа социалистической революции возможна не во всех странах одновременно, а в одной стране, главное, чтобы эта страна была клубком противоречий. Бернштейн Э.  был представителем ревизионизма.  волюнтаризм Критиковал   марксизм   (стремление   к   достижению   цели   без   учета объективных обстоятельств и последствий). Считал возможность   перехода   от   капитализма   к социализму реформаторским путем. революции, за и               взаимосвязи Каутский К.  встал на защиту тезиса марксизма о неизбежности   краха   капитализма.   Считал,   что революции   должны   предшествовать   реформы. Диктатуру   пролетариата   считал   наихудшим вариантом   общества,   наилучший   вариант   ­ демократический союз во главе с пролетариатом. Детерминизм  –   учение   об   объективной закономерной и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе Плеханов   Г.В.­  активный   участник   борьбы   с ревизией   марксизма.   Основатель   социал­ демократии   в   России.   Впоследствии   разошелся   с Лениным,   осуждая   большевистскую   партию   за преждевременные коммунистические эксперименты, захват   власти,   поспешный   игнорирование законов истории. Теории индустриального и постиндустриального общества Индустриальное   общество   (  термин   предложил Сен­Симон, а развивали О.Конт, Г.Спенсер, Р.Арон, У.   Ростоу,   Д.Белл)  –  состояние   общества,   для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации. Массовое производство товаров на широкий рынок,   автоматизация   производства   и машинизация, управления,   научно­техническая   революция. Шесть   основных   признаков   индустриальной цивилизации:    централизация, стандартизация,   специализация   и   максимализация (О.Тоффлер). Постиндустриальное общество, постмодернистское, информационное (Д. Белл) – новая стадия общественного развития, связанная с изменениями   в   экономике,   социальной   структуре, профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, образования и знания. Признаки   постиндустриального   общества   ­ создание экономики, профессиональное   деление   общества,   а   не   Доминирование   слоя   научно­ классовое. технических   специалистов.   Наука   является главным двигателем развития общества. Теория   конвергенции   –  авторы   Дж.   Гелбрейт, У.Ростоу,   считали   возможным   сближение капитализма и социализма. Технократизм  –   направление   в   общественно­ политической мысли, согласно которому общество регулируется технико­   носителем организационной   рациональности, которой   являются   инженеры,   технические специалисты.   Ведущая   роль   в   развитии   общества отводится   технике   и   техническим   специалистам, которые смогут заменить политиков в управлении обслуживающей концентрация, принципами явлений жизни общества. Задачи футурологии – построение как   можно   более   реальной   картины   будущего   со всеми   её   отрицательными   и   положительными сторонами. Учение   о   ценностях   –  (Г.Риккерт,   М.Вебер). Ценность  –   понятие,   с   помощью   которого характеризуют   социально­историческое   значение для   общества   и   личностный   смысл   для   человека определенных действительности; личностно   окрашенное   отношение   к   миру, возникающее   не   только   на   основе   знания   и информации, но и собственного жизненного опыта человека. Культурный детерминизм  – концепция, согласно которой   явления   духовной   культуры   играют определяющую   роль   в   развитии   общества. Веберовская   формула   капитализма:   стремление   к максимальной   прибыли   и   рациональной дисциплине. Вебер выделил три типа господства: 1) «легальный» ­ подчинение закону, а не личности; 2) «традиционный»   ­   обуславливается   привычками, традициями; ­ обуславливается личной преданностью подданных. Экзистенциализм   (Ж.­П.  Сартр,   М.Хайдеггер, А.Камю, Н.Бердяев)  ­  философия существования. Рассматривает   человека   как   конечное   существо, вынужденное   постоянно   решать   проблемы   своего существования. В центре внимания – человек, его свобода, выбор жизненных путей. Экзистенциализм   Сартра:   обретение   человеком своей сознания, ответственности   человека.   Свобода   –   условие, благодаря которому сущность возможна. Человек всегда свободен. «харизматический» свободы   сущности,       3)     –   –  Технократия  –   установление государством.   политической власти техническими специалистами. Ростоу   У.  автор   концепции   «стадий экономического   роста».   В   основе   развития общества   лежит   изменения   в   области   техники   и производства. Бжезинский   З.  создал   концепцию «технотронного   общества»:   прямое   воздействие науки и техники на все сферы общественной жизни; автоматизация   и   кибернетика   заменяют   операции человека   с   машинами;   полная   доступность образования;   воспитание   интуиции,   творчества; технотронное   общество   бросает   человеку   вызов­ стать активным членом общества. Этапы   развития   теории   постиндустриального общества: 1   этап   –   50­60­е   гг.   (Д.Белл,З.   Бжезинский, У.Ростоу) –  техницизм, абсолютизм роли науки и техники   в   развитии   общества,   оптимизм, приближение общества изобилия. 2­ой   этап   –   70­е   гг.   (Римский   Клуб   – международная   неправительственная   организация, выдвинувшая   программу   изучения   глобальных проблем)   –   в   центре   внимания   стояли обострившиеся глобальные проблемы, связанные с прогрессом   техники   (загрязнение   окружающей среды,   сокращение   природных   ресурсов). Пессимизм,   отход   от   технократизма,   большое внимание к проблемам кризиса системы ценностей. 3­ий   этап   –   80­90­е   гг.XX  вв.   (О.Тоффлер)   – возвращение   к   оптимистическому   направлению вследствие   дальнейшего   прогресса   науки   и техники,   огромных   успехов   микроэлектронной революции. Социальное прогнозирование – проявилось в двух направлениях: антиутопия и футурология Методы   экстраполяция и моделирование. Экстраполяция  –   продолжение   на   будущее тенденции настоящего. Моделирование   –  конструирование   возможного будущего. Антиутопия  – проекция в воображаемое будущее пессимистических   представлений   о   социальном прогрессе.   Антиутопия   как   кризис   исторической надежды,   неустранимость   социального   зла; прогресс   рассматривался   как   путь,   ведущий   к рациональному, бесчувственному, механизированному   миру,   осуществляющему тотальный   контроль   над   общественной   и   частной жизнью граждан.  –   комплексная   дисциплина, Футурология основанная   на   данных   общественных   и естественных наук и ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер   прогнозирования: социального

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для обществознанию по теме "Развитие взглядов"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Развитие взглядов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018