Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.
Оценка 4.6

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
16.02.2018
Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.
Одним из средств привития любви и внимания к русскому языку является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к учебному предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.Методические материалы по проведению предметной недели (русский язык и литература).
Неделя русского языка.doc
Неделя русского языка        Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностно деятельному, формирование духовно богатой,   свободной,   физически   здоровой,   творчески   мыслящей   личности, обладающей   прочными   базовыми   знаниями   средней   школы,   способной адаптироваться к условиям новой жизни.  Программой   основной     школы   предусмотрено   изучение   огромного   количества   понятий   и   терминов.   В   связи   с   этим   деятельность   учителя   и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.       Одним   из   средств   привития   любви   и   внимания   к   предметам   является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно­популярной литературой.         Кроме   того,   предметная   неделя   является   одной   из   форм   учебной   деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки   планирования   и   самоконтроля,   ему   приходится   проявлять интеллектуальную сферу своего развития.      Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать   значимость   изучаемых   в   школе   предметов   как   часть общечеловеческой   культуры.   Ну   и,   наконец,   предметная   неделя   является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.      Исходя из вышеизложенного, по инициативе учителей   русского языка и литературы в нашей школе ежегодно проводится предметная неделя.     Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”. ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Линейка. Открытие «Недели русского языка». 2. Проведение на переменах грамматических пятиминуток: разгадывание кроссвордов, ребусов, составление пословиц. 3. Устный журнал «Словарь. Зачем нужна эта книга?» ( 5 – 4. Устный журнал «Искусство владения словом» ( 7 – 9 6 кл. ) кл. ) ВТОРНИК 1. «Путешествие в страну Словесности» для учащихся 7 – 9 2. «Весёлая фразеология» для учащихся 6 класса. кл. СРЕДА 1. «Аукцион орфограмм» для учащихся 5 класса. 2. КВН по русскому языку для учащихся начальных классов. ЧЕТВЕРГ ДЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР. 1. «Последний герой» для учащихся 7 – 9 классов. 2. « Конкурс эрудитов» для учащихся 5 – 6 классов. ПЯТНИЦА «Грамматический ринг для любознательных». 5 – 9 класс (все желающие). СУББОТА Линейка. Закрытие «Недели русского языка». Подведение итогов. Оформление зала     Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке: * Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К. Г. Паустовский * Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достижение передано нам нашими предшественниками. * Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. И. С. Тургенев Пословица * Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. * Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. М. Горький А. П. Сумароков * С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в  нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К. Г. Паустовский * Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает  свойств и правил. А. П. Сумароков * Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Пословица * Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём… А. И. Герцен * Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения  простых естественных понятий. В. Г. Белинский * По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно  судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.  Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Г. Паустовский Содержание “Недели русского языка” Понедельник. Линейка, посвящённая открытию “ Недели русского языка” 1. Построение. 2. Перекличка. 3. Игра на внимание. 4. Вступительное слово. – Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем  “Неделю русского языка”. 5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре –  Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи –  Выучи русский язык! 6. Ведущий. – Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской  земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно  выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как  устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать  четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в  стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”. 7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”. Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею – Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… – Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –  Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт. – Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. – Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня моё письмо никто не разберёт. 8. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах. – Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке. (См.  оформление.) 9. Ведущий. – Неделю русского языка объявляю открытой. – Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”. 10.  Закрытие линейки. – Линейка объявляется закрытой. Удачи вам всем! Встретимся в субботу. Вторник. «Путешествие в страну Словесности» (для учащихся 7 – 9 кл.) см. в Приложении № 1. «Весёлая фразеология» (для 6 кл.) см. в Приложении № 2. Среда. Перед началом уроков каждому классу предлагается задание: к концу  учебного дня составить и записать как можно больше слов, используя буквы  слова “грамотей”. «Аукцион орфограмм» (5 кл.) см. в Приложении № 3. КВН по русскому языку для учащихся начальных классов. Четверг. Материалы к проведению интеллектуальных игр см. в Приложении № 4 и № 5 Пятница. Грамматический ринг для любознательных. (5 – 9 кл.) см.  Приложение № 6 Суббота. Линейка, посвящённая закрытию “Недели русского языка”. 1. Построение. 2. Перекличка. 3. Игра на внимание. 4. Вступительное слово. – Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”. К какому же выводу пришли наши ученики? 5. Выступление учащихся. Ученик 1. Грамматика, грамматика –  Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Ученик 2. Она трудна, но без неё Плохое было бы житьё! Не составишь телеграмму И открытку не отправишь, Даже собственную маму С днём рождения не поздравишь. Ученик 3. Отправляя поздравленья, Помни правило склоненья. Род, число и падежи Крепко в памяти держи! Ученик 4. Нужно человеку в жизни Знание языка. Жизнь без грамоты Совсем нелегка. Ученик 5. Да, ребята, в жизни много пригодиться, Надо нам для этого старательней учиться. Написать письмо ли, прочитать газету, Грамота нужна во всём на свете. Ученик 6. Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика, Осилю понемногу я! 6. Подведение итогов. Награждение победителей. 7. Заключительное слово. –   С   самого   раннего   детства   и   до   глубокой   старости   вся   жизнь   человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а  его  слух   уже  ловит   журчание  бабушкиных  сказок,  колыбельные   песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго! Приложение № 1  "Путешествие в страну Словесности"  Конкурс I. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»   Конкурс II. «Свистать всех наверх»  Конкурс III. «Восстанови карту»   Конкурс IV. «Что в корзине?»   Конкурс V. «Сочини сказку»   Конкурс VI. «Войди в образ»   Конкурс VII. «Узнай литературного героя»   Конкурс VIII. «Остров Антиподов»   Конкурс IX. «Отыщи ключи грамотности»   Конкурс X. «Страна фраз»  Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий КВН по русскому  языку: Мы начинаем КВН. Для чего? Для чего? Чтоб не осталось в стороне Никого, никого. Пусть не решить нам всех проблем, Не решить всех проблем, Пусть станет радостнее всем, Веселей станет всем. Ведущий 1. Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие. Это  будет морское путешествие. Мы с вами побываем в разных странах и городах, на далёких островах и в незнакомых бухтах, познакомимся с интересными  людьми и встретимся с необычными личностями. Не исключено, что наше плавание не всегда будет проходить в спокойных  водах. Возможно, нам придётся преодолеть различные трудности: штормы,  мели, рифы.  Но если мы будем дружны, дисциплинированы, то ничего страшного не  случится. Для того, чтобы наше плавание проходило весело, интересно и в  определённом порядке, нам необходимо распределять обязанности: Во­первых, нужна команда диспетчеров (будем называть их диспетчерской  группой), которая на каждом этапе плавания будет корректировать маршрут,  рекомендации. Представляем вам диспетчерскую группу (члены жюри). Во­вторых, нам нужны лоцманы. Ребята, а вы знаете кто такие лоцманы?  Лоцман – это специалист по вождению судов. Он знает путь, по которому  предстоит идти судну, знает все рифы и мели.  Б) «Человек с ружьем». Лоцманы нашего сегодняшнего путешествия перед вами  (представление лоцманов).  В­третьих, нам понадобятся две команды матросов во главе с капитанами.  Просим капитанов громко представиться и представить свою команду  (представляют каждого участника). Конкурс I. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» Командам было дано задание дать название своей яхте по названию какого­ либо стихотворения. Стихотворение необходимо прочитать наизусть и  объяснить, почему именно так они решили назвать свою яхту (в соответствии  с названием яхты они демонстрируют свои костюмы). Ведущий 2 Диспетчерскую группу просим оценить:    выразительность чтения;  аргументацию выбора названия;   наличие костюмов.  (Конкурс оценивается по 3­х бальной системе.) Вместе с командами на наших кораблях путешествуют артисты разных  жанров. Они будут нас развлекать в те свободные минутки, которые даже в  самом трудном плавании иногда выдаются.  Музыкальная пауза (1) Конкурс II. «Свистать всех наверх» Это конкурс­разминка, который покажет нам, как участники готовы к  плаванию. Каждая команда получает 30 секунд для обдумывания. Вопросы задают по  очереди и после ответа называют свой вариант. Диспетчерская группа  оценивает скорость обдумывания, остроумие и сравнивает, какой вариант  интереснее (максимальная оценка 5 баллов). Варианты Назовите, какого литературного произведения Вы бы избрали, чтобы  охарактеризовать ответ ученика у доски. А) «Репортаж с петлей на шее»  Б) «Обыкновенная история»  В) «Старая, старая сказка». С героиней какого литературного произведения вы бы сравнили учительницу с журналом?  А) «Дама с собачкой»  С каким литературным героем или волшебным предметов вы бы сравнили  шпаргалку? А) гадкий утенок  Б) палочка­выручалочка. Музыкальная пауза (2) Конкурс III. «Восстанови карту» Ведущий 1 Вот мы и проверили готовность наших команд к плаванью. Теперь нужно  проверить, как укомплектованы наши яхты, есть ли на них все необходимое. Любой уважающий себя путешественник имеет подробную карту. У нас есть  такая карта. Ой, что случилось с нашей картой? Кто ее испортил? Наша карта имеет  большие пробелы. Может быть восстановить эту карту помогут команды? Этот конкурс называется «Восстанови карту». В нем будут участвовать по  три представителя от команды. Им предлагается текст стихотворения  Ф.Тютчева «Фонтан», в котором пропущены эпитеты. Эти эпитеты и должны  восстановить наши матросы (командам выдаются карты). А вы не забыли, что такое эпитет? Эпитет – это образное определение. Чтобы работа была плодотворной, мы предоставляем путешественникам  отдельную каюту. Фонтан Смотри, как облако … Фонтан … клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце … дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты … ­  И снова пылью … Ниспасть на землю осужден. (Ф.И. Тютчев) Конкурс IV. «Что в корзине?» Ведущий 2 Пока наши поэты трудятся, остальным матросам бездельничать не годится.  Мы предлагаем им разобраться с имуществом, которое находится в этой  корзине, и определить, кому из литературных героев принадлежат вещи, что в  ней лежат. (Члены команд по одному подходят и выбирают предметы до тех  пор, пока они не закончатся. Далее все вместе обсуждают и дают свои  ответы). Примеры предметов:   Кольцо   Кисть и краски   Картина  Мелкоскоп   Ключ   Мешок с кедровыми шишками   Чулок   Трубка   Лавровишневые капли   Горшок   Зеркало   Рак  Викторина с залом (3). Диспетчерская группа оценивает оба конкурса по 5­ бальной системе. Рекламная пауза (4). Конкурс V. «Сочини сказку» Ведущий 1 Наконец­то все готово: карта восстановлена, хозяева вещей найдены. Отправляемся в путь. Первая страна, которую мы посетим, называется «Страна сказок». В ней  живут разные сказки: веселые и грустные, длинные и короткие. Жители этой страны разрешают посетить свою страну только тем, кто сам  умеет сочинять сказки. А вы, ребята, умеете сочинять сказки? Придется попробовать. Конкурс  называется «Сочини сказку». Командам предлагается начало сказки и ее  конец. Каждый из матросов называет одно или два предложения и передает  ход следующему, пока сказка не завершится (для передачи хода используется  небольшой мяч). Конкурс оценивается по 5­балльной системе. 1 команда  Начало сказки «И снится Кощею Бессметному сон…»  Конец сказки  «…И жили они вместе долго и счастливо»  2 команда  Начало сказки  «Рано утром Баба Яга отправилась в салон модных причесок…»  Конец сказки  «…За праздничным столом сидели Винни­Пух и все, все, все»  Пока подводятся итоги, а зрители смотрят очередной номер, капитаны  готовятся к следующему конкурсу. Конкурс VI. «Войди в образ» Ведущий 2  На капитанский мостик приглашаются … УВАЖАЕМЫЕ КАПИТАНЫ ! Вы должны помочь своим командам. Дело в том, что всех нас жители города  Театралов из страны Лицедеев пригласили в свой Главный театр на спектакль. Представьте себе ребята, вход в этот театр разрешается не по билетам. В  здание можно войти только в том случае, если среди зрителей есть хоть один  человек, способный сам быть артистом. Мы решили, что у нас таких актеров  должно быть как минимум двое.  Наш конкурс называется «Войди в образ». (Капитаны с заданием познакомились за час до начала. Им предлагаются  тексты и элементы костюма. Например: 1. Юбка, чепец, очки – Тетя Полли из «Приключения Тома Сойера»  М.Твена.  2. Борода, шаровары, рыбка, сеть – Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина)  Высшая оценка – 7 баллов. Музыкальная пауза (5) Конкурс VII. «Узнай литературного героя» Ведущий 1 А теперь вы можете пройти в театр. Какой же спектакль мы будем смотреть?  Об этом должны догадаться сами зрители. Конкурс называется «Узнай литературного героя». (Этот конкурс – домашнее  задание команд) Высшая оценка – 7 баллов. Варианты:   «Лошадиная фамилия» А.П. Чехов   «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголь   «Левша» Н.С. Лесков   «Приключения Тома Сойера» М.Твен   «Соловей» Г.Х.Андерсен  Музыкальная пауза (6) Конкурс VIII. «Остров Антиподов» Ведущий 2  Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка на острове Антиподов. Здесь живут люди, которые  говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? Ведущий 1 А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например,  как вы думаете, что означает такая фраза:  С бездельем утопишь слона в поле. Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных  фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок. Высшая оценка – 3 балла. 1 команда Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей  (потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага)  Сидит девица в темнице, а коса на улице (идет юноша из светлицы и хвост под домом)  2 команда  Любишь кататься – люби и саночки возить  (ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать)  Висит груша, нельзя скушать. (упала тыква, можно выплюнуть)  Максимальная оценка – 3 балла. Музыкальная пауза (6) Конкурс IX. «Отыщи ключи грамотности» Ведущий 1 Следующую остановку мы сделаем в Бухте Фраз. Наши команды мечтали  здесь отдохнуть, осмотреть достопримечательности. Но не тут­то было! Чуть  только мы сошли на берег, как нас окружили плачущие люди. Они просили  нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят  и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли (специально  подготовленные ученики читают наизусть четверостишия). 1.  Как­то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре.  2. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее я и ты Без кашны и без пальты.  3. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит­бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу.  4. Кенгуру в кафу зашел Занял там свободный стол. И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.  5. Вдруг огромный обезъян Стал играть на фортепьян Тут и взрослый сняв пенсню Хохотал на всю киню.  6. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать Будут польта выдавать.  Ребята, вы, конечно, говорите правильно. А следующий конкурс для наших  команд будет называться «Конкурс Грамотеев». В нем будут участвовать по 3 человека от команды. Им нужно будет исправить все речевые ошибки. Высшая оценка – 5 баллов. Шел я, значит, в новом пальте по улице Каштановой аллее. В кафе спешил –  есть здеся рядом хорошая кафе. Люблю черное кофе, особливо с пирожным.  Вот заходю, ложу свои вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать.  Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу –  мама родная? – а вещи­то мои, которые я на окно поклал, сперли.  Расстроился я. Теперя ужо ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни  жевачки. Конкурс X. «Страна фраз» Ведущий 2 А в это время все остальные члены команд сыграют во фразеологическое  лото. Смысл игры заключается в следующем: в одной коробке находятся  записанные на бумаге начала известных фразеологических оборотов, а в  другой коробке – их концы. Дело в том, что жители Страны Фраз не могут  разобраться с фразеологизмами. Мы должны им помочь. Музыкальная пауза (8) 1 коробка 2 коробка  Зуб  Море по  В колесе Белого бычка Сказка про  Как белка Колено  Яблоку Негде упасть Ни к городу С собакой Себе на носу Зарубить Как кошка Аппетит Кататься Со смеху Волчий Ни к селу На один  Подведение итогов. Награждение победителей. Ведущий 1 Наше путешествие заканчивается. Поздравляем всех участников с  благополучным прибытием.  До новых встреч! Прилож ение № 2 Для учащихся 6 класса "Веселая фразеология" Задачи мероприятия:  популяризация знаний по лексике русского языка;  развитие речевых навыков (умение пользоваться   фразеологизмами в речи);  развитие умения работать в группе. Оборудование:   ● высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;   ● названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;    ● иллюстрации к фразеологизмам.  Подготовительная   работа:   изучение   темы   «Фразеология»   на   уроках   основного   курса  русского   языка;   создание   иллюстраций   к   фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда. Организация игры.    В   игре   участвуют   две   команды,   отбор   участников   производится   непосредственно   перед   началом   игры   из   числа   находящихся   в   зале: присутствующим   предлагается   назвать   фразеологизм   по   иллюстрации   и объяснить   его   значение.   Давшие   полный   ответ   становятся   игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда   зрители   отвечают   на   дополнительные   вопросы   в   процессе   игры.   По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.      Игроки   команд   получают   задания   туров   в   конвертах   разного   цвета   с символикой соответствующего тура. Ход игры Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».  Задание командам: Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?  золотые зубы – золотые руки    важная деталь – важная птица медвежья услуга – медвежья берлога  горькая правда – горькая микстура волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие приходить в голову – приходить в школу  выйти из комнаты – выйти из положения дрова разгорелись – глаза разгорелись  сбивать с дерева – сбивать с толку Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?  Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:  в путь­дорогу снарядился с утра до ночи глаз не сводит день и ночь спору нет делать нечего Вопрос   3:  Какие   слова   в   данных   фразеологизмах   не   могут   сочетаться   с другими словами? Что они означают?  бить баклуши  точить лясы  зрителям: попасть впросак  закадычный друг  мурашки бегают заклятый враг кромешная тьма сломя голову  с гулькин нос Вопрос 4:  Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?  принести стул – принести пользу  поднять тревогу – поднять занавес отдать книгу – отдать честь  глубокое озеро – глубокое уважение зрителям: короткое пальто – короткое замыкание Вопрос 5:  Какое прилагательное (одно для группы) может превратить слова во фразеологизмы  век, середина, правило  удар, система, затмение суп, шут, чучело  полюс, буря, поле ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура. Игра со зрителями: Объясните значение и происхождение фразеологизмов:  время истекло ахиллесова пята рог изобилия запретный плод держать порох сухим одним миром мазаны Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» Задание командам: В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите. 1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести   разговор   с   моим   ямщиком,   но   только   что   раскрыл   рот,   меня подбросило, и я прикусил язык.   Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.  Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё. 2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. Мужчины посмеивались: кто­то видел, как богатырь­агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке­комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду! А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил,   и   через   голову   кувыркался   бы…   ­   Из­за   чего   Молчалин   ходит   на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями? Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие. Игра со зрителями: «Весёлые картинки».  Ведущий   показывает   зрителям   картинку   с   изображением   медведя,   мышки, петуха   т.д.   Зрители   называют   фразеологизмы,   содержащие   название животного.   Жетон   «умника»   получает   тот,   кто   завершит   цепочку фразеологизмов. Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж» Задание   командам:   Замените   в   предложениях   выделенные   выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).  Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца Сосед   без   всякого   основания,   без   видимой   причины   перестал   с   нами здороваться. // ни с того ни с сего Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет Много прошло времени с той поры. // много воды утекло Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз Подведение итогов.                                                       Приложение № 3 для учащихся 5 класса Аукцион орфограмм Задачи:    Повторить правила, изученные в 5­6 классах.   Развивать орфографическую зоркость.  Формировать навыки и умения пользоваться словарями разного вида.   Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. Оборудование:  Плакаты с высказываниями о русском языке. Словари (толковые, иностранных слов, орфографические, фразеологические и др.) Переносная доска для выполнения заданий. План проведения: 1. Сообщение правил           Каждой команде выдается стартовый капитал “5 умов”. Команда из 3 человек   отвечает   на   предложенные   вопросы,   предварительно   совещаясь   1 минуту. За каждый правильный ответ дается “1 ум”. Если команда не дает правильного ответа, право занять ее место предоставляется другой, готовой к ответу команде, которая за данный вопрос предложит большее количество “умов”.   При   правильном   ответе     количество   поставленных   “умов” увеличивается   на   2,   при   неправильном,   поставленные   “умы”   забираются. Команда,   лишившаяся   умов,   лишается   права   участия.   По   итогам   игры команда,   становится победительницей.   набравшая   наибольшее   количество   “умов”, 2. Подведение итогов 3. Награждение победителей грамотами и званием “Умнейшие из умнейших”  Вопросы для игры: 1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения (тире, многоточие, кавычки) 2. Перечислите при помощи наречий пять дней недели по порядку (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 3. При помощи толкового словаря определите, являются ли однокоренными слова “гимн”, “гимнаст”, “гимназист”, “гимнастерка” (нет) 4. Составьте предложение, в котором все слова начинаются на одну букву П, О, Н, К (выбрать одну). В предложении должно быть не менее 5 слов. 5. Запишите без ошибок:  На   террасе   сидит   Аввакум   Кириллович   и   потчует   ветчиной   и   винегретом Фадея Аполлоновича.  6. Что обозначает выражение шиворот­навыворот 7. Что обозначает выражение спустя рукава 8. Что обозначает выражение во всю Ивановскую 9. Определите, где предлог, а где наречие: Вокруг стояла тишина. Туристы расположились вокруг костра. 10. Назовите 3 слова,  в которых звуков больше, чем букв. 11. Укажите существительное женского рода (можно пользоваться словарем) вермишель, шампунь, шимпанзе, тополь, профессор. 12. Назовите жителей городов Псков, Курск, Тула (псковичи, куряне, туляки) 13. Отгадайте загадку: Какая водица лишь для грамотного годится? (чернила) 14. Отгадайте загадку: В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу (дневник) 15. Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё) 16. Исправьте ошибки     Как­то   компания   литераторов   отправилась   в   пригородный   ресторан.   Писатель   А.Куприн   посмотрел   меню   и   заказал:   “Шесть   порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок,   на   все   вкусы.   Чтобы   не   оказаться   в   щекотливом   положении, используйте орфографический словарь и оформите грамотно меню  17.   Исключите   лишнее   слово:   храбро,   геройски,   бесстрашно,   отважный, мужественно. Подведение итогов мероприятия.                                                             Приложение № 4 для  учащихся 7 – 9 классов Игра  «Последний герой» Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7­9 классов. Задачи:   повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;   развивать   познавательный   интерес   учащихся   к   предметам гуманитарного цикла:   расширить кругозор учащихся.  Оборудование:   карточки с заданиями,   музыкальное сопровождение,   проектор,   ручки и листочки.  Ход мероприятия Учитель (или ведущий): ­ Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам,   участникам   игры,   предстоит   нелёгкая   задача:   вспомнить   всё,   что   вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.  Вот правила игры: “Последний   герой”  состоит   из  2  туров,   в  каждом   из   них   по  4  задания.  В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри… Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2009 года”. Итак, начинаем. I тур. 1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием. Вопросы:  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы:  каков предмет? что он такое? (сказуемое)  2. Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)  3. Расскажите   правило   по   карточке   “ЧК,   ЧН”  (В   сочетании   ЧК,   ЧН мягкий знак не пишется)  4. Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)  5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)  6. Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)  7. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)  8. Кто   убит   на   дуэли   в   1841   году   Н.С.   Мартыновым   в   Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)  9. “Значимая   часть   слова,   которая   несёт   в   себе   лексическое   значение слова”. Что это? (корень)  10.Что   обычно   начинается   со   слов:   “Жили­были”   или   “В   некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)  11.Расскажите   правило   по   карточке:   ­КОС­,   ­КАС­.  (если   после   корня есть суффикс –а­, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)  12.Как   называется   двусложный   размер   с   ударением   на   втором   слоге? (ямб)  13.Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)  14.Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)  15.Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение) 16.Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов) 17.Что   такое   антонимы?  (слова   одной   и   той   же   части   речи   с противоположным лексическим значением)  18.Что   написал   И.С.   Тургенев:   “Записки   из   сумасшедшего   дома”   или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)  19.Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)  20.Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)  21.К   какой   части   речи   относятся   слова:   скучающий,   ответивший? (причастие)  22.Назовите   автора   произведения   “Бородино”.  (Михаил   Юрьевич Лермонтов)  23.Расскажите правило ­ГОР­, ­ГАР­. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)  24.Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)  25.Я, кто­то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)  26.Назовите   автора   “Хамелеона”,   “Лошадиной   фамилии”.  (Антон Павлович Чехов)  27.Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)  28.Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)  Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:  1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)  2. Кто   написал   первую   “Российскую   грамматику”:   Державин   или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)  3. Что   такое   инверсия?   (обратный   порядок   слов   с   целью   усиления выразительности речи)  4. Лисички1  –   грибы,   лисички2  –   лисята.   Это   синонимы   или   омонимы? (омонимы) 5. Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)  6. Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)  7. Что   такое   архаизмы?   (слова,   вышедшие   из   активного   повседневного употребления; устаревшие слова)  8. Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)  9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)  10.Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)  2 задание.  Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.  Алфавит, свекла, арахис, портфель,  эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.  Квартал, бармен, феномен,  документ, магазин, айвовый,  каламбур, творог, звонит, баловень. Пока   жюри   просматривает   задание,   решает,   кто   вновь   покинет   нас,   мы разомнёмся.   К   словам,   которые   называет   ведущий,   подобрать   как   можно больше ­   синонимов:   идти  (шагать,   ползти,   топать);   трусливый  (боязливый, несмелый,  пугливый); говорить  (сказать, повторить,  молвить,  добавить, воскликнуть,   обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).  (симпатичный,   заявить);   красивый   ­ антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь. Слушаем результаты жюри. 3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или  иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом ­ его автор; или название поделено на части. Задача  участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы. П. Ершов  Калашников Остап  купец  Капитанская Астафьев Виктор Петрович  дети  дочка  “Левша”  Пеппи  подземелья  мороз  Красный нос  нищий  А. Линдгрен “Конёк­горбунок” Длинный чулок “Малыш и Карлсон”  Аввакум принц  В. Распутин  легенда  Н.Лесков “Уроки французского” Тарас Бульба протопоп  Данко Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе  отгадаем эти словосочетания. (Если останется время, отгадываем  метаграммы). ­ Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет  “Последним героем”. 4 задание.  “Два  слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта. Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара. Готовые   задания   отнести   жюри,   а   в   свободное   время   мы   все   поиграем   в “Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..). Жюри   готово,  и  мы   с  нетерпением   ждём,  с  кем   же   сейчас   пришло   время расстаться. II тур. ­   Остались   сильные   и,   я   надеюсь,   разумные   люди.   Теперь   жюри   будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания). 1 задание.  К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” ­ кровь, любовь; “мне” ­ на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова: Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.  Предполагаемые   рифмы:   Мышка,   малышка,   мишка,   мартышка.   Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.  ­ Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Выбывает тот, кто,   по­вашему,   совсем   не   справился   с   заданием.   (Потом   даю   несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть). 2 задание.  “Откуда  и  кто  автор?” Я   буду  зачитывать   отрывок   из  какого­ нибудь   произведения,   ваша   задача   –   вспомнить,   кто   написал   и   что   за произведение.   Если   не   отгадывает   один,   право   ответа   переходит   к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.    “Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать   и   ставить   всё   к   своему   месту;   но   мешков   не   тронула:   это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как­то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел   он   из   печки,   перебежал   им   дорогу   и   начал   разрывать   кучи замёрзшего   снега.   Поднялась   метель”.  (“Ночь   перед   Рождеством” Н.В. Гоголь)  “Кусака   долго   металась   по   следам   уехавших   людей,   добежала   до станции и ­ промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную   дверь   и   даже   поскребла   когтями.  Но   в   комнатах   было пусто…” (“Кусака” Л. Андреев)         “И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый  ящик  с  сеном. И  никто  из  людей  не  знал  о  пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. “Рождение Христа”)  “Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье;   один…откусил   у   своего   товарища   орден   и   немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков­ Щедрин)  “Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал   дрогнувшим   голосом:   “Лучше   бы   у   меня   пропало   20 быков!”   Я   взял   Снапа   на   руки,   ..   погладил   по   голове.   Он   слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. (“Снап” Э. Сетон­Томпсон)  “И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” (“Старуха Изергиль” М. Горький) “Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем   же   стулья   ломать?   От   этого   убыток   казне”.  (“Ревизор”   Н.В. Гоголь)  “И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и … она   глядела   во   тьму   большими   налитыми   глазами   и   не   могла   ими заплакать,   чтобы   обессилить   себя   и   своё   горе”.  (“Корова”   А. Платонов)  “Сын   мой   Пётр!   Письмо   твоё,   в   котором   ты   просишь   нас   о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен…   Собираюсь   добраться   до   тебя   да   за   проказы   проучить путём”.   Я   всё   понял   и   вознегодовал   на   Савельича”.  (“Капитанская дочка” А.С. Пушкин)  “Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. (“Неизвестный цветок” А. Платонов)  ­   Задание   закончилось.   Теперь   выбираем   того,   кто   не   смог   вспомнить   ни одного произведения.  3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.  1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший; 2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая; 3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая; 4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся; 5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись. ­ Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами. 4 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его. 1.  Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой. (…Мой грустный товарищ, махая крылом,  Кровавую пищу клюёт за окном) (“Узник” А.С. Пушкин) 2.  Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, (…Душа обязана трудиться, И день, и ночь, и день, и ночь) (“Не позволяй…” Н. Заболоцкий) 3. Белеет парус одинокий,  В тумане моря голубом! (…Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?) ( “Парус” М.Ю. Лермонтов) 4.  Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас –  (…Зачем? Угрюм и одинок,  Грозой оторванный листок.) (“Мцыри” М.Ю. Лермонтов) 5.  Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный –  (…Пора, красавица, проснись.) (“Зимнее утро” А.С. Пушкин) 6.  Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: (…В небе играют все вольные птицы, Глядя на них мне и больно, и стыдно.) (“Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов) Финал. 1 задание.  “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше? Темы: а) вражда, ссора, драка. (Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся ­ только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость). б) труд, орудия труда. (Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть). в) деньги, достаток. (Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).  2 задание. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях: ­ Без чего дома не построишь? (без угла) ­ За чем чай пьют? (за столом) ­ За чем во рту язык? (за зубами) ­ За что ученика выгнали из класса? (за дверь) ­ По чему в лес ходят? (по земле) ­ По чему утка плавает? (по воде) На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы  “Би­2” награждаются ученики: 1. “Последний герой­2009” ­ лентой с надписью, грамотой. 2. грамотой “За волю к победе” 3. грамотой.     4. утешительный приз Приложение № 5 для учащихся 5 – 6 классов Конкурс эрудитов 1 КОНКУРС “Найдите ответ к шараде” 1. Первое ­ нота, второе ­ игра Целое встретишь у столяра. (Долото). 2. В начале октября ищи слог первый мой. В начале ноября ищи второй, А в дом жилой войдешь ­  Там целое найдешь. (Окно). 2 КОНКУРС “Перечисли”.  1. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни  числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра,  послезавтра).  2. Какое наречие предлагает нам кусок ткани на пальто или костюм?  3 КОНКУРС “Прочитай правильно”. 238 сложить с 685 (Двести тридцать восемь сложить с шестьюстами  восемьюдесятью пятью). 4 КОНКУРС “Образуй” Образуйте 1 лицо ед. ч. от глаголов УБЕДИТЬ, ЧУДИТЬ. (Не употребл.). 5 КОНКУРС “Можно ли” Можно ли образовать деепричастия несовершенного вида от глаголов:  ПИСАТЬ, ГНАТЬ, ТОНУТЬ, ПЕЧЬ. (Нет, нельзя). 6 КОНКУРС “Определи вид глагола” Какого вида глагол ПРОВОДИТЬ? (Может быть соверш. и несоверш. вида). 7 КОНКУРС “Подбери синонимы” Подберите синонимы к глаголам: БОЯТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ПРИГЛАШАТЬ. (Трусить, трудиться, звать). 8 КОНКУРС “ЗАМЕНИ” Замените повторяющиеся глаголы в предложениях синонимами. КУДЕСНИК СКАЗАЛ, ЧТО КНЯЗЬ ОЛЕГ ПРИМЕТ СМЕРТЬ ОТ КОНЯ СВОЕГО. ОЛЕГ СКАЗАЛ, ЧТОБ УВЕЛИ КОНЯ. 9 КОНКУРС “Выбери правильный предлог”. Я вернулся ( из, со, с) школы. (из). Сестра пришла ( из, со, с ) концерта. (с). Брат приехал ( из, со, с ) Украины. (с). 10 КОНКУРС “От каких глаголов образованы причастия”. От каких глаголов образованы причастия: ВЫКАЧАННЫЙ И  ВЫКАЧЕННЫЙ, ЗАМЕШЕННЫЙ И ЗАМЕШАННЫЙ. (Выкачать и  выкатить; замесить и замешать). 11 КОНКУРС “Как образовать” Как образовать 1 лицо настоящего времени от глагола полоскать: ПОЛОЩУ  ИЛИ ПОЛОСКАЮ? (От глагола полоскать первое лицо настоящего времени  ПОЛОЩУ, второе ­ ПОЛОЩЕШЬ; так же, как от глагола скакать ­ скачу,  второе ­ скачешь. Формы “ПОЛСКАЮ”, “СКАКАЮ” ­ нелитературные. 12 КОНКУРС. “Ералаш” Все строки стихотворения разделены на 2 части. Первые слова каждой  строчки написаны слева, а продолжение ­ справа на отдельных полосках.  Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача игроков ­  разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по  смыслу написанного “Кто быстрее”. Злой кабан сидел на ветке (3) Пароход томился в клетке (4) Соловей точил клыки (1) Дикобраз давал гудки (2) Кошка физику учила (6) Маша хвостик свой ловила (5) Буратино шил себе штаны (8) Портной все поел блины (7) Ёж Чиж Рак накрыт к обеду был (12)  усами шевелил (11) летал под облаками (10) Стол гонялся за мышами (9) Чайник прыгал во дворе (14) Мальчик булькал на костре (13) Уничтожьте ералаш. Я приказываю вам ­ всё расставить по местам! 13 КОНКУРС “Отгадай загадки­смекалки” (по теме: “Числительное”).  1. Если Грушам дать по груше,  То одна в избытке груша. Если дать по паре груш,  То не хватит пары груш. Сколько Груш? И Сколько груш? (3 Груши, 4 груши).  2. Прилетели галки, Сели на палки. Если на каждой палке Сядет по одной галке, То для одной галки Не хватит палки. Если же на каждой палке Сядет по две галки,  То одна из палок Будет без галок. Сколько было галок? Сколько было палок? (4 галки и 3 палки). Подведение итогов. Приложение № 6 для учащихся 5 ­  9 классов Грамматический ринг для любознательных Задачи:    закрепление   знаний   учащихся   из   разных   разделов   языка   ­   фонетики, лексики, культуры речи, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации — учебная;   воспитание учащихся в плане уважительного отношения к труду, бережного отношения   к   родной   природе;   формирование   осмысленного   восприятия необходимости постоянно учиться, накапливать знания — воспитательная;    развитие логического мышления и творческих способностей учащихся — развивающая. Оборудование: плакаты на тему о пользе учения и грамоты, в частности: стенд — выставка книг по занимательной грамматике, листы с грамматическими заданиями и вопросами для обеих команд, “волшебное гнездышко” со словами — названиями птиц, “ромашка­тренировашка”, заставки — паузы с участием деда­Буквоеда,   Кляксы   и   Почемучки,   гонг   для   объявления   раундов   игры, кассета с записью музыки для релаксации “Звуки осеннего леса”, костюмы “гостей” конкурса, отличительные знаки формы участников, призы. Ход мероприятия I. Оргмомент. Объявление целей и задач конкурса, а также этапов игры.  Этапы игры:  “Фонетические прятки”. “Учись говорить правильно” (культура речи). Конкурс “Эрудит”. Блиц­турнир. Орфографическая разминка. “Волшебное гнездышко”. “Для тех, кто дружен с запятыми”. Конкурс капитанов: а) “Гадание на ромашке”  б) “Болтушка”. Сегодня мы проводим соревнование — “Грамматический ринг”, который  будет не легким, потребует от вас, ребята, смекалки, находчивости, глубоких  знаний. Перед началом ринга представляю всех участников турнира — знатоков и  любителей русского языка. Слева от меня — команда “Почемучки”. Ее девиз (говорят дети): Люби вопросы задавать, Учись на них ответ искать! Справа — команда “Всезнайки”, ее девиз (говорят дети):  Хочу все знать,  Хочу все знать,  Чтоб русский выучить на “5”! В каждой команде есть капитан. Прошу капитанов выйти вперед и  представиться, а также пожелать друг другу удачи. (Выход и представление капитанов команд). Есть у нас сегодня и почетные гости: Дед Буквоед, который пришел к нам не  один, а со своей любимицей Почемучкой, а также уважаемый Клякса. Уж  очень хотелось ему пообщаться с ребятами. И хотя даже от самой маленькой  кляксы могут возникнуть большие неприятности, наш гость твердо пообещал,  что он нам не только не помешает, а, напротив, даже поможет. Кстати, Клякса приготовил для вас, ребята, очень интересное задание. Хотелось бы узнать, а за кого будет сегодня болеть наш уважаемый Дед  Буквоед? (“Я, понятное дело, буду болеть за Всезнаек, так как очень люблю дружить с  умными, стремящимися узнать что­то новое ребятами”). А Почемучка? (“А я, конечно же, за команду “Почемучки”, потому что мне понятно их  стремление все знать”)  Представляем членов жюри... (Тогда пусть победит сильнейший!) А мы начинаем конкурс. (Звучит гонг). Итак, церемония представления участников и гостей закончена, и я объявляю  небольшую разминку. Разминка. (перед началом I раунда) Закончите данные пословицы:  Труд всегда дает, а лень только... (берет). Не стыдно не знать, стыдно ... (не учиться). Голова без ума, что фонарь без... (света). Нет ничего радостнее … (труда). Объявляется I раунд. (звучит гонг) 1. Решите фонетическую задачу: В каком слове количество звуков совпадает с количеством букв?  Команде “Почемучки”:  1) Поздно; 2) весть; 3) пять; 4) юла; 5) сеют. 6) бьёт; Команде “Всезнайки”:  1) Ложь; 2) вьюга; 3) шесть; 4) ясные. 2. Сыграем в “фонетические прятки”: Определите, в каких словах спрятался J? Команде “Почемучки”:  1) Семка; 2) семья; 3) весёлые; 4) мячик; 5) яблоко; 6) ёлочка. Команде “Всезнайки”:  1) лёд; 2) белая; 3) вью; 4) бить; 5) съезд; 6) съёмка. (Гонг) II раунд. Задание для команды “Почемучки”: Назовите речевые ошибки, допущенные в тексте: Вчера я пришел со школы пораньше: заболел мой песик.  Он грустно сидел на пороге дома. Когда я подошел к нему, он лишь печально посмотрел на мои глаза и глубоко  вздохнул. Теперь моя собака здорова. Красивее и любимее животного для меня нет. Задание для команды “Всезнайки”: Исправьте допущенные в тексте речевые ошибки. III раунд, (звучит гонг) А) Запишите слова со следующими значениями:  место на реке, где ее можно перейти (Брод). отверстие вулкана (Кратер). наука о небесных светилах (Астрономия). место, где скрещиваются улицы (Перекресток). речь, произнесенная одним лицом (Монолог). Б) Среди названных слов укажите те, в которых есть только звонкие  согласные, (победит тот, кто выполнит быстрее и правильнее). IV раунд. (Звучит гонг). Блиц­турнир. Вопросы команде “Почемучки”:  Части слов, служащие для образования новых слов? Часть слова, в которой под ударением после шипящих пишется “Е”? От чего зависит выбор чередующихся гласных в корнях ­КАС­ — КОС­,  ­ЛАГ­ — ­ЛОЖ­? Назовите известную вам неизменяемую часть речи. Сколько падежей было в старославянском языке? Вопросы команде “Всезнайки”: Гласная в ^ и ? существительных после шипящих и прилагательных под  ударением? Количество традиционно выделяемых в русской грамматике знаменательных  частей речи? Количество групп предложений по цели высказывания? Что следует сделать прежде, чем разбирать по составу слова: жгут, стих,  пила? Почему? Количество слов­исключений, относящихся ко II спряжению? (Гонг) V раунд. Орфографическая разминка “Кто быстрее, кто правильнее?” Задание для “Почемучек”: Выписать только глаголы, объяснить их написание: Соб...рат...ся чес...но оди (н,нн) адцать  (не)брежный с.,.бака  ра(с,сс) тилает(?)ся гон…т кирпич... м Задание для “Всезнаек”: Выписать их данной группы слов только существительные, объяснить их  написание. Какие слова вы не написали и почему? Объясните их написание.  VI раунд. Гонг. “Волшебное гнездышко”. — Какое время года сейчас на дворе? А какое время года последует за  осенью? — Да, зима. И Новый год — самый любимый праздник взрослых и детей. — Кстати, кто из вас знает, когда на Руси отмечался этот праздник? (В сентябре, когда был уже собран урожай овощей и фруктов).  Но впоследствии, по указу Петра I, по аналогии с заморской традицией, в  России было введено празднование Нового года в январе. Итак, задание. От каждой команды выходит по одному участнику. Обеим  командам предлагается достать из “гнездышка” листочки с набором названий  птиц (наборы одинаковые). Представитель Почемучек отбирает лишь названия зимующих птиц, объясняет написание слов, в которых пропущены буквы.  Представитель Всезнаек отделяет только те слова, которые называют  отлетающих птиц, объясняет написание слов с пропущенными буквами: Сн..гирь Ласточ(?)ка Грач (?) В...рона Леб...дь С...нич(?)ка В...робей Пока выполняется задание, звучит мелодия для релаксации “Звуки осеннего  леса” со щебетом птиц. VII раунд. Гонг. “Для тех, кто дружит с запятыми”. Задание Почемучкам: Назовите номера сложных предложений, объясните знаки, восстановив их. 1. Пила она (Земля) жаркие поцелуи Ярилины и из недр ее вылетали  поднебесные птицы из вертепов выбегали лесные и полевые звери в реках и  морях заплавала рыба… Откуда это предложение? (Славянский миф о солнце.) 2. И когда сварили кисель взяли его пришли к другому колодцу почерпнули  мёду стали есть сами и дали печенегам. Откуда это предложение? (“Сказание о белгородском киселе”) 3. Зима не даром злится, прошла ее пора.// Весна в окно стучится и гонит со  двора. Откуда эти стихотворные строчки? (А. Фет) 4. Осень сменилась зимою дождливой // в комнате белой от окон дуло. (А.  Ахматова) Дополнительный вопрос Почемучкам: Чем необычно последнее сложное предложение? Какова грамматическая  основа второй части этого предложения? VIII раунд. Гонг. Конкурс капитанов. А) Гадание на “ромашке” (задание Кляксы).  На ринг вызываются капитаны обеих команд. Капитан Почемучек работает с лепестками, на которых слова красного цвета,  капитан Всезнаек — со словами черного цвета. Капитан Почемучек отрывает “лепестки” с прилагательными, образованными  от названий месяцев, исправляет ошибки. Капитан Всезнаек отрывает лепестки с названиями учебных предметов,  исправляет ошибки в их написании. “Ромашка­тренировашка” (лепестки):  матиматека сентябрский геаграфия январьский беалогия актябрьский Б) “Болтушка” для “Почемучек”:  В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. “Болтушка ” для “Всезнаек”: Краб крабу  Сделал грабли. Подал грабли  Крабу краб. В перерывах меду раундами жюри подводит итоги. Победившая в раунде  команда получает небольшой приз — огромную конфету на всех. (Конфеты изготовлены из поролона и обвернуты в блестящую бумагу; желтые  конфеты — одной команде, зеленые — другой): в финале конкурса —  подведение итогов всей игры, раздача призов (“волшебных” ручек, которые  “выписывают исключительно правильные слова” всем участникам ринга). Заключительное слово учителя — ведущего.  Итак, закончилась наша сегодняшняя игра. И хотя она обнаружила и победителей, и проигравших, можно смело сказать:  в ней не было побежденных, ибо победила, я думаю, любовь к русскому  языку, названному классиком отечественной литературы Тургеневым  великим, могучим и правдивым. Так давайте же будем дружить с ним, изучать его непрестанно, и тогда мы  станем так же величественны и могучи, как его Величество Русский язык!  Спасибо! Удачи вам!

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.

Методические материалы по проведению недели русского языка и литературы. 5-11 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018