Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
математика
5 кл—7 кл
12.03.2019
В своей работе я делюсь опытом, как работаю на уроках математики в инклюзивном классе, какие приёмы и методы использую при работе с ними.Главным в работе с такими детьми, я считаю , является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.
Тема.docx
Тема: «Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках
математики» (Из опыта работы.)
Татарникова Любовь Николаевна
ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
ж.д. ст. Клявлино Самарская область,
учитель математики
Дети с ОВЗ присутствуют в каждом классе, где я работаю. Они у нас 7 вида, поэтому
работать приходится по адаптированной программе. С такими детьми (ОВЗ) я работаю уже
не первый год. Поэтому, самым главным в работе с ними является индивидуальный подход,
с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особого внимания требует
методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в
этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития, при
изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по
математике минимален, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают
медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам
обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им
активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к
учебе. Поэтому обучение математике стараюсь осуществлять на доступном уровне для
такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно
формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление
узнать чтото новое. На уроках стараюсь использовать большое
количество наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с
интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранённое у
них нагляднообразное мышление. Не могут использовать в полном объеме мышление,
поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер. В своей работе с детьми
(ОВЗ) применяю следующие методические приёмы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности.
Чередование видов деятельности с физминутками.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Применение сигнальных карточек.
Урок в таком классе имеет чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети
становятся более организованными. Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, как они усвоили предыдущую тему,
какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного,
контроль знаний, умений и навыков).
У учащихся всего класса тема общая, изучение материала ведётся фронтально, и дети
получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и
отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом
материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из
учебника, тексты на доске и т.д.). Например, (геометрия 7 класс.А.Г. Мерзляк. Тема урока:
Прямоугольный треугольник»). Первичное закрепление понятия. Задание всему классу:
Начертите произвольный треугольник и проведите в нем высоту (рисунок).
( ABC, BD –высота)
Рисунок. Заполните таблицу.
Гипотенуза
Катет
Треугольники
ADB
BDC
Ребёнок с ОВЗ в это время (по 2 готовым плоским прямоугольным треугольникам
выписывает гипотенузу и катеты в таблицу). *Проверка с учителем. (*Задания для
учащихся ОВЗ).
Примеры заданий на уроке математики в 5 классе на разных этапах урока в инклюзивном
классе
5 класс. Тема урока Треугольник. Виды треугольников (И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
Этап урока: Актуализация знаний
*Работа в парах (ребёнок с овз в паре с сильным учеником). На партах модели плоских
треугольников и задания на карточках. Выполните задания
Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника.
Найти периметр треугольника.
Этап урока: освоение нового материала
*Работа в группах по 5 человек с плоскими треугольниками. Выполните задание:
сгруппируйте треугольники в зависимости от углов, ответьте на вопрос: какие получились
треугольники? выберите треугольники у которых все стороны равны и которых две
стороны равны,
как называются эти треугольники?
Дать определение данным видам треугольников.
Зачитайте определение данных видов по учебнику.
Сравните эти определения
*Читают правила в учебнике, сравнивают со своим.
Этап урока: Организация обобщения и систематизации учебного материала. *Работа в
парах
Рабочая тетрадь №31.1 Раскрасить краснымостроугольные треугольники, синим
прямоугольные, жёлтым – тупоугольные. Взаимопроверка.
Творческое применение знаний в новой ситуации1). Практическая работа.
*Из 3 спичек сложить треугольник. Какой получится треугольник?
*Из 5 спичек сложить 2 треугольника.
Из 9 спичек сложить 5 равносторонних треугольников. Как убрать 3 спички, чтобы остался
один треугольник.
Даёт детям задания повышенного уровня.
*Даёт задания базового уровня
Взаимопроверка, коррекция. *Проверка с учителем. (*Задания для учащихся ОВЗ)
На различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи,
логического мышления, пространственного воображения. Устную работу использую при
проверке домашних заданий, закреплении изученного материала, предлагаю при опросе.
Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 57 минут
на уроке для устного счёта. Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших
результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не
ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в
ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней
работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу, решение заданий, вызвавшие
затруднение учащихся, у доски). Использую трехуровневые мини тесты, в которые
включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную
работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ,
индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Постоянно работаю над развитием математической речи: для этого использую словарную работу, которую провожу устно либо письменно с использованием карточек с
пропущенными словами (наприме,6 класс. Тема: Сокращение дробей. Карточка.
Заполните пропуски: 1) ______________числителя и знаменателя дроби на
______________________________________________, называют сокращением дроби.
2)Дробь, __________________________________________________которой
____________________________________________числа, называют несократимой.
3)Если сократить дробь на _______________________________________ числителя и
знаменателя, то получится несократимая дробь.)
формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках
математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память,
мышление школьников. Закрепление учебного материала провожу с использованием:
1. Различных карточек. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила,
образца применения, заданий для самостоятельной работы.
2. Карточкиалгоритмы.
3. Карточкиопоры, дают возможность переносить способ решения стереотипных основных
задач в новые условия.
4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на
уроке, индивидуальных и консультационных занятиях. (например, Геометрия 7 класс.
Тема: Прямоугольный треугольник.
1 группа. Учащимся предлагается выполнить задание :
Задание. Докажите, что треугольники равны.
Задание выполняется в парах. После выполнения задания проводится самопроверка по
образцу.
Один из пары озвучивает затруднения, которые возникли при выполнении задания.
2 группа: учащимся предлагается выполнить задание :
Задание . Выбрать равные треугольники и указать признак. Ответы: равные треугольники 8 и 9; 3 и 4; 1 и 5; 6 и 10; 2и 7.
проводят самопроверку по эталону для самопроверки.
3 группа. (задание ребёнку с ОВЗ) Задание. На парте карточка с пятью треугольниками.
Выбрать равные треугольники, выписать названия треугольников и признак равенства
(проверка сразу). Вопросы для всех.
Какие признаки вы использовали для решения этих заданий?
Сколько пар равных элементов надо искать у прямоугольных треугольников?)
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания,
способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы,
кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа
ресурсов по математике.
Использую разные приемы стимулирования и контроля: взаимопроверку, самоконтроль.
Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и
умений.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые
правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял,
запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию
успеха, проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в
собственные силы и возможности. Ну и в завершение урока, рефлексия, цель которой
осознание своей учебной деятельности, самооценка.
Таким образом, я считаю, что наиболее успешными на уроках математики в инклюзивных
классах являются методические приемы:
решение задач по образцу;
рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
отыскание различных способов решения задачи;
составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией заданий, совместным
решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается; правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы.
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.