Методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников
Оценка 4.7

Методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык +1
Взрослым
29.04.2018
Методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников
Орфоэпические нормы в школе являются одним из важных разделов русского языка по следующим причинам. Поэтому, хотелось бы, чтобы владение орфоэпическими нормами стало более живым и активным, так как ее законы должны быть реализованы в непосредственном, живом устном общении, тогда как письмо, как сфера применения орфографии, в большинстве случаев допускает обдумывание и исправление.
Методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах.docx

Введение

Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Данной проблемой занимались и занимаются до сих пор многие педагоги и выдающиеся языковеды: К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Т.А. Ладыжинская, А. А. Бондаренко и многие другие.

В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения.

Орфоэпические нормы в школе являются одним из важных разделов русского языка по следующим причинам.

Во-первых, правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека не только неправильное ударение в слове, например,  зво́нит вместо звони́т, но и неправильное произношение твёрдых и мягких согласных в таких словах, как  свитер – сви [тэ]р, рейс - [р'э]йс, чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности, степени общей культуры.

Во-вторых, в настоящее время перед школой стоит задача усиления практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, к которым причисляются и орфоэпические, стремления к речевому самосовершенствованию. И поэтому задания по орфоэпии стали неотъемлемой частью обязательной итоговой аттестации среднего образования по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ, а значит, формирование первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка должно начинаться в младшем школьном возрасте.

В-третьих, владение орфоэпическими нормами в школе настолько важно, что для стимулирования говорящих к ее реализации в обществе вырабатываются определенные эстетические критерии правильной речи: правильное произношение должно восприниматься и оцениваться как должное, а нарушение норм произношения желательно не допускать.

В-четвертых, в школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся весьма терпимо. Несмотря на "вероломные" попытки письменной речи потеснить устную, последняя объективно не только не сдает своих позиций, но и занимает всё новые и новые рубежи благодаря электронным СМИ, расширению сферы общения людей. Например, с появлением сотовой связи и широким распространением мобильных телефонов устная речь по-новому зазвучала в обществе.

Поэтому, хотелось бы, чтобы владение орфоэпическими нормами стало более живым и активным, так как ее законы должны быть реализованы в непосредственном, живом устном общении, тогда как письмо, как сфера применения орфографии, в большинстве случаев допускает обдумывание и исправление.

Противоречие: Рассматривая современные школьные программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 1-4 классов мы не находим в изучении курса ни раздела "Орфоэпия", ни отдельной главы, посвящённой этому разделу. В ПООП НОО только в повышенном уровне указаны орфоэпические умения, которым ученик получит возможность научиться, тогда как в базовом уровне таковых нет.

Все вышеперечисленные причины обусловливают актуальность предпринятого исследования.

Из всех указанных причин выявляется проблема незнания орфоэпических норм и (или) неумения использовать их носителями языка, которая определила тему данного исследования: «Методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников».

Объектом исследования служит процесс формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников.

Предметом исследования в данной работе являются методические приемы как средство формирования первоначальных представлений об орфоэпических  нормах русского языка у младших школьников.

Цель: описание работы по формированию первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников.

 Цель определила следующие конкретные задачи:

1.     Изучить правовую, научную и методическую литературу по заявленной теме, определить основные понятия.

2.     Представить содержание работы по орфоэпии в начальных классах общеобразовательных школ.

3.     Обобщить и расклассифицировать методические приемы формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников

4.     Сформировать банк методических приемов для формирования первоначальных представлений об орфоэпических нормах русского языка у младших школьников.

Гипотеза: В ходе работы мы предполагаем, что использование методических приемов как средство формирования первоначальных представлений об орфоэпических  нормах русского языка у младших школьников влияет на правильность их устной и письменной речи.

Основные понятия: орфоэпия, орфоэпические нормы, орфоэпическая компетенция, методический прием.

Методы исследования:
Теоретические:
- анализ нормативных документов и методической литературы
Практические:
- описание
- анализ
- педагогический эксперимент

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач в работе педагога начальной школы, педагога дополнительного образования, студента среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы изучаемого вопроса.

1.1   Основы развития речи младших школьников

В жизни современного общества расширилось воздействие живого слова на человека, следовательно, повысились требования к правильности устной речи, то есть к формированию орфоэпической компетенции. Формирование орфоэпической компетенции в процессе освоения норм произносительной речи родного языка является актуальным, так как усиливается потребность в овладении нормами устной речи и воспитании в учащихся уважения к традициям русского языка.

Орфоэпическая компетенция – это совокупность орфоэпических знаний, умений, навыков и способность правильно применять их в речевой деятельности.

Орфоэпическая компетенция позволяет избегать двусмысленностей, нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно будущим деловым людям.

Формирование орфоэпической компетенции младших школьников является актуальной проблемой, которая, опираясь на современные дидактические и воспитательные технологии, призваны, наряду с семьёй решать современная школа и современные педагоги.

 Основа произносительной культуры закладывается в раннем детстве. Развитие орфоэпических навыков младших школьников происходит под влиянием социума, который его окружает. Поэтому очень важно чтобы люди, а в особенности педагоги, окружающие ребёнка были компетентны в области орфоэпии.

Развитие речи учащихся - непрерывно развивающийся процесс. Одна из главных сторон — обогащение словарного запаса с помощью развития правильной и культурной речи учащихся.

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает развитым фонематическим слухом, способен различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова. Речь младшего школьника является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи. Этому способствуют слушание, беседы, споры, рассуждения и др.

Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. С помощью внутренней речи младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания. Благодаря внутренней речи у детей формируются определенные установки и отношение к окружающему миру, развивается способность к саморегуляции поведения.

В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи:

·         внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;

·         собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

·         внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов.

 

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается сокращением структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) предполагает развертывание структуры внутренней речи и построение ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать различные средства языка. Стихийно усвоенная речь часто бывает примитивной и неправильной. Поэтому главное значение для развития речи младшего школьника имеют процесс обучения и его целенаправленная учебная деятельность.

В процессе обучения происходит усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах. Младшие школьники узнают много новых слов, новых значений уже известных слов и словосочетаний, множество новых грамматических форм и конструкций, узнают уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; познают основные нормы употребления слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

У младших школьников в процессе планомерной учебной работы формируются навыки чтения и письма, представления об особенностях письменной речи, совершенствуется культура речи.

В развитии речи выделяются следующие основные направления:

·         работа над словом (лексический уровень);

·         работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

·         работа над связной речью (уровень текста);

·         произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.

 

Данные направления развиваются параллельно, хотя находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для составления словосочетаний и предложений; первое и второе подготавливают связную речь младшего школьника. В свою очередь, связные рассказы и сочинения выступают средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи происходит с помощью специального арсенала методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.), поскольку они развивают все виды речевых умений на лексическом, синтаксическом уровнях, логические, композиционные умения и др.

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку. Элементы развития речи включены в содержание каждого урока (по русскому языку, природоведению, математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные мероприятия. При развитии речи младших школьников процесс обучения направлен на формирование определенных характеристик речи, являющихся критериями оценки устных и письменных высказываний детей:

·         содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;

·         логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;

·         точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;

·         разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;

·         ясность речи – ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;

·         выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;

·         правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.

 

Характеристики речи младшего школьника:

·         содержательность речи;

·         логика речи;

·         речи;

·         языковых средств;

·         ясность речи;

·         выразительность речи;

·         правильность речи.

 

Совершенствованию культуры речи младших школьников способствуют упражнения, направленные на совершенствование акцентологических и произносительных норм, лексической и грамматической структуры речи. Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть:

1) литературным;

2) доступным и соответствующим младшему школьному возрасту;

3) разнообразным (от народных до авторских произведений русских и зарубежных авторов);

4) познавательным;

5) насыщенным изучаемыми явлениями.

 

 Благодаря разнообразным упражнениям у младших школьников развиваются специальные умения и навыки, свидетельствующие о развитии речи:

·        произносить слова в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами;

·        определять лексическое значение слова,

·        различать однозначные и многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

·        употреблять слова в правильной грамматической форме, не использовать в речи нелитературные слова;

·        уметь оценивать речь окружающих с точки зрения качеств речи;

·        уметь передавать мысли и чувства с помощью средств интонационной выразительности.

 

Основные направления развития речи младших школьников

 

I. Овладение нормами литературного языка  

1) расширяется словарный запас;

 2) обогащается активный запас грамматических конструкций;

 3) вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами;

4) развивается чувство языка

II. Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи  

1) формируются знание и умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи;

2) развивается языковое чутье;

3) умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей;

4) формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения

III. Развитие навыков связной речи  

Формируются умения:

1) определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения;

2) подчинять свое изложение и сочинение основной мысли;

3) собирать материал для сочинения;

4) систематизировать собранный к высказыванию материал, т. е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении;

5) строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения);

6) выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста совершенствуются все виды речи детей. Дети овладевают нормами литературного языка, функциональными стилями языка, у них формируются качества хорошей речи, развиваются навыки связной речи, совершенствуются регулятивная и планирующая функции речи.

 

 

1.2 Понятие об орфоэпических нормах русского языка, виды норм, орфоэпические словари.

Самое первое, что нужно знать о данной теме курсовой работы  это, что такое орфоэпия. Слово орфоэпия — греческого происхождения: orthos — правильный, epos — речь.

В словаре С.И. Ожегова сказано: орфоэпия  – правила образцового литературного произношения.[39] В Энциклопедическом словаре дано немного иное определение этого понятия: орфоэпия – образцовое литературное  произношение, система произносительных норм устной речи (фонетич., и грамматич.), принятая в данном литературном  языке. [41]

Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях. Предмет орфоэпии - нормы произношения.

Орфоэпические нормы — это исторически сложив­шиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов.

Орфоэпия включает в себя следующие разделы:

1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.

2. Особенности произношения заимствованных слов.

3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.

4. Понятие произносительных стилей. Их особенности.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

 Каждому из разделов соответствуют свои нормы:

1.Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду - в[а]да, т[о]чит - т[а]чить); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м[я]со - м[и]снойв[ё]л - в[и]лал[е]з - вл[и]зать); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы - ду[п], моро[з]ы - моро[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру[б]ить - ру[п]каскользить - сколь[с]ко), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить - козьбамоло[т]ить - моло[д]ьба). Изучением этих законов занимается фонетика.

2.Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов - если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када, [тэ]мп), иногда - мягкого (например [д'е]кларация, [т'е]мпераментму[з'е]й).

3.Фонетическая система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], ср. було[ч'н]ая и було[шн]ая, но орфоэпическая норма предписывает говорить коне[шн]о, а не коне[ч'н]о.

Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докуме́нт, а не доку́мент, начала́, а не на́чала, звони́т, а не зво́ниталфави́т, а не алфа́вит).

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем - территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского. Мы знаем, что не все говорящие по-русски люди имеют одинаковое произношение. На севере России “окают” и “екают”: произносят в[о]даг[о]в[о]ритн[е]су), на юге - “акают” и “якают” (говорят в[а]дан[я]су), есть и другие фонетические различия.

У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] - они произносят на его месте звонкое [х] (звук, в транскрипции обозначаемый знаком [g]). Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.

Есть и другие источники нелитературного произношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу[ф]ство вместо правильного чу[с]тво, [ч]то вместо [ш]то,  помо[щ]ник  вместо помо[ш]ник.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е[ж'ж']уви[ж'ж']ать с мягким долгим звуком [ж'], так и е[жж]уви[жж]ать - с твердым долгим; правильно и до[ж'ж']и, и до[жд]и, и ра[ш'ш']истить и ра[ш'ч']истить, и [д]верь и [д']верь, и п[о]эзия и п[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка  под редакцией Р.И.Аванесова [34] слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба[с'е]йн и ба[сэ]йн; в этом словаре предлагается произносить манёврыпланёр, но допускается и произношение маневры́пла́нер.

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а[н']гелце[р']ковьве[р'х], пе[р']вый. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся (сь) (смеял[с]австретили[с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий, -гий, -хий и в глаголах на -кивать, -гивать, -хивать. Слова высокийстрогийветхийвскакиватьподпрыгиватьстряхивать произносили так, как если бы было написано строгойветхойвскаковатьподпрыговать. Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: и смеял[с]а и смеял[с']я, и стро[г]ий стро[г']ий. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.

Орфоэпические нормы устанавливаются учеными - специалистами в области фонетики. На основании чего лингвисты решают, какой вариант следует отвергнуть, а какой одобрить? Кодификаторы орфоэпии взвешивают все “за” и “против” каждого из встречающихся вариантов, при этом принимая во внимание разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка (т.е. смотрят, какой вариант обречен, а у какого есть будущее). Они устанавливают относительную силу каждого довода за произносительный вариант. Например, распространенность варианта важна, но это не самый сильный довод в его пользу: бывают и распространенные ошибки. Кроме того, специалисты по орфоэпии не спешат утвердить новый вариант, придерживаясь разумного консерватизма: литературное произношение не должно меняться слишком быстро, оно должно быть устойчиво, ведь литературный язык связывает поколения, объединяет людей не только в пространстве, но и во времени. Поэтому рекомендовать надо традиционную, но живую норму, хотя бы она и не была наиболее распространенной. [48]

4. В зависимости от содержания речи и условий ее произнесения принято различать 3 произносительных стиля: высокий, нейтральный и разговорный. За пределами литературного языка остается просторечный произносительный стиль, которым образованный человек обычно не пользуется.

В основе разграничения названных произносительных стилей лежат три критерия: условия коммуникации, четкость и полнота произнесения всех звуков в словах, темп речи.

Высокий произносительный стиль используется при публичных выступлениях, при официальном сообщении важной информации, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль иначе называют полным вследствие того, что все необходимые звуки в словах при такой манере речи произносятся предельно отчетливо: Здравствуйте, Александр Александрович! - [здраґствуiт'ь | Лл'иэ ксаґндр ал'иэ ксаґндръв'ич' ||]. Для этого стиля обычно характерен чуть замедленный темп речи. Своеобразное исключение представляет собой речь дикторов радио и телевидения, в которой полнота произнесения звуков сочетается с очень быстрым темпом речи. Для высокого произносительного стиля может быть свойствен безударный [о] в словах иноязычного происхождения: [поэґт], [нокт'уґрн], [сонэґт].

 

Нейтральный орфоэпический стиль - это стиль нашей повседневной речи, не отличающейся эмоциями. Он одинаково хорошо приемлем и в официальной обстановке, и в кругу знакомых. Темп речи - средний, достаточно ровный. Характерно незначительное выпадение звуков: Здравствуйте, Александр Александрович! - [здрас'т'ь | Лл'иэ ксандр Лл'иэ ксаґндръч'||].

 

Сфера употребления разговорного, или неполного, произносительного стиля - живая, эмоциональная, неофициальная, непринужденная речь. Характерна смена темпа, “сокращение" слов в результате выпадения звуков: Здравствуйте, Александр Александрович! - [здраґс' | саґн саґныч'||]. Такую особенность устной речи нельзя считать ее недостатком. Однако при этом надо помнить о двух вещах: об уместности использования той или иной манеры речи именно в данной ситуации и о понятности речи. При пропуске звуков в слове нельзя допускать потери смысла, уподобляясь герою фельетона, ответившему пассажиру, обратившемуся в справочное бюро: Обра са се кно. Мало кто из нас поймет, что это означает Обращайтесь в соседнее окно.

 

Владение языком состоит в том, чтобы умело пользоваться всеми тремя орфоэпическими стилями, выбирая каждый раз наиболее коммуникативно целесообразный вариант произношения.

Не может существовать естественного текста, состоящего только из слов высокого или слов разговорного стиля, но может встретиться текст целиком из слов нейтрального стиля. Как норма, текст представляет собой сочетание слов разных стилей. Тексты, окрашенные примесью, например, слов высокого стиля, сами воспринимаются как окрашенные, например как высокие. В языке каждой эпохи существуют более или менее устойчивые типы сочетания слов разных стилей в пределах одного текста. [46]

Значение орфоэпии возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения. Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII века как нормы московского говора, которые позже стали приобретать характер национальных норм. Нормы орфоэпии окончательно сложились во второй половине XIX века и сегодня в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила.

Изменения акцентологических норм русского языка.[45]

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации" вступил в силу 1 сентября. Отныне пригласить на "файф-о-клок" (званый чай) и написать "чао" вместо "пока" - норма.

 

В утвержденный список вошли четыре справочника - орфографический, грамматический, фразеологический и словарь ударений.

Как сообщили в Минобрнауки, перечень словарей может быть расширен, если эксперты одобрят другие издания. Кроме того, речь не идет об изменении правил русского языка. Словари лишь фиксируют нормы "великого и могучего" - отражают то, что уже есть в языке. Одобренные Минобрнауки издания станут эталоном для российских чиновников, так как они официально одобрены для использования государственного языка РФ.

Теперь не ошибка сказать "черное кофе" или поставить ударение в слове "договор" на первый слог. Также словари разрешают говорить "йОгурт" и "йогУрт", "по срЕдам" и "по средАм".

В Словарь ударений русского языка, составленный И. Резниченко, вводит следующие новые нормы ударений:

− пЕтля – петлЯ;

− Августовский – августОвский;

− апартАменты - апартамЕнты ;

− асимметрИя;

− бАржа – баржА;

− бижутЕрия – бижутерИя.

Новые справочники оставляют без изменения нормы произнесения слов "то́рты" (с ударением на первый слог), "звони́т" и "краси́вее" (на второй).

 

Виды орфоэпических словарей [49]:

 Орфоэпические словари  – словари, отражающие правила литературного произношения.

·     Огиенко И. И. Русское литературное ударение. 2-е изд. 1914.

·     Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972.

·     Русское литературное произношение и ударение /Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.

·     Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

·     Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII — XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).

·     Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.

·     Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

·     Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. Минск, 1986.

·     Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76000 словарных единиц. М., 1993.

·     Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997.

·     Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000. В словарь включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось.

·     Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

·     Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000. В словарь включены трудные случаи постановки ударения как в нарицательных словах, так и в именах собственных. Из сосуществующих в современном русском литературном языке равноправных акцентных и произносительных вариантов всегда даёт только один вариант.

·     Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000. Словарь создан в результате коренной переработки книги «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1955) — первого русского словаря орфоэпического типа. «Орфоэпическому словарю русского языка» предшествовала ещё раньше изданная книга «Русское литературное произношение» Р. И. Аванесова (5-е изд. М., 1972).

·     Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

·     Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

·     Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

 

 

 

1.3 Психологические причины отклонения от орфоэпических норм.

 

Современные нормы русского литературного произношения и особенно ударения нередко нарушаются. Одни отступления отражают или постепенное развитие языка (их невозможно запретить), или нарушение кодифицированных норм. Чтобы устранить ошибки, недостаточно знать только сами нормы.

Очень важно глубоко разбираться в причинах, порождающих орфоэпические ошибки:

1.Главная причина нарушения данных норм звучащей речи определяется влиянием письменной речи. Возросший культурный уровень миллионов людей, их усилия, затраченные на усвоение норм письменной речи, разумеется, воздействуют и на речь устную. Этим, в частности, объясняется распространение так называемого «побуквенного» произношения, особенно при чтении написанного вслух. Например, люди, недостаточно освоившие орфоэпические нормы, под влиянием письма допускают произношение бу[хг алтер] вместо бу[h алтер], бо[г] вместо бо[х] , [чн] вместо [шн] в словах ску[чн о], ску[чн ый]  лу[чш ий] вместо [у] [тш] и т.п.

Для людей, не вполне владеющих нормами литературного произношения и ударения, характерно также стяженное произношение русских имен и отчеств, например: [ван-ваныч ], [сан-саныч ]. Оба варианта произношения не характерны для нейтрального, то есть основного, стиля произношения, и их нужно избегать в повседневном общении. Произносить имена и отчества отчетливо, без стяжения, близко к написанию допустимо только при чтении официальной информации. Тенденция к сближению правописания и произношения не может быть остановлена и нуждается в регулировании.

А. А. Кретов аргументированно считает, что материальная сторона знака (речь идет об орфографии) должна более чутко реагировать на изменения идеальной стороны знака, в том числе,  фиксировать гетерофоны  [гъл вы] –[го лъвы]). В целом такой подход, лучше выражающий свойство современного русского литературного языка – способность «не экономить на материале», устранит омонимию, весьма распространенную в языке. [38]

Однако узаконить средствами графики для каждого русского слова его произносительные особенности, например, постоянное место ударения, вероятно, нет возможности. Существующие трудности при усвоении акцентологических норм компенсируются, по мысли К. С. Горбачевича, возможностью различать с помощью места ударения смысл слов и особенно их грамматических значений: и́рис – ири́с, запы́хался – запыха́лся; погру́женный на платформу – погружённый в воду. Ударения вполне достаточно для преодоления омонимии словоформ и маркирования функционально-стилистической закрепленности акцентных вариантов.

2. Не менее важная причина отступлений от принятых норм – это влияние на литературное произношение других форм существования национального языка: просторечия, жаргонов и родного диалекта.

Если говорить конкретно о принципах отбора произносительных вариантов для нормы, то следует иметь в виду следующее:

- отвергаются особенности просторечия типа ля[ш] вместо ля[к] , упл[о́тишь] вместо упл[а́тишь];

- речевые жаргонизмы типа [ко стюм], му[зэ й];

- местные диалектные особенности типа [на́саться] вместо  [носи́ться].

Процессы взаимодействия литературного языка с диалектами, наблюдаемые в последние десятилетия, приводят к возникновению переходного типа речи – «полудиалекта». Устранить диалектные произносительные черты крайне трудно. Так, большой устойчивостью отличается звуковая особенность южнорусских диалектов, влияющих на речь – произношение фрикативного звука [h] в начале и середине слова и [х] в абсолютном конце слова на месте буквы г: до[h оворы], сне[х ], помо[х] ; яканье (в первом предударном слоге звучит [а] на месте букв е, я): [т’а ну], [л’а гу шка]; произношение [т’] в окончаниях глаголов 3-го лица: несё[т’] , берё[т’] ,сидя[т’] , везу[т’] . Подобные черты сохраняются в речи людей, живущих в районных центрах, находящихся в диалектном окружении. Таким образом, говорить о победе литературного языка над просторечием и диалектами было бы преждевременно.

3. Процесс заимствования языковых единиц, интенсивность которого вопреки ожиданиям не снижается, является следующей причиной ошибок. Действие аналогий, зависимость от частотности слова, давности заимствования, наличие примет иноязычности и других факторов часто требуют обращения к словарю.

Следует помнить, что и многие словари, в силу неустойчивости произношения, зачастую дают неодинаковые рекомендации.

Одно и то же слово может звучать с мягким или твердым согласным перед [э]: энергия и энергия [н’э] и [нэ], ферромагнетик [фэ] и [ф’э]. В большинстве же слов иноязычного происхождения согласный перед е произносится мягко в соответствии с общей тенденцией: адаптация новообразований также подчиняется фонетическим законам и действию аналогии. Например: ампер [п’э], бассейн [с’э] (водный), дисперсия [п’е], крекинг [р’э], пресс [р’э], прогресс [р’э] , термохимический [т’э], эффект [эф’э].

 Однако во всех сомнительных случаях надо обращаться к словарю, учитывая, что каждое следующее поколение склонно уменьшать количество «иноязычных» произношений, а выходцы из украинской среды – увеличивать его.

Зачастую произношение безударных [о], [э] и твёрдых перед [э] связано с официальным стилем, обычное произношение безударных [о], [э] и мягких перед [э] – с разговорным или нейтральным стилем. В ряде слов, даже достаточно освоенных русским языком, согласные перед е произносятся твердо: антропогенез [нэ], генетика [нэ], инерция [нэ ], конвертер [тэ ], лазер [зэ], темп [тэ], теннис [тэ].      [42]

 

 

 

1.4  Содержание работы по орфоэпии в начальной школе.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

"Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ФГОС НОО) введен новый нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Так, во ФГОС НОО в «портрете выпускника начальной школы») указано:

      любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Это значит, что ребенок должен любить и знать свой народ, свою Родину, свой родной язык и уметь им правильно пользоваться.

Далее, в пункте 9. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

 

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развивающемся мире;

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.1. Филология

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. [2]

 

На основе вышеперечисленных требований создана Примерная основная образовательная программа начального общего образования, [3] в которой есть раздел «Фонетика и Графика», где отражено чему выпускник научится:

– различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

В разделе «Орфоэпия»(20 ч.) описано то, чему выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

 – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

 

Для того чтобы выявить как реализованы требования ФГОС НОО и рекомендации ПООП  НОО был проведен сравнительный анализ нескольких предметных линий учебников, представленный в таблице:

 

Название УМК, Авторы

Класс, часть, тема

Пример упражнений

Наличие орфоэпического словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

«Школа России»

В.П. Канакина

В.Г. Горецкий

1кл.

«Ударение»

Познакомься с орфоэпическим словарем учебника. Найди в нем данные слова. Прочитай их с правильным ударением.

Звонить, банты, портфель, туфля.

Запиши слова. Обозначь в них ударение.

 

Орфоэпический словарь  (с. 136)

2кл. 1 ч.

 

Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

магазин             туфля

километр          инструмент

творог                статуя

звонит               сантиметр

Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова. Спишите. Обозначьте ударение. Подчеркните ударный слог.

 

 

Орфоэпический словарь  (с.134)

2кл. 2 ч.    –––––

––––––––––––

Орфоэпический словарь  (с.133)

3кл. 1 ч.   –––––

 ––––––––––––

Орфоэпический словарь  (с.148)

3кл. 2 ч.    –––––

 ––––––––––––

Орфоэпический словарь  (с.150)

4кл. 1 ч.  –––––

 ––––––––––––

Орфоэпический словарь  (с.151)

4кл. 2 ч.  –––––

 ––––––––––––

Орфоэпический словарь  (с.155)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ритм»

Т.Г. Рамзаева.

1кл.     –––––––

––––––––––––––

––––––––

2кл. 1 ч.

«Ударение»

Прочитай слова. Чем они различаются?

Стре́лки – стрелки́, за́мок – замо́к, кру́жки – кружки́.

Спиши предложение. Поставь над словами знак ударения:

У часов есть большая и маленькая стрелки.

Составь предложение со словами: за́мок, замо́к, кружки́.

«Произноси правильно слова» (с. 124)

2кл. 2 ч. В теме «Повторение» есть  4 задания по орфоэпии

Напиши текст. Обозначь ударение в словах.

Весной лес ожил. Прилетели птицы и начали вить гнёзда. К нам в сад вернулись скворцы. Они заняли свои старые домики.

«Произноси правильно слова» (с. 94)

3кл. 1 ч.  ––––––

 ––––––––––––

«Произноси слова правильно» (с. 159)

3кл. 2 ч.  ––––––

 ––––––––––––

«Произноси слова правильно» (с. 142)

4кл. 1 ч.

«Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Напиши слова в алфавитном порядке. Обозначь ударение.

Алфавит, магазин, портфель, библиотека, предмет, километр, шофёр, арбуз, морковь, свёкла.

«Произноси слова правильно» (с. 149)

4кл. 2 ч.  ––––––

––––––––––––

«Произноси слова правильно» (с. 150)

 

 

 

 

 

 

 

 

«Планета знаний»

Т.М. Андрианова

В.А. Илюхина

1кл.

«Ударение. Ударный слог»

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Спиши. Поставь в словах знаки ударения

По всему учебнику есть вставки «Говори правильно», где представлены 1-3 слова

2кл. 1 ч. «Слово. Ударение»

Отдельного задания нет, но есть в одном из упражнений:

… Поставь знак ударения в записанных словах.

Орфоэпический словарик на форзаце.

2кл. 2 ч.  ––––––

–––––––––––––

Орфоэпический словарик на форзаце.

3кл. 1 ч. ––––––

–––––––––––––

Орфоэпический словарь (с. 133)

3кл. 2 ч. ––––––

–––––––––––––

Орфоэпический словарь (с. 130)

4кл. 1 ч. ––––––

–––––––––––––

Орфоэпический словарь (с. 129)

4кл. 2 ч. ––––––

–––––––––––––

Орфоэпический словарь (с. 135)

 

 

 

 

 

«Перспективная начальная школа»

Н. А. Чуракова

1 кл.   ––––––––

–––––––––––––

––––––––

2кл. 1 ч. –––––––

––––––––––––

––––––––

2кл. 2 ч. –––––––

––––––––––––

«Произноси правильно» (с.151)

2кл. 3 ч. ––––––

––––––––––––

––––––––

3кл. 1 ч. ––––––

––––––––––––

––––––––

3кл. 2 ч. ––––––

––––––––––––

«Произноси правильно» (с.183)

3кл. 3 ч. ––––––

––––––––––––

––––––––

4кл. 1 ч. ––––––

––––––––––––

––––––––

4кл. 2 ч. ––––––

––––––––––––

«Произноси правильно» (с.151)

 

Ведется работа по орфоэпическим словарям  во вторых частях учебников каждого класса.

 

 

Таким образом, анализ разных программ показал,  что не во всех предметных линиях представлена полноценная работа над формированием орфоэпических норм и орфоэпией в частности. В некоторых программах даже не рассматривается раздел «Орфоэпии», а изучается попутно с разделом «Фонетики».

Также, на предмет орфоэпических заданий были проанализированы Итоговые комплексные работы за 1–4 классы [7] и  Стандартизированные материалы для итоговой аттестации (4 кл), [6] в которых не оказалось ни одного задания, где проверялись бы знания орфоэпических норм.

Но, знания орфоэпических норм у младших школьников проверяются, в заданиях под номером 4, во Всероссийских проверочных работах (ВПР), которые являются аттестационными в начальной школе.[4]

Задание,  взятое из примерных вариантов  ВПР:

    4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

          Алфавит, брала, заняла, километр.

Далее, в ходе анализа демонстрационных вариантов  ЕГЭ (Единый государственный экзамен), которые являются выпускными из образовательного учреждения, было выяснено, что школьники должны владеть знаниями об орфоэпических нормах и уметь правильно расставлять знаки ударения в словах, так как данные знания проверяются в этой выпускной работе,  в заданиях под номером 4. Задание из демо-версии ЕГЭ:

        4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:          НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

     начАвший

    донЕльзя

   откупОрил

   красИвее

   знАчимый                               Ответ: ___________________________.         [5]

 

 

 

1.5  Методика изучения орфоэпии  в начальной школе

На уроках русского языка в начальной школе проводится большая в методическом плане работа. Особого внимания требует построение орфоэпически правильной речи ребенка. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте присутствует одна форма речи – устная. Но с приходом в школу дети знакомятся еще с письмом и чтением. В школе ребенок начинает овладевать языком, учится правильно выражать свои мысли, а также строить словосочетания и простые предложения.[42]

В «Беседах о русском литературном произношении» Р.И. Аванесова, цель обучения школьников правильному произношению – это научить практическому усвоению норм русского литературного языка, ведь сначала надо орфоэпически грамотно прочитать написанное или напечатанное. [33]

Цель обучения орфоэпии, по мнению Т. М. Воителевой – познакомить учащихся с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Задача обучения орфоэпии – формировать произносительные навыки школьников.

Обязательный минимум содержания обучения орфоэпии:

– Основные средства звуковой стороны речи: ударение, интонация.

– Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

– Нормы произношения слов и интонирования речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Умения, формируемые в процессе обучения орфоэпии:

– Определять место ударения (словесного, логического)

– Правильно произносить слова (с учетом орфоэпических норм)

– Пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений

Принцип обучения орфоэпии:

– Опора на речевой слух учащихся, что способствует сознательному восприятию звуков и определению их свойств. [36]

В процессе обучения грамотному чтению дети учатся руководствоваться уже известными им правилами произношения. Можно сделать вывод, что чтение является главным на пути к эффективному овладению орфоэпически грамотной речью.

Учащиеся должны владеть целым комплексом умений для правильного произношения:

-умение слушать чужую речь при говорении;

-умение правильно воспроизводить услышанное;

-умение соотносить проговоренное слово с написанным;

-умение без помощи других употреблять орфоэпические образцы при чтении и в устной речи.

Эти умения определяют тот минимум, который является обязательным при изучении русского языка в начальной школе. В него включены не только орфоэпические правила, но также слова и грамматические формы слов.

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Приемы работы с орфоэпическими словарями представлены в Приложении 4.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.  [44]

Наиболее распространенный вид словарно-орфоэпических упражнений это различного рода словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами. Виды диктантов представлены в Приложении 2. Остальные виды орфоэпических упражнений в Приложении 1.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Примерные орфоэпические упражнения представлены в Приложении 3.

М.И. Гетманский считает, что в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. [37]

В одном классе находятся дети с разным уровнем речи и слуха. Процессы восприятия, внимания, памяти, мышления работают по-разному.

Причиной возникающих затруднений является недостаточная разработанность дифференцированного подхода к формированию устной речи.

Данная ситуация потребовала усиленного внимания к проблеме дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей в начальной школе.

Дифференцированный подход предполагает:
- комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи на начало обучения в школе;
- на основе обследования – создание групп учащихся;
- соединение  в  едином  педагогическом  процессе  специальной  работы  по формированию у учащихся речевого слуха, навыков слухо-зрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи и развитию самостоятельного моделирования высказываний, их актуализации в собственной речи;
- специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учащихся при широком использовании диалогов;
- текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи;
- преемственность в работе над устной речью в разных организационных формах обучения: на индивидуальных занятиях, на групповых занятиях и во внеурочное время.

Произносительная сторона устной речи формируется при использовании различных видов речевой деятельности. Дети овладевают навыками слухо-зрительного восприятия, говорения, (сопряженное, отраженное проговаривание речевого материала, ответы на вопросы, чтение, самостоятельная речь).

Развитие устной речи зависят от многих факторов: от остаточного слуха, от индивидуальных особенностей ребенка, от времени наступления снижения слуха, от условий, в которых ребенок находится, от внимания к ребенку, от окружающих его людей, от речевой среды, от преемственности в работе над речью на индивидуальном занятии, на уроках и во внеклассное время. Развитие устной речи ребенка зависит от совместной деятельности учителя класса и воспитателя, от совместного планирования, от взаимопонимания, от единых требований к речи учащихся.

Для успешного формирования орфоэпического навыка используются определенные показатели:

1) развитие речевого (фонематического) слуха;

2) развитие орфоэпической зоркости;

3) понимание языковых значений;

4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфоэпический навык;

5) умения выбрать способ выполнения орфоэпического действия и составить алгоритм его выполнения;

6) выполнение достаточного количества практических упражнений;

7) систематическая работа над ошибками.

Изучение фонетики и графики во времени совмещается с обучением грамоте, т. е. с работой по букварю (азбуке). В этот период уроки, как правило, объединяют звук и его букву, т. е. фонетика и графика объединяются в одном уроке. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и орфоэпическими нормами: «Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «Употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «Ь разделительный», «Употребление ь в середине слова», «Двойные согласные», «Ударение», «Безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании». Термин орфоэпия не вводится в начальных классах, но многочисленные случаи произношения занимают значительное место в курсе русского языка: -ого, -его – [овь], [евь];что – [што]; конечно – [кан’э́шнъ]; мыться – Описание: http://www.studfiles.ru/html/2706/584/html_gWH3G3ygtE.qAVc/htmlconvd-cPoIXT179xi1.jpg; кафе – [кафэ́] в отличие откофе – [ко́ф’э] и пр.

 

Фонетико-графические темы, как и орфографические, подчас «вклиниваются» в грамматический материал. Кроме того, фонетико-графическаялиния, сливаясь с орфографической, не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения, ибо она связана и с чтением, и с письмом, и с устным говорением, и с аудированием. Непрерывность этой линии обеспечивается также фонетическим (фонетикографическим) разбором в системе языкового анализа.

 

В области методов обучения обращается внимание на такие условия:

а) опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;

б) постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;

в) установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;

г) проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;

д) тренировка слуха, тренировка пишущей руки;

е) образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и пр.

Таким образом, правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык младших школьников. [43]

 

 

 

1.6 Методические приемы для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников

Методический прием – это элемент, деталь метода обучения, его составная часть или отдельный шаг в той учебной работе, которая происходит приприменении данного метода. В процессе обучения, как методы, так и методические приемы переплетаются, взаимодействуют.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Эффективность совершенствования произносительной культуры учащихся во многом зависит от  опоры на действующие учебники.

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто используются загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.

Таким образом, действующие учебники вполне можно использовать как основное средство совершенствования произносительной культуры младших школьников, вокруг которого должны концентрироваться дополнительные средства обучения. К дополнительным средствам относятся:

– система произносительных упражнений (в виде дополнительных заданий к текстам учебников, упражнений на специально подобранном дидактическом материале);

– произносительные таблицы и плакаты;

– карточки для индивидуальной работы с учащимися.

 

Виды занимательных упражнений

1) Упражнения в произношении, соответствующем написанию.

Упражнения данного типа формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых совпадает с правописанием.

Специальное знакомство с орфоэпической нормой происходит на уроках русского языка после завершения периода обучения грамоте. Орфоэпические упражнения, предназначенные для знакомства с правилами литературного произношения, сосредоточены главным образом в центральных разделах программы по русскому языку в темах: «Звуки и буквы», «Слово».

Упражнения в чтении слов сочетаются со списыванием прочитанного. Дети младшего школьного возраста, списывая, часто произносят слово шепотом, закрепляя тем самым в своем сознании буквенный состав его. Чтение и запись слов на этапе знакомства с орфоэпическим правилом сопровождается частичным орфоэпико-орфографическим разбором, соединяющимся с заданиями по теме урока. Вот некоторые из упражнений.

коРидоР

Прочитайте слово, четко произнося звуки, обозначенные выделенными буквами. Докажите, что звуки [р'] и [ р ] - согласные. Спишите, подчеркивая все согласные буквы.

Прочтите. Назовите согласный звук, которым заканчивается слово. Какая буква обозначает мягкость согласного [м]? Спишите. Подчеркните две буквы, которые обозначают этот звук

В дальнейшем обучении развивается и совершенствуется умение младших школьников применять в речевой практике знакомые правила литературного произношения слов. Например, при изучении состава слова выполняются следующие упражнения [35;85].

1.Прочтите строку из стихотворения Б. Заходера «Кискино горе». Спишите предложение.

Плачет Киска в коридоре.

2.Прочтите пары слов. Запишите их.

Овощной магазин, мощный удар.

3.Прочтите предложение.

По гладкому асфальту неслись машины в ряд ..(С. Михалков)

Значительное место занимают упражнения в записи слов под диктовку. Согласно принципу постепенно возрастающей трудности и степени самостоятельности учащихся упражнения проводятся в такой последовательности: запись под диктовку учителя; запись под коллективную диктовку всего класса; самостоятельная запись важного в произносительном плане материала (запись под самодиктовку).

Во время диктовки учитель голосом выделяет ту часть слова, которая содержит орфоэпему, благодаря чему на ней сосредоточивается внимание детей. Тщательная орфоэпическая диктовка способствует прояснению звукового состава слова, который школьникам предстоит адекватно отразить на письме. Например, диктуя словосочетания семь компасов, восемь календарей, учитель выделяет голосом конечные мягкие согласные в числительных семь и восемь. После записи ученики выполняют следующие задания:

- Назовите слова, обозначающие количество предметов. Что общего в их произношении и написании?

- Определите число и падеж имен существительных в каждом словосочетании. Выделите окончания.

Приведу несколько упражнений:

1.Запишите предложение: Радио изобрел русский ученый Александр Степанович Попов.

Запись под коллективную орфоэпическую диктовку проводится, как правило, в игровой форме. Ученикам предлагается отгадать последнее слово в стихотворном отрывке и произнести его хором. Хоровое проговаривание регулируется учителем с помощью «дирижирования». В игре-упражнении используются отрывки из стихотворений, загадки. Разного вида упражнения можно найти в Приложении 3.

2) Упражнения в произношении, противоречащем написанию.

Данные упражнения формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых расходится с написанием. Они направлены на освоение правил орфоэпического минимума.

Правописание таких слов подчиняется традиционному принципу русской орфографии: оно необъяснимо никакими орфографическими правилами, его следует запомнить. Именно нефонематический (противоречащий основному фонематическому принципу русской орфографии) характер написаний требует усиленного внимания к буквенному составу осваиваемых слов.

Знакомство с орфоэпической нормой происходит на основе напечатанного или написанного слова, в котором подчеркнуты буквы, обозначающие не соответствующие им звуки. Следовательно, уяснение правильного произношения слов начинается с овладения их грамотным написанием. Орфоэпический образец предъявляется учителем, дети повторяют его вслед за преподавателем, фиксируя в сознании разницу звучания и письма. Чтение сопровождается частичным орфоэпико - орфографическим разбором: отталкиваясь от видимого слова, ученики сопоставляют литературное произношение с написанием. Сопоставление должно быть кратким, но достаточным с точки зрения обеих сторон литературного языка: орфоэпии и орфографии. Эффективно осуществлять частичный орфоэпико -- орфографический разбор в форме комментирования «Что произношу? Что пишу?» в такой неизменной формулировке, например: «Произношу Што, пишу что», «Произношу скуШный, пишу скучный», «Произношу сеВодня, пишу сегодня», «Произношу бульЁн, пишу бульон» и т. д. На первых порах образец комментирования демонстрируется учителем, в дальнейшем школьники самостоятельно выполняют эти упражнения, регулярно обращаясь к словарям. Примерные варианты в Приложении 6.

Совершенствованию орфоэпических умений учащихся служит прием чтения и анализа стихотворных рифм.

 «Ритмическая речь - …стихия детей», - отмечал К. Б.Бархин, призывая надлежащим образом пользоваться этой склонностью возраста «для развития в детях чувства языка - и звуковой, и смысловой его стороны»

Возможности учебника русского языка для проведения упражнений в чтении и анализе стихотворных рифм, естественно, очень ограничены, поэтому необходим умелый подбор специального дидактического материала. Для чтения и звукового анализа стихотворные строки следует подбирать таким образом, чтобы рифмующееся осваимое слово стояло за тем, которое диктует его правильное произношение. Первое из рифмующихся слов вынуждает детей читать орфоэпически значимое слово так, как этого требует созвучие конечных элементов: литературно, а не по «написанию».

В дальнейшем для наблюдения и звукового анализа используются строфы, в которых рифмуются слова (одно из них орфоэпически значимое), связанные перекрестной рифмой.

Коллективные или индивидуальные упражнения с подобными стихотворными отрывками начинаются выполнением заданий:

- Прочтите.

- Найдите слово, которое помогает произнести выделенное слово правильно.

Другие приемы стихотворных рифм в Приложении 3.

3) Работа над ударением.

Ударение - выделение слога в слове силой голоса, долготой звучания, высотой тона. [краткий словарь лингвистических терминов]

Ударение - одна из первых тем подготовительного периода обучения детей грамоте. Понятие словесного ударения относится к числу фундаментальных лингвистических понятий, осваиваемых в начальной школе. В работе над ударением четко выделяются три направления:

·        Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке;

·        Становление у детей умения находить и выделять ударный слог в слове;

·        Ознакомление младших школьников с основными свойствами русского словесного ударения - разноместностью и подвижностью.

Анализ учебника по русскому языку показал, что работа над постановкой правильного ударения в словах носит эпизодический характер; работы, направленной на предупреждение орфоэпических ошибок, ведется мало. А если эта работа и ведется, то упражнения подобраны не занимательные; неинтересные для восприятия учащихся.

Работа по данным направлениям создает прочный фундамент формирования у учащихся навыка правописания безударных гласных в словах, с одной стороны, и совершенствования культуры устной речи детей - с другой.

Таким образом, развитие произносительной культуры младших школьников невозможно без опоры на выработанное у детей представление о том, что такое словесное ударение, каковы его функции в родном языке, в чем заключаются его особенности.

Запоминание правильного ударения в словах требует довольно длительного времени, поэтому торопливость и особенно предоставление ранней самостоятельности учащимся здесь неуместны. Слушать образец и произносить (вслух или про себя), следуя известному эталону - вот главные упражнения при освоении младшими школьниками акцентологических норм русского литературного языка.

К упражнениям семантико-акцентологического характера (одновременно формирующим акцентологические умения учащихся и развивающим их словарный запас) относятся:

– Загадки, поговорки, пословицы;

(Свёкла- Фёкла)

Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)

Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог

Ел и твОрог , и творОг.

– Орфоэпические диктанты (Приложение 2)

– Работа с таблицами «Произноси правильно» (Приложение 1)

– Ребусы (Приложение 5)

– Веселые стихи и др. (Приложение 3)

4) Работа с орфоэпическими словарями

На уроках русского языка важно использовать упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.

 

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться).

Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.

Работая с орфоэпическими заданиями, учащиеся должны уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Для этого учителю необходимо познакомить их:

            1)  с нормативной характеристикой слов (с пометами: доп., доп. устар., и в поэтической речи, в профессиональной речи, не рек., неправ., и др.);

2)  со структурой словаря (слова даются в алфавитном порядке с пометами грамматических форм, частей речи, несвобод., неуп., малоуп. и др.);

3)  с произносительными пометами;

4)  подачей частей речи.

При необходимости можно предложить учащимся работу с орфоэпическим словарём. Например:

 

1. Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.

 

2. Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря.

 

3. Спишите текст, вставив словарное слово.

 

4. Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря.

Варианты заданий по словарю представлены в Приложении 4.

 

Интерес к ударению как к своеобразному пульсу в слове, желание овладеть им, знание определенных акцентологических норм и способность следовать им в своей звучащей речи - все это рождает особую атмосферу внимания к живому слову, создает особую произносительную среду, питающую речевые умения детей. Научившись задумываться над словесным ударением как самостоятельным лингвистическим явлением, тесно связанным со всеми другими сторонами языка, школьник не сможет оставаться безучастным к тем разнообразным фактам устной и письменной речи, которые требуют знаний из области орфоэпии и акцентологии.

 

 

 

 

Выводы по 1 главе:

Положительное отношение к русскому языку - это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка и формы их проведения. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромный эффект: дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку.

Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости, повышение их успеваемости по русскому языку.


 

Скачано с www.znanio.ru

Введение Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные

Введение Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные

В-четвертых, в школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся…

В-четвертых, в школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся…

Представить содержание работы по орфоэпии в начальных классах общеобразовательных школ

Представить содержание работы по орфоэпии в начальных классах общеобразовательных школ

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы изучаемого вопроса

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы изучаемого вопроса

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку

Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть: 1) литературным; 2) доступным и соответствующим младшему школьному возрасту; 3) разнообразным (от народных до авторских произведений русских…

Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть: 1) литературным; 2) доступным и соответствующим младшему школьному возрасту; 3) разнообразным (от народных до авторских произведений русских…

III. Развитие навыков связной речи

III. Развитие навыков связной речи

Орфоэпия включает в себя следующие разделы: 1

Орфоэпия включает в себя следующие разделы: 1

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты

В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий ,…

В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий ,…

Нейтральный орфоэпический стиль - это стиль нашей повседневной речи, не отличающейся эмоциями

Нейтральный орфоэпический стиль - это стиль нашей повседневной речи, не отличающейся эмоциями

Федерации" вступил в силу 1 сентября

Федерации" вступил в силу 1 сентября

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка:

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка:

Чтобы устранить ошибки, недостаточно знать только сами нормы

Чтобы устранить ошибки, недостаточно знать только сами нормы

Процессы взаимодействия литературного языка с диалектами, наблюдаемые в последние десятилетия, приводят к возникновению переходного типа речи – «полудиалекта»

Процессы взаимодействия литературного языка с диалектами, наблюдаемые в последние десятилетия, приводят к возникновению переходного типа речи – «полудиалекта»

Содержание работы по орфоэпии в начальной школе

Содержание работы по орфоэпии в начальной школе

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 12

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 12

Для того чтобы выявить как реализованы требования

Для того чтобы выявить как реализованы требования

Ритм» Т.Г. Рамзаева.1кл. ––––––––––––––––––––––––––––– 2кл

Ритм» Т.Г. Рамзаева.1кл. ––––––––––––––––––––––––––––– 2кл

Планета знаний» Т.М. Андрианова

Планета знаний» Т.М. Андрианова

Также, на предмет орфоэпических заданий были проанализированы

Также, на предмет орфоэпических заданий были проанализированы

В школе ребенок начинает овладевать языком, учится правильно выражать свои мысли, а также строить словосочетания и простые предложения

В школе ребенок начинает овладевать языком, учится правильно выражать свои мысли, а также строить словосочетания и простые предложения

Эти умения определяют тот минимум, который является обязательным при изучении русского языка в начальной школе

Эти умения определяют тот минимум, который является обязательным при изучении русского языка в начальной школе

Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову

Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову

Для успешного формирования орфоэпического навыка используются определенные показатели : 1) развитие речевого (фонематического) слуха; 2) развитие орфоэпической зоркости; 3) понимание языковых значений; 4) овладение умениями…

Для успешного формирования орфоэпического навыка используются определенные показатели : 1) развитие речевого (фонематического) слуха; 2) развитие орфоэпической зоркости; 3) понимание языковых значений; 4) овладение умениями…

Таким образом, правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык младших школьников

Таким образом, правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык младших школьников

Виды занимательных упражнений 1)

Виды занимательных упражнений 1)

Прочтите строку из стихотворения

Прочтите строку из стихотворения

Данные упражнения формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых расходится с написанием

Данные упражнения формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых расходится с написанием

В дальнейшем для наблюдения и звукового анализа используются строфы, в которых рифмуются слова (одно из них орфоэпически значимое), связанные перекрестной рифмой

В дальнейшем для наблюдения и звукового анализа используются строфы, в которых рифмуются слова (одно из них орфоэпически значимое), связанные перекрестной рифмой

Слушать образец и произносить (вслух или про себя), следуя известному эталону - вот главные упражнения при освоении младшими школьниками акцентологических норм русского литературного языка

Слушать образец и произносить (вслух или про себя), следуя известному эталону - вот главные упражнения при освоении младшими школьниками акцентологических норм русского литературного языка

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться)

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться)

Выводы по 1 главе: Положительное отношение к русскому языку - это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе

Выводы по 1 главе: Положительное отношение к русскому языку - это положительное отношение к нему, прежде всего в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018