Фирсова Светлана Ивановна
МБОУСОШ с. Высокое
Башмаковского района
Пензенской области
учитель математики
Методические проблемы изучения тригонометрии.
На сегодняшний день отечественной школой накоплен богатый опыт изучения элементов тригонометрии как в старшей школе (тригонометрические функции), так и в основной (решение треугольников), имеются интересные методические подходы, разработаны системы учебных заданий.
Однако на современном этапе возникает множество новых проблем, особенно при обучении старшеклассников, связанных, в первую очередь, с тем, что соответствующее содержание школьной тригонометрии носит преобладающий алгоритмический характер. Вследствие этого к нему формируется отношение как к учебному материалу, не имеющему отношения к развитию школьника.
Но тригонометрический материал весьма интересен и специфичен, так как он находится на стыке геометрии и алгебры. Пожалуй, ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Уже несколько десятилетий тригонометрия, как отдельная дисциплина школьного курса математики не существует, она плавно растеклась не только в геометрию и алгебру основной школы, но и в алгебру и начала анализа. По мнению вузовских преподавателей, выпускники школ тригонометрию знают плохо, так как большинство учащихся школы отождествляют тригонометрию с набором огромного числа жутких формул, которые ни один нормальный человек запомнить не в состоянии. Такое представление о тригонометрии складывалось у нас в школе десятилетиями. Мы стали понимать, что основная задача учителя математики - развитие умственных способностей обучающегося, а не заполнение ячеек его памяти формулами. В этой связи настало время пересмотреть тригонометрические методические традиции.
Тригонометрия - это красивый и законченный раздел, но, чтобы придать ему цельность и стройность, надо положить в его основание три камня, «три кита тригонометрии»: числовая окружность, простейшие тригонометрические уравнения и теорема сложения.
В школьном курсе математики использовались разные варианты введения тригонометрических функций. При этом большинству учебных пособий присущ один и тот же недостаток-недооценка важности изучения самой модели «числовая окружность» и слишком поспешное, чуть ли не на первом уроке, введение понятий синуса и косинуса «по окружности», что приводит к наложению двух трудностей: непривычная модель (числовая окружность) и непривычный способ введения функций (синус как ордината, косинус как абсцисса точки числовой окружности). При этом упор делается на геометрический материал о вычислении длин дуг окружностей, поэтому многие учащиеся испытывают затруднения с геометрическим истолкованием основных компонентов «тригонометрического языка» (2π–длина числовой окружности , –длина четверти окружности и т. д.).
Целесообразно выделить числовую окружность в качестве самостоятельного объекта изучения, т. к. на самом деле школьникам приходится изучать не одну, а две новые модели: первая - числовая окружность, вторая - числовая окружность на координатной плоскости. Предлагаю уделить достаточно времени «дидактическим играм» с этими двумя моделями, а также уделить большое внимание подготовке к введению основных определений: длине дуги единичной окружности, модели «числовая окружность» и модели «числовая окружность на координатной плоскости». Для успешного овладения указанными моделями можно предложить систему специальных заданий - «дидактических игр».
Первая игра – отыскание на числовой окружности точек, соответствующих заданным числам, выраженным в долях числа π (, и т. д. ), и составление двух макетов числовой окружности: на первом из них все четверти разделены пополам с указанием главных имен точек, на втором – все четверти разделены на три равные части ( тоже с указанием главных имен ). Эти макеты полезно вывесить в кабинете математики. Обязательно обсудить с учащимися вопрос: что будет, если по каждому из макетов точка движется не в положительном, а в отрицательном направлении. Тогда на обоих макетах выделенным точкам придется присвоить другие имена. Игра завершается осмыслением главного отличия числовой окружности от числовой прямой: на прямой соответствие между точками и числами взаимно-однозначное, на окружности у каждой точки бесконечно много имен вида t = t0 + 2πk, где t0 – главное имя.
Вторая игра – отыскание на числовой окружности точек, соответствующих заданным числам, не выраженным в долях числа π, - речь идет о построении точек М (1), М (2), …, М (6), М (-7) и при желании более экзотических точек типа М (49).
Третья игра – составление аналитической записи (двойных неравенств) для дуг числовой окружности.
Рассмотрим для примера открытую дугу MP, где M – середина первой четверти, а P- середина второй четверти. Неравенства, характеризующие дугу, т. е. представляющие собой аналитическую модель дуги, предлагаю составлять в два шага. На первом шаге составляем ядро аналитической записи ( это главное, чему следует научить школьников ); для заданной дуги MP получим t . На втором шаге составляем общую запись:
+ 2πk t + 2πk.
Если же речь идет о дуге PM, то при записи ядра нужно учесть, что точка А (0) лежит внутри дуги, а потому к началу дуги нам приходится двигаться по первой отрицательной окружности. Значит, ядро аналитической записи дуги PM имеет вид - t , а общая запись имеет вид
- + 2πk t + 2πk.
Четвертая игра – отыскание декартовых координат точек числовой окружности, центр которой совмещен с началом системы координат.
При изучении модели «числовая окружность на координатной плоскости» школьникам приходится работать одновременно в двух системах координат – в «криволинейной», когда информация о положении точки снимается по окружности, и в декартовой прямоугольной системе координат, что вызывает трудности обучающихся. Задача учителя – помочь в преодолении этих естественных трудностей. Предлагаю с первых уроков преподавания тригонометрии использовать символы sin t, cos t, tg t, ctg t, т. к. буква x в сознании школьника четко ассоциируется с абсциссой в декартовой прямоугольной системе координат, а не с длиной пройденного по числовой окружности пути.
В процессе этой игры речь идет о переходе от записи M (t) к записи M (x, y), т. е. к переходу от криволинейных координат к декартовым. Например,
M () = M ( ; ).
Фактически мы готовим школьников к вычислению значений тригонометрических функций. Если здесь все будет отработано достаточно хорошо, то переход на новую ступень (ордината – синус, абсцисса – косинус) окажется менее болезненным.
Четвертая игра включает в себя и задания типа: для точки М (5) найти знаки декартовых координат.
Пятая игра – отыскание на числовой окружности точек по заданным условиям. Например: y = или x . Фактически учитель готовит школьников к решению простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
После введения определений синуса и косинуса как координат точки числовой окружности целесообразно снова поиграть в третью, четвертую и пятую игры, но уже с использованием введенных обозначений: вычислить sin , решить уравнение cos t = , решить неравенство sin t 0,5 и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.