Методические рекомендации
Оценка 4.6

Методические рекомендации

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл
10.01.2017
Методические рекомендации
Формирование универсальных учебных действий основная задача педагога на уроках математики и не только. Я, в своей работе, постаралась рассказать каким образом я формирую УУД.Методическая разработка знакомит коллег с различными приемами, с помощью которых формируются УУД на урока математики. Приведены примеры и разъяснено какие УУД формируются.
фомирование_УУД.doc
Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий как фактор успешности в обучении» Учитель математики   МБОУ «СОШ № 15  с углубленным изучением  отдельных предметов  им. Героя Советского Союза  М. М. Расковой»  Энгельсского муниципального  района Саратовской области Шатова Ольга Рудольфовна Пояснительная записка. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации   образовательной   деятельности   учащихся   раскрывает определенные   возможности   для   формирования   универсальных   учебных действий (УУД).  Предмет   математика   по   своему   содержанию   и   организации   способов учебной   деятельности   даёт   огромные   возможности   для   формирования   у учащихся   личностных,   а   так   же коммуникативных УУД.   познавательных,   регулятивных, Работу по формированию универсальных учебных умений  я провожу на каждом этапе урока. Разрабатывая план, я намечаю, для формирования каких УУД, будут созданы условия в ходе  того, или иного вида деятельности. Данная   работа   написана   с   целью   систематизировать   приемы   для формирования конкретных УУД на каждом этапе урока. Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей: Уроки «открытия» нового знания  Деятельностная  цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы математических понятий Уроки рефлексии Деятельностная  цель:   формирование   у   учащихся   способностей   к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная  цель:   закрепление   и   при   необходимости   коррекция изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная  цель:   формирование   у   учащихся   способностей   к структурированию   и   систематизации   изучаемого   предметного содержания и способностей к учебной деятельности.   Содержательная  цель:   выявление   теоретических   основ   развития содержательно­методических   линий   школьного   курса   математики   и построение обобщённых норм  учебной деятельности. Уроки развивающего контроля Деятельностная  цель:   формирование   у   учащихся   способностей   к осуществлению контрольной функции. Содержательная  математических понятий и  алгоритмов.   контроль   и   самоконтроль   изученных цель: На каждом из уроков математики создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса универсальных учебных действий. Приоритеты  предмета математики  в формировании УУД УУД Личностные Регулятивные Познавательные общеучебные Познавательные логические Коммуникативные   Смыслообразование  Целеполагание,   планирование,   прогнозирование, контроль,   коррекция,   оценка,   алгоритмизация действий Моделирование,   выбор   наиболее   эффективных способов решения задач Анализ,   сравнение, причинно­следственные   связи, рассуждения, действия Использование   средств   языка   и   речи   для получения   и   передачи   информации,   участие   в продуктивном   диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа   группировка,   логические   практические     синтез,   доказательства, Формирование УУД. Личностные   действия   позволяют   сделать   учение   осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывания их с реальными жизненными целями и ситуациями.  Они направлены на осознание, исследование   и   принятие   жизненных   ценностей   и   смыслов;   позволяют сориентироваться   в нравственных нормах, правилах, оценках вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. ­   путь   опыта     1)   Личностное,   профессиональное,   жизненное   самоопределение; Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить   три   вида личностных действий:   положительный настрой учителя,           2)Смыслообразование :  ­  развития познавательных интересов, учебных мотивов; Например: использование высказываний и обсуждение о значимости «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно, на уроке не зевай всё, что нужно выполняй»; "Три пути ведут к знанию. Путь размышлений ­ самый благородный, путь подражания ­ самый   лёгкий,   самый   горький"   Конфуций — формирования мотивов достижения и социального признания; Игра «День, ночь.».     После   слов:   «Ночь».   Учитель   читает   примеры.   Учащиеся,   устно, закрыв глаза считают. Учитель говорит – «День». Учащиеся открывают глаза и выбирают букву с правильным ответом. В результате выбора правильных букв получаем слово «Вперед», «Молодец», «Ура» и т. д.  3)Нравственно­этическая ориентация – направлена на уважение истории и  культуры всех народов, развитие толерантности; знание основных моральных  норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность,  ответственность); развитие доброжелательности, доверия и внимательности к  людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в  ней нуждается; формирование установки на здоровый и безопасный образ  жизни; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе  знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Например: Государственные флаги многих стран состоят из горизонтальных или  вертикальных полос разных цветов. Сколько существует различных флагов,  состоящих из трех  горизонтальных полос одинаковой ширины и разного цвета – белого, красного и синего? Решение:  Пусть верхняя полоса флага – белая (Б). Тогда нижняя полоса может  быть красной (К) или синей (С). Получили две комбинации – два варианта  флага.                (Б)                                          (К)                                   (С) (К )      (С)                             (Б)     (С)                           (Б)   (К)   (С)       (К)                             (С)     (Б)                           (К)   (Б)    Какой флаг вам знаком?  Сто можем о нем рассказать? Значение и история флага России: В настоящее время не существует официального толкования цветов  Государственного флага Российской Федерации, но существует множество  символических значений. Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали: белый цвет ­ благородство и откровенность; синий цвет ­ верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет ­ мужество, смелость, великодушие и любовь. Другим распространенным толкованием было соотнесение цветов флага с  историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой  (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из  полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и  Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и  белорусов. В дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих  цветов, например: белый ­ цвет свободы; синий ­ цвет Богородицы; красный цвет ­ символ державности. Было также толкование этих цветов (подобно символике династического  флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и  народа, где: белый цвет ­ символ православной веры; синий цвет ­ символ царской власти; красный цвет ­ символ русского народа; Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании:  в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе  «самодержавие, православие, народность». Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага  символизируют «Веру, Надежду, Любовь». Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря  1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации". Отношение  ширины флага к его длине составляет 2:3.                  Регулятивные действия обеспечивают организацию  учащимся своей учебной   деятельности.     Они   предполагают   умения   поставить   цель   при решении   каких­то   задач,   проблем,   составить   план   действий,   получить результат,   действуя   по   плану,   и   сравнить   его   с   замыслом.  Регулятивные действия обеспечивают учащимся:  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности;    способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности;  умение планировать свою деятельности  и действовать по плану;    умение адекватно воспринимать оценки и отметки;    учебное сотрудничество учителя с учеником на основе    признания индивидуальности каждого ребенка.    К   ним   относятся:   целеполагание   ;       планирование   ;     прогнозирование; контроль ; коррекция;   оценка ; саморегуляция.        Целеполагание ­ постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что   уже   известно   и   усвоено   учащимся,   и   того,   что   еще   неизвестно;   учу учащихся определять и формулировать цель деятельности на уроке; искать средства её осуществления. Стараюсь, чтобы дети самостоятельно выделяли познавательную цель  на данном этапе обучения, например: На доске записаны натуральные числа. 2487, 3459, 2390, 2470, 3468, 1890, 2370, 4580, 3675, 6780. Выберите те из них которые делятся на 10. Как вы определили?   Что у них общего? Какое правило можно придумать, чтобы определять на взгляд, какие из них делятся на 10?   Что нового вы узнали? Какую тему мы сегодня будем изучать?  Сформулируйте тему урока? А наша цель? Чему будем учиться? Урок «открытия» новых знаний. Тема: Правильные и неправильные дроби.   числа записаны на доске? Разделите дроби на две группы.  Посоветуйтесь с  соседом по парте. Как вы думаете?  Почему?  Если возникают затруднения.  Предлагаю разделить на правильные и неправильные. Сделайте вывод: чем мы  будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока? На доске записаны дроби: ½,3/5, 4/3,7/8, 8/5,5/5,4/5, 2/3, 7/7. Какие  Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий. Здесь   мы   проговариваем   последовательность   действий   на   уроке; составляем план действий (план урока), план решения задач,  выражений и т.д. может быть алгоритм решения выражений. № 468. Расстояние между двумя пристанями равно 476км. Двигаясь по  течению реки, катер проходит это расстояние за 14ч. За сколько часов он  пройдет это расстояние против течения реки, если скорость течения реки  равна 3км/ч?  Составляем план решения задачи.   1. Найдем скорость по течению реки. 2. Найдем собственную скорость катера. 3. Найдем скорость катера против течения реки. 4. Узнаем сколько времени потребуется. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.  Ребята учатся   высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определёнными   заданиями; умеют   работать в заданном темпе – выбор задания по своим силам. 1) Игра «Моя задача» (решить одну задачу, в решении которой уверен)  2) Найти корни тех уравнений, которые уже умеете решать:      х + 38=108                              5х + 3х=72                         2х + 15= 115 – 8х         Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Осуществляется   индивидуальная   форма   работы:   учащиеся   самостоятельно выполняют   задания,   осуществляют   взаимопроверку   или   самопроверку; пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают.   а) Работа по карточкам: найти и посчитать примеры с данными ответами.           7,2                  8,3                     9,4                                        11,5 – 1,1        1,9 – 2,9          10,1 + 9              10,1 – 2,9        10,2 + 5           10,4 – 1                     3,2 + 4             6,5 + 2,9          4,3 + 5,1                    10,8 + 4,2        4,4 + 3,9           6,7 + 1,7                   0,5+6,8          8,9 – 1,7            0,6 – 0,3       6,5 + 0,7         4,5 – 4              6,5 + 3,9 /У каждой пары свои карточки/ Затем проверяют. На экране показываю правильные ответы. И оценивают свою деятельность Б) Индивидуальная работа. Найди нужный ответ.                                                          Взаимопроверка 2,5*4              10   100    1                    2,5*4=10 3,4*0,4           12,8  13,6  1,36             3,4*0,4=1,36 5,8*0,5           29,4  2,94  294               5,8*0,5=29,4                          Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ   действия   в  случае  расхождения  эталона,  реального   действия   и  его продукта.   Учащиеся   предлагают   изменение   в   плане   урока,   в   решениях определённых заданий. Объясняют выбор наиболее подходящего вариантов решения.   Деятельность учителя Устный счет: Игра «День, ночь» Кто  получил слово «Молодец» ­ берут  карточку желтого цвета. У кого не  получилось ­ берут карточку  зеленого цвета. ­ Выясните почему у  вас не получилось? Деятельность  учащихся ­Решают примеры на умножение и  деление  ­желтая карточка – пример на  совместные действия; ­зеленая – читают еще раз правила  (алгоритм), примеры на умножение и  деление. 2)Составление  задачи по краткой записи или схеме и решение.        60км/ч                                                                      70 км/ч 2 часа ? км Как будем решать задачу? 1)60 * 2 =120(км) 2)70*2=140(км) 3)120+140=260(км) Ответ: 260км. Кто поможет решить задачу другим способом. 1)60+70=130(км/ч) 2)130*2=260(км) На основании какого свойства можно изменить решение. Какое из решений будет рациональным?      Оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  В  ходе учебной деятельности мы  учимся давать оценку своих результатов: Что нового узнали?     ­ Что запомнили?          ­ В чём затруднялись?  Я хочу сказать…   ­ Я теперь умею…        ­ Я затруднялся…  Я научился на уроке………………..  На уроке мне понравилось… … …  Урок привлек меня тем………..  Мне показался интересным………..  Заставил задуматься…………       Саморегуляция основана на самооценке школьника, формированием в ходе учебной   деятельности   рефлексивного   отношения   к   себе,   нравственно этическим оцениванием ребёнка своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм. На уроке учащиеся дают эмоциональную оценку своей деятельности на данном уроке. Это осуществляется с помощью рефлексии: 1)Выбор своей пословицы: Терпенье и труд всё перетрут.  Ленивому всегда праздник.  Труд кормит, а лень портит.  Не говори не умею, а говори научусь.  2)Ступеньки : на какую ступеньку поднялся. 3)Барометр настроения : Счастье        Скука      Уверенность    Усталость.          Для   успешного   обучения   должны   быть   сформировании   следующие   познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.  Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; —   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; —   постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и   поискового характера.  Например:    Нарисуйте кружочки: 1 вариант 3ряда по 4 кружочка; 2 вариант 4 ряда по 3 кружочка.     Как найти сколько кружков изображено? 4+4+4; 3+3+3+3. Как вы нашли? Чем можно заменить сложение? 4*3; 3*4 И что мы сегодня будем изучать? А зачем нам это нужно? С соседом по парте посоветуйтесь и составьте план изучения темы. Где можно найти информацию? Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково­ символические действия: —   моделирование   —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в модель,   где   выделены   существенные   характеристики   объекта пространственно­ графическая или знаково­символическая); — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Например, Сравните полученные результаты 4*3 и 3*4, ­5*6 и 6*(­5) и т. д. Всегда ли можно поменять местами множители?   Как можно записать это правило? а*в=в*а. Как называется закон. В   своей   практике   обучения     широко   использую   табличный   способ представления   содержания   задачи:   «   Из   двух   городов,   находящихся   на расстоянии   390   км,   одновременно   навстречу   друг   другу   вышли   два автомобиля и встретились через 3 ч. Один автомобиль шёл со скоростью 70 км/ч. С какой скоростью шёл второй автомобиль?» После анализа условия задачи можно записать в виде таблицы и чертежа. Участники 1 автомобиль Скорость (км/ч) 60 км/ч Время (ч) Расстояние (км) 2 автомобиль ? 4 ч 420 км        ?                                                                               60 км/ч                                                           4 часа 420 км Логические универсальные действия: —   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных,   и несущественных); —   синтез   —   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно­следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: — формулирование проблемы; —   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера.      Приведу несколько примеров:  Анализ объектов с целью выделения признаков: 10,   12,   234, 1446,   1634  1818,   2000, Что объединяет числа? (чётные,  делятся на 2); Анализ:  даны уравнения  t2+3t+2 =0, 5х­7=0, 3х2­7х+6=0, 5t­3t2=7, 8х2 ­ 6x + 1 = 0, х2 + 3x + 8 = 0, х2 ­  4x + 4 = 0, (х+1)2 + x + 1 = (x+1)(x+2).  На какие две группы можно разделить записанные уравнения?  Выбор оснований и критериев для сравнения  классификации объектов:  каким правилом пользовались, для разделения на  группы?   Синтез – составление целого из частей: 1   2   3 Из данных чисел составьте все возможные трёхзначные числа и расположите в порядке возрастания:  123  132  213  231  312  321 Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 15897,39156,62173,71835 и 95868. выпишите  те, которые: а)кратны 9, б)  делятся на  2, в) кратные 2 и 3; г) не делятся ни на 5 ни на 9.      Постановка и решение проблемы: ­Формулирование проблемы; ­Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового  характера, например:  54 ∙40 = 54∙ (4 ∙10) = (54∙4) ∙10  54 ∙( 5∙ 8)= (54 ∙ 5)∙3   54∙(10 +10+10+10) 54 ∙ 10 + 54∙10 + 54∙10 + 54∙10 Выслушав все способы решения,  мы коллективно выбираем наиболее  рациональный.      Коммуникативные действия призваны:  учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения на  какой­либо предмет или вопрос;   понимать  позицию других людей, отличную от собственной, уважать  иную точку зрения. Хорошо формируются коммуникативные действия в следующих видах работы: ­парная ( каждая пара получает задание и выполняет его, прислушиваясь друг к другу, затем отвечают вдвоём или кто­то один по обоюдному согласию). ­групповая (каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы; задания в группе выполняются таким способом, который   позволяет   учитывать   и   оценивать   индивидуальный   вклад   каждого члена группы. Затем лидер группы  или учитель ( в исключительных случаях) назначает выступающего.   Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так,     чтобы   знания   учащихся   были   результатом   их   собственных   поисков, необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять   учащимися,   развивать   их познавательную деятельность. Формирование   УУД   обеспечивает   обучающемуся   возможность самостоятельно   осуществлять   деятельность   учения,   ставить   учебные   цели, искать   и   использовать   необходимые   средства   и   способы   их   достижения, контролировать   и   оценивать   процесс   и   результаты   деятельности,   создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечения успешного усвоения знаний,   формирование   умений,   навыков   и   компетентностей   в   любой предметной области.

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017