Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Оценка 4.7
Документация
rtf
воспитательная работа
Детсад
14.02.2017
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовая деятельность в ДОУ.rtf
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Шыгырданский детский сад «Сандугач»
АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Составила: старший воспитатель
Намакаева Г.А.
Содержание: Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.
Анализ трудовой деятельности дошкольников.
Планирование трудовой деятельности дошкольников.
Пояснительная записка
1.
2.
3.
Список рекомендуемой литературы
Приложение
3
5
12
17
26
27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания
подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в
ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им
трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель
формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к
его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом
2 развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством
формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных
возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания
желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды:
самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной труд, а
формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и
коллективный труд детей.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные
виды: самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной
труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и
коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого
себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственнобытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды,
стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную
направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде
окружающую среду. Навыки хозяйственно бытового труда ребенок может
использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на
огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение
эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое
либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть:
индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию
– соответствовать видам труда.
3 Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по
столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей
цели каждый ребенок выполняет какуюто часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого
от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с
трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда,
помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей
совместной работы.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания
методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности
дошкольников.
В целях продуктивной организации образовательного процесса в помощь
воспитателям предложены различные стандартизированные формы диагностики
трудовых умений, схемы анализа трудовой деятельности, формы конспектов
организации трудовой деятельности и примерные конспекты организации разных
видов и форм организации труда.
1. ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей
педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен
хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого
ребенка и группы воспитанников в целом.
Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и
содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по
следующим видам труда: труд в природе; хозяйственнобытовой труд; ручной
труд; самообслуживание.
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:
НИЗКИЙ Н
4 СРЕДНИЙ С
ВЫСОКИЙ – В
Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной
области «Труд»
1 3 года
Развитие трудовой деятельности:
способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно
одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого
застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.
стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
помогает в ответ на просьбу.
людей и его результатам:
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека:
знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает,
гладит, убирает и т.д.);
имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других
близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).
3 4 года:
Развитие трудовой деятельности:
самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в
определенной последовательности;
самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на
место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам:
способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить
конструкцию и т.д.;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека:
5
проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и
знает, кем работают близкие люди.
пр.);
4 5 лет
Развитие трудовой деятельности:
самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в
определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью
взрослого приводит ее в порядок;
самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по
занятиям.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам:
доводит начатое дело до конца;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека:
владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач,
шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
имеет представление о значимости труда родителей, других близких
людей.
5 6 лет
Развитие трудовой деятельности:
соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и
убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за
обувью;
самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой,
правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и
растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам:
доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на
участке детского сада;
может оценить результат своей работы;
6
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека:
владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников,
писателей, композиторов;
имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство
благодарности к людям за их труд;
бережно относится к тому, что сделано руками человека.
6 7 лет:
Развитие трудовой деятельности:
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем
внешнем виде;
умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр;
ответственно выполняет обязанности дежурного;
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из
бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам:
старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в
группе и на участке детского сада;
оценивает результат своей работы;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
радуется результатам коллективного труда.
полезной для других деятельности;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человек:
владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих:
художников, писателей, композиторов;
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного
города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к
людям за их труд;
бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
7 Фамилия,
имя ребёнка
1. Умение
принять
2. Умение
выделить
3. Умение
предвидеть
4. Умение
спланировать
5. Умение
отобрать
цель труда
предмет
труда
результат
труда
трудовой
процесс
необходимое
оборудование
6. Освоение
трудовых
навыков и
умений
Пример для старшего дошкольного возраста
НИЗКИЙ Н результативность трудовой деятельности низкая, требуются
указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
СРЕДНИЙ С труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у
ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по
уходу за растениями. Труд результативен.
Диагностика сформированности хозяйственнобытового труда
Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии
ребёнка в коллективном труде по типу
общего (содержание заданий
одинаково)
2. Умения и навыки при участии
ребёнка в коллективном труде
(содержание заданий разное)
Пример для старшего возраста
НИЗКИЙ Н ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность,
но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде
предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ С ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность,
проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается
в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело,
качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской
трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует
с другими детьми.
Диагностика сформированности ручного труда
(старший дошкольный возраст).
8 Фамилия, имя ребёнка
1. Ручная умелость
2. Способность реализовать
замысел
НИЗКИЙ Н беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от
деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи
взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ С высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного
характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий
перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для
реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение
взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных
карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат
высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Диагностика трудолюбия в процессе дежурств
Имя
Вид деятельности
Дежурство по
столовой
Дежурство по
Дежурство в уголке
занятиям
природы
Н (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности
другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца,
считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
НС (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы
зависит от настроения.
С (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают
о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение
взрослых.
ВС (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих
обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают
внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их
9 дежурными.
В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной
деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах
деятельности.
2. АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Примерная схема анализа организации трудовой деятельности.
1. Решены ли поставленные задачи?
2. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты,
их размещение), рациональность.
3. Организация детского коллектива (вид, форма организации труда).
4.
Приёмы постановки и объяснения трудового задания.
5. Знание и умения, необходимые для выполнения задания, новые знания и
умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
Результативность трудовой деятельности детей, качество навыков и
6.
умений.
7. Взаимодействие детей в процессе труда.
8. Индивидуальный подход к детям.
9.
10.
11.
Отношение к труду.
Оценка деятельности (детей, воспитателя).
Воспитательная направленность труда.
10 Вопросы для анализа трудового процесса.
1. Имел ли труд детей практическую значимость.
2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а также
содержанию работы и особенности участников.
3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы формы
объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.
4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели:
а) эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и
значимости работы;
б) воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться
поставленной цели;
в) насколько приемы педагога учат самостоятельно определять
необходимость работы.
5. Воспитание в процессе планирования?
а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по
плану,
планирование по вопросам,
предложенному воспитателем,
планирование рассказ); соответствует ли он опыту детей;
б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию
работы, последовательность и способы исполнения), предусматривает ли
самоконтроль;
в) в коллективном планировании оцените, как и в чем ПРОЯВЛЯЮТСЯ
дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;
г) в словесном планировании дайте оценку детской речи.
6. Воспитание в процессе выполнения работы:
а) оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе
детей;
б) какие нравственноволевые качества проявляются у дошкольников и как
педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает
к ним;
в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных
воспитательных задач в данном трудовом процессе;
г) оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности,
целесообразности последовательности действий; как педагог совершенствует
навыки.
11 7. Оценка детской деятельности;
а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности
полученным результатам;
б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог ПРИ оценке
работы товарищей, какими приемами;
в) насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей;
г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным
задачам;
д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли
педагог находить ПРИЧИНЫ неудач, ошибок.
Коллективная трудовая деятельность.
1. Содержание коллективного труда.
Какие виды были включены в содержание коллективного труда?
Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы?
Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной
возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)?
2. Оборудование коллективного труда.
Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?
Каковы эстетические качества трудового оборудования?
3. Организация обстановки для коллективного труда.
Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?
Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда?
Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке
обстановки взял на себя (переложил на детей)?
Соблюдались ли гигиенические условия:
• хорошо ли освещены рабочие места детей?
• сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?
• поддерживались ли в обстановке порядок и чистота?
• соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?
• посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее
деятельности, длительность во времени?
4. Организация и методика проведения коллективного труда.
Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или
слушали объясненье воспитателя стоя). Как правильно?
Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?
12 Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что
ограничился только словесными объяснениями и указаниями или правильно ли
поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями
использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет?
Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно
выразилось?
Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные
операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете
объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно
было),
5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время
работы? В чем это конкретно выражалось?
6. Как закончился коллективный труд?
Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?
Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих
случаях дать оценку правильно ли это).
Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это
было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные,
что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия,
старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).
7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В
чем они выразились?
8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда
младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?
9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы ,и приемы
использовала воспитатель при проведение анализа. Участие детей в анализе.
Ручной труд.
1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.
2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.
3. Тон воспитателя, его речь.
4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.
13 5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют
правильно работать с предлагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие
мышцы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?
6. Был ли материал, даваемый детям трудным или наоборот, не достаточно
трудным?
7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.
8. Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?
9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили
объяснение?
10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?
11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они
используют, с каким любят работать больше всего и почему.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям,
закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание
положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие,
делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по
самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд
14 рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить
образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого,
ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для
помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с
кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Схема конспекта организации трудовой деятельности
ОБЛОЖКА
Конспект организации трудовой деятельности
в ___________ дошкольном возрасте
МБДОУ «Сандугач»
Воспитатель:
_______________________________
_______________________________
СТРУКТУРА КОНСПЕКТА
Тема:
Форма организации трудовой деятельности:
Вид труда:
Цели: образовательная –
развивающая –
воспитательная –
Оборудование:
Словарная работа:
Индивидуальная работа:
Предварительная работа:
Ход трудовой деятельности:
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
I этап – вводный: привлечение внимания детей к
объекту труда, мотивация, постановка трудовой
задачи, распределение обязанностей, планирование
15 деятельности,
подготовка оборудования
(в
зависимости от возраста).
II этап – основной: реализация поставленных целей.
III этап – обсуждение результатов труда, оценка
деятельности детей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАНКОНСПЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОБЫТОВОГО
ТРУДА:
Тема: «Уборка участка от снега”
Возраст: средняя группа
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Формировать привычку к трудовому усилию, желание трудиться,
Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега,
Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога.
Воспитывать любовь к чистоте.
Задачи нравственного воспитания:
Развивать умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его
тому, что умеет сам.
Форма организации трудовой деятельности:
Коллективный труд.
Методы и приёмы:
Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослых, пояснение,
разъяснение, игровые, одобрение, поощрение промежуточных результатов,
поощрение удачных способов и действий ребёнка, напоминание, художественное
слово, косвенный контроль, оценка, привлечение к оценке других взрослых.
Оборудование:
Выносной материал (лопаты, мешки, метелки, вёдра, рукавицы), светофор
Предварительная работа:
Наблюдение за деятельностью дворника, рассказ о его труде, показ иллюстраций,
чтение стихотворения С.Барузина “Интересная машина”, Подбор оборудования
для трудовой деятельности детей, сюжетноролевая игра ‘Путешествие на
паровозике”.
16 Словарная работа:
Снегопад, пути, метель
Индивидуальная работа:
Закрепить у Саши сформированные навыки по работе с лопатой.
Ход трудовой деятельности:
Сообщение о том, что сейчас все на паровозике отправятся в снежную страну и
поиграем в новую интересную игру. Машинистом будет тот, кто первый и
правильно оденется, следующие 4 человека его помощниками, которые будут
везти ценный груз (оборудование для трудовой деятельности), а остальные
пассажирами.
Название этапа
Деятельность воспитателя
Деятельность
I Организационный
Все сели в паровозик ?! Поехали!
Стоп! Посмотрите, на светофоре красный
свет, т.к. дорожки и весь наш участок замело
снегом и паровозик не может дальше
двигаться и мы не сможем попасть на наш
участок и поиграть там.
Что надо сделать, чтобы паровозик
тронулся?
Правильно!
Убирает снег, ребята,
Дворник наш Иван Петрович.
На путях расчистит сор
И зажжется светофор!
Позовем его скорей,
Прибежит он к нам быстрей
А ну дружно, а ну вместе: “Иван Петрович ”
А вот и он.
Дворник: “Что случилось ребята?”
Ох, ребята, я устал,
Весь день дорожки подметал,
А снег опять их закидал!
Может мы тебе поможем?
Кто хочет помочь Ивану Петровичу?
Молодцы, я так и знала, что вы все захотите
17
Постановка цели
детей
Чучучучу
чу!
Убрать снег!
“Иван Петрович
”
(Объясняют) Обсуждение
вопросов при
распределении
работы
II Основной
Указания к
руководству
процессом труда
детей
помочь!
Посмотрите, что надо сделать?
Если дети
затрудняются ответить,
Я,Я,Я,Я….
ответы детей
подсказывает
(расчистить
воспитатель
дорожки, собрать мусор, подмести веранду)
Давайте договоримся, как мы распределим
работу:
Машинист и его помощники складывают снег
в ведёрки и относят его в отведённое для
этого место,
1 вагончик расчистить дорожки,
2 вагончик собрать мусор,
3 вагончик подмести веранду.
Так мы распределили всю работу между
собой. Теперь приготовьтесь к ней: возьмите
необходимые инструменты, обсудите между
собой, в какой последовательности будете
и начинайте
выполнять свое задание,
трудиться. Не забудьте, что вы работаете
вместе. Когда работают вместе — помогают
друг другу, не ссорятся, не обижаются на
замечания товарищей».
Наблюдая за работой детей первой группы,
воспитатель проверяет, как дети сумели
Трудятся
распределить обязанности.
Наблюдая за работой детей второй группы,
если дорожки узкие, детей предупреждает,
чтобы все не толпились вместе; лучше
распределить работу таким образом, чтобы
дети стояли через определённое расстояние.
Дворник показывает правильное выполнение.
Работа третей группы не требует
18 пристального внимания, но им надо на
помнить о необходимости сбора всего мусора
на территории и в специальных рукавицах.
Детям четвёртой группы предлагают сначала
подмести веранду, а затем снег унести в
отведённое для этого место. Обязательно
предупредить об осторожном пользовании
лопатой, учитывая соседство сверстников.
Поощряет: “Как замечательно и дружно
работает 3 вагон; Дима, у тебя хорошо
получается”,
Проводит индивидуальную работу:
Саша, посмотри как правильно держать
лопату, тебе так будет удобнее и ты сильно не
устанешь!
Большое внимание уделяет характеру
взаимоотношений между сверстниками. На
конкретных примерах показывает образцы
доброжелательного, гуманного отношения к
сверстникам, умения научить, показать,
оставаясь при этом вежливым, тактичным.
Обращает внимание на то, чему уже
научились, положительно оценивает эти
умения, а также желание показать приемы
работы, предупредить ошибки других.
Посмотрите как изменилась наша площадка!
Что изменилось, почему?
Аня очень старательно подмела столик.
Миша, выполнив свою работу не сел в поезд,
а решил помочь Катюше.
Особое место в его оценках отводится
Ответы детей
конкретным поступкам детей в процессе
19
III Заключительный
Обсуждение
результатов работы труда, в которых проявились внимание к
сверстникам, настойчивость, ответственное
отношение к порученному делу. В оценке
участвует дворник.
Молодцы ребята,
потрудились славно,
работали хорошо,
а теперь можно
продолжать путь:
На путях убрали сор,
И зажегся светофор!
Все по местам, в путь!
Чучучучу
ПЛАНКОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА В СРЕДНЕЙ
ГРУППЕ:
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Задачи нравственного воспитания:
Методы и приёмы:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход дежурства:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАНКОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА:
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой:
расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые
приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.
Формировать ответственное отношение к заданию ( умение и желание доводить
дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Задачи нравственного воспитания:
Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и
помочь товарищу.
Методы и приёмы:
Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.
Оборудование:
Фартуки, колпаки, цветы, салфетки, скатерти.
Предварительная работа:
Определить дежурных ( картинки в уголке дежурных)
Ход дежурства:
Название этапа
Деятельность воспитателя
Деятельность
20 I Организационный
Дежурные подойдите ко мне, сейчас
Надевают фартуки
детей
Обсуждение
вопросов при
распределении
работы
принесут обед, и мы будем накрывать на
и колпаки.
стол.
Максим , за каким столом ты будешь
дежурить?
А ты Костя, Наташа? Прежде чем
начать дежурить не забудьте надеть
IIОсновной
Указания к
руководству
процессом труда
детей
фартучки.
Обращает внимание на темп и качество
выполнения
Одобряет
работы.
творческие задумки детей:
Давайте подумаем, чем мы сегодня
обрадуем детей?
Если затрудняются воспитатель или
Ответы детей
младший воспитатель подсказывает:
”Поставим цветы или разложим новые
расставляют
хлебницы,
скатерти”
Разъясняет, что работа дежурных очень
нужна, товарищи всегда так поступают,
глубокие тарелки,
ставят
салфетницы,
заботятся друг о друге и т.д.
Правильно, Наташа сначала все
стульчики придвинула к столу. Теперь
удобнее будет обойти вокруг стола.
Носим по две тарелки.
Как аккуратно раскладывает ложки
Костя, берет по одной, кладёт с правой
стороны.
Проверьте, всё ли на месте?
Молодцы ребята, спасибо.
раскладывают
столовые приборы.
Всё!
Да!
После еды
убирают со стола
хлеб, салфетки,
сметают крошки
Ребята, посмотрите, как удобней сложить
скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять
со стола,
складывают
21 за концы, сложить ее на столе пополам, а
скатерти.
затем еще раз пополам и только потом
Теперь
складывать
длине.
по
Снимают фартуки
и колпаки.
III Заключительный
Обсуждение
результатов работы
самостоятельно. У всех
попробуйте
хорошо получилось.
Молодцы, ребята, вы все сегодня были
настоящими дежурными, обо всех
позаботились!
Костя, все помнил сам, ни о чём не
забыл.
Максим, работал так же аккуратно и
старательно, как няня.
А как маме будет приятно узнать, что
Наташа дежурила сегодня, как взрослая.
Вот помощница растёт.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. М.: Сфера, 2007.
204 с.
2.
Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное
воспитание. 2005. №4. С.18.
3.
Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.
пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.
Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
4.
Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. СПб.:
ДетствоПресс, 2003. 160 с.
5.
Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное
воспитание. – 2000. №7. – С.101105.
6.
Куцакова, Л.В. Нравственнотрудовое воспитание ребенка дошкольника /
Л.В. Куцакова. М.: Просвещение, 2004. С.4554.
22 7.
Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском
саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. М.: ДетствоПресс, 2008.
224 с.
8.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы и поговорки о труде
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лень, отвори дверь! Сгоришь! — Хоть сгорю, да не отворю.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Один собирает, другой зевает.
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
Глаза страшатся, а руки делают.
Работай до поту, так и поешь в охоту!
Белые ручки чужие труды любят.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Муравей не велик, а горы копает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
Терпение и труд — все перетрут.
Одни с сошкой — семеро с ложкой.
Пошло дело на лад — и сам ему рад!
Обещал — сделал, дал слово — держи.
Поспешишь — людей насмешишь.
Без волнения и заботы нет радости от работы.
23 Звону много, да толку мало.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
24
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.