МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
чтение +1
Взрослым
14.05.2018
Проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи занимались данной проблема, пытались найти оптимальные пути ее решения. Наибольшую значимость обозначенная проблема приобретает на современном этапе развития образования. В пособии в сжатом виде показаны методические особенности работы над развитием нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения в начальных классах или внеклассных занятий по изучению произведений с нравственным содержанием.Методическое пособие «Формирование нравственных качеств на уроках литературного чтения» рекомендуется преподавателям начальных классов, слушателям курсов повышения квалификации, студентам высших учебных заведений и педагогических колледжей.
Публикация.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 10 г. Волгограда
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках
литературного чтения
Колесникова Надежда Юрьевна
1 Волгоград 2018г
Методическое пособие «Формирование нравственных качеств на
уроках литературного чтения» рекомендуется преподавателям начальных
классов, слушателям курсов повышения квалификации, студентам высших
учебных заведений и педагогических колледжей.
Данное пособие поможет педагогам в организации работы по
формированию нравственных качеств на уроках литературного чтения.
Основная задача данного пособия показать наиболее эффективные
методы и приемы работы педагога по нравственному развитию личности
младшего школьника средствами детской художественной литературы.
Колесникова Надежда Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 10 г. Волгограда
2 первой квалификационной категории
89061722737
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….............................. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы нравственного воспитания в
образовательном процессе начальной школы
1.1. Понятие нравственной воспитанности, нравственных качеств личности……..
………………………………………………………………………………….6
1.2.Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников …. ………………….8
1.3.Организация уроков литературного чтения по формированию нравственных качеств у
младших школьников ………………………………………………………………………….11
Глава II. Формы и методы развития нравственных качеств младших школьников на
уроках литературного чтения в 4 классе
2.1. Цель и задачи работы педагога по развитию нравственных качеств младших
школьников …………………………………………………………………………………….15
2.2. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств на уроке
литературного чтения ………………………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ……………………………………………………30
Приложение ………………………………………………………………………………….31
3 Пояснительная записка
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности
является нравственное воспитание. Учебный процесс тесно связан с
нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда
содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей
внутренней структуре, возрастает роль учебного процесса в нравственном
воспитании. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена
научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.
Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития
школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Еще В.А.
Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий
Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь
равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь
свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственного воспитания. Если человека учат добру учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко,
но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно
будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал,
что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и
раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой
наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает,
наблюдает». Школа является основным звеном в системе воспитания
подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует
своя сторона воспитания. [1, с.120].
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования
человека волновали общество всегда и во все времена. Изучением
нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон,
Сократ, Аристотель. На необходимость усиления внимания к вопросам
4 Е.П.Белозерцева,
Е.В.Бондаревской,
воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и
публикации ведущих специалистов в этой области педагогики:
Ш.А.Амонашвили,
Б.З.Вульфова,
В.А.Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой,
В.Д.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и К. Селивко.
К. Селевко утверждает что, в последние десятилетия теория и
практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию
личности, к формированию эстетических, нравственных ее качеств. Эти
качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Воспитание нравственных качеств личности, по мнению Г.К. Селевко,
основывается на понимании и освоении нравственных ценностей,
составляющих современную общечеловеческую мораль [2, с.127] . Ценности
эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть,
стыд, любовь, доброта, экологическая культура, вера, воля и т.д.
Таким образом, проблема нравственного воспитания была актуальна
во все времена, многие ученые, педагоги, психологи занимались данной
проблема, пытались найти оптимальные пути ее решения. Наибольшую
значимость обозначенная проблема приобретает на современном этапе
развития образования. Модернизация российского образования происходит в
сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из
глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего
общества. Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную
общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм,
достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта,
экологическая культура, вера, воля, добродетельность – должны усваиваться
детьми не только в семье, но и в школах, на практически всех уроках. Кто
как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен
уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей
деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить
ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные
представления и понятия.
Методические рекомендации раскрывают не только основные понятия,
цели и задачи нравственного воспитания, но помогут учителю в организации
уроков литературного чтения, которое будут способствовать развитию
нравственных качеств младшего школьника.
5 Автором определена цель методических рекомендаций: в сжатом виде
показать методические особенности работы над развитием нравственных
качеств младших школьников на уроках литературного чтения в начальных
классах или внеклассных занятий по изучению произведений с нравственным
содержанием.
Понятие нравственной воспитанности, нравственных качеств
1.1.
личности.
Для того, чтобы правильно начать работу, способствующую развитию
нравственных качеств необходимо вначале определить все понятия, которые
включает в себя нравственное воспитание, а также выделить цели, задачи,
методы и средства нравственного воспитания. Вначале мы более подробно
рассмотрим понятия нравственности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено
к понятию мораль. «Мораль (латинское moresнравы) нормы, принципы,
правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы
поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом)» [3, c.23].
Во II томе «Словаря русского языка» дается следующее двойное
определение нравственности:
1. Совокупность норм поведения человека в какомлибо обществе.
2. Моральные качества человека.
Рассмотрим теперь понятие нравственное воспитание.
В педагогической энциклопедии дается следующее определение
нравственному воспитанию – это одна из форм воспроизводства, наследования
нравственности в обществе .
В педагогической теории существует также понятие этическое
воспитание, которое неотъемлемо связано с нравственным воспитанием. А.И.
Шемшурина считает, что этическое воспитание и этика в частности это
неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его
бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности
6 через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических
учений, в диалог эпох и культур [4, с.6].
Сравнивая приведенные понятия можно сделать вывод что нравственное
воспитание и этическое воспитание неотъемлемо связаны между собой.
В педагогической литературе выделяют также понятие духовное
воспитание, а также духовнонравственное воспитание. Уточним содержание
данных понятий. Н.А. Виноградова выделяет, что духовное воспитание – это
формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и
гармоническое развитие личности человека. Также Н.А. Виноградова дает
определение понятию «духовнонравственное воспитание» – это содействие
формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях
традиционной и общенациональной культур; формированию личностной
направленности и развитию нравственных качеств, которые являются ключевым
звеном в механизме принятия решений касающихся духовнонравственного
поведения человека [5, с. 88].
Также необходимо выделить понятие нравственная воспитанность.
В.Т. Чепиков считает, что под нравственной воспитанностью следует понимать
интегративную характеристику морального облика младшего школьника,
которая включает целостную совокупность сформированных нравственных
качеств его личности и их содержательноструктурных компонентов, устойчиво
проявляющихся в поведении и деятельности, и определяющих систему и
направленность нравственных отношений [6, c.79].
Одним из основополагающих понятий нравственной воспитанности
является наличие сформированных нравственных качеств. Что же такое
нравственные качества? Т.Б. Лихачев дает следующее определение
нравственным качествам: нравственные качества представляют собой
психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия
ребенка с миром в системе общественных отношений [7, 30].
Анализируя и сравнивая, приведенные выше понятия нами был сделан
вывод, о том, что понятия «нравственное воспитание» и «этическое воспитание»
неотъемлемо связаны между собой. Данные виды воспитания младших
школьников направлены на формирование определенных ценностей, но
этическое воспитание направлено на формирование этических понятий и
ценностей, приобщение учащихся к культурным ценностям, а нравственное
воспитание направлено на развитие и формирование нравственных качеств
личности ребенка.
7 1.2. Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников
Есть разные точки зрения в определении целей и направлений
нравственного воспитания в начальной школе. По мнению А.И. Мартьяновой
целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных
на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.
А.И. Мартьянова выделяет следующие цели нравственного воспитания
младших школьников:
Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных
1.
отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти
свое место в нем.
2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
3. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
4. Пробудить самостоятельное логическое мышление.
5. Развивать общую культуру ребенка [8,c.21].
Важной частью в работе учителя по формированию нравственной
воспитанности являются определение основных методов нравственного
воспитания.
Методы воспитания необходимо различать в соответствии с тем,
формирование каких структурнопсихологических компонентов нравственного
качества личности они обеспечивают. В этой связи все методы нравственного
воспитания можно разделить на следующие группы:
1. Методы стимулирования активности младших школьников и
формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и
деятельности.
2.
школьников и формирования их нравственного сознания.
Методы организации познавательной деятельности младших
8 3. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирования
опыта их нравственного поведения.
Организуя разнообразные виды деятельности и общение младших
школьников, педагог имеет возможность использовать специфические способы
(методы) воспитательного воздействия на личность младшего школьника.
Только в деятельности и общении методы нравственного воспитания находят
свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами
нравственного воспитания следует понимать учебную и различные виды
внеучебной деятельности младших школьников, а также их общение.
Методы и средства нравственного воспитания получают свою
конструкционную и логическую завершенность в организационных формах, или
формах организации воспитания. В качестве организационных форм
воспитания нравственных качеств младших школьников выступают формы
организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки,
домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной
деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные
мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися
людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и
индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и
т.д.
Анализируя методическую литературу, мы выделили, что между основными
компонентами нравственного воспитания (цели, задачи, методы, средства и
формы) имеется определенная взаимосвязь, что способствует лучшему
воспитанию младших школьников в плане нравственности. Данную взаимосвязь
В.Т. Чепиков и представил ее в форме следующей таблицы:
Общие цели нравственного воспитания:
Интегративные нравственные качества личности младшего
школьника
Содержание нравственного воспитания:
Совокупность нравственных привычек и качеств, которые
характеризуют
нравственность личности младшего школьника на конкретном
возрастного развития и определяют его отношения
этапе
9 к Родине
другим
странам
народам
к
материальным
ценностям и
к труду и
выполнению
своих
к другим
людям и к
самому себе
природе
обязанностей
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Задачи нравственного воспитания:
Формирование структурных компонентов нравственных
качеств личности
младшего школьника:
Нравственных
потребностей и
Нравственных
представлений,
мотивов поведения
понятий, взглядов,
и деятельности
эмоций
и чувств
Нравственных
умений, навыков и
привычек,
волевых свойств
Методы
стимулирования
активности и
формирования
нравственных
потребностей и
мотивов поведения
Методы
организации
Познавательной
деятельности и
формирования
морального
сознания
Младших
школьников
Методы
организации
деятельности и
общения младших
школьников и
формирования
опыта их
нравственного
поведения
Методы нравственного воспитания
Средства нравственного воспитания
учебная деятельность
внеучебная деятельность и
общение
Применительно к процессу нравственного воспитания младших школьников
воспитательные функции учителей начальных классов состоят в следующем:
вопервых, в педагогической адаптации социального морального опыта, т.е.
определении целей, содержания и задач нравственного воспитания; вовторых,
в конструировании его процессуальных основ, т.е. в отборе соответствующих
методов, средств и форм организации; втретьих, в формировании
нравственных качеств младших школьников; вчетвертых, в оценке
эффективности действенности функционирования системы и диагностике
нравственной воспитанности младших школьников.
10 Организация уроков литературного чтения по формированию
1.3.
нравственных качеств у младших школьников
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании
духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями.
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной
культуры,
обладающими не только высокими художественными
достоинствами, но и воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего. Школьная программа каждого класса включает в себя
художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие
вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие,
прекрасное в природе и в человеческой жизни.
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно
серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка
уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при
чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной
формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность
наслаждаться художественным словом. Главным условием решения задач
нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения»
является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и
глубокого анализа художественных произведений. Нравственные ценности
11 составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен
суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая
работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на
уроках литературного чтения может организовать учитель.
В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с
художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на
практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить
основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют
герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими
представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе
художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием,
поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать,
догадываться, воображать» (С. Я. Маршак). В процессе этой деятельности
происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из
которых являются:
умение представить картину, нарисованную автором;
умение сопереживать героям произведения;
умение понять авторскую мысль.
Развитие ученикачитателя идёт путём усложнения читательской
деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до
самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания
собственного. Основной методический путь формирования навыков анализа —
вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах.
Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «странного» слова, идёт
через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой
нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается
любованием словом.
Перечитывание текста непременный и очень важный технологический
приём работы над художественным произведением, отражающий особенности
его восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является
второе, потому что тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым».
Учитель организует и направляет читательскую деятельность учащихся как
человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и
12 технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его
ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная
деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность
оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление
многих новообразований. Причем в ней развиваются не только умственные
способности, но и нравственная сфера личности.
Уже в течение первого года учащиеся получают нравственные представления:
о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении
ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости, о способности
человека на поступок.
Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать
учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь
загадки это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое
значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл
работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна.
Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов,
«сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.
Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого
объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается
быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как
богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций
нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро
всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от
системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному
усвоению младшими школьниками литературнохудожественного произведения.
Подводя итог вышеизложенному, перечислю методы, которые способствуют
формированию у обучающихся духовности, нравственности. Эти методы
подробно описаны
Рыжковой Т.В.
Литературное развитие младших школьников. Спб.: Издательство РГПУ им.
А.И.Герцена,2006 г.
Методы:
1. Анализ художественного текста.
в учебно методическом пособии
13 Задача учителя – научить ребенка приемам анализа и одновременно
проанализировать художественный текст.
Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны:
(cid:216) прием анализа композиции произведения этот прием помогает ученикам
увидеть авторское отношение к изображаемому и осмыслить авторскую позицию
(cid:216) прием озаглавливания частей произведения
наблюдение над способами создания портрета, пейзажа для выявления
авторского отношения к герою, осмысления роли пейзажа в произведении.
(cid:216) прием анализа образов персонажей
2. Драматизация и инсценирование литературного произведения
(cid:216) прием инсценирования художественного произведения
(cid:216) инсценирование игровой поэзии
(cid:216) инсценирование эпических произведений
3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми
материалами (письма, мемуары, дневники, литературнокритические статьи,
научные исследования, биографии писателей, и т.д) Сущность метода
комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами
заключается в знакомстве читателя с жизнью писателя.
работа с книгами писателя или организация выставки книг
заочная экскурсия
4. Литературное творчество учеников по мотивам литературных
произведений или собственных жизненных впечатлений.
14
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216) 2.1. Цель и задачи практической работы
Анализ психологопедагогической теории и методической литературы
позволил нам обосновать значимость и эффективность уроков литературного
чтения для формирования нравственных качеств у учащихся младшего
школьного возраста.
Перед нами встает следующая цель практической работы: выявить условия
формирования нравственных качеств младших школьников на уроках
литературного чтения и проверить на практике влияние литературоведческой
деятельности на формирование нравственных качеств детей.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1. Дать характеристику нравственной воспитанности учащихся 4 класса и
выделить уровень сформированности представлений младших школьников о
нравственных качествах.
15 2.
3.
Спроектировать перспективный план проведения уроков литературного
чтения в 4 классе, ориентированных на развитие нравственных качеств.
Сформулировать методические рекомендации по развитию нравственных
учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.
В проведении практической работы нами выделено 3 этапа:
на первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью
выявления сформированности у учащихся представлений о нравственных
качествах. На данном этапе был проведен ряд диагностик, который позволил
выявить уровень нравственной воспитанности младших школьников;
на втором этапе был спроектирован перспективный план изучения
литературных произведений в 4 классе, ориентированных на развитие
нравственных качеств учащихся начальной школы и опробовано проведение
уроков литературного чтения с использованием этического словарика;
на третьем этапе были сформулированы методические рекомендации по
развитию нравственных качеств учащихся 4 класса на уроках литературного
чтения.
Практическая работа была проведена с учащимися 4б класса МОУ
гимназии №10. В классе обучается 24 ученика: 12 мальчиков и 12 девочек.
Для того, чтобы более точно определить насколько учащиеся класса
знакомы с нравственными понятиями, было решено провести диагностику
учащихся, а для этого выделены следующие критерии сформированности
представлений младших школьников о нравственных качествах:
Отношение к выполнению нравственных норм.
Наличие нравственной мотивации у младших школьников.
Отношение к жизненным ценностям.
1.
2.
3.
При исследовании нравственного опыта младших школьников мы
беседа по сюжетному
использовали ряд взаимодополняющих методик:
рассказу, анкета, опрос.
Задание на выявление уровня моральной децентрации (децентрация
механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении
позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с
позициями, отличными от собственной.
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации
(соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности,
взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые универсальные учебные действия:
16 Действия нравственноэтического оценивания, уровень моральной
децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.
Т е к с т р а с с к а з а:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время
прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А
самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в
воду.
В о п р о с ы:
1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2. Почему?
3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать
и почему?
Критерии оценивания:
1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий
(ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести
ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам
виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет
только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все
обстоятельства, включая намерения героя.(1 балл)
2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми
участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения).
Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности.
Переход к координации нескольких норм. (2 балла)
3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще, потому что он
маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом
обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и
требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на
основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и
компенсации (Л. Кольберг). (3 балла)
Анкета «Оцени поступок»
17 (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в
модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм
(см. табл.).
Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального
содержания действий и ситуаций.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: фронтальное анкетирование.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки
(причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из
четырех вариантов оценки.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и
девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить
один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой
указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения
каждого балла дети приступают к выполнению задания.
Таблица.
Конвенциональные и моральные нормы
(по Э. Туриелю)
Виды социальных
норм
Категории
социальных норм
1
Конвенциональные
Моральные
2
Ритуальноэтикетные:
— культура внешнего
вида,
— поведение за столом,
— правила и формы
обращения в семье.
Организационно
административные:
— правила поведения в
школе,
— на улице,
— в общественных
местах
Альтруизм:
— помощь,
— щедрость.
18
Миниситуации
нарушения
социальных норм
3
не почистил зубы,
— пришел в грязной
одежде в школу,
— накрошил на столе,
— ушел на улицу
без разрешения
— встал без разрешения
на уроке,
— мусорил на улице,
— перешел дорогу в
неположенном месте
не предложил
друзьям помощь в
уборке класса, Ответственность,
справедливость и
законность:
— ответственность
за несение матери
ального ущерба
— не угостил родителей
конфетами,
— взял у друга книгу и
порвал ее
Ниже представлены:
— семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11,
13, 16);
— семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14,
17);
— четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5,
15, 8, 18).
А н к е т а
Оценка поступка в баллах.
2 балла
1 балл
Так делать
Так делать
можно
иногда можно
3 балла
Так делать
нельзя
4 балла
Так делать
нельзя ни в
коем случае
И н с т р у к ц и я: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой
ситуации.
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке
класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти
19 Сумма баллов,
гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень
недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
1.
характеризующая недопустимость нарушения
конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих
недопустимость нарушения моральных норм,
более чем на 4 балла.
2. Суммы равны (±4 балла).
3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм,
превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения
конвенциональных норм, более чем на 4 балла.
Методика «Что мы ценим в людях» / Диагностика эмоционально
нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002
Цель: выявление нравственных ориентации ребенка.
Возраст: 7—10 лет.
Описание теста
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из
них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой –
плохой. Затем просят ребенка назвать качества, которые ему нравятся в них и
которые не нравятся, привести по три примера поступков на эти качества.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются
эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит
выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется
оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы:
положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на
нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение,
негодование и т. п.) – на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей
ориентировочной шкалой:
• 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к
нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не
20 соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции
неадекватны или отсутствуют.
• 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок
не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает
поступки, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.
Эмоциональные реакции неадекватны.
• 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и
эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще
недостаточно устойчивое.
• 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками;
эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное
и устойчивое.
Результаты данных диагностик мы отразили в следующей таблице. См.
табл.1(Приложение)
Исходя из полученных данных, мы сделать вывод, что положительное
отношение к нравственным нормам присутствует у большей части испытуемых
учеников, 5 учеников имеют средние показатели, ученики, которые имеют
низкий уровень отношения к нравственным нормам отсутствуют. Исходя, из
выше сказанного можно заметить, что учащиеся данного класса имеют высокие
представления о нравственных качествах, у некоторых учащихся присутствуют
лишь средние показатели по всем критериям.
Таким образом, в ходе проведения первого этапа практической работы нами
была дана характеристика развития нравственных представлений у учеников 4
«Б». Необходимо отметить, что в данном классе не у всех учеников развиты
необходимые нравственные качества на высоком уровне, поэтому необходимо
продолжатьработу , способствующая развитию этих качеств.
2.2. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств на
уроках литературного чтения
В данном параграфе мы подробно опишем второй этап практической
работы, т.е. составление перспективного плана изучения литературных
21 произведений, как средства развития нравственных качеств младших
школьников.
Для определения содержания практической работы у нас имелись
результаты диагностики выявления представлений учащихся о нравственных
качествах. Мы сочли необходимых выполнить анализ учебника по
литературному чтению, используемому учителем в 4 б классе. Это учебник
Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Отметим, что данный учебник
рекомендован для системы начального образования Л. В. Занкова. В ходе
анализа мы сделали попытку выделить литературные произведения,
способствующие развитию представлений младших школьников о нравственных
качествах. Проанализировав учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение»,
мы составили следующий перспективный план на 1 четверть (см. табл. 2).
Таблица 2
Перспективный план изучения литературных произведений в 4 классе,
ориентированных на развитие представлений о нравственных качествах.
№
Произведение Герой
Признаки
Нравственное
качество
Трудолюбие
Положительное
отношение к
труду, желание
и
умение
работать
Взаимопомощь Василиса
Пословицы о
земледелии
Морской царь
и Василиса
Премудрая
Василиса
Премудрая
1
2
3
4
Премудрая
помогала
Ивану
Царевичу
выполнять
наказы
морского царя
Автор
восхищается
приходом
весны
Автор видит
красоту
весенней
природы
и
Ф.Тютчев.
«Весенние
воды».
Н.Матвеева.
«В лощинах
снег,
слоистый, как
Весенняя
природа
Любовь
природе
Ручеек, Весна Любовь
природе
к
к
22 5
6
7
8
9
слюда…»
Б.Пастернак.
«Опять
весна»
А. Ахматова.
«Перед
весной
бывают дни
такие…»
Л.
Андреев.
«Петька на
даче»
Образ Весны Любовь
природе
Лирический
герой
Любовь
природе
к
к
Петька
Сострадание
Чехов.
А.
«Ванька»
Ванька
Сострадание,
сочувствие
В. Берестов.
«Разлука»
Мальчики –
друзья
Товарищество
10
В. Берестов.
«Братья»
Два брата
Братская
любовь
восхищается
ею
с
Автор ярко
описывает свои
воспоминания,
связанные
приходом
весны
Автор
сочувствует
герою
произведения
Автор жалеет
героя,
сочувствует
ему,
показывает
безысходность
его положения
Герой
переживает
с
разлуку
лучшим другом
Брат защищает
брата во дворе
После разработки перспективного плана нами были опробовано проведение ряда
уроков литературного чтения, ориентированных на развитие нравственных
качеств и представлений младших школьников.
Урок литературного чтения в 4б классе
Тема: Тютчев «Весенние воды»
Цели: 1) создать условия для формирования умений высказывать и аргументировать своё
отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему);
2)обеспечить развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
23 3) помочь учащимся осознать личностную, социальную и практическую значимость изучаемого
материала.
Этапы урока
Задачи
каждого этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
детей
Формируемые
нравственные
качества
Радоваться,
восхищаться,
благоговеть,
восторгаться
Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности
развитие
эмоциональной
сферы личности;
1. Орг. момент.
Создать
условия для
эмоциональног
о восприятия
учебного
материала.
2. Сообщение
темы урока
Актуализирова
ть личностный
смысл
обучающихся
к изучению
темы
Я очень
рада, что мы
собрались
сегодня опять
вместе, чтобы
ещё раз
заглянуть в
удивительный
мир поэзии,
А что значит
удивиться?
На уроках
литературног
о чтения мы
тоже учимся
удивляться,
восторгаться,
восхищаться,
сопереживать
.
Сегодня на
уроке мы
совершим
удивительное
путешествие
в мир
природы, в
мир красок и
звуков весны.
Познакомимс
я со
стихотворени
ем
Ф.И.Тютчева
“Весенние
воды”. Жизнь
природы
изменчива,
она полна
интересных
событий и
24 Развивать умение
выражать свои
эмоции.
1. Журчание
ручья,
переливы
весенней
капели,
веселую
песню птиц
3. Подготовка к
восприятию
Настроить
детей на
восприятие
текста;
вызвать в их
сознании и
воображении
образы и
картины,
близкие к тем,
которые
находятся в
центре
изучаемого
стихотворения
;
объяснить
значение слов
без понимания
которых,
восприятие
стихотворения
будет
затруднено.
собственного
смысла и
достойна
того, чтобы о
ней,
прекрасной,
было
рассказано
красиво,
сказочно,
волшебно.
а)
прослушиван
ие
музыкального
фрагмента
(П. И.
Чайковский
«Апрель»
(«Подснежни
к»).
Назовите
время года,
которому
посвящена
музыка;
обоснуйте
свой ответ.
б ) Словарная
работа.
– Давайте
познакомимс
я с новыми
словами и их
значением,
чтобы понять
стихотворени
е “брег”
берега“
гласят” –
говорят,
объявляют,
возвещают.
“гонцы” –
тот, кто
является
вестником,
приносит
весть.
4. Первичное
восприятие
Донести до
детей
Читает
стихотворени
Формирование
восприятия текста,
25 как произведения
искусства.
1.Радость,
восторженное
ожидание
весны.
Формирование
эмоционально
оценочного
отношения к
прочитанному
2.
3. Белый и
розовый.
Самостоятель
но читают
стихотворени
е
Способность
идентифицировать
себя с автором
произведения
Способствует
мыслительно
эмоциональному
«переносу» ребенка
в ситуацию,
описываемую в
произведении
стихотворения
5. Проверка
впечатлений
содержание
стихотворения
;
вызвать
эмоциональны
й отклик на
прочитанное
Выявить
уровень
восприятия
детьми
стихотворног
о
произведения
е Тютчева
«Весенние
воды»
1.Как ты
думаешь,
какое
настроение
было у
автора, когда
он писал это
стихотворени
е?
2.Что, по
твоему,
послужило
толчком для
создания
этого
произведения
?
3. Если бы
это
стихотворени
е нужно было
напечатать на
цветной
бумаге,
какой цвет ты
бы выбрал?
6. Самостоятельн
ая работа со
стихотворение
м.
7. Анализ
произведения
Способствоват
ь
углубленному
проникновени
ю учащихся в
содержание
художественно
го
произведения
и развитию
образных
представлений
на основе
1. Какие
строчки
показались
наиболее
образными
(как бы
ожили перед
тобой, стали
зримыми,
ощутимыми
образами)?
2. Какие
рифмы
26 прочитанного;
углубить,
расширить
образные
представления
, возникшие в
воображении
учеников при
первом
знакомстве с
текстом;
выработать
правильную
интонацию
чтения
стихотворения
;
наблюдать над
спецификой
стихотворения
как жанра.
На
показались
самыми
необычными,
новыми,
удивительны
ми?
3.
сколько
частей
можно
разбить
текст
данного
стихотворен
ия?
4. Какое
настроение
передает нам
поэт в первой
части?
5.
Изменяется
ли
настроение во
второй части?
6.Почему
весенние
воды названы
гонцами?
7.Зачем Весна
выбрала
гонцами
именно их?
8.Какая часть
речи передает
стремительно
сть движения
воды?
9. Ручьи в
стихотворени
и Ф. И.
Тютчева
наделены
душой и
речью. Как
называется
этот прием в
литературе?
27
3. На две
части;
4. Бурная
радость.
Земля еще не
проснулась,
но ей на
помощь бегут
ручьи.
5. Да,
становится
тише. Земля
напиталась
водой и ждет
майских дней.
6. Гонец
человек
приносящий
весть, так и
вода несет
весть о весне.
7.Вода будит,
гласит.
8.Образ
стремительны
х весенних
вод создается
с помощью
глаголов:
«шумят»,
«бегут»,
«будят»
9.Олицетворе
ние.
Весне
художник
придаёт черты
молодой
девушки. Как
интонационн
о в
стихотворен
ии переданы
переливы
настроения?
Расстановка
пауз.
Постановка
логических
ударений.
Майские дни
олицетворяют
ся с
маленькими
детьми,
которые
водят
хороводы и у
них румяные
щёки.
Ребята
отмечают, что
в первом
четверостиши
и весенние
воды только
набирают
силу –
«шумят»,
«бегут и
будят», а во
втором – уже
целый хор
талых вод.
Эти строки –
самый яркий
момент, в нем
ликующая
песня. А в
третьей
строфе
звучание
мягче,
спокойнее.
Работа
текстом
стихотворени
я
Какое
открытие
сегодня
сделали?
28
Сегодня я
узнал…
Было
интересно…
Стремиться к
речевому
самосовершенствова
нию.
осознание
эстетической
ценности
литературного
языка, способность
восхищаться его
красотой и
совершенством
Передать с помощью
средств
выразительности
свои эмоции и свое
понимание
прочитанного.
8. Работа над
основными
компонентами
интонации
9. Самостоятельн
ое закрепление
выразительного
чтения.
10. Выразительное
чтение
стихотворения
11. Рефлексия.
Обеспечить
выразительное
чтение
стихотворения
учащимися,
чтобы они
смогли
передать не
только чувства
автора, но и
отношение
читателя к
прочитанному;
работать над
средствами
речевой
выразительнос
ти, с помощью
которых
учащиеся
смогут
передать свое
понимание и
свою оценку
прочитанного.
Индивидуальн
ая подготовка
к исполнению
стихотворения
в классе.
Проанализиров
ать и оценить
выразительное
чтение
учащихся в
классе.
Организовать
рефлексию и
оценку
учениками собственной
деятельности.
Каждый
оценивает
свой вклад в
достижение
поставленных
целей и
высказываетс
я одним
предложение
м, выбирая
начало фразы
из
рефлексивно
го экрана на
доске.
Было
трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял,
что…
Теперь я
могу…
Я
почувствовал,
что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня
получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня
удивило…
Урок дал мне
для жизни…
Мне
захотелось…
29 Заключение.
Анализ психологопедагогической литературы и проведение практической
работы дают основание для следующих выводов:
1. Проблема нравственного воспитания является актуальной в
современной школе и пути ее решения заключаются в формировании
нравственных качеств на уроках литературного чтения.
2. Развитие нравственных качеств младших школьников зависит
накопления у них нравственного опыта, на который оказывают влияние
– развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с
учебным материалом; организация учебного процесса и его методы;
усвоение детьми нравственных знаний.
3. Для развития нравственных качеств младших школьников на уроках
литературного чтения учителю необходимо использовать разнообразные
методы, средства и формы нравственного воспитания.
4. Были разработаны методические рекомендации по развитию
нравственных качеств младших школьников на уроках литературного
чтения.
5. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что нами
были сформулированы методические рекомендации по развитию
нравственных качеств младших школьников на уроках литературного
чтения.
30 Список использованной литературы
1. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3х т.
Т. 1 [Текст] / В.А. Сухомлинский; Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль.
– М.: Педагогика, 1981. – 640с.
2. Пидкасистого, И. И. Педагогика [Текст] / И. И. Пидкасистого. – М.:
1995. – 637 с.
3. ЗолотухинаАболина, Е.В. Страна Философия [Текст] / Е.В.
ЗолотухинаАболина. – РостовнаДону: Феникс, 1995. – 544 с.
4. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя
[Текст] / А.И. Шемшурина. М.: ВЛАДОС, 1999. – 112с.
5. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов
[Текст] / Н. А. Виноградова. – М.: Айрмспресс, 2005. – 400с.
6. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших
школьников: Учеб.метод. пособие [Текст] / В.Т. Чепиков. Гродно:
ГрГУ, 2001. 189 с.
7. Проблема нравственного воспитания младшего школьника
[Электронный ресурс] – Электрон, дан. (1 файл). – Режим доступа:
www.psi.lib.ru
8. Моторин,
9.
А.В.
Ключевые понятия духовнонравственного
воспитания [Текст] / А.В Моторин // Педагогическое образование и
наука. 2008. №5. – С.8487.
Бабаян, А.В. О нравственном воспитании А.В.Бабаян, Н.Г.
Дебольский // Педагогика. – 2005. № 2. – С.6778.
31 10. БимБад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.
БимБад. М.: Большая Государственная энциклопедия, 2003. – 528
с.
11. Диагностика воспитанности учащихся [Электронный ресурс] –
Электрон, дан. (1 файл). – Режим доступа: www.vlsu.ru
12. Закон РФ «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.
13. Капустина, Н.Г. Этическое сознание младших школьников / Н.Г.
Капустина // Начальная школа + – 2006. №3. – С. 39
14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория
и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский. –
М.: Пед. общество России, 2000. – 256 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.:
Гардарики, 2007. 527 с.
16.
Кучерова, О.Е. Воспитание духовности в системе учено
воспитательной работы городской школы / О.Е. Кучерова //
Начальная школа. – 2006. №11. С.5054.
17. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы
/ А. И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. №7. – С.2129.
18.
Моторин, А.В. Ключевые понятия духовнонравственного
воспитания / А.В Моторин // Педагогическое образование и наука.
2008. №5. – С.8487.
19. Никитина, Н.Н. Приемы активизации нравственного развития
школьников / Н.Н. Никитина // Классный руководитель. – 2004. №4.
– С. 4970.
32 Приложение 1.
Результаты диагностики выявления представлений учащихся 4 «Б»
класса о нравственных качествах
№
Обучающийся
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Балаев Андрей
Банькин Семён
Бузенко Анна
Двойных Арина
Зенина Дарья
Иванов Роман
Ильченко Диана
Казаченко Герман
Кудрявцева
Анастасия
Локтионов Никита
Люкшинов Даниил
Магомедханова
Амина
Молоканов
Григорий
Мустакимов
Кирилл
Носачева Дарья
Орлов Михаил
Родионов Денис
Индивидуальная
Диагностики
Анкета
беседа
«Что мы
ценим в
людях»
2
2
3
1
2
1
3
3
2
3
3
2
3
2
1
2
33
52
49
62
56
52
52
62
56
63
54
63
53
56
56
54
48
54
2
2
2
1
3
1
2
3
3
1
1
2
2
3
2
2
3 18
19
20
21
22
23
24
Синельников Илья
Степановна
Екатерина
Сухов Александр
Тацкова София
Чеботарева Мария
Черненко Валерия
Чурбанова Лиза
1
3
3
2
2
1
2
55
63
62
49
58
54
56
1
3
3
2
2
2
2
34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.