Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.
Оценка 4.9

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика
Взрослым
28.04.2018
Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.
Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и умений учащихся, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения на уроках математики, являются тесты. А что такое «тесты»? Как и когда они возникли? Зачем нужны? Вопросы вполне не праздные, так как знание прошлого есть путь в будущее.Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.
методические рекомендации.doc
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги 1 Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики. Учитель  математики Н.В. Зобова Калуга, 2012 год 2 Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его  организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и умений учащихся,  что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты  обучения  на уроках математики, являются тесты. А что такое «тесты»? Как и когда они возникли? Зачем нужны? Вопросы вполне не праздные, так  как знание прошлого есть путь в будущее.   КОГДА И КАК ПОЯВИЛИСЬ ТЕСТЫ? К концу ХIХ века сложились две основные традиции в контроле знаний: 1) Немецкая. Основной упор делался на устные формы экзамена в присутствии комиссии,  состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один, иногда два  сравнительно объёмных вопроса, ответ на которые должен был свидетельствовать об уровне  знаний всего курса. 2) Английская. Это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось  десять­двенадцать коротких заданий из разных тем. Таким образом, существующие на сегодняшний день в вузах и школах формы итоговой  аттестации в форме устного и письменного экзаменов заимствованы из немецкого и английского  вариантов проверки знаний. В 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания по  математике, истории, грамматике, навигации и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале.  Это был первый в истории случай использования простейших статистических расчётов в  педагогической работе. В СССР разработкой тестов начали заниматься только в 80­ые годы  XXвека. Тесты ­ это стандартизированные задания с написанием ответа, с вариантами ответов, среди  которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание  ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее,  продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен  определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. 3 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 1. Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню  подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов  определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным  государственным стандартам. 2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических  умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие  пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в  стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной  задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых  заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику  воспринять его целостную структуру. 3. Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов  учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и  достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки, следствием которых являются  становление адекватной самооценки, снижение тревожности. 4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления,  творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие,  умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельное и аккуратность. 5. Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижениях  своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств  детей, степень усвоения программного материала. 6. Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю  выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.   Виды тестов:    тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных  утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил; тесты, в которых требуется установить соответствие;  тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности  утверждений;  тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;  тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.   При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.   КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕСТ? однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста; процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение  пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов и т.д.); задания должны легко читаться, быть независимыми; не должны повторять формулировок,  данных в учебнике, содержать двусмысленности; выполняться без громоздких вычислений; тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны      4 содержать 3­5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее  характерные для данного случая ошибки были в них учтены;  постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать  возможность угадывания ответа. Технология тестирования   предоставляет возможность оптимальным     образом   образования   по   каждой   предметной   теме   с   традиционным   совмещать   обязательный   минимум   содержания источником информации — учебником, выбранным при тематическом планировании. Представленный   в   тестовой   форме   изучаемый   материал   позволяет учащимся выделять наиболее легко           содержательно   значимые   структурные   элементы   образовательной   так   как   именно     элементами программы, этими   с     увязываются заданий и предлагаемые варианты ответов. разрабатываемые     конструкции   тестовых является Безусловным   легко доступная для понимания учащихся и более объективная оценка их преимуществом тестирования       достижений.  Применение тестов в образовательном процессе  основано на методах психологического тестирования.  Результаты   тестирования   позволяют   получить   объективный количественный   показатель   состояния   образовательного   процесса, отслеживать   на   каждом   его   этапе   степень   соответствия   результатов тестирования образовательным стандартам. Тесты   могут   быть   стандартными   (соответствовать   содержанию образовательных программ), сформированы   в   тесты   текущего   и   итогового   контроля процесса   обучения   и   служить   основой   мониторинга образовательного процесса. 5 Тестирование   положено   в   основу   государственной   итоговой аттестации учащихся выпускных классов. Разработка   тестов и исполь­ зование   их   в   учебном   процессе   способствует   обретению   учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в форме  ЕГЭ.  Формы и приемы учебной работы Представляется целесообразным на начальных этапах реализации технологии тестирования использование следующих приемов обучения. 1. Подготовка домашнего задания в виде устных или письменных ответов на тесты по изучаемой теме.    2.   Классная     самостоятельная   работа   с   тестами   по   изучаемой   или   ранее изученной темам.   3. Фронтальный опрос по заранее подготовленной теме или без специальной подготовки в форме игры  4.   Формой   учебной   работы,   наиболее   полно   отвечающей   технологии тестирования, является специально подготовленный урок, который включает: объяснение   нового   материала   с   акцентированным  выделением   наиболее содержательных элементов предметной темы; предъявление   учащимся   тестовых   заданий,   сформированных   на   этих элементах; проверка усвоения учащимися нового материала с помощью этих тестовых заданий;  — предъявление учащимся верных ответов для сравнения с их собственными ответами; подсчет баллов за правильные ответы по предложенной методике и оценка усвоения нового материала; внеурочная   работа   учителя   с   результатами   тестирования,   полученными   на уроке. 6 Во   всех   случаях   перечисленных   приемов   обучения   могут   быть   следующие формы   ответов   на   тесты:   в   виде   шифров   вариантов   ответов   либо   в   виде полного   свободно   конструируемого   ответа   с   одновременным   указанием шифра выбранного варианта ответа (для ускорения проверки результатов).   Я в своей работе по технологии тестирования использую все эти формы обучения.   Но   чаще   всего   приходится     специально   разрабатывать   уроки   и готовить тесты с учётом данных психолого – педагогического мониторинга каждого   учащегося,   применять   дифференцированный   и     индивидуальный подход.  3. Средства обучения Главным средством обучения по технологии тестирования являются тестовый фонд,   разработанный   и   совершенствуемый   в   соответствии   с   программой изучаемого предмета. Определенный   опыт   практического   использования   таких   тестов   в   учебном процессе   дает   основание   полагать,   что   они   могут   служить   универсальным дидактическим   материалом   для   поэтапно­последовательного   освоения   и других современных обучающих технологий.  Такие   перспективы,   вполне   очевидно,   увязываются,   например,   с технологией   полного   усвоения,  технологией   проблемного   обучения, технологией   дидактической   игры,   технологией   индивидуального   и дифференцированного  обучения   и,   конечно   же,   с   разнообразными вариантами авторских технологий. Так,   при   использовании   тематического   тестирования   в   процессе подготовки домашних заданий перед учащимися, ставится проблема выбора, решение которой в зависимости от уровня подготовки каждого из них требует соответствующей   работы   с   текстовым   материалом   учебника   и   (или)   с 7 необходимым   картографическим   материалом.   Получение   необходимых знаний   из   учебника   или   в   результате   выполнения   определений   по   картам позволяет учащимся осуществить сравнительный анализ вариантов и на его основе решить проблему выбора. При   подготовке   и   выдаче   заданий   широко   используется дифференцированный   подход   к   определению   путей   получения   верного результата и, соответственно, к уровню усвоения материала.  4. Технология тестирования  имеет преимущества и недостатки. Преимущество использования технологии тестирования в том, что на уроке более   рационально   используется   время,   быстро   устанавливается   обратная   связь   с учеником, можно сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них   коррективы.   Также     есть   возможность   использовать   данные   психолого­ педагогического мониторинга. Систематический   тестовый   контроль   формирует   у   учащихся   мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их. В процессе итоговой   и тематической проверки тесты дают возможность за сравнительно   небольшой   отрезок   времени   проверить   усвоение   большого   объёма учебного   материала   у   всех   учащихся   класса.   Получить   объективные   данные   для сравнения результатов подготовки школьников одного или нескольких классов. Полученные   результаты   дают   возможность   сравнивать   эффективность различных   методик,  применяемых   на  уроках   и  определять  результативность   своего труда. Кроме преимуществ, Тестирование имеет определённые недостатки.  Главный из них угадывание правильного ответа. Преодолеть его можно путём повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. 8  Другой недостаток в том, что  ответы к тестовым заданиям можно списать у товарища.   Устранению   данного   недостатка   способствует   вариативность   тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Тесты     также   не   позволяют   выявить   умение   учащихся   логично   излагать материал,   проводить   наблюдение   или   определять   биологические   и   географические объекты. Прежде чем применять технологию тестирования  на своих уроках и создавать тесты, я  предварительно обучаю  учащихся  приёмам их выполнения. Сначала эту работу я провожу фронтально. На доске или на экране показываю тест. Сначала я  обучаю  работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. Для   этого     надо   прочитать   задание,   найти   в   нём   главную   мысль, порассуждать, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.  Тесты разнообразны по своему содержанию, поэтому я   всегда   уделяю   достаточно   времени,   для   того,   чтобы   обучить   учащихся выполнению  разных тестовых заданий. В дальнейшем это только облегчает работу по технологии тестирования. Остаётся вопрос: сколько ответов давать в задании?  Целесообразно     включать   в   тестовое   задание   4ответа,   один   из   которых правильный. Я использую тесты: 1) на выбор одного правильного ответа, 2) на написание ответа, 3)   Можно   давать   задания,   чтобы   проверить   овладели   ли   учащиеся математическими терминами или понятиями. Например, предлагается, продолжить предложение, по тексту назвать понятие. 9 Значительно   сложнее   задания,   в   которых   даётся   термин,   а   учащимся   необходимо выбрать определение, так  как определения они учат плохо. 4)   Для   проверки   повышенного   уровня   усвоения   используются   задания   с выбором   одного   ответа,   который   характеризует   главный   признак,   например, геометрической фигуры. Ученику в этом случае  предстоит определить более точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления или процессы, выделять главное. 5)   Мыслительная   деятельность   учащихся   усложняется   при   выполнении тестовых  заданий,  в которых  даётся  несколько   правильных  ответов.  Такие  задания побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний.  6) Можно использовать задания на классификацию объектов и процессов.  В   тестах   даются   только   правильные   ответы,   учащиеся   должны   их классифицировать, распределять в группы и занести результаты в таблицу.  Или   в   предложенных   группах   есть   один   лишний   объект,   его   необходимо убрать. Такие   задания   считаются   сложными.   Эти   задания   хорошо   применять   для проверки знаний о классификации уравнений, неравенств, геометрических фигур. Как правило, эти задания на мыслительную деятельность. При   составлении   тестов   я   учитываю   данные   ППМ.   Для   правополушарных детей   составляю   тесты   с   ограничением   времени   на   выполнение   заданий,   для левополушарных   –   без   ограничения   времени.   Для   сангвиников   составляю   более сложные варианты заданий.    ри  Когда я провожу контроль знаний, то левополушарные получают тесты, а 10 На   своих   уроках   я     использую     готовые   ЦОРы.   Их   применение позволяет  развивать образное мышление. Для левополушарных:   в ЦОРах есть тесты на выбор правильного ответа, или на выбор нескольких правильных   ответов.   Работая   с   такими   тестами   ребята   сразу   получают отметку. Причём их можно применять на любом этапе урока  (при проверке дом зад, при закреплении).  Для правополушарных:  это   задания   с   готовыми   чертежами,   например   по   многим   разделам планиметрии. Дифференцированный   подход   к   контролю   знаний,   а   также индивидуальные   особенности   каждого   ребёнка,   создание   комфортной обстановки на уроках,   позволяет повысить качество обучения, т.к. дети не испытывают   стрессовых   ситуаций   в   связи   с   подбором   задания   для конкретного уровня  развития. Примеры тестов: №1         Чему   равен   катет   прямоугольного   треугольника.   лежащий против угла в 30 градусов? 1. длине второго катета 2. длине гипотенузы 3. половине длины гипотенузы 4. четверти длины гипотенузы №2    Чему равна сумма углов треугольника? 11 Ответ………………… №3       Биссектриса   равнобедренного   треугольника,   выходящая   из вершины, противолежащей основанию является…  Ответ…… №4    Как   называется   четырехугольник,диагонали   которого   равны   и взаимноперпендикулярны? 1. Ромб 2. Прямоугольник 3. Параллелограмм 4. Квадрат №5.   Выберите три верных ответа из шести.  Запишите выбранные цифры. 1.Выберите свойства ромба  1) две противоположные стороны равны, а две другие не раны 2) диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам   3) все стороны равны 4) диагонали равны 5) диагонали взаимно перпендикулярны 6) сумма односторонних углов равна 170 градусов №6 а) установите соответствие 1) y=kx + b 2)  y = k : x 3) y= kx  4) y = x2 +bx + c А квадратичная В Прямая пропорциональность С Обратная пропорциональность Д линейная 12 б) назовите лишний объект Таким   образом,   дифференцированный   подход   к   контролю   знаний  c учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создание комфортной обстановки на уроках,  позволяет повысить качество обучения. ­   во   время   изучения   нового   тесты   можно   использовать   для Тесты можно использовать на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями: ­   актуализировать   знания   перед   изучением   нового   материала   с   целью своевременной ликвидации пробелов;   промежуточного контроля поэтапного усвоения   материала;    ­   проверка   домашнего   задания   –   проверка   усвоения   и   понимания различных определений, свойств, способов решения; ­ итоговый контроль перед выполнением контрольной работы. 13

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.

Методические рекомендации. Использование тестовых технологий для оценки качества образовательного процесса на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018