Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Оценка 4.9

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
08.11.2017
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Урок по ОС "Гармония", соответствует требованиям ФГОС. На данном уроке дети знакомятся со словарями русского языка, учатся работать с ними. На уроке использовались современные педагогические технологии . На уроке была организована групповая работа. Каждая группа выполняла определенные задания (использовалась кейс-технология).
Когда командует словарь.docx
Урок русского языка Тема: «Когда командует словарь» 4 класс Задачи: создать условия для ознакомления со словарями русского языка, отработки  списывания, наблюдения над однокоренными словами; способствовать развитию  мышления, речи и познавательного интереса; содействовать воспитанию чувства любви  и уважения к родному языку. Предметные результаты:  уметь использовать в речи речевые единицы; уметь  сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений  за изменением формы слова; расширять словарный запас ( лексическое значение  незнакомых слов, включая синонимы и фразеологизмы) Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила  участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении  учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированности  учебных мотивов. Метапредметные:  Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, контролируют  выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя,  договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на  вопросы, работают с толковым словарем, читают сообщения, рассматривают и  описывают иллюстрации; логические – осмысленно читают тексты, умеют выделять  существенную информацию из текста, анализируют родственные связи слов, урок с  точки зрения приобретения новых сведений, обобщая их. Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге, соблюдая принятые правила  общения, строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать  речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические  высказывание, координировать различные позиции в сотрудничестве. 1. Организационный момент Учитель:  Всему название дано ­ и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным ­ полно, а безымянных нету...  Язык­ и стар, и вечно нов!  И это так прекрасно­  В огромном море­море слов  Купаться ежечасно!  А.Шибаев. ­ С чем на уроке предстоит познакомиться? Учитель: Сегодня необычный урок, мы отправимся в Волшебную страну. Мы в волшебную страну отправляемся сейчас, В той стране живут слова, части речи – господа, Правит ими царь – Словарь, их великий государь. Знает, как слова писать, знает, как растолковать В мире все они живут, службу верную несут. По законам правит царь, стороны той государь. ­ Чтобы Вы хотели узнать о словарях? Учитель: Сегодня мы не просто ученики, а исследователи. Каждый из вас работает в  своей лаборатории. В кейсах находятся задания, их надо выполнить, а затем озвучить  результат вашего исследования. 2. Актуализация Словарь.  Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям, Много вам они расскажут, как слова писать покажут. Все задания у вас, вам не выполнить без нас. С кем­то вы уже знакомы, а вот с кем­то первый раз Познакомитесь сейчас. Учитель: Царь Словарь приготовил нам маршрутные листы и желает вам успехов в  Волшебной стране. (приложение 1) «Успехов желаем вам в нашей стране Найдёте ответы вы в Словаре. Шагайте уверенно, смело вперёд, И к знаниям он вас всегда приведёт». Ваш Словарь Учитель: Послушайте загадку. Буквенным войском своим знаменит, Он в букваре, его звать …. (алфавит). Задание.  Учитель: На доске перед вами печатные буквы. Расположите их в алфавитном  порядке, запишите строчными буквами. А С У В Ш К Х И О Ю Д. (а, в, и, к, о, с, у, х, ш, ю) Учитель:­ А как вы думаете, почему мы начали наш разговор о словарях с Алфавита? Д. Cлова в словарях расположены по алфавиту. Учитель:­ ПРАВИЛЬНО. Словарь Чтоб начать исследовать разные слова, Нам ребята с вами памятка нужна.  Чтоб работа спорилась, вышел результат Памятку составим мы для всех ребят. Учитель: Сначала нам нужен объект для исследования, как вы думаете, что это будет,  если мы попали в страну Слов? Д. Слова. Учитель: Правильно, значит, сначала мы их должны прочитать. Правило первое Прочитай слово. Учитель:Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается. Правило второе Определи, на какую букву начинается слово. У. Но ведь у нас их целых 33,  Такие толстые все словари, И если будем мы листать страницы, То очень долго это всё продлится. Как быть? Д. Узнать, на какой странице найти нужную букву. Учитель:Есть оглавление в каждом словаре, здесь вы узнаете на какой странице найти  ту или иную букву. Правило третье Найди в оглавлении на какой странице эта буква. Учитель: А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы? Например: мама, мир, Москва, Маршак то, как быть? Д. Определить вторую или даже третью букву. Четвёртое правило  Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. (На доске появляется памятка) 3. Раскрытие темы. Работа с словарями Словарь Чтоб правильно слова писать Словарь пришлет привет. Вот, встречайте, первый друг. Я – Орфографический словарь Всем орфограммам государь. Словарных слов не перечесть. В меня скорей вы загляните  И правильно слова пишите.  Задание . Отрывок из стихотворения Маршака «Багаж». Дама сдавала в б…га… Д…ван, Ч…модан, Саквояж, К…ртину, К…рзину, К…ртонку и маленькую с…бачонку. С.Я. Маршак Впишите нужные пропущенные буквы.  «Лаборатория орфограмм», пользуясь орфографическим словарём, поможет нам  проверить это задание. (Проверка. На доске) Я ­ толковый ваш словарь Я верным другом буду вам Значения слов узнаем вместе Учитель: Задание . Впишите, пропущенные слова в отрывок стихотворения «Вчера и  сегодня». Слова для справок даны.  керосиновая стеариновая …. с ведром и …. с пером. Слова для справок: лампа, свечка, коромысло, чернильница. Д. Лампа керосиновая, Свечка стеариновая, Коромысло с ведром И чернильница с пером. Д. (дети зачитывают статью из словаря.) Лаборатория толкового словаря исследует  лексические значения этих слов и расскажет нам, что они обозначают. Я – иностранных слов словарь Абажур, швейцар, метро Слова запомнить нелегко. Все иностранные слова Для вас открою только я. Учитель: Следующее задание: Прочитайте двустишия, запишите второе двустишье в  тетрадь. Укажите части речи, которые вы уже знаете. Одет таким он франтом: Фуражка с красным кантом. Вчерашние афиши. Как потемнели на столбах Исследователи лаборатории словаря иностранных слов находят значения  выделенных слов. (Дети зачитывают статьи из словаря) Я ­ антонимов словарь Богатой речи – государь! Как много слов противоположных На моих страницах, расположены.  Вот враг и друг, там север – юг,  Открой скорей словарь мой друг. Найдёшь Антонимы ты тут, Здесь дружно все они живут. Учитель:. Прочитайте четверостишие из стихотворения Маршака «Пожар». Найдите  слова с противоположным значением. Как они называются? Чуть только – ночью или днём –  Дадут сигнал тревоги.  Лихой отряд борцов с огнём Несётся по дороге… Напишите антонимы к словам. Веселый ­…. Светлый ­ …. Громкий ­ …. (Ответы: весёлый – грустный, печальный. Светлый – тёмный, мрачный, чёрный. Громкий – тихий, кроткий, спокойный, нешумный.) Лаборатория словаря антонимов, добавят ваши рассказы. Физкультминутка Поднимем руки – высоко, Затем опустим низко. На месте медленно пойдём, Потом довольно быстро. Наклоны выполним, дружок, Направо и налево. На место сядем мы с тобой Не криво друг, а прямо. Не только слова имеют противоположные значения, к нам пришёл словарь другой. Я – синонимов словарь Красивой речи – государь! Слова, которые собрались у меня Близкие значения имеют ведь не зря. Чтоб речь твоя была богата Собрал синонимы для вас, ребята. Задание . Подберите слова синонимы, к каждому словарному ряду Противник, неприятель, недруг ­ …. Вьюга, буран, пурга, ураган ­ … Пауза, остановка, передышка, перемена (в школе) ­ … Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный ­ … (Слова для справок: смелый, враг, метель, перерыв) Я – фразеологический словарь Устойчивым выражениям – государь. Звёзд с неба не хватаешь, У моря погоды не ждёшь, Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь. Украсить нам родной язык помогут обороты, К которым, с детства ты привык. Учитель: На столах лежат рисунки, подумайте какое выражение подойдёт к каждому  рисунку. Картинки ­ фразеологизмы. (приложение 2) Не бросай слова на ветер. Семь пятниц на неделе. Работать спустя рукава. Как курица лапой. Витать в облаках. Учитель:А команда исследователей фразеологического словаря, расскажет, что  обозначают эти устойчивые выражения. 4. Заключение Учитель: Вот и закончилось наше первое знакомство со словарями. Какие словари помогли вам сегодня на уроке? Ещё много словарей, о которых мы не сказали, некоторые есть и здесь. Уважаемый Словарь! До свиданья – государь. Подружились мы с тобой Здесь найдём ответ любой. Словарь Рад я с вами в мире жить. Будем мы всегда дружить. Русский вы язык учите И подарок получите. Учитель: На этом лаборатория заканчивает свою работу.  Рефлексия. ­ Выберите и дополните одно предложение: ­ Мне на уроке было интересно... ­ Мне на уроке было трудно...  ­Что меня удивило? ­ Мне захотелось узнать... Домашнее задание устное: вам надо рассказать родителям, что в слове главное и что  интересного узнали на уроке. Приложение 1.            МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ.                                           «Успехов желаем вам в нашей стране                                             Найдёте ответы вы в Словаре.                                             Шагайте уверенно, смело вперёд,                                             И к знаниям он вас всегда приведёт».                                                                                      Ваш  Словарь. 1. Чистописание. Напишите в алфавитном порядке. А   С   У   В   Ш   К   Х   И  О  Ю 2. Вставьте пропущенные буквы. Дама сдавала в б…га… Д…ван, Ч…модан, Саквояж,                К…ртину,               К…рзину,               К…ртонку               И маленькую с…бачонку.                                               ( С. Я. Маршак) 3. Впишите слова в стихотворение. Слова для справок даны. ___________________       керосиновая,              ___________________       стеариновая,               ___________________       с ведром        И   ______________________  с пером.                                                                   (С. Я. Маршак)        (Слова для справок: свечка, коромысло, лампа, чернильница). 4. Прочитайте двустишия. Спишите второе двустишье, подчеркните главные  члены предложения, укажите части речи.        Одет таким он франтом:        Фуражка с красным кантом.             Как потемнели на столбах         Вчерашние афиши.                                 (С.Я. Маршак) __________________________________________________________  __________________________________________________________  5. Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению.  Как они называются. Чуть только – ночью или днём – Дадут сигнал тревоги. Лихой отряд борьбы с огнём  Несётся по дороге. Подберите антонимы к словам: Весёлый ­ ________________________________________  Светлый ­__________________________________________                Громкий ­___________________________________________  6. Подберите синонимы к каждому словарному ряду. Противник, неприятель, недруг _________________________ Вьюга, буран, пурга, ураган  ____________________________  Пауза, остановка, передышка, перемена _________________  7. На столах лежат рисунки, выберите, какие устойчивые выражения подходят к ним. Не бросай слова на ветер Семь пятниц на неделе Москва слезам не верит Работать спустя рукава Держать нос по ветру 8. Прочитайте отрывок из стихотворения Маршака. Найдите и выпишите  собственные имена существительные. Чем они отличаются от  нарицательных имён существительных? Запишите их в столбик, подберите к ним нарицательные имена существительные. Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука И вы захотите увидеть мир – Остров Таити,  Париж и Памир, ­ Кук для вас в одну минуту На корабле приготовит каюту.                                         (С. Я. Маршак) Приложение 2 «Узнай по картинке фразеологизм»

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"

Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017