Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
08.11.2017
Урок по ОС "Гармония", соответствует требованиям ФГОС. На данном уроке дети знакомятся со словарями русского языка, учатся работать с ними. На уроке использовались современные педагогические технологии . На уроке была организована групповая работа. Каждая группа выполняла определенные задания (использовалась кейс-технология).
Когда командует словарь.docx
Урок русского языка
Тема: «Когда командует словарь»
4 класс Задачи: создать условия для ознакомления со словарями русского языка, отработки
списывания, наблюдения над однокоренными словами; способствовать развитию
мышления, речи и познавательного интереса; содействовать воспитанию чувства любви
и уважения к родному языку.
Предметные результаты: уметь использовать в речи речевые единицы; уметь
сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений
за изменением формы слова; расширять словарный запас ( лексическое значение
незнакомых слов, включая синонимы и фразеологизмы)
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила
участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении
учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированности
учебных мотивов.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют
выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя,
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на
вопросы, работают с толковым словарем, читают сообщения, рассматривают и
описывают иллюстрации; логические – осмысленно читают тексты, умеют выделять
существенную информацию из текста, анализируют родственные связи слов, урок с
точки зрения приобретения новых сведений, обобщая их.
Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге, соблюдая принятые правила
общения, строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические
высказывание, координировать различные позиции в сотрудничестве.
1. Организационный момент
Учитель:
Всему название дано и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно
В огромном мореморе слов
Купаться ежечасно!
А.Шибаев. С чем на уроке предстоит познакомиться?
Учитель: Сегодня необычный урок, мы отправимся в Волшебную страну.
Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,
В той стране живут слова, части речи – господа,
Правит ими царь – Словарь, их великий государь.
Знает, как слова писать, знает, как растолковать
В мире все они живут, службу верную несут.
По законам правит царь, стороны той государь.
Чтобы Вы хотели узнать о словарях?
Учитель: Сегодня мы не просто ученики, а исследователи. Каждый из вас работает в
своей лаборатории. В кейсах находятся задания, их надо выполнить, а затем озвучить
результат вашего исследования.
2. Актуализация
Словарь.
Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям,
Много вам они расскажут, как слова писать покажут.
Все задания у вас, вам не выполнить без нас.
С кемто вы уже знакомы, а вот с кемто первый раз
Познакомитесь сейчас.
Учитель: Царь Словарь приготовил нам маршрутные листы и желает вам успехов в
Волшебной стране. (приложение 1)
«Успехов желаем вам в нашей стране
Найдёте ответы вы в Словаре.
Шагайте уверенно, смело вперёд,
И к знаниям он вас всегда приведёт».
Ваш Словарь
Учитель: Послушайте загадку.
Буквенным войском своим знаменит,
Он в букваре, его звать …. (алфавит).
Задание.
Учитель: На доске перед вами печатные буквы. Расположите их в алфавитном
порядке, запишите строчными буквами.
А С У В Ш К Х И О Ю
Д. (а, в, и, к, о, с, у, х, ш, ю)
Учитель: А как вы думаете, почему мы начали наш разговор о словарях с Алфавита?
Д. Cлова в словарях расположены по алфавиту.
Учитель: ПРАВИЛЬНО. Словарь
Чтоб начать исследовать разные слова,
Нам ребята с вами памятка нужна.
Чтоб работа спорилась, вышел результат
Памятку составим мы для всех ребят.
Учитель: Сначала нам нужен объект для исследования, как вы думаете, что это будет,
если мы попали в страну Слов?
Д. Слова.
Учитель: Правильно, значит, сначала мы их должны прочитать.
Правило первое
Прочитай слово.
Учитель:Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается.
Правило второе
Определи, на какую букву начинается слово.
У. Но ведь у нас их целых 33,
Такие толстые все словари,
И если будем мы листать страницы,
То очень долго это всё продлится.
Как быть?
Д. Узнать, на какой странице найти нужную букву.
Учитель:Есть оглавление в каждом словаре, здесь вы узнаете на какой странице найти
ту или иную букву.
Правило третье
Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
Учитель: А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы?
Например: мама, мир, Москва, Маршак то, как быть?
Д. Определить вторую или даже третью букву.
Четвёртое правило
Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй,
третьей, четвёртой букв.
(На доске появляется памятка)
3. Раскрытие темы. Работа с словарями
Словарь
Чтоб правильно слова писать
Словарь пришлет привет. Вот, встречайте, первый друг.
Я – Орфографический словарь
Всем орфограммам государь.
Словарных слов не перечесть.
В меня скорей вы загляните
И правильно слова пишите.
Задание .
Отрывок из стихотворения Маршака «Багаж».
Дама сдавала в б…га…
Д…ван,
Ч…модан,
Саквояж,
К…ртину,
К…рзину,
К…ртонку
и маленькую с…бачонку.
С.Я. Маршак
Впишите нужные пропущенные буквы.
«Лаборатория орфограмм», пользуясь орфографическим словарём, поможет нам
проверить это задание.
(Проверка. На доске)
Я толковый ваш словарь
Я верным другом буду вам
Значения слов узнаем вместе
Учитель: Задание . Впишите, пропущенные слова в отрывок стихотворения «Вчера и
сегодня». Слова для справок даны.
керосиновая
стеариновая
…. с ведром
и …. с пером.
Слова для справок: лампа, свечка, коромысло, чернильница.
Д. Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Д. (дети зачитывают статью из словаря.) Лаборатория толкового словаря исследует
лексические значения этих слов и расскажет нам, что они обозначают.
Я – иностранных слов словарь
Абажур, швейцар, метро
Слова запомнить нелегко. Все иностранные слова
Для вас открою только я.
Учитель: Следующее задание: Прочитайте двустишия, запишите второе двустишье в
тетрадь. Укажите части речи, которые вы уже знаете.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
Вчерашние афиши.
Как потемнели на столбах
Исследователи лаборатории словаря иностранных слов находят значения
выделенных слов. (Дети зачитывают статьи из словаря)
Я антонимов словарь
Богатой речи – государь!
Как много слов противоположных
На моих страницах, расположены.
Вот враг и друг, там север – юг,
Открой скорей словарь мой друг.
Найдёшь Антонимы ты тут,
Здесь дружно все они живут.
Учитель:. Прочитайте четверостишие из стихотворения Маршака «Пожар». Найдите
слова с противоположным значением. Как они называются?
Чуть только – ночью или днём –
Дадут сигнал тревоги.
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…
Напишите антонимы к словам.
Веселый ….
Светлый ….
Громкий ….
(Ответы: весёлый – грустный, печальный.
Светлый – тёмный, мрачный, чёрный.
Громкий – тихий, кроткий, спокойный, нешумный.)
Лаборатория словаря антонимов, добавят ваши рассказы.
Физкультминутка
Поднимем руки – высоко,
Затем опустим низко.
На месте медленно пойдём,
Потом довольно быстро.
Наклоны выполним, дружок,
Направо и налево.
На место сядем мы с тобой
Не криво друг, а прямо. Не только слова имеют противоположные значения, к нам пришёл словарь другой.
Я – синонимов словарь
Красивой речи – государь!
Слова, которые собрались у меня
Близкие значения имеют ведь не зря.
Чтоб речь твоя была богата
Собрал синонимы для вас, ребята.
Задание . Подберите слова синонимы, к каждому словарному ряду
Противник, неприятель, недруг ….
Вьюга, буран, пурга, ураган …
Пауза, остановка, передышка, перемена (в школе) …
Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный …
(Слова для справок: смелый, враг, метель, перерыв)
Я – фразеологический словарь
Устойчивым выражениям – государь.
Звёзд с неба не хватаешь,
У моря погоды не ждёшь,
Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.
Украсить нам родной язык помогут обороты,
К которым, с детства ты привык.
Учитель: На столах лежат рисунки, подумайте какое выражение подойдёт к каждому
рисунку.
Картинки фразеологизмы. (приложение 2)
Не бросай слова на ветер.
Семь пятниц на неделе.
Работать спустя рукава.
Как курица лапой.
Витать в облаках.
Учитель:А команда исследователей фразеологического словаря, расскажет, что
обозначают эти устойчивые выражения.
4. Заключение
Учитель: Вот и закончилось наше первое знакомство со словарями.
Какие словари помогли вам сегодня на уроке?
Ещё много словарей, о которых мы не сказали, некоторые есть и здесь.
Уважаемый Словарь!
До свиданья – государь.
Подружились мы с тобой
Здесь найдём ответ любой. Словарь
Рад я с вами в мире жить.
Будем мы всегда дружить.
Русский вы язык учите
И подарок получите.
Учитель: На этом лаборатория заканчивает свою работу.
Рефлексия.
Выберите и дополните одно предложение:
Мне на уроке было интересно...
Мне на уроке было трудно...
Что меня удивило?
Мне захотелось узнать...
Домашнее задание устное: вам надо рассказать родителям, что в слове главное и что
интересного узнали на уроке.
Приложение 1.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ.
«Успехов желаем вам в нашей стране
Найдёте ответы вы в Словаре.
Шагайте уверенно, смело вперёд,
И к знаниям он вас всегда приведёт».
Ваш Словарь.
1. Чистописание. Напишите в алфавитном порядке.
А С У В Ш К Х И О Ю
2. Вставьте пропущенные буквы.
Дама сдавала в б…га…
Д…ван,
Ч…модан,
Саквояж,
К…ртину,
К…рзину,
К…ртонку
И маленькую с…бачонку.
( С. Я. Маршак) 3. Впишите слова в стихотворение. Слова для справок даны.
___________________ керосиновая,
___________________ стеариновая,
___________________ с ведром
И ______________________ с пером.
(С. Я. Маршак)
(Слова для справок: свечка, коромысло, лампа, чернильница).
4. Прочитайте двустишия. Спишите второе двустишье, подчеркните главные
члены предложения, укажите части речи.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
Как потемнели на столбах
Вчерашние афиши.
(С.Я. Маршак)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5. Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению.
Как они называются.
Чуть только – ночью или днём –
Дадут сигнал тревоги.
Лихой отряд борьбы с огнём
Несётся по дороге.
Подберите антонимы к словам:
Весёлый ________________________________________
Светлый __________________________________________
Громкий ___________________________________________
6. Подберите синонимы к каждому словарному ряду.
Противник, неприятель, недруг _________________________ Вьюга, буран, пурга, ураган ____________________________
Пауза, остановка, передышка, перемена _________________
7. На столах лежат рисунки, выберите, какие устойчивые выражения подходят
к ним.
Не бросай слова на ветер
Семь пятниц на неделе
Москва слезам не верит
Работать спустя рукава
Держать нос по ветру
8. Прочитайте отрывок из стихотворения Маршака. Найдите и выпишите
собственные имена существительные. Чем они отличаются от
нарицательных имён существительных? Запишите их в столбик, подберите к
ним нарицательные имена существительные.
Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир –
Остров Таити,
Париж и Памир,
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту.
(С. Я. Маршак)
Приложение 2
«Узнай по картинке фразеологизм»
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Методические рекомендации к урокам по теме "Когда командует словарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.