Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)
Оценка 4.6

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Оценка 4.6
Интерактивная доска +1
doc
история
10 кл—11 кл +1
01.04.2017
Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)
Объяснение нового материала в данном уроке основано на Опорных конспектах так же можно демонстрировать в форме презентаций. Очень облегчает работу учителя Интернет, откуда учитель может при подготовке к уроку получать необходимые изображения, портреты исторических личностей и т.д. Эти изображения при помощи программы Power Point вставляются в опорный конспект и демонстрируются в виде презентаций. В презентацию рекомендуется вводить видеофрагменты из документальных и художественных фильмов соответствующих изучаемой на уроке теме. Особенно замечательно то, что этот видеофрагмент зашифрован в знак-символ, во время объяснения нового материала по опорному конспекту, учитель «щелкает» по одному из ключевых символов, изображенных в опорном конспекте. Таким образом, за каждым символом в опорном конспекте скрывается целое историческое событие. В итоге в памяти обучаемого остаются яркие моменты в хронологической цепочке исторических событий, состоящие из рисунков, знаков, фильмов.Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."
file3.doc.doc
Методические рекомендации к  уроку «Казанское ханство 1445­1552 гг.» преподавателя истории ГАПОУ Казанский строительный колледж  Габдрахмановой Жанны Амиржановны          Представляю вниманию коллег урок­презентацию «Казанское ханство 1445­1552гг». Данный урок входит в модуль (блок­тему) №5 «Казанское ханство 1445­1552 гг.» рабочей программы по истории   Татарстана,   который   включает   следующие   темы:   «Образование   казанского   ханства», «Хозяйство,   общественно­политический   строй,   культура   Казанского   ханства»,   «Политическая история Казанского ханства второй половины XV – первой половины XVI вв.».                      Презентация   предназначена   для   применения   в   учебном   процессе,   а   также   для самостоятельного   использования   учащимися.   Время   урока   в   учреждениях   начального профессионального образования  ­ 1 час 30 минут. Для образовательных учреждений, где уроки по   45   минут   данный   урок   можно   разделить   на   2   части.   Работа   с   презентацией   облегчает восприятие,   понимание   и   запоминание   информации,   обеспечивает   повышение   интереса   к предмету. Цели презентации для учителя: активизация процесса обучения, формирование чувства патриотизма и ответственности за будущее страны.  Основная цель урока для учеников: на основе полученных знаний выяснить: «Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?», «Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?» Урок составлен  в порядке плавного переплетения  политических событий и культуры населения Казанского ханства:   Интерактивная карта с описанием завоеваний Ивана Грозного  → описанием  всех этапов политической истории Казанского ханства в целом  каждого периода политической истории  быте, хозяйстве населения    урока вопросов и формирование выводов урока.  презентация учителя с →  подробное описание  видеофрагменты содержащие информацию о культуре,  обсуждение поставленных в начале  работа с текстом учебника  → → → Данный   план   урока   составлен   таким   образом   в   целях   формирования   у   обучаемых понимания того, что история ­ это не только сухие даты и события, но и  люди, которые жили в ту эпоху,   их   занятия,   одежда,   мировоззрение,     так   как   исторический   процесс   наполнен действующими лицами, характерами, устремлением людей, кипением страстей.  В состав данного урока входят различные компоненты. Это, прежде всего,   визуальный ряд, который включает:        ­ опорные конспекты,  содержащие тему пошлого урока (слайд №3) и тему данного урока ­ все периоды политической истории (слайд №4); а так же рисунки на слайдах 5,7,9,11 с описанием каждого периода, выполненные учителем в программе Paint.                ­   Изображения   ­   портреты   Ивана   Грозного,   Сююмбике,   сибирского   хана,   источник: http://www.renascentia.ru/; http://go.mail.ru/;        Изображения   сопровождаются   устным   объяснением   учителя   во   время   урока   (полный текст   речи   учителя   представлен   в   развернутом   плане   урока,   который   так   же   представлен   в Приложении №1). Переход от слайда к следующему слайду   по «щелчку» по стрелочке в нижнем левом углу. Анимации:  ­ интерактивная анимированная карта №5 «Россия в  XVI  веке» из образовательной программы комплекса   «1С Школа. История, 10­11кл. Подготовка   к ЕГЭ». В случае отсутствия данной программы   у   учителя   можно   воспользоваться  ЦОР   из   Единой   коллекции   цифровых образовательных ресурсов «Россия XVI веке» http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/. Введена интерактивная   карта   в   начало   урока   с   целью   показать   территорию   Казанского   ханства, территорию Русского государства и его завоевания. Видеоряд  состоит   из   фрагментов   исторических     фильмов,  включаются автоматически при переходе к данным слайдам:  Видеофрагменты   из   документального     фильма   «На   стыке   цивилизаций   и тысячелетий»,  снятый  к 1000­летию города Казани, источник:  ТПО  «Панорама» ГТРК   «Татарстан»   1998   год  (слайд   №4,   8,10,12),   смонтированы   фрагменты учителем самостоятельно. Введены в презентацию с целью усиления визуального информации для лучшего запоминания учениками политических событий казанской истории.  .  com   Видеофрагмент   из   документального   фильма   «История   Волжской   Булгарии»   2  . Введен в презентацию с целью часть,  (слайд №6) источник  http  демонстрации культурной и духовной жизни жителей Казани.  .  youtube    ://   www  Работа с интерактивной доской  на этапе закрепления нового материала. Обучаемые после прочтения текста в учебнике (§17 учебник «История Татарстана» Казань «ТаРИХ», 2001г., под.ред.Б.Ф.Султанбекова)   должны   на   интерактивной   доске   изобразить   схематично   в   виде опорного конспекта  и кратко рассказать следующие темы: 1 группа «Экономика»,  2 группа «Государство и общество» 3 группа «Казань­столица государства» 4 группа «Культура Казанского ханства»         При   этом   соблюдается  соревновательная   форма   опроса,   на   оценку.   На   данном   этапе развиваются   творческие   способности   обучаемых.   Так   как   здесь   обучаемые   должны самостоятельно изобразить и   описать хозяйственную  жизнь населения,  рассказать  о внешних торговых связях, о государственном управлении, о системе землевладения (сайгурал), о казанской крепости, о культурных достижениях татарского народа. Такая   многофункциональность   данного   урока   дает   возможность   обучаемому   проявить большую самостоятельность  и творческий подход при изучении курса истории родного края.  Практика применения презентаций, интерактивных карт из образовательных программ в учебном процессе показывает, что данное техническое средство обучения вносит существенную корректировку   в   систему   приемов,   применяемых   преподавателем.   Это   объясняется   и несопоставимо   большим   объемом     визуальной   информации,   и   интересом   современных школьников   к   мультимедийным   технологиям,   и   возможностью   для   учителя   принимать   новые методические решения, уделяя  больше времени развитию  творческих способностей учеников. Данная   презентация     используется   на   каждом     этапе   данного   урока,   но   при   этом   его использование   имеет   свою   специфику,   на   каждом   этапе   учитель   ставит   перед   обучаемыми проблемные вопросы. 1.  На этапе актуализации нового материала   учащимся представляется изображение опорного конспекта прошлого урока «Волжская Булгария и монгольские завоевания. Золотая Орда»   (слайд   №3),   знакомые   им   в   процессе   изучения   темы,     посвященные   важным,   узловым событиям и способные вызвать «эффект узнавания».   Этот способ является оптимальным, ибо помогает   достаточно   точно   определить   способность   учащихся   свободно   ориентироваться   в историческом материале. Задача учеников – вспомнить материал прошлого урока и дать краткое описание событиям, отображенным на опорном конспекте. Работа  выполняется  устно. деятельность № слайда, описание ЦОР обучаемых Записывают   урока в тетрадь слайд №1; тема урока слайд№2; цели урока  деятельность учителя  сообщение   темы,   целей   ­ обучаемых, достичь на уроке. А так же план урока.  для   которые   они   должны тему слайд№3 опорный конспект прошлого урока «Волжская Булгария   и   монгольские завоевания. Золотая Орда» учитель: для достижения поставленных на данном уроке  целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную на прошлом уроке.  Учитель   задает   вопросы   (актуализация пройденного материала): 1.  Как   изменилось   положение Волжской   Булгарии   после   событий   Обучаемые 1. повторяют изученный   материал по учебнику. 2. Обучаемые отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. 1236 года? 2.   Когда   Золотая   Орда   перестает существовать единое государство? 3.   На   какие   независимы   государства распалась Золотая Орда? как     Свернуть учителя.   презентацию 2.  На   этапе   объяснения   нового   материала  изобразительный   ряд,   видеофрагменты   и рассказ   учителя   взаимно   дополняют   друг   друга,   способствуя   усвоению   знаний   (подробная структура и алгоритм презентации  изложены в развернутом  плане­конспекте урока) № слайда, описание ЦОР деятельность учителя деятельность обучаемых Обучаемые внимательно слушают и   отвечают   на поставленные учителем   вопросы   и задания.     диска Открыть интерактивную анимационную карту №5 «Россия в  XVI  веке» из образовательного комплекса   «1С Школа. История, 10­11кл.   Подготовка     к   ЕГЭ» (программа   устанавливается   с лицензионного на компьютер   учителя);   В   случае если отсутствует у учителя диск с данной   программой,   то     можно использовать   ЦОР   из   Единой цифровых коллекции образовательных ресурсов «Россия веке» http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/  XVI  в           Останавливаться   на  2   ключевых кадрах презентации, комментировать   и   задавать вопросы   с   целью   проверки понимания обучаемыми получаемой информации:   1. Покажите   на   карте территорию   Казанского ханства, территорию Русского государства.     2. Какие   территории   вошли в   Русского государства в середине 16 века?  состав 3. При   каком   царе, завоевание произошло   Поволжья? Слайд   №4;   Вновь   открыть презентацию учителя. Объяснение нового   материала   по   опорному конспекту   «Казанское   ханство 1445­1552 гг.» Обучающиеся внимательно   смотрят на  опорный  конспект и слушают объяснения учителя.       Видят Краткая обзорная речь «Периоды политической истории Казанского   ханства»   (5­7   мин.). Этот   этап     самый   важный,   так здесь   обучаемые   видят   целиком всю историю Казанского ханства: момент   образования,   расцвет,  причинно­ падение. следственную   связь  всех событий,   произошедших   в государстве.   По   каждому   этапу дает учитель краткую информацию,   расшифровывает каждый знак  (дату, имя, символ) в   опорном   конспекте.  Учитель раздает индивидуально каждому   ученику   распечатку данного   опорного   конспекта, для того, чтобы дома ученики перерисовали   этот   конспект   в цивилизаций Слайд   №5   видеофрагмент   о создании   Казанского   ханства   из   фильма   «На документального   стыке и тысячелетий»,   снятый   к   1000­ летию   города   Казани,   источник: ТПО   «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год   слайд   №   6;   объяснения   нового   материала опорному конспекту:   первый   период политической истории Казанского ханства. по     слайд   №7   видеофрагмент   о культуре казанского населения  из документального фильма «История Волжской Булгарии» 2 часть, источник: http   .  youtube    ://   www   .  com   .     слайд   №8:  объяснения   нового по материала опорному конспекту: второй   период политической истории Казанского ханства       слайд   №9:  видеофрагмент   о развитии   ремесел   в   Казанском ханстве   из   документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий»,   снятый   к   1000­ летию   города   Казани,   источник: ТПО   ГТРК «Татарстан» 1998 год «Панорама»   Обучаемые   после просмотра   видео отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. Обучающиеся внимательно   смотрят на  опорный  конспект и слушают объяснения учителя.     после Обучаемые просмотра видео   отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. Обучающиеся внимательно   смотрят на  опорный  конспект и слушают объяснения учителя.   Обучаемые высказывают собственные предположения   на заданные   вопросы, устно. тетрадь! Учитель задает вопросы: 1. Первый хан – основатель казанского ханства? 2. Какой   царь   возглавлял русские   войска   в   первых столкновениях с   казанским войском? Рассказ учителя «Образование и становление   Казанского   ханства 1445­1487   гг.»   с   расшифровкой всех знаков в опорном конспекте (вся речь учителя в развернутом плане­конспекте   в   Приложении №1) Вопросы: 1. К какой языковой  группе относится татарский язык и письменность?    2. Почему девушку «Казанская гордячка?» казанскую называли   3. Какую   религию   приняло   Казанского население ханства? 4. В чем состоит особенность татарской музыки? 5. Перечислите,   какие   вы знаете татарские народные праздники:   языческие   и религиозные?   гг.» Рассказ   учителя   «Период Московского   протектората   над Казанью1487­1521 с расшифровкой   всех   знаков   в опорном   конспекте   (вся   речь учителя   в   развернутом   плане­ конспекте в Приложении №1) Вопросы:   1. Почему, согласно русской летописи   в   985   году воины древнерусские отказались воевать булгарскими воинами?     2. В чем секрет изготовления татарских сапог? 3. Перечислите   ремесла,   о которых   вы   узнали   из фильма? 4. Какие элементы средневековой   Казани Обучающиеся внимательно   смотрят на  опорный  конспект и слушают объяснения учителя.     после Обучаемые просмотра   видео отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. Обучающиеся внимательно   смотрят на  опорный  конспект и слушают объяснения учителя.     Обучаемые   должны дома переписать данный   текст   в тетрадь   и   выучить его. слайд   №9:  объяснения   нового по материала опорному конспекту: третий   период политической истории Казанского ханства       слайд   №11:  видеофрагмент   о завоевании   Казанского   ханства войсками   Ивана   Грозного   из   фильма   «На документального   стыке и тысячелетий»,   снятый   к   1000­ летию   города   Казани,   источник: ТПО   ГТРК «Татарстан» 1998 год цивилизаций «Панорама»       по слайд   №12:  объяснения   нового материала опорному   конспекту:   четвертый   период политической истории Казанского ханства         Казани казанской слайд   №13:  видеофрагмент   о судьбе царицы Сююмбике   и   ее   сыновьях   после покорения из   фильма   «На документального   стыке и тысячелетий»,   снятый   к   1000­ летию   города   Казани,   источник: ТПО   ГТРК «Татарстан» 1998 год цивилизаций «Панорама»         Свернуть  презентацию учителя моды   сохранились   в современной Казани?  Рассказ   учителя   «Период правления   крымских   ханов   на Казанском   престоле   1521­ 1551гг.»   с   расшифровкой   всех знаков в опорном конспекте (вся речь   учителя   в   развернутом плане­конспекте   в   Приложении №1) Вопросы: 1. Какую память оставили о себе   в   истории   юные шакирды, ученики великого   поэта   и   сеида Кул Шарифа?   2. Каким   образом   войскам Ивана   грозного   удалось пройти   через   крепостную стену Казанской крепости?   3. В   каком   году   произошло покорение   Казанского ханства?   Какие   были жителей попытки ханства   Казанского   вернуть свою независимость?   Рассказ   учителя   «Падение Казанского ханства 1551­1552гг.» с   расшифровкой   всех   знаков   в опорном   конспекте   (вся   речь учителя   в   развернутом   плане­ конспекте в Приложении №1) Вопросы: 2. Знаете   ли   вы   легенду   о Сююмбике,   о   чем   она гласит?   3. Как       реальности в судьба сложилась Сююмбике и ее сыновей?  архитектурные сооружения   существуют на   сегодняшний   день   на территории   Казанского кремля, что они символизируют?     4. Какие 1. Какой   архитектурный посвященный символ, Сююмибике   построен   на Казанского кремля? 3. На этапе закрепления нового материала  использованы  разнообразные формы работы, но   опыт   показывает,   что   наиболее   эффективно   самостоятельные   творческие   задания   и выступления обучаемых. деятельность обучаемых 1. Обучаемые 2. 3. сдвигают   парты, чтобы   работать   в команде было удобно;   Выполнение задания (15 мин.) Представители от команд  выходят к   интерактивной доске,   где   должны изобразить заданные   учителем опорные конспекты. Побеждает команда,   представитель правильнее и быстрее   выполнит задание. (15 мин.) та чей         на вопросы, Обучаемые высказывают собственные предположения заданные устно. Обсуждение обучаемыми (1 мин.) Обучаемые переписывают домашнее   задание   в тетрадь. с   № слайда, описание ЦОР деятельность учителя 1.   Открыть   программу  Star Board  (для   работы   с интерактивной доской); Работа   с   текстом   учебника «История Татарстана», Казань, «ТаРИХ», 2001г., под научной редакцией Б.Ф.Султанбекова и В.И.Пискарева, 5­ 900004­68­6. В     целом   на   данном   этапе затрачивается   25­30   минут урока.  ISBN  Открыть   вновь   презентацию учителя слайд №2, вернуться к цели урока   выводы   и слайд   №14, подведение итогов урока. слайд   №   15   текст   с информацией   о   домашнем задании 1. Разделить   обучаемых   на команды (5­6 чел.); 2. Дать задания каждой группе: 1   группа   «Экономика»,   §17 стр.86­88, создать Опорный   конспект   по   данному тексту;   прочитать,   2   группа   «Государство   и   88­89,   Опорный общество», прочитать, конспект по данному тексту;   §17,   создать   стр. 3   группа   «Казань­столица   89­92,   Опорный государства»   §17, прочитать, конспект по данному тексту; создать   стр.       4 группа «Культура Казанского ханства» §17, стр. 92­94, прочитать,   Опорный конспект по данному тексту;       3. оценить работу обучаемых. создать   Учитель   задает   вопросы,   которые стояли   в   начале   урока   перед обучаемыми.   Здесь   необходимо провести   дискуссию   и   постараться, чтобы   ученики   самостоятельно сделали выводы. Завершающее   слово   учителя.   (см.   в развернутом плане урока)   Определение   формы   и   сроков выполнения домашнего задания: 1. Перечертить   в   тетрадь опорный   конспект,   который раздал   на   уроке   учитель,   и повторить все даты и события по учебнику §18;   2. Написать   краткое   сообщение или компьютерную презентацию   на   одну   из наиболее   интересующих   и понравившихся     событий, лидеров, культурных деятелей Казанского ханства. Вывод:  в связи с введением новых федеральных государственных  стандартов начального профессионального   образования,   педагоги   столкнулись   с   необходимостью     разработки   новых рабочих   программ   и   поурочных   планов   по   общеобразовательным   курсам   профессиональных модулей,   которые   должны   формировать     профессиональные   компетенции.   Небольшой   объем часов,   предусмотренный     стандартом,   требует   активных   форм   проведения   занятий,   который позволит дать ожидаемый результат, а именно, такой как воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих   убеждений   подрастающего   поколения   на   основе   осмысления   ими сложившихся   культурных,   религиозных,   нравственных   и   социальных   установок,   воспитание высоконравственной   личности.  Поэтому   представленный     вариант   проведения   урока,   с применением    опорных   конспектов (О.К.),позволяет   выстроить   логическую   взаимосвязь   целого   курса     при   минимальном   объеме текстовой информации.   модульных   и   компьютерных   технологий   в   виде

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)

Методические рекомендации к уроку "Казанское ханство 1445-1552 гг."(10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017