Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"
Оценка 4.8

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Оценка 4.8
Разработки уроков
DOC
МХК
8 кл
03.04.2018
Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"
Данная разработка (конспект) урока поможет учителю по предмету "Искусство"поможет подобрать зрительный ряд для демонстрации, а также поможет составить словарь терминов и названий древнеримской скульптуры. К методической разработке прилагается презентация, слайды которой содержат изображение и описание скульптуры Древнего Рима. желаю успеха!
Скульптура Древнего Рима.DOC
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА В   тот   исторические   период,   когда   в   Греции   развивалась   культура   архаики,   в   Италии,   на территории будущей Римской империи царили этруски — древние племена, населявшие эти земли в 1­м тысячелетии до н.э. и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской. Именно   у   этрусков   римляне   впоследствии   заимствовали   опыт   градостроительства, ремесленную  технику,  тайные науки  жрецов, обычай  отмечать победу  триумфом и  даже  знаки царской власти. Первый и главный храм римлян на Капитолии, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве тоже построили этруски. И эмблема Рима — волчица, по легенде вскормившая близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея, основавших по преданию, город Рим в 753 г. до н.э. в день празднования пастушеской богини Палес (21 апреля) – тоже создана этрусскими мастерами. Знаменитое бронзовое изображение Капитолийской волчицы создано в конце 6 — начале 5 века до н.э. В конце 4 века до н.э. к нему добавили младенцев Рема и Ромула, которые со временем были   утрачены,   а   те,   которых   мы   видим   сегодня,   отлиты   в   эпоху   Возрождения,   когда   была откопана статуя. для декоративного убранства храмов (в основном из терракоты). Этруски работали в основном в двух жанрах скульптуры, используя ее:   Как завершение саркофагов в виде изображения умерших, возлежащих за пиршественной трапезой. Впоследствии эта традиция была продолжена в надгробиях  европейского средневековья и эпохи Возрождения. Именно   этруски   обратились   к   скульптурному   портрету   с   физическим   сходством   и индивидуализацией образа. Завоевание греческих поселений на юге Италии, эллинистических государств, а затем (в 1 веке до н.э.) и эллинистической Греции, где римляне столкнулись с культурой превосходившей глубиной   и   разнообразием   их   собственную,   тоже   наложило   свой   неизгладимый   отпечаток   на скульптуру Древнего Рима. Как сказал Гораций: «Греция плененная пленила своих победителей». Заслуга римлян в том, что, взяв и переработав наследие этрусков, греков и других народов, они распространили его на всех завоеванных территориях громадной империи. В скульптуре они окончательно утвердили психологический реализм и индивидуализм. В   римской   скульптуре   не   мастерство   создателя,   не   своеобразие   статуи   стали   определять интерес к ней, а люди, с кого эта статуя сделана. Чем прославленней человек, тем больший интерес вызывал   скульптурный   портрет.   Подобной   статуей   уже   нельзя   просто   любоваться,   как   это происходило с греческими скульптурами, надо знать, кто изображен и за какие заслуги. Хотя   именно   римлянам   мы   обязаны   тем,   что   знаем   многие   древнегреческие   статуи,   ибо римляне скопировали и размножили их, благодаря чему многие из них дошли до нас именно и только   в   этих   копиях.   Копиях,   утративших   раскраску,   так   что   долгое   время   считалось,   что подлинная античная статуя была строго одноцветна. Итак, римский скульптурный портрет опирается на этрусские традиции. Перед  вами   портретная  статуя Авла  Метелла.  Вы  видите   пожилого  человека   с властным характером.   Он   закутан   в   тогу.   С   первого   взгляда   можно   было   бы   сказать,   что   это   римская скульптура. Но нет, она создана этрусками (в конце 2 – начале 1 века до н.э.). Рим   постоянно   воевал,   расширяя   свои   границы,   и   ему   требовались   люди   с   решительным характером и сильной волей. На портретах времени республики изображены именно такие сильные личности. Например, портрет Юлия Цезаря. Он выполнен если не при жизни, то почти непосредственно после   его   смерти.   Свободный   от   всякой   идеализации   и   вместе   с   тем   наполненный   истинной внутренней   значительностью   облика   умного,   волевого   человека,   охваченного   горьким   усталым раздумьем, он позволяет нам увидеть документальный образ выдающегося полководца. В императорском Риме скульптурный портрет развивался в основном в двух направлениях: 1 официальный портрет, реалистичный портрет.   I. Официальный портрет был своего рода пропагандистским, утверждающим определенные идеологические   и   эстетические   ценности   господствующего   режима.   Портреты   этого   типа многочисленны, ибо каждый город, каждый богатый человек во всей огромной империи торопился обзавестись статуей или бюстом правящего императора. В   зависимости   от   того,   для   какой   части   империи   заказывалась   статуя,   она   имела определенные особенности.  Для богатых восточных провинций статуя выполнялась с патетической напыщенностью официального эллинистического портрета. Такова большая статуя императора Клавдия в образе Юпитера. На героически полуобнаженный торс, картинно задрапированный плащом, поставлена прозаическая голова Клавдия с одутловатым лицом.  Для провинций эллинистической Европы портрету придавался характер отвлеченной гармонической   идеальности   и   высокого   "благородства"   как   в   классический   период   Греции. Например,   портрет   Тиберия   в   образе   Юпитера,   восседающего   на   троне.   Она   в   общих   чертах повторяет знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную Фидием и считавшуюся одним из семи чудес света. Или изображение императора Тита в тоге, выполненного в греческих традициях высокой классики.  Для   италийских,   консервативно   настроенных   сенатских   кругов,   и   варварских провинций,  портрет   создавался   с   подчеркиванием   суровых   добродетелей   Древнего   Рима. Например, статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Император изображен в виде полководца в панцире, с жезлом в левой руке. Подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Поза Августа   проста   и   величава.   Черты   лица — широкий   спокойный   лоб,   маленький   рот,   острый подбородок,   слегка   торчащие   уши   и   небольшие   зоркие   глаза — передают   немного идеализированный, но протокольно схожий облик императора. II. Реалистический портрет:  Отражал желание личности утвердить себя "такой, как она есть". Будь то сдержанное чувство   личного   достоинства   связанного   с   наследственно   передаваемым   положением   или самодовольство выскочки, подчеркивающего сам факт достижения высокого положения. Например, портрет старого патриция, со впалыми щеками и множеством морщин. Или   портрет   императора   Веспасиана,   также   не   принадлежащего   к   верхушке   римской аристократии.   Он   не   любил   роскоши   и   парадности,   и   ему   нравилось,   чтобы   в   портретах подчеркивалась его простецкая хитрость и здравый ум. Или   портрет   Нерона,   считавшего   себя   великим   поэтом   и   актером,   самовлюбленного, жестокого и развратного.  Целью   реалистического   портрета   другого   направления,   было   отразить   богатство внутреннего   мира   изображенного   человека.   Особенно   ярко  эта  тенденция   выражена   в   женских портретах. Наряду с обнаженными пороками, они порой раскрывают сложный, иногда печальный, иногда драматический, нравственно богатый духовный мир. Например, в портрете так называемой Сириянки изысканность соединена с едва уловимым оттенком грусти. Ливия смотрит на зрителя светло и открыто с подкупающей искренностью. А лицо императрицы Сабины дышит усталостью от неженского груза интриг. Итак, скульптурный портрет: I. Периода республики — изображал сильную личность. II. Периода империи подразделялся на: 1. официальный в трех вариантах: а) помпезный для провинций эллинистического Востока, б)   отвлеченно­гармонически   идеализирующий   изображаемого, эллинистической Европы   для   провинций 2 в) подчеркнуто­сурово­добродетельный, для варварских провинций и Рима 2. реалистический а) отражающий желание личности утвердить себя "такой, как она есть", б) отражающий богатство внутреннего мира человека. Большой   славой   помимо   Капитолийской   волчицы   и   портретных   статуй   пользуется единственный дошедший до нас образец античного конного памятника — знаменитый  бронзовый конный памятник Марку Аврелию. Некоторая   противоречивость   есть   между   идеей   конного   памятника,   долженствующего выражать героизм и состоянием созерцательности изображенного лица. В   портретной   характеристике   главенствует   внутренняя   одухотворенность.   Характерно выражение глаз: слегка опущены тяжелые веки, и слегка затуманенный взгляд создает впечатление погруженности в себя, утомления, разочарования. Марк Аврелий был "философом на троне", стремился упорядочить жизнь в империи, хотя это был поистине сизифов труд. И разочаровавшись в ценностях земной жизни, он воспринимал земное бытие и свое императорство как тяжелую обузу. Недаром он утверждал:  "Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Жизнь — борьба и странствие по чужбине". Портреты типа статуи Марка Аврелия были шагом к искусству уже совершенно иному   —  христианскому, постепенно сведшему на нет стремление к гармонии души и тела, и уделявшему внимание исключительно духовному облику. Первой   такой   значительной   статуей   можно   считать   колоссальную   статую   императора Константина     из   базилики   Максенция   (первая   половина   4   века).   В   325   году   он   превратил христианство в государственную религию.  Здесь портретное сходство сохранено лишь в общих чертах,   скорее   это   обобщенный   образ   наместника   Бога   на   земле,   чем   живого   человека: остановившийся взор огромных глаз, бесстрастное выражение лица создают впечатление величия и суровости. Здесь уже заметны тенденции, которые получат развитие в средневековом искусстве. 3

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Скульптура Древнего Рима"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018