Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Автор Диденко А. Д., преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно- педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского. В методической разработке раскрываются цели, задачи, содержание и организация самостоятельной работы для обучающихся 2 курса по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ.
Методическая разработка адресована студентам, обучающимся специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Автор Диденко А. Д., преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно- педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского. В методической разработке раскрываются цели, задачи, содержание и организация самостоятельной работы для обучающихся 2 курса по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ.
Методическая разработка адресована студентам, обучающимся специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ
ЭКОНОМИКОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Экономикогуманитарного
колледжа Гуманитарнопедагогической
академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ
имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ А.И. Седых
«____» ___________ 2017 г.
Методические рекомендации по дисциплине «Живопись»
для обучающихся 2 курса специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам)
по выполнению самостоятельных работЯлта – 2017
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана
среднего профессионального образования по специальности 54.02.05
«Живопись» (по видам).
Автор Диденко А. Д., преподаватель Экономикогуманитарного
колледжа Гуманитарно педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И.
Вернадского.
В методической разработке раскрываются цели, задачи, содержание и
организация самостоятельной работы для обучающихся 2 курса по
специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам).
Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ.
Методическая разработка адресована студентам,
обучающимся
специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.
Методическая разработка рассмотрена на заседании цикловой
методической комиссии по подготовке специалистов СПО в сфере дизайна и
живописи протокол № 1 от « » ____ 2017 г. и признана соответствующей
требованиям ФГОС и учебного плана по специальности СПО 54.02.05
«Живопись» (по видам).
Председатель ЦМК ________ Войтюк В.В.
Методическая разработка рассмотрена на заседании учебно
методического совета Экономикогуманитарного колледжа протокол № 1 от
« » ______ 2017 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и
учебного плана СПО по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам).
Директор колледжа _____________ Седых А. И.Содержание:
Введение
1. 1. Организация самостоятельной работы обучающихся
1.1. Цели и задачи самостоятельной работы
1.2. Руководство самостоятельной работой обучающихся
1.3. Учет и оценивание самостоятельных работ обучающихся
2. Содержание и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы
2.1. Содержание самостоятельной работы обучающихся очной формы
обучения
2.2. Особенности организации самостоятельной работы
2.3. Учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Введение
Самостоятельная работа по дисциплине «Живопись» в подготовке
студента живописца является обязательной и важной, так как способствуетзакреплению и совершенствованию умений, знаний и навыков обучающихся
вести художественную деятельность. Закреплять умения и навыки,
приобретенные студентами в процессе учебнопознавательной деятельности.
Самостоятельная работа для будущих художников необходима для
подготовительной работы с применением элементов научного поиска, по
выполнению грамотного и эстетически значимого эскиза, а после
законченного художественного произведения.
Содержание самостоятельной работы определяется комплексом
изученных студентами учебных тем по дисциплине. В ходе самостоятельной
работы студентам предоставляется возможность
применить
теоретические знания в области цветоведения,
композиции, воздушной и линейной перспективы;
расширить знания в области рисунка и живописи;
развить зрительную память, навыки работы в разных изобразительных
техниках, умение грамотно выбирать ракурс и точку зрения для изображения
объекта;
совершенствовать навыки изобразительной грамоты, навыки работы в
жанре натюрморта;
вести подготовительную поисковую работу над художественным
произведением;
повысить творческое исполнительское мастерство;
закрепить полученные знания, умения и навыки в ходе лекционно
практических занятий.
1. Организация самостоятельной работы обучающихся1.1 Цели и задачи самостоятельной работы
Целями самостоятельной работы являются:
1) Формирование и закрепление у обучающихся общих и профессиональных
компетенций
2) Приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей
3)Возможность самостоятельного творческого использования в практической
деятельности в процессе овладения учебным материалом всех изученных тем
по специальности и применения в профессиональной деятельности
Задачи самостоятельной работы:
1) Закрепление у обучающихся умений, знаний и навыков в рамках
профессионального модуля
2) Освоение различных живописных приёмов и возможностей живописи
3) Анализ и обработка полученных знаний, навыков и умений, с целью
формирования собственного представления о той или иной живописной
техники
4) Сбор материалов по заданию, на их основе самостоятельное выполнение
работы
5) Развитие художественнотворческих способностей
В результате проведенной самостоятельной работы обучающийся должен:
уметь:
1) Изображать объекты предметного мира, пространство, средствами
академической живописи;
2) Использовать основные изобразительные техники и материалы;
В результате проведенной самостоятельной работы обучающийся должен:
знать:
1) Специфику выразительных средств различных видов изобразительного
искусства;2) Разнообразные техники живописи;
3) Свойства живописных материалов, их возможности и эстетические
качества;
4) Методы ведения живописных работ;
5) Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности
создания цветового строя;
закрепить: полученные знания в профессиональной деятельности.
В процессе самостоятельной работы обучающийся решает профессиональные
задачи в соответствующей области профессиональной деятельности.
1.2 Руководство самостоятельной работой обучающихся
Преподаватель по дисциплине «Живопись»:
осуществляет методическое руководство самостоятельной работой
закреплённых за ним, согласно приказу, студентов.
обеспечивает организацию и учёт результатов обучающихся.
осуществляет контроль самостоятельной работы, принимает меры к
устранению недостатков.
1.3 Учет и оценка самостоятельной работы обучающихся
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы
осуществляется ведущим преподавателем по дисциплине. В результате
освоения учебной программы и тем по данной дисциплине, в рамках
профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточный контроль
в форме итоговой аттестации.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам промежуточного
контроля производится в соответствии с критериями оценивания
самостоятельной работы и универсальной шкалой (таблица).Максимальное количество баллов 100
1. Композиция натюрморта в заданном формате (А3, А4) 10
2. Соответствие пропорций натурному объекту 10
3. Колористическое решение натюрморта в соответствии с натурой 10
4. Гармоничность цветовых отношений 10
5. Передача материальности натурного объекта (объема предмета) 10
6. Передача плановости, пространства 10
7. Уровень владения техникой в живописи (акварель) 10
8. Степень завершенности работы 10
9. Общее художественное впечатление от работы 10
10. Качество исполнения (аккуратность, оформление работы) 10
Процент
результативност
и (правильных
ответов)
90 ÷100
5
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
«Отлично» ставиться студенту в том
случае, если самостоятельные работы
выполнены на высоком профессиональном
воспроизводилась точность
уровне,
выбора художественных материалов для
работа велась
выполнения заданий,
в
с
поэтапно,
установленным алгоритмом, проявлялась
соответствии
скорость и техничность выполнения всех
видов работ; студент предоставляет
качественно выполненные оформленные74 ÷ 89
4
работы.
«Хорошо» ставиться студенту в том
случае, если самостоятельные работы
выполнены
профессиональном
на
должном
уровне,
воспроизводилась точность выбора
художественных
для
материалов
выполнения заданий,
поэтапно,
в
работа велась
с
соответствии
установленным алгоритмом, проявлялась
достаточная скорость и техничность
выполнения всех видов работ; однако
студент воспроизводит особенности
различных техник акварельной живописи
с несколькими ошибками; к итоговой
аттестации предоставляет в целом
правильно выполненные и оформленные
работы имея незначительные ошибки.
«Удовлетворительно»
студенту в том случае,
ставится
если
самостоятельная работа выполнена на
достаточном профессиональном уровне,
со значительным количеством недочётов,
однако воспроизводилась точность выбора
73 ÷ 60
3
художественных
выполнения заданий,
материалов
для
работа велась
с
поэтапно,
установленным алгоритмом, но студент
соответствии
в1÷ 59
2
путается в воспроизведении особенностей
различных техник акварельной живописи,
к итоговой аттестации предоставляет в
целом правильно выполненные и
оформленные работы имея несколько
незначительных ошибок.
«Неудовлетворительно» ставиться
студенту в том случае, если он не
выполнил задания самостоятельной
работы, или выполнил на низком
профессиональном уровне, со
значительным количеством недочётов,
проявлялись грубые ошибки в технике
выполнения всех видов работ; студент не
может профессионально воспроизвести
особенности различных техник
акварельной живописи; к итоговой
аттестации не предоставляет или
предоставляет самостоятельные работы с
определённым количеством ошибок.
Выполнение не удовлетворяет
минимальные критерии. Возможна
пересдача.
2. Содержание и учебнометодическое обеспечение самостоятельной
работы2.1. Содержание самостоятельной работы обучающихся очной формы
обучения
Во время изучения
учебной дисциплины «Живопись» студенты
выполняют самостоятельную работу, соответствующую разделам и темам
дисциплины (профессиональному модулю в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Данные виды работы
отражены в таблице 6.1.
Виды выполняемых работ студентами по разделам
Таблица 6.1
Часы
академ
ические
16
4
5
3
Вид работы
РАЗДЕЛ 1. Живопись как метод художественного познания
и образного отображения мира
Тема 1.1. Материалы, инструменты, способы работы
акварельными красками.
1. Отработка изучения акварельных техник (сухая кисть, техника
«по мокрому»). (Формат А4, акварель). 3 работы.
Тема 1.2. Натюрморт из геометрических предметов на фоне
драпировок в технике «гризайль».
1. Отработка техники «гризайль».
Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок, в данной
технике. (А3, акварель). 1работа.
Тема 1.3. Натюрморт из бытовых предметов на фоне
драпировок, различных по цвету и тону.
1. Проанализировать соотношение контрастных предметов,
грамотная передача цветовых отношений. Натюрморт из предметов
быта на фоне драпировок, различных по тону и цвету. (Формат А3,
акварель). 1 работа.Тема 1.4. Формирование
основных знаний по «миниатюрной живописи».
1. Отработка полученных знаний, изображение натюрморта
(лирический, тематический и бытовой). (Формат А6, А7, акварель,
4
гуашь, белила, тушь). 3 работы.
РАЗДЕЛ 2. Жанр натюрморта в изобразительном искусстве.
Тема 2.1. Сложный натюрморт из бытовых предметов на
31
фоне нескольких драпировок.
1. Oзнакомление и анализ репродукций знаменитых
художников: Виллем Класс Хеда, Флорис ван Дейк, Хруцкий
И.Ф., Грабарь И.Э., Коровин К.А., Сарьян М.С., Машков И.
И.
2. Выполнение копии с работ великих живописцев. (Формат А3,
акварель). 1 работа.
Тема 2.2. Натюрморт из бытовых предметов контрастных
по тону на фоне драпировок.
8
5
1. Изучение аналоговых работ. Анализ репродукций известных
художников, изучение опыта известных мастеров: Ванитас
Я.Д., Осипов С. И., Стожаров В.Ф.
2. Натюрморт из бытовых предметов контрастных по тону на
фоне драпировок. (Формат А3, акварель). 1 работа.
Тема 2.3. Натюрморт с цветами и бытовыми предметами
5
на фоне нескольких драпировок.
Ознакомление с творчеством великих художников
1.
работавших в этом жанре. Просмотр и анализ репродукций
художников (Грабарь, Осипов, Грейсер).
2.Выполнить натюрморт с цветами и бытовыми предметами на фоне
нескольких драпировок. (Формат А3, акварель). 1 работа.
Тема 2.4. Натюрморт из бытовых предметов на фоне
5
драпировок с элементами интерьера.1. Изучение и анализ опыта известных мастеровживописцев.
Ян Давидс де Хем, Машков И.И., Грабарь ИЭ., Осипов С.И.
2. Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок с элементами
интерьера. (Формат А3, акварель). 1 работа.
Тема 2.5. Натюрморт из предметов быта разной
1. Воссоздать живописную среду с передачей материальности
материальности.
предметов. Просмотр и анализ репродукций великих
художников, работавших в этом жанре.
2. Выполнить натюрморт из предметов быта разной
материальности. (Формат А4, акварель). 1 работа.
Тема 2.6. Условнодекоративная стилизация натюрморта из
предметов быта.
1. Анализ репродукций натюрмортов К.Петрова Водкина, А.
Матисса, А. Дерен.
2. Выполнить копию натюрморта одного из авторов. (Формат А3,
акварель). 1 работа.
Вид аттестации – итоговая аттестация.
ИТОГО: Общая трудоемкость
3
5
47
2.2. Особенности организации самостоятельной работы по дисциплине
«Живопись».
Во время изучения тем по дисциплине, обучающийся в ходе
самостоятельной работы, занимается изучением особенностей техники
живописи, формирует основные знания по «Миниатюрной живописи»,
знакомится и анализирует работы великих живописцев, выполняет копии,
воссоздает живописную среду с передачей материальности предметов.В ходе самостоятельной работы студент изучает не только визуальную
характеристику предмета, но и теоретические основы для дальнейшего
освоения материала по заданной теме.
Руководствуясь полученными практическими знаниями и умениями,
студент анализирует предметы быта, проводит поиск композиционных
решений, выявления закономерностей той или иной формы, создает на
плоскости листа композицию из заданных ему в ходе самостоятельной работы
Используя
практического изучения предметов окружающего быта.
теоретический материал, опираясь на полученные навыки и умения,
обучающийся находит визуальную составляющую образа, ее индивидуальные
характеристики, и на основе этого создает собственное решение на плоскости
листа, с помощью обозначенных техник и материалов.
Итоговой частью самостоятельной работы обучающегося является
творческое исполнение в требуемой технике и на требуемом формате
заданных тематик. С помощью индивидуального подхода к каждому заданию,
используя визуальную составляющую, студент создает художественную
работу, композиция и содержания которой основаны на проанализированных в
ходе самостоятельной работы образах и материалах.
Учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы
2.3.
студентов
В ходе самостоятельной работы обучающемуся рекомендуется пользоваться
следующими источниками литературы:
Основные источники:
1. Бесчастнов, Н.П. Цветная графика: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов.
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. 224 с.
(Изобразительное искусство). ISBN 9785691019661;
2. Кадыйрова, Л. Х. Пленэр: практикум по изобразительному искусству
[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности"Изобразительное искусство" / Л. Х. Кадыйрова. М. : Владос, 2012. 96 с. :
ил. + 1 эл. опт. диск. (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное
искусство). 10000 экз.. ISBN 9785691018909
3. Лукина, И.К. Рисунок и живопись: учебное пособие / И.К. Лукина, Е.Л.
Кузьменко. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая
академия, 2012. – 76с.;
4. Поморов, С.Б. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для
бакалавров [Электронный ресурс]: / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В.
Шадурин. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 101с.
5. Буткевич Л.М. История орнамента. Учеб. Пособ. Для студ. Высш. Учебных
заведений. М.: ВЛАДОС. 2003
6. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция». Р. н/Д., «Феникс» 2008. 312
с. 32 с.: ил
7. Кошаев В. Б. Декоративноприкладное искусство: понятия; этапы развития:
учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Декоративноприкладное искусство» / В. Б. Кошаев. – М.: Владос, 2014. –
272 с., 16 с. ил. – (Изобразительное искусство) (Допущ. УМО вузов РФ по
образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств).
Дополнительные источники:
1. Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ
[Электронный ресурс]: монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013.
— 614 с.
2. 50 великих художников мира / авт. текст. А.Ю. Астахов: сост. А.Ю.
Астахов. М.: Белый город, 2015. 304 с.: ил. ISBN 9785779319102;
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. : ОЛМА медиа
групп, 2011. Ч. I. (А—Г). 427 с.: ил. ISBN 9785373035163;4. Штаничева, Н.С. Живопись: учебное пособие для вузов / Н.С. Штаничева,
В.И. Денисенко. М.: Академический проект, 2009. 304 с. ISBN 9785
829111243;
5. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю.П.
Шашков. М.: Академический проект, 2010. 144 с. ISBN 978582911169
4;
6. Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству.
Живопись. Графика. Скульптура [Электронный ресурс]: учебное пособие. —
Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 208 с.
7. Морозова, О.В. Мастера и шедевры европейской живописи / О.В. Морозова.
М.: ОЛМА медиа групп, 2013. 480 с. ISBN 9785373049238;
8. Киплик, Д.И. Техника живописи [Электронный ресурс]: монография. —
Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 352 с.
9. Евстратова, Е.Н. Мастера и шедевры русской живописи / Е.Н. Евстратова.
М.: ОЛМА медиа групп, 2013. 480 с. ISBN 9785373007658;
10. Русская лаковая миниатюра. Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй. СПб.:
Яркий город, 2007. – 288 с., илл.
11.Уханова И. Н. Лаковая живопись в России 1819 веков, СПб.: Искусство
СПб, 1995