Методические рекомендации по дисциплине "Живопись" (2 курс) СПО

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Автор Диденко А. Д., преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно- педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского. В методической разработке раскрываются цели, задачи, содержание и организация самостоятельной работы для обучающихся 2 курса по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ. Методическая разработка адресована студентам, обучающимся специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Автор Диденко А. Д., преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно- педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского. В методической разработке раскрываются цели, задачи, содержание и организация самостоятельной работы для обучающихся 2 курса по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ. Методическая разработка адресована студентам, обучающимся специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.
Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по ЖИВОПИСИ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГУМАНИТАРНО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ ЭКОНОМИКО­ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УТВЕРЖДАЮ Директор Экономико­гуманитарного  колледжа Гуманитарно­педагогической  академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ  имени В.И. Вернадского» в г. Ялте _____________  А.И. Седых «____» ___________ 2017 г. Методические рекомендации по дисциплине «Живопись»  для обучающихся 2 курса специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам) по выполнению самостоятельных работЯлта – 2017 Методические   рекомендации   составлены   в   соответствии   с   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего   профессионального   образования   по   специальности   54.02.05 «Живопись» (по видам). Автор   Диденко   А.   Д.,   преподаватель   Экономико­гуманитарного колледжа Гуманитарно­ педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И.    Вернадского.   В   методической   разработке   раскрываются   цели,   задачи,   содержание   и организация   самостоятельной   работы   для   обучающихся   2   курса   по специальности  54.02.05 «Живопись» (по видам).  Даны методические рекомендации по проведению самостоятельных работ. Методическая   разработка   адресована   студентам,   обучающимся специальности  54.02.05 «Живопись» (по видам) и преподавателям.              Методическая   разработка   рассмотрена   на   заседании   цикловой методической комиссии по подготовке специалистов СПО в сфере дизайна и живописи протокол № 1 от «    » ____ 2017 г. и признана соответствующей требованиям   ФГОС   и   учебного   плана   по   специальности   СПО   54.02.05 «Живопись» (по видам).       Председатель ЦМК ________ Войтюк В.В.       Методическая   разработка   рассмотрена   на   заседании   учебно­ методического совета Экономико­гуманитарного колледжа протокол № 1 от «       »   ______  2017   г.   и   признана   соответствующей   требованиям   ФГОС   и учебного плана СПО по специальности 54.02.05 «Живопись» (по видам). Директор колледжа                        _____________          Седых А. И.Содержание: Введение  1. 1. Организация самостоятельной работы обучающихся  1.1. Цели и задачи самостоятельной работы 1.2. Руководство самостоятельной работой обучающихся 1.3.  Учет и оценивание самостоятельных работ обучающихся 2. Содержание и учебно­методическое обеспечение самостоятельной работы 2.1. Содержание   самостоятельной   работы   обучающихся   очной   формы обучения 2.2. Особенности организации самостоятельной работы  2.3. Учебно­методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.   Введение Самостоятельная   работа   по   дисциплине   «Живопись»   в   подготовке студента ­ живописца является обязательной и важной, так как способствуетзакреплению и совершенствованию умений, знаний и навыков обучающихся вести   художественную   деятельность.   Закреплять   умения   и   навыки, приобретенные студентами в процессе учебно­познавательной деятельности. Самостоятельная   работа   для   будущих   художников   необходима   для подготовительной   работы   с   применением   элементов   научного   поиска,   по выполнению   грамотного   и   эстетически   значимого   эскиза,   а   после законченного художественного произведения.  Содержание   самостоятельной   работы   определяется   комплексом изученных студентами учебных тем по дисциплине. В ходе самостоятельной работы студентам предоставляется возможность  ­   применить  теоретические   знания   в   области   цветоведения, композиции, воздушной и линейной перспективы; ­ расширить знания в области  рисунка и живописи;  ­развить зрительную память, навыки работы в разных изобразительных техниках, умение грамотно  выбирать ракурс и точку зрения для изображения объекта; ­ совершенствовать навыки изобразительной грамоты, навыки работы в жанре натюрморта; ­   вести  подготовительную   поисковую   работу   над   художественным произведением; ­ повысить творческое исполнительское мастерство; ­  закрепить  полученные знания, умения и навыки в ходе лекционно­ практических занятий. 1. Организация самостоятельной работы обучающихся1.1 Цели и задачи самостоятельной работы Целями самостоятельной работы являются:  1) Формирование и закрепление  у обучающихся общих и профессиональных компетенций 2) Приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей 3)Возможность самостоятельного творческого использования в практической деятельности в процессе овладения учебным материалом всех изученных тем по специальности и применения в профессиональной деятельности  Задачи самостоятельной работы: 1)   Закрепление   у   обучающихся   умений,   знаний   и   навыков   в   рамках профессионального модуля 2) Освоение различных живописных приёмов и возможностей живописи 3)   Анализ   и   обработка   полученных   знаний,   навыков   и   умений,   с   целью формирования   собственного   представления   о   той   или   иной   живописной техники   4)  Сбор материалов по заданию, на их основе самостоятельное выполнение работы 5) Развитие художественно­творческих способностей В результате проведенной самостоятельной работы обучающийся должен: уметь:      1)  Изображать   объекты   предметного   мира,   пространство,   средствами академической живописи; 2) Использовать основные изобразительные техники и материалы; В результате проведенной самостоятельной работы обучающийся должен: знать: 1)   Специфику   выразительных   средств   различных   видов   изобразительного искусства;2) Разнообразные техники живописи;  3)   Свойства   живописных   материалов,   их   возможности   и   эстетические качества; 4) Методы ведения живописных работ; 5) Художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя; закрепить:  полученные  знания  в профессиональной деятельности.   В процессе самостоятельной работы обучающийся решает профессиональные задачи в соответствующей области профессиональной деятельности. 1.2 Руководство самостоятельной работой обучающихся Преподаватель по дисциплине «Живопись»:  осуществляет   методическое   руководство   самостоятельной   работой закреплённых за ним, согласно приказу, студентов.  обеспечивает организацию и учёт результатов обучающихся.  осуществляет   контроль   самостоятельной   работы,   принимает   меры   к устранению недостатков. 1.3 Учет и оценка самостоятельной работы обучающихся Контроль   и   оценка   результатов   самостоятельной   работы осуществляется   ведущим   преподавателем   по   дисциплине.   В   результате освоения   учебной   программы   и   тем   по   данной   дисциплине,   в   рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточный контроль в форме итоговой аттестации. Оценка   знаний,   умений   и   навыков   по   результатам   промежуточного контроля   производится   в   соответствии   с   критериями   оценивания самостоятельной работы и  универсальной шкалой (таблица).Максимальное количество баллов ­ 100 1. Композиция натюрморта в заданном формате (А­3, А­4) ­ 10 2. Соответствие пропорций натурному объекту ­ 10 3. Колористическое решение натюрморта в соответствии с натурой ­ 10 4. Гармоничность цветовых отношений ­10 5. Передача материальности натурного объекта (объема предмета) ­ 10 6. Передача плановости, пространства ­ 10 7. Уровень владения техникой в живописи (акварель) ­ 10 8. Степень завершенности работы­ 10 9. Общее художественное впечатление от работы ­ 10 10. Качество исполнения (аккуратность, оформление работы) ­ 10 Процент результативност и   (правильных ответов) 90 ÷100 5 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) «Отлично»  ставиться   студенту   в   том случае,   если   самостоятельные   работы выполнены на высоком профессиональном   воспроизводилась   точность уровне, выбора   художественных   материалов   для   работа   велась выполнения   заданий,   в   с поэтапно, установленным   алгоритмом,   проявлялась соответствии   скорость и техничность выполнения всех видов   работ;   студент   предоставляет качественно   выполненные   оформленные74 ÷ 89 4 работы. «Хорошо»  ставиться   студенту   в   том случае,   если   самостоятельные   работы выполнены профессиональном   на     должном уровне, воспроизводилась   точность   выбора художественных для   материалов   выполнения   заданий, поэтапно, в   работа   велась с соответствии       установленным   алгоритмом,   проявлялась достаточная   скорость   и   техничность выполнения   всех   видов   работ;   однако студент   воспроизводит   особенности различных техник акварельной живописи с   несколькими   ошибками;   к     итоговой аттестации   предоставляет   в   целом правильно   выполненные   и   оформленные работы имея незначительные ошибки. «Удовлетворительно» студенту   в   том   случае,  ставится   если самостоятельная   работа   выполнена   на достаточном   профессиональном   уровне, со значительным количеством недочётов, однако воспроизводилась точность выбора 73 ÷ 60 3 художественных выполнения   заданий,   материалов для   работа   велась     с поэтапно, установленным   алгоритмом,   но   студент соответствии в1÷ 59 2 путается в воспроизведении особенностей различных техник акварельной живописи, к   итоговой   аттестации   предоставляет   в целом   правильно   выполненные   и оформленные   работы   имея   несколько незначительных ошибок.  «Неудовлетворительно» ставиться  студенту в том случае, если он не  выполнил задания самостоятельной  работы,  или  выполнил   на низком  профессиональном уровне, со  значительным количеством недочётов,  проявлялись грубые ошибки в технике  выполнения всех видов работ; студент не  может профессионально воспроизвести  особенности различных техник  акварельной живописи; к итоговой  аттестации  не предоставляет или  предоставляет самостоятельные работы с  определённым количеством ошибок.  Выполнение не удовлетворяет  минимальные критерии. Возможна  пересдача.  2. Содержание и учебно­методическое обеспечение самостоятельной работы2.1. Содержание   самостоятельной   работы   обучающихся   очной   формы обучения Во   время   изучения     учебной   дисциплины   «Живопись»   студенты выполняют   самостоятельную     работу,   соответствующую   разделам   и   темам дисциплины (профессиональному модулю в соответствии с ФГОС СПО по специальности   54.02.05   «Живопись»   (по   видам).   Данные   виды   работы отражены в таблице 6.1.  Виды выполняемых работ студентами по разделам Таблица 6.1 Часы академ ические 16 4       5       3 Вид работы РАЗДЕЛ 1.  Живопись как метод художественного познания и образного отображения  мира Тема 1.1. Материалы, инструменты, способы работы акварельными красками. 1.  Отработка изучения акварельных техник (сухая кисть, техника «по ­  мокрому»). (Формат А­4, акварель). 3 работы. Тема 1.2. Натюрморт из геометрических предметов на фоне драпировок в технике «гризайль». 1. Отработка техники «гризайль».  Натюрморт из  предметов быта  на фоне драпировок, в данной  технике. (А­3, акварель). 1работа. Тема 1.3. Натюрморт из бытовых предметов на фоне драпировок, различных по цвету и тону. 1.  Проанализировать   соотношение   контрастных   предметов, грамотная передача цветовых отношений.  Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок, различных по тону и цвету. (Формат А­3, акварель). 1 работа.Тема 1.4. Формирование основных знаний по «миниатюрной живописи». 1.  Отработка полученных знаний, изображение натюрморта  (лирический, тематический и бытовой). (Формат А­6, А­7, акварель,       4 гуашь, белила, тушь). 3 работы. РАЗДЕЛ 2. Жанр натюрморта в изобразительном искусстве. Тема 2.1. Сложный натюрморт из бытовых предметов на      31  фоне нескольких драпировок. 1. Oзнакомление   и   анализ   репродукций   знаменитых художников:  Виллем Класс Хеда, Флорис ван Дейк, Хруцкий И.Ф., Грабарь И.Э., Коровин К.А., Сарьян М.С., Машков И. И.   2. Выполнение копии с работ великих живописцев. (Формат А­3, акварель). 1 работа. Тема 2.2. Натюрморт из бытовых предметов контрастных по тону на фоне драпировок. 8 5 1. Изучение аналоговых работ. Анализ репродукций известных художников,   изучение   опыта   известных   мастеров:   Ванитас Я.Д., Осипов С. И., Стожаров В.Ф. 2. Натюрморт из бытовых предметов контрастных по тону на фоне драпировок. (Формат А­3, акварель). 1 работа. Тема 2.3. Натюрморт с цветами и бытовыми предметами 5 на фоне нескольких драпировок. Ознакомление   с   творчеством   великих   художников 1. работавших   в   этом   жанре.   Просмотр   и   анализ   репродукций художников (Грабарь, Осипов, Грейсер). 2.Выполнить натюрморт с цветами и бытовыми предметами на фоне нескольких драпировок. (Формат А­3, акварель). 1 работа. Тема 2.4. Натюрморт из бытовых предметов на фоне 5 драпировок с элементами интерьера.1. Изучение и анализ  опыта известных мастеров­живописцев.   Ян Давидс де Хем, Машков И.И., Грабарь ИЭ., Осипов С.И. 2. Натюрморт из предметов быта на фоне драпировок с элементами интерьера. (Формат А­3, акварель). 1 работа. Тема 2.5. Натюрморт из предметов быта разной 1. Воссоздать живописную среду с передачей материальности  материальности. предметов. Просмотр и анализ репродукций великих  художников, работавших в этом жанре. 2. Выполнить натюрморт из предметов быта разной  материальности. (Формат А­4, акварель). 1 работа. Тема 2.6. Условно­декоративная стилизация натюрморта из предметов быта. 1. Анализ   репродукций   натюрмортов   К.Петрова­   Водкина,   А. Матисса, А. Дерен. 2. Выполнить копию натюрморта одного из авторов.  (Формат А­3, акварель). 1 работа. Вид аттестации – итоговая аттестация. ИТОГО: Общая трудоемкость 3 5 47 2.2.  Особенности   организации   самостоятельной   работы  по  дисциплине «Живопись». Во   время   изучения   тем   по   дисциплине,   обучающийся   в   ходе самостоятельной   работы,   занимается   изучением   особенностей   техники живописи,   формирует   основные   знания   по   «Миниатюрной   живописи», знакомится   и   анализирует   работы   великих   живописцев,   выполняет   копии, воссоздает живописную среду с передачей материальности предметов.В ходе самостоятельной работы студент изучает не только визуальную характеристику   предмета,   но   и   теоретические   основы   для   дальнейшего освоения материала по заданной теме.    Руководствуясь   полученными   практическими   знаниями   и   умениями, студент   анализирует   предметы   быта,   проводит   поиск   композиционных решений,   выявления   закономерностей   той   или   иной   формы,   создает   на плоскости листа композицию из заданных ему в ходе самостоятельной работы   Используя практического   изучения   предметов   окружающего   быта. теоретический   материал,   опираясь   на   полученные   навыки   и   умения, обучающийся находит визуальную составляющую образа, ее индивидуальные характеристики, и на основе этого создает собственное решение на плоскости листа, с помощью обозначенных техник и материалов.     Итоговой   частью   самостоятельной   работы   обучающегося   является творческое   исполнение   в   требуемой   технике   и   на   требуемом   формате заданных тематик. С помощью индивидуального подхода к каждому заданию, используя   визуальную   составляющую,   студент   создает   художественную работу, композиция и содержания которой основаны на проанализированных в ходе самостоятельной работы образах и материалах.    Учебно­методическое   обеспечение   самостоятельной   работы 2.3. студентов В ходе самостоятельной работы обучающемуся рекомендуется пользоваться следующими источниками литературы:  Основные источники:  1. Бесчастнов, Н.П. Цветная графика: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. ­ М.:   Гуманитарный   издательский   центр   ВЛАДОС,   2014.   ­   224   с.   ­ (Изобразительное искусство). ­ ISBN 978­5­691­01966­1; 2.  Кадыйрова,   Л.   Х.     Пленэр:   практикум   по   изобразительному   искусству [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности"Изобразительное искусство" / Л. Х. Кадыйрова. ­ М. : Владос, 2012. ­ 96 с. : ил.   +   1   эл.   опт.   диск.   ­   (Учебное   пособие   для   вузов)   (Изобразительное искусство). ­ 10000 экз.. ­ ISBN 978­5­691­01890­9 3. Лукина, И.К. Рисунок и живопись: учебное пособие / И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко.   –   Воронеж:   Воронежская   государственная   лесотехническая академия, 2012. – 76с.;  4.   Поморов,   С.Б.   Живопись   для   дизайнеров   и   архитекторов.   Курс   для бакалавров   [Электронный   ресурс]:   /   С.Б.   Поморов,   С.А.   Прохоров,   А.В. Шадурин. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 101с.  5. Буткевич Л.М. История орнамента. Учеб. Пособ. Для студ. Высш. Учебных заведений. М.: ВЛАДОС. 2003 6. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция». ­ Р. н/Д., «Феникс» 2008. ­ 312 с. ­ 32 с.: ил 7. Кошаев В. Б. Декоративно­прикладное искусство: понятия; этапы развития: учебное   пособие   для   студентов   вузов,   обучающихся   по   специальности «Декоративно­прикладное искусство» / В. Б. Кошаев. – М.: Владос, 2014. – 272 с., 16 с. ил. – (Изобразительное искусство) (Допущ. УМО вузов РФ по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств).             Дополнительные источники: 1.  Андреев,   А.А.   Живопись   и   живописцы   главнейших   европейских   школ [Электронный ресурс]: монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 614 с.  2.   50   великих   художников   мира   /   авт.   текст.   А.Ю.   Астахов:   сост.   А.Ю. Астахов. ­ М.: Белый город, 2015. ­ 304 с.: ил. ­ ISBN 978­5­7793­1910­2;  3.   Большая   иллюстрированная   энциклопедия   живописи.   ­:   ОЛМА   медиа групп, 2011. ­ Ч. I. (А—Г). ­ 427 с.: ил. ­ ISBN 978­5­373­03516­3;4. Штаничева, Н.С. Живопись: учебное пособие для вузов / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко. ­ М.: Академический проект, 2009. ­ 304 с. ­ ISBN 978­5­ 8291­1124­3;  5. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. ­ М.: Академический проект, 2010. ­ 144 с. ­ ISBN 978­5­8291­1169­ 4;   6.   Чаговец,   Т.П.   Словарь   терминов   по   изобразительному   искусству. Живопись. Графика. Скульптура [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 208 с.  7. Морозова, О.В. Мастера и шедевры европейской живописи / О.В. Морозова. ­ М.: ОЛМА медиа групп, 2013. ­ 480 с. ­ ISBN 978­5­373­04923­8; 8. Киплик, Д.И. Техника живописи [Электронный ресурс]: монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 352 с.  9. Евстратова, Е.Н. Мастера и шедевры русской живописи / Е.Н. Евстратова. ­ М.: ОЛМА медиа групп, 2013. ­ 480 с. ­ ISBN 978­5­373­00765­8;  10.  Русская   лаковая   миниатюра.  Палех,   Мстёра,  Федоскино,  Холуй.  СПб.: Яркий город, 2007. – 288 с., илл. 11.Уханова И. Н. Лаковая живопись в России 18­19 веков, ­ СПб.: Искусство СПб, 1995