Методические рекомендации по формированию самостоятельности у дошкольников

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 23.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт, полученный в ходе проведения нами экспериментальной работы в ДОУ, направленной на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно–изобразительной деятельности позволил нам сформулировать некоторые методические рекомендации по формированию самостоятельности дошкольников. Предлагаемые методические рекомендации наглядно показывают целесообразность применения поручений, экспериментов, наблюдений, проблемных ситуаций, игр в ДОУ.
Иконка файла материала статья 2.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С.М. Михайлова г. Лесосибирск Опыт, полученный в ходе проведения нами  экспериментальной работы в ДОУ, направленной на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой, трудовой и художественно–изобразительной деятельности   позволил   нам   сформулировать   некоторые   методические рекомендации по формированию самостоятельности дошкольников.  Первое,   что   необходимо   учитывать,   формируя   самостоятельность дошкольников,   это   то,   что   со   стороны   педагога   важно   сформировать   у дошкольников необходимый жизненный опыт, умения и навыки, с помощью которых   дошкольники   смогут   самостоятельно   организовать   любую деятельность.   Согласно   этому,   обогащению   опыта   детей   старшего   дошкольного возраста   будут   способствовать   расширение   предметно–пространственной среды   разнообразными   предметами,   материалами,   что   даст   возможность сформировать   творческую   инициативу,   любознательность,   при   этом расширение   и   изменение   предметно–пространственной   среды   должно   быть своевременным   и   учитывать   обогащающийся   опыт   детей;   чтение художественной   литературы   с   целью   обогащения   опыта   дошкольников позволит   разнообразить   действия   дошкольников   в   трудовой,   игровой   и художественно–изобразительной  деятельности, разнообразить тематику игр, изобразительной   деятельности.   Таким   образом,   планомерное   обогащение жизненного опыта дошкольников, должно являться важной составляющей в вопросе по формированию самостоятельности дошкольников.Второе   немаловажное   условие   успешного   формирования самостоятельности дошкольников заключается в индивидуальном подходе к дошкольникам   с   низким   уровнем   самостоятельности   в   различных   видах деятельности.   В   данном   случае   важно   построить   процесс   формирования самостоятельности   таких   детей   на   основе   использования   положительного примера   со   стороны   сверстников,   педагога.   Если   это   касается   трудовой деятельности,   то   в   ходе   выполнения   поручений,   дошкольникам   с   низким уровнем самостоятельности необходимо ставить в пару более сильных детей, что   будет   стимулировать   детей   к   качественному   выполнению   трудовых поручений, формировать у них умения и навыки, нужные для творческого решения проблем. В игровой деятельности важно привлекать таких детей к совместному   изготовлению   атрибутов   к  сюжетно–ролевым   играм,  что  даст возможность   развить   желание   дошкольников   участвовать   в   коллективной   самостоятельно   вносить   элементы   новизны, игровой   деятельности, сформирует умение самостоятельно планировать игровую деятельность. Так   как   высшей   формой   самостоятельности   является   творчество, необходимы   определенные   условия   для   его   развития.Развитию   творческой самостоятельности   будут   способствовать   проблемные   ситуации   в   игровой, трудовой и художественно–изобразительной деятельности, которые позволят дошкольникам   самостоятельно   решать   возникшую   проблему,   определять способы ее решения. Например,   для   формирования   самостоятельности   в   игровой деятельности целесообразно применение педагогом приема, заключающегося в совместном придумывании сюжета игры. Такая работа дает возможность сформировать у дошкольников умение планировать ход игры, договариваться со сверстниками о предстоящих событиях, творчески подходить к реализации замысла   игровой   деятельности,   также   позволяет   существенно   расширить тематику   игр   и   способы   ролевого   взаимодействия,  то   есть   в  полной   мере проявить творческую самостоятельность.В   художественно–изобразительной   деятельности   знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволит расширить опыт   дошкольников,   а   выполнение   коллективных   работ   с   первичной постановкой   цели   деятельности,   сформирует   у   дошкольников   умение коллективно планировать предстоящую деятельность, прислушиваться друг к другу, творчески реализовывать общий замысел, вносить элементы новизны, не опираясь на помощь педагога. В   трудовой   деятельности   целесообразно   применять   «секретные поручения»,   которые   стимулируют   трудовую   активность   дошкольников, формируют умение принимать цель труда, понимание  о значимости труда, способность к качественному выполнению трудовых действий. Применение поручений эффективно как в коллективных, так и в индивидуальных формах труда, в зависимости от стоящих учебных задач. Например, поручения могут помочь сформировать самостоятельность дошкольников с низким ее уровнем, на основе положительного примера сверстников.  Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости   планомерной   работы   в   дошкольном   образовательном   направленной   на   формирование   самостоятельности учреждении,   Предлагаемые   методические   рекомендации   наглядно дошкольников. показывают   целесообразность   применения   поручений,   экспериментов, наблюдений, проблемных ситуаций, игр.

Посмотрите также