Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волосатовская средняя общеобразовательная школа
Селивановского района Владимирской области
Автор:
Пимкина Вера Ивановна
учитель математики и экономики высшей квалификационной категории
п. Новый Быт
2017г.
Введение
Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса и проектная и учебно-исследовательская деятельность не исключение. Ребѐнок должен чѐтко представлять, как он выполняет ту или иную работу, правильно ли он это делает и какие ошибки допускает в своей деятельности, т.е. должна быть мотивация, рефлексия, умения делать выбор, планировать, анализировать, и оценивать результаты собственной деятельности. Но, в большинстве случаев результаты проектной деятельности отождествляются лишь выполнением проекта и получения продукта и оцениванием лишь самого проекта, а не работы, проделанной обучающимся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности
Организуя работу над проектом на уроках математики, необходимо соблюдать всем известные принципы проектирования: сообщать тематику проектов заранее; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; вовлекать в работу над проектом всех учениов класса, предлагать каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
При работе с учениками необходимо осуществлять разные проекты: урочные, внеурочные, которые осуществляются в урочное + внеурочное время, многочасовые, групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.
Например, учащимся 5 класса нравится работать над практикоориентированными (прикладными) проектами: «Составление сметы ремонта моей комнаты» и «Ремонт классного кабинета», которые выполняются в ходе изучения темы «Площади» или «Построй домик для своей собаки» - по теме «Прямоугольный параллелепипед». Проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта, их отличает четко обозначенный результат деятельности участников, четко продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирали материалы для ремонта, строительства, интересовались стоимостью, решали вопрос: «Какими силами будет производиться ремонт, стройка». Результатом деятельности было составление смет и организована их презентация.
Учащимся 6 класса можно предложить проект «Рисунки в системе координат», он вызывает особый интерес у них, т.к. в ходе работы над проектом можно рассматривать созвездия в сказках, мифах, легендах, географические карты, знакомится с различными животными, рыбами, игрушками, историей создания декартовой системы координат. Этот проект многочасовой и связан почти со всеми предметами, изучаемыми в данном классе. Работа над данным проектом может начинатьсся на уроке, а заканчиваться во внеурочной деятельности.
Показывая необходимость применение математических знаний в жизни при изучении таких сложных тем, как «Арифметическая и геометрическая прогрессия»(9класс), «Производная» (10 класс), можно ребятам предлажить темы исследовательских проектов: «Загадки числового ряда», «Кредиты и банковский процент», «Применение производной в физике», «Применение производной в технике».
Курс математики 5-6 класса можно закончить исследовательским проектом «Математика вокруг нас», а курс геометрии за основную школу проектом «Геометрия вокруг нас».
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы. На 1-м этапе - погружении в проект – важно пробудить у школьников интерес к теме проекта. Показывается важность данного проекта через жизненные ситуации. На 2-м этапе - правильно и ненавязчиво организую учащихся в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим использую дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта. 3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме через учебную литературу, сеть Интернет, осуществляют отбор, анализ, систематизацию и обобщение материала. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. На данном этапе учитель выступает оратором, организатором, консультантом, контролером, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений. 4-й этап - презентация проекта – ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
На каждом этапе степень активности учеников различны. Каждый участник проекта имел возможность развивать свои умения проектной деятельности. В учебном проекте ученики учатся работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированных умений по проектной деятельности.
Продукты проектной деятельности учащихся также различны. Ребята создают математические презентации, выпускают математические газеты, изготавливают модели, буклеты, сочиняют сказки, рисуют.
Как и предполагается, у учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Проектная деятельность учащихся на уроках математики неразрывно связана с использованием информационных технологий и позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.
Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):
-Площадь треугольника(9класс);
-Расстояние от точки до плоскости(9класс);
-Угол между прямой и плоскостью(10класс);
-Пирамида и ее объем(11класс);
-Перпендикулярность прямых и плоскостей(10 класс).
Примеры среднесрочных проектов (в рамках изучения элективных курсов):
- Решение уравнений 2-й,3-й,4-й степеней по формуле(10,11 классы);
- Сечения многогранников(10,11классы);
-Как Архимед измерял объем шара? (6класс,11 класс); - В мире закономерностей и случайностей(9класс).
Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований в рамках подготовки недели математики, к научнопрактической конференции).
-Лента Мебиуса и ее свойства.
- Красота математики.
-В мире гармонии («Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного края).
- Теорема Пифагора.
-Симметрия вокруг нас.
Методические рекомендации по оцениванию проектов учащихся
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учѐтом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[1].
Критерий |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа |
Работа тщательно спланирована и последовательно |
действия |
доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трѐх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даѐт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершѐнный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырѐх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.
Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ
(составлен с учетом ПООП ОУ. ФГОС, 2011)
Критерий |
Уровень сформированности навыков проектной деятельности |
Кол-во баллов |
Получ енный резуль тат в балла х |
Самостоятельн ое приобретение знаний и решение проблем |
Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. |
1 |
|
Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
2 |
|
|
Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, |
3 |
|
|
прогнозировать. |
|
|
|||
Знание предмета |
Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. |
1 |
|
|||
Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий. |
2 |
|
||||
Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. |
3 |
|
||||
Регулятивные действия |
Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. |
1 |
|
|||
Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
2 |
|
||||
Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
3 |
|
||||
Коммуникация |
Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и |
1 |
|
|||
|
|
пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
|
|
||
Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
2 |
|
||||
Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы. |
3 |
|
||||
|
Итого |
4-12 |
|
|||
|
Критерии выставления отметки |
Итоговая отметка |
||||
баллы |
4-6 |
7-9 |
10-12 |
|
||
отметка |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|
Пимк ина В.И. |
|
|
|
Подпис ь учител я |
Расши фровк а |
|||
Таким образом, проектная деятельность превращает традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Она формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал и считать себя успешным.
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. –
М., 2000
2. Журнал «Математика в школе»- 2006.- №6
3. Журнал «Математика в школе»- 2008.- №4
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1990. - № 10
5. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. - № 7
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003.– 112 с
8. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995
9. Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор
школы. - 1998. - № 3
[1] Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учѐтом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учѐтом предметной направленности осуществляемых проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.