Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения
Оценка 4.7

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Оценка 4.7
Памятки
doc
искусство +1
Взрослым
11.01.2018
Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения
Данные методические рекомендации адресованы руководителям хореографических коллективов учреждений дополнительного образования. Руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Представленный материал рассматривает психологические и технические аспекты, учитывая которые руководитель объединения сможет организовать и провести концертное выступление наилучшим образом, представив свой коллектив в самом выигрышном свете.
ОРГАНИЗ,КОНЦЕРТА.doc
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества»  И.Ю. Карпачева, методист Методические рекомендации  по организации и проведению  концертных выступлений  хореографического объединения. Алексин 2015 Данные   методические   рекомендации   разработаны   для   руководителей хореографических   объединений     с   целью   помочь   им   в   определении   важных моментов,   обеспечивающих   успешное   концертное   выступление.   В   данных методических   рекомендациях   рассматриваются   организационно­педагогические   и социально­психологические   условия     организации   и   проведения   концертных выступлений хореографического объединения.    Составитель: Карпачева Ирина Юрьевна,  методист МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин Рассмотрено и рекомендовано  к применению  в образовательном процессе методическим советом МБУ ДО «ДДТ» Введение Ответственейший   момент   в   жизни   хореографического   коллектива   –   концертное выступление.   Оно   является   качественным   показателем   всей   организационной,   учебно­ творческой,   воспитательной   работы   руководителя   и   самих   участников   коллектива.   По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом   почерке,   самобытности   и   оригинальности,   технических   и   художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По   концерту   можно   довольно   точно   определить   качество   деятельности   коллектива   и уровень руководства им.     Для   участников   коллектива   должно   быть   не   всё   равно,   оценят   ли   их   общий, коллективный труд. Концертное выступление в отличие от репетиции имеет временную необратимость. На концерте нет такой возможности, какая была на репетиции: остановить коллектив или отдельного участника, сделать соответствующее замечание, пройти номер ещё   раз.   Номер   или   программа   исполняется   один   раз   и   воспринимается   так,   как получилось   в   данном   исполнении.   Если   выступление   получилось   неудачным,   то   вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно.  Проведение концертных выступлений и их организация    Выявление  в концерте наиболее  уязвимых и слабых  мест в исполнении  номера, программе   в   целом,   технической   и   психологической   подготовленности   исполнителей коллектива может служить руководителю отправной точкой для определения дальнейших усилий в учебной воспитательной работе: чем больше позаниматься, что исправить, как нужно   готовиться   к   выступлению,   развитию   каких   качеств,   придать   особое   значение. Нельзя   не   замечать   собственных   просчётов.   Поэтому   так   важно   чтобы   руководитель проанализировал свою работу и работу коллектива, исправил ошибки и недочёты иначе в противном   случае   последующие   концерты   тоже   окажутся   неудачными,   а   при   таком состоянии коллектив, как правило, снижает уровень своей исполнительской практики в целом, теряет перспективы своего развития. У участников пропадает интерес к занятиям, к постоянному творческому совершенствованию. Всё это, в конечном счёте, может привести к распаду коллектива. И наоборот, если выступление было успешным, тепло встречено публикой,   —   формируется   положительное   мнение   о   коллективе,   его   исполнительских возможностях. Укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.                  Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа, выявить недоработки с коллективом не только художественного порядка, но и в организационной и воспитательной   работе.   По   тому,   например,   сколько   и   когда   (с   опозданием   или   в установленное   время)   явилось   участников   коллектива   на   выступление,   можно   сделать довольно   точный   вывод   о   состоянии   дисциплины,   в   целом   воспитательной   работы   и моральном   климате   в   коллективе.   Если   в   последний   момент,   перед   выходом   на   сцену исполнители и руководитель начинают спешно, нервничая, разыскивать и проверять: все ли участники   коллектива   на   месте,   наличие   костюмов,   обуви,   реквизита   и   т.п.,   то   можно смело говорить об упущениях в организации выступления и о том, что руководителю не удалось   воспитать   чувство   ответственности   у   участников   коллектива.   Теряется педагогический   эффект   такого   выступления,   резко   снижается   его   воздействие   на воспитание участников коллектива. Просчёты в организации начинают давать о себе знать рецидивами безответственности, скептического отношения в поведении. Не случайно  К. С. Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной практики мелочей нет.         Важным моментом, обеспечивающим успешное концертное выступление, является его предварительная   организация,   решение   всех   необходимых   вопросов   –   от   точного выяснения   места   и   времени   выступления,   размера   сценической   площадки,   гримёрных комнат, звука, света и до обеспечения коллектива транспортом к месту выступления и обратно. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают исполнители и руководитель. Так называемое концертное волнение,   испытываемое   исполнителями,   накладывает   отпечаток   на   эмоционально­ психологическое   и   физиологическое   состояние.   Известны   случаи,   когда   из­за  волнения человек   не   может   хорошо   исполнить   номер,   есть   люди,   боящиеся   сцены,   бывает,   что подкашиваются ноги, бывает, что от волнения исполнитель не может совладать со своим выражением лица, то есть вместо улыбки перекошенное испуганное лицо и т.п.          Творческое волнение следует направлять в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему   раскрытию   исполнительских   замыслов,   а   не   порождало   неуверенность,   страх перед   зрителями.   Сама   обстановка   на   концерте,   способствует   творческому   подъёму, вдохновению,   собранности.   Но   их   сила,   глубина   проявления   связаны   с   кропотливым подготовительным   трудом,   репетициями,   целенаправленным   и   систематическим   их развитием. Речь идёт об огромной ответственности участников коллектива за результаты своего творчества, своей художественной деятельности. Не имеет значения — первый это концерт или очередной, на фестивале, смотре. Искусство требует постоянно максимальной собранности и хорошего уверенного настроя при исполнении.         В детском хореографическом коллективе фактор эмоционально­творческого волнения имеет   специфическое   значение.   Во­первых,   потому,   что   юные   исполнители   во   время концертного выступления испытывают значительно сильнее волнение в силу того, что по сравнению   с   профессионалами   выступают   редко,   имеют   слабее   подготовку,   чем профессиональные танцоры. Во­вторых, несколько отличается их настрой на выступление. Для профессионалов это трудовая деятельность, для участников детских коллективов — форма испытания творческих сил,  утверждения своих способностей.  Это и определяет особую педагогическую нагрузку концерта, его воспитательный потенциал.                 Концертное   выступление   всегда   имеет   повышенный   уровень   художественно­ эмоциональной   взаимной   отзывчивости   у   художественного   руководителя   и   участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут себя значительно   собраннее,   активнее.   Каждый   выполняет   максимально   ответственно   свои обязанности, одновременно повышается и их эмоционально­творческая отзывчивость на действия   партнёров.   Интересно   то,   что   происходят   изменения   в   сторону   большей строгости,   регламентации   и   в   отношениях   между   участниками   коллектива.   Они   более требовательно относятся друг к другу, внимательно и быстро реагируют на замечания.                В каждом конкретном случае руководитель заранее должен предусмотреть все особенности   и   сложности   предстоящего   концерта.   Одно   дело,   например,   выступать   на площадке   где   базируется   коллектив,   когда   можно   заранее   всё   подготовить   для выступления (костюмы, обувь, реквизит), провести репетицию со светом, сделать общий костюмированный прогон. Многие вопросы в этом случае снимаются.                 Иные   проблемы  приходится  решать  в  том  случае,   если  концерт   выездной.  На руководителя коллектива дополнительно возлагается огромное количество забот. У него появляются   дополнительные   обязанности   —   проследить   за   сбором   костюмов   и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспортное средство, проверить наличие всех участников коллектива, необходимо проследить за всеми организационными вопросами.   По   приезду   к   месту   концерта   художественному   руководителю   коллектива приходится   выяснять   все   подробности   —   где,   в   каком   помещении   разместить исполнителей, точное время начала концерта. Руководитель должен быстро оценить размер сцены, необходимо, узнать, где находятся гримёрные комнаты и тогда принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они успели сменить костюм и вовремя выйти на сцену, иногда руководитель вынужден произвести изменения в программе и переставить номера,   если   это   необходимо.   В   этом   случае   нужно   несколько   раз   обратить   внимание исполнителей коллектива на точное следование требованиям руководителя.          На выездном концерте руководитель коллектива должен быть особенно собранным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если руководитель растерян, нервничает, не знает, как решить постоянно возникающие организационные и творческие вопросы, не может собрать исполнителей в единый творческий коллектив. Ему приходится быть   максимально   собранным,   находчивым   при   исправлении   различных   «накладок»   во время концертного выступления (ведь могут возникнуть и неполадки со звуком, светом, кто­то из исполнителей может что­то выронить из реквизита на сцене, получить травму и т.п.). Конечно, невозможно дать советы на все непредвиденные случаи. Важно лишь, чтобы руководитель   коллектива   не   терялся,   всегда   оставался   выдержанным,   умел   вовремя поддержать   своих   подопечных.   И   только   такое   поведение   поддержит   состояние творческого   подъёма   и   уверенности   в   членах   коллектива.   Во   время   выступления художественный   руководитель   должен   находиться   рядом   с   участниками   своего коллектива, по ходу вносить в их действия необходимые коррективы, следить за развитием событий на сцене.          Ни в коем случаи нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что­то   из­за   кулисы   во   время   исполнения   номера.   Это   сбивает   участников   с   ритма выступления,   пропадает   эмоциональный   настой,   воплощение   образа   отходит   на   второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет ему после окончания концерта от руководителя. О каких танцах может идти речь? Так же не следует указывать, на ошибки сразу после выступления, так как исполнители находятся в приподнятом настроении и в этот момент могут просто не воспринять замечания руководителя. Лучше всего делать замечания по концерту на следующей репетиции, когда художественный руководитель сам проанализировал выступление коллектива, учёл все нюансы, недоработки и наметил план работы над недочётами. Очень полезно записывать выступления на видеоплёнку, а потом совместно   просмотреть   с   участниками   коллектива.   При   наглядном   материале   легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать. Концерт требует от руководителя громадной затраты   нервной   энергии.   На   плечи   руководителя   ложится   большая   забота   об организационной стороне выступления, контроль за его подготовкой.          В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную   самодеятельность   как   на   педагогическое   явление,   в   многочисленных исследованиях   убедительно   показано,   что   занятия   в   творческих   объединениях   могут значительно   повлиять   на   различные   качества   личности   –   ее   социальную   активность, творческие   способности,   общую   культуру,   коллективизм   и   многое   другое.   Детские хореографические   коллективы,   вызывают   сегодня   самый   большой   среди   всех   жанров интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав (и с точки зрения   числа   коллективов,   и   с   точки   зрения   количества   участников   в   них)   в   системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом,   определяемым   природой   хореографического   искусства   и   необычными возможностями построения педагогического процесса.         Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от педагога, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно­ тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Педагогу   хореографии   важно   знать   особенности   методики   работы   с   детьми   разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Заключение                Руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление   как   важнейшее   событие   в   своей   творческой   жизни   и   жизни   коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла — важнейшая   задача   руководителя.   К   организации   и   проведению   любого   выступления   — независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, — необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Концерт — это не только подведение итогов, смотр достигнутого. Это ещё встреча со зрителями, от которой зависит настроение. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей — вот ради чего коллектив выходит на сцену,   ради   чего   все   изнуряющие   репетиции.   Успех   коллектива   —   это   заслуга   его руководителя, укрепляется его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.          Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является   умение   анализировать   и   учитывать   педагогическую   ситуацию,   пути   и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога­руководителя имеет огромное значение   для   использования   благоприятных   ситуаций   в   воспитательных   целях,   для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе.          Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты,   проявляющиеся   в   процессе   обучения.   Активность   детей   на   занятиях   в хореографическом коллективе  зависит  от творческой инициативы  педагога,  стремления вести   своих   учеников   к   совершенствованию   исполнительского   мастерства   и   здоровому духовному развитию. . Список использованной литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1998. 2. Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в  дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986. 4. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Искусство 1983. 5. Каргин, А.С. Призвание и мастерство. – М.: Сов. Россия, 1986. 6. Константиновский В.С. Учить прекрасному. – М.: Молодая гвардия 1973. 7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: 1984. 8. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010. 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –  М.: Академия 2000. 10. Уральская В.И. Рождение танца.– М.: Советская Россия 1982.

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения

Методические рекомендации по организации и проведению концертных выступлений хореографического объединения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018