Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 11 классе
Оценка 5

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 11 классе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
11 кл
09.03.2018
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 11 классе
Методические рекомендации, адресованные учителям литературы, составлены по материалам авторского семинара Елены Ленвладовны Ерохиной, доктора педагогических наук, члена комиссии по проведению итогового сочинения, автора многочисленных работ по методике подготовки и проведению сочинения, а также по материалам ФИПИ). Кроме конкретных методических рекомендаций по каждому требованию, в работе прокомментированы наиболее значимые приёмы по подготовке к сочинению.Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
Итоговое сочинение.docx

А.В.Сапа

Итоговое сочинение

2017-2018 учебный год

Методические рекомендации

(выступление на районном МО учителей русского языка и литературы)

 

(по материалам семинара Елены Ленвладовны Ерохиной, доктора педагогических наук, члена комиссии по проведению итогового сочинения, автора многочисленных работ по методике подготовки и проведению сочинения, а также по материалам ФИПИ)

 

I. Общие положения

           1.Декабрьское сочинение в 11 классе – это не сочинение по литературе, оно имеет надпредметный характер, ответственность за его качество лежит на всём педагогическом коллективе. По сути, это сочинение – показатель сформированности  универсальных учебных действий выпускника школы.

Отсюда цель итогового сочинения – проверить, насколько у выпускника сформированы  три  основные компетенции:

- сформированность самосознания, умение мыслить, рассуждать по избранной теме, аргументировать  свою позицию;

- сформированность читательской культуры (рассуждение с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы);

- демонстрация уровня речевой культуры.

Таким образом, итоговое сочинение – это не проверка знаний по литературе, а проверка того, как ученик научился  создавать текст-рассуждение, который востребован в том числе на ЕГЭ при создании развёрнутых ответов на истории, обществознании, иностранном языке, географии. Поэтому при том, что сочинение литературоцентрично (один аргумент должен быть приведён из литературного произведения), ученику никто не запрещает (а это, наоборот, приветствуется), опираться на знания любых предметов, а особенно обществознания и истории. 

Задачи итогового сочинения:

- обеспечение  допуска ученика  к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет»);

-  форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ), но вузам только рекомендовано учитывать сочинение учеников, но никто их не обязывал это делать, поэтому каждый вуз принимает решение самостоятельно, и если правила приёма предусматривают это, то вуз вправе оценивать сочинение по своим критериям.

Первый раз итоговое сочинение проводилось в 2014-2015 учебном году, этот год является уже четвёртым.  За эти годы существенных изменений в требованиях к сочинению, к его проведению, к его оценке не произошло:

             1.Сочинение проводится в начале декабря (в этом году 6 декабря) и есть ещё две даты проведения: в первую среду февраля (7 февраля 2018 года) и первую рабочую среду мая (16 мая 2018 года).

              Повторно к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки в текущем учебном году допускаются:

           обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся, удаленные с итогового сочинения за нарушение требований;

обучающиеся не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

2. Продолжительность написания  итогового сочинения  составляет   3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность написания итогового сочинения  (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения, заполнение ими регистрационных полей и др.).

3. Итоговое сочинение  начинается в 10.00 по местному времени.

4. В целях получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года.

5. Участникам итогового сочинения запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

6.      Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения,  размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте ФГБУ «ФЦТ» (rustest.ru).

7. На итоговом сочинении предлагается  5 тем сочинений, в соответствии с 5 открытыми направлениями, определёнными Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной на 2017/18 учебный год.

·        «Верность и измена»,

·       «Равнодушие и отзывчивость»,

·       «Цели и средства»,

·       «Смелость и трусость»,

·       «Человек и общество».

            При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

•   соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

•   соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

•   соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

•   нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

•   соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

•   быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

             8. При проверке сочинения используется 2 понятия - требования и критерии: требований - 2, критериев - 5.

            Требование № 1.      «Объем итогового сочинения» - 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

            В ходе анализа выявлено следующее: в 15% сочинений  авторы незначительно превысили минимально допустимый объем в 250 слов,  около трети от общего количества работ составили сочинения объемом от 250 до 300 слов,  52%  сочинений колеблется в промежутке от 300 до 360 слов.  В большинстве итоговых сочинений проявилась тенденция к созданию связного текста объемом примерно 300 слов.  Сочинения, значительно превышающие рекомендуемый объем (350 слов), составили примерно 18% от общего количества. 

             В работах низкого качества заметно стремление к искусственному расширению текстового объема (неоправданные повторы тезисов из формулировки темы сочинения, формальное включение заранее заготовленных афоризмов, немотивированное обращение к нескольким литературным источникам в ущерб глубине рассуждений и др.).

             Требование № 2.     «Самостоятельность написания итогового сочинения».

            По мнению экспертов, в 2016/17 учебном году количество полностью списанных работ заметно уменьшилось. Многие из проанализированных работ были написаны самостоятельно, но достаточно большое их количество содержит клишированные заготовки.  

             К числу косвенных признаков несамостоятельно выполненных работ относятся следующие:

 написание сочинения не на тему;

 использование развернутых и объемных цитат без кавычек, а также афоризмов, авторство которых принадлежит малоизвестным мыслителям и писателям и в ряде случаев не установлено;

 обращение к общим аргументам, почти дословно повторяющимся в массиве проверяемых работ, многообразные повторы, в том числе тиражирование одних и тех же ошибок;

 использование стилистически «гладких» предложений и целых абзацев на фоне собственной, изобилующей изъянами авторской стилистики;

 привлечение специальных дополнительных материалов (от готовых вступлений и заключений и узнаваемо повторяющихся аргументов до цитат из опубликованных комментариев к открытым направлениям тем);

 нарушения логики при компоновке самостоятельных и заимствованных тезисов.

            Если хотя бы одно из двух  требований не соблюдается – сочинение не проверяется и ставится «незачёт»!

             Если требования соблюдены, сочинение проверяется по 5 критериям, из которых критерий № 1,2 являются основными, и «незачёт» по одному из них автоматически ведет к «незачету» за работу в целом. Кроме «зачёта» по этим критериям, необходим ещё хотя бы один  «зачет» по одному из других критериев.

             Критерий № 1. «Соответствие теме», а не тематическому  направлению.

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.

Из комментариев Е. Ерохиной:  «Должен в сочинении  прослеживаться коммуникативный замысел: автор сочинения должен точно сформулировать тезис, который будет доказывать на протяжении всего сочинения. А для этого необходимо научить ученика формулировать тезисы».

Главные ошибки при раскрытии темы сочинения:

1. Использование сочинений-заготовок в рамках конкретного тематического направления. В этом случае выпускник даже не вникает в поставленный в теме вопрос, воспроизводя освоенный им готовый шаблон.

2.Использование стратегии ухода от конкретной темы:

 заготовка фразы, заранее оправдывающей отсутствие в сочинении конкретного ответа на вопрос;

 использование приема «атака вопросами» (исходно обозначается серия вопросов, относящихся к данному тематическому направлению; среди которых есть и вопрос сочинения; такой подход неизбежно приводит к тому, что даются общие ответы, а конкретный вопрос «маскируется»);

 создание иллюзии ответа на вопрос с помощью конструкций: «потому что», «так как» и др. (при этом ход дальнейших рассуждений представляет собой тематическую заготовку, не связанную по смыслу с содержанием вопроса темы);

 дословный повтор текста в начале сочинения из опубликованного комментария к тематическому направлению.

3. Подмена предлагаемой темы другой, отчасти ей созвучной, уход от темы.

4.Включение в сочинение избыточной информации о писателях и их произведениях вне связи с содержательным аспектом, указанным в задании.

5.Соответствие сочинения не заданной теме, а открытому тематическому направлению

6.Неспособность определить ключевое слово темы и обозначить ракурс ее рассмотрения во вступительной части сочинения;

7.Неумение сформулировать во вступлении главную мысль и последовательно развить ее в последующем тексте;

8.Отсутствие глубины понимания терминов, социальных и нравственно-психологических понятий, встречающихся в формулировках тем;

9.Отсутствие готовности дать на явный или скрытый в теме вопрос краткий, ясный ответ и обосновать его в тексте работы;

10.Категоричность выводов, нарочитая прямолинейность суждений, упрощающая проблематику, заданную темой;

11.Перегрузка текста тезисами в ущерб их аргументации, необходимой для раскрытия темы.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации.

Главные недочёты при аргументации:

1. Нет  обращения к публицистике, дневникам, мемуарам.

2. Почти нет аргументов  из современной русской литературы последних десятилетий и из зарубежной классической литературы.

3. Массовым является факт привлечения двух (а нередко и более) литературных произведений  по следующим причинам:

 влияние формата ЕГЭ по русскому языку, требующего привлечения двух аргументов;

 своеобразная «подстраховка» вторым аргументом для придания работе большей убедительности;

 увеличение объема сочинения при возникновении трудностей в развертывании полноформатного рассуждения.

4. Крайне редко избирается путь комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания; чаще всего используется смысловой анализ текста, а именно обращение к его тематике и проблематике, сюжету и характерам (выпускник чаще всего использует пересказ).  

5. Плохое знание выбранного для аргументации литературного произведения (ученик ссылается на небольшой эпизод произведения и рассматривает его изолированно от остального текста как самостоятельный текст: таким образом выходят из  затруднительного положения неначитанные выпускники, создающие иллюзию полноценного обращения к литературному источнику;

6.Негативное влияние массовой литературы на отбор литературного материала (кстати, Е. Ерохина предлагает ввести ответственность учителя за использование в аргументации низкопробных в художественном отношении текстов).

7.При опоре на произведения XIX века допускается большое количество фактических ошибок.  

8. Предлагается примитивное толкование содержания литературного произведения, его упрощенное понимание.

9. Перегрузка сочинения литературными примерами в ущерб глубине рассуждения.

10. Преобладание пересказа при обращении к литературному произведению в ущерб анализу и рассуждению;

11. Недостаточно сформированное умение логично сопрягать тезис и аргумент (неумение связывать собственный тезис с отсылкой к тексту произведения так, чтобы она стала доказательством тезиса, т.е. аргументом);

12.Наличие различных пафосных текстовых конструкций, взывающих к чувствам экзаменатора и не имеющих никакой значимости для раскрытия темы, а также демагогических рассуждений.

13.Вытеснение аргументов примерами из текста, которые не имеют непосредственного  отношения к тезису (иногда вообще с ним не связаны), не доказывают мысль, сформулированную выпускником ранее, и недостаточны для подтверждения тезиса.

                 Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Структура сочинения по литературе:

1.Введение: ваш ответ-размышление  на тему сочинения («Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос)»).

2.Основная часть: обращение к литературным аргументам: тезис – аргумент – микровывод (Автор повествует о…; Автор описывает…; Писатель размышляет о…; Писатель обращает наше внимание…; Писатель заостряет наше внимание на …;  Он акцентирует внимание читателя на…; Он осуждает…; Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…).

3.Заключение: вывод, выражение надежды на лучшее, призыв (Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…; Невольно напрашивается вывод…; Таким образом, мы приходим к выводу: …;Итак, можно сделать вывод, что…; В заключение хочется призвать людей к…; Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …)

 Главные недочёты при построении сочинения:

1.Отсутствие содержательных связей между вступлением и основной частью работы, между вступлением и заключением, между основной частью сочинения и заключением;

2. Диспропорции в объеме смысловых частей работы; несоответствие между объемами вступления, основной части и заключения;

3.Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения;

4. Отсутствие во вступлении постановки проблемы, которая будет разрешаться в основной части, или формулировки ключевого тезиса, который будет там доказываться.

5.Слабость доказательной базы в основной части сочинения.

6.Формулирование несоразмерно короткого и необоснованного заключения, не

содержащего необходимых выводов и обобщений, или полное его отсутствие.

7.Необоснованные повторы одних и тех же мыслей;

8.Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев;

9.Содержательное противоречие между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.

10. Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.

               Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Комментарий Е.Ерохиной: «Если вы поставили + по критерию № 1, то поставить минус  за качество речи  вы не можете».

Главные недочёты при речевом оформлении  сочинения:

1. Наблюдается возрастающая тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.  

2.Неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций; смешение лексики разных видов

3.Речевые повторы, использование плеоназмов и др.

Комментарий Е.Ерохиной: «Качество письменной речи постоянно ухудшается: уменьшается количество речевых ошибок, но увеличивается количество штампов».

Критерий № 5 «Грамотность»

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

 

Некоторые значимые   приёмы работы по подготовке к итоговому сочинению:

1.Обучение выбору темы (1 из 5), где самое главное – обдумывание темы, связанное  с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова.

Попробуйте  выделить ключевые слова в следующих темах:  

1. Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

2.Согласны ли вы с утверждением Б. Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

3.Когда возникает выбор между верностью и предательством?

4.Что толкает человека на измену?

5.Всегда ли достижение уели делает человека счастливым?

6.Согласны ли вы со словами философа Макиавелли: «Цель оправдывает средства»?

7.Кого можно назвать трусом?

8.Как вы понимаете слова американского писателя  М. Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?

9. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

10.Что важнее: личные интересы или интересы общества?

          Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем  в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

2.Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, т.е. формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст и т.д.

(практические рекомендации с разбором сочинений в «Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению», подготовленных специалистами ФИПИ, в том числе Е.Л.Ерохиной).

           Сама Е.Ерохина при подготовке к итоговому сочинению предлагает следующие практические упражнения:

1.Проверка учениками сочинений своих сверстников или одноклассников по существующим критериям оценки.

2. Выделение ключевых слов в темах сочинений и формулировка точных ответов на поставленные проблемные вопросы.

3.Мозговой штурм: формулировка учениками тем сочинений в рамках тематических направлений.

4.Обсуждение создаваемых черновиков сочинений и их редактирование

5.Написание сочинений учителем вместе с учениками (приведу одно своё сочинение.)

6.Собирание сочинения из разрезанных частей  (хороший приём работы над композицией сочинения).

7.Чтение отрывков  готовых сочинений и их анализ по вопросам:

- На какую тему написано сочинение?

- Сформулируйте вопрос, на который был дан ответ в сочинении.

- Сформулируйте тезис, который доказывал автор.

8.Допишите сочинение, уберите лишнее, подберите аргументы, сопоставьте сочинения.

У Е.Л.Ерохиной есть рабочие тетради «Учимся писать сочинения» для 9-11 классов (Дрофа), которые включают   задания, нацеливающие старшеклассников  на создание как традиционного сочинения на литературную тему, так и литературоцентричного итогового сочинения-рассуждения.

Виды заданий:

1.Актуализация знания текста. В тетрадях представлено множество заданий, связанных с необходимостью вспомнить то или иное литературное произведение. Этот раздел называется «Вспоминаем текст произведения».

2.Анализ и классификация тем. Далее предлагаются возможные темы —  их круг вполне обозрим, несмотря на их разнообразие. Есть задание, где темы нужно систематизировать. Начинается работа над осмыслением темы, так как тема подсказывает тот жанр, который нужно создать, последовательность работы над сочинением.

3.Работа над ключевыми словами темы. При методичном выполнении этих заданий формируется устойчивое умение осмысливать тему.

4.Изменение любой темы в форму вопроса. Так как большинство сочинений — это рассуждения, рассуждать, имея конкретный вопрос, понятнее, логичнее и удобнее.

5.Выбор замысла. В тетради дается совокупность идей — возможных замыслов  данной письменной работы. Здесь требуется совместно с учениками обсудить, насколько каждый из замыслов подходит в качестве основы. Или стоит отказаться от всех и сформулировать какой-то свой?

6.Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение. Для этого в тетради есть определенная система заданий, алгоритм, который позволяет распространять тезис.

7. Композиция. Специальные задания учат последовательно располагать тезисы, писать вступление и заключение, держаться в определенном разумном объеме того и другого, показывают связь частей текста.

8.Использование литературоведческих понятий. Задания помогают осмыслить те понятия из теории литературы, которые могут быть использованы в работе.

9.Написание сочинения по выработанному алгоритму. После проведенной подготовки рекомендуется написать полный текст, а также рецензию, используя приведенные в тетради правила.

Примеры заданий

Учимся формулировать тезис

Задание 1. Составить вторую часть тезиса, начало которого приведено в задании. Например, «наивысшая ценность человека — это…»

Задание 2. Использовать альтернативные вопросы. При таком подходе ученик понимает, что выражает свою позицию исходя из того, какую из альтернатив принимает. Например: «Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для человека: знание родного или иностранного языка?»

Задание 3. Сформулировать тезис для сочинения-рассуждения, в котором есть все остальные части.

Учимся аргументировать

Задание 1. Доказать тезис с использованием максимального числа разнообразных аргументов. Аргументы не обязательно брать только из литературы или повседневной жизни, это могут быть и научные факты, исторические факты, пословицы, поговорки, аксиомы и т. д.

Задание 2. Превратить приведенные фразы в аргументы, ведь пример или факт – это еще не аргумент. Для этого предлагается использовать слова-помощники («поэтому», «вот почему», «неудивительно» и т.д.).

Учимся редактировать Редактирование — это не только исправление орфографических ошибок, это умение, которое позволяет доводить текст до совершенства.

Задание 1. Исправить в тексте ту или иную ошибку. Например, «прочитай работу ученика и устрани логические ошибки в написании сочинения-рассуждения».

Задание 2. Прочитать сочинение и найти лишний аргумент.

                                   

Перспективы итогового сочинения:

1.Оно никогда не будет отменено.

2. Критерии оценки и тематика сочинения будут усложняться.

3.Проверка сочинения, скорее всего,  изменится – будет передана на муниципальный или региональный  уровень.

 

 

 

 

 


 

А.В.Сапа Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год

А.В.Сапа Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год

Сочинение проводится в начале декабря (в этом году 6 декабря ) и есть ещё две даты проведения: в первую среду февраля ( 7 февраля 2018…

Сочинение проводится в начале декабря (в этом году 6 декабря ) и есть ещё две даты проведения: в первую среду февраля ( 7 февраля 2018…

При проверке сочинения используется 2 понятия - требования и критерии: требований - 2, критериев - 5

При проверке сочинения используется 2 понятия - требования и критерии: требований - 2, критериев - 5

Если требования соблюдены , сочинение проверяется по 5 критериям , из которых критерий № 1,2 являются основными, и «незачёт» по одному из них автоматически ведет…

Если требования соблюдены , сочинение проверяется по 5 критериям , из которых критерий № 1,2 являются основными, и «незачёт» по одному из них автоматически ведет…

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники)…

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники)…

Наличие различных пафосных текстовых конструкций, взывающих к чувствам экзаменатора и не имеющих никакой значимости для раскрытия темы, а также демагогических рассуждений

Наличие различных пафосных текстовых конструкций, взывающих к чувствам экзаменатора и не имеющих никакой значимости для раскрытия темы, а также демагогических рассуждений

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, т

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, т

Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение

Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018