Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Оценка 4.7

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Оценка 4.7
Документация +6
docx
администрации +2
10 кл—11 кл +1
08.09.2018
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5.docx
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5­х КЛАССОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Успешность адаптации школьника к обучению в 5­м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы  преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым  условиям обучения в 5­м классе, необходимо: • учитывать психологические особенности 10–11­летних детей, вступающих в подростковый  период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5­й класс; • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции  трудностей адаптации школьника. Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть  следующие этапы его организации: 1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся. 2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его  смысла, необходимости подготовки. 3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом  возможностей учителей и детей на основе базовой программы. 4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих  адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление  кабинетов для работы и т.п.). 5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных  кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе. Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается  программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в  течение первой недели обучения в школе. Программа адаптационного периода для учащихся 5­х классов 1) Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает  значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам  важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни  выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас». 2) Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят  была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся  составом. Продолжительность работы группы — в течение четырех дней по 1–1,5 часа. Группу  может вести психолог или классный руководитель, прошедший подготовку. 3) Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с  другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им  нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто  общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом. 4) Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу,  способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию  индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста  характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно  предложить в форме драматизации и творческой дискуссии­поиска. На этом этапе  целесообразно партнерское участие основных преподавателей­предметников и классного  руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих  увлечениях. 5) Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность  взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные  правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального,  творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать  сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным». В сентябре проводится также психолого­педагогический семинар с классными руководителями и  учителями­предметниками, работающими в 5­х классах, по проблемам, связанным с  особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных  диагностических данных. В сентябре­октябре классные руководители, педагоги­предметники наблюдают за поведением и  учебной деятельностью детей. Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца,  психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября. При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за  учащимися педагогов­предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс­диагностики (их  сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое  предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого­педагогическим  требованиям в средней школе было определено еще в 4­м классе, достаточно обратиться к  изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей  отношения ребенка к миру и самому себе. Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие  мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4­го класса в 5­й: • Проведение родительских собраний в 5­х классах по вопросам адаптации в среднем звене. • Наблюдение за учащимися 5­х классов во время и вне учебных занятий. • Выделение «группы риска» среди учащихся 5­х классов, составление программы реабилитации  по каждому учащемуся в отдельности. • В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства  старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных  организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение  единого коллектива и т.п. • При организации воспитательной работы использовать возможности включения  пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий,  праздников, спортивных соревнований. • Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим  низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они  заведомо бы имели успех. Сценарий организационного родительского собрания (5­й класс) Цель Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение  перспектив развития детского коллектива. Задачи 1. Изучить приоритетные интересы родителей. 2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в  классе. 3. Провести выборы родительского комитета. Предварительная подготовка 1. Изучение классным руководителем личных дел учащихся, результатов их учебной  деятельности в четвертом классе. 2. Изучение характеристики класса за предыдущий год. 3. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе. 4. Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение можно отправить по почте или  разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким: «Уважаемые родители! Ваш сын (или дочка) стал учеником 5 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса,  какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было  поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча.  Наше организационное собрание состоится... Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса  станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С надеждой на  встречу. Ваш классный руководитель ...» 5. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены на  классной доске. Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Я.А. Коменский Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже. Дж. Дьюи  Любите детство, поощряйте его игры и забавы. Л.Н. Толстой Школа – это мастерская человечности». Ж.Ж. Руссо 6. Классный руководитель может приготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в  которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов,  работающих в классе, свой номер телефона. 7. На доске написать основные направления плана воспитательной работы, нравственные законы общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского комитета и  направления его деятельности. 8. К первому родительскому собранию можно подготовить следующий опросник: • Фамилия, имя и отчество родителей. • Год рождения, образование. • Домашний адрес и телефон. • Профессии родителей. • Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является пятиклассник – старше или  младше? • Полная или неполная семья. • Особенности в развитии ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете) Ход собрания Родители входят в класс, рассаживаются и до начала собрания дают ответы на вопросы  (опросника). I. Вступительное слово классного руководителя Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической  деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя. II. Самопредставление родителей учащихся В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях,  которые у них связаны с этим классом. III. Вручение родителям блокнотов­сувениров В этих блокнотах родители могут делать записи, связанные с воспитанием своего ребенка;  вопросы, которые хотелось бы задать педагогам. IV. Знакомство с планом воспитательной работы, знакомство с традициями школы 1. Рассказ об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности  учащихся. Проблемы воспитания, которые нас волнуют Мы могли бы организовать в классе Студи Классный час Кружо Секци ю к Могу войти в состав родительского комитета и помочь ю             2. Знакомство с дневником (какую информацию может дать дневник пятиклассника, на какие  графы в нем необходимо обращать внимание). V. Заполнение листа участия семьи в жизни класса  Такой лист лежит перед каждой семьей. Заполнение данного листа позволит увидеть, какие проблемы воспитания волнуют родителей, их  отношение к участию в жизни класса. Некоторые классные руководители считают, что  действенной помощи от родителей ждать не приходится. Безусловно, от всех ждать помощи было бы даже вредно, но если 2–3 человека вызовутся помочь вести кружок или секцию, провести  классный час — это уже хорошо, конкретный отклик, и иногда это — только начало. VI. Экскурсия по школе. VII. Выборы родительского комитета Социально­психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления,  в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет  социально­психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к  классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами,  влияющими на социально­психологическую адаптацию в школе, являются следующие: 1. адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов ка и другие; 2. адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения 3. 4. социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно шений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребен ку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чув ству ответственности. При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя  воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко  всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение. При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний  ребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется больший контроль со  стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает  учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем­то  интересным. Дружит со многими одноклассниками. При низком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе,  нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения  дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему  приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. При внимательном наблюдении можно  заметить, что у такого ребенка несколько улучшается внимание и работоспособность при  удлинении пауз для отдыха. Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в  начале школьного обучения. Тяжелее и дольше привыкают к школьной жизни "домашние" дети,  т.е. дети, которые никогда ранее не посещали детские дошкольные учреждения и не имеют  достаточного опыта общения в больших детских коллективах. При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на  состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрываться возможность обострения каких­ либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической  мозговой недостаточности (в анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или  осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде). Психологические трудности собственно младшего школьного возраста Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не  критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и  функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем,  связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей  освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности. Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен  достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной  адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. При  определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост,  масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально­психологическую готовность ребенка к школьному обучению. К сожалению,  социальной зрелости, которую к тому же не легко оценить, не уделяется достаточного внимания.  В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть,  чем заниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с  предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они и соблюдать  школьную дисциплину. Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других  сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж.  Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие  происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии  детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития  ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного  развития. В своих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными  дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: "В  одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое  придумал местный аптекарь, способно вылечить ее. Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей  женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы.  Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены  или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное  лекарство". На основании ответов на такого рода задачи Кольбергом выделено три уровня, включающие в  себя шесть стадий нравственного (конвенционального) развития (цит. по Шевандрин Н.И., 1995): Уровень 1. Предконвенциональный (с 4 до 10 лет) — поступки определяются внешними  обстоятельствами, точка зрения других в расчет не принимается. Стадия 1. Ориентация на наказания — "Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут"  (слушается, чтобы избежать наказания). Стадия 2. Ориентация на поощрения, однако — "Если ты меня обидел, то и я тебя обижу"  (эгоистические соображения взвимной выгоды, послушание в обмен на какие­то блага и  поощрения). Уровень 2. Конвенциональный (с 10 до 13 лет) — человек придерживается условий роли,  ориентируясь при этом на принципы других людей. Стадия 3. Ориентация на образец "хорошего мальчика/девочки" — "Я хочу делать то, что приятно другим" (желание одобрения со стороны значимых других людей и стыд перед их осуждением). Стадия 4. Ориентация на авторитет — "Я обязан соблюдать закон" (хорошо то, что соответствует правилам). Уровень 3. Постконвенциональный — "автономная мораль" (с 13 лет) — переносит моральное  решение внутрь личности и начинается с понимания относительности и неустановленности  нравственных правил с постепенным пониманием и признанием существования некоторого  высшего закона, выражающего интересы большинства. Заканчивается формированием  устойчивых моральных принципов, диктуемых собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. Стадия 5. Ориентация на общественный договор — "Я должен исполнять эти законы, так как их  установило общество". Стадия 6. Ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы —  "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой". Слабоуспевающие и беспокойные дети легко оказываются аутсайдерами в классе. Такая  ситуация часто ведет к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детей  нередко становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом плане возможны  проявления агрессии. Ситуация может усугубиться возможным неправильным поведением  родителей, когда они, испытывая серьезные опасения и даже разочарование в своем ребенке,  лишают его невольно эмоциональной поддержки. Трудности социально­психологической  адаптации к школе и отсутствие эмоциональной защищенности в родном доме открывают дорогу  к различным вариантам патологического личностного развития таких детей. Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита  потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка  ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. По этой же причине на перемене дети  бегают, дерутся и кричат. Особые трудности в школе испытывают дети холерического  темперамента, черты которого наиболее ярко выступают в критические периоды онтогенеза.  Повышенная возбудимость, неусидчивость и моторная расторможен­ность могут иметь и другие  причины. В любом случае такие дети требуют к себе внимательного отношения родителей,  педагогов и врачей. Следует помнить, что волевая активность младших школьников базируется  преимущественно на побуждении извне, самостоятельно они еще не могут проявлять  достаточную выдержку и организованность, поэтому им необходим постоянный контроль со  стороны взрослых. Другой типичной причиной затруднений освоения учебной деятельности является недостаточная сфорлшрованность у ребенка интеллекта пли отдельных его сторон. Такие дети имеют слабо  выраженные нарушения памяти, внимания, мышления, речи или динамики психических процессов. Подобные нарушения возникают при различных вариантах задержки и асинхронии психического  развития. Они могут быть следствием родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения  головного мозга или тяжелого заболевания. Эти дети нуждаются не только в педагогической  помощи (в ряде случаев они требуют обучения в специально созданных условиях — классы  "выравнивания"), но и должны находиться под наблюдением школьного врача. Большую роль в формировании интеллектуальной деятельности играют и социальные факторы.  Так, педагогически запущенные дети, чьи родители имеют более низкий образовательный  уровень, злоупотребляют алкоголем или конфликтуют между собой и практически воспитанием  ребенка не занимаются, имеют очень бедный запас знаний, оказываются не подготовленными к  школе и в силу этого испытывают трудности в обучении. Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более  болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку  мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться  "лидеры" и "отверженные", меняются взаимоотношения детей. В ряде случаев проблемы  межличностных отношений со сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на  первый план и требуют анализа и коррекции. Родители таких детей часто говорят о них, что  ребенок необщительный, у него нет друзей, "задразнили в школе", "моего ребенка не понимает  учитель" и тому подобное. Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) Трудновоспитуемыми называют детей,  которые при нормальных педагогических мероприятиях не объединяются с коллективом  сверстников и к тому же, как правило, плохо учатся. Они нуждаются в специальном  педагогическом воздействии на протяжении многих лет, однако и в этом случае шансы на успех  не очень велики. Трудновоспитуемость может быть обусловлена рядом причин. В отдельных  случаях это наследственно обусловленная абсолютная эмоциональная холодность, которая  порой может отражать подобное поведение с отсутствием эмоциональной отзывчивости по  крайней мере одного из родителей, что определяет атмосферу в семье. Можно предположить,  что и второй из родителей не слишком эмоционален, в противном случае их совместная жизнь едва ли была бы возможна. Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную  деятельность с внешне упорядоченными семейными отношениями. Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе 1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок ди агностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис. 2. Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной по мощью взрослых), сформированность элементов учебной деятельно сти, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. 3. 4. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просмат риваются тетради по математике, русскому языку, даются пробы на чтение, письмо и решение задач. 5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (неудовлетворительным) оценкам; ка кова типичная обратная связь по этому поводу со стороны взрослых (родители, учителя); есть ли сферы деятельности, позволяющие ре бенку компенсировать неуспех в обучении; по возможности вос производится вся система межличностных отношений ребенка. 6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в уче бе: кто занимается с ним, как много, какие приемы используют. Ана лиз стиля родительского воспитания в семье в целом. 7. Собирается подробный анамнез развития ребенка, с чем родители связывают трудности  обучения в школе. Результатом обследования является возрастно­психологическое заключение. Оно должно  отражать не только сам дефект, но сохранные психические структуры, на которые можно  опереться при его компенсации, а также важно описать актуальную социальную ситуацию  ребенка и ее возможности для адаптации и реабилитации. В беседе с родителями стремятся раскрыть не только психологическую структуру дефекта, но и подчеркивают положительные  качества ребенка. Консультирование базируется на соблюдении интересов ребенка и щадящей  форме сообщения родителям диагноза. Настораживающими в плане возможности дезадаптации поведения на последующих этапах  возрастного развития являются следующие особенности поведения младших школьников  (Лебединская К.С. и др., 1988):  низкая познавательная активность и личностная незрелость, дис социирующие с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; сохраняющиеся с дошкольного возраста элементы моторной  расторможенности, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой острых, бездумных впечатлений; —усиление некоторых элементов влечений типа интереса к ситуациям жестокости и агрессии;   немотивированные колебания настроения, а также конфликт ность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам (часто с замет ными вегетативно-сосудистыми реакциями, завершающимися цереброастеническими явлениями); реакции протеста по поводу школьных занятий — прогулы уро ков, невыполнение домашних заданий "назло" педагогам и родителям; —гиперкомпенсационные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными  формами поведения: грубость, намеренное невыполнение требований и другие;   трудности и даже невозможность усвоения дальнейших разделов школьной программы за счет как отсутствия интереса к учебе, так и слабых интеллектуальных возможностей; нарастание тяготения к асоциальности (мелкие кражи, попытки курения и алкоголизация), особенно при дефектах воспитания со сторо ны семьи (пьянство родителей, безнадзорность или грубая авторитар ность в стиле воспитания). Глава 23. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста Общая характеристика периода взросления Переход от детства к взрослости (взросление) охватывает почти десятилетие—от 11 до 20 лет.  Весь этот период обычно подразделяют на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и  юность (два периода — ранняя и поздняя юность). Однако их хронологические границы, как и  всего переходного периода от детства к взрослости, часто понимаются по­разному. В психологии условной границей между отрочеством и юностью чаще считается возраст 15 лет, а  границей между первым и вторым периодами юности —17 лет. Имеются различия в периодизации этапов взросления по полу: подростковый возраст  определяется как 13­16 лет для мальчиков и 12­15 лет—для девочек; юношеский возраст у  юношей начинается с 17 лет и заканчивается в 22­23 года, а у девушек он начинается с 16 лет и  заканчивается в 19­20 лет (Кон И.С., 1980; Gesell A., 1956). Ряд авторов (Петровский А.В. и другие., 1979) границы подросткового возраста устанавливают  между 11­12 и 14­15 годами, а возраст между 14­15 и 17 годами определяется ими как ранняя  юность. При этом акцент делается на смене ведущих форм деятельности, общественном  положении и уровне социализации личности в обществе. В правовом отношении период взросления означает рост ответственности перед законом.  Некоторые рубежи возрастной зрелости определены юридически: в 14­16 лет молодые люди  получают паспорт, в 18 лет — приобретают активное избирательное право, возможность  вступить в брак и несут полную ответственность за уголовные преступления. В медицинской литературе периодизация подросткового возраста проводится с позиций  физического и полового созревания (Пашкова В.А., 1973; Личко А.Е., 1985 и другие). Весь этап  взросления здесь определяется как пубертатный (лат. pubertas — половая зрелость), и его  обьино подразделяют на три периода:   препубертатный — подготовительный период; собственно пубертатный период — бурная внутренняя перестройка с наступлением половой зрелости (способность к размножению); — постпубертатный — достижение окончательной биологической зрелости. Если совместить это деление с принятыми в возрастной и педагогической психологии  категориями, то препубертатный период соответствует предподростковому возрасту,  пубертатный — подростковому, а постпубертатный — юношескому возрасту. Следует отметить, что существует большая индивидуальная вариативность процессов  созревания, которая еще более усилилась начавшимся с 1950 года массовым ускорением темпов  полового созревания новых поколений (акселерация). Современные дети стали достигать  полного своего физического роста и полового созревания в среднем на 1,5­2 года раньше, чем  предыдущие поколения. Что же касается верхней границы взросления, приобретения  социального статуса, то здесь положение изменилось в худшую сторону — удлинились сроки  обучения и приобретения профессии, и это сдвигает начало самостоятельной трудовой  деятельности к более старшим возрастным границам. В пубертатном периоде происходит становление главных черт характера, т.е. основ личности. В  это время выявляются и другие личностные компоненты: способности, наклонности, интересы,  значительная часть социальных отношений. Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности обнажает и заостряет все  слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным  влияниям среды, поэтому подростковый возраст не случайно называют "трудным". Кроме того,  бурные нейрогормональные перестройки у подростков также сопряжены с выявлением скрытых  до этого генетически обусловленных задатков. Именно на пубертатный период падает  большинство дебютов эндогенных психических заболеваний. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим.  Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является  самым острым и самым продолжительным, т.к. вступление в взрослую жизнь не одномоментное  явление, а длительный процесс. При объективно наступающем взрослении социальная ситуация  подростка, как правило, существенно не меняется, он остается учащимся и находится на  иждивении родителей. Поэтому многие притязания подростка приводят к конфликтам,  противоречиям с реальной действительностью, в чем и кроется суть, психосоциальная причина  кризиса подросткового возраста. Переходим в пятый класс Ну что ж, Вас и Ваших детей можно поздравить с окончанием начальной школы. Это и событие и радостное, и в то же время влекущее за собой много сложностей. Переход из начальной школы в среднюю сопряжен с большой психологической нагрузкой.  Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.  Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со "взрослыми дядями", старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.  В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше? Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи. 1. Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у завуча или директора школы. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 8 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут. 2. Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога. 3. Узнайте, существует ли в школе группа продленного дня. Уточните режим ее работы, организацию питания и расписание факультативов. Современные группы второй половины дня, как правило, отличаются от прежней "продленки". Именно здесь должны присутствовать эстетический и развивающий циклы. 4. У ребенка начинаются выездные экскурсии. Поинтересуйтесь, есть ли у школы собственный экскурсионный транспорт. 5. Наладьте контакт со школьным психологом, так как в период адаптации могут возникнуть нежелательные отклонения в поведении, с которыми Вы самостоятельно не справитесь. Вам потребуется помощь специалиста. 6. Заранее познакомьтесь с воспитателем группы продленного дня. Это именно тот человек, который будет находиться с вашим ребенком большую часть времени. Откровенно расскажите ему о ребенке, о его привычках, особенностях, его слабостях. И обязательно оставьте ему все Ваши телефоны, и рабочий, и домашний. 7. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу. Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность. 8. Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса , а также о жизни вашего ребенка в школе. 9. И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2018