Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.7

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +1
9 кл
27.04.2018
Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.
Данный материал подготовлен в помощь учителям истории и обществознания при работе над формированием понятийного аппарата у учащихся.В методической разработке представлены несколько методов работы над понятийным аппаратом.Сформированность понятийного аппарата дает возможность видеть закономерности исторического процесса, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно.
методическае рекомендации.docx
МБОУ «Утяшкинская ООШ Новошешминского муниципального района РТ» Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания. Автор: Борисова Лилия Галимхановна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории Содержание Пояснительная записка (введение)  …………………. Тезаурус (глоссарий)  ……………………………….. 1.  Глава 1. Особенности формирования понятийного  аппарата у учащихся на уроках истории и  обществознания.  ……………………………………….. 2.  Глава 2.  Работа с понятийным аппаратом на разных этапах урока.  …………………………………. 3 6   7 10 Заключение ……………………………………………. 18 Список использованной литературы  ………………… 19 Приложения ……………………………………………. 20 Пояснительная записка       В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной   на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство. Системно — деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и 2 создать   навигацию   проектирования   универсальных   учебных   действий, которыми должны владеть учащиеся.  Требования   к   результатам   обучения   и   освоения   содержания   курсов истории   и   обществознания   в   новых   стандартах   обучения   указывают   на необходимость   достижения   учащимися   предметных,   метапредметных   и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные   в   процессе   работы   над   понятийным   аппаратом.   Они подразумевают   знание   ряда   ключевых   понятий,   определение   сущностных характеристик   объекта,   выбор   верных   критериев   для   сравнения, сопоставления   и   оценки   объекта,   исследование   реальных   связей   и зависимостей, использование элементов причинно­следственного анализа. В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов   мышления,   который   характеризуется   использованием   понятий   и логических конструкций.  Успешное усвоение знаний по истории и обществознанию невозможно   Понятие —   основа   мыслительной без   мыслительной   деятельности. деятельности.   История —   наука,   система   знаний,   и,   чтобы   понять   логику исторического   процесса,   взаимосвязь   событий,   чтобы   научиться   выдвигать суждения   и делать   умозаключения,   ученик   должен   владеть   понятийным мышлением,   знать   и уметь   пользоваться   понятиями.   Сформированность понятийного   аппарата   дает   возможность   видеть   закономерности исторического процесса, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно. Невозможно также сформировать правовую   и политическую   культуру   человека,   что   препятствует   созданию   исторически гражданского   общества сформировать   в стране,   ориентированную, способную самоидентифицироваться личность, способную 3 непрерывно учиться и самостоятельно добывать знания. В современном мире границы   человеческого   знания   расширяются,   происходит   быстрый   рост информации,   следовательно,   расширяется   понятийный   аппарат,   понятия усложняются, появляются новые. Только осознанное усвоение знаний создаст условия   и возможность   знать   историю,   ибо   этот   процесс   основан   на   Универсальные   учебные   действия   также понятийном   мышлении. формируются   в процессе   работы   над   понятийным   аппаратом.  Федеральный государственный   стандарт   образования,   историко­культурный   стандарт (проект),   форма   рабочих   программ   уделяет   особое   внимание   изучению понятий. В каждой рабочей программе есть отдельная графа, куда выносятся понятия данной темы для обязательного усвоения. Это тот минимум знаний, который   учащиеся   должны   обязательно   иметь.   «Терминологическая неграмотность» приводит к тому, что ученик не понимает предмет и теряет к нему интерес. Многие понятия очень сложны для понимания и запоминания. Таким   образом,   особую   актуальность   в изучении   предметов   «история», «обществознание»,   приобретает   работа   педагога   над   формированием и развитием у учащихся понятийного мышления­ мышления, которое лежит в основе   всех   других   видов   мышлений.   Познавательный   интерес —   это главная потребность ребенка, ее надо поддерживать, развивать и использовать для работы с понятиями. Человек должен осознанно подходить  к процессу усвоения,   добиваться   продуктивного   результата,   уметь   применять   знания, чтобы ориентироваться в современных исторических событиях в мире, чтобы быть успешным. Данные методические рекомендации помогут педагогам грамотно применять системную работу с понятийным аппаратом в ходе всего учебного процесса, позволят сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в   целом,   а   также   способствовать   формированию   политической   культуры учащихся. 4 При разработке рекомендаций я обращалась к: Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию   понятийного   аппарата   учащихся   на   уроках   истории   и обществознания   [Текст]   //   Педагогическое   мастерство:   материалы   V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки­Веди, 2014. — С. 98­106. — URL ­ Глоссарий Алгоритм   формирования   понятий­  набор   инструкций,   описывающих порядок действий учителя для достижения результата. Деятельностный   подход (системно­деятельностный)  ­  это  организация учебного   процесса,   в   котором   главное   место   отводится   активной   и 5 разносторонней,   в   максимальной   степени   самостоятельной   познавательной деятельности школьника Дидактический материал ­ вид учебных наглядных пособий Понятийное   мышление   ­  вид  мышления,   где   используются   понятия   и логические конструкции. Понятийный аппарат – это совокупность понятий и категорий, образующих определенную систему Признаки понятий ­показатели, приметы, знаки, по которым можно узнать, определить какое­либо понятие. Системность   обучения­  дидактический   принцип,   согласно   которому изложение   учебного   материала   должно   соответствовать   внутренней   логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным особенностям учащихся. 6 Глава 1. Особенности формирования понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.              В настоящее время системно — деятельностный подход, лежащий в основе   стандартов   нового   поколения,   позволяет   выделить   основные результаты   обучения   и   воспитания   и   создать   навигацию   проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.  Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения   учащимися   предметных,   метапредметных   и   личностных результатов,   которые   включают   в   себя   знания,   умения   и   навыки, сформированные   в   процессе   работы   над   понятийным   аппаратом.   Они подразумевают   знание   ряда   ключевых   понятий,   определение   сущностных   выбор   верных   критериев   для   сравнения, характеристик   объекта, сопоставления   и   оценки   объекта,   исследование   реальных   связей   и зависимостей, использование элементов причинно­следственного анализа. В   связи   с   этим   особую   актуальность   приобретает   работа   педагога   над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов   мышления,   который   характеризуется   использованием   понятий   и логических   конструкций.   Работа   с   понятийным   аппаратом,   проводимая преподавателем   в   системе   и   в   ходе   всего   учебного   процесса,   позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Не   случайно   Л.   Выготский   подчеркивал,   что   сознание   базируется   на понятийном мышлении: «образование понятий раскрывает перед подростком мир  общественного  сознания и приводит с  неизбежностью  к  интенсивному развитию и оформлению…психологии и идеологии        Быстрый рост понятийного аппарата практически любой науки связан с расширением границ человеческого знания, отсюда и востребованность для 7 общества   людей   с   пониманием   происходящих   событий,   а   также   умением самостоятельно решать различного рода проблемы, приобретать новые знания.            Необходимость обучения владению понятийным аппаратом  определяется и прохождением государственной итоговой аттестации. В ЕГЭ  есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с  понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй  части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году  — оно похоже на № 25, но немного проще.            Важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в  том числе и для дальнейшей жизни. Решение этой задачи осложнено целым  рядом обстоятельств: ­ большое количество понятий, предлагаемых для запоминания; ­ многие понятия используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году; ­ небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие.           Несоответствие уровней владения понятиями учителем и учениками – одна   из   основных   проблем   обучения.   Многие   учащиеся   не   понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от уровня их владения понятийным аппаратом. Отсюда следует, что для учителя очень   важно   работать   в   русле   формирования   мотивации   к   овладению специальной   терминологией,   в   противном   случае   ученики   не   в   состоянии усвоить   предлагаемую   программу   по   предмету.   Находясь   в   состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом,   прекращают   активно   работать   на   уроке,   не   могут   быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д. 8 Соответственно «номером один» становится   вопрос такого характера: объясни значение слова.             Существуют   разные   виды   заданий   для   формирования   понятийного аппарата: словесное описание — выделение признаков; описание по рисунку (родовая   община –  что  представлено   на  первом   плане,  что   изображено  на втором   плане),   здесь,   кстати,   уместно   использовать   в   работе   прием «Выглядит, как… звучит как…»; работу с понятиями можно построить через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки; через представленные   вопросы   на   сравнение   (   в   чем   различие   между   копьем   и гарпуном, и т.д.).         Как уже было отмечено выше, многие понятия используются редко, часто даже в следующем учебном году, поэтому механическое зазубривание редко приводит к хорошему результату, как запомнить сознательно, «отложить» в долгую память, здесь, как мне кажется, нет универсального приема и способа. Для   каждой   ступени   обучения,   уровня   обучаемости   отдельного   ученика, педагогического мастерства учителя будут свои формы и приемы работы по формированию понятийного аппарата.                  Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия — это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет (устанавливает) значение термина.           Изменения в содержании происходят и после каких­либо событий в истории,   и   при   постоянном   обогащении   новыми   терминами (пассионарность,   ментальность   и   т.д.)   Как   же   работать   над   понятийным аппаратом?  9 Как один из вариантов мы  предлагаем  следующие приемы  работы  по формированию понятийного аппарата: 1. Обращение к этимологии слова;  2. Выстраивание ассоциаций;  3. Выделение существенных признаков (признака);  4. Сравнение  5. Выстраивание   логических   взаимосвязей   (построение   предложений, содержащих   информацию   о   понятии),   приведение   конкретных примеров.  Глава 2.  Работа с понятийным аппаратом на разных этапах урока. 1. Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы: ­. Учитель делает акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его правописания. ­. Обучающиеся записывают термин  в словаре терминов. 2. Закрепление знаний: ­. Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов). ­. Работа со справочной, хрестоматийной литературой. ­.  Оформление  в  кабинетах  словаря   терминов,  накопление  дидактического материала по терминам. ­. Семинарские занятия. 10 ­. Уроки­конференции. ­. Ведение тетрадей­словарей(справочника). 3. Итоговый контроль усвоения понятий: ­. Терминологические,  словарные диктанты. ­. Диктанты с ошибками. .­ Найти лишнее. ­. Дописать термин. ­Самоконтроль и взаимоконтроль. ­. Тестирование. .­Индивидуально­фронтальный контроль. 4. Творческое применение терминов: ­. Сочинения с применением терминов. ­. Рефераты. ­. Практические работы. ­. Составление кроссвордов, чайнвордов. ­. Сообщения Приведу     приемы,   которые   считаю   наиболее   эффективны   при   работе   с терминами,   причем   их   использование   зависит   от   возраста,   уровня   класса, методики   работы   учителя,   этапа   введения,   закрепления,   контроля   за понятийным аппаратом. 1. Создание словаря. В   конце   своей   тетради   учащиеся   записывают   новые   термины   и   их определения.   На   протяжении   всего   года   словарь   пополняется   новыми 11 историческими терминами. Важно, чтоб учащиеся не забывали указывать при пополнении словаря век. Это дает привязанность ко времени термина. 2.. Историческая цепочка (есть несколько ее видов).  1вид ­ учащиеся по цепочке говорят термин и называют того, кто должен дать определение этого термина. Тот учащийся в свою очередь, после того как дает определение   называет другой исторический термин и называет того, кто должен дать определение этого термина и т.д. Учителю необходимо только задать   тему   и   контролировать,   чтобы   ответили   все   учащиеся.  Этот   прием словарной работы очень удобен при работе в малокомплектных классах. Он дает возможность проверить знание исторических терминов относящихся к конкретному домашнему заданию или к теме полностью. 2 вид ­ проведение словарной цепочки письменно, кроме того, что ученики проговаривают термины и определения, они их еще и пишут правильно.  3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ОГЭ и ЕГЭ. Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование   у   школьников   умения   понимать   и   связно   излагать   учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников. а)   Тест   –   найдите   соответствие.   Пример:   в   левом   столбике   дается   набор терминов, а в правом дается набор определений этих исторических терминов. Задание: найти соответствие. б) Тест – дописать предложение (или термин или определение).  12 в) Словарный диктант. Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает   вставить   пропущенные   слова.   Слова   могут   быть   дописаны учащимися   самостоятельно,   но   можно   также   для   слабого   контингента учащихся  дать ниже  слова для справок. г) Задание на обобщение группы понятий.  Например: Выберите   понятие,   которое   является   обобщающим   для   всех   остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Д)   Составьте   предложения   со   следующим   набором   терминов.   Слова подбираются по изученной теме. Е)  На доске вывешивается большой лист с буквами. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов. 4. Игровые, активные формы работы активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету. а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении   кроссворда,   ребуса   запоминается   правильность   написания,   что встречается и в олимпиадных заданиях.  Учащимся   дается   поле,   размеченное   на   20 б)   Историческое   лото. прямоугольников,   в   которых   вписаны   термины   и   дается   20   карточек   с определением   терминов.   Задача   учащихся   быстро   и   правильно   разложить карточки на игровое поле лото. 13 в) Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие.   Последующие   ассоциации   обучающиеся   логически   связывают   с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  е)   Создание   синквейна.  Могут   использоваться   в   качестве   среза   оценки понятийного и словарного багажа учащихся. ж)Игра «Слова», «Почта» — кармашки по темам. Цель:  формирование   устной   речи,   а   также   умения   классифицировать объекты. Учащимся   раздаются   карточки   с   анаграммами,   в   которых   зашифрованы некоторые понятия. Путём   перестановки   букв   нужно   составить   слова,   относящиеся   к определенной теме. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл понятий.  З)Игра «Что лишнее?» Выбор приемов и средств обучения для формированию понятийного аппарата учащихся зависит от сложности понятий, изучаемого материала, типа урока, особенностей   класса.   Одним   уз   успешных   приемов,   позволяющих   усвоить понятие, является анаграмма. 14 Варианты   игры:   Учащимся   раздаются   карточки   с  анаграммами,   в   которых зашифрованы некоторые понятия. 1. Путём   перестановки   букв   нужно   составить   слова,   относящиеся   к определенной  теме. Все буквы должны быть использованы. 2. Усложнить задание ­ объяснить смысл понятий. 2.Определить, какое слово в группе лишнее.  Тиросяи, олархеогия, дофе, ктнумзизмаиа  Учащиеся   сами,   при   Проблемно­поисковое   изучение   терминов. помощиучителя   дают   определение   термину,   а   потом   сравнивают   с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь,   наиболее   точное   определение.   Например.   Учитель   называет раздробленность:   «Что   такое   раздробленность?   Затем   использую   карту, попытаемся   дать   ответ,   учитель   записывает   на   доске   ответы   учащихся   и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре? Встречается ли этот термин в других предметах? Уровень обучаемости учащихся играет большую роль в обучении, поэтому при формировании понятийного аппарата дифференциация форм работы по уровням сложности порой просто необходима. Виды заданий различны. В 5­9 классах можно предложить:  I. уровень сложности. 1. Создание словаря терминов по определенной теме «Почтовые ящики». 15 2.   Тестовые   задания   (выбрать   правильный   ответ,   найти   соответствие   при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12­15), а ученик должен распределить их по темам. Например:   аскет,   рыцарь,   трехполье,   оброк,   турнир,   монах,   икона,   замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства. 3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. « Третий лишний» и т.д. II. уровень сложности.  ­ Кроссворды, ребусы. ­ Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность. ­   Тестовые   задания   (дописать,   заполнить   пропуски,   найти   соответствие, выбрать правильный ответ, но здесь задание более сложное, пример: какое социально­экономическое   понятие   в   настоящее   время   уступило   место понятию   «устойчивое   развитие»   и   варианты   ответов:   прогресс,   ускорение, модернизация, реформизм, и конечно, другие виды заданий). ­   Карточки­задания.   Например,   на   карточке   написано   название   одной   из недавно   изученных   тем,   а   отвечающий   должен   сам   вспомнить   и   написать значение терминов, относящихся к заданной теме.  III. уровень сложности.  ­ Задания на обобщение группы понятий. ­ Конструирование понятия. 16 ­ Построение схем. Приведенные   примеры   заданий   по   устранению   терминологической неграмотности   учащихся,   конечно   же,   не   исчерпывают   всех   возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе. Усвоение   понятий   —   сложный   и   более   или   менее   длительный   процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями,   на   которые   опирается   овладение   понятием   и   которые оказываются   неодинаковыми   на   протяжении   всего   пути   усвоения   понятия. Овладение   понятием   совершается   успешно   тогда,   когда   эти   действия   в основном таковы: а)   практические   действия,   которые   могут   выполняться   не   только   с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными   словесными   обозначениями   тех   признаков, существенны для данного понятия,   которые б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,  в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя». Формирование   понятий   и   научных   терминов   одна   из   актуальных   проблем педагогического  процесса.  Мы  считаем  , что  использование  разнообразных форм   работы,   учет   индивидуальных   особенностей   учащихся,   дает возможность   более   эффективно   формировать   понимание   понятий   и использование их в изложении материала научным языком.  17 Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным   аппаратом,   а   заинтересовать   их,   пробудить   у   них   интерес   к изучению   понятийного   аппарата.  Ведь   процесс   обучения  —  это   встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской   позиции   по   вопросам,   рассматриваемым   в   рамках   любого предмета.   Ученики   должны   не   просто   ориентироваться   в   понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.  Заключение         Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Использование разнообразных форм работы, учет   дает   возможность   более индивидуальных   особенностей   учащихся, эффективно   формировать   понимание   понятий   и   использование   их   в изложении материала научным языком.              Наша задача, то есть задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить   учеников   работе   с   понятийным   аппаратом,   а   заинтересовать   их, пробудить   у   них   интерес   к   изучению   понятийного   аппарата.  Ведь   процесс 18 обучения   ­   это   встречный   процесс.   Необходимо   направить   усилия   на формирование   у   учеников   своей   гражданской   позиции   по   вопросам, рассматриваемым   в   рамках   любого   предмета.   Ученики   должны   не   просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или   иным   понятиям,   у   них   должно   сформироваться   свое   мнение   по отношению к этим понятиям. Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над   развитием   понятийного   мышления   школьников   дает   возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь  между   явлениями,  видеть   закономерности.  Такое   мышление  лежит   в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении.        Считаю, что работа с терминами способствует развитию познавательной активности   обучающихся,   содействует   развитию   интереса   к   изучению истории, обществознания создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление. Данные методические материалы и рекомендации можно использовать и на других уроках.            Список использованной литературы 1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподают историю. М. 2000. 2. Зотов   Ю.Б.   Организация   современного   урока   под   редактированием П.И.Пиднасистого. М. 1984. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.  19 4. Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания   [Текст]   //   Педагогическое   мастерство:   материалы   V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки­Веди, 2014. — С. 98­106. — URL       20 Приложение  Словарная работа  «Средневековый мир» а) Тест – найдите соответствие. Пример: в левом столбике дается набор терминов, а в правом дается набор определений этих исторических терминов.  Термины       1. Абсолютизм 1. Барщина 2. Булгары 3. Варяги 4. Капище 5. Деспотия Ответы: 1­В, 2­Д, 3­А, 4­Г, 5­Б, 6­Е Определения А) восточные соседи восточных  славян. Б) место поклонения языческим  богам. В) форма правления, при которой  неограниченная верховная власть  принадлежит монарху. Г) название морских разбойников­ викингов на Руси. Д) обязанность крестьян выполнять  полевые и другие хозяйственные  работы на земле владельца за право  обрабатывать свой надел (участок  земли). Е) форма государства, при которой  вся полнота власти принадлежит  одному правителю. б) Тест –  дописать или термин или определение  Термины Деспотия Определения форма государства, при которой вся  полнота власти принадлежит одному  правителю. 21 Барщина Булгары Капище название морских разбойников­ викингов на Руси форма правления, при которой  неограниченная верховная власть  принадлежит монарху. в) Словарный диктант.  Тема: «Восточные славяне». 1.Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где  они жили. Назовите эти племена. «Живущие в полях» ­ ….. «живущие в  лесах» ­ ……; « живущие вблизи болот» ­ …..; «живущие у реки Полота» ­  …... 2.При подсечно­огневой системе земледелия хорошим удобрением  служила…... 3.Для обработки земли использовали орудия труда ­…... 4.Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли (от слова «жить») ….. 5.Восточные славяне поклонялись многим богам – богу солнца, богу грома,  повелителю ветра, покровителю скотоводства. Поэтому они назывались….. . 6.У восточных славян соседская община называлась….., общий совет ­ …..,  войско ­ …... Слова для справок:  Поляне, дреговичи, древляне, зола, вече, полочане, соха, жито, серп,  язычники, народное ополчение, вервь,  г) Задание на обобщение группы понятий.  22 Обществознание. Социология.  Темы: «Социальная группа», «Социальная стратификация» Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных  понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая  общность, общественный класс. Ответ: социальная группа. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Власть, престиж, стратификация, образование, доход.  Ответ: стратификация. д) Создание кластеров.  23 История Российской империи в XIX веке. Тема: «Либеральные реформы 60­ 70­х годов» е) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки  понятийного и словарного багажа учащихся. Обществознание. Тема «Демократические выборы» Выбор  1. Выбор Ответственный, решающий Думать, решать. выбирать Выбор – ответственная процедура. Свобода. 24 Игра «Что лишнее?» Выбор приемов и средств обучения для формированию понятийного аппарата  учащихся зависит от сложности понятий, изучаемого материала, типа урока,  особенностей класса. Одним уз успешных приемов, позволяющих усвоить  понятие, является анаграмма. Что же значит сам термин анаграмма? Анаграмма – сам термин происходит от греческих слов, смысл которых  можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в  результате которого получается новое слово или сочетание слов.Решить  анаграмму – значит определить исходное слово. Исходя из своего опыта работы, считаем, что данный способ носит  универсальный характер: во­ первых, этот способ можно применять на разных этапах урока: ­ в начале урока (для постановки проблемы)дать учащимся зашифрованное  понятие или ключевое понятие темы, попросить решить (пример –  гражданская война) ­прием можно применить и на этапе закрепления ­ при проверке д.з. Во – вторых, позволяет осуществлять личностно­ ориентированный подход  ( для слабоуспевающих учащихся –можно просто зашифровать понятие и дать решить, для успевающих – решить и дать определение понятия. В – третьих. Это игра. Как известно именно в игре лучше идет усвоение  нового материала, ученику по своей природе нравится играть. В игре  активизируются психические процессы участников игровой деятельности:  внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.   в – четвертых,Этот прием можно применять как для индивидуальной работы,  так и в парах, группах. 25 Алгоритм игры. 1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать:  "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше  запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим  есть такая игра:" 2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и  конкретно. Иметь в наличии карточки с зашифрованным понятием.. 3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15­го по 19­ый номер журнале и т. п.. Варианты игры: Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых  зашифрованы некоторые понятия. Определить, какое слово в группе лишнее.  Тиросяи, олархеогия, дофе, ктнумзизмаиа Ответ: история, феод, нумизматика, археология. Лишнее: феод, т.к. остальные  термины означают науки, а этот термин   обозначает з мли (реже — фиксированный доход или право на получение  ее дохода), пожалованные вассалу сеньором в пользование и распоряжение  ими (иногда в наследственное — см. поместье)... 3. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к  определенной  теме. Все буквы должны быть использованы. 4. Усложнить задание ­ объяснить смысл понятий. 26

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.
Скачать файл