Методические рекомендации по созданию методической разработки
Оценка 4.7

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
07.02.2017
Методические рекомендации по созданию методической разработки
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, а также могут быть полезны воспитателям детских садов и учителям школ, с целью оказания методической помощи при создании методической разработки. В рекомендациях приводится алгоритм составления методической разработки (цель, план, структура, требования к оформлению, примерная схема).
МЕТОДРАЗРАБОТКА.docx
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества»  И. Ю. Карпачева, методист Методические рекомендации по созданию методической разработки. Алексин 2016 Данные методические рекомендации  предназначены  для педагогов  дополнительного образования, с целью оказания методической помощи   при создании методической разработки.  В  рекомендациях приводится  алгоритм составления методической разработки (цель, план, структура,  требования к оформлению, примерная схема) Составитель: Карпачева Ирина Юрьевна,  методист МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин Рассмотрено и рекомендовано  к применению  в образовательном процессе методическим советом МБУ ДО «ДДТ» Методическая разработка ­ разновидность  учебно­методического издания   логично   структурированный   и   подробно в   помощь   педагогу,   содержащая   описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия.   Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику   поставленных педагогом целей   и   средств   их   достижения,   ожидаемых   результатов,   сопровождается соответствующими методическими советами.             Методическая разработка ­ это издание, раскрывающее формы, средства, методы   обучения,   элементы   современных   педагогических   технологий     или   сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом. Методическая   разработка   может   быть   как   индивидуальной,   так   и   коллективной работой.  Методическая разработка может представлять собой: ­разработку конкретного занятия; ­разработку серии занятий; ­разработку темы программы; ­описание   новых   форм,   методов   или   средств   обучения   и   воспитания   (словари, справочники,   альбомы,   плакаты,   учебные   карты,   таблицы,   схемы,   видеофильмы, звукозаписи,  средства  информационно – коммуникационных  технологий и  др.); ­сборник   практических   заданий   и   упражнений,   способствующих       достижению современных целей образования; ­пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию. К   методической   разработке   предъявляются   довольно   серьезные требования.  Поэтому,   прежде   чем   приступить   к   ее   написанию   необходимо: тщательно   подойти   к   выбору   темы   разработки.   Тема   должна   быть   актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определившись с темой, педагог должен предпринять следующие шаги для достижения цели: ­ Определить цель методической разработки. ­ Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. ­ Составить план и определить структуру методической разработки. ­ Определить направления предстоящей работы. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.  Например, цель может быть следующей:  ­определение форм и методов изучения содержания темы;  ­раскрытие опыта  проведения занятий по изучению  той или  иной темы  учебной программы;  ­описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;  ­описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;  ­использования   современных   педагогических   технологий   или   их   элементов   на занятиях и т.д. Требования, предъявляемые к методической разработке: 1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить   сведения   о   наиболее   рациональной   организации   учебного   процесса, эффективности   методов   и   методических   приемов,   формах   изложения   учебного материала,   применения   современных   технических   и   информационных   средств обучения. 3.Авторские   (частные)   методики   не   должны   повторять   содержание   учебников   и учебных   программ,   освещать   вопросы,   изложенные   в   общепедагогической литературе. 4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5.Язык   методической   разработки   должен   быть   четким,   лаконичным,   грамотным, убедительным.   Применяемая   терминология   должна   соответствовать педагогическому тезаурусу. 6.Рекомендуемые   методы,   методические   приемы,   формы   и   средства   обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7.Методическая   разработка   должна   учитывать   конкретные   материально­ технические условия осуществления учебно­воспитательного процесса. 8.Ориентировать   организацию   учебного   процесса   в   направлении   широкого применении активных форм и методов обучения. 9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». 10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и Структура методической разработки т.д.). Общая структура: 1.Введение. 2.Основная часть. 3.Заключение. 4.Литература. 5.Приложения. Общие требования к оформлению и содержанию методической разработки  Название методической разработки  Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки. По   своему   характеру   название   методической   разработки   должно   раскрывать основной   результат,   полученный   педагогом   в   образовательной   деятельности   и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке. Введение Во введении целесообразно отразить следующие аспекты: Актуальность данной работы Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на   вопросы:   почему   Вы   выбрали   эту   тему   и   каково   ее   место   в   содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают   трудности   (проблемы,   противоречия)   в   Вашей   деятельности   или   в учебной   деятельности   детей.   Ответы   на   данные   вопросы   позволят   подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок. Цели и задачи методической разработки.  Цель   методической   разработки   –   основной   результат,   который   должен   быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме. Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении. Основная идея педагогической деятельности. На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую   идею   методической   разработки   инновационного   опыта,   ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога. Под   новизной   понимается   отличие   полученных   (ожидаемых)   результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе. Различают три степени новизны: 1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие­либо теоретические положения или практические рекомендации. 2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие­ либо теоретические положения или практические рекомендации. 3.Методическая   разработка   отражает   принципиально   новые   идеи,   концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны. Рекомендуемый объем ­ до 2 страниц машинописного текста. Основная часть Основная часть может состоять из двух и более разделов. В первом разделе более подробно, чем во введении  описывается основная идея инновационного   педагогического   опыта.   Дается   более   глубокое   психолого­ педагогическое   обоснование   со   ссылкой   на   ученых­разработчиков   концепций, теорий, технологий. На   основании   поставленных   задач   во   введении   раскрывается   содержание   своей педагогической   деятельности,   показываются   технологии   педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи. Кроме того, рекомендуется представить описание: ­современных приемов и методов образования; ­организации творческой деятельности воспитанников; ­педагогических идей и инициатив; ­новых методик и технологий обучения; ­результативных современных приемов и методов использования информационных технологий. В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты. Рекомендуемый объем ­ не менее половины общего объема работы. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы.   Им   присваиваются   порядковые   номера,   обозначаемые   арабскими цифрами.   Наименования   разделов   в   тексте   оформляют   в   виде   заголовков. Заголовок   раздела   набирается   заглавными   буквами,   шрифт   14,   жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать   заголовки   не   следует.   Каждый   раздел   рекомендуется   начинать   с нового листа. Заключение В заключении формулируются: Выводы   и   оценка   продуктивности   методической   разработки,   которую   можно осуществить   на   основе   самоанализа   результатов   Вашей   педагогической деятельности. Например: ­изменения в качестве знаний обучающихся, в овладении практическими умениями; ­изменения в уровне воспитанности; ­изменения в развитии интереса к предмету и т.д. Значение применения использованной формы работы. Возможность использования методической разработки в практике работы других педагогов. Литература Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.­2003. Приложения Приложения   структурируются,   озаглавливаются   и   нумеруются   в   соответствии   с последовательностью их упоминания в основном тексте. Пример оформления методической разработки Название методической разработки (на титульном листе). 1. Введение 2. Основная часть. Название основной части Раздел 1. Название раздела Название подраздела Название подраздела … Раздел 2. Название раздела Название подраздела Название подраздела … Раздел 3. Название раздела Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла. 3. Заключение 4. Литература 5. Приложения Методические   разработки   занятий  ­   разновидность     учебно­методического издания в помощь педагогу в систематизированном   виде отражающая содержание и ход   занятия.   Среди   методических разработок занятий   различают       планы занятий и планы­конспекты занятий. План занятия ­ разновидность  методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный   перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану   занятия,   является   точность, содержательная лаконичность, т.е.   возможность   в минимальном объеме   текста максимально полно и точно  отражать  содержание и ход занятия. Структура плана занятия:  •   дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится;   его номер по тематическому плану; • тема занятия; • цель занятия; •  задачи занятия; • тип занятия; • перечень этапов  занятия;   • методы, используемые в ходе занятия; • перечень используемого оборудования. ­   разновидность   План­конспект   занятия    методической   разработки, представляющая   собой       совокупность   плана   и       краткой   письменной     записи содержания   и   последовательности   этапов   занятия,   имеющая   авторский, индивидуализированный   характер.   Предназначен   для   последующего восстановления   учебной   информации     с   различной   степенью   полноты     в   ходе занятия. Характеризуется   многоадресностью:   воспитатели, администрация ДОУ и/или   представители   органов   управления     образованием.   В   отличие     от   плана занятия   план­конспект   или   конспект   занятия   содержит   не   только   перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и   фрагменты   речи воспитателя или полный текст нового материала.      в   котором   объединяются   названные   виды. Различают следующие виды планов­конспектов:   ­по   объему   (по   степени   свертывания   информации):   краткие,   подробные   или развернутые, смешанные (допускающие   совмещение краткого   ­ в виде пунктов плана, тезисов, схемы ­ и полного, развернутого  изложения информации); ­ по форме: текстовый конспект, конспект­таблица, конспект­схема,   смешанный конспект   занятия,   Структура плана­конспекта занятия:  •   дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану; •  тема занятия; •  цель занятия; •  задачи занятия; • тип занятия; •   структура     (сценарий)   занятия   с   указанием   последовательности   его   этапов   и примерного распределения времени по этим этапам; •  методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия; •  учебное оборудование, необходимое для проведения занятия; •   содержание учебного материала   (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала); •  задания для детей на каждом из этапов; •  алгоритмы  выполнения заданий. Методическая   разработка   мероприятий    учебно­ методического   издания   в   помощь   педагогу,   логично структурированный   и   подробно   описанный   ход   проведения   мероприятия (родительского   собрания,   тематического     вечера,   викторины,   конкурса,   игры, фестиваля   и   т.п.).   Наряду   с   описанием   последовательности   действий   включает   поставленных   педагогом   целей,   средств   их   достижения, характеристику   ожидаемых   результатов,   сопровождается     соответствующими   методическими советами.  ­   разновидность     содержащая   Структура методической разработки мероприятий:   • дата проведения мероприятия  с указанием группы, в которой оно проводится •  тема мероприятия; •  цель мероприятия; •  задачи внеклассного мероприятия; •  тип мероприятия • структура  (сценарий) мероприятия  с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; •  методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;  • оборудование, необходимое для проведения мероприятия; • содержание использованного материала   (фрагменты   речи педагога или полный текст материала); •  задания для детей на каждом из этапов мероприятия; •  алгоритмы  выполнения заданий. Общие требования к оформлению методической разработки Методическая   разработка     должна   быть   напечатана   на   одной   стороне стандартного листа (А4: 210X297) и на обороте титульного листа иметь аннотацию. Общий   объем   методической   разработки   должен   составлять   не   менее   24   листов компьютерного текста. Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, то не менее 10 листов. Объем основного содержания ­ не менее половины всей рукописи. Объем   приложений   не   лимитируется,   но   они   должны   соответствовать   тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Количество и объем разделов не лимитируется. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт Times New Roman 14, через 1 интервала, поля: сверху ­ 2.5   см,   снизу   ­   2.0   см,   слева   ­   3   см,   справа   ­   1.5   см.,   красная   строка   ­   1.27, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках  не делаются.  Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов проекта ­ разделов ­ следует начинать  с  нового абзаца.  Необходимо   помнить   о   важности   деления   (рубрикации)   текста   с помощью   абзацев   ­   отступов   в   строке   при   начале   новой   смысловой   части. Количество и объем разделов не лимитируется. Страницы   считаются   с   титульного   листа,   но   порядковый   номер   ставят  со   2 страницы,   на   которой   помещают   содержание.   Порядковый   номер  страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля. Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.­2003. Записи рекомендуется располагать следующим образом: ­ если указано несколько работ одного автора ­ по алфавиту заглавий; ­ при совпадении первых слов в названиях источников ­ по алфавиту вторых и т.д.; ­ указывать количество страниц документа (источника), если он полностью  изучен ­ 336 с; ­ если рассматриваем несколько страниц ­ С. 30­38. Ссылки   на   использованную   литературу   в   тексте   следует   давать   в   квадратных скобках. Список использованных источников (Литература) должен содержать 10­15 названий.   Если   разработка   носит   только   практический   характер,   не   требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Приложения   имеют   сквозную   нумерацию   страниц   (если   методическая разработка  заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24 страницы). Объем   приложений   не   лимитируется,   но   они   должны   соответствовать   тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Методическая разработка (научно­методическая, опытно­экспериментальная) должна иметь следующую структуру: титульный лист; введение; аналитическая часть; практическая часть; заключение; приложения. Во введении отражаются следующие вопросы: обоснование актуальности темы;  определение области, в рамках которой проводится исследование; цель и  предполагаемый конечный результат работы. Аналитическая часть представляет собой научное обоснование проблемы на  основе анализа различных литературных источников. Практическая часть содержит изложение путей и способов решения поставленной проблемы, описание методического эксперимента, особенностей его организации и  содержания. В заключении формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в педагогической  практике. В приложения выносятся таблицы, диаграммы, графики, конспекты занятий и т.д. Методическая разработка оценивается по следующим  показателям: ­ Соответствие содержания разработки выбранной проблеме. ­ Грамотность изложения и качество оформления разработки. ­ Самостоятельность выполнения работы,   глубина проработки материала. ­ Обоснованность и доказательность выводов. ­ Практическая значимость работы. Список литературы Ванькова Г. В. Учебно­методический комплекс, как средство программно­ методического обеспечения развивающего обучения // Дополнительное образование  и воспитание. ­ 2012. ­ № 5. ­ С. 3­8. Запрягаева И. Н. Создание коллективных методических разработок как форма  повышения квалификации и фактор развития педагогического коллектива  многопрофильного клуба // Дополнительное образование. – 2004. ­ N 11. ­ С. 16­17. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях  дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. ­ М. : Айрис ­ пресс : Айрис ­ дидактика , 2004. ­ 94 с.  Руднева Н. В. Единая методическая тема ­ эффективная форма организации  методической работы педагогов // Дополнительное образование и воспитание. ­  2007. ­ N 11. ­ С. 20­26. Рябошапко Т. В. Повышение качества воспитания через обновление содержания  методической деятельности // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. ­  N 6. ­ С. 17­21. Эц С. Методическая работа в дополнительном образовании // Профессионал. –  2006. ­ N 5. ­ С. 22­23.

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки

Методические рекомендации по созданию методической разработки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017