Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"
Оценка 4.6

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
дефектология
Детсад
14.06.2018
Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"
Методические рекомендации "Особенности моторики у детей с нарушением зрения" раскрывают вопросы развития детей с различными дефектами зрительного анализатора. В материале рассматриваются различные рекомендации для компенсации, развития и реабилитации детей дошкольного возраста. Практические рекомендации могут быть использованы родителями, учителями-дефектологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"
особенности моторики у детей снарушением зрения (в дошкольный период).doc
ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ   к   которому   ребенок   испытывает После   шести   месяцев   жизни   слепые   дети   начинают   значительно отставать   от   зрячих   сверстников   в   развитии   движений,   хотя   развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным.               Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие – к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме   слепоты,   он   должен   начать   самостоятельно   ходить   в   знакомом помещении   в   возрасте   от   одного   до   двух   лет.                          Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка   появляется   боязнь   неизвестного   пространства.   Первые   ушибы   и падения   тормозят   его   стремление   ходить   самостоятельно.   Поэтому   одним   из   важных   условий   овладения   ходьбой   должно   стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением   безопасных   условий   для   передвижения,   а   также   помощью взрослого,                Становление ходьбы, которая, по мнению М.И. Сеченова, является дробным   анализатором   пространства   и   времени,   способствует   развитию восприятия пространства в раннем детстве. Передвижение – есть упражнение мышечного   чувства,   школа   пространственного   видения,   развитие   дробного анализатора   пространства.   Никаким   другим   способом   человек   не   может познать   расстояние,   местоположение   предмета   относительно   наблюдателя, как   только   движением   рук,               Самостоятельное освоение пространства как у слепого, так и у зрячего изменяет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки   ребенка,   увеличивает   поле   его   активной   деятельности, открывает   пути   к   самостоятельному   достижению   желаемых   предметов.   Само по себе вертикальное положение не открывает больших возможностей в познании   внешнего   мира.   Необходимо   включение   ребенка   в   активную деятельность с предметами, наполняющими пространство. В функциональном преобразовании   структуры   пространственной   ориентировки   у   зрячего   и слепого   ребенка   мышечное   чувство,   развивающееся   в   процессе   овладения предметными действиями, все более опосредствуется статико­динамической регуляцией,   т.е.   связями   с   ощущением   равновесия   и   ускорения.   Это происходит   у   нормально   видящего   ребенка   между   годом   и   тремя   годами жизни, когда закрепляется стереотип вертикального положения тела ребенка. Затянувшееся  становление  вертикального  положения  и  самостоятельного передвижения  слепого,  новых  предметов  боязнь  нового  пространства,   доверие.   корпуса,   передвижением. заставляя  звуками,  такие  дети  больше  сидят, задерживает  образование  и  укрепление  связи  "предмет—действие",  не способствует  выделению  свойств  этих  предметов.  Чувствуя  неуверенность при  самостоятельном  движении,  становятся малоподвижными  и,  когда  у  них  появляется  желание  получить  какой­либо предмет,  не  пытаются  сами  его  взять,  подползая  или  подходя  к  нему,  а используют  для  этого  взрослого,  словом  и  всем поведением приблизить предмет к себе.                 Как правило, родители, вместо  того  чтобы  поднести  или  подвести  слепого  ребенка  к  предмету, подносят  предмет  к  ребенку.  В  связи  с  этим  развитие  движений  слепого задерживается  по  сравнению  с  развитием  локомоций  зрячего  этого  же возраста. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во  время  ходьбы  при  столкновении  с  предметами.  Однако  с  восьми ­ десяти месяцев  развитие  моторики  слепого  становится  более  осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинает ходить, но его  необходимо  учить  не  только  ходить,  но  и  падать,  перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела на  носки  предупреждает  развитие  плоскостопия,  являющегося  частым явлением  в  физическом  развитии  слепого  ребенка.  Еще  одна  особенность  в развитии  движения  слепого  ребенка—это  отсутствие  свободы  движений  рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате  неуверенности.  Для  того  чтобы  снять  напряженность,  нужно создать  стабильные  условия  жизни  ребенка,  разложить  и  расставить  в определенном  порядке  предметы  и  игрушки,  которыми  пользуется  ребенок, помочь  ему  приобрести  реальные  практические  знания  об  окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги  ребенка  со  взрослым,  держащим  его  за  руку.  Однако  следует  менять руку  ребенка,  а  самое  главное  —  разрешать  ему  самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение при движении. Слепой  ребенок  длительное  время  несамостоятелен  и  зависит  от взрослых  в  передвижении  в  пространстве,  а  следовательно,  и  недостаточно активен в познании окружающего мира. Сами движения слепого нуждаются в серьезной  коррекции,  иначе  они  не  смогут  служить  базой  компенсации слепоты. наиболее  необходимы  не  только  сензитивность  в  развитии  данной продуктивно, функции,  но  и  отсутствие  прямого  влияния  или  незначительное  влияние слепоты на данную функцию. осуществлялась   Поэтому,  чтобы  компенсация  Вставание: Обычно в три или четыре месяца родители держат малыша вертикально, упирая  его  ножки  в  свои  колени. Около  семи  месяцев  ребенок начинает  вставать  на  ножки.  Детей  с  нарушением  зрения  необходимо стимулировать  для  того,  чтобы  они  начали  самостоятельно  вставать.  Так, например, отец и десятимесячный малыш вместе читают газету. Отец шутливо комментирует  какие­либо  события,  а  малыш  стоит  на  ножках  между отцовскими  коленями  и  слушает,  пытаясь  дотянуться  до  газеты,  или  просто перебирает ножками по полу. Если разложить игрушки по всей длине дивана, то  малыша  можно  поставить  на  пол  так,  чтобы  взрослый  мог  придерживать его своими коленями, или прислонить малыша грудью к дивану. Возможность постоять  на  стуле  или  диване  около  окна  доставляет  ребенку  с  остаточным зрением  огромное  удовольствие,  так  как  он  может  следить  за  солнечными лучами  и  солнечными  зайчиками  —  слепому  ребенку  приятно  ощущать прохладное  гладкое  стекло  и  тепло  солнца.  После  того,  как  ребенок  начнет самостоятельно  вставать  на  ножки,  пройдет  достаточно  много  времени  до первых  к  так  как  у  него  выработается  негативная самостоятельному  хождению, реакция, и он будет всячески избегать ходить самостоятельно.              Прежде чем ребенок сможет ходить, он должен научиться ползать. Но многие дети (в том числе и слепые) минуют стадию ползания. Не нужно видеть в этом какие­ либо отклонения. самостоятельных  шагов. его  принуждать   Не  следует  Детей с глубокими нарушениями зрения необходимо учить вставать на ножки.  Вначале  ребенку  необходимо  показать,  как  найти  опору  ручками, затем  как,  опираясь  руками  о  край  стула  или  журнального  столика,  встать. Если  малыш  научился  вставать  на  колени,  то  родители  должны  помочь  ему приподняться  на  коленях,  приподнимая  его.  После  нескольких  тренировок ребенок  быстро  научится  вставать  самостоятельно.  Необходимо  также научить  малыша  опускаться,  садиться.  Для  этого  нужно  показать  ему,  как сгибать  ноги  в  коленях  и  медленно  опускаться  сначала  на  одно  колено,  а затем на другое. И, наконец, он легко сможет сесть сам.  которые  ползали,  лучше  координация  движений, Ползание: Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не  начинают  ползать,  если  родители  не  покажут  им,  как  это  надо  делать.  У детей,  чем  у  детей, миновавших  эту  стадию.  Ползать  в  незнакомом  пространстве  менее  опасно, чем  ходить.  Если  ребенок  играет  на  полу  несколько  месяцев,  он  способен перекатываться  к  дивану,  стенке,  под  стол  и  т.  д.  Когда  малыш  лежит  на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и  скользить  по  полу.  Затем  можно  показать  ребенку,  как  упираться  ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Ребенок с незначительным остаточным зрением может самостоятельно научиться  приподниматься  на  локтях,  вставать  на  четвереньки,  а  затем  на ноги. Но он еще самостоятельно не ходит. Каждая семья вырабатывает свои собственные  приемы,  которые  побуждают  ребенка  к  движению.  Можно касаться  рук  ребенка  его  любимой  игрушкой,  а  потом  отводить  ее  на несколько  сантиметров,  подбадривая  малыша  в  его  стремлении  схватить игрушку, говоря: "иди к маме", "иди к папе". Одна  из  матерей  научила  свою  дочь  ползать, оставив  ее  в  комнате, а все  члены  семьи  вышли  на  кухню  и  там  громко  разговаривали.  Девочка  не выдержала  одиночества  и  приползла  на  кухню.  Такое  самостоятельное передвижение происходит примерно через четыре недели с того момента, как малыш  впервые  встал  на  четвереньки.  Однако  для  этого  необходимо предоставить  ему  достаточное  пространство.  Хорошо  постелить  на  полу одеяло,  простыню  и  позвенеть  новой  игрушкой:  колокольчиками,  мячом, поиграть  на  детском  пианино  и  помочь  ребенку  сделать  первые  движения. Показывая  ребенку,  как  карабкаться  вверх  по  лестнице  и  спускаться  с  нее, родители учат ребенка владеть своим телом. Он должен научиться взбираться по лестнице лицом вперед и опускаться назад в том же положении. Например, мать  садится  на  четвертую  ступеньку  лестницы  с  журналом  или  книгой,  а малыш  может  15­20  минут  заниматься  упражнениями  на  лестнице: подниматься и спускаться по ней. Ходьба:          Прежде, чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным  и  для  слепых детей. Но  в  данном  случае ситуация  значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к  моменту,  когда  он  физически  будет  готов  ходить,  ребенок  уже  умел  бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки  —  он  не  готов  к  самостоятельной  ходьбе.  Ребенка  надо  также учить попеременно двигать ногами, поскольку он не видит, как ходят другие люди. Родители  часто  находят  ряд  приемов  и  способов,  чтобы  показать малышу,  как  надо  ходить,  например,  ставят  ножки  ребенка  на  стопы взрослого,  и  он  двигается  по  комнате,  или  один  из  родителей  переставляет ножки  ребенка,  в  то  время  как  другой  держит  его  за  ручки  и  т.  д.  Слепой ребенок  обычно  идет  на  голос  родителей.  Это  значит,  что  они  должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить. Ориентировка.  С  первыми  шагами  ребенка  окружающий  его  мир значительно расширяется. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в  пространстве:  мебель  и  все  предметы  в  доме  должны  находиться  на определенных местах, на пути  малыша не  должно быть острых  углов. Когда ребенок  начнет  ходить,  не  спешите  к  нему  каждый  раз,  как  только  он покачнется  или  упадет.  Малыш  должен  научиться  сам  преодолевать  первые трудности.  Конечно,  если  он  сильно  ушибся,  испугался  или  не  может самостоятельно  выйти  из  затруднительного  положения,  следует  ему  помочь. Необходимо  хвалить  ребенка  за  успешно  выполненное  самостоятельное действие (сам поднялся, пошел и т. д.).Когда ребенок научится ходить за руку со  взрослыми,  можно  отойти  на  несколько  шагов  и  позвать  его,  чтобы  он пошел  на  звук  голоса.  Постепенно  упражнение  усложняют:  малыша  зовут, стоя сбоку от него, сзади. Ходьба  вокруг  игровой  площадки,  загородки  или  за  движущимся предметом  (коляской)  обеспечивает  ребенку  безопасность  движения  и  дает возможность использовать в ориентации мебель. Длинная стена или кухонные шкафы  направляют  его  движение,  ему  также  интересны  дверные  ручки, радиаторы батарей отопления. Все это вызывает у ребенка желание потрогать и  почувствовать  предметы.  Малышу  следует  называть  предметы.  Таким образом, ребенок узнает, что рядом с его кроваткой кресло, далее занавеска, окно, книжная полка и т. д. Определенное  расположение  мебели  помогает  ребенку  освоить пространство и без страха ходить по комнате. Ребенка необходимо приучать ходить  в  ванную,  спальню,  гостиную,  кухню  вместо  того,  чтобы  носить  его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере  надобности  направляет  его.  Выучив  путь  из  комнаты  в  кухню,  ванную, туалет  и  т.  д.,  ребенок  начнет  ходить,  не  натыкаясь  на  предметы.  С  этого момента  малыш  может  самостоятельно  передвигаться  по  квартире. Большинство  детей  начинают  ходить  самостоятельно  к  полутора  годам. Это зависит от их физических данных, темперамента, а также от помощи и заботы, которые  они  получают  в  семье.  Не  следует  пользоваться  ходунками  при обучении  детей.  Привыкая  к  ним,  слепой  ребенок  не  может  самостоятельно держать равновесие. Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация –   шаг   вперед   в   общем   развитии   ребенка   и   в   развитии   его   умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. При отсутствии контроля зрения у детей до трехлетнего возраста тактильное   восприятие   значительно   снижено,   так   как   без   зрительного восприятия   многие   детали   предметов   остаются   незамеченными.   Слепой ребенок в раннем возрасте не в состоянии воспринять размер и определить точную   форму   плохо   координированными   движениями   пальцев   рук.   Пока еще трудно представить, насколько бедно у слепого ребенка раннего возраста   представление   о   пространстве,   размерах   и   формах   предметов. Американский   психолог   Т.   Катсфортс,   слепой   от   рождения,   считает,   что незрячий ребенок сначала выделяет свое тело, как нечто массивное и сильное, позднее он начинает воспринимать и меньшие размеры, такие как голова и руки. Он сначала выделяет величину объектов и лишь значительно позднее начинает   обследовать   форму   рукой   и   ртом,  а  затем   различать   с   помощью осязания качество материалов. С момента, когда ребенок способен обследовать и осязать объекты, он начинает активно овладевать предметным миром, и поэтому для дальнейшего развития ему необходимо изобилие предметов для обследования и работы с ними.   Необходимый   элемент   предметной   деятельности   –   хватание,   развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочения   и   закрепления   умения   держать   предметы,   начинающееся   с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности   ослабляется   схватывание   и   укрепляется   выпускание. Схватывание и ощупывание становятся более четкими, имеющими контур, в отличие от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего   мира   начинают   восприниматься   слепым   в   их   конкретной индивидуальности,   и   это   является   началом   ориентирования   в   предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями,   получаемыми   от   сохранных   анализаторов,   обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка. Детям   с   нарушенным   зрением   трудно   даётся   узнавание   различных поверхностей,  и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из­за малого практического опыта им даже не с чем сравнить его. Всё это приводит к задержке тактильной  чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается   отрицательно   на   формировании   предметно­практической деятельности. Для развития осязания и мелкой моторики используются различные виды   деятельности:   а)   конструирование   из   кубиков   домиков,   башенок   по образцу, по памяти, произвольно б) раскладывание и складывание разборных игрушек   –   матрёшек,   пирамидок,   чашей­вкладышей.   в)   складывание   из камушков,   пуговиц,   пробок   на   фоновой   бумаге,   на   индивидуальных фланелеграфах   по   образцу,   по   представлению   различных   изображений   и геометрических фигур, букв и др. г) сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание   узлов   различной   конфигурации   на   специально   созданных тренажорах д) застёгивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета   пуговиц   е)   рваная   аппликация   (   мозаичное   конструирование)   с предварительным   разрыванием   различного   цвета   бумаги.     важно   привить детям любовь к работе с бумагой, делая с помощью ножниц, клея, подручных материалов различные игрушки к праздникам. Кроме огромного удовольствия этот род занятий помогает развивать важные навыки координации движений, концентрацию   внимания,   пробуждает   воображение.   Они   знакомятся   с понятием цвет, форма, размер и способами измерения поверхности.  Список литературы: 1) Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии  ­ М., 2002. 2)Назарова Н.М. Специальная педагогика ­ М., 2000. 3)   Подколзина   Е.Н.Особенности   пространственной   ориентировки дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – №4, 2007. 4)Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста ­  М., 2007. 5)Тюбекина   З.Н.   Развитие   осязания   и   мелкой   моторики   у   старших дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология – №5, 2008.

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей с нарушением зрения"

Методические рекомендации по теме "Особенности моторики у детей  с нарушением зрения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018