Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
Взрослым
03.04.2017
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"рекомендованы как преподавателям, так и студентам средних профессиональных образовательных учреждений.
1. Организация самостоятельной работы.
1.1 Организационно – методические данные дисциплины.
1.2 Рекомендуемая литература.
2. Методические указания по подготовке к занятиям.
3.Методические указания по изучению отдельных вопросов.Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Метод.реком. по самост.работе.doc
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
БД.02 Литература
Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Форма обучения очная 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация самостоятельной работы………………………………… 4
1.1 Организационно – методические данные дисциплины…………….
4
1.2 Рекомендуемая литература…………………………………………… 4
2. Методические указания по подготовке к занятиям…………………..
5
3.Методические указания по изучению отдельных вопросов…………..12
2 1. Организация самостоятельной работы
1.1 Организационно методические данные дисциплины
Наименование тем
№
п.п.
2
1
1.1. Введение.А.С. Пушкин
1.2 М.Ю. Лермонтов
1.3 Н.В. Гоголь
1.4 А.Н. Островский
1.5 И.А. Гончаров.
1.6 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и
дети»
1.7 Н.Г. Чернышевский.
1.8 Ф.И. Тютчев. А.А. Фет.
1.9 А.К. Толстой
1.10 Н.А. Некрасов
1.11 Н.С. Лесков
1.12 М.Е. СалтыковЩедрин.
История одного города.
1.13 Ф.М. Достоевский
1.14 Л.Н. Толстой
1.15 А.П. Чехов
1.16 Зарубежная литература
1.17 Литература ХХ века
1.18 И.А. Бунин
1.19 А.И. Куприн
1.20 Серебряный век русской
поэзии. Символизм
1.21 Акмеизм. Н.С. Гумилев.
Футуризм. И. Северянин.
1.22 М. Горький
1.23 А.А. Блок
1.24 Литература 20х годов
1.25 В. Маяковский
1.26 С.А. Есенин
1.27 М.И. Цветаева. О.Э.
Мандельштам
1.28 А.П. Платонов
Количество часов по видам
самостоятельной работы
индивид.
домашние
задания
изучение
отдельных
вопросов
подготовка
рефератов
(эссе)
3
4
5
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
подготовка
к занятиям
6
1
1
1
1
1
1
1
3 1.29 И.Э. Бабель
1.30 М.А. Булгаков
1.31 А.Н. Толстой
1.32 М.А. Шолохов
1.33 В. Набоков
2
2
1.34 Проза и драматургия периода
2
ВОВ.
1.35 Произведения первых
послевоенных лет
1.36 А.А. Ахматова
1.37 Б. Л. Пастернак
1.38 А.Т. Твардовский
1.39 Литературы 5080х годов.
1.40 А.И. Солженицын
1.41 В.М. Шукшин
1.42 Н.М. Рубцов. А. Вампилов
1.43 Русская литература последних
2
лет
1.44 Зарубежная литература
1.45 Современная литература
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.2 Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
Дополнительные источники:
1. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
Электронные интернет ресурсы
Крупчанов Л.М.Теория литературы: учебник [Электронный ресурс] URL:
4 www
. knigafund
. ru
2. Методические указания по подготовке к занятиям
2.1. Тема № 1.1. «Введение. А.С. Пушкин»
2.1.1. Вопросы к занятию
1. Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейнохудожественные особенности,
отражение в поэмах черт характера «современного человека».
2.Философское осмысление личной свободы.
3. Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион»,
«Анчар»).
2.1.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2.1.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Пушкин выехал в далекую южную ссылку. На Крымском побережье он
начинает увлекаться именно произведениями Байрона. Это усиливало
романтическую настроенность Пушкина. В 1820 г., принимается он за работу
над своей первой «южной» поэмой «Кавказский пленник» (1821).
2. В философской лирике Пушкина отразилось его философское
мироощущение и поэтическое познание мира, размышления об общих законах
бытия. В период южной ссылки философия свободы у Пушкина изменяется:
появляется романтическое понимание свободы как личной, душевной
независимости,
добровольном
изгнанничестве.
3. Пушкин сам считал себя певцом декабристов. В стихотворении «Арион»
поэт аллегорически рисует крушение декабризма. Пушкин не был его членом
«Зеленой лампы», но постоянное участвовал на их собраниях.
которая достигается в одиночестве,
2.2. Тема № 1.7 «Н.Г. Чернышевский»
2.2.1. Вопросы к занятию
1. Изображение “допотопного мира” в романе «Что делать».
2.2.2. Литература.
5 1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2.2.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Мир романа представляется Чернышевскому наглухо заколоченным подвалом,
в котором обитают «допотопные» люди или мертвые люди, сущностью
которых является паразитизм.
2.3. Тема № 1.16. «М.Е. Салтыков Щедрин. История одного города»
2.3.1. Вопросы к занятию
1. Развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск,
«эзопов язык»).
Объекты сатиры и сатирические приемы.
2.«Сказки» М.Е. СалтыковаЩедрина, их основные темы, фантастическая
направленность, эзопов язык.
2.3.2. Литература.
1. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2.1.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1.«История одного города» обличает политическое несовершенство России,
неграмотность ее государственных деятелей и покорность, неразумность
самого народа. В его творчестве особую роль играет язык Эзопа –
иносказательный язык.
2. Мастер эзоповых речей, в сказках автор широко использует прием
иносказания. Художественные особенности сатирических сказок Салтыкова
Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств
в людях.
2.4. Тема № 1.17. «Литература ХХ века»
2.4.1. Вопросы к занятию
1. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития
русской литературы»
2. Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
2.4.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
6 2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
2.4.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Три главных разлагающих силы вызывают упадок языка. Первая из них —
критика. Другая сила, разрушительно влияющая на литературную речь, — та
особенная сатирическая манера, которую Салтыков называл "рабьим
эзоповским языком" Третья и едва ли не самая главная причина падения
языка — возрастающее невежество.
2. Модернизм (фр. Moderne новейший, современный) общее название
художественноэстетического движения в культуре XX века, во многом
определившего пути развития современного искусства. Символизм (франц.
symbolisme, от греч. sэmbolon знак, символ) первое и самое крупное из
модернистских течений, возникшее в России. Футуризм (от лат. futurum
будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910х
начала 1920х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
2.5. Тема № 1.18. «И.А. Бунин»
2.5.1. Вопросы к занятию
1. Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
2.5.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
2.5.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Тема жизни и смерти в рассказах писателяреалиста имеет особенный
оттенок. В рассказе «Легкое дыхание» Бунин показал проблему жизни и
смерти.
Молодая гимназистка Оля Мещерская своим недолгим
существованием в этом мире дает многим урок жизни.
7 2.6. Тема № 1.23. «А.А. Блок»
2.6.1. Вопросы к занятию
1. Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
2.6.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
2.6.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. В поздних
произведениях А. Блока тема России дается в историческом освещении.
Поворотный пункт в этом плане знаменитый цикл «На поле Куликовом».
Культурноисторический контекст начала XX века, в котором творил Блок,
был пронизан недоговоренностью; здесь оставалось место для творческого
порыва, уныния, восторга, нежной любви и всесжигающей страсти словом,
для всей гаммы поэтических чувств. Три русские революции резко изменили
картину мира.
2.7. Тема № 1.25. «В.Маяковский»
2.7.1. Вопросы к занятию
1. Проблемы духовной жизни.
2.Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.
Обличение мещанства и «новообращенных».
2.7.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
8 2.7.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Лирический герой Маяковского – гражданин, который стремится к
лучшему будущему. Маяковский вошел в русскую поэзию как певец
революции, как глашатай новых общественных отношений.
2. Маяковский перестает верить в любовь земную. В своих стихах
Маяковский рисует высокий идеал любвисозидания, которая обогащает
человека, делает его лучше и чище. Маяковский ненавидел мещанство,
высмеивал и разоблачал его повсюду. “Любовь”, “Даешь изячную жизнь”,
“Письмо к любимой Молчанова”, “Пиво и социализм”, “Маруся отравилась” и
др. Темы сатиры Маяковского развиты и в его комедиях “Клоп” и “Баня”.
2.8. Тема № 1.29 «И.Э. Бабель»
2.8.1. Вопросы к занятию
1. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
2.8.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
2.8.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
«Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне.
Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость
привычным делом. Стиль Бабеля в рассказах – это стиль корреспондента.
2.9. Тема № 1.35 «Произведения первых послевоенных лет»
2.9.1. Вопросы к занятию
1. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига,
противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.
Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
2.9.2. Литература.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
9 2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
2.9.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писателей: Ю.
Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафьев, Д. Самойлов, С.
Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В повести “В окопах Сталинграда” В.
Некрасов открыл правду окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В
этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а
считает, что именно в окопах решается исход битв.
Литература.
Вопросы к занятию
2.10. Тема № 1.35 «А.А. Ахматова»
2.10.1.
1. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.
2.Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
2.10.2.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание
2.10.3.
на следующем:
1. Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая
стая») почти исключительно лирика любви. В военной лирике победа в
стихах Ахматовой — это образ Победывдовы.
2. Ахматова умела раскрывать самые потаенные глубины внутреннего мира
человека, его переживания и настроение. С самого начала поэзия ее
отличалась правдивостью поэтического слова.
2.11. Тема № 1.39. «Литературы 5080х годов».
2.11.1.
Вопросы к занятию
10 Литература.
1. Историческая тема в советской литературе.
2.11.2.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание
2.11.3.
на следующем:
Понятие «историческое событие» так расширяется, что включает
современность, и тогда к исторической литературе относят произведения,
изображающие современную писателю жизнь (М. Шолохов «Тихий Дон»,
А. Иванов «Вечный зов» и другие). Солженицын был замечен читателями,
критиками и партийными чиновниками, что очень важно, когда была
напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ”,
“Раковый корпус”, “Красное колесо”.
Литература.
Вопросы к занятию
2.12. Тема № 1.44. «Зарубежная литература»
2.12.1.
1. Г. Маркес. «Сто лет одиночества».
2. П. Коэльо. «Алхимик».
2.12.2.
1. Русская литература 20 века. Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.1./ Л.А.Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост.
Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. – Москва: Просвещение. 1997. 335 с.
2. Русская литература 20 века. Учебн. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И Павловский и др.; Сост.
Е.П.Пронина; под ред. В.П. Журавлева. Москва: Просвещение. 1997.399 с.
3. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание
2.12.3.
на следующем:
1. «Сто лет одиночества» написан в стиле фантастического (магического)
реализма роман представляет собой всестороннее исследование проблемы
человеческого одиночества.
11 2. «Алхимик» это история о молодом пастухе Сантьяго, отказавшемся от
выбранной его родителями для него судьбы священника в пользу странствий и
поисков сокровищ.
3.Методические указания по изучению отдельных вопросов
3.1. Тема № 1.2. «М.Ю. Лермонтов»
3.1.1. Вопросы к занятию
1. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика.
2. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта»,
«Поэт», «Пророк»).
3.1.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
12 3.1.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является
стихотворение “Родина”. Поэту близка и понятна жизнь простого народа,
дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина.
Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова следует романтической
традиции. Любовь лирический герой Лермонтова не представляет без
страданий, которые оседают сокровенными воспоминаниями в душе.
2. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Лермонтов
подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным.
3.2. Тема № 1.3. «Н.В. Гоголь»
3.2.1. Вопросы к занятию
1. Мотивы личного и социального разочарования.
2. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).
3.2.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.2.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. В повести Гоголя «Портрет» (в 1835 году; в 1842м отчасти переработал ее)
в центре повествования, несомненно, находится художник Андрей Петрович
Чартков, его судьба, его крушение.
2. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись «Мертвых душ»
Белинскому, для предоставления последней в СанктПетербургский комитет
цензуры, после неудачи в Москве. В последний год жизни (1848) Белинский
еще напечатает дополнение к своему «завещанию» – «Взгляд на русскую
литературу 1848 года».
3.3. Тема № 1.5. «И.А. Гончаров»
3.3.1. Вопросы к занятию
1. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социальнопсихологический и
философский роман.
2. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И.
Анненского и др.).
3.3.2. Литература.
13 1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.3.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. . Роман И.А.Гончарова "Обломов" является социальнопсихологическим
произведением. Главное здесь не Обломов, а "обломовщина".
2. Писаревым названы и главные мотивы романа: изображение чистого,
сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки
человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени,
обломовщины. Статья Н.А. Добролюбова Что такое обломовщина? носит не
только литературоведческий характер, но и общественнополитический.
3.4. Тема № 1.1. «Н.С. Лесков»
3.4.1. Вопросы к занятию
1. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Н.С. Лесков и
его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне»,
«Очарованный странник», «Левша»).
3.4.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.4.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
В «Левше» талант и самобытность русского человека — это не просто
природный дар, но и следствие благородной привычки к усердному труду.
Лесков позже включил в цикл "Праведники" написанный еще в начале 1870х
годов рассказ "Очарованный странник", герой которого Иван Северьянович
Флягин богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский
богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца мечтает "за народ
умереть".
3.5. Тема № 1.9. «И.А. Куприн»
3.5.1. Вопросы к занятию
14 1. Поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героев.
Осуждение пороков современного общества.
2. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях
писателя.
3.5.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.5.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих
произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы.
Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно
меняющейся жизнью.
2. В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель
противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих
непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир
безымянных людей, которые образуют массу общества.
3.6. Тема № 1.21. «Акмеизм. Н.С. Гумилев. Футуризм. И. Северянин».
3.6.1. Вопросы к занятию
1. Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма. Декларация о
разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы
над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы,
эпатаж.
3.6.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.6.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к
анализу человеческих чувств и переживаний. Представители акмеизма в
15 русской литературе: Анна Ахматова, ее муж Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и
другие.
3.7. Тема № 1.24. «Литература 20х годов»
3.6.1. Вопросы к занятию
1. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и
мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева,
О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М.
Светлов и др.).
3.7.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.7.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем
русской литературы XX века. Главное, что объединяло творчество поэтов
Серебряного века это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера
в её великое будущее.
3.8. Тема № 1.27. «М.И. Цветаева. О.Э. Мандельштам»
3.8.1. Вопросы к занятию
1. Поэзия как напряженный монологисповедь М.И.Цветаевой.
2. Противостояние поэта «векуволкодаву». Петербургские мотивы в поэзии.
Теория поэтического слова О. Мандельштама.
3.8.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.8.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Для Марины Цветаевой поэзия — это волшебство и высвобождение
душевных избытков, диалог «я» со всем миром. Цветаевская лирика — это
16 интимное откровение Поэта о мире. Темы любви, одиночества, жизни и
смерти в поэзии Цветаевой звучат как исповедь женщиныПоэта.
2. В стихотворении "За гремучую доблесть грядущих веков..."новый, то есть
XX век приравнивается к волкодаву. Стихотворение посвящено не самому
автору, он всего лишь представляет себя неотделимым от своего времени.
3.6. Тема № 1.38. «А.Т. Твардовский»
3.6.1. Вопросы к занятию
1. А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение
русского национального характера.
3.6.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.6.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Поэма «Василий Теркин» поэтическая энциклопедия Отечественной войны,
художественный памятник той великой и трагической эпохи. Герой поэмы
Твардовского олицетворяет собой весь народ. В нем нашли художественное
воплощение русский национальный характер, его существенные черты и
качества
3.6. Тема № 1.41. «В.М. Шукшин»
3.6.1. Вопросы к занятию
1. Многообразие народных характеров в творчестве В. Шукшина.
3.6.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.6.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
Персонажами Шукшина стали обитатели сельской периферии, незнатные, не
выбившиеся “в люди”. Русский человек в изображении Шукшина — человек
17 ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий
удивляться и удивлять.
3.6. Тема № 1.45. «Современная литература»
3.6.1. Вопросы к занятию
1. Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
2.Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
3.6.2. Литература.
1.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 кл.: Учебн.
Для общеобразоват. учреждений. 5е изд. Москва: Просвещение, 1998. 410
с.
2. Северикова Н.М. и др. Литература: Учебн. пособие для сред.. спец.учеб.
завед./ Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. 4 е изд., испр.
Москва: Высшая школа. 1983 639 с.
3.6.3. При подготовке к вопросам необходимо акцентировать внимание на
следующем:
1. Выступления писателей: В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Ю.
Бондарева, С. Залыгина, Ч. Айтматова, А. Адамовича и др. Систематическая
публикация писем читателей в самых разных изданиях. Распространение
жанра «полемических заметок». Сближение позиций журналов «Наш
современник» и «Молодая гвардия».
2. Детектив (англ. detective, от лат. detego – раскрываю, разоблачаю) –
преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения
которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью
выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
18
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.