Легкая атлетика - королева спорта - объединяет более 40 соревновательных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.
Разнообразие легкоатлетических упражнений помогает укрепить здоровье, развивать выносливость, воспитывать характер, волевые и физические качества. Заниматься легкой атлетикой можно в любое время года на открытой площадке, на стадионе, в парке, в лесу.
Урок по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.Легкая атлетика - королева спорта - объединяет более 40 соревновательных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.
Разнообразие легкоатлетических упражнений помогает укрепить здоровье, развивать выносливость, воспитывать характер, волевые и физические качества. Заниматься легкой атлетикой можно в любое время года на открытой площадке, на стадионе, в парке, в лесу.
Урок по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.
Методическая разработка
Методические рекомендации при проведении уроков
по теме: Легкая атлетика
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Дидактические принципы построения урока………………………………..3
2. Методические установки……………………………………………………..5
3.Размещение учебных заданий………………………………………………...6
4.Методические рекомендации при проведении занятий
по теме «Бег на короткие дистанции»………………………………………..7
5. Бег на средние и длинные дистанции………………………………………..8
6. Прыжковая подготовка……………………………………………………….97. Метания……………………………………………………………………….10
8. Правила для преподавателей………………………………………………..10
9. Правила для обучающихся…………………………………………………..12
Литература……………………………………………………………………13
Введение
Легкая атлетика королева спорта объединяет более 40 соревновательных
упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.
Разнообразие легкоатлетических упражнений помогает укрепить здоровье,
развивать выносливость, воспитывать характер, волевые и физические
2качества. Заниматься легкой атлетикой можно в любое время года на
открытой площадке, на стадионе, в парке, в лесу.
Урок по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов,
которые и определяют его содержание.
1. Дидактические принципы построения урока
Основными принципами урока являются:
постоянная реализация основного педагогического закона единство
обучения и воспитания;
продуманный и рациональный подбор учебного материала;
знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики,
умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;
учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;
развивать и совершенствовать физические качества, учитывая периоды их
сенситивного развития;
постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;
использовать индивидуальные и групповые формы занятия;
предусматривать рабочую плотность таким образом, чтобы интенсивность
нагрузок не превышала ЧСС 150 уд./мин.;
планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки
легкоатлетических упражнений в повседневной жизни.
Для повышения производительности урока необходимо использовать
упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности,
повышали бы эмоциональное состояние учащихся.
Передовой опыт преподавателей показывает, что монотонные упражнения
резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится длительная,
обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений
с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной,
через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения
упражнений.
3Все уроки необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать
постоянную занятость и активность каждого обучающегося и студента.
Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок
и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить
упражнения на гибкость и на осанку.
Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники
легкоатлетических упражнений и уровень развития физических качеств.
Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений
вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех уроках
необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических
качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные
качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного
движения, целостное выполнение упражнения до 6 секунд; скоростносиловые
качества или ловкость), скоростносиловые качества и ловкость; быстроту и
гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.
Современный урок должен предусматривать формирование необходимости
приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения,
основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими
упражнениями на организм человека.
Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний
создают благоприятные возможности для воспитания моральноволевых
качеств и трудолюбия.
По мере возможности уроки по легкой атлетике необходимо проводить на
спортивной площадке, стадионе.
Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они
предусматривают выполнение отдельных элементов техники упражнений,
развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние
задания разрабатываются учителем строго дифференцировано и должны
содержать обязательный практический материал.
Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это
связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и
обеспечение безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены
любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения,
эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на
скользком и мокром грунте.
42. Методические установки
Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при
составлении конспектов уроков руководствоваться следующими
методическими установками.
Подготовительная часть урока. В эту часть урока необходимо включать
различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а
также четкому выполнению всех команд.
Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в
движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать
упражнения, которые имеют эмоциональную окраску. Характерно, что в
подготовительную часть урока надо включать упражнения, которые не
вызывают затруднения в их выполнении.
Необходимо и соблюдать следующее условие упражнения подготовительной
части не должны вызывать утомления.
Основная часть урока. В этой части урока предусматривается высокий
уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся
условия для повышения эффективности обучения и воспитания. необходимо
четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой
атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной
координацией, проявлением скоростносиловых качеств и ловкости,
целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на
развитие силы и выносливости в конце.
Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники
видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные;
б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные
(целостное выполнение упражнений).
Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно
задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых
двигательных качеств.
При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо
использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой
организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную
часть занятия отводится 4045 минут от общего времени.
5Заключительная часть урока . Проведение этой части урока зависит от
последующих занятий школьника. Если есть последующие уроки, то в
заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы
спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на
внимание, на развитие гибкости. Задача состоит в том, чтобы в течение 5 6
минут снять эмоциональное и нервномышечное возбуждение.
В другом случае, если урок проводится последним в расписании, то
необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части урока. Однако
интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно
проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с
полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростносиловой
выносливости и ловкости, силы и гибкости.
При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное
условие подготовка и укрепление опорнодвигательного аппарата. Особенно
необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей
стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с
опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на
опорнодвигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные
по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц
туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с
другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и
исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.
В уроках по легкой атлетике необходимо применять такие группы средств
для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление
мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального
свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной,
сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в) скоростносиловые и прыжковые
упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы
(упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на
возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной
ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 2040 см.
Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по
твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт,
песок) площадке. Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы,
связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.
3.Размещение учебных заданий
Предлагается один из вариантов размещения учебных заданий в уроке:
6Подготовительная часть урока. Строевые упражнения, упражнения на осанку,
бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме
танца. Общеподготовительные и специальные упражнения, направленные на
подготовку к основной части урока и видов легкой атлетики командные
эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая
подготовка, но она должна быть четко спланирована.
Основная часть урока. Вначале выполняется комплекс подводящих
упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки
основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и
скоростносиловые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно
способствовать и развитию качеств.
Заключительная часть. Предусматривает снижение интенсивности физических
нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию,
внимание.
В заключении необходимо особо подчеркнуть, что при выполнении
легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на
сердечнососудистую и дыхательную системы, длительных напряжений
статического характера, перенапряжения опорнодвигательного аппарата,
длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять
слишком длинное объяснение.
Таким образом, методика построения легкоатлетического урока в колледже
представляет собой сложный процесс учебновоспитательной работы
преподавателя.
В образовательной программе по физическому воспитанию обучающихся и
студентов колледжа в разделе «Лёгкая атлетика» изучаются следующие темы:
бег на короткие дистанции (спринтерский бег);
бег на средние и длинные дистанции;
прыжки в длину;
прыжки в высоту;
метания;
4.Методические рекомендации при проведении занятий
по теме «Бег на короткие дистанции»
Бег на короткие дистанции следует рассматривать как целостное упражнение,
в котором выделяются отдельные фазы: положение бегуна на старте (старт),
стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
От правильного выполнения отдельных элементов в значительной степени
зависит эффективность выполнения всего упражнения.
7Старт. Бег на короткие дистанции начинают из положения низкого старта,
что даёт возможность быстрее набрать максимальную скорость. Существует
несколько вариантов низкого старта. Чаще других применяется так
называемый обычный старт, при котором передняя колодка устанавливается
на расстоянии 1 1,5 стопы (3550см) от стартовой линии, а задняя – в
полутора стопах от передней. Расстояние между осями колодок –
18 – 20 см.
По команде «На старт!» обучающийся сделав дватри глубоких вдоха,
становится впереди стартовых колодок, приседает и опирается ладонями о
дорожку впереди стартовой линии. После этого одну ногу ставит на
переднюю, другую на заднюю колодку, опирается на колено сзади стоящей
ноги и устанавливает руки вплотную к стартовой линии. Прямые руки
расставлены на ширину плеч, а пальцы образуют упругий свод.
По команде «Внимание!» обучающийся плавно, но достаточно быстро,
поднимает таз немного выше уровня плеч. Такое положение на старте
обеспечивает достаточно эффективное начало бега.
Стартовый разбег
.
После выполнения команды «Внимание!» следует
отключиться от окружающего и сосредоточиться
на том , чтобы
одновременно с выстрелом начать бег. По выстрелу стартёра необходимо
мгновенно начать беговые движения руками, одновременно оттолкнувшись от
обеих колодок , послать тело вперёд – вверх и выбежать (а не выпрыгнуть) с
колодок. Следует научиться после быстрого отталкивания «выбегать» а не
выпрыгивать с колодок. На качество стартового разбега существенно влияет
длина и способ выполнения первых шагов. В процессе стартового разбега
должно происходить постепенное нарастание длины шагов и плавное
выпрямление туловища.
Бег по дистанции. Скорость бега по дистанции во многом зависит от
рациональной формы движений, умения бежать без излишнего напряжения.
Важным элементом бега является активное отталкивание.
Длина шага должна быть оптимальной, удобной и соответствовать росту
обучающегося, его индивидуальным особенностям и технике бега.
Руки при беге по дистанции согнуты в локтевых суставах под углом около 90
градусов и движутся несколько внутрь–вперёд и наружуназад. Кисти рук не
напряжены, пальцы полусогнуты.
Финиширование. Окончание бега фиксируется по моменту пересечения
туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша.
Финишную линию следует пробегать с полной скоростью, без специальных
бросков или прыжков на ленточку.
5. Бег на средние и длинные дистанции
8Техника бега на средние и длинные дистанции характерна прежде всего
большей естественностью, ритмичностью в смене фаз напряжения и
расслабления мышц, а также экономичностью движений. Небольшой наклон
туловища бегунов позволяет лучше использовать отталкивание для быстрого
продвижения вперёд. Голова держится прямо и свободно, взгляд устремлён
вперёд.
В отличии от других видов лёгкой атлетики основами техники бега владеют
все обучающиеся.
Рекомендуемые упражнения и задания:
бег с ускорением на отрезках от 60 до 120 м (наращивание скорости
необходимо прекращать в случае появления ошибок в технике или
закрепощённости в движениях);
бег «накатом»: набрав максимальную скорость «выключиться» и бежать,
прикладывая минимум усилий, до полной остановки;
Бег на средние и длинные дистанции – главное средство развития
выносливости.
Основные виды бега, направленные на развитие выносливости:
кроссовый бег в равномерном и сравнительно медленном темпе (1км за 6
мин.)
кроссовый бег в переменном темпе с ускорениями от 100м до 200м;
повторный бег измеряемый временем (отрезки от 200м до300м);
Существенным фактором, способствующим развитию выносливости, является
повышение плотности занятий, а также выполнение специальных беговых
упражнений в достаточно большом объёме.
6. Прыжковая подготовка
«Прыжки в длину»
Прыжки в длину – наиболее естественный вид из всех легкоатлетических
прыжков.
Чем характеризуется эффективность техники выполнения прыжка?
Разбег – возможность набрать наивысшую скорость на последних 2 – 4 шагах
и умением сохранить способность к отталкиванию;
Отталкивание – способность изменить движение тела на определённый угол с
сохранением начальной скорости полёта;
Полёт – необходимость продолжать беговые движения и подготовиться к
приземлению;
Приземление – умение вынести возможно дальше вперёд и удержать
возможно выше ступни ног;
9«Прыжки в высоту»
Основные фазы техники прыжков в высоту:
разбег;
отталкивание;
переход через планку;
приземление;
Изучение техники прыжка в высоту способом «перешагивание»:
а) ознакомление с техникой прыжка;
б) изучение техники разбега;
в) изучение техники отталкивания;
г) изучение ритма последних шагов разбега и техники подготовки к
отталкиванию;
д) изучение техники приземления;
7. Метания
Легкоатлетические метания относятся к скоростносиловым упражнениям, в
которых спортивный результат зависит от умения обучающегося быстро
развивать максимальные усилия и сохранять рациональную технику движения.
В программу обучения входит метание гранаты и метание мяча (150 гр.)
Движение снаряда при метании можно разделить на две части:
первая – путь, на котором обучающийся воздействует на снаряд;
вторая – полёт снаряда в воздухе.
Изучение техники метания гранаты, мяча:
а) ознакомление с техникой метания;
б) изучение техники метания с места;
в) изучение техники метания с разбега;
б) изучение держания и броска;
в) изучение финального усилия;
8.ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
по предупреждению травматизма при проведении занятий
по легкой атлетике
Начинать занятия со звонком;
10 Не допускать к занятиям обучающихся без установленной правилами
спортивной формы (спортивный костюм, спортивная обувь с нескользкой
подошвой);
Обращать внимание на эстетичность формы и её соответствие виду
спорта;
Обобщить тему и задачи занятия, чтобы обучающиеся могли
настроиться на определенный вид деятельности;
Следить за дисциплиной на занятии, пресекать любые формы её
нарушения;.
В спортивном зале:
Сделать все необходимые разметки по данному виду;
Определить место старта и финиша;
Определить достаточный интервал и дистанцию для бега, прыжков,
метания, общеразвивающих упражнений;
Не допускать касания стен, ограждений после ускорений и прыжков;
Соблюдать правило стадиона во время всего занятия;
Определить для занимающихся коридор возвращения после ускорений,
прыжков, метания и т.п.;
Следить, чтобы при выполнении упражнений по метанию в секторе
никто не находился;
Для выполнения прыжка тщательно и правильно уложить маты;
Место приземления не должно быть рядом со стенкой;
Следить за самочувствием обучающихся, не давать предельных
нагрузок;
Иметь в спортивном зале медицинскую аптечку;
О любых нарушениях со стороны обучающихся информировать
а нарушителей привлекать к дисциплинарной
администрацию,
ответственности;
О несчастных случаях немедленно сообщать администрации;
Следить, чтобы спортивный инвентарь после занятия убирался для
хранения в отведенное для этого место.
На спортивной площадке:
Сделать разметку беговых дорожек, секторов для метания;
Перед началом каждого занятия осматривать поверхность беговой
дорожки, секторов для метания, прыжковой ямы;
Соблюдать правило стадиона во время всего занятия;
Определить достаточный интервал и дистанцию для бега, прыжков,
метания, общеразвивающих упражнений;
Если на занятии даются прыжки в длину, то место приземления в
прыжковой яме должно быть перекопано;
11 Не оставлять в прыжковой яме инвентарь (лопату, грабли, рклетку);
Во время метаний не допускать нахождения обучающихся справа
(слева) от метающего, не находиться в зоне броска;
Не разрешать метать без сигнала преподавателя;
Не разрешать передавать снаряд для метания друг другу броском;
Следить, чтобы все снаряды были сухими и чистыми;
Не оставлять спортивный инвентарь без присмотра;
Не разрешать перебегать сектор для метания, дорожки;
При возвращении после выполнения задания соблюдать правила
безопасности;
Следить за самочувствием обучающихся, не давать предельных
нагрузок;
Иметь в спортивном зале медицинскую аптечку;
О любых нарушениях со стороны обучающихся информировать
а нарушителей привлекать к дисциплинарной
администрацию,
ответственности;
О несчастных случаях немедленно сообщать администрации;
Следить, чтобы спортивный инвентарь после занятия убирался для
хранения в отведенное для этого место.
9.ПРАВИЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по предупреждению травматизма при проведении занятий
по легкой атлетике
Иметь собственную и соответствующую спортивную форму
(при температуре выше + 15° С – короткая форма;, спортивная обувь;
при температуре ниже + 15° С – спортивный костюм, спортивная обувь);
Быть предельно внимательным и сосредоточенным при объяснении,
рассказе, показе и выполнении упражнений, заданий;
Осознанно и достаточно интенсивно выполнять разминку, имитационные
и специальные упражнения.
В спортивном зале:
Не касаться стены (ограждения) после ускорения;
Выполняя прыжки (в длину, высоту), не приземляться на соединение
матов;
Выполняя метания, не подбирать снаряд без команды преподавателя;
Во время всего занятия соблюдать правило стадиона.
На спортивной площадке (стадионе):
12 Бежать короткие (спринтерские дистанции) только по своей дорожке.
Во время бега смотреть под ноги, на своего соперника, т. е. влево,
вправо.
Не допускать стопорящей (резкой) остановки после финиша.
Не выполнять финиширование прыжком.
Не перебегать (пересекать) дорожку во время бега.
При групповом старте не толкаться локтями, не наступать на пятки
впереди бегущего.
Во время бега на длинные дистанции уметь правильно распределить
силы по дистанции (не начинать быстро).
После финиша следует перейти на ходьбу до полного восстановления
дыхания, нельзя резко останавливаться, садиться или ложиться.
Не начинать прыжок без разрешения (команды) преподавателя.
Приземляясь, соблюдать правила безопасности (не подставлять руки,
не падать на спину).
Выходить из прыжковой ямы только вперёд (соблюдая правила
стадиона).
Выполнять метания только по команде преподавателя.
Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в зоне
приземления.
Не стоять рядом с метающим.
Не переходить сектор метания.
Не стоять в поле (коридоре), где приземляются снаряды.
Не ловить снаряды.
Не передавать снаряды броском.
Не выходить в поле (коридор) за снарядами без разрешения
преподавателя.
При падении сгруппироваться во избежание получения травмы.
О плохом самочувствии или травме немедленно сообщить
преподавателю.
Литература:
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.:
«Физкультура и спорт», 2012. – 542с.
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания. – Саратов 2010. – 480 с.
133. Кривоносов М.П. Юшкевич Т.П. Методика обучения
легкоатлетическим упражнениям. – М.: «Физкультура и спорт», 2009.
14