«Методические требования к индивидуальному занятию по обучению произношению»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Индивидуальные занятия проводятся учителем-дефектологом в специально оборудованном помещении. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20–25 минут. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: 1. Коррекция произношения; 2. Развитие слухового восприятия. Задачами индивидуальных занятий по обучению произношению детей с нарушением слуха являются первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков. Индивидуальные занятия по обучению произношению проводятся всегда с одним учеником, даже при наличии групповых занятий по развитию слухового восприятия. Содержание индивидуальных занятий по обучению произношению определяется программой. При составлении плана работы учитель-дефектолог руководствуется программными требованиями, состоянием произносительных навыков конкретного ученика и особенностями фонетических элементов речи, включенных в занятие.
Иконка файла материала конспект.docx
В   настоящие   время   ежегодно   увеличивается   количество   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих задержку психического и речевого развития.   Поэтому   особую   актуальность   приобретает   создание   оптимальной   системы комплексной помощи таким детям, которая помогла им в успешном освоении школьной программы. Организация учебной деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого   подхода,   что   приводит   к   необходимости   поиска   новых   и   эффективных   путей обучения. Таким образом, в деятельности учителя­логопеда и дефектолога инновационные методы приобретают все большее значение. В   современном   мире   одним   из   самых   перспективных   направлений   являются нейронауки. Нейронаука претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века, что   связано   с   появлением   новых   знаний   о   центральной   нервной   системе   и   мозговой организации психических процессов. Методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют   достижению   максимально   возможных   успехов   в   преодолении   нарушений высших психических функций, оптимизации коррекционной работы специалистов службы психолого­педагогического сопровождения. Рассмотрим некоторые методы нейростимуляции, которые, воздействуя на каналы восприятия информации, могут повышать обучаемость и регулировать поведение детей с ограниченными возможностями здоровья. Арттерапия – синтез нескольких областей научного знания: исскуства, медицины и психологии. Включает в себя  совокупность методик, построенных на применении разных видов   искусства   в   своеобразной   и   символической   форме,   позволяющих   с   помощью стимулирования   художественно­творческих   проявлений   ребенка   с   проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и   отклонений   в   личностном   развитии.   Арттерапия   включает   в   себя   следующие направления: 1. Изотерапию – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; 2. Библиотерапию – лечебное воздействие чтением; 4. Имаготерапию – лечебное воздействие через образ, театрализацию; 5. Музыкотерапию – лечебное воздействие через восприятие музыки; 6. Вокалотерапию – лечением пением; 7. Анимационная терапия – лечебное воздействие средствами анимации и др. Звуковая терапия (вибрационная или частотная терапия) ­ включает все формы лечения с использованием звуковых волн, воспринимаемых как ухом, так и всем телом ребенка.   Определенные   звуковые   частоты   резонируют   с   определенными   органами   тела, оказывая физиологические эффекты и стимулируя психическое и физическое исцеление. Считается, что звуковые волны воздействуют на сердечный ритм и частоту дыхания, а также   изменяют   электрическую   активность   мозга.   Музыка   способствует   релаксации   и высвобождению   эндорфинов   ­   естественных   обезболивающих   соединений. В качестве инструментов   для извлечения   звуков   могут   выступать: варган,   флейта,   фортепиано, виолончель,   губная   гармошка,   флейта,   поющая   чаша   и т.д.  Одним   из   направленией звуковой терапии является акутоника ­ лечебная система воздействия камертонами на биологически­активные лечебной системе акутоника калиброваны с высочайшей точностью и настроены по натуральному звукоряду, основанному на орбитальных свойствах Земли, Луны, Солнца и других планет. С   помощью   камертонов   достигается   более   точное   гармоничное   состояние   каждой Биологически­активной точки организма.   Камертоны   организма. точки в       1Brain­Gym   –   это   комплекс   специальных   кинезиологических   упражнений, разработанных   и   апробированных   американским   ученым   Полом   Деннисоном.   Им   была обнаружена   возможность   использования   естественных   физических   движений, способствующих   развитию   межполушарной   специализации   и   межполушарного взаимодействия, Основной идеей, вокруг которой построена данная программа, является взаимосвязь трёх   элементов:   мозга,   тела   и   эмоций.   Программа   Brain­Gym   включает   в   себя   26 упражнений,   направленных   на   восстановление,   тренировку   и   активацию   различных сенсомоторных   навыков,   которые   оказывают   позитивное   влияние   на   когнитивные способности ребенка. Упражнения разделены на четыре группы и направлены на развитие трёх видов сенсомоторных навыков. Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения», таким образом улучшая навыки орфографии, письма, слухового восприятия, чтения (например, упражнение «ленивые восьмерки», «двойной рисунок», «слон» и др.). Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания (например, «энергетическая зевота», «Крюки», «Кнопки мозга» и др.). Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с   мышц   и сухожилий   нашего  тела.   На  уровне   работы   головного  мозга   эти   упражнения способствуют   связи   стволовых   отделов   головного   мозга,   отвечающих   за   реакцию «убегания»   и   «нападения»   во   время   стресса,   и   передних   отделов   головного   мозга, отвечающих   за   волевую   регуляцию   поведения.   Таким   образом,   эти   упражнения способствуют   снятию   стрессового   напряжения   в   теле   (например,   «Активация   рук», «Сова», «Гравитационное скольженние» и др.). Четвертая   группа —   упражнения,   повышающие   позитивное   отношение.   Они стабилизируют   и ритмизируют   нервные  процессы   в  организме  и   помогают  взглянуть  на тревожащую ситуацию по­новому (например, «Позитивные точки»). Метод   сенсорной   интеграции Айрес,   разработанный   Анной   Жан­Айрес, исследователем   и   психологом   из   Калифорнии,   целью   которой   является   усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью. Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы. Преподаватель дает шанс ребенку самому выбрать игру. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через 2некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи. Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается. Методика   «Мозарт­развитие» это   психо­педагогическое   реабилитационное средство,   представляющее   собой   синтез   игровой   терапии,   арттерапии   и   психоанализа Развивающая методика «Мозарт ­ развитие» предназначена для детей разного возраста, в том   числе   с   особенностями   развития   –   ЗПР   (задержка   психического   развития),   СДВГ (синдром   дефицита   внимания   и   гиперактивности),   ДЦП   (детским   церебральным параличом), РДА (ранним детским   аутизм), Синдромом Дауна и т.п. В   арсенале   Мозартики   входит   8   игр:   «Витражи»,   «Космос»,   «Усадьба», «Подмосковный   городок»,   «Туманы»,   «Город»,   «Павлин»,   «Чудо­дерево».   В   состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры Методика   «Мозарт   ­   развитие»   относится   к   группе   развивающих   методик, развивающих   когнитивные   процессы:   ощущение,   восприятие,   память,   мышление, воображение.   Кроме   этого,   внимание,   речь,   креативность   мышления,   взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус. В тоже время, эта методика помогает   ребенку   узнать   и   освоить   цвет,   форму,   счет,   анализ,   синтез,   моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.   энергетической   наполненностью, Биоэнергопластика ­ («био» —   человек   как   биологический   объект; «энергия» —   сила,   необходимая   для   выполнения   определенных   действий; «пластика» —   плавные   движения   тела,   рук,   которые   характеризуется непрерывностью,   эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями   кисти   рук.   Совместные   движения   руки   и   артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной   деятельности   детей,   развивает   координацию   движений   и мелкую моторику. Метод Гленна Домана первоначально был предназначен для детей с травмами мозга. Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил, что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность мозга очень быстро возрастает. В результате ребенок начинает стремительно развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития Гленна Домана была с огромным успехом была опробована и на здоровых детях. Основной материал для занятий по программе Г. Домана – это разнообразные и очень многочисленные карточки: со словами родного и иностранных языков, картинками, количеством предметов и т. д. Предполагается, что эти карточки создают сами родители, однако в наши дни в продаже можно найти и уже готовые комплекты. Суть метода заключается в том, что детям с отсталым когнитивным и физическим развитием с определенной периодичностью показывают картинки, написанные на карточках слова, одновременно громко озвучивая их. Урок занимает 3несколько секунд, но в течение дня у детей должно быть несколько десятков таких уроков. Эти занятия совмещают со специальными физическими упражнениями, что дает хороший результат в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, высокая информационная стимуляция при обучении приводит к заметному увеличению участков коры головного мозга, слоя серого вещества, наиболее тесно связанного с высшими мозговыми функциями. Используя приемы нейростимуляции в логопедической и дефектологической работе повышается результативность и эффективность коррекционной работы. Список используемой литературы: 1. Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». М.: Центрполиграф, 2009. – 54 с. 2. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М.: МПГУ, 2007. 3. Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. М.: Медиакит, 2007. – 330 с. 4. Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинография. Моделирование. Биоэнергопластика. М.: Учитель, 2017. – 59 с. 5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. М.: Речь, 2007. — 336 с. 6. Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание  скрытых проблем развития. М.: изд­во Терефинф, 2017. – 272  с. 4