Методические указания для студентов
Оценка 4.6

Методические указания для студентов

Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
технология
Взрослым
23.04.2018
Методические указания для студентов
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОП.02 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ предназначены для студентов, обучающихся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Настоящие Методические указания направлены на формирование у обучающихся практических умений классификации товаров, анализа ассортимента и информации о товарах, определения градаций качества, размера товарных потерь, работы с нормативно-техническими документами.
ПР.Р-ОП.02.docx
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение «Горнозаводский политехнический техникум Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий ОП.02 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ Специальность СПО: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Базовая подготовка 2017г Составитель: Холкина Елена Алексеевна – мастер производственного обучения первой квалификационной категории            РЕКОМЕНДОВАНА                                                УТВЕРЖДАЮ ЦМК общепрофессиональных                                Заместитель директора по УПР            и специальных дисциплин                                       _____________С.А. Шемелина            Протокол№___от_______2017г                              «______»_______2017             _____________Е.А. Холкина                                         председатель ЦМК                                                                                                               РАССМОТРЕНО           на заседании методического совета          ___________________________________                                   № протокола и дата заседания Содержание 1. Ведение……………………………………………………..3 2. Тематика практических занятий………………………….5 3. Содержание практических занятий………………………6 3.1практическое занятие №1………………………………………………..6 3.2 практическое занятие №2………………………………………..9 3.3 практическое занятие№3 ……………………………………………….13 3.4 практическое занятие №4……………………………………………….16 3.5 практическое занятие №5……………………………………………….22 3.6 практическое занятие№6 ……………………………………………….27 3.7 практическое занятие№ 7……………………………………………….30 3.8 практическое занятие №8……………………………………………….36 3.9 практическое занятие№ 9……………………………………………….40 3.10 практическое занятие№10 …………………………………………….43 3.11 практическое занятие№11 …………………………………………….46 3.12 практическое занятие№12 …………………………………………….49 4. Рекомендуемая литература и источники………………...52 2 Приложения………………………………………………………54  1. Введение Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОП.02   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ТОВАРОВЕДЕНИЯ   предназначены   для студентов, обучающихся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовой подготовки.  Данные методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС   СПО   по   специальности   СПО   38.02.05   Товароведение   и   экспертиза качества потребительских товаров. Настоящие   Методические   указания   направлены   на   формирование   у обучающихся   практических   умений   классификации   товаров,   анализа ассортимента и информации о товарах, определения градаций качества, размера товарных потерь, работы с нормативно­техническими документами. Каждое   практическое   занятие   имеет   унифицированную   структуру, включающую постановку цели, описание материального обеспечения, краткий теоретический   материал   по   изучаемому   вопросу,   практические   задания, методические   указания   к   выполнению   и   рекомендации   по   оформлению результатов,     вопросы   и   задания   для   контроля   знаний.   Благодаря   такой структуре занятия, студент получает возможность овладеть дополнительными умениями   оформления   результатов   исследований,   составления   таблиц   и   их анализа,   формулирования   заключения,   что   служит   подготовительным   этапом для   выполнения   более   сложных   исследовательских   работ   (курсовых, дипломных). Сочетание   разных   форм   практических   занятий   –   изучение   и   анализ документов, решение ситуационных задач, проведение экспертизы, оформление актов, заключений по ее результатам и других учебно­методических приёмов 3 позволяет добиться углубления, закрепления студентами теоретических знаний в области товароведения и  формирования профессиональных компетенций. По каждому заданию студент оформляет отчёт в тетради с указанием темы практического занятия, порядкового номера и формулировки задания, описания выполнения   задания   и   заключения   по   результатам   работы.   По   окончании выполнения   обучающийся   отчитывается   перед   преподавателем   и   получает оценку. Студент,   пропустивший   занятие,   должен   выполнить   его   во   внеурочное время под руководством преподавателя. Разработка  включает   краткий   теоретический   материал   по   каждой   изучаемой теме,   практические   задания   для   его   закрепления,   вопросы   и   задания   для контроля знаний, список рекомендуемой литературы и интернет­ресурсов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  Уметь:   анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров. распознавать классификационные группы товаров; Знать:  основные понятия товароведения;  объекты, субъекты и методы товароведения;  общую   классификацию   потребительских   товаров   и   продукции   классификацию   продовольственных   и производственного   назначения, непродовольственных товаров по однородным группам;  виды, свойства, показатели ассортимента;  основополагающие характеристики товаров;  товароведные   характеристики   товаров   однородных   групп   (групп продовольственных   или   непродовольственных   товаров):   классификацию ассортимента, оценку качества;  количественные характеристики товаров;  факторы,   обеспечивающие   формирование   и   сохранение   товароведных характеристик;  виды потерь, причины возникновения, порядок списания 4 2. Тематика практических занятий Раздел дисциплины Тема практического занятия Трудоёмкость, час. 2.1 классификация  методов товароведения 3.1 Виды ассортимента  товаров  3.2 Свойства и показатели  ассортимента 1. Методы классификации товаров 2. Общероссийский классификатор продукции   по   видам   экономической деятельности  (ОКПД 2) 3. Штриховое кодирование   4.Расчет основных показателей  ассортимента. Анализ ассортиментной  политики торговой организации. 5.Анализ номенклатуры показателей  качества, предусмотренных стандартами. 4.1Показатели   и   оценка качества товаров 6.Органолептические   и   физические методы определения качества товаров 7.Определение градаций качества товаров 5.1 Технологический цикл  товаров 8. Отбор  проб  при выборочном  контроле качества товарных  партий 6.2Обеспечение качества и количества товаров 9.Товарные потери. Расчет размера убыли 10.Товаросопроводительные документы 6.3 Товарная информация 11.Анализ соответствия товарной  информации требованиям федерального  законодательства»  12.Расшифровка информационных  знаков» Итого 4 4 2 4 4 4 4 4 4 4 4 2 44 5 3. Содержание практических занятий Тема: «Методы классификации товаров» время выполнения 4 часа Практическое занятие №1 Цель  –   формирование   практических   умений     составления   классификации   товаров фасетным и иерархическим методами и их применение в профессиональной деятельности. Материальное обеспечение: образцы упаковки товаров. Краткие теоретические сведения: Классификация товаров является одним из методов систематизации.  Классификация  –   это   логический   процесс   подразделения   множества   объектов   на подмножества (группы) по определённым общим признакам. Классификация   в   товароведении   необходима   для   изучения   товара,   его   учёта   и движения, закупки, продажи и хранения.  Различают два метода классификации – иерархический и фасетный. Иерархический   метод  ­   последовательное   разделение   множества   объектов   на подчиненные   классификационные   группировки.   Схематично   сущность   метода   показана   на рисунке 1. М 1 2 3 4 1.1 1.2 1.3 1.4 1.1.1 1.1.2 1.1.3 2.1 2.2 2.3 Рисунок 1  ­  Иерархический метод классификации Особенность   метода:   тесная   взаимосвязь   между   отдельными   классификационными группировками,   выявляемая   через   общность   и   различия   основополагающих   признаков.   В основу деления по основополагающему признаку положена ступень. Ступень   классификации   ­   этап   классификации   при   иерархическом   методе,   в результате   которого   получается   совокупность   классификационных   группировок.   Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Теоретически глубина   классификации   бесконечна,   но   на   практике   такая   классификация   громоздка,   и обычно не превышает 10. При   необходимости   увеличить   число   признаков   применяют  фасетный   метод  ­ параллельное   разделение   множества   объектов   на   независимые   классификационные группировки (рисунок 2). 6 Благодаря   этому,   фасетная   система   отличается   большой   гибкостью,   возможностью ограничивать   число   признаков   и   группировок.   Вместе   с   тем   ее   информационная   емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок. Пример:  Классификация вин: по срокам выдержки ­ молодые, ординарные, марочные, коллекционные;  по цвету ­ белые, розовые, красные;  по   технологии   ­   тихие,   игристые.   Количество   признаков   может   быть   увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п. Эта   классификация   виноградных   вин   фасетным   методом   всегда   дополняется иерархическим методом по технологическому признаку, где в качестве классификационных признаков   выступают   определенные   операции,   формирующие   качество   вин   и обуславливающие их особенности.  Так, тихие вина в зависимости от характера брожения и применяемых добавок делят на столовые и специального назначения. На следующей ступени столовые вина делятся на типы   по   полноте   сбраживания   и   применяемым   операциям   (вина   сухие,   полусухие, полусладкие и др.). М 1 2 3 …… n Рисунок 2 ­ Фасетный метод классификации Правила классификации предназначены для выбора метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Выбор метода классификации зависит от целевого назначения.  Правила классификации объектов при иерархическом методе: ­ деление множества объектов следует начинать с наиболее общих признаков; ­   на   каждой   ступени   можно   использовать   только   один   признак,   имеющий принципиальное значение для этого этапа; ­   разделение   объектов   должно   осуществляться   последовательно   от   большего   к меньшему, от общего к частному; ­ необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины. Практическое задание №1.  Составить классификации обуви и трикотажных изделий фасетным   и   иерархическим   методами.   Результаты   классификации   фасетным   методом оформить   в   таблицах   2   и   3.   По   результатам   классификации   иерархическим   методом составить схему, согласно рисунку 1. Обувь:  бытовая,   мужская,   женская,   комбинированная,   зимняя,   детская,   ботинки, хромовая,   мальчиковая,   профилактическая,   сапоги,   из   искусственной   кожи,   мокасины, половозрастное назначение, осенне­весенняя, сандалии, летняя, малодетская, полуботинки, специальная,   спортивная,   военная,   сапожки,   по   материалу   верха,     школьная,   туфли,   вид, назначение, обувь кроссовая, ортопедическая, юфтевая, из синтетической кожи, сезон носки. Трикотажные изделия:  назначение, сырье, переплетение, отбеленные, пестровязаные, 7 гладкокрашеными,   набивные,   со   специальными   отделками,   способ   изготовления,   из натуральных  волокон,   из   смеси  различных  волокон,  отделка,  верхний  трикотаж,   бельевые трикотажные изделия, пол и возраст, чулочно­носочные, из кулирных (поперечно­вязаных), перчаточные,   головные   уборы,   полурегулярные,   детские,   комбинированные,   платочно­ шарфовые,   мужские,   из   основовязаных   полотен,   женские,   регулярные,   кроеные, комбинированные. Таблица 2, 3 ­ Классификация обуви (трикотажных изделий) Фасеты Практическое   задание   №2.  Обозначить   преимущества   и   недостатки   методов классификации. Результаты оформить в таблице 4. Таблица 4 ­ Преимущества и недостатки методов классификации Метод классификации Иерархический Фасетный Преимущества Недостатки Практическое   задание   №3.  Определить   классификационные   признаки,   по   которым выделены группировки товаров. Результаты записать в тетрадь.  Сыры:   твёрдые,   зрелые,   жирные,   мягкие,   высокожирные,   сухие,   нежирные, полутвердые, без созревания, полужирные, низкожирные, незрелые, сверхтвердые  Металлическая       посуда:   стальная,   оцинкованная,   алюминиевая, штампованная, литая, кухонная, лужёная, посуда для   хранения и переноса пищевых продуктов, сшивная из листовой стали, чугунная, латунная, эмалированная, столовая, из нержавеющей стали.  Меховые изделия: верхняя одежда, головные уборы; мужские , женские, детские; норка,   соболь,   овчина,   кролик;   пальто,   манто,   жакет;   полуприлегающий,   прямой, расклешенный, берет, боярка, ушанка. Практическое   задание   №4.  Провести   классификацию   блюд,   кулинарных   изделий   и полуфабрикатов,  используя ГОСТ Р 50763­2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия". Практическое задание 5. В стандартах на продукцию, предложенных преподавателем, проанализировать   разделы   «Классификация   ассортимента»   и   «Требования   к   качеству». Указать   объекты   классификации   и   классификационные   признаки,   положенные   в   основу классификации. Вопросы и задания для контроля знаний 1. Что такое классификация? 2. Как классифицируются методы товароведения? 3. Что такое объект классификации? 4. Дайте определение  признаку классификации 5.  Назовите методы классификации, принятые в товароведении 6. Что называют системой  классификации? 7. Раскройте содержание фасетного метода классификации 8.  Назовите достоинства и недостатки фасетного метода классификации 9. Раскройте смысл иерархического метода классификации 10. Перечислите достоинства и недостатки иерархического метода классификации 8 11. Перечислите правила классификации объектов при иерархическом методе Тема: «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической Практическое занятие №2 деятельности  (ОКПД 2)» время выполнения 4 часа Цель  –   формирование   практических   умений     работы   с   общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Материальное обеспечение: ОКПД 2. Критерии оценки: Соблюдение алгоритма выполнения задания Соблюдения отведенного времени Обоснование результата Краткие теоретические сведения: Кодированием называют процесс образования и присвоения кодов товарам. Код (артикул)  ­   знак   или   совокупность   знаков,   применяемых   для   обозначения классификационной   группировки   и   объекта   классификации.   Цель   кодирования   – распознавание любого объекта среди множества других. При кодировании учитывают следующие требования, предъявляемые к коду: ­ должен иметь определённую структуру построения; ­ может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков: цифр, букв и их сочетания. ­ должен способствовать упорядочению объектов. ­   Классификатор  –   это   нормативный   документ,   представляющий   собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации в области ТЭСИ ­Общероссийский   классификатор  –   классификатор,   распределяющий   технико­ экономическую   и   социальную   информацию   в   соответствии   с   ее   классификацией   и являющийся   обязательным   для   применения   при   создании   государственных информационных   систем   и   информационных   ресурсов   и   межведомственном   обмене информацией. Приказом   Росстандарта   от   31.01.2014   №14­ст   утвержден   Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).  ­Общероссийский   классификатор   продукции   по   видам   экономической деятельности   (ОКПД   2)  –   классификатор,   представляющий   собой   систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции по видам экономической деятельности, построенных   по   иерархической   системе   классификации   и   последовательному   методу кодирования. Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с: 9 ­ классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики; ­   разработкой   нормативных   правовых   актов,   касающихся   государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; ­   реализацией   комплекса   учетных   функций   в   рамках   работ   по   государственной статистике,   связанных   с   обеспечением   потребностей   органов   государственной   власти   и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач; ­   обеспечением   системы   государственной   контрактации   и   оптовой   торговли   на внутреннем рынке; ­   подготовкой   статистической   информации   для   сопоставлений   на   международном уровне; ­ размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд; ­ налогообложением; ­   обеспечением   классификации   основных   фондов,   используемой   в   Общероссийском классификаторе основных фондов; ­ стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции; ­   классификацией   и   кодированием   услуг,   оказываемых   населению   хозяйствующими субъектами. Классификатор состоит из 21 раздела, обозначенных буквами латинского алфавита и разбитых на 99 классов. Для предприятий АПК необходим разделы А и С.  Раздел А ­  Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства содержит 3 класса, но для работников АПК необходимы 2: 01 ­ Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты; 03   ­   Рыба   и   прочая   продукция   рыболовства   и   рыбоводства;   услуги,   связанные   с рыболовством и рыбоводством; Раздел   С   ­   Продукция   обрабатывающих   производств   содержит   24   класса,   но   для работников АПК необходимы только классы: 10 ­ Продукты пищевые; 11 – Напитки; 12 ­ Изделия табачные         21 ­ Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2­9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: ХХ ХХ.Х ХХ.ХХ ХХ.ХХ.Х ХХ.ХХ.ХХ ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0 ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ класс подкласс группа подгруппа вид категория подкатегория Раздел отражает отрасли, которые изготавливает данный продукт; Классы – более конкретную отрасль или общий признак продукта; Подкласс ­ определенный признак; Остальные разряды – характерные признаки 10 В   тех   случаях,   когда   не   производится   деление   вида   на   категории,   т.   е.   не осуществляется  детализация продукции (услуг, работ) на национальном  уровне, 7­9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7­8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля). Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.  Например: 01 Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты 01.1 Культуры однолетние 01.11 Культуры зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур 01.11.1 Пшеница 01.11.11 Пшеница твердая 01.11.11.110 Пшеница озимая твердая 01.11.11.111 Зерно озимой твердой пшеницы 01.11.11.112 Семена озимой твердой пшеницы Для   обеспечения   соответствия   кодовых   обозначений   ОКПД   2   и   КПЕС   2008   между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД 2 дополнительных по сравнению с КПЕС 2008 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2008 в ОКПД 2 включены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений. В тех случаях, когда категория разбивается более чем на девять подкатегорий, они кодируются  последовательно  без использования  значения   «0» (ноль)  в  последнем  разряде кода. При необходимости к отдельным группировкам ОКПД 2 приведены пояснения, которые предназначены для: ­   единообразного   понимания   отдельных   слов   или   словосочетаний   в   составе наименований группировок; ­   уточнения   области   применения   и   особенностей   продукции   (услуг,   работ), классифицируемой в конкретной группировке; ­   перечисления   продукции   (услуг,   работ),   которая   может   входить   в   данную группировку; ­   исключения   возможности   попадания   в   данную   группировку   классификатора продукции (услуг, работ), входящей в другую группировку. Пояснения,   приведенные   к   вышестоящим   группировкам,   распространяются   на   все входящие в них группировки. Структура кода  – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нём.  Каждое наименование продукции в ОКПД сопровождающееся кодом и номенклатурой, которые вместе образуют позицию. 01.11.11.110            Пшеница озимая твердая                  Цифровой код                      Номенклатура                                                     Позиция Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода.  Различают   цифровой,   буквенный,   буквенно­цифровой   и   штриховой   алфавиты   кода. Число знаков в алфавите кода с учётом пробелов называется основанием кода.  Разряд кода – позиция знака в коде.  Длина кода – число знаков в алфавите без учёта пробелов.  11 Например, код ОКПД2 01.11.11.110 имеет основание 12 и длину кода 9. Практическое задание №1.  Найти в ОКПД 2 виды продукции, расшифровать виды экономической   деятельности,   посредством   которой   они   произведены,   определить наименование   закодированной   продукции   и   указать   наименования   всех   вышестоящих классификационных группировок. Результаты работы оформить в таблице 1. Коды продукции: 10.11.32.140; 14.20.10.151; 13.99.13.139; 14.19.11.134. Таблица 1 – Расшифровка кода продукции по ОКПД 2 Наименование разряда Пример: Раздел Класс Подкласс Группа Подгруппа Вид Категория Подкатегория Обозначение разряда С 10 10.1 10.13 10.13.1 10.13.11 10.13.11.000 ­ Наименование разряда Продукция обрабатывающих производств Продукты пищевые Мясо и мясная пищевая продукция Продукция мясная пищевая, в том числе из мяса птицы Продукты консервированные и готовые из мяса, мясных субпродуктов и крови животных Свинина   соленая,   в   рассоле,   копченая,   сушеная   (в   том числе сублимационной сушки) Свинина   соленая,   в   рассоле,   копченая,   сушеная   (в   том числе сублимационной сушки) ­ Практическое   задание   №2.  Перечислить   и   записать   подклассы,   относящиеся   к   01, 10,11 классам. Практическое задание № 3. Перечислить и записать группы 1,2,8 подклассов 10 класса. Практическое задание №4. Перечислить и записать подгруппы  группы 2, подкласса 8,  класса 10; группы 1, подкласса 9, класса 10;  группы 2, подкласса 1, класса 15 Практическое задание №5. Перечислить и записать виды  подгруппы 1, группы 1,  подкласса 3, класса 10;  подгруппы 2, группы 1, подкласса 4, класса 10.  Практическое задание №6. Перечислить и записать категории вида 2, подгруппы 3,  группы 0, подкласса 2, класса 15; вида 2, подгруппы 1, группы 1, подкласса 2, класса 15. Вопросы и задания для контроля знаний 1. Что такое кодирование товаров? 2. Что называют кодом? 3. Какие требования предъявляют к коду товаров (продукции)? 4. Что такое классификатор? 5. Какой документ называют общероссийским классификатором? 6. Какой классификатор называют ОКПД 2? 7. В чем заключается назначение ОКПД 2? 8. Назовите объекты классификации ОКПД 2 9. Какова структура ОКПД 2? 10. Назовите структуру кода ОКПД 2 11. Что такое кодирование товаров? 12. Что является целью кодирования товаров? 13. Какие методы классификации и кодирования положены в основу ОКПД 2? 12 Тема: «Штриховое кодирование» время выполнения 2 часа Цель  –   формирование   практических   умений   идентификации   товаров   с   помощью штрихового кода, расчета контрольного числа. Практическое занятие №3 Материальное обеспечение: конспект, образцы упаковок товаров Критерии оценки: Соблюдение алгоритма выполнения задания Соблюдения отведенного времени Обоснование результата Краткие теоретические сведения: Одним из современных методов кодирования продукции и товаров является штриховое   продажи,   которое   применяется   в   операциях   транспортирования, кодирование, идентификации, обмена данными. Основным   объектом   штрихового   кодирования   является   товар.   Конкретная   единица товара,   характеризуемая   ценой,   размером,   массой,   цветом,   качеством,   идентифицируется путем присвоения ей штрихового и цифрового кода. Штриховой код (ШК) – товарный номер, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового машиночитаемого символа (штрихов, цифр или других знаков). Кодирование   товаров   необходимо   для   обеспечения   их   автоматизированного   учета   в процессе товародвижения, а также для применения современных технологий продаж. Принцип ШК – кодирование алфавитно­цифровых знаков в виде чередования темных и светлых   полос   различной   толщины,   считывание   с   помощью   сканирующего   устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ. Наиболее известными в практике считаются следующие системы кодирования.  13 1. Германская система – BAN (BAN­8, BAN­10).  2. Американская система –UPC (UPC­6, UPC­10, UPC­12).  3. Европейская система – EAN (EAN­8, EAN­13, EAN­14).  4. Японская система – CARLA­Code Система EAN является универсальной, так как может использоваться в любой точке  предприятие розничной торговли. В настоящее цепи: производитель  время система EAN имеет международный статус и широко используется во всем мире.   оптовое предприятие  ─ ─ Коды EAN подразделяют на 3 типа:  1) EAN­8 является укороченной модификацией EAN­13 и предназначена для товаров небольшого размера. Размеры сокращаются почти на 42% по сравнению с EAN­13;  2) EAN­13 наносится на любые упаковки или товары, если позволяет площадь;  3) EAN­14 применяется только для транспортной упаковки в том случае, если товар не имеет   штриховых   кодов   EAN­8   или   EAN­13.   Этот   ШК   крупнее   и   не   требует высококачественной печати. Структура и обозначение штриховых кодов EAN­13 и EAN­8 представлены на рисунке 1. Рисунок 1 ­ Структура кода EAN – 13 Первые   две   или   три   цифры   обозначают  код   страны,   где   находится   организация, зарегистрировавшая изготовителя в международной Ассоциации EAN. Этот код может не совпадать   со   страной   происхождения   товара   (например,   дочернее   предприятие,   страна­ партнер и т.д.). Код изготовителя присваивает национальный орган страны. В России этот орган называют Ассоциация ЮНИСКАН. Диапазоны кодов стран, в которых находится банк данных о ШК, представлены в приложении А. Код   товара  присваивает   организация­изготовитель   или   продавец   в   виде регистрационного   номера   в   пределах   своего   предприятия.   Любые   изменения,   кроме   цен, вносимые в товар, требуют перекодирования.  Контрольная цифра  используется   для  проверки  правильности  считывания  штрихов специальным устройством (сканером). Коды EAN­8 и EAN­13 используют и продавцы для внутрифирменной маркировки, т.е. считывание этих кодов осуществляется  только внутри этой организации. В этом случае код EAN­8 начинается с нуля, а EAN­13 – с двойки. Подлинность ШК можно распознать по следующим признакам:  ­ размеры ШК;  ­ цветовое исполнение;  ­ состояние поверхности упаковки, где размещен ШК;  ­ место и индивидуальность нанесения;  ­ расчет контрольной цифры.  Размеры ШК должны быть:  ─ ­ минимально допустимые   21х30 мм;  ­ максимальные   52,5х74,6 мм.  ─ 14 Высота кодового обозначения при применении ручных считывающих устройств должна быть равной 15% от длины ШК, но не менее 6,5 мм, а при считывании сканером или камерой – не менее 25% от его длины.  В начале и конце ШК находятся кривые удлиненные штрихи (ограничители), которые указывают  на  начало  и   конец  считывания  кода.  В  центре  ШК  тоже   имеются  удлиненные штрихи, облегчающие визуальную проверку полноты записи кода. Цвет штрихов должен быть черным, синим, темно­зеленым или темно­коричневым, цвет пробелов должен совпадать с фоном   –   белый,   желтый,   оранжевый   и   светло­коричневый.   Красные   и   желтые   тона   для печатания штрихов применять нельзя, так как они не распознаются сканером.  Поверхность   упаковки,   где   размещают   ШК,   должна   быть   гладкой,   без   рисунков, перфорации, текста. Наносят ШК на задней или боковой стенке упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от края, на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки. Допускается наносить ШК на другом месте, при условии, что   не   будет   снижена   привлекательность   упаковки.   Цифровой   ряд   под   штрихами   не считывается сканером, а служит лишь для удобства прочтения кода специалистом. Поэтому цифры допускается иногда не наносить.  После вычисления контрольной цифры можно определить подлинность товара. Вычисление контрольной цифры штрихового кода. Пример проведения расчета правильности 13­разрядного ШК: 4011886000059. 1. Сложить цифры ШК, стоящие на четных местах:  0 + 1 + 8 + 0 + 0 + 5 = 14. 2. Полученную сумму умножить на 3:  14 х 3 = 42. 1. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольного числа:  2. 4 + 1 + 8 + 6 + 0 + 0 = 19. 4. Сложить результаты, вычисленные в пунктах 2 и 3:  42 + 19 = 61. 5. От полученной суммы отбросить десятки: получится 1. 6. Результат, полученный в пункте 5, вычесть из 10:  10 – 1 = 9. Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в ШК, это значит, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется. Практическое задание №1. Зарисовать структуру кода ЕАN, взяв за образец штрих­код на маркировке конкретного товара, предложенного преподавателем. Практическое задание №2.  Определить, рассчитать и охарактеризовать все признаки ШК   на   упаковке   товара,   предложенного   преподавателем,   и   установить   его   подлинность. Результаты оформить в таблице 1. ─ Таблица 1  Наименование товара Пример: Чай черный байховый «Ахмад»  Установление подлинности штрихового кода Признак подлинности Характеристики и значение  допустимые  фактические Соответствие нормам Цвет штрихов черный, синий, темно­ зеленый, темно­ коричневый 15 черный + Практическое задание №3. Выполнить расчет контрольного числа 13­разрядного ШК, нанесенного   на   упаковку   потребительских   товаров,   предложенных   преподавателем.   Для расчета взять не менее 3­х образцов. Вопросы и задания для контроля знаний 1. Что представляет собой штрих­код?  2. Где находит применение штрих­код? 3. Какие виды штриховых кодов вам известны?  4. Какие существуют типы штрих­кодов? 5. Что является принципом штрихового кодирования? 6. В чем заключаются различия и применение разных видов штрих­кодов? 7. Какую информацию содержит штрих­код и для кого она предназначена?  8. С какой целью штрих­коду присваивают контрольное число?  9. Назовите признаки штрих­кода, позволяющие определить его подлинность?  10. Как отличить внутрифирменные штрих­коды от производственных?  11. Каков порядок применения штрих­кода? 12. Расскажите алгоритм расчета контрольного числа штрихового кода Практическое занятие №4 Тема: «Расчет основных показателей ассортимента. Анализ ассортиментной политики торговой организации» время выполнения 4 часа Цель  –   формирование     практических   умений   расчета   ассортимента   товаров   по основным показателям; сбора, анализа и оценки информации об  ассортименте  товаров для установления     ассортиментной   политики   в   конкретных   торговых организациях.    оптимальности   Материальное обеспечение: каталоги товаров, реализуемых конкретными торговыми предприятиями.  Критерии оценки: Соблюдение алгоритма выполнения задания Соблюдения отведенного времени Обоснование результата Краткие теоретические сведения: Ассортимент  товаров  ­   это набор товаров, объединенных по какому­либо одному признаку или совокупности признаков.  16 Свойство ассортимента  ­ специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель   ассортимента  ­   количественное   выражение   свойств   ассортимента,   при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Кш ­ коэффициент широты, %; Шд    ­   действительная   (фактическая)   широта   наименований   товаров   разнородных   и Кш= Шд /Шб ∙100%, где однородных групп; Шб – базовая широта. В качестве базовой широты могут быть приняты: 1) максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, обнаруженное во всех обследованных торговых точках; 2) количество наименований товаров, регламентированное действующими стандартами (для отечественных товаров); 3)   количество   наименований   товаров   исследуемой   группы,   предлагаемой   на   рынке (информацию можно получить из рекламных изданий). Кп= Пд /Пб ∙100%, где Кп – коэффициент полноты, %; Пд    ­   действительная   (фактическая)   полнота   или   количество   товаров   однородной подгруппы; Пб  – базовая полнота (определяемая аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп) Ку= У /Шд ∙100%, где Ку – коэффициент устойчивости, %; У   –   количество   товаров   однородной   группы,   пользующихся   устойчивым   спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании). Кн= Н /Шд ∙100%, где Кн­ коэффициент новизны, %; Н – количество новых товаров, появившихся, по мнению исследователя, новыми. Кр= Кш∙ Квш+ Кп ∙ Квп + Ку ∙ Кву + Кн ∙ Квн / 4, где Кр  ­ коэффициент рациональности; Квш – коэффициент весомости широты; Квп­  коэффициент весомости полноты; Кву ­ коэффициент весомости устойчивости; Квн ­ коэффициент весомости новизны. Коэффициенты   весомости   определяются   эмпирическим   путем   для   каждой   группы товаров.   Для   учебных   целей   могут   быть   приняты   определенные   значения   данных коэффициентов, указанных в условиях заданий. Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров (S), входящих в ассортимент. , где С  i A i S i Сi ­ относительный показатель структуры отдельных товаров (i); Аi ­ количество отдельного (i­го) товара в натуральном или денежном выражении; 17 Si  ­   суммарное   количество   всех   товаров,   имеющихся   в   наличии   в   натуральном   или денежном выражении. Практическое задание №1.    Сопоставить широту ассортимента швейных  изделий  в трех магазинах, рассчитав коэффициент широты (Кш). Результаты оформить в таблице 1. Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню, фактическая широта (Шф) представлена в таблице. По результатам расчетов оформить заключение. Таблица 1 ­  Показатели широты ассортимента швейных изделий магазинов Виды изделий Широта Костюмы мужские Брюки мужские модель (фасон) размер Волокнист ый состав базовая Шб  15       17        3 модель размер       15        7 Широта ассортимента Магазин 1 Шд Кш 14       6 Магазин 2 Шд 9 6 Кш      3      8      4         3         8         4 Магазин 3 Шд Кш       6       5       3      7      4 Практическое   задание   №2.  В   двух   специализированных   магазинах   "Сыры"   и   трех смешанных магазинах в продаже имеется ассортимент сыров, представленный в таблице 2. В таблице 3 представлен производственный ассортимент сыров. Рассчитать показатель широты по каждому типу сыра. Результаты оформить в таблице 4. Таблица 2 ­  Торговый ассортимент сыров           №  магазина Тип магазина Наименование сыров № 1  Специализированный магазин №2 Специализированный магазин Швейцарский, Голландский, Костромской,  Литовский, Российский, Чеддер, Пикантный,  Ярославский Алтайский,   Голландский,  Пошехонский,  Чеддер, Латвийский №3 Магазин смешанного ассортимента Вырусский, Российский, Костромской №4 Магазин смешанного ассортимента Ярославский, Латвийский №5 Магазин смешанного ассортимента Российский Таблица 3 ­  Производственный ассортимент сыров Тип сыра Признак Наименование сыра Швейцарский Голландский Чеддер  Латвийский Швейцарский, Алтайский Прессуемые   с   температурой второго нагревания Прессуемые с низкой   температурой второго нагревания То же с чеддеризацией сырной массы Чеддер, Российский, Атлет Самопрессующиеся     низкой температурой     второго нагревания Латвийский, Пикантный с Голландский,   Костромской,   Степной, Ярославский, Угличский, Литовский     высокой 18 и   созревающие с сырной слизью Таблица 4 ­  Показатели широты ассортимента сыров Тип сыра Фактическая широта (Шд) по типам Коэффициент широты (Kш) по сыра типам сыра Швейцарский Голландский Чеддер Латвийский Практическое   задание   №3.  Рассчитать   коэффициент   полноты   ассортимента   по следующим данным: а)   в   магазинах   реализовано   10   моделей   телевизоров   при   плане   (согласно   договору поставки) 20; б) в стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, всего существует 100 тысяч наименований; в)   в   продаже   в   течение   месяца   находилось   3   модели   женских   сапог,   тогда   как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.  Результаты представить в таблице 5. Таблица 5 ­  Коэффициенты полноты ассортимента Базовая полнота Коэффициент полноты Фактическая полнота (число разновидности) Вид товара Телевизоры Игрушки Обувь Практическое задание №4.  Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас в торговых организациях.  В течение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас. В магазинах №№ 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наименований (согласно договорам поставки ­ 10 наименований).  Практическое задание №5. Оценить устойчивость ассортимента сыров в магазине. В   ассортименте   магазина   «Сыромания»   ассортимент   сыров   представлен   16­ю наименованиями твердых сыров. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять поступает по импорту. Устойчивым спросом у населения пользуются пять наименований сыра (Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор).  Практическое   задание   №6.  Рассчитать   структуру   ассортимента   женской   обуви, представленного в магазине «Обувь для всех». Результаты оформить в таблице 6. По итогам расчетов сформулировать заключение. Таблица 6 ­ Структура ассортимента обуви в магазине «Обувь для всех» Вид обуви Количеств о пар, шт Средняя цена за пару, руб Ботинки Туфли 155 213 3500 2400 19 Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении денежном натуральном Сандалии Сапоги ИТОГО  100 98 1800 7500 Практическое задание №7. Рассчитать структуру ассортимента кондитерских изделий в   натуральном   и   денежном   выражении   в   торговом   предприятии,   если   имеется   22 наименования   конфет   в   среднем   по   цене   280 рублей,     34 наименования карамели   в среднем по цене 130 рублей, 4 вида мармелада по цене110 рублей, 5 видов драже по цене 90 рублей, 3 вида ириса по цене 120 рублей. Результаты оформить в таблице 7. Таблица 7 ­ Структура ассортимента кондитерских товаров в магазине Наименование Структура Средняя Структура товара Полнота ассортимента цена ассортимента, % ассортимента, руб Практическое   задание   №8.  В   ассортименте   хлебобулочного   магазина   в   наличии имеется 35 наименований товаров, в том числе 6 видов хлеба однородной группы. 14 видов обладают способностью постоянно удовлетворять спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте   магазина   появилось   7   видов   новых   продуктов.   Рассчитать   коэффициент рациональности и степень обновления  ассортимента, если Шб = 100; Пб = 20; Квш = 0,3; Квп = 0,2; Кву = 0,2; Квн = 0,3. Практическое   задание   №9.  В   магазине   в   течение   месяца   изменялось   наличие   Рассчитать   коэффициент   устойчивости ассортимента   кисломолочных   продуктов. ассортимента (Ку) товаров в магазине. Результаты оформить в таблице 8. Таблица  8 – Расчет коэффициента устойчивости товаров Наименование товара Количество рабочих дней в месяце, Т Количество дней, в течение которых данный товар находился в продаже, t Коэффициенты устойчивости ассортимента, Ку Ряженка Ацидофилин Варенец Кефир Кумыс 30 30 30 30 30 25 21 28 30 24 Практическое   задание   №10.    Собрать   информацию   об   ассортименте   и   ценах     на товары  однородной  группы  отечественного  и импортного  производства  в  трех  торговых предприятиях  и оформить ее в виде таблицы 10. Информация собирается 2 раза с интервалом 5 – 10 дней  (сроки определяет студент).  Ку=  Таблица 10 ­  Перечень и цены…………(название однородной группы товаров)    Наименование  торговой  организации  и  сроки обследования Перечень товаров  однородной группы (Шб) Отечественные товары 1 Исходные данные Через ……. дней 20 2 Исходны е данные Через ……. дней Исходные данные 3 Через ……. дней Импортные товары Отечественные товары Примечание:   перечень   товаров   включает   все наименования  товаров, в том числе вид, подвид, а также вид упаковки   и   расфасовку.   В   графах,   отражающих наименование   конкретной фирмы,  в  строке  с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже  или  знак (+) (наличие  в  продаже),  или (­) (в продаже отсутствует). Данные  о  ценах  необходимы  для  расчета структуры ассортимента. Задание   можно   выполнить   по   каталогам товаров конкретной торговой организации.  Практическое   задание   №11.    Рассчитать     показатели     ассортимента:   широту, полноту,  устойчивость,  новизну,  рациональность.  Для     пищевых     продуктов     установить   соблюдение ассортиментного     минимума     по     наличию   2­3   наименований,   определяющих   товарный профиль магазина. Результаты анализа оформить в таблице 11. Сделать заключение.   повседневного     спроса   Примечание:  Коэффициенты   весомости   определяются эмпирическим   путем   для   каждой однородной   группы товаров.  Для   целей   учебного   занятия    могут   быть   приняты следующие значения: Квш = 0,3;    Квп = 0,2;    Кву = 0,2;    Квн = 0,3.                                                   Таблица 11 ­  Результаты анализа ассортимента…. (название группы товаров) в…. (название торговой организации), %                                                             Показатели ассортимента Наименование  торговой  организации 1 2 3 Даты сбора информации Коэффициенты: ­ широты  ­ полноты  ­ устойчивости  ­ новизны  ­ рациональности  Практическое   задание   №12.  Рассчитать     структуру     ассортимента     в   денежном выражении. По условию задачи необходимо принять, что  в обследованных  магазинах  товар каждого   наименования поступил в количестве 1т для развесной продукции и 1000 единиц упаковки для фасованной. Выявить соотношение (% между отечественными и импортными товарами).   Проанализировать полученные   данные   и   указать, рациональна   ли   структура ассортимента   в   каждом   из анализируемых магазинов. Ответ аргументировать. Результаты оформить в таблице 12. Таблица   12   ­     Структура   ассортимента   …………в   ….   (название   торговой организации), в % Перечень товаров Коэффициенты: ­ широты  ­ полноты  ­ устойчивости  Наименование  торговой  организации 1 2 3 Даты сбора информации 21 ­ новизны  ­ ациональности  Практическое   задание   №13.    оценить   рациональность ассортиментной     политики     каждой   обследованной     торговой     фирмы     с     учетом     ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия   конкурентов.   Дайте обоснование   вашим рекомендациям   по   совершенствованию   ассортиментной политики   . Результаты  анализа  и  оценки запишите в тетрадь.   Проанализировать     и   Вопросы и задания для контроля знаний 1. Что такое ассортимент товаров? 2. Что такое свойства ассортимента? 3. Какие свойства характерны для ассортимента? 4. Что называют показателями ассортимента? 5. Назовите основные показатели ассортимента 6. Как определить широту ассортимента?  7. Как рассчитать полноту ассортимента? 8. Что такое коэффициент устойчивости ассортимента? 9. Что представляет собой торговый ассортимент?  10. Назовите свойства ассортимента  11. 12. Что такое структура ассортимента?   Дайте определение термину «показатель ассортимента»  22 Практическое занятие №5 Тема: «Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных стандартами» время выполнения 4 часа Цель  ­   приобретение практических умений   анализа номенклатуры потребительских свойств и показателей качества и систематизации их   значений   по наиболее характерным признакам.  Материальное обеспечение: стандарты  на  продукцию (товары) однородных групп.  Критерии оценки: Соблюдение алгоритма выполнения задания Соблюдения отведенного времени Обоснование результата Краткие теоретические сведения: Свойство   —   объективная   особенность   продукции   (или   товара),   проявляющаяся при  ее создании,  оценке,  хранении  и  потреблении  (эксплуатации).  Свойства  продукции могут  быть простыми и сложными.  Простое   свойство   характеризуется   одной  особенностью,  например,   кислотность, жирность молока и др.  Сложное   свойство   —   комплекс   особенностей,   проявляющихся   в   совокупности. Примером   сложного   свойства   может   служить   пищевая   ценность   продуктов   питания, включающая   целый   комплекс     —     и физиологическую  ценности,  а  также усвояемость.    энергетическую,     биологическую     свойств   Показатель качества — количественное и качественное выражение  свойств продукции (или   товара).     Показатели     качества     являются     физическими     и/или     нефизическими величинами.  Физические  величины  (длина,  масса  и  плотность  и  т.  п.)  могут  измеряться количественно   и качественно.   При   этом   следует   иметь   в   виду,   что   одни   и   те   же показатели   могут характеризовать   разные   свойства   товаров.   Например,   внешний   вид служит   одним   из  показателей   органолептических    и   эстетических    свойств   товаров. Каждый  показатель  имеет наименование и значение.  Наименование   показателя   служит   качественной   характеристикой   товара   (например, массовая доля сахара в соке).  Значение     показателя     является     результатом     количественного     и     качественного измерения (размера  и  размерности),  например,  12% сахара в  соке. Значение  показателя применяется   для установления   соответствия  или  несоответствия  товара  определенным требованиям  или  для констатации результатов измерений.   Показатели качества по наименованиям делятся на группы:  1.  Единичные показатели  —   показатели,   предназначенные   для   выражения   простых свойств товаров (цвет, форма, целостность, кислотность).  2.   Комплексные   показатели   —   показатели,   предназначенные   для   выражения сложных свойств товаров (состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.). 3.    Интегральные     показатели    —     показатели,     определяемые     как     отношение суммарного полезного  эффекта  от  использования  продукции  по  назначению  к  затратам на  разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных   расчетах   конкурентоспособности   товаров.   Однако   он   не 23 учитывает  другие товароведные  характеристики  товаров  (в  частности,  ассортиментную), включающие   престижность,     только интегрального   показателя качества  при   оценке  конкурентоспособности  товаров   разных торговых     марок,     отличающихся   известностью   и   престижностью,   не   дает   достоверных результатов.    известность   торговой   марки.   Поэтому     расчет   4.  Базовые   показатели  —   показатели,   принятые   за   основу   при   сравнительной характеристике показателей   качества.   Примером   базового   показателя   может   служить цвет  эталона,  соответствующий цвету муки определенного сорта.  В  качестве  базовых  могут  использоваться  показатели  лучших  образцов  аналогичной продукции,   созданных   на   основе   передовых   научно­технических   достижений,   а   также показатели стандартов или технических регламентов.  5.   Определяющие  показатели   —  показатели,  имеющие  решающее  значение  при оценке качества   товаров.   К   ним   относятся   многие   органолептические   показатели   — внешний   вид, цвет   всех   потребительских   товаров,   вкус   и   запах   пищевых   продуктов; физико­химические показатели  —  массовая  доля  жира  (в  жиросодержащих  продуктах  — коровье  молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алкогольных напитках) и т. д.  Всем перечисленным показателям присущи определенные значения:     оптимальное  значение  показателя  —  значение,  позволяющее  достичь  наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обусловливает данный показатель.  Например,   оптимальное   значение   показателя   «внешний   вид   плодов   и   овощей» характеризуется типичными или свойственными природному сорту формой, окраской, чистой и   сухой   поверхностью   без   повреждений.   Такое   значение   показателя   свидетельствует   о способности этих  товаров  наиболее  полно  удовлетворить  потребности:  физиологические —     по   функциональному     назначению,     эстетические     и     безопасности     —     благодаря отсутствию микробиологической  порчи  и  микотоксинов.    действительное   значение   показателя   —   абсолютное   значение,   определяемое однократным   или   многократным   его   измерением.   Например,   при   оценке   качества   двух образцов сливочного масла  определено  содержание  жира  соответственно  —  80,5  и  82,5%. Полученные  результаты являются действительными значениями показателя жирности масла.    установленное действующими   нормативными     документами.     Так,     в     соответствии     с     действующим техническим  регламентом содержание (массовая доля) жира в сливочном масле  должно быть не   менее   50%.   Указанное   значение   является   одновременно   и   регламентированным,   и предельным.   регламентированное     показателя     значение,     значение     —    предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется  как  несоответствие  действующему  НД.  Предельное  значение показателей   качества     может     быть     или     минимальным,     или     максимальным,     или диапазонным.     При     минимальном     предельном     значении     в     нормативных     документах устанавливается  регламентированное  значение    «не    менее...»,  при  максимальном  —  «не более...»,  а  при диапазонном ­ «не менее... и не более...».  ­  Минимальное  предельное  з н а ч е н и е   показателей  применяется  в  тех  случаях, когда   показатель   способствует   улучшению   качества.   В   приведенном   выше   примере содержание жира  в  масле  оказывает  решающее  влияние  на  его  качество,  причем,  чем выше   значение показателя, тем более ценным будет товар. При значении показателя ниже минимального   предела     качество     товара     зачастую     ухудшается.     Если     действительное значение     показателя     ниже   минимального     предельного,     но     не     связано     с     потерей безопасности  продукции,  выявленное несоответствие  может  стать  основанием  не  только для  снижения  сорта  и  категории  товара (например,  перевод  его  в  пониженный  сорт  или нестандартную   продукцию),   но   и   для   его уценки.   Так,   если   содержание   этилового 24 спирта   в   водке   ниже   минимального   предельного значения   (40%),   этот   товар   можно реализовать,  но  с  уценкой  и  перемаркировкой  всей товарной партии. ­ Максимальное п р е д е л ь н о е   з н а ч е н и е   используется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены. Возникающее при этом несоответствие может   вызвать   значительные   или   критические   дефекты,   которые   не позволяют  использовать товар по назначению или приводят к потере безопасности. В данном случае товар переходит в градацию   непригодного   для   использования   по   назначению, опасного   для   потребления   и подлежит   переработке   или   уничтожению.   Значения   всех показателей   безопасности устанавливаются   как   максимально   предельные,   и   в   случае превышения  их  товар  нельзя использовать по назначению.  ­  Диапазонные  предельные  з н а ч е н и я   устанавливаются  в  тех  случаях,  когда  и превышение,  и  понижение  регламентированных  пределов  вызывают  ухудшение  качества. Например,   размер   корнеплодов   устанавливается   «не   менее...»   и   «не   более...»   (так, размер корнеплодов  моркови  должен  быть  не  менее  2  см  и  не  более  6  см),  поскольку  у мелких корнеплодов  (менее  2  см  по  наибольшему  поперечному  диаметру)  меньше  выход съедобной части, хуже сохраняются, а крупные (более 6 см) характеризуются низкой пищевой ценностью.  К предельным значениям показателей можно отнести и допускаемые отклонения.  ­   Допускаемые   отклонения   —   значения   показателей   качества,   устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения того же показателя. Например, в яблоках высшего сорта допускается наличие 10% яблок 1­го сорта.   Относительное   значение   показателя   показывает на сколько процентов качество конкретного   товара   отличается   от   качества   эталона   и   определяется   как     отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя. Например, действительное значение показателя содержания жира в сливочном масле составляет   83%,   а   базовое   ­   82,5%.   Тогда   относительное   значение   показателя равно  83,0:82,5= 1,06.  Уровень  качества  товаров  —  относительная  характеристика,  определяемая  путем сопоставления   действительных   значений   показателей   с   базовыми   значениями   тех   же показателей.   При   оценке   уровня   качества   как   базовые   могут   быть   использованы показатели эталонов  —  образцов,  которые  отражают  либо  требования  к  качеству  лучших мировых     или   отечественных   изделий,   либо   требования   (запросы)   потребителей.   Выбор показателей  зависит от  целей  оценки  качества.  Таким  образом,  уровень  качества  можно рассматривать  как комплексный относительный показатель качества.  Технический   уровень   качества  —   относительная   сравнительная   характеристика технического совершенства  товаров,  основанная  на  сравнении  действительных  значений показателей,   характеризующих   техническое   совершенство,   с   их   базовым   показателем, отражающим  передовые  научно­технические     достижения     в   этой     области.     Показатель технического  уровня  качества применяется обычно для характеристики сложно­технических товаров.          Практическое задание №1.  Определить, какие из нижеперечисленных характеристик продукции могут быть отнесены к категории «свойство», а какие к категории «показатель качества». Результаты оформить в виде таблицы 1. Список   характеристик   продукции:   прозрачность;   мощность   двигателя   пылесоса; воздухопроницаемость; калорийность на 100 г; пылесборная способность; высота пены, см; долговечность; содержание аминокислот, %; коэффициент теплопроводности; упитанность свиных   туш;   коэффициент светопропускания, %; теплозащитность; износостойкость; вязкость клея; термостойкость;   пенообразующая   способность;   истираемость,   %; 25 плотность;   влажность;   адгезия;   устойчивость   к   истиранию;   ковкость;   отражающая способность; клеящая способность; содержание токсичных элементов, %; энергетическая ценность;   коэффициент   воздухопроницаемости;   пищевая   ценность;   коэффициент преломления;   химическая   безопасность;   долговечность;   твердость;   проницаемость; прочность   при   изгибе;   водопоглощение;   морозостойкость;   толщина;   устойчивость   к действию   воды;   ударная   вязкость   (прочность   при   ударном   сгибе);   гигроскопичность; содержание жировых веществ; размер; содержание углерода, %. Таблица 1 ­ Характеристики продукции Свойство продукции Показатель качества продукции Практическое задание №2. Проанализировать   разделы «Технические   требования   к качеству»     трех     стандартов     на   продукцию     однородной     группы.     Выявить     общие     и специфичные  показатели  качества  для  всех  видов (наименований продукции). Результаты оформить в таблице 2.  Таблица   2   ­   Общие   и   специфические   показатели   качества   продукции однородной группы Наименование показателя Пример: Внешний вид: Форма Состояние поверхности и др. Консистенция Наименование  продукцииоднородной группы творог масло сыр Вид показателя качества (общий или специфический) + + + + + + + + ­ общий специфический Примечание:    к     общим     показателям     относятся   наименования,     выявленные     во     всех анализируемых стандартах.  Специфические показатели  присущи  лишь 1­2 видам продукции. Практическое   задание   №3.  Сравнить   регламентированные   значения   одноименных показателей  качества  анализируемых видов продукции  по  стандартам.  Выявить  общность и/или различия  между  этими  значениями.  Дать  обоснование целесообразности  общности  и различий   регламентированных   значений   показателей   качества.         Результаты   оформить   в таблице 3.     Таблица   3   ­   Общность   и   различия   регламентированных   значений показателей качества    Наименование   показателей качества общих Значения показателей качества общие различные Примечание:   при     заполнении     графы   1   таблицы  3  записываются     наименования     общих показателей   качества, указанные  в   таблице 1. В   графу 2 вносятся регламентированные  значения (нормативная характеристика)  показателей  качества  из  анализируемых стандартов,  а  в  графу 3  ­ отличающиеся     по   1­2   видам   продукции   значения   показателей   с   обязательным   указанием   вида продукции.  При  отсутствии  различий  в  графе 3 ставится прочерк. Результаты таблицы обобщаются путем констатации о преобладании общности или различий значений показателей качества.  26 Практическое задание №4.  Проанализировать разделы    «Технические требования  к качеству» тех же  стандартов  на продукцию для выявления    комплексных    и   единичных показателей.   Указать,     какие     единичные     показатели     входят     в     состав   комплексных. Результаты оформить в таблице 4.  Наименование продукции Наименование показателя качества продукции Пример: Кефир комплексных 1.Вкус и запах ­ единичных 1.1 вкус  1.2 запах Жирность Таблица   4   ­   Комплексные   и   единичные   показатели   качества   товаров Примечание:  занесение  в  графу 2 наименования комплексного показателя должно сопровождаться записями в графе 3 наименований единичных показателей, входящих в ранее указанный комплексный показатель. В случае, если показатель единичный, то запись делается только в графу 3, а в графе 2 проставляется прочерк.  Практическое   задание   №5.    Выявить   в   перечне   требований   к   качеству   продукции анализируемых стандартов значения физико­химических показателей качества (номинальные и предельные), записать их предельные значения (максимальные, минимальные, диапазонные). Результаты оформить в таблице 5. Таблица 5 – Анализ физико­химических показателей качества Наименование продукта Пример: Молоко сгущенное сахаром   с Физико­ химический  показатель  Массовая   доля влаги, % Массовая   доля сахарозы, % ... Номинальное значение  показателя Предельное значение показателя минимальное максимальное диапазонное + + Примечание:  в   графе   3  указывается   номинальное   значение   показателя,   а   в   графах   4,   5,   6 ставится знак «+» в зависимости от того, каким является это значение показателя: максимальным, минимальным или диапазонным. Учтите,   что   один   и   тот   же   показатель качества   может   выполнять   разное   назначение, поэтому относится в разные графы.      Практическое задание №6.  Выбрав любую однородную группу товаров, выписать из имеющихся   в   наличии   действующих   стандартов   на   эти   товары   показатели   качества   и разделить их по группам. Результаты оформить в таблице 6. Таблица 6 – Номенклатура показателей качества №   ГОСТа, вид товара Надежности Эргономические Эстетические Экологические  Безопасности Наименование показателей Практическое   задание   №7.  Рассчитать   относительный   показатель   качества синтетических моющих средств А и Б. Сделать выводы об уровне качества синтетических моющих средств по данным показателям. Результаты оформить в таблице 7. Таблица 7 – Показатели качества синтетических моющих средств Показатель качества Значение показателя качества   базового образца, % Моющая способность Потеря прочности тканей Биоразлагаемость 95 4 80 Действительное значение показателя качества оцениваемого образца, % Относительный показатель качества  А Б Б 93 5 83 А 92 6 85 27 Вопросы и задания для контроля знаний Что понимают под свойствами товаров? Чем характеризуются простые свойства товаров? Приведите примеры простых свойств Что подразумевается под сложными свойствами товаров? Приведите примеры сложных свойств Что такое показатель качества? Приведите примеры показателей качества товаров Какие показатели качества называют единичными? Приведите примеры единичных показателей  качества Какие показатели качества называют комплексными? Приведите примеры комплексных показателей  качества Что такое базовые показатели качества? Приведите примеры базовых показателей качества Какие показатели качества могут служить базовыми?  Что называют уровнем качества товаров?  Какие значения присущи показателям качества?  Раскройте смысл максимального предельного значения показателя  качества  Какие предельные значения показателей качества называют диапазонными?  Какие предельные значения показателей качества называют минимальными? Тема: «Органолептические и физические  методы определения качества товаров» Практическое занятие №6 время выполнения 4 часа Цель   –  приобретение   практических   умений   оценки   качества   товаров   на   примере питьевого молока органолептическими и физическими методами Материальное   обеспечение   занятия:  колбы   стеклянные   конические   из термостойкого стекла с притертыми пробками вместимостью 100 см3 , ареометры для молока типа с ценой деления шкалы 0,5 кг/м 3  или 1,0 кг/м 3, цилиндры стеклянные для ареометров, стаканы,   50   см,   термометр,   образцы   молока,   мешалка,   ГОСТ   Р   54758­2011   «Молоко   и продукты переработки молока. Методы определения плотности»,  ГОСТ 28283­89 «Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса»,  ГОСТ Р 52090­2003 «Молоко питьевое. Технические условия».  Критерии оценки: Соблюдение алгоритма выполнения задания Соблюдения отведенного времени Обоснование результата Краткие теоретические сведения: Органолептические   методы  –   это   методы   определения   значений   показателей качества   с   помощью   органов   чувств   (зрения,   слуха,   обоняния,   осязания   и   вкуса)   без применения измерительных приборов.  Физические методы  основаны на изучении структурно­механических, оптических, электрических  свойств  товара,  зная которые  можно  определить  его структуру,  состояние входящих   в   него   веществ,   а   так   же   концентрацию   отдельных   веществ   и   сравнить   с требованиями НД. С помощью физических методов определяют относительную плотность, температуру   плавления   и   застывания,   концентрацию   водородных   ионов,   прочность, пористость и др. показатели. Согласно ГОСТ 31450­2013 «Молоко питьевое. Технические условия»,         питьевое молоко  –   это   молочный   продукт   с   массовой   долей   жира   менее   10%,   подвергнутый термической   обработке,   как   минимум   пастеризации,   без   добавления   сухих   молочных продуктов и воды, расфасованный в потребительскую тару. 28 По органолептическим характеристикам продукт должен соответствовать  требованиям таблицы 1. К   физическим   показателям   качества   молока   относится   плотность.   По   этому показателю   можно   судить   о   подлинности,   натуральности   данного   продукта.   Плотность коровьего молока должна колебаться в пределах 1,024 – 1,030 г/см3. При разбавлении молока водой   на   10%   плотность   уменьшается,   при   добавлении   к   молоку   обрата   плотность увеличивается. Разбавление молока водой приводит к снижению не только плотности, но и массовой доли жира, сухих веществ, СОМО, кислотности. Экспериментально доказано, что плотность молока снижается на 3оА при добавлении 10% воды.  Определение   плотности   молока   можно   провести   ареометрическим   методом, основанном   на   определении   объема   вытесненной   жидкости   и   массы   плавающего   в   ней ареометра. Расчет количества добавленной воды производят по формуле:  Х=ρ1−ρ2 ρ1 ×100 , где Х – количество прибавленной воды, %; ρ1  – плотность кондиционного молока, оА ρ2  – плотность исследуемого молока, оА  Таблица 1 – Органолептические характеристики молока питьевого Характеристика Наименование показателя Внешний вид Консистенция Вкус и запах Цвет Непрозрачная жидкость. Для продуктов с массовой долей жира более 4,7% допускается  незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся комочков жира Характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения.  Для топленого и стерилизованного молока ­ выраженный привкус кипячения. Допускается  сладковатый привкус Белый, допускается с синеватым оттенком для обезжиренного молока, со светло­кремовым  оттенком для стерилизованного молока, с кремовым оттенком для топленого Практическое   задание   №1.  Провести   оценку   качества   молока   питьевого органолептическими и физическими методами. Оформить заключение по качеству молока. Результаты оформить в таблице 2. Ход работы: 1. проверить целостность упаковки; 2. оценить объем молока по ГОСТ 3622­68 «Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию»; 3. проанализировать   внешний   вид,   консистенцию   и   цвет,   сопоставив   результаты   с таблицей 1 или п. 5.1.2 ГОСТ 31450­2013 «Молоко питьевое. Технические условия»; 4. определить вкус и запах по пятибалльной шкале в соответствии с ГОСТ 28283­89 «Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса»; 5. на основании балльной оценки оформить экспертный лист; 6. 7. 8. определить плотность молока по ГОСТ Р 54758­2011; результаты оценки качества по всем показателям качества оформить в таблице 2; сделать вывод о качестве молока 29

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов

Методические указания для студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018