Методические указания для студентов по выполнению практических работ предназначены для студентов, обучающимся по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных сетях» (базовой подготовки).
Указания состоят из 4-х практических работ по разделу "Трудовое право". Подробно расписан ход выполнения практической работы. При выполнении работы используются нормативно-правовые акты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для студентов по выполнению практических
работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в
компьютерных сетях» (базовой подготовки)
Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях,
подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно
прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в
соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими
теоретическими сведениями, выполнить задания работы, ответить на
контрольные вопросы для закрепления теоретического материала и сделать
выводы.
Отчет о практической работе необходимо выполнить и сдать в срок,
установленный преподавателем.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо
для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия студента
на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за
практическую необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Правила выполнения практических (лабораторных) работ
1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к
выполнению практической работы.
2. После проведения практической работы студент должен представить
отчет о проделанной работе.
3. Отчет о проделанной работе следует выполнять на листах формата А4
с одной стороны листа.
4. Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении
задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается,
необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или
указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Оценку по практической работе студент получает, если:
студентом работа выполнена в полном объеме;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;
студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную
оценку и выше.Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии
выполнения всех предусмотренных программой практических работ после
сдачи отчета по работам и оценкам.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1.
работе.
2.
3.
Ознакомиться с теоретическим материалом по практической
Записать краткий конспект теоретической части.
Записать результаты выполнения предложенных заданий в отчет и
показать преподавателю.
4.
5.
Ответить на контрольные вопросы.
Записать выводы о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ занятия
Тема занятия
Практическое занятие № 1
Ознакомление с составлением резюме
Практическое занятие № 2
Составление трудового договора
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Ознакомление с расчетом заработной
платы
Ознакомление с нормативными
актами, регулирующими трудовые
отношенияПрактическое занятие № 2
Тема «Составление трудового договора»
Цели урока:
Образовательная: формирование у студентов умений и навыков в
порядке заключения трудового договора.
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности,
интереса к трудовым и законодательным нормам закона.
Развивающая: развитие умений выявлять существенные признаки и
делать выводы.
Тип урока: урок применения знаний и умений (урок закрепления)
Форма урока: урокпрактикум.
Материальнотехническое оснащение:
образец трудового договора (бланк трудового договора)
практические задания (ситуации по заключению или прекращению
трудового договора);
тестовое задание.
Литература и иные информационные ресурсы:
Основные источники:
В.В. Румынина «Правовое и документационное обеспечение
профессиональной деятельности». М.: Издательский центр «Академия», 2006.
обеспечение
профессиональной деятельности: учебник/А.И. Тыщенко.—
Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Нормативные документы:
Тыщенко
Правовое
А.И.
Трудовой кодекс Российской Федерации.Ход урока
1. Организационная часть
Проверяет готовность студентов к уроку, наличие студентов,
сообщение темы урока, раздача дидактического материала.
2. Актуализация опорных знаний:
1. Понятие, содержание и виды трудовых договоров.
2. Порядок заключения трудового договора.
3. Гарантии при заключении трудового договора.
4. Изменение трудового договора.
Понятие перемещения
работника и его отличия от перевода на другую работу.
5. Отстранение от работы.
6. Общие основания прекращения трудового договора.
7. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
8. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
3. Практическая часть
Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы.
Организует деятельность студентов по выполнению практической
деятельности по заполнению трудового договора.
Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по
выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов,
сообщает критерии оценки работы.
Методические указания для выполнения практических занятий
Изучение данной темы следует начать с анализа ст. 37 Конституции РФ,
в которой закреплено положение о свободе труда. Труд свободен. Каждый
имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать род деятельности и профессию.
Трудовой договор в системе трудового права занимает центральное
место.
Трудовой договор – это основной документ, который подтверждает
наличие трудовых отношений между сотрудником и компанией. При спорах
каждая из сторон имеет право ссылаться на те условия, которые стороны
согласовали в трудовом договоре.
Заключение трудового договора в письменной форме обязательно (ч.
первая ст. 67 ТК РФ). Составить договор необходимо в двух экземплярах.После подписания один экземпляр трудового договора передается работнику,
другой остается у работодателя.
Работника можно допустить к работе и без оформления трудового
договора. Однако его необходимо составить не позднее трех рабочих дней с
этого момента. Отсутствие трудового договора не означает отсутствия
трудовых отношений.
Трудовой договор должен иметь четкую структуру и включать в себя:
преамбулу,
а при необходимости
дополнительные условия.
обязательные (существенные),
Обязательные условия договора перечислены в статье 57 Трудового
кодекса. Вот некоторые из них:
– место работы;
– должность;
– начало работы;
– оклад, ставка и т. д.;
– режим рабочего времени и времени отдыха;
– компенсация за вредные и опасные условия труда;
– и др.
Должность работника указывают в соответствии со штатным
расписанием. Если же работы предусматривают предоставление льгот,
необходимо руководствоваться наименованиями должностей, профессий и
специальностей, которые даны в единых тарифноквалификационных
справочниках,
Правительством РФ.
Если не указать первый день работы, сотрудник должен будет приступить к
выполнению своих обязанностей на следующий после подписания договора
день (ч. третья ст. 61 ТК РФ).
утверждаются
которые
Обратите внимание, в договор обязательно должны быть включены
реквизиты сторон. Работник и работодатель – физическое лицо указывают
сведения о документах, удостоверяющих личность. Работодатель (кроме
физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)
обязан указать свой ИНН. Трудовой кодекс не дает четких предписаний, в
какой части договора он должен быть отражен. Можно указать в преамбуле, а
можно и в разделе «Реквизиты сторон».
Если договор подписывает представитель работодателя, он должен
указать сведения о документе, который предоставляет ему такое право
(обычно доверенность). Если при заключении трудового договора в него не
включили какиелибо обязательные сведения и (или) условия, то это неявляется основанием для признания его незаключенным или для его
расторжения. Можно заключить дополнительное соглашение и внести
недостающие сведения или условия (ст. 57 ТК РФ).
Договор должны подписать обе стороны. Причем подписи лучше
ставить на каждом листе документа.
В нижней части договора необходимо предусмотреть строку:
«Экземпляр договора получил», дата, подпись.
06 июня 2011 г.
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № 3ТД
Пример:
г. Москва
Общество с ограниченной ответственностью «Компания» (ООО
«Компания»), именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального
директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава с
одной стороны, и Павловой Валентины Павловной, именуемой в дальнейшем
«Работник», с другой стороны заключили настоящий договор о
нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Работодатель принимает Работника в бухгалтерию на должность
бухгалтера с окладом 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей в месяц.
1.2. Место работы работника – офис ООО «Компания», расположенный
по адресу: г. Москва, ул. Басманная, д. 25.
1.3. Работник подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.
1.3. Настоящий трудовой договор является договором по основной
работе.
1.4. Работнику устанавливается испытание сроком на 3 (три) месяца. В
случае неудовлетворительного результата испытания договор расторгается
без учета мнения представительного органа работников и без выплаты
выходного пособия. До окончания испытательного срока работник может
расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, письменно
предупредив Работодателя за три дня.
2.1 Настоящий договор заключен на неопределенный срок.
2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА2.2. Работник обязан приступить к работе с момента подписания
настоящего договора.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
3.1. Работник имеет право на:
– предоставление работы, обусловленной настоящим трудовым
договором;
– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
– отдых в соответствии с действующим трудовым законодательством;
– полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях
охраны труда на рабочем месте;
– рабочее место, соответствующее государственным нормативным
требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным
договором;
– возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых
обязанностей;
– обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
3.2. Работник обязан:
– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на
него трудовым договором;
– осуществлять организацию и ведение бухгалтерского учета (учета
основных средств, товарноматериальных ценностей, затрат на производство,
движения денежных средств, составления калькуляций себестоимости
продукции, перечисления платежей в бюджет и т. п.) с применением
вычислительной техники и систем автоматизированных расчетов;
– подготавливать бухгалтерские отчеты;
– проводить проверку финансовохозяйственной деятельности с целью
контроля за правильностью оформления финансовой документации,
достоверности учета денежных средств, уплаты налогов и т. п.;
– консультировать руководителя и сотрудников компании по вопросам
отпускных и пособий,
расчета зарплат,
бухгалтерского учета,
налогообложения, финансовокредитной деятельности;
–
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,
производственную и финансовую дисциплину, добросовестно относиться к
исполнению своих должностных обязанностей;
– беречь имущество Работодателя;
– не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной
Работодателя;
– не давать интервью, не проводить встречи и переговоры, касающиеся
деятельности Работодателя без разрешения руководства;– соблюдать требования охраны труда, техники безопасности и
производственной санитарии;
– исполнять другие обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией.
3.3. Работодатель имеет право:
– поручать Работнику выполнение работы, обусловленной настоящим
трудовым договором;
– поощрять Работника за высокие показатели в работе;
– требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и
бережного отношения к имуществу работодателя;
– привлекать Работника к дисциплинарной и материальной
ответственности в соответствии с действующим трудовым
законодательством;
– принимать локальные нормативные акты.
3.4. Работодатель обязан:
– соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты,
условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
– предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым
договором;
– обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие
государственным нормативным требованиям охраны труда;
– обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической
документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими
трудовых обязанностей;
– обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
– своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату,
выплачивать премии и вознаграждения с учетом оценки личного трудового
участия Работника в работе организации. Условия и размеры выплаты
Работнику премий и вознаграждений установлены в коллективном договоре
от 12 сентября 2006 г. и в положении о премировании работников от 05
декабря 2008 г. № 4;
– знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными
нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой
деятельностью;
– оплачивать обучение Работника в случае производственной
необходимости в целях повышения его квалификации;
– осуществлять обязательное социальное страхование работников в
порядке, установленном федеральными законами;
– возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими
трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и
на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
– исполнять иные обязанности,
предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права,
соглашениями,
коллективным договором,
локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
4. УСЛОВИЯ ТРУДА И РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
4.1.
Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя
продолжительностью 40 (сорок) часов.
4.1.1. Время начала работы: 9.00.
4.1.2. Время окончания работы: 18.00.
4.1.3. Выходными днями являются суббота и воскресенье.
4.2. В течение рабочего дня Работнику устанавливается перерыв для
отдыха и питания с 13 до 14 часов, который в рабочее время не включается.
4.3. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 28 календарных дней.
5. ВИДЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
5.1. Работодатель гарантирует обеспечить страхование Работника в
системе обязательного социального страхования и предоставлять ему в
необходимых случаях:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным
заболеванием;
– пособие по беременности и родам;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет;
– пособие на санаторнокурортное лечение;
– оплату путевок на санаторнокурортное лечение и оздоровление
Работника и членов его семьи;
– другие виды социального обеспечения в соответствии с
законодательством и коллективным договором.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником
своих обязанностей, указанных в настоящем договоре и должностной
инструкции, нарушения трудового законодательства, правил внутреннего
трудового распорядка, а также причинения Работодателю материального
ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность
согласно действующему законодательству РФ.6.2. Работодатель несет материальную ответственность в случае
нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты
отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.
На сумму задолженности по вышеуказанным выплатам работодатель
обязан выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/300
действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый день задержки начиная со следующего дня
после установленного срока выплаты по день фактического расчета
включительно.
6.3. Работодатель несет ответственность согласно действующему
законодательству также в случаях:
– незаконного лишения Работника возможности трудиться;
– причинения Работнику ущерба в результате увечья или иного
повреждения здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей;
– причинения ущерба имуществу Работника;
– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
7.1. Условия настоящего договора имеют обязательную юридическую
силу для Работника и Работодателя. Все изменения и дополнения к
настоящему договору оформляются двусторонним письменным соглашением.
7.2. Споры между сторонами, возникающие при исполнении настоящего
договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим
законодательством РФ.
7.3. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, один из которых передается Работодателю, а другой –
Работнику.
8. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Работодатель:
Общество с ограниченной
ответственностью «Компания»
(ООО «Компания»)
г. Москва, ул. Басманная, д. 25
ОКПО 27905025
ИНН 7701025478, КПП 770101001
ОГРН 1045012461022
Расчетный счет №
40702810021400000012, открытый
в АКБ «КомБанк», ИНН
7710105745, КПП 771001001, БИК
Работник:
Павлова Валентина Павловна
паспорт серия 4404 № 301255
выдан ОВД «Отрадное» г. Москвы
26.11.2008
код подразделения 770350
адрес проживания: г. Москва, ул.
Менделеевская, д. 16, кв. 91044501001, корр. счет №
30101810400000000222
email kompaniya@lkl.ru
8. ПОДПИСИ СТОРОН
ООО
«Компания»
Работодатель
Генеральный директор Иванов И.И. Иванов
Работник
Павлова
В.П. Павлова
Экземпляр договора получила Павлова (Павлова В.П.) 06.06.2011
4. Практическая работа:
«Составление трудового договора»
Задание для студентов:
1. Ознакомление с заданием.
2. Заполнение трудового договора в соответствии с заданием
(Приложение 2).
3. Решение теста (Приложение 3).
Задание для практического занятия:
Составить трудовой договор, где работник принимается на должность
системного администратора, программиста (на неполный рабочий день, с
оплатой пропорционально отработанному времени).
Условие задания.
Составьте срочный трудовой договор между работодателем и
работником (в качестве работника выступаете вы). (Выбор необходимых
данных, которые вытекают из содержания трудового договора, например, тип
организации, организационно правовая форма её, вид деятельности,
должность, формы и системы оплаты труда и т. п., осуществляется студентом
самостоятельно).
5. Закрепление знаний
Организует фронтальную беседу студентов в группах, управляет
познавательной деятельностью студентов, дополняет ответы, помогаетсделать необходимые выводы. Ситуационные задачи студентам:
(Приложение 1).
6. Подведение итогов урока
Организует обсуждение итогов урока, организует педагогическую оценку
деятельности студентов, ставит задачи на будущее.
Инструктирует по методике заполнения оценочного листа (Приложение
4)
баллу)
1 баллу)
= 1 баллу)
Критерии оценки работы:
Ответ на вопросы при повторении темы – 1 балл (1 ответ = 1
Ответ на вопросситуацию – максимум 18 баллов (1 показатель =
Оформление трудового договора – максимум 28 баллов (1 показатель
Тестовое задание – максимум 15 баллов (1 показатель = 1 баллу)
Максимально заработанных баллов – 65
65 57 балла – оценка «5»
57 49 баллов оценка «4»
48 – 40 баллов – оценка «3»
Менее 39 баллов оценка «2».
Ситуационные задания
Приложение № 1
Задание 1. На предприятии для заключения трудового договора обратились
следующие лица:
а) подросток 15 лет, окончивший восемь классов общеобразовательной
школы;
б) офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ;
в) домохозяйка, ранее нигде не работавшая;
г) выпускник высшего учебного заведения.
Какие документы должен представлять каждый из вышеуказанных лиц?
В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые
поступающих на работу и какое значение имеет трудовая книжка?Ответ: При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу,
предъявляет работодателю:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор
заключается впервые или работник поступает на работу на условиях
совместительства;
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
4) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих
призыву на военную службу;
5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных
знаний.
В том случае, если работник поступает на работу впервые, трудовая книжка
должна быть заведена работодателем в течение пяти дней с начала работы.
Задание 2. 17летние подруги после окончания средней школы, желая
трудоустроится, читали газету «Биржа труда». В ней они увидели объявление
о приеме на следующие вакансии:
менеджер в гостиницу;
рабочий на лакокрасочное производство;
кондуктор автобуса;
продавец в продовольственный магазин;
секретарь судебного заседания;
крупье в казино.
Могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Дайте
мотивированный ответ.
Ответ: Трудовая праводееспособность возникает у граждан при
достижении определенного возраста. Общая трудовая праводееспособность
возникает с 16 лет. Законодатель не связывает заключение трудового договора
в этом возрасте с какимилибо дополнительными условиями. Но в законо
дательстве существуют ограничения на заключение трудовых договоров с
лицами до 18 лет.
Задание 3. Гражданин Харламов, увидев объявление о вакансиях в
проектноконструкторское бюро, пришел в отдел кадров на беседу. Там ему
сказали, что готовы взять его на работу, но трудовой договор с ним заключат
на год, чтобы проверить хороший ли он работник, а через год будут решать
вопрос о продлении договора.Законны ли действия работодателя?
Ответ: Нет, не законны т.к. испытательный срок для большинства
категорий работников не может превышать трех месяцев.
4.
Задание
производстве ремонтных
работ по газоснабжению работник 17 лет, отработав дневную смену семь
часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул
рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор.
При
Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и
работодателя.
Ответ: Для работников в возрасте от 16 до 18 лет нормальная
продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа и составляет 36
часов в неделю.
Не допускается привлечение к сверхурочным
работам:работников в возрасте до 18 лет
Задание 5. Директор фирмы в связи с необходимостью срочного
завершения отчета решил привлечь к сверхурочной работе бухгалтера
Дмитриеву, имеющую двухлетнего сына. Дмитриева отказалась, ссылаясь на
то, что ребенка надо вовремя забрать из яслей. На следующий день директор
своим приказом лишил Дмитриеву надбавки за специальный режим работы.
Дайте обоснованную правовую оценку действий работодателя в
отношении работника.
Ответ:
Допускается привлечение к сверхурочным работам с
ограничениями:
женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Привлечение этой категорий работников допускается с их письменного
согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию
здоровья в соответствии с медицинским заключением и работодатель в
письменной форме ознакомил их с правом отказаться от сверхурочных работ.
Задание 6. Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работе
с вредными условиями труда и имеющий 30часовую рабочую неделю,
обратился с заявлением о внутреннем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ,
работодатель не удовлетворил просьбу работника.
Правомерны ли действия работодателя?
Ответ: Нет не правомерны. Внутреннее совместительство возможно
лишь в том случае, если работа по совместительству будет выполнятьсяработником по другой профессии, специальности и должности и в свободное
от основной работы время.
Задание 7. Клавдия Ивановна, будучи пенсионеркой по возрасту,
заключила срочный трудовой договор с ООО «Май» о выполнении работы в
должности контролера пропускного пункта.
Договор был заключен на период с 01.03.2011 г. по 31.10.2012 г.. В
дальнейшем работодатель планировал найти на эту должность другого
работника на постоянной основе, о чем сообщил пенсионерке.
По истечении указанного срока договора Клавдия Ивановна продолжала
каждый день приходить на свое рабочее место, выполнять свою трудовую
функцию. 16.11.2012 г. Клавдия Ивановна была ознакомлена с приказом о
своем увольнении по п. 2 части первой ст. 77 ТК РФ «в связи с истечением
срока трудового договора 31.10.2012 г.».
Правомерны ли действия работодателя?
Ответ: Нет не правомерны т.к. Если по истечении срока трудовые отно
шения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их
прекращения,
что трудовой договор возобновлен на
неопределенный срок, а значит, уже не может быть расторгнут по данному
основанию.
считается,
Если же работодатель не хочет продлить отношения с работником, то
он должен не менее чем за три дня предупредить его об увольнении в
письменной форме.
Задание 8. В период испытательного срока работник отсутствовал на
работе 12 дней. При этом он предоставил больничный лист на срок 10 дней.
Определите, какой срок не будет засчитан в срок испытания. Какие меры
воздействия имеет право применить администрация в связи с отсутствием
работника на рабочем месте без уважительной причины?
Ответ: В срок испытания не засчитываются период временной
нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически
отсутствовал на работе соответственно 12 дней не будет засчитано в срок
испытания. В случае такого однократного грубого нарушения работником
трудовых обязанностей трудовой договор с ним может быть расторгнут по
инициативе работодателя в соответствии с ТК.Задание 9. В заявлении о расторжении трудового договора указано : «
Прошу уволить меня с 20 января». Определите последний срок, в который
работник может отозвать свое заявление. С какого момента прекращаются
трудовые правоотношения?
Ответ: Работник имеет право в любой момент без объяснения мотивов
расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом в
письменной форме за две недели. До истечения срока предупреждения об
увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление об
увольнении по собственному желанию. В этом случае заявление считается
неподанным и увольнение не производится. Исключением является ситуация,
когда на место работника, подавшего заявление об увольнении, в письменной
форме приглашен другой работник, которому в соответствии с трудовым
законодательством не может быть отказано в приеме на работу.
Задание 10. Семнадцатилетний студент СПО Романов намеревался
устроиться на работу в период летних каникул на завод «Азот». Но в отделе
кадров ему в этом отказали, ссылаясь на несовершеннолетие и отсутствие
разрешения родителей на трудоустройство.
Правомерный ли отказ? С какого возраста и при каких условиях
граждане могут быть субъектом трудового права?
Ответ: Общая трудовая праводееспособность возникает с 16 лет. Зако
нодатель не связывает заключение трудового договора в этом возрасте с
какимилибо дополнительными условиями.
Задание 11. Водитель автотранспортного предприятия Цимбал был
задержан работником ГАИ в свободное от работы время за управление
собственным автомобилем в нетрезвом состоянии, за что был лишен права
управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Может ли этот факт быть основанием для расторжения с Цимбалом
трудового договора? Если да, то при каких условиях?
Ответ: Может только в том случае, если основной вид деятельности у
Цимбала связан с управлением транспортного средства.
Задание 12. Семнадцатилетний ученик ПТУ Петренко на протяжении
года в свободное от обучения время работал курьером в фирме «Рассвет».
Какой длительности должно быть его рабочее время?Ответ: Для учащихся образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного
года учебу с работой, продолжительность смены составляет: в возрасте от 16
до 18 лет 3,5 часа.
Выберите правильные варианты ответов на следующие тестовые
задания.
1. Трудовое законодательство обязательно:
а) Для государственных предприятий;
Приложение № 3б) Для юридических лиц независимо от их организационноправовых форм
и форм собственности;
в) Всех работодателей ( юридических и физических лиц) независимо от их
организационноправовых форм и форм собственности.
2. Дискриминацией в трудовом праве является предоставление
преимуществ:
а) По полу;
б) По деловым качествам работника;
в) По социальной защите ;
г) По имущественному положению;
д) По возрасту;
е) По национальности.
3.
К принудительному труду относятся:
а) Нарушение сроков выплаты заработной платы;
б) Работа в чрезвычайных условиях;
в) Работа в период воинской службы;
г) Мобилизация для нужд экономического развития;
д) Мера наказания за наличие политических взглядов.
4. При заключении договора подряда действует:
а) Трудовое право;
б) Административное право;
в) Гражданское право.
5. Трудовой договор заключается:
а) В письменной форме;
б) В устной форме;в) Форма определяется соглашением сторон.
6. Какое понятие дано? Вид занятий в рамках одной профессии, более
узкая классификация рода трудовой деятельности, требующая
конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку и решение
профессиональных задач (например, менеджер по персоналу)
а) Специальность;
б) Квалификация работника;
в) Должность.
7.
Какое понятие дано? Вид профессиональной подготовки работника,
наличие у него знаний, умений, навыков, необходимых для
выполнения определенной работы.
а) Специальность;
б) Квалификация работника;
в) Должность.
8. Какое понятие дано? Установленный комплекс обязанностей и
соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в
той или иной организации, а также его ответственность за их
реализацию:
а) Специальность;
б) Квалификация работника;
в) Должность.
9. Срок своевременной выплаты заработной платы:
а) Каждые полмесяца;
б) По соглашению сторон;
в) Раз в месяц.
10. Фактическое допущение к работе это:а) Допущение к работе с надлежащим оформлением договора;
б) Допущение к работе без надлежащего оформления договора;
в) Допущение к работе по соглашению сторон.
11. Если трудовые правоотношения возникли после введении в действие
ТК РФ, то он применяется:
а) К тем правилам и обязанностям, которые возникли после его введения
в действие;
б) К тем правам и обязанностям, которые возникли до его введения
действие;
в) По усмотрению сторон трудового договора.
12.Дисциплинарное взысканиеэто:
а) Выговор;
б) Строгий выговор;
в) Замечание;
г) Предупреждение;
д) Увольнение.
13. От испытания при приеме на работу освобождаются:
а) Выпускник лицея, впервые устраивающийся на работу;
б) Работник с высшим образованием;
в) Молодой специалист после окончания института;
г) Несовершеннолетний.
14. Срок испытания при приеме на работу для работника:
а) Не может превышать 3 мес.;
б) Не может превышать 1 мес.;
в) Не может превышать 2 мес.15. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может
работника при условии
быть расторгнут по инициативе
предупреждения работодателя:
а) За три недели;
б) За две недели;
в) За четыре недели.
Оценочный лист группы
Приложение № 2№
пп
Теоретический блок
1.
Повторение пройденного материала
Этапы работы
Отметка
результата
Практический блок
Решение задач
2.
3.
Тестовое задание
Итог по теории:
Итог по практике:
Итог суммарный:
Практическое занятие № 1
Тема «Составление резюме при трудоустройстве»Цель:
Образовательная: формирование у студентов умения и навыков в порядке
составления резюме,
Развивающая: развитие практических навыков по составлению резюме при
трудоустройстве
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности.
Тип урока: урок применения знаний и умений (урок закрепления)
Форма урока: урокпрактикум.
Материальнотехническое оснащение:
образец резюме,
карточки с заданиями,
тестовое задание.
Литература и иные информационные ресурсы:
Основные источники:
В.В.
Румынина
«Правовое и документационное обеспечение
профессиональной деятельности». М.: Издательский центр «Академия», 2006.
А.И. Тыщенко Правовое обеспечение профессиональной
деятельности: учебник/А.И. Тыщенко.— Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Нормативные документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Ход урока
1. Организационная часть
Проверяет готовность студентов к уроку, наличие студентов,
сообщение темы урока, раздача дидактического материала.
2. Актуализация опорных знаний
Вопросы к занятию:
1. Что такое труд? Какие отношения складываются в процессе труда, каково
их взаимодействие? В чем состоит необходимость правового
регулирования трудовых отношений?2. Охарактеризуйте предмет трудового права. Назовите признаки социально
трудовых отношений. Что такое техническая и общественная организация
труда?
3. Что понимается под отношениями, непосредственно связанными с
трудовыми? Перечислите эти отношения.
4. Каковы особенности метода трудового права?
5. Что такое локальное нормотворчество и какова его роль в регулировании
трудовых отношений?
6. Каково содержание трудового правоотношения? Кто является
участниками трудового правоотношения? Что такое правосубъектность и
каковы его элементы?
7. Кто может выступать в трудовых правоотношениях на стороне
работодателя?
8. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения трудовых
правоотношений?
3. Практическая часть
Проводится вводный инструктаж по выполнению практической работы.
Организуется деятельность студентов по выполнению практической
деятельности по составлению резюме.
Наблюдается за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь
по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов,
сообщает критерии оценки работы.
Методические указания для выполнения практических занятий
Методические рекомендации по составлению резюме при
трудоустройстве:
информации, часто используемые в резюме.
Резюме не имеет строго шаблона, тем не менее рассмотрим основные блоки
1. Личные данные
Фамилия Имя Отчество, пишутся полностью.
Дата рождения, можно с указанием полных лет в скобках. При прочих
равных условиях предпочтение отдается кандидату в возрасте от 25 до 35 лет.
Адрес места жительства. Достаточно указать город и район
проживания.
Контактная информация. Укажите 12 номера телефона с указанием
типа связи (сотовый, домашний, рабочий) и периодом времени для звонка.2. Цель резюме.
Указание должности, на которую Вы претендуете. Конечно, возможно
указание нескольких смежных должностей, но крайне рекомендуется для
каждой составлять свое резюме.
3. Образование. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места
учебы) по следующей схеме:
Дата поступления – дата окончания
Наименование учебного заведения, факультет
Полученная специальность, по диплому.
4. Опыт работы. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места
работы) по схеме:
Дата приема – дата увольнения
Название фирмы, ее сфера деятельности
Название Вашей должности, если были – количество подчиненных
Описание Ваших функциональных обязанностей, уровень полномочий
Результат Ваших конкретных достижений
5. Дополнительное образование (если есть) – курсы, семинары, тренинги и
т.п., по схеме:
Дата начала, количество часов или дата окончания
Название учебного заведения
Тематика образования
Полученная специальность
6. Дополнительные навыки. Уровень знания ПК, степень владения
иностранными языками, наличие водительских прав, автомобиля и т.д.
Указывается, то, что как Вам кажется необходимо для конкретной вакансии.
7. Личные качества. Укажите несколько, отличающих Вас от других,
личностных черт, помогающих достичь нужных результатов в работе.
4. Практическая работа:
«Составление резюме»
Задание для студентов:
1. Ознакомление с заданием.
2. Составление резюме (Приложение 1).
3. Выполнение карточек с заданиями. (Приложение 2)
4. Решение теста (Приложение 3).
5. Закрепление знаний
Организует фронтальную беседу студентов в группах, управляет
познавательной деятельностью студентов, дополняет ответы, помогает
сделать необходимые выводы. Выполнение карточек с заданиями
(Приложение 2).6. Подведение итогов урока
Организует обсуждение итогов урока, организует педагогическую оценку
деятельности студентов, ставит задачи на будущее.
Инструктирует по методике заполнения оценочного листа (Приложение
4)
баллу)
= 2 баллам)
Критерии оценки работы:
Ответ на вопросы при повторении темы – 1 балл (1 ответ = 1
Ответ на карточку с заданием – максимум 12 баллов (1 показатель
Составление резюме – максимум 20 баллов (1 показатель = 1 баллу)
Тестовое задание – максимум 15 баллов (1 показатель = 1 баллу)
Максимально заработанных баллов – 65
55 47 балла – оценка «5»
46 38 баллов оценка «4»
39 – 31 баллов – оценка «3»
Менее 30 баллов оценка «2».Карточки с заданиями
Приложение № 2
Задание № 1.
Назовите и охарактеризуйте иные нормативные акты, содержащие нормы
трудового права.
Задание № 2.
Назовите участников правоотношений, непосредственно связанных с
трудовыми.
Задание № 3.
Опишите систему трудового права.
Задание № 4.
Вправе ли иностранные граждане и юридические лица быть работодателем
или работником на территории РФ?
Задание № 5
На основе текста ст. 64 ТК выделите условия:
а) при которых, отказ в приеме на работу считается незаконным,
б) при которых, возможен отказ в приеме на работу (приведите
конкретные примеры, раскройте эти положения)
Задание № 6
Ст. 53 ТК в силе основных форм участия работников в управлении
организацией называется учет мнения представительного органа работников в
случаях предусмотренных Кодексом, коллективным договором, о каких
случаях идет речь?Приложение № 3
Выберите правильные варианты ответов на следующие тестовые задания
1. Предмет трудового права составляют следующие отношения:
а) отношения по рассмотрению трудовых споров;
б) отношения по оплате сверхурочных работ;
в) отношения по трудоустройству;
г) трудовые отношения;
д) отношения по выплате пенсий.
2. Субъектами трудового права являются:
а) государство;
б) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
в) граждане РФ;
г) трудовой коллектив организации;
д) акционерные общества.
3. Трудовые отношения характеризуются следующими чертами:
а) прием работника закрепляется юридическим фактом (например,
трудовым договором);
б) работодатель обязан выплачивать вознаграждения по итогам года;
в) работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;
г) с работником заключается договор о полной материальной
ответственности.
4. Стороны трудовых отношений это:
а) работник и работодатель;
б) работник, работодатель и посредник (например, служба занятости);
в) работодатель и посредник.
5. Трудовая правосубъектность профсоюза как субъекта трудового права
характеризуется:
а) уведомительной государственной регистрацией;
б) добровольностью объединения граждан;
в) имущественным критерием;
г) наличием расчетного счета в банке.5. Представителями работников при заключении коллективного договора
могут быть:
а) органы местного самоуправления;
б) служба по урегулированию конфликтов;
в) профессиональные союзы.
5. Из чего состоит система трудового права:
а) из законодательства по трудовому праву;
б) из сферы действия по кругу лиц;
в) из общей и особенной частей;
г) из принципов трудового права.
6. Из каких элементов состоит трудовое правоотношение:
а) субъектов;
б) объективной стороны;
в) объектов;
г) содержания (прав и обязанностей);
д) субъективной стороны.
7. Какие из перечисленных нормативных актов являются источниками
трудового права:
а) постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
б) указы Президента РФ;
в) распоряжения МИД РФ;
г) Конституция РФ;
д) приказы Федеральной налоговой службы;
е) Трудовой кодекс РФ.
8. Какие из указанных правоотношений могут быть включены в систему
правоотношений по трудовому праву:
а) правоотношения по разрешению трудовых споров;
б) правоотношения по оплате сверхурочных работ;
в) правоотношения по трудоустройству;
г) трудовые правоотношения;
д) правоотношения по выплате пенсий;
е) правоотношения по учету и распределению рабочего времени.
9. Соглашение может быть:
а) четырехсторонним;
б) двухсторонним;
в) трехсторонним.
10.На какие из перечисленных категорий лиц распространяется действие
трудового законодательства:
а) на лиц, работающих по договорам гражданскоправового характера;
б) на членов советов директоров организаций;
в) на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной
службы;г) на лиц, заключивших трудовой договор с индивидуальным
предпринимателем.
11. Виды соглашений, предусмотренные трудовым законодательством:
а) правительственные;
б) профессиональные тарифные;
в) отраслевые тарифные;
г) территориальные;
д) государственные;
е) генеральные;
ж) региональные.
12. Предмет трудового права составляют следующие отношения:
а) отношения по рассмотрению трудовых споров;
б) отношения по оплате сверхурочных работ;
в) отношения по трудоустройству;
г) трудовые отношения;
д) отношения по выплате пенсий.
13. Субъектами трудового права являются:
а) государство;
б) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
в) граждане РФ;
г) трудовой коллектив организации;
д) акционерные общества.
14 . Профессиональные союзы создаются по инициативе …
граждан
а.
б. организаций
в. объединений работодателей
г. органов государственной власти
д. органов местного самоуправления
15. После получения уведомления о коллективных переговорах, сторона,
получив его, должна начать переговоры:
1. В пятидневный срок.
2. В семидневный срок.
3. В десятидневный срок.
4. В двадцатидневный срок.Практическая работа № 3
Тема «Ознакомление с расчетом заработной платы»
Цели урока:
Образовательная: усвоение методики расчета заработка при сдельной,
повременной, бестарифной системе оплаты труда, среднесписочной
численности работников.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы; развитие
логического мышления, внимания, памяти; формирование элементарных
умений по расчету заработной платы.
Воспитательная: воспитание экономической культуры студентов, их
ответственного отношения к контролю начисления заработной платы.
Тип урока: урок применения знаний и умений (урок закрепления)
Форма урока: урокпрактикум
Литература и иные информационные ресурсы:
Основные источники:
В.В.
Румынина
«Правовое и документационное обеспечение
профессиональной деятельности». М.: Издательский центр «Академия», 2006.
А.И. Тыщенко «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности»: учебник/А.И. Тыщенко.— Ростов н/Д.: Феникс, 2007.Нормативные документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Ход урока:
1.
Организационная часть
Проверяет готовность студентов к уроку, наличие студентов,
сообщение темы урока, раздача дидактического материала.
2. Актуализация опорных знаний
Вопросы к занятию:
1. Что такое заработная плата?
2. В чем разница между заработной платой начисленной, номинальной и
реальной?
3. Бестарифная система оплаты труда. Раскройте ее сущность.
4. Какие формы оплаты труда рабочих вы знаете.
5. В чем разница между сдельной, повременной и бригадной формами
оплаты труда рабочих.
3. Практическая часть
Проводится вводный инструктаж по выполнению практической работы.
Организуется деятельность студентов по выполнению практической
деятельности по решению задач.
Методические указания для выполнения практических занятий
работников
предприятия,
Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным
стимулом
выполняет
воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная
заработная плата – это начисленная и полученная работником заработная
плата за его труд за определенный период. Реальная заработная плата – это
количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную
заработную плату, т.е. реальная заработная плата – это «покупательная
способность» номинальной заработной платы.
поскольку
В современных условиях на предприятиях применяются различные
формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили
две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой
заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке
или окладу за фактически отработанное на производстве времяЗп = Тарифная ставка × Фактически отработанное время, (1)
При простой повременной системе заработная плата работника (ЗПпп) за
определенный отрезок времени рассчитывается как
ЗПпп = ТС × T ,
(2)
где ТС – часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего
разряда, руб;
Т – фактически отработанное на производстве время, ч. (дни).
Сдельная форма. При сдельной форме оплаты труда заработная плата
работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую
единицу выполненной работы или изготовленной продукции, т.е. это оплата
труда за количество произведенной продукции. Сдельная заработная плата
рассчитывается по формуле
ЗП = СР × V ,
где СР – сдельная расценка за единицу продукции;
V – количество изготовленной продукции.
(3)
При косвенносдельной системе заработной платы определяются
косвенносдельные расценки (Рк.с)
Ркс = ТС / В,
(4)
где ТС тарифная ставка вспомогательного рабочего
В норма выработки основных рабочих, обслуживаемых данным
вспомогательным рабочим
Пример решения типовой задачи
Рассчитать заработок рабочего сдельщика за месяц, если норма
выработки за смену 0,7 тонны продукции. Дневная тарифная ставка 192,8 руб.
Премия за месяц составляет 30% от сдельного заработка. За месяц рабочим
выпущено продукции 15,2 т.
Решение
1. Определяем дневную заработную плату работника сдельщика
ЗПдн = СР×V = 192,8×0,7 = 134,96 руб.2. Определяем месячную заработную плату
ЗП мес = ЗПдн × Vмес + Премия = 134,96 × 15,2 + 30%= 2667 руб.
4. Практическая работа:
Задача 1
Рассчитать заработок рабочего сдельщика за месяц, если норма
выработки за смену 0,5 тонны продукции. Дневная тарифная ставка 146,4
руб., премия составляет 30% от сдельного заработка. За месяц рабочим
выпущено продукции 16,0 тонн.
Задача 2
Рассчитать месячную заработную плату рабочего сдельщика, если
норма выработки за смену 1,3 тонны продукции. Дневная тарифная ставка
214,4 руб., премия за месяц составляет 30% от сдельного заработка.
Выпущено за месяц 20 тонн продукции.
Задача 3
Определить фонд заработной платы электромастеров 4 разряда, если
дневная тарифная ставка 1 разряда 126,2 руб. Тарифный коэффициент 4
разряда 1,24. Число рабочих дней 285. Численность электромастеров 8.
Задача 4
Часовая тарифная ставка 24,1 руб. Рабочим отработано за месяц 178
часов. Доплаты и премии составляют 40% от тарифного заработка. Рассчитать
месячный заработок рабочего.
Задача 5.
Кадры предприятия 1000 чел, из них ППП 980 чел, НППП – 20 ч,
рабочие основные – 420 чел (42%), вспомогательные 400 ч (40%),
руководители и специалисты 80 (8%), служащие 50ч (5%). Ученики 8 чел
(8%), охрана 22 чел (22%). Определить: а) удельный вес рабочих в общей
численности; б) структуру кадров; в) выработку продукции на одного
работника, если валовая продукция составлена 70506 т.р.
Задача 6
Среднесписочная численность за год 600 чел. Уволились 37, уволено 5ч.,
отправлено на пенсию – 11 ч, поступили в учебные заведения и ВС – 13 ч.
Определить коэффициент выбытия и коэффициент годности кадров.Задача 7
Списочная численность работников предприятия за август составила
1500 человек. Число уволенных за этот месяц 45 человек, количество
работников, входящих в штат предприятия, но находящихся в отпусках, в
командировках, выполняющих государственные и иные обязанности
составляет 3,6% от списочной численности персонала. Определите текучесть
кадров на этом предприятии.
Годовой объем выпуска продукции составляет 50 млн. руб.,
производительность труда 11 тыс. руб./чел. в год, коэффициент списочного
состава 1,2. Определите явочную и списочную численность работающих.
Задача 8
Задача 9
Трудоемкость продукции А составляет 3,69 ч., продукции Б – 4,25 ч. За
год планируется произвести продукции А 2500 шт., продукции Б – 2200 шт.
Рабочих дней в году – 290, режим работы – двухсменный, длительность
смены – 8 часов. Определите численность рабочих.
Задача 10
На предприятии в феврале уволилось 4 чел., в марте – 7, в июле – 10, в
ноябре – 8. Списочная численность промышленнопроизводственного
персонала 652 чел. Определить текучесть кадров на этом предприятии за год.
5. Закрепление знаний
Организует фронтальную беседу студентов в группах, управляет
познавательной деятельностью студентов, дополняет ответы, помогает
сделать необходимые выводы.
Выполнение тестового задания (Приложение 1)
7. Подведение итогов урока
Организует обсуждение итогов урока, организует педагогическую оценку
деятельности студентов, ставит задачи на будущее.
Инструктирует по методике заполнения оценочного листа (Приложение
2)
Критерии оценки работы:
баллу)
Ответ на вопросы при повторении темы – 1 балл (1 ответ = 1
Решение задач – 3 балла (1 задача = 3 баллам)
Тестовое задание – максимум 10 баллов.
Максимально заработанных баллов – 45
45 40 балла – оценка «5»
39 34 баллов оценка «4»
33 – 28 баллов – оценка «3»
Менее 27 баллов оценка «2».
Тесты по теме «Заработная плата»
Приложение № 1
1. Заработная плата это:
1. Материальная компенсация работнику за труд, за использование
его ума, знаний, навыков и рабочей силы.
2. 3атраты на материальные и духовные потребности самого работника
и членов его семьи.
3. Выраженная в денежной форме часто национального дохода,
которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного
каждым работников, поступает в его личное распоряжение.
2. Общий уровень оплаты труда на предприятии зависит от
следующих факторов:1. Результатов хозяйственной деятельности предприятия, уровня его
прибыльности.
2.
3.
Уровня безработицы в регионе, области, среди работников
Кадровой политики предприятия
соответствующих специальностей.
4. Влияния профсоюзов, конкурентов и государства.
3. Организация оплаты труда на предприятии состоит из
следующих основных элементов:
1. Формирование фонда заработной платы
2. Нормирование труда
3. Рентабельности
4. Установление тарифной системы
5. Выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы
4. Условия при которых целесообразно применять сдельную
оплату труда:
1. Наличие количественных показателей в работе, непосредственно
зависящих от конкретного работника
2. Возможность точного учета объемов выполненных работ
3. Возможность технического нормирования труда.
4. Производственный процесс строго регламентирован
5.
Функционирование поточных и конвейерных типов производства
со строго заданным ритмом.
5.
Повременная оплата труда предусматривает оплату
труда в соответствии с количеством:
1. Изготовленной (обработанной) продукции
2. Отработанного времени
3. Оказанных услуг
6. Формы заработной платы:
1. Реальная
Повременная
Номинальная
Сдельная
2.
3.
4.
7. Реальная заработная плата это:
1. Количество товаров и услуг, которые можно приобрести за
номинальную заработную плату.
2. «Покупательная способность» номинальной заработной платы.
3. Начисленная и полученная работников заработная плата за его труд
за определенный период.
8. Повременная заработная плата это:
1. Оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем
работ.
2. Оплата за отработанное время, но не календарное, а рабочее,
нормативное, которое регламентируется законом.
3. Нет правильного ответа9. Должностной оклад это:
1. Абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии
с занимаемой должностью.
2 . Часовая тарифная ставка работника соответствующего разряда
10. Тарифная ставка это:
1. Абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий
рабочих за единицу времени.
2. Абсолютный размер оплаты труда служащих за единицу продукции.
3. Нет правильного ответа.
Практическая работа № 4
Тема «Ознакомление с нормативными актами, регулирующими
трудовые отношения»
Цели урока:
образовательная: сформировать общее представление о нормативно
правовых актов, регулирующие трудовые отношения; провести анализ норм
Трудового кодекса РФ;
развивающая: развитие умений выявлять существенные признаки и делать
выводы;воспитательная: формирование умений осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма урока: урокпрактикум
Литература и иные информационные ресурсы:
Основные источники:
В.В.
Румынина
«Правовое и документационное обеспечение
профессиональной деятельности». М.: Издательский центр «Академия», 2006.
А.И. Тыщенко «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности»: учебник/А.И. Тыщенко.— Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Нормативные документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Ход урока:
1.
Организационная часть
Проверяет готовность студентов к уроку, наличие студентов,
сообщение темы урока, раздача дидактического материала.
2. Порядок выполнения работы
1.Ознакомиться с настоящими методическими указаниями.
2. Ознакомиться с описанием конкретной ситуации (содержанием задачи).
3. Определить правовые основания для решения трудового спора, используя
Трудовой кодекс Российской Федерации (указать номер статьи ТК РФ) или
правовую систему КонсультантПлюс.
4. Сформулировать ответ на вопрос задачи (Приложение 1).
5. Подготовить ответы на вопросы для контроля знаний при защите
практической работы.
3. Основные положения
3.1 Трудовые споры – неурегулированные разногласия между работниками
(или их представителями) и работодателями (или их представителями) по
поводу применения норм трудового права, в том числе об установлении или
изменении условий труда, за разрешением которых стороны обратились в
специально созданные (юрисдикционные) органы.
Виды трудовых споров:
индивидуальные трудовые споры; коллективные трудовые споры.
3.2 Индивидуальные трудовые споры – неурегулированные разногласия
между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых
заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по
трудовым спорам (КТС), судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
КТС создаются в организациях независимо от их организационно
правовых форм и форм собственности по инициативе работодателя или
работников. В комиссию входит равное количество представителей
работодателя и работников (паритетность).
Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров:
непосредственные переговоры работодателя и работника;
рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам;
рассмотрение спора в суде.
Индивидуальный трудовой спор рассматривается по заявлению работника
(или работодателя) в КТС в течение десяти календарных дней. Решение
принимается тайным голосованием большинством голосов присутствующих
на заседании членов комиссии. Решение КТС по своей юридической силе
приравнивается к судебному решению.
Обжалование в суде решения КТС допускается обеими сторонами в
течение десяти дней со дня вручения копии решения комиссии
заинтересованной стороне.
3.3 Коллективные трудовые споры – неурегулированные разногласия между
работниками (их представителями) и работодателем (его представителями)
по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную
плату), заключения, изменения и выполнения коллективного договора,
соглашений по вопросам социальнотрудовых отношений, а также в связи с
отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа
работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в
организации.
К органам по урегулированию коллективных трудовых споров относятся:
служба по урегулированию коллективных трудовых споров в органах
исполнительной власти по труду на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях управления;
примирительные комиссии в трудовых коллективах; посредники;
трудовой арбитраж.
Общий порядок рассмотрения коллективных трудовых споров:
коллективные переговоры;
осуществление примирительных процедур с участием: примирительной
комиссии, или посредника, или трудовым арбитражем;
проведение забастовки.
Примирительная комиссия – создаваемая в организации из равного числа
представителей работников и работодателя комиссия для урегулирования
коллективного трудового спора. Создание комиссии оформляется приказом
руководителя предприятия.
Посредник – лицо,
для
урегулирования коллективного трудового спора. Спор с участием посредника
должен быть рассмотрен в течение семи рабочих дней.
определяемое сторонами конфликта,
Трудовой арбитраж – временный орган, образуемый сторонами
конфликта с обязательным участием Службы по урегулированию
коллективных трудовых споров.
Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения
трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью разрешения
коллективного трудового спора.
Пример ответа на вопрос задачи
ЗАДАЧА 1
Работнику Григорьеву П.С. профсоюзный комитет предприятия
(профком) не выделил по его заявлению путевку в санаторий. Григорьев
написал жалобу на имя директора завода. Директор, учитывая безупречную
работу Григорьева П.С., объявил замечание председателю профкома и обязал
того выделить путевку Григорьеву П.С.
Есть ли здесь нарушение ТК РФ?
ОТВЕТ:
Да, нарушение есть. Согласно статье 24 ТК РФ "Основные принципы
социального партнерства" профсоюзы защищены от вмешательства
администрации. Поэтому директор не имел права объявлять председателю
профкома административного взыскания и требовать исполнения решения не
находящегося в компетенции администрации предприятия (нарушены
принципы: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, свободавыбора). Председатель Профкома в данном случае имеет все основания
принимать решения по своей деятельности без согласования с руководителем
предприятия.
4. Практическая работа
Задание
1. Используя статьи Трудового кодекса Российской Федерации,
определить основания правомерности действий сторон трудового договора
при разрешении трудового спора. Сформулировать ответ на вопрос задачи,
характеризующую производственную ситуацию.
2. Решить трудовой спор, изложенный в задачах 110.
ЗАДАЧА 1
Работнику В.С.Григорьеву профсоюзный комитет не выделил по его
заявлению путевку в санаторий. В.С.Григорьев написал жалобу на имя
директора завода. Директор, учитывая безупречную работу Григорьева,
объявил замечание председателю профкома и обязал того выделить путевку
В.С.Григорьеву.
Есть ли здесь нарушения ТК РФ?
ЗАДАЧА 2
В связи с ликвидацией участка директор завода издал приказ об
увольнении всех работников участка без выплаты выходного пособия.
Соответствует ли это статьям ТК РФ?
ЗАДАЧА 3
Слесарь В.А.Иванов был уволен за систематические нарушения трудовой
дисциплины. За весь период работы на предприятии имел неоднократные
устные замечания и выговоры. В.А.Иванов после увольнения решил
опротестовать приказ.
Есть ли у него основания на это?
ЗАДАЧА 4
Работник и работодатель не могут урегулировать трудовые отношения,
покажите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора. Какая
статья ТК РФ это определяет?ЗАДАЧА 5
Директор издал приказ о направлении инженерамеханика Петрова Д.Т. в
сборочный цех подсобным рабочим, мотивируя это угрозой срыва плана.
Петров Д.Т отказался выйти на работу рабочим, мотивируя это нарушением
условий трудового договора со стороны администрации.
Обосновать доводы сторон.
ЗАДАЧА 6
Работник ЗАО СЗАП Э.А.Сидоров за отработанный период имел право
на отпуск, продолжительностью 32 календарных дня, в июле месяце. По
производственной необходимости отпуск был задержан до ноября.
Э.А.Сидоров вместо отпуска в ноябре решил получить денежную
компенсацию за неиспользованный по вине администрации отпуск.
Есть ли здесь основания на компенсацию? Какая часть отпуска в этом
случае может быть компенсирована денежной выплатой?
ЗАДАЧА 7
Сантехник Трубкин Ж.Х. систематически появлялся на работе в
нетрезвом состоянии, имел прогулы. Администрация неоднократно объявляла
ему устные замечания, грозилась уволить, но дисциплинарных приказов в его
адрес не издавала. Последний случай, когда пьяный Трубкин Ж.Х. вывел из
строя уникальное оборудование по причине прорыва канализации, вынудил
администрацию издать приказ об увольнении сантехника.
Есть ли основания у сантехника опротестовать этот приказ?
ЗАДАЧА 8
Работодатель принял на работу беременную женщину с испытательным
сроком четыре месяца.
Есть ли здесь нарушения ТК РФ?
ЗАДАЧА 9
Сформулируйте существенные условия трудового договора на
выполнение обязанностей с 9.03.2006 старшего техникатехнолога отделаглавного механика (ОГМ) с месячным окладом 3750 руб. и премированием в
размере 35 процентов от оклада.
ЗАДАЧА 10
В целях возмещения материального ущерба работодатель произвел из
месячной заработной платы работника, размером 6384,0 руб. удержание в
сумме 4128,0 руб.
Соответствует ли размер разового удержания из зарплаты работника
нормам, изложенным в ТК РФ?
Дать ответы на контрольные вопросы.
5. Закрепление знаний:
Контрольные вопросы
1. Чем отличается срочный трудовой договор от договора, заключенного
на неопределенный срок?
2. Перечислите существенные условия трудового договора.
3. Покажите сущность трудового договора (как называются стороны
договора и что является предметом договора).
4. Дайте определение индивидуальному трудовому спору.
5. Покажите порядок рассмотрения коллективного трудового спора.
6. Как вы понимаете термин "Дисциплина труда"?
6. Подведение итогов урока
Организует обсуждение итогов урока, организует педагогическую оценку
деятельности студентов, ставит задачи на будущее.
Критерии оценки
Оценка "5"
Даны верные ответы на все 10 задач. Работа оформлена аккуратно, без
ошибок, указаны соответствующие статьи ТК РФ. Работа представлена в срок.
На все вопросы даны верные ответы.
Оценка "4"
Даны верные ответы на 8 задач. Работа оформлена не аккуратно, имеются
ошибки в тексте и не указаны соответствующие статьи ТК РФ. Верные ответы
даны не менее чем на 5 вопросов.
Оценка "3"Даны верные ответы не менее чем на 6 задач. Работа оформлена не
аккуратно, имеются ошибки в тексте и и не указаны соответствующие стати
ТК РФ. Верные ответы даны не менее чем на 4 вопроса.
Оценка "2"
Даны верные ответы на 4 и менее задач. Работа оформлена не аккуратно,
имеются ошибки в тексте и не указаны соответствующие стати ТК РФ. Верные
ответы даны на 3 и менее вопросов.Практическое занятие №5
Тема «Обобщение правовых режимов информации»
Цель занятия – закрепление теоретических знаний в области правового
обеспечения информационной безопасности.
1. Учебные вопросы
1.
Федеральные законы в области информации и информационной
безопасности.
2.
3.
Правовые режимы защиты информации.
Правовые вопросы защиты информации с использованием
технических средств.
2. Методические указания студентам по подготовке и проведению
практического занятия
2.1. При подготовке к занятию
В период подготовки к практическому занятию студенты получают в
соответствии с указаниями преподавателя необходимую литературу и
изучают учебные материалы, а также конспект лекций.
При подготовке к практическому занятию студентам рекомендуется
ответить на контрольные вопросы.
2.2. Порядок проведения занятия
Во время проведения занятия преподаватель осуществляет опрос
студентов и определяет их готовность к занятию.
Затем студенты последовательно усваивают учебные вопросы,
касающиеся федеральных законов в области информационной безопасности,
правовых режимов защиты информации, лично отрабатывают контрольные
вопросы практического занятия. При необходимости неясные вопросы
обсуждаются в группе под руководством преподавателя.
По окончании занятия студенты оформляют отчет и представляют
его на подпись преподавателю.
1. Дайте характеристику следующих видов информации:
3. Контрольные вопросы
документированная, конфиденциальная, массовая.2. К какому виду информации относится записанный на бумаге текст
программы для ЭВМ?
3. Назовите основные виды конфиденциальной информации.
4. Какие сведения, в соответствии с законодательством, не могут быть
отнесены к информации с ограниченным доступом?
5. Какие свойства информации являются наиболее важными с точки
зрения обеспечения ее безопасности?
6. Охарактеризуйте место правовых мер в системе комплексной защиты
информации.
7. Назовите основные цели государства в области обеспечения
информационной безопасности.
8. Перечислите основные нормативные акты РФ, связанные с правовой
защитой информации.
9. Какой закон определяет понятие «официальный документ»?
10.Какой закон определяет понятие «электронный документ»?.
11.Назовите составляющие правового института государственной
тайны.
12.В каких случаях нельзя относить информацию к государственной
тайне?
13.Какая
система
обозначения
сведений,
составляющих
государственную тайну, принята в РФ?
14.Назовите группу видов ущерба, возникающего при утечке сведений,
составляющих государственную тайну.
15.Дайте определение системы защиты государственной тайны и
укажите ее составляющие.
16.Что в соответствии с законодательством РФ представляет собой
засекречивание информации.
17.Перечислите основные принципы засекречивания информации.
18.Что понимается под профессиональной тайной?
19.Какие виды профессиональных тайн вам известны?
20.В чем заключается разница между понятием «конфиденциальная
информация» и «тайна»?
21.В чем состоит сложность служебной тайны с точки зрения
определения ее правового режима?
22. Что представляет собой электронная цифровая подпись?
23.Каковы основные особенности правового режима электронного
документа?
24.Назовите основные ограничения на использование электронных
документов?ТЕМА 6. Ответственность за правонарушения в информационной
сфере
Вопросы:
Обеспечение законности в информационной сфере.
Контроль и надзор в информационной сфере.
Виды правонарушений в информационной сфере.
Гражданскоправовая, административноправовая и уголовноправовая,
дисциплинарная ответственность за правонарушения в информационной
сфере.
Проблемы правовой ответственности в информационной сфере.
Практические задания
Задание 1
По признакам объективной стороны классифицируйте преступления в
информационной сфере.
Задание 2
Определите состав правонарушения: Злоупотребление свободой
массовой информации.