Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"
Оценка 5

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Оценка 5
Лабораторные работы
docx
технология
Взрослым
30.11.2017
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"
В методических указаниях по выполнению практических работ изложена методика выполнения практических работ, приведены краткие теоретические материалы, последовательность выполнения работ, контрольные вопросы. Учебное пособие может быть использовано студентами 3 курса при изучении дисциплины Тюнинг автомобилей в соответствии с ФГОС СПО для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Тюнинг автомобилей» для студентов 3 курса специальности 23.02.03 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические указания ПР.docx
Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Самарской области «Жигулевский государственный колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине Тюнинг автомобилей Курс  III     Для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта 2017 год В методических указаниях изложена методика дооборудования автомобилей для работы на газовом топливе; выполнения тюнинга трансмиссии, ходовой части, тормозной системы, кузова, внутреннего тюнинг  и аэрографии автомобилей. Практические   работы   способствуют   развитию   мышления   и   закреплению   материала, изученного на уроках, прививают умение самостоятельно принимать решение при выполнении конкретных задач и пользоваться не только учебником, но и дополнительной литературой. Учебное пособие может быть использовано студентами 3 курса при изучении дисциплины Тюнинг автомобилей в соответствии с ФГОС СПО для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Составитель: Солдатенкова Г.С. – преподаватель ГАПОУ СО «ЖГК» СОДЕРЖАНИЕ Введение Критерии оценки Методические указания Практическая   работа   №   1  Дооборудование   автомобилей   для   работы   на газовом топливе Практическая работа № 2 Тюнинг трансмиссии автомобилей Практическая работа № 3 Тюнинг ходовой части автомобилей Практическая работа № 4 Тюнинг тормозной  системы автомобилей Практическая работа № 5 Внутренний тюнинг автомобилей Практическая работа № 6 Тюнинг кузова автомобиля Практическая работа № 7 Аэрография Список рекомендуемой литературы Приложения Приложение 1 Образец оформления отчета по практической работе (лист 1) Приложение 2 Образец оформления отчета по практической работе (лист 2) Приложение 3 Образец написания титульного листа практической работы 1 2 3 3 14 20 25 28 31 36 38 40 41 42 43 ВВЕДЕНИЕ Методические  указания  по   выполнению   практических   работ  разработано   в соответствии с рабочей программой дисциплины «Тюнинг автомобилей».  Актуальность пособия состоит в том, что темы и методические рекомендации по   выполнению   практических   работ   позволяют   сформировать   общие   и профессиональные   компетенции   при   освоении   основной   профессиональной образовательной программы.  Основной   целью   выполнения   практических   работ   является   закрепление   и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом изучении материала, а также приобретение практических навыков по выполнению работ по выполнению тюнинга автомобилей. Темы практических работ рассмотрены в логической последовательности и охватывают весь объем дисциплины. В каждой работе определены цели, оборудование и принадлежности,  общие сведения по теме, порядок выполнения работ, требования к содержанию отчета, контрольные вопросы. В методических указаниях раскрываются основные ключевые понятия по теме практической работы.  Если   объем   теоретических   сведений   не   удовлетворяет   познавательным возможностям студента, его можно расширить. Для этого в данном методическом пособии приведен список литературы.  Завершающим этапом выполнения практической работы является составление отчета каждым студентом и его защита у преподавателя. К   практическим   работам   предъявляется   ряд   требований,   основным   из которых   является   полное,   исчерпывающее   описание   всей   проделанной   работы, позволяющее   судить   о   полученных   результатах,   степени   выполнения   заданий   и профессиональной   подготовке   студентов.   Требования   по   содержанию   отчета приведены   в   описании   практических   работ.   В   выводах   по   выполненной   работе кратко излагаются результаты работы. 1 Отчет по практической работе оформляется на писчей бумаге стандартного формата   А4,   с   обязательным   оформлением   основных   надписей.   Допускается оформление отчета с двух сторон. Образец оформления отчета по практической работе приведен в приложении 1, 2. Все работы в конце семестра сшиваются в скоросшивателе. Титульный лист является   первой   страницей   любой   работы   и   для   конкретного   вида   работы заполняется по определенным правилам. Для практических работ титульный лист оформляется следующим образом: ─  в верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения; ─  в среднем поле указывается вид работы, в данном случае ­ практические работы, с указанием изучаемой дисциплины; ─   ближе   к   левому   краю   титульного   листа   указывают   учебную   группу   и должность преподавателя, принявшего работу. ─  ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию, инициалы студента,   выполнившего   работу,   а   также   фамилию,   инициалы   преподавателя, принявшего работу. В нижнем поле листа указывается  год ее написания. Образец написания титульного листа приведен в приложении 3. Оценка «2» «3» КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Критерии - Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые  студент не может исправить;  - работа не выполнена. - Работа выполнена правильно не менее чем наполовину;  - частичные ответы на вопросы к защите практической работы;  - наличие единичных существенных ошибок, влияющих на правильность  выполнения работы; 2 «4» «5» - слабая ориентация в учебном материале. - Работа выполнена правильно с учетом 1­2 мелких погрешностей,  исправленных самостоятельно;  - 2­3 недочета в ответе;  - правильное и аккуратное выполнение всех записей, рисунков, эскизов; - самостоятельное и осознанное выполнение работы;  - оперирование программным учебным материалом;  - умение работать со справочной и методической литературой. - Работа   выполнена   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой последовательности действий; - небольшой недочет в ответе;  - правильное и аккуратное выполнение всех записей, рисунков, эскизов;  - самостоятельное и осознанное выполнение работы;  - оперирование программным учебным материалом;  - умение работать со справочной и методической литературой. 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Практическая работа №1  Дооборудование автомобилей для работы на газовом топливе Цель работы: уяснение целесообразности дооборудования автомобилей для работы   на   газовом   топливе;   приобретение   практических   навыков   разработки технологии установки ГБО на автомобиль. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Автомобильное газобаллонное оборудование – это газодазирующая система, установка   которых   позволяет   использовать   в   качестве   автомобильного   топлива сжиженный   газ   вместо   бензина.   При   этом   ГБО   (газобаллонное   оборудование) встраивается   в   автомобиль   дополнительно   «поверх»   бензинового   и   может использоваться опционально.  В   состав   автомобильной   газобаллонной   установки   входят   следующие комплектующие:  • автомобильный газовый баллон (емкость со сжиженным газом). Может иметь различные   размеры   и   форму.   Чаще   всего   встречается   цилиндрическая,   но существует и баллон округлой формы, который можно установить в нише, которая предназначена для запасного колеса.  •   переключатель   вида   топлива.   Данная   часть   устройства   газобаллонного оборудования монтируется в салон и используется для смены режима газ/бензин.  •   редуктор­испаритель.   Часть   комплекта   газового   оборудования   для автомобиля, отвечающая за подогрев и испарение сжиженного газа, целью которого является снижение давления газа.  4 • электромагнитный газовый клапан с фильтром. Эта часть устройства ГБО предназначен   для   перекрытия   подачи   газа   во   время   простоя   автомобиля   или использования бензина. Фильтр очищает топливную смесь.  • электромагнитный бензиновый клапан (в карбюраторных автомобилях) или эмулятор   форсунок   (в   инжекторных   автомобилях).   Служит   для   прекращения подачи бензина во время использования газа. •   выносное   заправочное   устройство.   Эта   часть   оборудования   гбо устанавливается   методом   врезки   в   задний   бампер   и   служит   для   безопасного присоединения шланга для заправки баллона газом.  •   мультиклапан.   Выполняет   несколько   функций,   в   том   числе   отвечает   за перекрытие утечки газа при повреждении газобалонной установки.  Кроме   этого   в   состав   комплектующих   для   газового   оборудования автомобилей входит газовая магистраль высокого давления, смеситель газа, газовый дозатор,   газонепроницаемый   кожух,   а   также   элементы   крепежа,   кронштейны, муфты,   различные   гайки,   переходники,   хомуты,   газовые   трубопроводы,   рукава, штуцеры, ниппели и т.п.  Принцип   работы   газобаллонного   оборудования   практически   идентичен принципу   впрыска   бензинового   топлива.   Сначала   сжиженный   газ   поступает   из баллона в газовую магистраль, откуда еще в жидкой форме проникает в газовый клапан­фильтр,   где   очищается   от   взвесей   и   смол.   На   следующей   ступени   газ поступает в редуктор­испаритель, здесь его давление понижается с 16 атмосфер до 1.   Затем   по   шлангу   низкого   давления   газ   через   дозатор   поступает   в   смеситель. Переключение   между   режимами   газ/бензин   осуществляется   с   помощью переключателя видов топлива, который помещается на приборную панель авто.  Газовое   оборудование   для   автомобилей   инжекторного   типа   (инжекторное ГБО) имеет отличие в том, что здесь бензиновый клапан не используется. Вместо него   устанавливается   эмулятор   форсунок,   который   при   подаче   газа   имитирует работу бензиновых форсунок. Это делается для того, чтобы автомобиль не перешел в режим аварийной работы.  5 В   газобаллонном   оборудовании   4­го   поколения   (ГБО   4­го   поколения) присутствуют специальные газовые форсунки, которые кроме функции подачи газа в коллектор выполняют функцию эмулятора.  В   настоящий   момент   существует   две   схемы   подключения   газобаллонного оборудования.   Первая    классическая,   когда   газ   подается   в   карбюратор   или инжектор и вторая    последовательная, когда газ подается в газовые форсунки, расположенные рядом с бензиновыми.  Первая схема газобалонного оборудования – традиционная, она менее дорога при   установке,   быстро   окупается,   но   имеет   существенный   недостаток.   Смесь, образующаяся   в   результате   переключения   режимов,   имеет   низкое   качество,   что способствует более быстрому износу двигателя.  Вторая – более дорогостоящая, но зато признана на сегодняшний день самой лучшей системой подачи газа.  Газобаллонное оборудование: за и против За: Основная   причина   использования   газобаллонного   оборудования   для автомобилей (легковых и грузовых) – значительно более низкая стоимость газового топлива по сравнению с бензином. Литр качественного бензина АИ­98 стоит в 2­3 раза больше, чем литр сжиженного газа, а это значит, что вы будете расходовать в 2 раза меньше средств на топливо для авто. В среднем цена на авто газ составляет сегодня около 10 рублей за 1 литр. В Интернете можно почитать различные обсуждения газового оборудования  на автомобиль и везде автовладельцы заявляют о существенной экономии на топливе.  Однако существует общее мнение, что в целом расход газа на автомобиле на 10 % больше расхода бензина. Тем не менее, если пробег в год превышает 15 тысяч километров  – специалисты  советуют  однозначно  переходить  на  газ.  Если  же  вы проходите не более 10 тысяч км. в год, газовое оборудование на машину ставить будет менее выгодно.  6 Но кроме финансовой стороны вопроса газобаллонные автомобили имеют и  множество других преимуществ:  • Возможность покрывать большие расстояния на одной заправке автомобилей газом и бензином. Это особенно удобно для тех, кому приходится ездить в дальние поездки на автомобиле. В сумме пробег на газе и бензине возрастает вдвое, так как на   автомобили   редко   ставятся   газобаллонные   установки   с   баллоном   емкостью меньше, чем бензиновый бак.  • Одно из ярко рекламируемых достоинств природного газа на авто – высокое октановое число по сравнению с бензином (100 и выше в зависимости от состава газа). Это снижает риск детонации, сводя его практически к нулю, и уменьшает нагрузку на поршнево­шатунную систему двигателя.  • Газ на автомобиле – это более чистое топливо с экологической точки зрения. Благодаря этому в газовом выхлопе процент вредных примесей намного ниже, а также меньше угарного газа. Поэтому массовая эксплуатация автомобиля на газу позволит существенно улучшить экологическую обстановку в городах.  •   При   использовании   газобалонного   оборудования   для   автомобилей, благодаря тому, что газ лучше смешивается с воздухом, двигатель работает тише и мягче, на деталях практически не образуется нагар и копоть, газ значительно чище по своему составу, чем бензин. Он не засоряет масло, поэтому его нужно менять значительно реже. Это же касается и свечей.  •   Автомобили   на   сжиженном   природном   газе   дольше   сохраняют   ресурсы двигателя,   а   сама   система   меньше   подвержена   амортизации.   Благодаря   этому ремонт   подвижных   резиновых   частей   можно   осуществлять   значительно   реже, приблизительно раз в пять лет.  • Автомобильное газобалонное оборудование может быть также использовано в качестве противоугонной системы в вашем автомобиле. Вы легко отсоединяете   Попытка коммутатор,   и   подача   обоих   видов   топлива   прекращается. несанкционированного   запуска   мотора, злоумышленника неудачей.    таким   образом,   обернется   для 7 Против:  • Газ на авто горит медленнее, чем бензин. За счет этого немного снижается динамика разгона и наблюдается потеря мощности двигателя.  •   При   эксплуатация   газобаллонного   оборудования   возрастает   нагрузка   на клапана. Зазор клапанов рекомендуется увеличить на 30% для уменьшения риска их перегрева.   По   этой   же   причине   нежелательно   позволять   двигателю   работать   на скорости свыше 5 тыс. оборотов в минуту.  • Газовое автомобильное оборудование и особенно сам баллон со сжиженным газом занимает место в багажнике, увеличивая нагрузку на заднюю ось. Это может быть не совсем удобно, хотя, конечно, не отменяет других преимуществ. Удобно будет разместить газовое оборудование для грузовых автомобилей, в них больше места и не так ощущается вес и размер баллона.  • В холодное время года могут возникнуть и другие неудобства использования газобаллонного оборудования на авто. Резиновые детали в мороз могут лопнуть, что приведет   к   выходу   из   строя   всей   системы.   Поэтому   в   мороз   рекомендуется прогреть машину и начать езду на бензине, а при прогреве двигателя перейти на газ.  Виды топлива для автомобильного газового оборудования Газобалонные автомобили могут использовать в качестве топлива 2 вида газа: пропан и метан.  Пропан­бутан (смесь двух газов для краткости называют просто пропан) – сжиженный   нефтяной   газ,   обладающий   многими   ценными   эксплуатационными качествами по сравнению с бензином. Главное из них – стоимость газа, которая держится   на   уровне   50   %   от   стоимости   бензина.   Среди   автовладельцев, установивших автомобильное газовое оборудование, пропан более распространен и процесс заправки очень похож на обычную заправку бензином. Отличие лишь в том, что заправка ГБО пропаном осуществляется в жидком состоянии под давлением в 16 атмосфер.  Метан ­ газ для газобаллонного оборудования автомобилей – это углеводород без цвета и запаха. В этом его первое и существенное отличие от пропана. Для того 8 чтобы определить утечку в метан добавляют специальные одоранты с неприятным запахом. Метан – чуть менее распространенный газ, который, однако, имеет свои преимущества перед пропаном.  Газовое   оборудование   для   автомобилей   на   метане   считается   более безопасным, так как метан легче воздуха и при утечке образует летучую смесь, которая быстро испаряется и не образует взрывоопасной ситуации.  Есть и у метанового газового оборудования на автомобиль и свои минусы. И самый главный – его громоздкость. Метан хранится в баллонах под давлением в 300 атмосфер и поэтому требует наличия стальных баллонов, каждый из которых весит около   80   кг.   Это   определяет   и   довольно   высокую   стоимость   установки   гбо   на метане, которая в два­три раза выше, чем пропановое. Метановые заправки мало распространены и встречаются в основном в крупных городах.  Виды газового оборудования на автомобили Газовое оборудование на авто в своем развитии прошло несколько ступеней. Сегодня принято выделять 5 поколений ГБО в зависимости от принципа работы и конструкции.   Деление   это   условное   и   используется   в   основном   сотрудниками автосервисов.  ГБО   на   автомобиль   1­го   поколения   отличается   раздельной   системой редуктора   и   испарителя.   Несмотря   на   хорошие   эксплуатационные   качества   и надежную работу, выпуск такого оборудования прекратили около 10 лет назад.  ГБО   на   авто   2­го   поколения   имеет   дозатор   газа,   регулирование   которого осуществляется вручную. 3­е поколение уже имеет электронный дозатор газа. ГБО автомобиля   4­го   поколения   отличается   тем,   что   газ   из   редуктора   подается   на газовые форсунки, принцип работы которых схож с принципом работы бензиновых форсунок. Оборудование этой разновидности сегодня наиболее распространено.  Газобаллонное оборудование 5­го поколения    новое газовое оборудование для автомобилей, принципиальное отличие которого в том, что газ впрыскивается непосредственно в цилиндр еще в сжиженном состоянии. Установка газобалонного оборудования (ГБО) на автомобиль 9 Согласно   правилам   установки   газобаллонного   оборудования,   этот   процесс проходит в два этапа.  На первом этапе необходимо подобрать комплект ГБО под автомобиль. Для этого   необходимо   сообщить   специалисту,   в   каком   режиме   планируется использовать оборудование: постоянно или периодически, как долго вы собираетесь эксплуатировать автомобиль в целом. На основе этих сведений специалист сделает вывод, какое необходимо установить газобаллонное оборудование, чтобы покупка и установка принесли вам реальную экономическую выгоду, а не оказались напрасной тратой денег.  Как   правило,   на   карбюраторные   и   инжекторные   автомобили   до   2008  года выпуска   целесообразно   ставить   ГБО   2­го   поколения   торговых   марок   Tomasetto, Lovato,   BRС,   Tartarini.   Для   более   молодых   авто   оптимальным   решением   будет установка газобаллонного оборудования (гбо) 4­го поколения фирмы DIGITRONIC. В Европе на двигатели GDI производят установку гбо 5­го поколения. Оно имеет принципиальное   отличие   в   том,   что   газ   еще   в   сжиженном   виде   поступает непосредственно в цилиндр авто. В нашей стране ее еще не производят.  После выбора начинается процесс монтажа. В случае стандартной машины, стандартного   комплекта   оборудования   и   отсутствия   непредвиденных   накладок перевод   авто   на   газ   занимает   около   4­6   часов.   Иногда   может   потребоваться   и большее количество времени: до 3­4 суток, особенно это касается редких иномарок. Установка   газового   оборудования   на   инжектор   требует   особого   внимания ввиду необходимости установки защитных клапанов, так называемых «хлопушек», точного   определения   места   смесителя,   а   также   коррекции   угла   опережения зажигания.  Разнится установка газа на автомобиль и в зависимости от вида газа, который будет использоваться в качестве топлива. Метан – самое дешевое топливо из всех ныне существующих, его цена примерно в два раза ниже, чем у пропана. Однако установка газового оборудования на метане в целом обойдется значительно дороже. Кроме этого имеются и другие недостатки использования метана.  10 Во­первых, расход метана в 3­5 раз больше, чем пропана, а баллоны с этим газом тяжелы (до 100 кг) и содержатся под давлением до 300 атмосфер. Для того чтобы   перемещаться   на   большие   расстояния   необходимо   иметь   большие   запасы метана, то есть возить несколько баллонов одновременно. Таким образом, установка ГБО на метане на легковые автомобили автоматически становится невозможной. Во­вторых,   использование   метана   почти   на   15   %   снижает   мощность   двигателя. Кроме   этого   количество   метановых   заправок   в   нашей   стране   оставляет   желать лучшего. Они в основном расположены в крупных городах и немногочисленны на трассе.  После завершения работ по установке газобаллонного оборудования на авто начинается   процесс   регулировки   и   отладки.   Теперь   можно   заправить   машину   и проверить работоспособность системы. Целью регулировки является обеспечение оптимального расхода топлива при сохранении хорошего ресурса двигателя. В хорошем автосервисе после переоборудования авто на газ вам проведут регулировку   при   помощи   газоанализатора.   Однако   опытные   мастера   способны проверить   правильность   работы   ГБО   на   слух.   Окончательная   настройка осуществляется уже на ходу автомобиля.  На   последнем   этапе   необходимо   зарегистрировать   установку   газового оборудования на машину и получить следующие документы:  • свидетельство о соответствии;  • свидетельство об испытаниях;  • гарантийный талон или сервисную книжку. Сама по себе установка газового оборудования (ГБО) на автомобиль – это не очень сложное, однако ответственное мероприятие, так как речь идет о работе со взрывоопасными   веществами.   Не   смотря   на   то,   что   в   Интернете   приведены подробные   инструкции,   как   перевести   автомобиль   на   газ,   заниматься самодеятельностью   и   пытаться   самому   установить   ГБО   не   рекомендуется.   Вы можете   столкнуться   с   трудностями,   исправить   которые   могут   только   люди, имеющие опыт, специальные знания и прошедшие соответствующее обучение.  11 Производить   работы   должен   квалифицированный   установщик   газового оборудования на автомобиль, знакомый с тонкостями этого процесса. При этом лучше всего, если установка ГБО на авто проводится в условиях автосервиса, при наличии необходимого диагностического и регулировочного оборудования.  Порядок выполнения работы Изучить методику дооборудования автомобилей для работы на газовом 1. топливе. 2. Для принятой модификации автомобиля принять:    3. 4. вид топлива; вид применяемого оборудования; схему подключения газобаллонного оборудования. Описать технологию установки ГБО. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 3. Описание выбранного варианта тюнинга: вид топлива, вид применяемого оборудования, схему подключения газобаллонного оборудования. 4. . Описание технологии установки ГБО. 12 5. Вывод по работе. Контрольные вопросы 1. Назначение газобаллонного оборудования. 2. Состав автомобильной газобаллонной установки. 3. Принцип работы газобаллонного оборудования. 4. Отличительные   особенности   газового   оборудования,   применяемого   для автомобилей инжекторного типа (инжекторное ГБО) . 5. Схемы подключения газобаллонного оборудования. 6. Газобаллонное оборудование: преимущества и недостатки. 7. Виды топлива для автомобильного газового оборудования.  8. Виды газового оборудования. 9. Технология установки ГБО. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://45kurgan.ucoz.ru/index/ustanovka_gazovogo_oborudovanija/0­62 - http://avtojur.ru/vse­pro­gbo­na­avtomobil/gazovoe­oborudovanie­dlya­ avtomobiley - http://www.rusarticles.com/obmen­opytom­statya/ustanovka­gazovogo­ oborudovaniya­na­avtomobiliza­ili­protiv­565991.html - http://www.gaznet.ee/ru/o­gazovom­oborudovanii­dlja­avtomobilei/ 13 Практическая работа № 2  Тюнинг трансмиссии автомобилей Цель   работы:   уяснение   сущности   тюнинга   трансмиссии   автомобилей; приобретение   практических   навыков   выбора   наиболее   эффективного   и рационального варианта тюнинга. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Доводка трансмиссии автомобиля – одно из наиболее важных направлений тюнинга.   Трансмиссия   автомобиля   предназначена   для   передачи   крутящего момента   от   двигателя   к   ведущим   колесам.   Ее   составные   части:   сцепление (обеспечивает   наличие   или   отсутствие   связи   между   двигателем   и   коробкой передач),   коробка   передач   (подает   и   перераспределяет   мощность   и   крутящий момент от двигателя к приводным валам колес) и приводные валы. Трансмиссия   любого,   особенно   спортивного   автомобиля   ­   важнейший механизм   реализации   динамических   характеристик   двигателя.  Основную   роль  в трансмиссии   играет   коробка   передач   ­   даже   с   относительно   слабым   мотором машина может быть быстрой  из­за правильно  подобранных  передаточных  чисел КПП.   Всем   известно,   что   спортивные   автомобили   отличаются   от   серийных,   в первую очередь, именно коробками передач, а уж потом моторами, кузовами и подвеской. Что же можно сделать со стандартной КПП? Для   начала   меняется   передаточное   отношение   главной   пары   на   более высокое.  При  такой  замене  машина  заметно  прибавляет  в  динамике. Все   очень просто:   двигателю   легче   набирать   обороты   при   более   высоком   передаточном коэффициенте главной пары. Конечно, как и всегда, есть своя оборотная сторона – 14 приходится чаще переключать передачи, да и максимальная скорость автомобиля с  более высоким передаточным отношением главной пары КПП значительно уменьшается.   Можно   даже   примерно   подсчитать,   на   сколько   уменьшается максимальная   скорость.   Допустим,   стандартная   главная   пара   для   автомобиля имела   передаточное   отношение   3,7,   при   этом   его   максимальная   скорость составляла   180   км/ч.   Затем   установили   главную   пару   4,5,   путем   нехитрых подсчетов   получаем   максимальную   скорость   в   148   км/ч.   На   кроссовых автомобилях используются главные пары 5,1, т.е. максимальная скорость такого автомобиля составит всего 130 км/ч.  В   реально   жизни   достаточно   неудобно   использовать   автомобиль   с максимальной скоростью 130 км/ч. Поэтому и существует в доводке автомобиля некоторое разграничение на тюнинг и чистый спорт. То есть, как уже упоминалось, нужно придерживаться «золотой середины», выиграть в динамике ровно столько, чтобы не страдать от снижения максимальной скорости.  Далее, можно поменять шестерни передач на тюнинговые. Делается это для того,   чтобы   сделать   разгон   как   можно   более   эффективным.   Владельцы «восьмерок»   и   «девяток»   наверняка   знают,   что,   даже   если   сильно   выкрутить двигатель на первой передаче, при переключении на вторую обороты резко падают, снижается и динамика автомобиля. Виной тому ­ слишком большой разрыв между передаточными  числами 1­ой и 2­ой передач. Тюнинговые  же ряды могут быть рассчитаны   так,   чтобы   обеспечивать   равномерный   разгон   автомобиля   на   всех передачах.   Для   этого   передаточные   числа   некоторых   передач   изменяются   по сравнению со стандартными, в итоге двигатель при разгоне работает в достаточно узком и наиболее удобном для себя диапазоне оборотов. Для гонок, стритрейсинга применяется   несколько   другая   схема:   первая   передача   делается   как   можно «длиннее».   На   длиной   первой   передаче   двигатель   легко   набирает   высокую скорость. Остальные передачи наоборот, сближаются, что позволяет оптимально реализовать   мощность   двигателя.   При   этом,   чтобы   не   страдать   от   нехватки 15 максимальной   скорости,   тюнинг­ателье   «Глобус»   предлагает   установку дополнительно шестой передачи.  Правильный   подбор   передаточных   чисел   главной   пары   редуктора, первичного   вала   и   ведомых   шестерен   вторичного   вала   ­   залог   согласованной работы   трансмиссии.   Передаточные   числа   подбираются   в   зависимости   от мощностных   и   моментных   характеристик   двигателя,   размера   колес   и   самое главное ­ от пожеланий владельца автомобиля. И конечно, после такой доработки КПП ей требуется максимально быстрое и   четкое   включение   выбранной   передачи.   Конструкция   с   тяговым   включением передач,   обычная   для   переднеприводных   автомобилей   ВАЗ   не   обеспечивает четкого   «попадания   в   передачу»,   и   она   существенно   модернизируется   путем применения  более жестких пластиков  и замены соединений  шпилька­шплинт  на ШС.   Ход   рычага   переключения   можно   сделать   короче,   что   позволит   водителю быстрее передвигать рычаг. Для   автомобилей   переднеприводных   автомобилей   ВАЗ   спортивного   стала нормой установка жесткой страховочной тяги, соединяющей корпус КП с точкой крепления   рычага   переключения.   Страховка   обеспечивает   их   взаимную неподвижность   и   предотвращает   самопроизвольное   выбивание   передачи   при резком изменении тяги двигателя, а также при ударных и прыжковых нагрузках на подвеску и кузов. Четкое   включение   передач   может   понадобиться   не   только   в   условиях соревнований,   но   и   в   повседневном   движении   по   городу   (особенно   водителям, предпочитающим жесткий, активный стиль езды).  Кстати, в автомобилях достаточно серьезного уровня подготовки для более четкого включения передач применяются кулачковые КПП. Основное отличие от штатных коробок – полное отсутствие синхронизаторов. Кулачковые КПП имеют ряд преимуществ ­ выдерживают более высокие нагрузки (за счет прямой формы зуба и зацепления шестерня ­ кулачковая муфта); позволяют опытным пилотам тратить   меньше   времени   на   переключение   передач   за   счет   неполного   выжима 16 сцепления   или   вообще   без   выжима   сцепления;   в   них   не   разрушаются синхронизаторы.   Есть   и   небольшие   неудобства   –   переключение   передач секвентальное   (последовательное),   поэтому   перейти   с   пятой,   скажем,   на нейтральную, можно только через четвертую, третью и т.д. И в работе эти коробки более шумные. В дополнение к изменению передаточных чисел передач и главной пары –  установка   дифференциала   повышенного   трения.   Обычно   дифференциал помогает  колесам вращаться с разными угловыми скоростями, что полезно при поворотах, когда внутреннее колесо должно крутиться медленнее наружного, но иногда это серьезно мешает. Например, когда одно колесо буксует, второе вообще не двигается. В отличие от стандартного, в дифференциале повышенного трения часть крутящего момента от двигателя всё равно будет передаваться на колесо, имеющее лучшее сцепление. При   установке   дифференциала   повышенного   трения   уменьшается пробуксовывание колес при старте (колеса вращаются с одинаковыми угловыми скоростями),   автомобиль   увереннее   входит   в   повороты.   Небольшие   минусы, конечно,   тоже   есть   ­   машина   становится   более   «нервной»   и   водителю   надо привыкнуть   к   изменившемуся   поведению   автомобиля.   На   поворотах   возрастает усилие   на   руле.   Кстати,   чтобы   снять   усилие   на   руле   «Глобус»   рекомендует установку электроусилителя. Электроусилитель   руля   имеет   сразу   несколько   преимуществ   перед гидроусилителем   при   том   же   значительном   эффекте.   Во­первых,   нет   отбора мощности от двигателя за счет дополнительной нагрузки. Во­вторых, отсутствует необходимость   обслуживания   в   процессе   эксплуатации   (нет   жидкости,   ремней, сальников). В­третьих, при увеличении скорости усилие на руле пропорционально возрастает   (ЭУР   полностью   отключается   после   70   км/ч)   для   повышения безопасности на трассе. В­четвертых, при выходе из строя руль просто останется без усилителя, тогда как при установленном  гидроусилителе  в случае  поломки 17 придется рулевым колесом прокачивать жидкость через золотники. Кто пытался вращать руль иномарки пи выключенном двигателе, поймет о чем речь. И, наконец, электроусилитель, предлагаемый в «Глобусе», сертифицирован и одобрен к применению АВТОВАЗом. Еще один важный момент: сцепление автомобиля служит связующим звеном между   двигателем   и   КПП,   поэтому   при   увеличении   мощности   двигателя   и установке   главной   пары   с   высоким   передаточным   числом   необходима   также   и доработка сцепления. В   зависимости   от   исходных   условий   можно   установить   различные   виды тюнингового сцепления. Наиболее приближенным к спорту является керамическое сцепление,   которое   (несмотря   на   увеличивающийся   износ   корзины   сцепления   и маховика) обеспечивает сцепление с двигателем практически без пробуксовок.  Возможна также установка облегченного маховика, который дает реальный эффект  при резком  разгоне, уменьшая  инерцию  двигателя. Небольшой  минус – обороты холостого хода становятся менее устойчивыми. Последний   штрих   –   установка   тюнинговых   приводных   валов,   которые рассчитаны на передачу гораздо более высокого крутящего момента от двигателя на колеса. Услуга достаточно дорогая, применяется для очень мощных двигателей при беспощадной эксплуатации на плохих дорогам, например, в ралли Порядок выполнения работы 1. 2. Изучить методику тюнинга трансмисии. Для   принятой   модификации   автомобиля   принять   один   из   вариантов тюнинга. 3. Описать   принятый   вариант   тюнинга   трансмиссии,   отразив   его преимущества и недостатки. 4. Отчитаться по работе. 18 Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 3.   Описание   выбранного   варианта   тюнинга   с   указанием   преимуществ   и недостатков. 4. . Вывод по работе. Контрольные вопросы 1. Целесообразность тюнинга трансмиссии. 2. Возможные варианты тюнинга трансмиссии. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://www.avtonov.svoi.info/tuntrans.php - http://avtomotospec.ru/tyunning­avtomobilej/tyuning­transmissii­osnovnye­ polozheniya.html - http://www.avtoinomar.ru/tyuning/tyuning­transmissii/ - http://www.drive2.ru/cars/toyota/mark_ii/mark_ii_90/abramovich99i/journal/1 870001/ - http://tuningsport­club.ru/stati/tuning­dvigatelja/tyuning­transmisi.html 19 20 Практическая работа № 3  Тюнинг ходовой части автомобилей Цель   работы:   уяснение   сущности   тюнинга   ходовой   части   автомобилей; приобретение   практических   навыков   выбора   наиболее   эффективного   и рационального варианта тюнинга. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Производители   автомобилей   постоянно   варьируют   между   комфортом   за рулем и управляемостью машины. Ни для кого не секрет, что чем мягче подвеска, тем хуже машина держит дорогу. Заводской баланс практически во всех случаях идет в пользу смягчения подвески. При этом машина довольно неплохо держит дорогу   на   небольшой   скорости,   но   совершенно   отвратительно   на   высокой.   Это вполне приемлемо, для серийного автомобиля. Если   мы   ставим   задачу   ездить   на   более   высоких   скоростях,   да   и   более увереннее себя чувствовать при маневрировании по городу придется поработать над ходовой частью, и в первую очередь ­ подвеской. Первое, что придется сделать ­ заменить стандартные амортизаторы на более жесткие спортивные. Они, как правило, газонаполненные, что позволяет стабильно работать   при   длительных   нагрузках   (газ,   давя   через   поршень   на   жидкость, предотвращает   ее   вспенивание,   которое   изменяло   бы   характеристики амортизатора). Кроме того, у таких амортизаторов чаще всего можно регулировать сопротивление сжатию и отбою. Но не стоит увлекаться улучшением кинематики MacPherson   или   Multilink.   «Не   мешай   машине   нормально   работать».   Если   вы решились на эти меры, то, при регулировке важно не перестараться; в поисках лучших характеристик подвески тюнингеры умудряются настроить амортизаторы 21 так,   что   сопротивление   сжатию   становится   больше   сопротивления   отбою! Процедура настройки  зависит от модели амортизатора ­ некоторые приходится для этого каждый раз снимать с машины, а самые сложные (и, соответственно, дорогие)   можно   регулировать   кнопками   с   места   водителя.   Существуют   и компромиссные   варианты   типа   Monroe   Sensatrac,   у   которых   характеристики   в некоторых   пределах   меняются   автоматически   в   зависимости   от   режима передвижения. И еще одно: газо­масленных амортизаторов  не бывает в природе (во всех амортизаторах как ни крути а масло присутствует). Улучшению   управляемости   и   особенно   повышению   устойчивости автомобиля   в   поворотах   способствуют   более   жесткие   пружины   подвески. Последнее   слово   в   этой   области   ­   двухсекционные   узлы,   состоящие   из   двух пружин: сверхжесткой верхней и мягкой нижней. Это решение улучшает контакт колеса   с   дорогой:   разгруженное   в   повороте   колесо   не   "зависает"   над поверхностью, а под воздействием нижней пружины прижимается к асфальту. При бюджетном тюнинге можно обойтись установкой пружин с более мощной серийной машины (это для иномарок) а для наших можно или подобрать пружины от другой машины. Для того, чтобы уменьшить крен машины, ведущий к «зависанию» колес в повороте,   устанавливают   новые,   более   жесткие   стабилизаторы   поперечной устойчивости.   При   их   установке   значительно   «ужесточается»   работа   всей подвески, что не всем понравится, особенно если вы привыкли ездить на заводских «мягких» машинах. Они продаются с разными коэффициентами жесткости, я бы вам   посоветовал   взять   что­то   среднее   между   заводской   и   спортивной   версией. Если   вы   готовы   к   сильной   вибрации,   можно   пойти   еще   дальше   ­   заменить резинометаллические   шарниры   подвески   на   стальные   сферические.   Это значительно повысит управляемость. Поработав над подвеской, не забываем о колесах. Тут та же альтернатива: комфорт или управляемость. Спортивные низкопрофильные шины отлично держат 22 дорогу, но вот на колдобинах и выбоинах сердце кровью обливается. Особенно если такие покрышки (серии 45, и ниже) установлены на дорогих 16­, 17­ или 18­ дюймовых кованых дисках. Литые дешевле, но при попадании колеса в большую яму на высокой скорости такой диск может просто расколоться. Не   всегда   благоприятно   влияет   на   управляемость   увеличение   ширины покрышки. На сухом асфальте широкая резина, естественно, лучше. Но в дождь, и к тому же за городом. Кроме того, более широкое колесо ­ это увеличенное плечо обкатки,   а,   следовательно,   повышенная   нагрузка   на   подшипники   ступицы   и изменение   кинематики   подвески,   в   общем,   нет   ничего   хуже.   Комплекта   такой резины хватает на сезон, в прочем подвеска обычно не переживает резину в данном случае. При   гражданском   тюнинге   ходовой   части   автомобиля   силовую   структуру кузова переделывать не обязательно, в бюджетном варианте проще ограничиться установкой   распорки  (растяжки)   на  кронштейны   стоек   передней   подвески.  Эти распорки выпускаются как на заказ, так и продаются в магазинах, стоят недорого, а эффект, получаемый с их помощью, ощутим. В   случае   же   глубокого   тюнинга,   при   котором   увеличение   мощности многократно, придется заняться усилением несущей основы кузова. Чаще всего это косынки и распорки, места установки которых подсказаны раллийным опытом эксплуатации   данной   модели   автомобиля,   если   он   конечно   есть.   Еще   иногда устанавливают   трубчатые   усилители   днища.   Самым   экстремальным   решением является   вварной   каркас   безопасности,   но   это   нереально   при   повседневной эксплуатации машины. Если   переднеприводный   автомобиль,   то   есть   смысл   изменить   клиренс подвески  (опустить  передок машины), это  конечно уменьшит  проходимость, но значительно   увеличит   тягу   при   разгоне,   и   коэффициент   торможения.   Будут быстрее схватывать тормоза т.к. уменьшится время «просадки морды». При этом потребуется перенастроить «колдун», иначе у вас перестанут нормально работать 23 задние   тормоза.   В   некоторых   случаях   его   вообще   выкидывают   при   условии отсутствия просадки передка автомобиля при резком торможении. Получившийся после всех таких переделок «волк в овечьей шкуре» внешне от оригинала отличаться почти не будет, и это хорошо, если вы предпочитаете не афишировать свой достаток. Тюнинг ходовой части на примере автомобиля ВАЗ 2108 Ходовая часть автомобиля – представляет совокупность элементов шасси, в виде   тележки   транспортного   средства.   К   ходовой   части   ВАЗ   2108   относятся подвеска, мосты, рама, колеса. Сцепление колес с дорогой обеспечивается за счет сбалансированной работы всех частей ходовой части: шины, подвеска (пружины, рессоры), амортизаторы, резинометаллическими шарнирами, буферами сжатия. Подвеска   соединяет   кузов   автомобиля   с   колесами,   служит   для   гашения колебательных движений при езде на автомобиле, за счет установленной рессоры или пружины. Если на подвеске установлены очень жесткие пружины или рессоры, то при управлении машины колебания только возрастут, и управление автомобиля станет   затруднено.   Поэтому   кроме   пружин   на   рессоры   устанавливаются амортизаторы, которые регулируют работу пружин, то есть при езде по неровной дороге колебания снижаются на 0,5 – 1,5 циклов. При   правильно   накачанных   колесах   (давление   соответствует   норме), смягчаются колебания при езде по неровне дороге. За счет пружин удерживается на одном уровне весь кузов автомобиля. При этом они обеспечивают упругую связь между автомобилем и дорогой. Амортизаторы,   это   полые   металлические   цилиндры,   наполненные специальной   жидкостью,   контролируется гидравлическими   клапанами.   Наличие   жидкости   в   амортизаторах   обеспечивает   работают   за   счет   поршня, плавную и надежную езду. Так как основная функция амортизатора это обеспечить надёжный контакт колес с дорогой, безопасность и комфорт. 24 Сайлентблоки и буферы сжатия предназначены для смягчения вибраций при работе   металлических   частей   подвески;   обеспечивают   правильную   работу   – рычагов, торсион, рессор, вращение колес в вертикальном положении. При тюнинге любого из агрегатов несущей части автомобиля – требуется регулировка, или замена взаимосвязанных элементов (опоры стоек, амортизаторы, пружины)   ходовой   части,  так   не   существует   универсальной   подвески.  Поэтому правильная   настройка   подвески   под   специальные   условия   является   сложной   и важной   задачей.   Так   у   форсированного   автомобиля   –   подвеска   должна   быть настроена довольно жестко, намного ниже заводской. Тюнинг   ходовой   части   ВАЗ   2108   заключается,   в   том,   чтобы   предельно оптимизировать работу подвески. То есть ее укрепляют, как следует, подбирают амортизаторы, следуя четким предпочтениям клиента и правилам использования автомобиля. Так или иначе, мы советуем установить на авто вида ВАЗ­2108 взамен типовых, стальные кронштейны растяжек RRT. Плюсы заключаются в следующем: стальные кронштейны не подвержены спонтанному разрушению. Порядок выполнения работы 1. Изучить методику тюнинга ходовой части. 2. Для   принятой   модификации   автомобиля   принять   один   из   вариантов тюнинга. 3. Описать   принятый   вариант   тюнинга   ходовой   части,   отразив   его преимущества и недостатки. 4. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 25 2. Модификацию автомобиля. 3.   Описание   выбранного   варианта   тюнинга   с   указанием   преимуществ   и недостатков. 4. Вывод по работе. Контрольные вопросы 1. Целесообразность тюнинга ходовой части. 2. Возможные варианты тюнинга ходовой части. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://www.avtonov.svoi.info/tunhod.php - http://tuningjournal.ru/podveska - http://vgrante.ru/?cat=94 26 Практическая работа № 4  Тюнинг тормозной  системы автомобилей Цель работы: уяснение сущности тюнинга тормозной  системы автомобилей; приобретение   практических   навыков   выбора   наиболее   эффективного   и рационального варианта тюнинга. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Основными   элементами   тюнинга   тормозов   является:   замена   главного тормозного   цилиндра,   заменапередних   и   задних   суппортов   на   те,   у   которых большее количество поршней, установка дисков большей толщины и диаметра.  Замена   дисков   на   диски   большего   размера   производится   из   расчета индивидуальности авто. Суппорта.   Выбор   суппортов   для   подвесок   производите   в   зависимости   от того, что хотите поставить. Конечно же, это будут вентилируемые. Естественно крепления для суппорта придется переделывать. Здесь следует обратить внимание на то, что крепление суппорта должно быть не менее 5­7 мм толщиной и материал: прочная сталь или титан. Замена тормозных шлангов. Проводится в обязательном порядке.  Установка задних дисковых тормозов. В отличие от барабанных они имеют ряд   уже   много   раз   перечисленных   преимуществ:   эффективность,   надежность, вентиляция, простоту в обслуживании. В зависимости от того, какая модель автомобиля,  выбираете суппорта для задних тормозов, и начинается самый сложный момент переоборудования. Помимо креплений, может понадобиться и изменение посадочного места, а это значит – 27 проточка   задней   полуоси   до   нужного   диаметра.   Эта   операция   потребует применения заводского оборудования. Подшипники. В процессе эксплуатации за ними придётся следить постоянно и внимательно, и не допускать их разбалтывания. Обязательная установка (если не был предусмотрен по штату) регулятора давления   тормозов.   При   его   отсутствии   торможение   будет   происходить неравномерно.   А   это   значит:   вероятность   заноса,   перегрев   и   преждевременный износ задних тормозов. Подключение,   установка   тормозных   колодок   и   прокачка   тормозов производится по классической схеме для того или иного узла. Если до тюнинга тормозной системы стоял механический привод «ручника», то придётся продумать конструкцию для замены его на гидравлический привод. Рекомендуется использование тормозной жидкости с высокой температурой кипения, штатная уже не будет справляться.  Порядок выполнения работы 1. Изучить методику тюнинга тормозной  системы. 2. Для   принятой   модификации   автомобиля   принять   один   из   вариантов тюнинга. 3. Описать   принятый   вариант   тюнинга   тормозной     системы,   отразив   его преимущества и недостатки. 4. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 28 3.   Описание   выбранного   варианта   тюнинга   с   указанием   преимуществ   и недостатков. 4. Вывод по работе. Контрольные вопросы 1. Целесообразность тюнинга тормозной  системы. 2. Возможные варианты тюнинга тормозной  системы. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://amastercar.ru/tuning/braking_system_tuning.shtml - http://avto­guru.ru/2007/07/04/tormoznaja_sistema_diskovye_tormoza.html - http://g­tuning.ru/brands/?jump=375 - http://gtyuning.ru/tormtyng/ - http://www.2114.ru/content/category/17/65/58/ - http://dpgo.ru/article/2011­04­01/tyuning­tormoznoy­sistemy 29 Практическая работа № 5  Внутренний тюнинг автомобилей Цель   работы:   практическое   приобретение   навыков   и   умений   выполнять внутренний тюнинг автомобилей. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Внутренний   тюнинг   подразумевает   изменения   в   салоне   автомобиля. Изменить   в  салоне   можно   многое –  перетяжка   салона,  установка   акустической системы,   видео   мониторов,   шумоизоляция,   установка   кондиционера   и   многое другое. Тюнинг   салона   включает   в   себя   все,   что   можно   назвать   тюнингом   и стайлингом салона. Это: ручки КПП, тюнинговые педали различных типов (для гонок   либо   для   повседневной   езды),   спортивные   рули   с   дополнительными кнопками,   тюнинговые   панели   приборов,   спортивные   автомобильные   сиденья. Тюнинг салона автомобиля предусматривает не только спортивный уклон, много внимания уделяется комфорту. Самыми   простыми   видами   работ   в   этом   направлении   являются   отделка каким­нибудь материалом  (дерево, алюминий, гранит и т.д.) передней и других панелей  салона, перешивка   чехлов  сидений, замена  рулевого   колеса,  сидений   и набалдашника   рычага   переключения   коробки   передач,   установка   люка   и электроприводов. Самым   трудоемким   и   дорогостоящим   считается   радикальное   изменение дизайна салона, что может включать в себя замену абсолютно всех панелей – от дверных   до   передней.   Это:   перетяжка   салона   автомобиля   кожей,   тефлоном, кожзаменителем   либо   другими   применяемыми   в   автомобилях   материалами   с 30 установкой   дополнительных   подушек,   которые   подгоняются   для   удобства конкретного водителя, либо пассажиров. В тон салона есть возможность подобрать и   панель   приборов   с   различной   подсветкой.   Для   создания   приятного   тона   и неповторимого,   даже   инопланетного   вида,   применяются   также   различные декоративные подсветки салона. Электроника в автомобиле. Современный автомобиль – не только средство передвижения,   но   и   мультимедийный   центр   на   колесах.   Место,   в   котором соединены последние достижения электронной, музыкальной и видео­индустрии. Это не только автосигнализации и автомобильный звук, но также видео­установки и игровые системы, бортовые компьютеры и телевизоры. Автозвук   является   самой   популярной   доводкой   автомобиля,   не   редко именно   под   качественную   акустическую   систему   переделывается   салон: проклеивается   шумовиброизоляцией,   устанавливаются   акустические   подиумы, иногда,   даже,   изготавливается   заново   передняя   панель   под   установку   в   неё акустики. Центральный элемент любой аудиосистемы в автомобиле – это головное устройство, т.е. автомагнитола. Автомагнитолы имеют множество особенностей, которые часто определяют принадлежность аппарата к тому или иному классу и, соответственно, ценовому уровню. Как только речь заходит об установке в салоне автомобиля   качественного   звука,   как   сразу   становится   понятно,   что   уровень технического   оснащения   современных   компонентов   требует   к   себе   особенного отношения. Взгляните внимательнее на инструкции по эксплуатации современных магнитол   и   CD­ресиверов:   это   многостраничные   тома,   в   которых   простое перечисление возможностей занимает подчас не один раздел. Примерно такая же ситуация   обстоит   и   с   акустикой,   и   с   усилителями,   не   говоря   уже   о   внешних кроссоверах, звуковых процессорах и видеооборудовании. А самое важное – это правильная установка оборудования. Несмотря на то, что он, как правило, непосредственно не влияет на ходовые характеристики   машины,  хороший   внутренний   тюнинг   может   не   только   внешне 31 преобразовать   салон   вашего   авто,   но   и   сделать   его   более   комфортным   и безопасным.  Порядок выполнения работы 1. Запустить программу. 2. Выбрать модель автомобиля, сохранить файл. 3. Выполнить виртуальный внутренний тюнинг автомобиля, сохранить файл. 4. Оформить отчет. 5. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 3. Изображение автомобиля до тюнинга. 4. Подробное описание выбранного варианта тюнинга. 5. Изображение автомобиля после выполнения тюнинга. 6. Вывод по работе. Контрольные вопросы 3. Целесообразность внутреннего тюнинга. 32 4. Возможные варианты внутреннего тюнинга. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://www.3dtuning.ru/ - http://irynam.com/auto/8183­virtualnaya­aerografiya­vashego­ avtomobilya.html 33 Практическая работа № 6  Тюнинг кузова автомобиля Цель   работы:   практическое   приобретение   навыков   и   умений   выполнять тюнинг кузова автомобилей. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Самым сложным видом экстерьерного направления эстетического тюнинга является переделка типа кузова и бронирование. Изготовить из седана лимузин далеко не самое трудное. Здесь из четырехдверных седанов делаются двухдверные купе, из двухдверных купе – двухдверные  кабриолеты. Или из четырехдверных седанов   создаются   четырехдверные   кабриолеты,   а   может   быть,   и   двухдверные универсалы. Повышенная сложность этих работ заключается не только в их объеме и   кропотливости,   тут   еще   приходится   часто   переделывать   силовые   элементы несущего   кузова,   а   это   чревато   длительными   и   сложными   расчетами   и вычислениями, близкими к созданию кузова автомобиля «с нуля».  Усиление кузова ВАЗ Не маловажное значение в тюнинге имеет усиление жёсткости кузова. При   прохождении   поворотов,   крутых   виражей   она   сильно   влияет   на управляемость   автомобиля.   Главная   характеристика   кузова    жёсткость   на скручивание. Если   жёсткость   небольшая,то   при   различных   манёврах,   реакция   рулевого управления   становиться   «размазанной»,   кузов   деформируется   и   скручивается, подвеска начинает работать неправильно. 34 Постоянные деформации ведут к усталости металла, точки сварки медленно разрушаются, в них попадает влага и другие агрессивные вещества, что неизбежно ведёт к корозии. Когда   проектируют   кузов,   конструктора   учитывают   множество   факторов, таких как вес, жёсткость, пассивная безопасность и другие, и ищут между ними компромис.   В   последние   годы   к   ним   на   помощь   пришло   компьютерное моделирование, но всё равно проработать все факторы сложно, поэтому тюнинг­ мастера исправляют некоторые ошибки и недоработки конструкторов. Крутильная   жёсткость   кузова   измеряется   в   Ньютон•метрах   на градус(Нм/град), чем больше значение, тем жёстче кузов. На жёсткость влияет и тип кузова: двухобьёмные хэтчбэки жёстче, чем трёхобьёмные седаны. Количество дверей, расположение силового агрегата также сказываются на жёсткости кузова. Современные   иномарки,такие   как   Volvo   S60,Alfa   Romeo   147,Citroen   C5 имеют жёсткость около 20000 Нм/град. Так   за   счёт   чего   же   увеличивают   крутильную   жёсткость   кузова?   Самый простой способ­это установка распорок и растяжек. Распорка передних стоек Многие люди утверждают, что толку от неё нет, но это не так. Проводилось много тестов, которые доказывают обратное. С данным девайсом, перестроения и прохождение поворотов проходит более уверенно и на большей скорости. Также   снижается   степень   деформаций,   что   благоприятно   сказывается   на долговечности кузова. Для   автомобилей   с   жёсткой   передней   подвеской,   рекомендуется устанавливать распорки «помягче», а со стандартной можно поставить усиленную. Лучше ставить детали известных фирм­производителей, а не «безымянные» которые сделаны в гараже, и подбирать под конкретный автомобиль, с конкретным мотором, иначе при установке могут возникнуть проблемы, такие как задевание о патрубки, бачок с тормозной жидкостью, а ещё лучше берите чек, чтобы потом можно было поменять, в случае нестыковки. 35 Распорка задних стоек Создаёт усиление задней части кузова. В такой распорке больше нуждаются Ваз 2111­12, чем 2108­09, где заднее сиденье играет элемент жёсткости кузова, так как   в   12­ых   сиденья   раскладываются,   то   и   жёсткость   кузова   в   этом   месте невелика. Уменьшает   перемещение   верхних   точек   крепления   стоек,   увеличивает общую   жёсткость   кузова,   и     управляемость.   Положительно   сказывается   на долговечности кузова. Существует ещё более жёсткая конструкция, ставиться за спинкой заднего сидения  это задний усилитель кузова. Как заявлено жёсткость повышается на  20­25%, улучшается управляемость, устойчивость   на   дороге.   Повышается   реакция   автомобиля   в   прохождении поворотов. Усилитель щитка передка Уменьшает люфт корпуса рулевой рейки в крепежных хомутах, существенно улучшает   управляемость   автомобиля.   Применяется   для   повышения   жесткости щитка   передка,уменьшает   амплитуды   перемещений   картера   рулевой   рейки:   в продольном направлении в 2 раза, в поперечном ­ в 5 раз.  Подрамники Увеличивают жёсткость кузова в целом. Есть подрамники с дополнительной опорой   двигателя,   что   улучшает   подвеску   двигателя.   Некоторые   подрамники достаточно   сложны   в   установке,   иногда   приходиться   переваривать   некоторые детали передка. Также находит применение такая процедура как увеличение сварных швов, на заводе кузовные детали приваривают с помощью точечной сварки, что делает кузов   менее   жёстким.   Вваривают   дополнительные   металлические   пластины   и усилители в слабые места кузова. Более   сложный   этап   усиления   кузова­это   установка   трубчатого   каркаса безопасности. Они бывают профессиональные для соревнований и «гражданские»", 36 Вторые   попроще   и   подешевле.   Делятся   на   вварные   и   разборные,   первые ввариваются в силовую структуру кузова, а во втором случае ввариваются только крепления, и к ним уже прикручивают трубы. Главный минус каркасов­это вес, средний каркас весит около 40 кг. Также с ним дольше придётся проходить техосмотр. Кроме того ухудшается обзорность, и усложняется посадка/высадка пассажиров.  Но каркас безопасности может и серьёзно навредить. В условиях гонок он защищает жизненное пространство и усиливает кузов, в повседневной жизни он может стать опасным, так как использование неэластичных ремней безопасности при аварии может привести к сильным перегрузкам и травмам, вплоть до разрыва внутренних органов. При   увеличении   жёсткости   кузова,   особенно   для   отечественных   авто, желательно устанавливать эргономические сидения, так как они мягче и удобнее. Порядок выполнения работы 1. Запустить программу. 2. Выбрать модель автомобиля, сохранить файл. 3. Выполнить виртуальный тюнинг кузова автомобиля, сохранить файл. 4. Оформить отчет. 5. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 37 3. Изображение автомобиля до тюнинга. 4. Подробное описание выбранного варианта тюнинга. 5. Изображение автомобиля после выполнения тюнинга. 6. Вывод по работе. Контрольные вопросы 1. Целесообразность тюнинга кузова автомобилей. 2. Возможные варианты тюнинга кузова автомобилей. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: http://www.autosecret.net/tuning/tuning­kuzov http://www.autoshcool.ru/1219­tyuning­avtomobilej­ayerografiya­kuzova.html http://tuningsport­club.ru/stati/tyuning­kuzova 38 Практическая работа № 7  Аэрография Цель   работы:   практическое   приобретение   навыков   и   умений   выполнять аэрографию. Оборудование   и   оснащение:   ПК,   программа   «Виртуальный   тюнинг автомобиля», Интернет­ресурсы. Общие сведения Особой страницей внешнего тюнинга, является аэрография, которую можно назвать искусством.  Аэрография   –   это   методика   нанесения   изображения   на   различные поверхности   при   помощи   струи   воздуха   с   микроскопическими   каплями   краски. Специально предназначенный для этой процедуры прибор называется аэрографом.  В   автомобильной   аэрографии   выделяют   две   ключевых   разновидности   – коммерческая   и   некоммерческая.   Первая   ­   коммерческая   –   это   нанесение рекламных   материалов   или   логотипов   компаний.   А   некоммерческие   ­   это изображения, которые люди для себя выбирают сами или же заказывают их на свой вкус. Коммерческая аэрография Традиционно   среди   владельцев   автомобилей   больше   всего   популярны изображения различных представителей фауны или их среды обитания. Пользуется большим спросом и механический стиль – это изображение внутреннего устройства двигателя   или   иных   агрегатов   автомобиля.   Многие   специалисты   по   аэрографии убеждены, что роспись автомобиля – это один из способов выражения активной жизненной позиции человека, а также его успешности. Такие люди преследуют цель выделиться из серой толпы. Альтернативой   аэрографии   служит   винил.   Рисунок   печатается   на   плёнку, 39 которая   в   свою   очередь   наклеивается   на   кузов   автомобиля.   При   стоимости   в десятки раз ниже, можно заказать любое изображение, найденное в интернете или нарисованное собственноручно в любом векторном графическом редакторе. Кроме того   винил,   еще   и   защищает   лакокрасочное   покрытие   под   собой   от   сколов   и царапин, и при повреждении легко заменяется. Порядок выполнения работы 1. Запустить программу. 2. Выбрать модель автомобиля, сохранить файл. 3. Выполнить   в   виртуальном   режиме   аэрографию   автомобиля,   сохранить файл. 4. Оформить отчет. 5. Отчитаться по работе. Содержание отчета  Отчет о выполненной лабораторной работе должен содержать: 1. Название и цель работы. 2. Модификацию автомобиля. 3. Изображение автомобиля до тюнинга. 4.  Изображение автомобиля после выполнения тюнинга. 5. Вывод по работе. Контрольные вопросы 40 1. Целесообразность выполнения аэрографии. 2. Возможные варианты аэрографии. Рекомендуемые Интернет­ресурсы: - http://www.3dtuning.ru/ - http://irynam.com/auto/8183­virtualnaya­aerografiya­vashego­ avtomobilya.html - http://airbrushwiki.ru/ 41 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Перечень литературы  Основная 1 2 Журнал «Тюнинг автомобилей» ­ ООО «Гейм Ленд»2007­2012 гг. Муссельват   Б.,   Джекс   Б.   Тюнинг   автомобиля.   –   СПб:   Алфамер Паблишинг, 2003. 3 Скрипник И. Тюнинг автомобиля своим руками   – М.:   АСТ; Влади­ мир:ВКТ, 2011. 4 Степанов   В.Н.   Тюнинг   автомобильных   двигателей.   –   СПб:   Алфамер Паблишинг, 2002. Дополнительная 1. 2. Маркин А. В.  Аэрография. Авто – М.:  Авангард (Феникс),  2008. Милов В., Шубин А. Профессиональная окраска – статья в журнале «Автомобиль и сервис» №11, 2002 3. Хрулев   А.   Тюнинг:   от   идеи   до   практики   –   цикл   статей   в   журнале «Автомобиль и сервис» №7­11, 2002 Интернет ресурсы  1. 2. 3. 4. http://abctuning.ru http://amastercar.ru/tuning/auto_tuning.shtml http://autotuni.ru/vnutrenii­tiuning http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c57140ff­16de­4f86­bec2­ 5a80d7af9234 42 5. http://tuning.infocar.com.ua http://tuningplus.narod.ru/onlinebooks.htm  6. Перечень средств обучения 1. 2. 3. Персональные компьтеры с программным обеспечением. CD Виртуальный тюнинг автомобиля ВАЗ 2121, 2123, 2131 CD Мастер­класс «Ремонт автомобиля» 43 ПРИЛОЖЕНИЯ 44 Образец оформления отчета по практической работе (лист 1) Приложение 1 Из Ли м. ст Преподав Выполнил атель № Иванов докум. А.С. Под пись Да та Лит Лис т1 ние Практическая работа №1 Дооборудова Листо в2 . ГАПОУ СО автомобилей «ЖГК», гр. для работы на газовом Д3ТО1 топливе 45 Образец оформления отчета по практической работе (лист 2) Приложение 2 Из м. Ли ст № докум. Под пись Да та та Ли 2 ст т 46 Образец написания титульного листа практической работы Приложение 3 Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Жигулевский государственный колледж» Практические работы по дисциплине «Тюнинг автомобилей» 47 Студент гр Д3ТО1                                              Маслов А.С. Преподаватель                                                    ……………… 2017 г. 48

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Тюнинг автомобилей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017