Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика
Оценка 5

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
информатика +1
Взрослым
26.05.2017
Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Статистика»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А.Трутнев. – Перевоз, 2015. –33 с. Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Рецензент: Рогожина Т.В. – зав. кафедрой экономического направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика
МУ ПЗ 38.02.01 Статистика-15н.doc
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж» Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика Для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Составитель Трутнев Сергей Александрович г. Перевоз 2015 г. Составитель: Трутнев С.А. Методические   указания   по   организации   практических   занятий   по   дисциплине «Статистика»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А.Трутнев. – Перевоз, 2015. –33 с. Данные   методические   указания   составлены   в   помощь   преподавателям   и   обучающимся. Методическая   разработка   содержит   указания   по   выполнению   практических   работ   по дисциплине.   Предназначены   для   студентов   специальности   38.02.01   Экономика   и бухгалтерский учет (по отраслям). Рецензент: Рогожина Т.В. – зав. кафедрой экономического направления ГБПОУ  «Перевозский строительный колледж». 2 © Перевозский строительный                                                                                       колледж, 2015 Рассмотрено на заседании кафедры Экономического направления Протокол № ____ «____» _______ 20____ г. Заведующий кафедрой _________________________ __________ Ф.И.О. Утверждено на заседании  Методического совета Протокол № ____ «____» _______ 20____ г. 3 Содержание      Введение………………………………………………………..5 1. Цель и задачи освоения дисциплины ………………………..6­7 2. Алгоритм выполнения практических заданий……………….7 3. Компетенции обучающегося,  формируемые в результате  освоения дисциплины…………………………………………7­8  Содержание практических заданий …………………………8­33 4. 5. Список рекомендуемых источников…………………………..33 4 Введение В современном обществе важную роль в механизме управления  экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную  обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей  развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В  результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в  экономике, изучение динамики ее развития, проведение  международных сопоставлений и в конечном итоге – принятие  эффективных управленческих решений на государственном и  региональном уровнях. Поэтому в системе экономического  образования особое место отводится изучению статистики – базовой  научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень  современного экономиста.      При выполнении практических заданий  по   дисциплине «Статистика»  обучающиеся должны закрепить  теоретические знания и практические умения. Данная методическая  разработка посвящена методике выполнения практических заданий по  темам  дисциплины «Статистик». Основная цель практических  заданий – научить студентов применять полученные теоретические  знания при решении ситуационных задач и анализе ситуаций, которые  возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики 1.Цель и задачи освоения дисциплины «Статистика».   Место дисциплины в структуре ППССЗ:  общепрофессиональная  дисциплина профессионального цикла. Задачи изучения статистики: В результате изучения курса статистики студент должен овладеть знаниями  статистической науки и обучения навыками проведения статистического  исследования и анализа его результатов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  ­ предмет, метод, задачи статистики ­ общие основы статистических наук ­ принципы организации государственной статистики ­ современные тенденции развития статистического учета 5 ­ основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации ­ основные формы и виды действующей статистической отчетности ­ технику расчета статистических показателей, характеризующих социально –  экономические явления ­ научные принципы организации статистических служб , их современную  организацию в России ­ принципы и методы организации сбора статистических данных; ­ принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения; ­ сущность обобщающих статистических показателей и методику их расчета  абсолютных и средних величин ; показателей рядов динамики ; показателей  вариации , индексов ; ­ основы анализа статистических данных.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­ собирать и регистрировать статистическую информацию; ­ проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; ­ выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные  выводы; ­ осуществлять комплексный анализ изучаемых социально – экономических  явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной  техники. ­ организовать и провести статистическое наблюдение; ­ строить статистические таблицы;  ­ исчислять различные статистические показатели; ­ анализировать статистические данные и формулировать выводы  2.Алгоритм выполнения практических заданий 1.Изучить материал с использованием курса лекций и      рекомендованной  литературы. 6 2.Выполните предложенное задание по соответствующей теме. 3.Сформируйте выводы и предложения. 4.Оформите результаты выполненного задания. 3. Компетенции обучающегося,  формируемые в результате освоения дисциплины  ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК1  Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.. ОК4   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК5   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. .ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  ОК8   .   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации.   ОК   9   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности.                           ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые  документы. 7 ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по  инвентаризации имущества в местах его хранения. ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета  имущественное и финансовое положение организации, определять результаты  хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и  финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. ПК 5.1. Организовывать налоговый учет. ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации. 3. Содержание практических заданий Тема 3  Статистическая сводка и группировка данных Практическое занятие №1 Проведение статистической группировки   Практическое занятие №2 Проведение статистической сводки   Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать практические умения группировки статистических данных. Методические указания по выполнению задания Статистическая   сводка  –   это   научно   организованная   обработка материалов   наблюдения,   включающая   в   себя   систематизацию,   группировку данных,   составление   таблиц,   подсчет   групповых   и   общих   итогов,   расчет производных показателей.  Статистическая   сводка   должна   проводится   по   определенным программе и плану. Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы: выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп; разработка   системы   статистических   показателей   для   характеристики групп и объекта в целом; разработка   макетов   статистических   таблиц   для   представления результатов сводки. 8 Статистическая группировка   ­ это процесс образования однородных групп   на   основе   расчленения   статистической   совокупности   на   части   или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них   признакам,   каждая   из   них   характеризуется   системой   статистических показателей. Пруппировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки. Метод   группировок   применяется   для   решения   задач,  возникающих   в ходе научного статистического исследования:  выделения социально­экономических типов явлений;  изучения   структуры   явления   и   структурных   сдвигов, происходящих в нем; выявления   связей   и   зависимостей   между   отдельными  признаками явления. Для   решения   этих   задач   применяют   (соответственно)   три   вида группировок:  типологические,   структурные  и  аналитические.  Выполнение группировки по количественному признаку При   составлении   структурных   группировок   на   основе   варьирующих количественных   признаков   необходимо   определить  количество   групп  и интервал группировки. Интервал   –   количественное   значение,   отделяющее   одну   единицу (группу) от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп. Интервалы могут быть равные и неравные. Для группировок с равными интервалами величина интервала  x i =  – x   max / n        min  9 x где  x max,  min  групп. – наибольшее и наименьшее значение признака, n – число Интервалы   групп   могут   быть  закрытыми,   когда   указаны   нижняя   и верхняя границы (как в примере), и открытыми, когда указана лишь одна из границ   (первый   или   последний   интервалы,   величина   которых   принимается равной величине смежных с ними интервалов). Задание 1. Уровень рентабельности строительных фирм характеризуется следующими данными: (%): 13; 18; 26; 10; 18; 15; 20; 24; 18; 15; 24; 20; 22; 18. На основании имеющихся данных: 1) сгруппировать показатели, образовав интервальный ряд; в интервальном ряду выделить 4 группы; 2) указать удельный вес каждой группы в статистической совокупности. Сделать выводы. Задание 2.  Затраты фирмы на рекламу составили, (тыс. руб.) 7; 3; 8; 4; 6; 9; 5; 2; 10; 4; 7; 5; 8; 4; 6; 7. На основании имеющихся данных: 1) сгруппировать показатели в интервальный ряд, образовав 4 группы; 2)указать удельный вес каждой группы в статистической совокупности. Сделать выводы. Задание 3. Согласно программе обследования, составить 5 групп, образовав группировку с закрытыми интервалами. Указать удельный вес каждой группы в  статистической совокупности на основании следующих данных. Проведено обследование 20 предприятий по урожайности культур : 16,1;10,2;17,3;8,4;22,6;24,5;18,4;26;28,4;26,6;17,9;24,3;18,1;27,2;11,4;12,6;19,6; 25;25;19,6. Сделать выводы. Задание 4. Малые предприятия района на конец 2014года имели следующую величину  оборотных средств, тыс.руб. :100;80;95;100;95;85;70;110;80;85;95;100. 1)сгруппировать показатели в интервальный ряд, образовав 4 группы; 10 2)указать удельный вес каждой группы в статистической совокупности. Сделать выводы Вид контроля Оценка решения задач Тема 4  Статистические таблицы и графики Практическое занятие №3 Построение таблиц и графиков Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать практические умения построения таблиц и графиков. Методические указания по выполнению задания Статистическая   таблица   представляет   собой   форму   наглядного изложения статистических данных, полученных в результате статистического наблюдения Каждая таблица имеет: подлежащее – изучаемый объект, сказуемое –  перечень показателей, характеризующих изучаемый объект Таблицы бывают: 1. простые­ в которых приводится перечень единиц изучаемого явления 2. групповые – в подлежащем содержатся группы единиц, изучаемой  совокупности, сгруппированные по одному признаку 3. комбинационные, в подлежащем содержатся группы единиц, изучаемой  совокупности, сгруппированные по двум или более признакам Графическое изображение позволяет наглядно представить развитие  явления во времени и способствует проведению анализа уровней. Наиболее распространенным видом графического изображения для аналитических  целей является линейная диаграмма. Наряду с линейной диаграммой для графического изображения рядов  динамики в целях популяризации широко используются столбиковая  диаграмма, секторная диаграмма и другие виды диаграмм (фигурные,  квадратные, полосовые). Задание 1.  На основании имеющихся данных по области: Показатели 2011 2012 2013 2014 1. Число строительных организаций на 1.01 каждого 37 41 39 43 года 11 2. Объем строительно ­ монтажных работ (тыс. руб.) 318,4 333,2 289,5 348,3 1.Построить столбиковую диаграмму по числу строительных организаций. 2.Построить столбиковую диаграмму по объёму строительно ­ монтажных  работ. Задание 2. Капитальные вложения в народное хозяйство производственного назначения  (по области) характеризуются следующими данными: (млн. руб.) 2011 788,0 2012 810,0 2013 860,0 2014 801,0 1.Построить столбиковую диаграмму по объёму капитальных вложений. Задание 3. Группы акционеров по размеру дивидендов характеризуется следующими данными : Удельный вес акционеров группы, № Группы Группы акционеров по размеру дивидендов на акцию, тыс. руб. 1 2 3 4 10 – 60 60 – 120 120- 200 200 - 300 Итого % к итогу Второй район Первый район 10 20 40 30 100 24 46 30 -- 100 1.Построить круговые  секторные диаграммы по первому и второму районам. Задание 4. В отчете о себестоимости СМР по строительной организации прямые затраты  составили(тыс.руб.) 12 Статьи затрат Фактические данные 1.Материалы 2.Основная зарплата 3.Расходы по эксплуатации 4.Прочие прямые затраты Всего прямых затрат 1000 270 218 98,3 1586,3 На основании имеющихся данных определить: 1.Структуру прямых затрат в составе себестоимости по фактическим  данным, указать вид относительной величины; 2. Построить круговую секторную диаграмму на основе показателей  структуры. Вид контроля Оценка решения задач Тема 5.1  Абсолютные и относительные величины. Средние величины Практическое   занятие   №4   Расчёт   абсолютных   и   относительных величины   Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать практические умения расчёта относительных величин.   . Методические указания по выполнению задания                             Методические указания по расчёту                              абсолютных и относительных величин  Для качественной оценки изучаемых явлений используются абсолютные  величины. Абсолютными величинами называются показатели характеризующие размеры  или объемы изучаемых явлений. Абсолютные величины бывают:  натуральные  стоимостные  условно – натуральные Относительная величина представляет собой отношения одних  статистических показателей к другим (отношение одной абсолютной  величины к другой). При исчислении относительных величин различают: Величину сравнения – числитель 13 Базу сравнения – знаменатель. Относительные величины могут выражаться в виде коэффициентов, в  процентах и в промилле, когда база сравнения принимается за 1000. Виды относительных величин: 1. Относительная величина выполнения плана (%): ОВВП(%)= факт. данные за отчет.период/плановые данные за отчет.период  *100% 2. Относительная величина динамики (%): ОВД (%)= факт. данные за отчет. период/ факт. данные за базис. период  *100% 3. Относительная величина структуры: ОВС (%)= часть совок ­ ти / вся совок – ть * 100% 4. Относительная величина сравнения она исчисляется делением одного и  того же показателя за один и тот же период времени, но относящийся к  разным объектам 5. Относительная величина координации характеризует соотношение каких –  либо двух величин, являющихся частями целого 6. Относительная величина интенсивности выражает степень  распространения явления в той или иной среде (она исчисляется  сопоставлением разноименных абсолютных величин, находящихся во  взаимосвязи).  Задание1.  Определить процент выполнения плана по каждому отделу и по ИЧП в целом  на основании приведенных данных:  Отделы № п/п Товарооборот, тыс. руб. по плану                         фактически 1 2 Верхняя одежда 16000                                 15720 Обувь 20000                                  21350 Итого: На основании исчисленных показателей построить круговые секторные диаграммы.      Сделать выводы Задание2.  Объем работ по плану на отчетный год установлен в сумме 8200 т. руб.  Плановое задание выполнено на 4,5 %. Вычислить фактически выполненный  объем работ в тыс. руб. 14 Задание3.  Фактический объем выполненных работ за квартал составил 204,3 млн. руб.  Плановое задание за этот период было выполнено на 101,6%. Определить план по объему работ в млн. руб.  Задание4.  Имеются данные о численности населения на 1.01.2012г. и о сети предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания на конец года: Численность населения тыс. человек Розница, шт. 140688 357442 Общепит, шт. 126773 На основе этих данных определить: 1. Число предприятий розничной торговли и общественного питания приходящихся на 10 тыс. человек населения. Указать вид относительной величины. 2. Соотношение между числом розничных предприятий и предприятий  общественного питания. Указать вид относительной величины. Задание5. Имеются следующие данные о среднегодовой численности населения,  занятого в народном хозяйстве, тыс. чел. Годы Всего рабочих и В том числе: служащих в народном хозяйстве. В отраслях матер, производства 2010 2011 2012 40420 62132 76915 9731 13772 18018 30689 48360 58897 На основании этих данных определить для каждого года: 1.Соотношение между численностью работников, занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сфере. 15 2.Удельный вес численности работников отраслей материального  производства в общей численности населения, занятого в народном хозяйстве. Укажите виды исчисленных относительных величин. 3. Построить круговые секторные диаграммы по данным за 2011­2012годы. Задание 6. На основании имеющихся данных определить процент использования лимита  капитальных вложений в целом и по видам технологического состава. Капиталовложения по Объём капитальных вложений за квартал(млн.руб.) видам технологического состава(тыс.руб.) 1.строительно­ монтажные работы 2.оборудование и  инструмент 3.проектно­  изыскательские работы 4. прочие работы По лимиту  Фактически 780 591 87 53 816 587 87 57 Всего: Вид контроля Оценка решения задач Практическое занятие №5 Расчёт средних величин Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать практические умения расчёта средних величин.   . Методические указания по выполнению задания                        Методические указания по расчёту                                             средних величин . Средней величиной называется обобщающая величина статистической  совокупности выражающая типичный уровень изучаемого признака. Выбор вида средних и необходимой формулы для расчета определяется  наличием исходных данных Средняя арифметическая – применяется в тех случаях, когда известны  варианта (изучаемый показатель) – х и частоты – f а) средняя арифметическая простая – применяется в тех случаях, когда  известны варианты и частоты = 1 или между собой: x = Σx /n = x  + x 1 2 n +...+x  / n  n 16 Где n – количество показателей х – варианты ∑ ­ сумма б) средняя арифметическая взвешенная – применяется в тех случаях, когда  известны и варианты и частоты и они Не равны между собой:   x =  xΣ +...+ x +...+ f fΣ /   = x + x  / f n f n  n n  f 1 1 f 2 2 f n n + f 2 1 Средняя гармоническая – применяется в тех случаях, когда частоты неизвестны, а известны варианты и производные показатели, представляющие собой произведение частоты на варианту. а) средняя гармоническая простая – применяется в тех случаях, когда  известны варианты, а производные показатели равны между собой или = 1: x = n /  1/xΣ  = n / (1/x +1/x +1/x 1 2 3 +…1/x  ) n n б ) средняя гармоническая взвешенная – применяется в тех случаях, когда  известны варианты, а производные показатели Не равны между собой: x   =  MΣ гар  / ( MΣ n ) = m /x n n +m 1 2 +...+m  / (m + m /x 1 1 /x 2 2 n +...+ m /x )  n n m = x*f  Структурные средние: мода и медиана Модой в ряду статистической совокупности распределения называется часто  повторяющаяся варианта Медианой в ряду распределения является величина делящая статистическую  совокупность на две равные части Задания на практическое  занятие: Задание 1. При лабораторном анализе жирность 10 проб молока оказалась следующей (в %): 3,1; 3,8; 5,0; 3,8; 3,4; 4,2; 3,5; 4,0; 3,0; 3,3. 17 Вычислить среднюю жирность молока. Задание 2. В таблице приведены данные о распределении рабочих СМУ по размеру  заработной платы: №  п/п Среднемесячная заработная плата, Удельный вес в общей численности рабочих в                                % тыс. руб. 1 2 3 4 3820 4240 4670 5730 Базисный                                    Отчётный 46                                            40 20                                             22 19                                             20 15                                             18 ИТОГО: 100% 100% Вычислить: 1. среднемесячную заработную плату рабочих за каждый месяц; 2. объясните, почему при неизменной заработной плате по каждой группе средняя з/плата в отчетном периоде возросла по сравнению с базисным периодом. Задание 3. Уровни рентабельности 8 строительных организаций района составили: 4,38%; 7,12%;8,15%; 6,45%; 5,48%; 9,05%; 7,48%; 8,34%. Определить средний  уровень рентабельности по району, указав вид средней величины. Задание 4. Численность работников на предприятии с 1 по 13 апреля составила 218  человек, 14 апреля 3 работника уволилось, 24 апреля в организацию  18 поступило 2 работника. Определить среднесписочную численность  работников за апрель, указать вид средней. Задание 5. На основе имеющихся данных определить среднюю месячную зарплату по  строительной организации в целом, указать вид средней величины. № п/п Средняя месячная зарплата, руб. Число рабочих Бригада 1 Бригада 2 Бригада 3 Задание 6. 3970 4720 6030 18 15 13 На основе имеющихся данных определить среднюю месячную зарплату по  строительной организации в целом, указать вид средней величины. № п/п Средняя месячная зарплата, руб. Число рабочих Бригада 1 Бригада 2 Бригада 3 3970 4720 6030 Вид контроля Оценка решения задач 18 15 13 Тема 5.2   Показатели вариации в статистике Практическое занятие №6 Оценка степени вариации Практическое занятие №7 Анализ структуры вариационных рядов Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать   практические   умения  расчёта Методические указания по выполнению задания  показателей   вариации Различие индивидуальных значений признаков внутри изучаемой  совокупности в статистике называется вариацией. Она возникает в силу того,  что отдельные значения признаков формируются в результате влияния  различных факторов. Статистические совокупности могут иметь одинаковую среднюю, но  отличаться колеблемостью данных.  19 Средняя величина не показывает строение совокупности, не дает  представление о том, как отдельное значение изучаемого признака  группируется вокруг средней. Колеблемость  отдельных значений характеризуют показатели вариации. Анализ вариации позволяет: 1) оценить степень зависимости изучаемых показателей от определенных  факторов; 2) можно оценить, насколько однородной является данная совокупность. Степень близости отдельных единиц к средней измеряется рядом показателей: 1) размах вариации:       X X max min ­максимальный показатель ­минимальный показатель 2 2) дисперсия ( ) а) для не сгруппированных данных n­число покупателей б) для сгруппированных данных: 3) среднее квадратическое отклонение   а) для не сгруппированных данных б) для сгруппированных данных Среднее квадратическое отклонение показывает, как в среднем все изучаемые показатели колеблются вокруг средней величины. 4) коэффициент вариации (V) 20 Коэффициент вариации показывает меру колеблемости признаков в  относительных величинах.  Задание 1. Событие А: Прибыль в 104 тыс. руб. получена в 18 случаях; Прибыль в 146 тыс. руб. получена в 13 случаях; Прибыль в 118 тыс. руб. получена в 21 случае; Событие В: Прибыль в 138 тыс. руб. получена в 16 случаях; Прибыль в 115 тыс. руб. получена в 20 случаях; Прибыль в 152 тыс. руб. получена в 12 случаях; Определить: 1.   среднее ожидаемое значение прибыли по событиям А и В. 2.       рассчитать   дисперсию,   среднее   квадратическое   отклонение   и коэффициент вариации по событиям А и В. 3.   выбрать лучший вариант. Сделать вывод Задание 2. Группа рабочих по выработке (м) за смену Число рабочих (чел.) До 80 80-90 90-100 100-110 Свыше 110 Итого: Определить: 1) среднюю выработку за смену; 21 5 20 40 25 10 100 2) показатели вариации. Сделать выводы. Задание 3. Уровень рентабельности строительных фирм характеризуется следующими данными: (%): 13; 18; 26; 10; 18; 15; 20; 24; 18; 15; 24; 20; 22; 18. На основании имеющихся данных: 1)  сгруппировать показатели, образовав интервальный ряд; в интервальном ряду выделить 4 группы. 2)  определить среднюю рентабельность. 3)  рассчитать показатели вариации. Сделать выводы. Задание 4.  Затраты фирмы на рекламу составили, (тыс. руб.) 7; 3; 8; 4; 6; 9; 5; 2; 10; 4; 7; 5; 8; 4; 6; 7. На основании имеющихся данных: 1)   сгруппировать показатели в интервальный ряд, образовав 4 группы; 2)  определить среднюю величину затрат на рекламу; 3)   рассчитать показатели вариации. Задание 5.  Срок службы станков, лет Число станков, шт. До 4 4­6 6­8 8­10 свыше 10 Итого: 6 23 38 26 7 100 Определить: 1)  средний срок службы станков; 2)  показатели вариации: дисперсию, среднее квадратическое отклонение и  коэффициент вариации; 22 Сделать выводы. Вид контроля Оценка решения задач. Тема 7.1   Показатели рядов динамики  Тема 7.2 Средние величины в  рядах  динамики Практическое занятие №8 Методика расчёта показателей ряда  динамики Практическое   занятие   №9   Анализ  динамики   изучаемых   явлений Практическое занятие №10 Методика расчёта средних величин в  рядах динамики Практическое   занятие   №11   Выявление   основной   тенденции   в   рядах динамики Цели и задачи выполнения практического задания: Сформировать практические умения расчёта показателей в рядах динамики и их методики анализа. Методические указания по выполнению задания Рядами динамики называют ряды статистических данных характеризующих  развитие изучаемых явлений во времени В каждом ряду динамики имеются два основных элемента:  ­показатель времени ­показатель уровня развития изучаемого явления В зависимости от характера изучаемого явления уровни ряда динамики  относятся к отдельным периодам или к определенным моментам  времени.  В соответствии с этим ряды динамики подразделяются на моментные и  интервальные. Интервальными рядами динамики называются ряды данных величин,  которые характеризуют итоги развития изучаемых явлений за отдельные  периоды времени Моментными рядами динамики называют ряды статистических данных,  величины которых характеризуют состояние изучаемых явлений на  определенные даты Показатели рядов динамики 1.Абсолютный прирост +­ ∆У а) абсолютный прирост цепной +­Δy  – y = y ц n n­1 б) абсолютный прирост базисный 23 +­Δyб= yn – y0 Где y  – уровень последующий;  n  – уровень принятый за базу сравнения y 0 y n­1­предыдущий уровень Абсолютный прирост показывает :на сколько единиц последующий уровень ряда изменится по сравнению с предыдущим (базисным) Темп роста (T р  ) – показывает сколько % последующий уровень ряда  составляет по отношению к предыдущему (к базисному уровню): а) Темп роста (базисный): б) Темп роста (цепной):  б T  = (y  / y n 0 р )*100  ц T  / y  = (y n р n­1 )*100  Темп прироста (+­T  )показывает на сколько % последующий уровень ряда  отличается от предыдущего (базисного): пр а) Темп прироста (базисный): б T пр б) Темп прироста (цепной): ц  = (+­Δy )*100   / y б 0 T пр  = (+­Δy )*100   / y ц n­1 Абсолютное значение одного процента прироста (A  ) % A  = +­Δy % ц  / +­T ц  = y  – y  / (y / y  – y n n­1 n­1 n­1 n пр )*100% = y /100%  n­1 24 Средние в рядах динамики Для получения обобщающих характеристик в рядах динамики определяют  следующиесредние величины: а) в интервальном ряду динамики средний уровень определяется по средней арифметической простой: у =  YΣ /n  n б) в моментном ряду динамики средние уровни определяются следующим  образом: 1. с не равноотстоящими датами – по средней арифметической взвешенной y =  YΣ /  t n n tΣ   n t  – показатель времени n 2. с равноотстоящими датами по средней хронологической y = y /2 + y  + y 2 3 1 +...+ y n /2 / n ­ 1  в) средний темп роста определяют по средней геометрической: 1. если известны уровни изучаемых явлений, то определяют по формуле:  – начальный уровень Y 0 2. если известны темпы роста, тогда темп роста определяется по формуле:  – используется в виде коэффициентов T р Задания на практические  занятия Задание 1. Объем СМР по организации за ряд лет составил(тыс.руб.) Годы Объём 2010 2011 2012 25 СМР(тыс.руб.) 1218,3 978,4 1318,7 Определить: 1.указать вид ряда динамики 2.абсолютные приросты объема СМР цепные и базисные 3.темпы роста цепные и базисные 4. темпы прироста цепные и базисные 5.абсолютное значение одного процента прироста. Сделать выводы. Задание 2. Объем выполненных капитальных вложений по области за ряд лет составил(млн.руб.) Годы Объём кап. вложений(млн.руб.) 2010 485,3 2011 318,9 2012 415,6 Определить: 1.указать вид ряда динамики 2.абсолютные приросты объема СМР цепные и базисные 3.темпы роста цепные и базисные 4. темпы прироста цепные и базисные 5.абсолютное значение одного процента прироста 6.средний объем капиталовложений за анализируемый период, указав вид  средней величины. Сделать выводы.  Задание 3.  На основе имеющихся данных по области: Годы/показатели 1В 2в 2011 2012 2013 2011 2012 2013 Число 26 580 600 630 680 530 580 1200 1500 1900 2500 1100 1300 строительных  организаций на конец года (шт.) Объем cтроительно­ монтажных работ (млн. руб.) Определить: 1.Вид каждого ряда динамики, их начальный и конечный уровни; 2.Показатели ряда динамики а) Абсолютные приросты базисные и цепные  б) Темпы роста  базисные и цепные  в) Темпы прироста базисные и цепные г) Абсолютное значение одного процента прироста  3.Среднее число строительных организаций за 4 года 4.Средний объем СМР за 4 года 5.Средний объем СМР на 1 организацию за 4 года 6.Для 3, 4 и 5 указать виды исчисленных средних Задание 4.  Задолженность торга Госбанку по ссудам на 1.04 составила 80000 руб. на  15.04 составила 150000 руб. на 25.04 составила 90000 руб. До конца месяца  никаких изменений не было. Вычислить средний размер ссуды за месяц Задача №3. Вычислить среднегодовой темп роста численности рабочих на  основе следующих данных: Численность  рабочих в 2011 2012 2013 среднем за год 5746 5951 6170 (чел) Задачу решить двумя способами. 27 Задание 5.  Объем СМР за 1 полугодие составил (млн. руб.): Январь — 1886  Февраль­ 1989  Март ­ 2527  Апрель­2003  Май ­ 1600  Июнь ­2038  Определить: 1.вид ряда динамики, его начальный и конечный уровни  (У о п ,  ) 2.Вычислить средний объем СМР:  а) за 1 квартал б) за 2 квартал в) за полугодие.  3.абсолютные приросты объема СМР цепные  4.темпы роста цепные  5. темпы прироста цепные  Задание 6.  Производительность труда в организации составила, т.р. Годы Производительност ь труда 2011 918,3 2012 876,5 2013 943,2 Определить: 1. среднегодовой темп роста; используя темпы роста показателей за  анализируемые годы. 2. Среднегодовой темп прироста; Сделать выводы Задание 7.  Остатки запасов и материалов на предприятии составили(тыс.руб.): 28 1.01 142,3 Определить: 1.02 98,4 1.03 102,7 1.04 111,5 1. указать вид средней величины, вид ряда динамики. 2. средний остаток запасов материалов за квартал 3. абсолютные приросты цепные 4.темпы роста цепные             5. темпы прироста цепные  Сделать выводы Задание 8.  Фонд оплаты труда (ФОТ) в организации за ряд лет составил(тыс.руб.) Годы ФОТ(тыс.руб.) 2010 148,0 2011 208,0 2012 219,0 Определить: 1 .абсолютные приросты цепные и базисные 2.темпы роста цепные и базисные 3. темпы прироста цепные и базисные 4. средний темп роста 5. средний темп прироста Сделать выводы Вид контроля Оценка решения задач. Тема 8   Индексы в статистическом анализе  Практическое занятие №12 Исчисление индивидуальных индексов Практическое занятие №13 Исчисление общих индексов   Практическое   занятие   №14   Исчисление   общих   индексов   в арифметической и гармонической формах Практическое занятие №15 Факторный анализ на основании индексного метода Цели и задачи выполнения практического задания: 29 Сформировать   практические   умения  расчёта   индивидуальных   и   общих индексов .      Методические указания по выполнению задания Индексы – это относительные величины сравнения сложных статистических  совокупностей и отдельных их элементов Под сложной понимается статистическая совокупность, отдельные элементы  которой не подлежат суммированию Индексы, в зависимости от степени охвата подлежащих обобщению единиц  изучаемой совокупности, бывают: ­индивидуальные ­общие Индивидуальными называют индексы, которые характеризуют изменение  величины отдельного элемента а) индивидуальный индекс цены: /P i  = P 1 p   0 р , р  ­ цена единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах  0 1 б) индивидуальный индекс количества реализованной продукции:  = q i q /q   0 1 q , q  ­ количество реализованной продукции отчетного и базисного периода.   0 1 в) индивидуальный индекс численности:  = ч i /ч   0 1 ч  ­ численность отчетного и базисного периода. ч ч 0 1, Общими называются индексы характеризующие изменения какого –  либо сложного явления в целом а) общий индекс товарооборотов в фактических ценах: 0  – объем товарооборота за отчетный период 1 1 0  =  qΣ J pq p  /  qΣ p    ­ объем товарооборота за базисный период qΣ qΣ p p 1 0 1 0 qΣ p 1 1 б) общий индекс цен:  =  qΣ  /  qΣ p 1 1 p   1 0 J p  – объем товарооборота за отчетный период 30 qΣ p 0 1  ­ объем товарооборота отчетного периода в ценах базисного периода  =  qΣ в) общий индекс физического объема (количества реализованной продукции): J q qΣ 1  – объем товарооборота отчетного периода в ценах базисного периода  /  qΣ 0 0 p   p 0 p 1 0 qΣ p  ­ объем товарооборота за базисный период 0 0 При расчете общих индексов необходимо различать индексируемую  величину (изменяемую) и веса – соизмерители (неизменная часть в общем  индексе). Основная форма общих индексов называется – агрегатной. Общие индексы взаимосвязаны между собой так же как и показатели: Взаимосвязь общих индексов * I J  = I p pq   q Взаимосвязь общих индексов в абсолютных величинах. Определим общее  изменение товара (объема продаж) в отчетном периоде по сравнению с  базисным: +­ ∆ pq =  pΣ  ­  pΣ q 1 1 q   0 0 Вывод: объем товарооборота увеличился (уменьшился) в отчетном периоде по сравнению с базисным а) определяем прирост товарооборота за счет изменения цен: p  +­Δ pq =  pΣ ­  pΣ q 1 1 q   1 0 Вывод: прирост товарооборота за счет изменения цен составил… б) определим прирост товарооборота за счет изменения количества  реализованной продукции: q +­Δ pq =  qΣ  ­  qΣ p 1 0 p   0 0 Вывод; прирост товарооборота за счет изменения количества реализованной  продукции составил… Проверка: p q +­Δpq = +­Δ pq + [+­Δ pq] В зависимости от имеющихся в наличии данных используется гармоническая и арифметическая формы общих индексов. 31 Если на предприятии не ведется количественный учет произведенной или  реализованной продукции, а известны объемы продаж в стоимостном  выражении за отчетный период, так же изменения цен на различные товары, то для анализа используется гармоническая форма общего индекса цен: (pΣ /  q 1 1 q / i ) p 1 1  = =  pΣ J p Если известны объемы продаж в стоимостном выражении за базисный период  и на предприятии ведется количественный учет товара, то общий индекс  физического объема можно представить и рассчитать в арифметической  форме: iΣ  =  J q * q /  p 0 0 q   pΣ q   0 0 Задания на практические занятия Задание1.  Себестоимость единицы продукции за квартал составляет (руб.) Месяцы Январь Февраль Март Себестоимость единицы продукции(руб.) 4580,0 3980,0 4003,0 Определить: 1. индивидуальные индексы себестоимости а) цепные б) базисные Сделать выводы.  Задание2.  Цена товара А за различные периоды времени характеризуется следующими  данными: Месяцы Январь Февраль Март Апрель Цена(руб.) 32 13,0 15,0 11,0 17,0 Определить: 1)индивидуальные индексы цен а) цепные б) базисные Сделать выводы Задание3.  Продажа сельхозпродуктов на рынке  города характеризуется следующими данными. Продукты Базисный период Отчетный период Количество, кг Цена за 1 кг, Количество, кг Цена за 1 кг.  Свежая капуста Картофель Итого 2860 6890 9750 Определить: руб. 2000 250 ­ .руб. 2500 180 3020 6780 9800 1.Индивидуальные индексы физического объема 2.Индивидуальные индексы цен 3.Общий индекс цен  4.Общий индекс физического объема  5.Общий индекс товарооборота в фактических ценах  6. Показать взаимосвязь исчисленных индексов в относительных  величинах 7. Определить общий прирост товарооборота в абсолютных показателях:        а) за счет изменения количества реализованной продукции б) за счет изменения цен  Показать взаимосвязь исчисленных показателей.  Сделать выводы. Задание4. Известно, что объем выполненных СМР возрос на 8%, а численность  рабочих уменьшилась на 3%. Определить, как изменилась средняя выработка  рабочих в отчетном году по сравнению с предыдущим. Сделать выводы. 33 Задание5. Известно, что индекс сметных цен уменьшился на 2%, а индекс физического  объема работ возрос на 6%. Определить, как изменился объем выполненных  капитальных вложений Задание 6.  На основе приведенных в таблице данных определить: 1.общий индекс цен 1.индивидуальные индексы цен 2.общий индекс цен 3.прирост товарооборота за счёт изменения цен 4.экономию (перерасход) населением средств, полученных в результате  изменения государственных розничных цен. Группы товаров Розничный товарооборот в ценах  (млн. руб.) Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным в % В базисном  периоде В отчетном  периоде 53,5 45,0 21,5 120,0 85,0 40,6 29,4 155,0 ­15 +8 Без измен ­ А Б В Итого: Сделать выводы.  Задание 7. В предыдущем году объем выпущенной продукции составил – 84  млн. руб., среднесписочная численность работников – 54 чел., в отчетном году объем выпущенной продукции составил – 92 млн. руб., среднесписочная  численность работников – 50 человек.          Определить:       1. Выработку          а) отчетного периода         б) предыдущего периода       2. Общий индекс  объема выпущенной продукции 34 3. Общий индекс  численности работников       4. Общий индекс  выработки       5. Взаимосвязь индексов в относительных величинах       6. Общий прирост объема выпущенной продукции в т.ч.         а) за счет изменения численности работников         б) за счет изменения выработки        Сделать выводы.  Задание 8. Фонд оплаты труда в базисном периоде составил 4116 тыс. руб., в  отчетном периоде 5980 тыс. руб., численность работников в базисном периоде 52 человека, в отчетном периоде 56 человек. Определить:       1. Среднюю заработную плату а) в базисном периоде б) в отчетном периоде       2. Общий индекс  фонда оплаты труда       3. Общий индекс  численности работников       4. Общий индекс  средней заработной платы       5. Взаимосвязь индексов в относительных величинах 6.Общий прирост фонда оплаты труда, в т.ч.         а) за счет изменения численности работников         б) за счет изменения средней заработной платы          Сделать выводы. Вид контроля Оценка решения задач. 4. Список рекомендуемых источников Основные источники: 1. Сергеева И.В. Статистика – М.: ФОРУМ. 2013г. – 304с. Дополнительные источники:  1. 1. Шмойлова Р.А. Теория статистики (Электронный ресурс)­ М.:Финансы и статистика.2014г.­656с. 2. Бурханова И.В. Теория статистики (Электронный ресурс)­Саратов:Научная  книга. 2012г.­159с. Интернет — ресурсы: 1. http://www.gks.ru­сайт Федеральной службы государственной статистики 35

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.02 Статистика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017