Методический доклад Тема: «Взаимодействие преподавателя и родителей- залог успешного обучения и воспитания»
Оценка 4.8

Методический доклад Тема: «Взаимодействие преподавателя и родителей- залог успешного обучения и воспитания»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
искусство
Детсад—11 кл
11.04.2023
Методический доклад Тема: «Взаимодействие преподавателя и родителей- залог успешного обучения и воспитания»
Методический доклад Тема: «Взаимодействие преподавателя и родителей- залог успешного обучения и воспитания»
Методический доклад.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТУДЕНОКСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

Методический доклад

Тема: «Взаимодействие преподавателя и родителей- залог успешного обучения и воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Преподаватель: первой категории  Хаирова Л.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Студенок

 

2023г.

Образовательное учреждение, и в частности, детская школа искусств - это сотрудничество педагогов, учеников, родителей. Помощь в организации учебного процесса, внеклассной деятельности досуга,  участие в конкурсных мероприятиях разного уровня, организации досуга учеников без помощи родителей была бы невозможна.

Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удаётся. Далеко не все родители идут на контакт с педагогом и позволяют выстраивать на должном уровне отношения с семьёй.

         Всем участникам образовательного процесса для развития и воспитания ребёнка крайне важно объеденить усилия и установить партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

         Проблемы обучения в музыкальных школах и школах искусств, безусловно, возникают, и они обусловлены новыми тенденциями в жизни современного человека, среди них – обилие информации, которое приводит не только к нарушению психоэмоционального состояния общества, появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню занятости взрослого населения ( работа, образование, досуг) , а за ним и детского ( репетиторские занятия , физическое и эстетическое развитие и т.д.).

Одной из таких проблем является высокий процент отчисления детей из числа учащихся детской школы  искусств. Особенно этот показатель высок на начальном этапе.

Причины этого явления могут быть самыми разными:

связанные с низким уровнем музыкальных задатков ребенка (когда занятия музыкой могут быть чрезвычайно сложны и трудоемки, что по силам выдержать только ребенку с развитыми волевыми качествами и при поддержке его родителей);

с психологической несовместимостью учащегося и педагога (нет продуктивного «контакта» учащегося с педагогами по предметам музыкальной школы),  

с эмоционально-интеллектуальной перегрузкой ребенка (когда музыкальное образование, наряду с множеством других развивающих и обучающих занятий становится тяжелым «бременем»);

 с устаревшими методиками преподавания (многие педагоги, предпочитая традиционное обучение, которое было основным и успешным в 1980-е годы, не могут перестроиться на запросы современного общества) и другие причины;

         часто, отдав ребёнка в музыкальную школу или школу искусств, убедившись в содержательности программ и достаточно высоком уровне профессионализма педагогов, работающих с детьми, многие родители считают на этом свою функцию выполненной: ведь ребёнок пристроен в «хорошие руки», его свободное время заполнено полезным творческим делом.


Используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагается наметить пути решения вопроса в следующих направлениях:

   1.Применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивацию у детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.

   2.Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку социальные и культурные основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья.

Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкального отделения школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.). Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. Основа учёбы на музыкальном отделении- индивидуальный урок. Процесс овладения инструментом очень длительный.  Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребёнку легче проявить творческое начало, и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. И здесь  помощь родителей неоценима. К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.

Однако исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвигают целый ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе, выделяет доктор искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарская:

 1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку ребенка.

2. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши (лады, кнопки и т.п.); манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

3. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.

4.Музыкальное образование помогает ребенку в понимании компьютера. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

5. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки). Играя, ребенку-исполнителю приходится перевоплотиться и донести до публики характер, манеру чувствовать, голос и жесты великих композиторов.

6. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не «завалит» серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа ученик, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

 

 

 

 

 Опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи ребенка, а также на практический опыт преподавания в музыкальной школе, предлагается ряд рекомендаций, направленных на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей:

 1. Помощь в выполнении домашнего задания.

 На первоначальном этапе обучения детей в музыкальной школе родителям необходимо разъяснить, что ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания.  В этом случае присутствие родителей  на уроке просто необходимо ребенку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребенка, его целеустремленности, развития волевой сферы и других факторов), но он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть проблемы.

Задача педагога - пояснить систему выполнения домашнего задания.

2. Приобщение ребенка к концертной деятельности.  Родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты полезны как  с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер),так и с  мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей). По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть заинтересованность семьи по отношению к делу, которым он занимается. В этом же пункте стоит упомянуть родительские собрания,  где представляется методика обучения детей, план работы, намечается перспектива деятельности,  организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров.

3.Присутствие на уроке родителей. Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помошниками, которые смогут объяснить, как  выполнять домашнюю работу, составленную совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения.

4.Открытые уроки. Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет продемонстрирована часть работы, или часть конечного результата. Такие действия педагога помогут простимулировать ребенка на выполнение определенной, возможно, сложной части работы, напоминая ученику, что данную работу необходимо показать родителям.

5. Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют, играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи становится опыт совместного  музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия. В дальнейшем, такие выступления закрепляют первоочередное значение музыкальных занятий в семье, поскольку основаны на свободном времяпровождении ребенка и старших членов семьи.

6. Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты.

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. 

7.Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка.  Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость, важность музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других важных личностных качеств. Необходимо выбрать такие формы взаимодействия с родителями, чтобы сотрудничество было наиболее эффективным, стремиться к пониманию и совместному решению проблем:  систематически проводить родительские собрания, где надо настраивать родителей на активное участие в школьной жизни своих детей. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические,  итоговые (четвертные) и т.д. Также это и внеклассная работа педагога по организации совместных с родителами досуговых мероприятий: открытые уроки и концерты, участие в массовых мероприятиях разных уровней. Ведь даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный и объединяющий эффект.

 8.Мотивационный компонент. В настоящее время современная педагогика заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка желания учиться. Часто случается, что в музыкальную школу ребенка приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка нет . И сложные систематические музыкальные занятия становятся для учащегося непреодолимой борьбой с самим собой .

Задача родителей – помочь ребенку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нем желание, стремление и веру в свои силы. Но и задача педагога на начальном этапе очень важна- это формирование не только у детей, но и у их родителей установки на успех ребёнка, которая может стать существенным фактором в развитии детского интереса к музыке.  

Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

 Следует отметить, что приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям.

          Данные выводы подтверждает известный возрастной психолог С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки».    Эти рекомендации способствуют успешному и тесному сотрудничеству педагога и родителей, что положительно отражается на процессе обучения детей.

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Образовательное учреждение, и в частности, детская школа искусств - это сотрудничество педагогов, учеников, родителей

Образовательное учреждение, и в частности, детская школа искусств - это сотрудничество педагогов, учеников, родителей

Используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагается наметить пути решения вопроса в следующих направлениях: 1

Используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагается наметить пути решения вопроса в следующих направлениях: 1

Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкального отделения школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку…

Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкального отделения школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку…

Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику

Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику

Опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи ребенка, а также на практический опыт преподавания в музыкальной школе, предлагается ряд рекомендаций, направленных…

Опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи ребенка, а также на практический опыт преподавания в музыкальной школе, предлагается ряд рекомендаций, направленных…

Присутствие на уроке родителей

Присутствие на уроке родителей

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам

Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна

Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023