Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1»
Методический калейдоскоп
для преподавателей
Детских музыкальных школ
преподаватель МБУДО «ДМШ № 1»г. Новомосковск
Морева Лариса Петровна
г.Новомосковск
2019 год
ВВЕДЕНИЕ
Учебно- методическая работа занимает важное место в деятельности ДМШ. Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового опыта. Она направлена на повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Самым главным во внутришкольной учебной и методической работе является оказание действенной помощи педагогу на всех уровнях – от подготовки педагогов к занятию до организации подготовки и повышения квалификации педагогов.
Грамотно оформленная методическая работа может быть отпечатана в типографии, опубликована в internet-сайтах, отправлена на internet-конкурс. Накопленный в достойном виде опыт пригодится педагогу на аттестации, а так же как самостоятельный методический материал, обеспечивающий педагогам ДМШ оперативную методическую помощь по созданию различного вида методических работ.
Современные образовательные технологии
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам этого процесса. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий и концепций.Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не просто научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося. Современные методы обучения – это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся и их вовлечение в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Новые технологии обучения не отбрасывают традиционного объяснительно-иллюстрационного материала, но они ориентированы на активное сотрудничество преподавателя и учащегося в поиске знаний.
По убеждению Льва Семеновича Выгодского педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития . Он выделил два уровня в развитии ребенка:
- сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может сделать самостоятельно;
- зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
В сферу обучения вовлекаются не только интеллект учащегося, но и эмоции, стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения, являются добрые доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между преподавателем и учащимися. Созданию радостной обстановки атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности.
Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.
Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества. Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и творчества детей раскрытие личностного потенциала каждого юного человека. Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности учащегося.
Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:
-Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;
-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
-Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.
Ценностью и целью педагогической деятельности является личность ребенка и педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-педагогические ценности:
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
- личностно-ориентированное образование;
-атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их потребностей;
- творческий поиск;
- свободу выбора.
Исходя из вышесказанного, определяем цель педагогической деятельности:
становление и развитие здоровой, социально - мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает возможность развивать свои творческие способности благодаря различным новым развивающим, обучающим программам, умение записать мелодию, сделать аранжировки и т.д.
Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимодействие, взаимопомощь. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; конференция, путешествие, интегрированные занятия.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения) .
Виды коллективно-групповой работы:
- деловая игра – имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам:
- организационно-деловые игры (ОДИ);
- организационно-мыслительные игры (ОМИ);
- драматизация, театрализация;
-метод объединения разнородных элементов построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия ( дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне);
- метод контрольных вопросов;
- мозговой штурм (атака) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудных проблем.
Технология проектной деятельности
Джон Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь Уильям Херд Килпатрик стал основателем методов проектов, разработанного на этой основе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания ему необходимо: поставить перед собой цель и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для её решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели: получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Основные требования к учебному проекту:
- проблема проекта должна быть значимой: исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком;
- планирование проекта- определение вида продукта и формы презентации;
-пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных;
-поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта;
-продукт является конкретным результатом проекта;
- портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы презентаций) .
Современные квалификации учебных проектов:
- практико-ориентированный проект – на основе доминирующей деятельности учащихся;
-исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
-информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
-творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы, продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации;
- ролевой проект – литературно-музыкальные, исторические ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца
По продолжительности проекты могут быть:
-минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть;
-краткосрочные – на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30 часов;
-долгосрочные (годичные) как индивидуальные, так и в условиях группы.
Педагогический проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.
Типы педагогических проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты.
6. Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемого содержания.
Заключение.
Учебно-методическое обеспечение деятельности музыкальных школ в современном образовании включает в себя ряд важнейших функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового муниципального заказа, выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики, проверку исполнения дел, анализ, оценку результатов и т.д. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Постоянная связь содержания учебной и методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого преподавателя.
Список использованной литературы
1.Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Педагогическое общество. М., 1998.
2.Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Югорск, 2010.
3.Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование. Новосибирск, 2010.
4.Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: методические рекомендации /Сост. Т.В.Пасечникова. Самара, 2013.
5.Всё для музыкальной школы: АсСоль: [Электронный ресурс]. Уфа, 2015. URL: http://as-sol.net. (Дата обращения: 18.02.2015).
6.Социальная сеть работников образования “Наша сеть”. Гузина Т.Н. Портфолио преподавателя музыкальной школы. [Электронный ресурс]. М.: 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.