Методический калейдоскоп для преподавателей Детских музыкальных школ

  • doc
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод копилка 2019 1.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методический калейдоскоп

для преподавателей

 Детских музыкальных школ

 

 

 

преподаватель  МБУДО «ДМШ № 1»г. Новомосковск

Морева Лариса Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новомосковск

2019 год

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно- методическая работа занимает важное место в деятельности ДМШ. Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового опыта. Она направлена на повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Самым главным во внутришкольной учебной и методической работе является оказание действенной помощи педагогу на всех уровнях – от подготовки педагогов к занятию до организации подготовки и повышения квалификации педагогов.

Грамотно оформленная методическая работа может быть отпечатана в типографии, опубликована в internet-сайтах, отправлена на internet-конкурс. Накопленный в достойном виде опыт пригодится педагогу на аттестации, а так же как самостоятельный методический материал, обеспечивающий педагогам ДМШ оперативную методическую помощь по созданию различного вида методических работ.

 

Современные образовательные технологии

 

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам этого процесса. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий и концепций.Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не просто научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося. Современные методы обучения – это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся и их вовлечение в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Новые технологии обучения не отбрасывают традиционного объяснительно-иллюстрационного материала, но они ориентированы на активное сотрудничество преподавателя и учащегося в поиске знаний.

По убеждению Льва Семеновича Выгодского  педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,  а на завтрашний день детского развития . Он выделил два уровня в развитии ребенка:

-                   сферу (уровень)  актуального развития - уже  сформировавшиеся качества и то,  что ребенок может сделать самостоятельно;

-                   зону ближайшего развития - те виды деятельности,  которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить,  но с которыми может справиться с помощью взрослых.

В сферу обучения вовлекаются не только интеллект учащегося,  но и эмоции,  стремления,  волевые качества.  Одной из ярких черт развивающего обучения, являются добрые  доверительные,  наполненные положительными эмоциями отношения между преподавателем и учащимися.  Созданию радостной обстановки  атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все построение обучения  и  прежде всего  богатство содержания и образования,  которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности.

Стержневая идея развивающего обучения — опере­жающее развитие мышления, что обеспечивает готов­ность ребенка самостоятельно использовать свой твор­ческий потенциал.

Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества.  Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и творчества детей  раскрытие личностного потенциала каждого юного человека.  Образно говоря,  педагогика сотрудничества - путь к личности учащегося. 

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

-Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

-Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.

Ценностью и целью педагогической деятельности  является личность ребенка и педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-педагогические ценности:

- гуманно-личностный подход к ребенку;

- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

- личностно-ориентированное образование;

-атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их потребностей;

- творческий поиск;

- свободу выбора.

Исходя из вышесказанного,   определяем цель педагогической деятельности:

становление и  развитие здоровой, социально - мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает возможность  развивать свои творческие способности благодаря различным новым развивающим, обучающим  программам, умение записать мелодию, сделать аранжировки и т.д. 

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимодействие, взаимопомощь. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; конференция, путешествие, интегрированные занятия.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения) .

Виды коллективно-групповой работы:

- деловая игра – имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам:

- организационно-деловые игры (ОДИ);

- организационно-мыслительные игры (ОМИ);

- драматизация, театрализация;

-метод объединения разнородных элементов построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия ( дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне);

- метод контрольных вопросов;

- мозговой штурм (атака) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудных проблем.

 

Технология проектной деятельности

Джон Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь Уильям Херд Килпатрик стал основателем методов проектов, разработанного на этой основе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания ему необходимо: поставить перед собой цель и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для её решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели: получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основные требования к учебному проекту:

- проблема проекта должна быть значимой: исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком;

- планирование проекта- определение вида продукта и формы презентации;

-пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных;

-поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта;

-продукт является конкретным результатом проекта;

- портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы презентаций) .

Современные квалификации учебных проектов:

- практико-ориентированный проект – на основе доминирующей деятельности учащихся;

-исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

-информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

-творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы, продукт – альманахи, видеофильмы,  театрализации;

- ролевой проект – литературно-музыкальные, исторические ролевые игры, результат которых остается открытым  до самого конца

 По продолжительности проекты могут быть:

-минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть;

-краткосрочные – на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30 часов;

-долгосрочные (годичные) как индивидуальные, так и в условиях группы.

Педагогический проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Типы педагогических проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты.

6. Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемого содержания.

Заключение.

Учебно-методическое обеспечение деятельности музыкальных школ в современном образовании включает в себя ряд важнейших функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового муниципального заказа, выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики, проверку исполнения дел, анализ, оценку результатов и т.д. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Постоянная связь содержания учебной и методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого преподавателя.

 

Список использованной литературы

 

 

1.Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Педагогическое общество. М., 1998.

2.Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Югорск, 2010.

3.Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование. Новосибирск, 2010.

4.Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: методические рекомендации /Сост. Т.В.Пасечникова. Самара, 2013.

5.Всё для музыкальной школы: АсСоль: [Электронный ресурс]. Уфа, 2015. URL: http://as-sol.net. (Дата обращения: 18.02.2015).

6.Социальная сеть работников образования “Наша сеть”. Гузина Т.Н. Портфолио преподавателя музыкальной школы. [Электронный ресурс]. М.: 2013.