Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ
Оценка 4.8

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Оценка 4.8
doc
21.01.2020
Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ
Метод копилка 2019 1.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методический калейдоскоп

для преподавателей

 Детских музыкальных школ

 

 

 

преподаватель  МБУДО «ДМШ № 1»г. Новомосковск

Морева Лариса Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новомосковск

2019 год

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно- методическая работа занимает важное место в деятельности ДМШ. Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового опыта. Она направлена на повышение образовательного и профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Самым главным во внутришкольной учебной и методической работе является оказание действенной помощи педагогу на всех уровнях – от подготовки педагогов к занятию до организации подготовки и повышения квалификации педагогов.

Грамотно оформленная методическая работа может быть отпечатана в типографии, опубликована в internet-сайтах, отправлена на internet-конкурс. Накопленный в достойном виде опыт пригодится педагогу на аттестации, а так же как самостоятельный методический материал, обеспечивающий педагогам ДМШ оперативную методическую помощь по созданию различного вида методических работ.

 

Современные образовательные технологии

 

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам этого процесса. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий и концепций.Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не просто научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося. Современные методы обучения – это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся и их вовлечение в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Новые технологии обучения не отбрасывают традиционного объяснительно-иллюстрационного материала, но они ориентированы на активное сотрудничество преподавателя и учащегося в поиске знаний.

По убеждению Льва Семеновича Выгодского  педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,  а на завтрашний день детского развития . Он выделил два уровня в развитии ребенка:

-                   сферу (уровень)  актуального развития - уже  сформировавшиеся качества и то,  что ребенок может сделать самостоятельно;

-                   зону ближайшего развития - те виды деятельности,  которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить,  но с которыми может справиться с помощью взрослых.

В сферу обучения вовлекаются не только интеллект учащегося,  но и эмоции,  стремления,  волевые качества.  Одной из ярких черт развивающего обучения, являются добрые  доверительные,  наполненные положительными эмоциями отношения между преподавателем и учащимися.  Созданию радостной обстановки  атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все построение обучения  и  прежде всего  богатство содержания и образования,  которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности.

Стержневая идея развивающего обучения — опере­жающее развитие мышления, что обеспечивает готов­ность ребенка самостоятельно использовать свой твор­ческий потенциал.

Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества.  Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и творчества детей  раскрытие личностного потенциала каждого юного человека.  Образно говоря,  педагогика сотрудничества - путь к личности учащегося. 

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

-Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

-Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

-Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

-Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.

Ценностью и целью педагогической деятельности  является личность ребенка и педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-педагогические ценности:

- гуманно-личностный подход к ребенку;

- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

- личностно-ориентированное образование;

-атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их потребностей;

- творческий поиск;

- свободу выбора.

Исходя из вышесказанного,   определяем цель педагогической деятельности:

становление и  развитие здоровой, социально - мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает возможность  развивать свои творческие способности благодаря различным новым развивающим, обучающим  программам, умение записать мелодию, сделать аранжировки и т.д. 

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимодействие, взаимопомощь. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; конференция, путешествие, интегрированные занятия.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения) .

Виды коллективно-групповой работы:

- деловая игра – имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам:

- организационно-деловые игры (ОДИ);

- организационно-мыслительные игры (ОМИ);

- драматизация, театрализация;

-метод объединения разнородных элементов построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия ( дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне);

- метод контрольных вопросов;

- мозговой штурм (атака) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудных проблем.

 

Технология проектной деятельности

Джон Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь Уильям Херд Килпатрик стал основателем методов проектов, разработанного на этой основе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания ему необходимо: поставить перед собой цель и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для её решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели: получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основные требования к учебному проекту:

- проблема проекта должна быть значимой: исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком;

- планирование проекта- определение вида продукта и формы презентации;

-пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных;

-поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта;

-продукт является конкретным результатом проекта;

- портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы презентаций) .

Современные квалификации учебных проектов:

- практико-ориентированный проект – на основе доминирующей деятельности учащихся;

-исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

-информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

-творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы, продукт – альманахи, видеофильмы,  театрализации;

- ролевой проект – литературно-музыкальные, исторические ролевые игры, результат которых остается открытым  до самого конца

 По продолжительности проекты могут быть:

-минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть;

-краткосрочные – на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30 часов;

-долгосрочные (годичные) как индивидуальные, так и в условиях группы.

Педагогический проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Типы педагогических проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты.

6. Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемого содержания.

Заключение.

Учебно-методическое обеспечение деятельности музыкальных школ в современном образовании включает в себя ряд важнейших функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового муниципального заказа, выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, стимулирование, оказание конкретной помощи педагогам на основании результатов диагностики, проверку исполнения дел, анализ, оценку результатов и т.д. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Постоянная связь содержания учебной и методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого преподавателя.

 

Список использованной литературы

 

 

1.Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Педагогическое общество. М., 1998.

2.Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Югорск, 2010.

3.Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование. Новосибирск, 2010.

4.Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: методические рекомендации /Сост. Т.В.Пасечникова. Самара, 2013.

5.Всё для музыкальной школы: АсСоль: [Электронный ресурс]. Уфа, 2015. URL: http://as-sol.net. (Дата обращения: 18.02.2015).

6.Социальная сеть работников образования “Наша сеть”. Гузина Т.Н. Портфолио преподавателя музыкальной школы. [Электронный ресурс]. М.: 2013.

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ

Методический калейдоскоп для преподавателей ДМШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020