Методический материал по формированию функциональной
грамотности на уроках географии в 5, 6 -х классах
Подготовила: Дроздова О. Н. учитель географии МБОУ-СОШ №3
Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Способы ориентирования на местности: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 2: Ветер дул с востока на запад. Турист шёл против ветра – на восток, потом повернул налево и пошёл на север. Сделав ещё поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.
Код 1: указано только то, что турист ошибся. Обоснования нет
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта?
Свой ответ обоснуйте
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Способы ориентирования на местности: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Муравьи строят свои жилища преимущественно рядом с пнём или отдельным деревом и всегда располагают их к югу от этих предметов.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Способы ориентирования на местности: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 1: На звёздном небе в созвездии Малой Медведицы есть яркая Полярная Звезда, которая сохраняет почти неизменное положение. Эта звезда указывает направление на Север и широту места наблюдения, приблизительно равное высоте Полярной Звезды над горизонтом.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 4. Выберите один вариант ответа
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:
А. На юго-запад
Б. На север
В. На восток
Г. На запад
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Понимание особенностей естественнонаучного исследования
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
Критерии оценивания:
Значение атмосферы: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Г
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Значение атмосферы
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Возникновение жизни на Земле связано с положением Земли в солнечной системе,
вращением Земли вокруг Солнца и своей оси, наличием атмосферы.
Атмосфера оберегает Землю от сильного перегрева днем и сильного охлаждения
ночью. Свойства воздуха человек использует и в своей повседневной жизни.
Например, в квартирах устанавливаются двойные окна.
Вопрос №1: О каком свойстве воздуха идет речь?
Выберите один ответ:
А) Воздух быстро нагревается и быстро охлаждается
Б) Воздух – это смесь газов
В) Воздух обладает плохой теплопроводностью
Г) Воздух не обладает цветом и запахом.
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Понимание особенностей естественнонаучного исследования
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
Критерии оценивания:
Значение атмосферы: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Вопрос № 2: Как называется нижний слой
атмосферы, в котором образуются облака, ветер, выпадают осадки.
Выберите один ответ:
А) Тропосфера
Б) Стратосфера
В) Мезосфера
Г) Термосфера
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Понимание особенностей естественнонаучного исследования
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
Критерии оценивания:
Значение атмосферы: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ А
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Вопрос № 3: Какие еще защитные функции, помимо названных в тексте, выполняет атмосфера Земли? Укажите как минимум 2 функции
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Значение атмосферы: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 2: Атмосфера защищает людей от метеоритов и от вредных космических лучей
2 балла
Код 1: Названа только одна защитная функция атмосферы
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Атмосферное давление
Путешественник Джордж Луи решил совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре. Он взял с собой необходимое продовольствие, теплую одежду. Но поднявшись на высоту 4км капилляры на руках начали лопаться.
Задание 1. По каким причинам произошли такие
изменения?
Выберите из списка правильное утверждение, отметив правильные ответом «да»,
неправильные « нет»
А. Атмосферное давление с высотой понижается Да/ Нет
Б. С высотой атмосферное давление повышается Да/ Нет
В. Нарушается баланс между внутренним давлением и внешним Да/ Нет
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
Критерии оценивания:
Атмосферное давление: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2.
Объясните, почему космонавтов в полётах помещают в герметически закрытые кабины
и скафандры, создают им особые физиолого-гигиенические условия.
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Атмосферное давление: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 1:Известно, что чем ниже атмосферное давление, тем любая жидкость закипает быстрее. На высоте около 20 км вода кипит при +37°C. На этой высоте закипит и кровь. Это одна из причин того, космонавтов в полётах помещают в герметически закрытые кабины и скафандры, создают им особые физиолого-гигиенические условия.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3.Решите задачу: Летчик поднялся на высоту 5 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли она равнялось 745 мм рт.ст.?
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Атмосферное давление: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 2: При подъеме на 10 м давление падает на 1 мм.рт.ст.
1.5000м:10м=500мм.рт.ст
2. 745-500=245 мм.рт.ст-давление на высоте 5 км.
Код 1: правильно записано только первое действие
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Природные зоны Земли
По приведенному ниже описанию определите, о какой природной зоне и о каком материке идет речь.
А кругом на широких равнинах,
Где трава укрывает жирафа,
< . . . >
Он раскинул тенистые рощи
Прихотливых мимоз и акаций,
Рассадил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провел многоводные реки…
Н.С. Гумилев
Задание 1. По каким признакам вы осуществили определение?
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Природные зоны Земли: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 1: Саванны (Африка). Поэт упоминает галерейные леса (как тип растительности), характерные для африканских саванн виды древесной и кустарниковой растительности (баобабы, мимозы, акации) и распространенное в них животное — жирафа. Ландшафты саванн сильно изменены сведением лесов под пастбища, распашкой территории (выращиваются зерновые, бобовые, многие технические культуры), выжиганием трав.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Пользуясь картой, определите, в пределах какого климатического пояса находится эта природная зона.
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): понимание основных особенностей естественнонаучного исследования
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Природные зоны Земли: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Субэкваториальный климат
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3.Как территория этой природной зоны используется в хозяйственной деятельности?
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Природные зоны Земли: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 1: Ландшафты саванн сильно изменены сведением лесов под пастбища, распашкой территории (выращиваются зерновые, бобовые, многие технические культуры), выжиганием трав. Негативным последствием хозяйственной деятельности является опустынивание саванн.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Температура кипения воды
Во время путешествия на корабле «Бигль» Ч. Дарвин часто делал остановки в различных пунктах земного шара и обследовал их. Однажды на привале на одной из высоких вершин спутники Дарвина были удивлены тем, что у них долго не варился картофель, хотя вода в котле кипела. Картофель, пробыв долгое время в котле с кипящей водой, оставался твёрдым.
Задание 1. В чём же тут дело? Объясните это явление.
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Температура кипения воды: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 1:Температура кипения воды зависит от атмосферного давления. На высоких горных вершинах атмосферное давление пониженное и вода закипает при более низкой температуре. В данном случае, хотя вода и кипела, температура была недостаточной, чтобы картофель сварился..
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Где у нас в России можно наблюдать
такое явление?
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Температура кипения воды: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Код 1:Подобное явление в России можно наблюдать высоко в горах Кавказа (Эльбрус, Казбек )
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Атмосферные осадки
После того как Винни Пух неудачно полетал на
воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над
фразой «Кажется, дождик собирается», которую он по неосторожности сказал
Пятачку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в
гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее — в тропиках высокое, и
осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал).
Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично,
будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят,
там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх
теплый воздух».
«А вот мне дождик ни к чему — перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо
здесь — в Англии и зонтик купить», — заявила Сова.
«А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей
зонтик пригодится», — задумчиво размышлял Иа.
Задание 1.Как вы думаете, кто рассуждал правильно?
Выберите один верный ответ:
А. Пятачок
Б.Кролик
В.Сова
Г. Ослик Иа
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Атмосферные осадки: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Б
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Может ли в тропиках выпадать много осадков? Свой ответ обоснуйте
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Атмосферные осадки: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 2: Нет, не может. В тропиках осадков мало из-за высокого давления
Код 1: Правильный ответ на первый вопрос без обоснования
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3. Прав ли вы был ослик Иа? Обоснуйте свой ответ
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Атмосферные осадки: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 2: Нет, не прав. На северном полюсе осадков мало из-за малого испарения
Код 1: Правильный ответ на первый вопрос без обоснования
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Постоянные ветра
Однажды друзья сидели на одинокой скале,
открытой всем ветрам. Вот и тема
для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав?
Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда
сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум
называется».
Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору
дует, раньше парусникам помогал в океане плавать».
Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно —
днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться».
Кролика, как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет
дуть, весь урожай на грядках заморозит.
Задание 1.Как вы думаете, кто рассуждал правильно?
Выберите один верный ответ:
А. Пятачок
Б.Кролик
В.Сова
Г.Ослик Иа
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Постоянные ветра: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Г
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Выберите один верный ответ
Как называется сезонный ветер, который меняет свое направление 2 раза в год?
А.Самум
Б.Пассат
В.Муссон
Г.Фен
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Постоянные ветра: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3. Прав ли вы был пятачок? Обоснуйте свой ответ
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Постоянные ветра: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 2: Нет, не прав. Самум — это песчаная буря в пустыне.
Код 1: Правильный ответ на первый вопрос без обоснования
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Температура воздуха
Друзьям Винни Пуха снова захотелось попутешествовать.
Но куда ехать? На Северный полюс?
— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не
смогу там долго быть.
Ослик Иа удивился:
— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!
— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на
юге всегда теплее.
Так и не договорились...
Задание 1.Как вы думаете, кто рассуждал правильно?
Выберите один верный ответ:
А. Пятачок
Б.Кролик
В.Сова
Г.Ослик Иа
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Температура воздуха: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Выберите один верный ответ
Где будет теплее всего?
А.Северный полюс
Б.Южный полюс
В.Тропики
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Температура воздуха: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3. Правы ли вы были ослик Иа и пятачок? Обоснуйте свой ответ
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Температура воздуха: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 2: Нет, не прав. На полюсах все лето светло из-за полярного дня,но очень холодно из-за низкого угла падения солнечных лучей. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее (влияние Антарктиды)
Код 1: Правильный ответ на первый вопрос без обоснования
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы
Задание 4.Решите задачу
Путешественники, поднявшись на воздушном шаре на высоту 2000м, используя термометр в корзине воздушного шара, определили температуру воздуха, которая составила – 100С. Определите температуру у поверхности Земли.
Задание 4
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Температура воздуха: оценка ответа на вопрос 4
Ответ принимается полностью
Код 2: При поднятии на 1 км. Температура падает на 6 градусов.
2 умножаем на 6=12 градусов
-100 градусов + 12 градусов=-88 градусов у поверхности Земли
Код 1: Правильно выполнено только первое действие
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы
Цунами
Задание 1.Что чаще всего является причиной возникновения цунами?
Выберите один верный ответ:
А. Извержения вулканов
Б. Подводные землетрясения
В. Смерч
Г.Тайфун
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Цунами: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Б
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Выберите один верный ответ
Где чаще всего возникают цунами?
А.На периферии Индийского океана
Б. На периферии Тихого океана
В.На периферии Атлантического океана
Г. На периферии Северного Ледовитого океана
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Цунами: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Б
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 3. Выберите один верный ответ
Когда были зафиксированы самые разрушительные цунами за последние 50 лет?
А.1960
Б. 1969
В.1976
Г. 1979
Задание 3
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Цунами: оценка ответа на вопрос 3
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ А
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 1.Как называется район, где располагается большинство современных очагов вулканизма?
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: краткий ответ
Критерии оценивания:
Самые опасные вулканы: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Тихоокеанское огненное кольцо
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Выберите один верный ответ
Как называются вулканы, способные за одно извержение выбросить более 1000 куб.км.вещества?
А. Действующие
Б. Спящие
В. Супервулканы
Г. Потухшие
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Самые опасные вулканы: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 1.
Как называется самый распространенный тип смерча?
Выберите один верный ответ:
А. Расплывчатые
Б. Составные
В. Бичеподобные
Г. Спиралеобразные
Задание 1
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного верного варианта ответа
Критерии оценивания:
Смерч: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ В
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задание 2. Выберите один верный ответ
В какой стране произошел самый разрушительный смерч за историю человечества?
Задание 2
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: краткий ответ
Критерии оценивания:
Цунами: оценка ответа на вопрос 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Бангладеш
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Список литературы
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически -СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с.
2. Катаклизмы. Опасные природные явления. Инфографика о выживании
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://allaboutsurvival.ru/load/kartinki/kataklizmy_opasnye_prirodnye_javlenija_infografika_o_vyzhivanii/12-1-0-139
1. Наумова А.С. Пособие для учителей. – М.: МИРОС, 199
2. Петрова Е.А. Нестандартные задачи по географии: Учебно-методическое пособие. –Павлодар, 2012 – 38 с.
3. Швед О.В. Инфографика как средство визуальной коммуникации- http://seanewdim.com/uploads/3/2/1/3/3213611/shved_o.v._infographics_as_means_of_visual_communication.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.