Методический семинар
Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы
для формирования УУД
Актуальность
Требования ФГОС
Недостаточно развиты речь, творческое мышление, навыки грамотного письма
Успешное и осознанное овладение русским языком - основа формирования УУД
Проблема
Как организовать работу на уроке так, чтобы дать учащимся возможность самостоятельно открывать новые знания?
Как выработать навыки устной и письменной речи учеников для эффективного формирования УУД?
Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы
для формирования УУД
Проблемно-диалогическая технология – это особая организация обучения, которая обеспечивает творческое усвоение учебного материала учащимися с помощью специально - организованного диалога
Только в диалоге развивается
способность мыслить.
М. М. Бахтин
Теоретическая основа опыта
И.А. Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И. Махмутов
А.В.Брушлинский
А.М.Матюшкин
А.Т.Шумилин
Елена Леонидовна
Мельникова
Елена Леонидовна
Мельникова
Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО, г. Москва
9
Традиционный урок
Проблемно-диалогический урок
Проблемно-диалогическая технология
Цель – обучение самостоятельному решению проблем.Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Этапы организации проблемно-диалогического урока
Реализация продукта
Выражение решения
Поиск решения
Постановка проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалогФрагмент урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов -чик- и -щик-»
Учитель | Ученик |
- Распределите слова на две группы. | Распределяют. |
Подводящий к теме диалогФрагмент урока литературы в 6 классе по теме:«Природа как герой сказки –были «Кладовая солнца»
Учитель | Ученик |
- Какие герои представлены в произведении? | - Настя, Митраша, Антипыч, собака Травка. |
Сообщение темы с мотивирующим приёмомПриём «Яркое пятно»
Память – одно из важнейших свойств бытия…
Память – основа совести и нравственности…
Память – наше…
Д.С. Лихачёв
«Письма о добром»
Подводящий от проблемы диалогФрагмент урока литературы по теме: «Евгений Онегин – «лишний человек»
Какие обстоятельства повлияли на формирование характера Евгения Онегина?
Каковы философские принципы жизненной позиции героя?
Каково его отношение к окружающему миру?
Понял ли Онегин последствия своего образа жизни?
Осознаёт ли он причины своей «болезни»?
Какова основная черта характера Евгения Онегина?
Можно ли назвать Онегина "лишним человеком"?
Формирует универсальные учебные действия
личностные
давать нравственную оценку ситуации;
осуществлять нравственный выбор
Личностные достижения учащихся
Муниципальный этап предметных олимпиад по русскому языку и литературе – 3 призёра 2016 г., 4 призёра 2017 г.
Дистанционная олимпиада ОЛИМПУС (осенняя, зимняя сессия) – 2 победителя, 6 призёров
Всероссийская дистанционная олимпиада (ФГОСТЕСТ) – 10 участников и 5 призёров 2017 г.
II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием (РОСТКОНКУРС) – 3 победителя, 5 призеров
Международная онлайн - олимпиада Фоксворда – 1 победитель, 2 участника 2017 г.
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - 3 победителя 2016 г., 4 победителя 2017 г.
Участие в конкурсе «Русский медвежонок»
Победитель муниципального этапа творческого конкурса «Голос души»
Информационные источники
1 . Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Сборник материалов в помощь дошкольным педагогам, учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образования, методистам, преподавателям ИПК. Москва,БАЛАСС, 2008. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова
6. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/dialog.php
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.