Методический семинар "Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы для формирования УУД "

  • Семинары
  • pptx
  • 02.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал представляет собой презентацию , в которой педагог знакомит с эффективностью использования проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы для формирования УУД.
Иконка файла материала Методический семинар.pptx

Методический семинар

Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы
для формирования УУД

Видео взято с youtube.com

Актуальность

Требования ФГОС

Недостаточно развиты речь, творческое мышление, навыки грамотного письма

Успешное и осознанное овладение русским языком - основа формирования УУД

Проблема

Как организовать работу на уроке так, чтобы дать учащимся возможность самостоятельно открывать новые знания?

Как выработать навыки устной и письменной речи учеников для эффективного формирования УУД?

Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы
для формирования УУД

Проблемно-диалогическая технология – это особая организация обучения, которая обеспечивает творческое усвоение учебного материала учащимися с помощью специально - организованного диалога

Только в диалоге развивается
способность мыслить.
М. М. Бахтин

Теоретическая основа опыта

И.А. Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И. Махмутов

А.В.Брушлинский
А.М.Матюшкин
А.Т.Шумилин

Елена Леонидовна
Мельникова

Елена Леонидовна
Мельникова

Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО, г. Москва

9

Традиционный урок

1. Проверка д/з учеников учителем

2. Объявление темы учителем

3. Объяснение темы учителем

4. Закрепление знаний учениками

Проблемно-диалогический урок
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками

Проблемно-диалогическая технология
Цель – обучение самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.

Этапы организации проблемно-диалогического урока

Реализация продукта

Выражение решения

Поиск решения

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов -чик- и -щик-»

Учитель

Ученик

- Распределите слова на две группы.
- По какому принципу вы распределили слова на две группы?

- Итак, вы выполнили задание?
- Проверьте слова по образцу.
- Что же вас удивило?

- Почему в суффиксах существительных -­чик­ (-­щик­) пишутся разные буквы: ч или щ?
- Какой возникает вопрос?


- Сформулируйте тему урока.

Распределяют.
-Слова первой группы, оканчиваются на –чик, второй - на –щик.
- Да.
- Проверяют по слайду.
- Написание суффиксов –чик-щик.
- Мы не знаем, какой суффикс нужно писать.

-Почему в одних словах пишется буква ч, а в других щ?
-Правописание суффиксов –чик- и –щик-.

Подводящий к теме диалог Фрагмент урока литературы в 6 классе по теме: «Природа как герой сказки –были «Кладовая солнца»

Учитель

Ученик

- Какие герои представлены в произведении?
- Как вы думаете, о чём, о каких явлениях говорится на каждой странице повествования?
- Можно ли назвать природу ещё одним героем сказки-были? Докажите.
-Сформулируем тему урока.

- Настя, Митраша, Антипыч, собака Травка.
- О природе.


- Можно. (Доказывают свое мнение).

- Природа, как герой сказки-были «Кладовая солнца».

Сообщение темы с мотивирующим приёмом Приём «Яркое пятно»

Память – одно из важнейших свойств бытия…
Память – основа совести и нравственности…
Память – наше…
Д.С. Лихачёв
«Письма о добром»


- Как вы думаете, какое слово пропущено в эпиграфе?
- Восстановив пропуск, вы узнаете тему нашего урока.

Продуктивные задания

Рефлексия

Подводящий от проблемы диалог Фрагмент урока литературы по теме: «Евгений Онегин – «лишний человек»

Какие обстоятельства повлияли на формирование характера Евгения Онегина?
Каковы философские принципы жизненной позиции героя?
Каково его отношение к окружающему миру?
Понял ли Онегин последствия своего образа жизни?
Осознаёт ли он причины своей «болезни»?
Какова основная черта характера Евгения Онегина?
Можно ли назвать Онегина "лишним человеком"?

Рефлексия

Формы и средства работы

Применение технологии

Формирует универсальные учебные действия

личностные

давать нравственную оценку ситуации;
осуществлять нравственный выбор

Качество знаний по русскому языку
и литературе

Личностные достижения учащихся

Муниципальный этап предметных олимпиад по русскому языку и литературе – 3 призёра 2016 г., 4 призёра 2017 г.
Дистанционная олимпиада ОЛИМПУС (осенняя, зимняя сессия) – 2 победителя, 6 призёров
Всероссийская дистанционная олимпиада (ФГОСТЕСТ) – 10 участников и 5 призёров 2017 г.
II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием (РОСТКОНКУРС) – 3 победителя, 5 призеров
Международная онлайн - олимпиада Фоксворда – 1 победитель, 2 участника 2017 г.
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - 3 победителя 2016 г., 4 победителя 2017 г.
Участие в конкурсе «Русский медвежонок»
Победитель муниципального этапа творческого конкурса «Голос души»








Личностные достижения учащихся

Результаты применения технологии

 
 

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению.
В.Г. Белинский

Спасибо за внимание!

Информационные источники

1 . Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Сборник материалов в помощь дошкольным педагогам, учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образования, методистам, преподавателям ИПК. Москва,БАЛАСС, 2008. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова
6. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/dialog.php

Посмотрите также