Семинар-практикум
20.08.2015
Тема:
«Формирование
УУД
на уроках математики»
I. Мотивация к деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Определим, какое настроение у слушателей в начале семинара.
Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он пришел на семинар, выбрать бумажку этого цвета и прикрепить ее на доску (таблица составлена в соответствии с символикой цвета, но можно ее изменить в соответствии с собственными целями)
Серый цвет |
Тоскливое, пассивное |
Желтый цвет |
Радостное, бодрящее |
Лиловый, фиолетовый цвета |
Сдержанное |
Красный цвет |
Активное |
Зеленый цвет |
Спокойное |
Голубой цвет |
Мечтательное |
Черный цвет |
Серьезное |
Белый цвет |
Легкое |
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой и позитивным настроением.
Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми.
Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.
Успехов вам и удачи!
Анализ ЕГЭ и ОГЭ
Необходимо в группах обсудить выводы и предложения по повышению качества образования по математике и выделить важные слова, которые подходят к теме нашего семинара.
ЕГЭ. Анализ итогов ЕГЭ 2015 г. показывает, что недостаток вычислительной культуры не только сказывается на выполнении заданий по алгебре, но и приводит к неверным ответам в других заданиях. Учителям следует обратить внимание на отработку безошибочного выполнения несложных преобразований и вычислений (в том числе на умение найти ошибку) практически всеми группами учащихся. Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ по математике, по-прежнему является целостное и качественное прохождение курса математики. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.). Подготовка к ЕГЭ в течение учебного года уместна в качестве закрепления пройденного материала, педагогической диагностики и контроля, и должна сопровождать, а не подменять полноценное преподавание курса средней школы.
ОГЭ. При составлении годового календарно-тематического плана учитывать уровень подготовки класса.
Обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, предоставлять слабым школьникам возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а более сильным обеспечивать достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня сложности.
Отслеживать результаты обучающихся по всем темам и своевременно корректировать уровень усвоения учебного материала.
Развивать умения осознанного чтения, навыки работы с текстовой информацией, а также навыки самоконтроля..
Включать в тематические контрольные и самостоятельные работы заданий, в тестовой форме соблюдая временной режим..
Продолжить работу по заполнению бланка ответов части 1 и части 2.
Отслеживать учебные достижения учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ОГЭ. (Карты успешности)
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
Работать будем как парами, так и командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий.
Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика.
А вот каких способностей вы напишите в маршрутном листе, опираясь на ФГОС (на маршрутном листе учителя записывают способности) ОЗВУЧИВАЮТ
• самостоятельно ставить учебные цели;
• проектировать пути их реализации;
• контролировать и оценивать свои достижения.
- Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.
Проведем экспресс-диагностику.
1. Знаете ли вы, что такое УУД?
2. Оцените по 5-ти балльной шкале формирование УУД на ваших уроках.
Исходя из результатов анкетирования, попробуем определить цель.
- Главная цель вашей деятельности сегодня - узнать, что такое УУД, научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.
-Так что же такое УУД? (обсуждают в группе) Попробуйте дать свое определение. Проверяем
(Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
Оцените свою работув группе
·
Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку
• Мы не справились с заданием.
1. Актуализация знаний
На какие 4 группы делятся УУД (коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные)
Каждой группе выдаются цвета, соответствующие названиям УУД.
Найдите в тексте составляющие своего УУД подчеркнуть и озвучить. (слова все перепутаны)
Личностные:
· Осмысление (Смыслообразование)
· Осознание (Самоопределение)
· Принятие жизненных ценностей
Регулятивные:
· Целеполагание
· Планирование
· Прогнозирование
· Контроль
· Коррекция
· Оценка
· Саморегуляция
Познавательные
· Общеучебные
· Логические
· Постановка и решение проблем
Коммуникативные:
· планирование учебного сотрудничества;
· постановка вопросов
· разрешение конфликтов
· контроль, коррекция, оценка действий партнера
· умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
· владение монологической и диалогической формами речи
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
• Общеучебные • Логические • Действия постановки и решения проблем |
• Целеполагание • Планирование • Прогнозирование • Контроль • Коррекция • Оценка • Волевая саморегуляция |
• Планирование учебного сотрудничества • Постановка вопросов • Разрешение конфликтов • Управление поведением партнера • Умение выражать свои мысли |
Осмысление (Смыслообразование) Осознание (Самоопределение) Принятие жизненных ценностей
|
Почему мы начали семинар не с приемов, а с УУД?
Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупностиуниверсальных учебных действий.
УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Предлагаю поработать в паре. Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.
1) сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
-Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске.
Оцените правильность выполнения этого задания вашей группы.
Рефлексия. Оцените вашу деятельность.
• Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку
• Мы не справились с заданием.
-Что мы составили в результате совместной работы? (алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД на любом уроке.
Проанализируем деятельность обучающихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются (Универсальные учебные действия заполняют в группе при обсуждении):
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся |
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Как развивать УУД на уроках?
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать технологичные формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Итак, мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.
Сейчас каждая группа получит ряд заданий, вам нужно будет определить:
Какое УУД формируется на уроке математике.
.
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
Виды заданий: «Найти отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки», составление схем-опор, работа с таблицами, составление и чтение диаграмм, работа со словарями.
Пример 1. Геометрия 8 класс. Четырехугольники. Найти лишнего, ответ обосновать.
1) Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2) Ромб, квадрат, параллелограмм.
3) Высота, медиана, биссектриса, отрезок.
4) Градус, радиан, минута, литр.
Пример 2. Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения.
1). 35x² + 2x - 1 = 0; |
5). 4 - x² = 0; |
2). 9y² + 30y + 25 = 0; |
6). x²- 9x + 14 = 0; |
3). 3x²- 15 = 0; |
4). 0,5x² - 3,5x = 0; |
Каждому уравнению соответствует буква. Если решить правильно , то получится слово «Пигмей.» Ученики стараются выяснить значение этого слова.
Пример3. Маленькая исследовательская работа. Математика 6 класс. Делители и кратные. Разбить класс на группы. Каждой группе числа разные, а задания всем одинаковые.
1 задание- найти НОД этих чисел.
2 задание- найти НОК этих чисел.
3 задание- умножать НОД и НОК
4 задание- умножать числа а и в
5 задание- анализировать ответ, и записать свойство НОД и НОК.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.
Виды действий: составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссвордов, подготовь рассказ на тему…
Пример1. Геометрия 8 класс Итоговый урок по теме «Четырехугольники» Разбить класс на группы. На доске записывается размеры фигур. Квадрат , сторона 4 см. Параллелограмм- стороны 5см и 7 см, угол 60 градусов. И т.д. Ученики на цветных бумагах вырезают фигуры с данными размерами и склеивают аппликацию. Потом защищают эту работу. Выбирается самый точный, аккуратный и оригинальный.
Пример 2. «Истинные и ложные предложения» Можно провести по всем темам. Разбить класс на группы. Каждая группа составляет свои «истинные и ложные предложения» по какой-то определённой теме. Потом они меняются заданиями, Выполняют, возвращают на проверку хозяевам, они проверяют и ставят оценки. . Учитель должен контролировать правильность предложений
Математика 6 класс Делители кратные. Предложения:
1-Делители числа 12 это 2 и 6.
2-Число 24 кратно3.
3-Если число оканчивается цифрой 5 то, оно делиться на 5 без остатка.
4-11 нечётное число.
5-НОК(5;60)=60
Пример 3. Математика 5 класс. Диаграммы. На доске таблица с данными по физкультуре данного класса.
|
Прыжки в длину |
Метание гранаты |
Бег |
Ильвина |
185 см |
0,01м |
420сек. |
Настя |
19дм |
1200см |
5мин 30сек. |
Айзиля |
1м7дм2см |
135дм |
0,1час. |
Риназ |
187см |
12м |
450сек. |
Алмаз |
1м8дм7см |
11м |
7мин |
Изучают таблицу и отвечают на вопросы. У кого самые хорошие результаты по прыжкам? У кого плохие результаты? Кто из ребят дальше кидает гранаты? Кто бежит быстрее? У кого второе место? Потом они выбирают тип диаграммы и рисуют диаграмму.
Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану,
оценивать и корректировать полученный результат.
Виды заданий: преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, диспут, ищу ошибку, контрольный опрос на определенную проблеме
Пример1. Математика 5 класс. Деление с остатком. Можно организовать работу в парах. Сейчас много рекламных газет, журналов. Каждый партнер дает своему товарищу определенную сумму денег чтобы купить какие-то вещи в магазине. Через определённое время они рассказывают друг- другу что купили , по какой цене и сколько у них осталось денег.
Пример 2. Математика 6 класс. Координаты на плоскости. Работа организуется в парах. Каждый ученик рисует рисунок на клетчатой листочке.. Можно кораблик, звёздочку, флаг и другие. Но точки должны быть точные. Меняются листочками, записывают координаты этих точек. Можно выполнить и по –другому: сначала даются координаты, соединяют последовательно, будет сюрпризом что же получится.
Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Некоторые виды заданий: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий.
Пример 1. Математика 5 класс. Десятичные дроби. Формирование вычислительных навыков, показать применение математических знаний в жизни. По своим квитанциям вычисляют сколько платить за газ . Для этого им понадобиться вычесть из последнего показания предыдущее, потом умножать на тариф. Эта работа научит детей экономит и газ, и электричество.
Пример 2. Математика 5 класс. Натуральные числа. Творческое задание. Писать поздравление (8 марта, 23 февраля, Новый год) используя натуральные числа.
Дополнительные примеры видов заданий ( приложение 2)
Ваша задача: определить, какие из предложенных заданий направлены на формирование 1-2 видов УУД, а какие предлагают подойти к формированию и развитию УУД комплексно
1 |
На диаграмме показано, сколько процентов радиослушателей предпочитают различные передачи. В городе было опрошено 24.250 человек. Вычислите примерно: а) сколько человек слушают новости? б) на сколько больше горожан предпочитают музыкальные передачи спектаклям? |
Познавательные УУД · Поиск и выделение необходимой информации · Знаково-символические действия · Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Коммуникативные УУД: · Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
|
2 |
Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700г напитка? |
Личностные УУД: проявление внимания, интереса, желание больше узнать Регулятивные УУД: создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками, поиск решения проблемы, решение проблемы и самоконтроль. |
.
Рефлексия. Оцените вашу деятельность.
• Мы всё сделали правильно.
• Мы допустили ошибку
• Мы не справились с заданием
Ученик овладевает универсальными действиями только в рамках деятельностного подхода, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Ермакова Н. Н.презентует свой опыт по данной теме.
Очень важная для учителя задача – научить всех детей самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения
Ерохина Н.С. презентует свой опыт работы по данной теме
Использование разных приемов является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС ООО.
Итог. Проанализируем работу нашего семинара.
С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара?
Какие УУД мы формировали на каждом этапе?
1.Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (формировались Личностные УУД)
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)
3.Формулировка темы, цели. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).
4.Работа по теме педсовета. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)
5.Выполнение практической работы в парах, в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)
6.Подведение итога. Рефлексия. Самооценка
В результате совместной деятельности мы побывали в мире УУД, попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по - новому.
Рефлексия
Итак, наша работа завершилась
Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Кое-что чуть-чуть непонятно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Мне хотелось бы завершить наш семинар такими словами:
Наберитесь смелости и сделайте попытку!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2015-16 уч.год
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.