Методический семинар «Приѐмы создания проблемной ситуации на
уроках в начальной школе»
Подготовила:
Панаѐтова Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»
То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю - это ветвь яблони, то, что я передам ученику - это яблоко, то, что он возьмѐт от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!
- Как вырастить такую яблоню?
- Я думаю, это должен сделать ученик, готовый свершать открытия!
- Каким он должен быть?
- С позиции учителя? (активный, творческий и т. д)
- С позиции ученика? (успешный, спортивный, умный и т.д.)
- Как стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности у учащихся?
- Какие технологии, методы и приемы использовать на уроке, чтобы в результате получить такого ученика?
Возникает проблема:
Как научить школьника мыслить? Научить решать учебные и практические задачи.
На мой взгляд, движущей силой учебного познания является проблемная ситуация. тема методического семинара «Приѐмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе»
Проблемное обучение - один из путей развития познавательной активности школьников. Он основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи (1859-1952гг).
С.Л. Рубинштейн, открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.
В советской педагогике дидактику проблемного обучения разработал И.Я.Лернер.
Идея и принципы представлены психологами Д.Н. Богоявленским, А.М. Матюшкиным и другими.
Алгоритм этой методики: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, поиск и решение проблемы, получение результата.
С чего начинается постановка проблемы?
С проблемной ситуации.
Проблемная ситуация действительно возникает, если у школьников появляется эмоциональный отклик.
И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа с удивлением и с затруднением.
У них появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи.
Рассмотрим подробно приемы создания проблемной ситуации – те самые педагогические действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока.
Прием 1 самый простой: одновременно предъявляю классу противоречивые факты, теории или точки зрения. Например: урок математики, тема «Скобки» Запись на доске
– Что вас удивило?
– Почему выражения одинаковые, а их значение, разные?
– На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ? (Почему получились разные ответы?)
Реакция удивления и означала возникновения проблемной ситуации
Данный прием побуждает учащихся делать сравнения, выводы, обучающиеся учатся мыслить.
Сюжетная ситуация: спор двух учеников о том, к какой группе живой природы относятся грибы?
- Что вас удивляет в диалоге наших героев? Побуждаю к осознанию противоречия
- Какой возникает вопрос? Побуждение к формулированию проблемы Что такое грибы: растения или нет?
- Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".) Данный приѐм учит анализировать, сравнивать, делать выводы.
Этим фрагментом одновременно предъявляю классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены – возникновение проблемной ситуации.
Таким образом, данный прием подводит обучающихся к самостоятельному анализу противоречий, и способности высказывать и аргументировать свою позицию.
Загадочная пауза. Этот приѐм чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения учеников. Прочитайте слова. Выделите корень в словах.
(Два ученика к доски. Если задание выполнено верно, то вывешиваю свою заготовку с ошибкой).
Загадочная пауза (выполнили по-разному задания дети)
- Что вы заметили? (В слове листопад количество корней выделено по-разному)
- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Как они называются).
Данный приѐм побуждает учащихся сопоставлять факты и делать обобщения, выслушивать аргументы товарищей, вести дискуссию.
Развивает интеллектуальные способности - умение мыслить логично, диалектически, творчески умение работать самостоятельно и в группе.
Прием 3
(Шаг 1.) Обнажаю житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений и животных в пустыне? Ученики предполагают: Очень мало, почти нет.
(Шаг 2) Предъявляю научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Учитель:
В Калмыкии есть заповедник – пустыня «Чѐрные земли».
(Обучающиеся испытывают удивление.)
В рамках эффективного чтения при работе с текстом используем приѐм «Инсерт» Что вы сначала сказали?
Как мы привыкли представлять себе пустыню?
А как на самом деле?
Что узнали из текста?
Какая же возникает проблема?
В чем мы должны разобраться?
Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Таким образом, данный прием подводит обучающихся к поиску учебного материала, самостоятельному анализу противоречий, и способности высказывать и аргументировать свою позицию
Прием 4. Самый простой.
Даю задание, которое невыполнимо вообще. Оно не выходит у учащихся, вызывая затруднение.
«На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 4 рубашки?»
7 + 7 + 7 + 7 = 28 (п)
«На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 28 рубашек?» (практическое задание не выполнимое) – Вы можете записать выражение к этой задаче?
– Почему? В чѐм затруднение?
– Какой возникает вопрос?
Прием 5. Фонетический детектив. Даю практическое задание, с которыми ученики до настоящего момента не работали, т.е. не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. На доске записаны слова: арбуз
ананас
- Что общего у этих слов? (Это съедобные слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква а)
- Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые – звук [с]) - А какие буквы пишутся? (Разные: з и с) Возникла проблема - Сформулируйте учебную проблему.
- Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?
Данный прием посредством противоречия вызвал интерес, который усилил мотивацию и побудил учащихся к поиску решения проблемы.
Прием 6. Морфологический эксперимент (или шарада). Один из всех приемов создания проблемной ситуации с затруднениями самый сложный, потому что выполняется в два шага.
Шаг 1 – даю невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.
Не замечая «капкана», ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся знания.
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Спряжение глаголов
- Поупражняемся определять спряжение глаголов… Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило
- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (задание сходное с предыдущим) Смотреть – глагол 1 спряжения, стелить – второго (допускают ошибку, применяя известное правило)
Шаг 2 – привожу аргументы и доказываю, что задание выполнено неверно.
После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Сравните ваше предположение.
- Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) Смотреть – глагол 2 спряжения, а стелить – первого (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации)
Данный приѐм предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения отношений и их причинноследственных связей.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – ПРИЕМ «ЯРКОЕ ПЯТНО»
(сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Пример ЕК- ИК
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
(Предположите…)
Данные приѐмы можно использовать на любых уроках и на разных этапах. Критерием оценки качества и результативности деятельности учителя является достижение школьников более высоких показателей обучения, по сравнению с собственными результатами в предыдущий период; эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах.
Так же в ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.
И так, сегодня я пыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе, не только формирует систему знания, но и развивает у школьников творческую активность.
Ситуация затруднения обучающегося в решении задания приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.