Методический семинар «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе»

  • pdf
  • 10.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методический семинар «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе».pdf

Методический семинар «Приѐмы создания проблемной ситуации на

уроках в начальной школе»

Подготовила:

Панаѐтова Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

 

То, что я хочу познать - это яблоня,  что я познаю - это ветвь яблони,  то, что я передам ученику - это яблоко,  то, что он возьмѐт от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня

 

-    Как вырастить такую яблоню?

-    Я думаю, это должен сделать ученик, готовый свершать открытия!

-    Каким он должен быть?

-    С позиции учителя? (активный, творческий и т. д)

-    С позиции ученика? (успешный, спортивный, умный и т.д.) 

 

-    Как стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности у учащихся?

-    Какие технологии, методы и приемы использовать на уроке, чтобы в результате получить такого ученика? 

 

Возникает проблема: 

Как научить школьника мыслить? Научить решать учебные и практические задачи. 

 

На мой взгляд, движущей силой учебного познания является   проблемная ситуация. тема методического семинара «Приѐмы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе» 

 

Проблемное обучение - один из путей развития познавательной активности школьников. Он основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи (1859-1952гг). 

С.Л. Рубинштейн, открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.  

В советской педагогике дидактику проблемного обучения разработал И.Я.Лернер.

Идея и принципы представлены психологами   Д.Н. Богоявленским, А.М. Матюшкиным и другими. 

Алгоритм этой методики: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, поиск и решение проблемы, получение результата. 

 

С чего начинается постановка проблемы?

С проблемной ситуации. 

Проблемная ситуация действительно возникает, если у школьников появляется эмоциональный отклик.

И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа с удивлением и с затруднением.

 

У них появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи.

Рассмотрим подробно приемы создания проблемной ситуации – те самые педагогические действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока.

 

Прием 1 самый простой: одновременно предъявляю классу противоречивые факты, теории или точки зрения. Например: урок математики, тема «Скобки» Запись на доске

   Что вас удивило? 

   Почему выражения одинаковые, а их значение, разные?

   На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ? (Почему получились разные ответы?)

Реакция удивления и означала возникновения проблемной ситуации

Данный прием побуждает учащихся делать сравнения, выводы, обучающиеся учатся мыслить.

 

Сюжетная ситуация: спор двух учеников о том, к какой группе живой природы относятся грибы?

- Что вас удивляет в диалоге наших героев? Побуждаю к осознанию противоречия 

- Какой возникает вопрос? Побуждение к формулированию проблемы  Что такое грибы: растения или нет? 

- Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".) Данный приѐм учит анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

Этим фрагментом одновременно предъявляю классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены – возникновение проблемной ситуации.

Таким образом, данный прием подводит обучающихся к самостоятельному анализу противоречий, и способности высказывать и аргументировать свою позицию. 

 

Загадочная пауза. Этот приѐм чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения учеников. Прочитайте слова. Выделите корень в словах.

(Два ученика к доски. Если задание выполнено верно, то вывешиваю свою заготовку с ошибкой).

Загадочная пауза (выполнили по-разному задания дети)

- Что вы заметили? (В слове листопад количество корней выделено по-разному)

- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Как они называются).

 

Данный приѐм побуждает учащихся сопоставлять факты и делать обобщения, выслушивать аргументы товарищей, вести дискуссию.

Развивает интеллектуальные способности - умение мыслить логично, диалектически, творчески умение работать самостоятельно и в группе. 

 

Прием 3

(Шаг 1.) Обнажаю житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. 

Учитель:  Как вы думаете, много ли растений и животных в пустыне?  Ученики предполагают: Очень мало, почти нет.

 

(Шаг 2)      Предъявляю       научный   факт сообщением,       экспериментом или наглядностью.

Учитель:  

В Калмыкии есть заповедник – пустыня «Чѐрные земли».

(Обучающиеся испытывают удивление.)

В рамках эффективного чтения при работе с текстом используем приѐм «Инсерт» Что вы сначала сказали? 

Как мы привыкли представлять себе пустыню? 

А как на самом деле? 

Что узнали из текста? 

Какая же возникает проблема? 

В чем мы должны разобраться? 

Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Таким образом, данный прием подводит обучающихся к поиску учебного материала, самостоятельному      анализу     противоречий,   и       способности высказывать и аргументировать свою позицию 

 

Прием 4. Самый простой. 

Даю задание, которое невыполнимо вообще. Оно не выходит у учащихся, вызывая затруднение.

 

«На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 4 рубашки?»

7 + 7 + 7 + 7 = 28 (п) 

«На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 28 рубашек?» (практическое задание не выполнимое) – Вы можете записать выражение к этой задаче?

   Почему? В чѐм затруднение?

   Какой возникает вопрос? 

 

Прием 5. Фонетический детектив. Даю практическое задание, с которыми ученики до настоящего момента не работали, т.е. не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. На доске записаны слова: арбуз

ананас

-         Что общего у этих слов? (Это съедобные слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква а)

-         Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые – звук [с]) - А какие буквы пишутся? (Разные: з и с) Возникла проблема - Сформулируйте учебную проблему.

-         Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?

 

Данный прием посредством противоречия вызвал интерес, который усилил мотивацию и побудил учащихся к поиску решения проблемы. 

 

Прием 6. Морфологический эксперимент (или шарада).  Один из всех приемов создания проблемной ситуации с затруднениями самый сложный, потому что выполняется в два шага.

 

Шаг 1даю невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее. 

Не замечая «капкана», ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся знания.

-    Какую тему мы проходили на прошлом уроке?  Спряжение глаголов

-    Поупражняемся определять спряжение глаголов…  Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило

-    А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (задание сходное с предыдущим) Смотреть – глагол 1 спряжения, стелить – второго (допускают ошибку, применяя известное правило)

 

Шаг 2привожу аргументы и доказываю, что задание выполнено неверно. 

После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.

-    Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. 

-    Сравните ваше предположение.

-    Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) Смотреть – глагол 2 спряжения, а стелить – первого (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации)

 

Данный приѐм предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения отношений и их причинноследственных связей.

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – ПРИЕМ «ЯРКОЕ ПЯТНО» 

(сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).

Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.

Пример ЕК- ИК

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

(Предположите…)

 

Данные приѐмы можно использовать на любых уроках и на разных этапах. Критерием оценки качества и результативности деятельности учителя является достижение школьников более высоких показателей обучения, по сравнению с собственными результатами в предыдущий период; эффективность участия школьников в олимпиадах и конкурсах. 

Так же в  ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

 

И так, сегодня я пыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе, не только формирует систему знания, но и развивает у школьников творческую активность

Ситуация затруднения обучающегося в решении задания приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.