Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«ЛЕКЦИОННОСЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ»
В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут
проводиться в разных формах. В старших классах наиболее эффективной
является система лекционносеминарского обучения.
Практика показывает, что лекционные занятия предпочтительно проводить
в форме проблемных лекций.
Сложившаяся практика работы учителей позволяет выделить следующие
виды проблемных лекций.
1. Лекция – сравнительный анализ решения проблемы. Основная
дидактическая цель такой лекции – изучение нового материала и
формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему.
Главная задача учителя – определить проблему и показать различные точки
зрения на пути ее решения. Такая проблема предполагает самостоятельную
работу школьников во внеурочное время и обязательное проведение
семинарских занятий, в ходе которых поставленная на лекции учебная
проблема получает свое решение. Значимость такой лекции состоит в том, что
она демонстрирует образцы постановки и формирования проблемы, учит
видеть противоречия, побуждает школьников искать различные пути решения
проблемы.
2. Стержневая лекция. В ходе такой лекции организуется совместное
размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной
проблемы. В этом случае дидактической целью является изучение нового
материала посредством демонстрации образцов всех этапов исследования;
методологическая суть лекции в том, что школьники, получая блок новой
учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В
процессе этого они проводят весь цикл научного исследования, тем самым у
школьников формируются основы проблемного мнения на уровне знаний –
представлений. Их переход на уровень осуществляется на семинарских
занятиях.
3. Блочнопроблемная лекция. Отличительный признак этой лекции –
наличие системы проблемных задач, предлагаемых школьникам в
определенной логике. Школьники последовательно решают их, стараясь найти
наиболее рациональные пути разрешения задач, убедительные факты и
доказательства своих суждений. По итогам решения каждой задачи
школьники формулируют выводы. Материал лекции структурируется с таким
расчетом, чтобы решение каждого предыдущего вопроса выступало
основанием для решения или оценки следующего. Таким образом, вся лекция
представляет собой цепь разрешения взаимосвязанных проблем.4. Лекция с элементами поисковой беседы. Дидактическая цель такого
занятия состоит в изучении нового материала посредством совместной
поисковой деятельности учителя и учащихся. В этой лекции педагог не
только ставит учебную проблему и предлагает свой путь ее решения, но и
включает школьников в активный поиск других вариантов решения проблемы.
Каждый школьник на таком занятии может высказать свое мнение.
Фактически этот вид проблемной лекции является комбинированным типом
учебного занятия, поскольку проблемное изложение учебного материала
сочетается в нем с проблемной беседой. В ходе проблемных лекций учитель
формирует условия для развития проблемного мышления школьников. Этот
процесс имеет продолжение на учебных семинарах.
Учебный семинар – одна из ведущих форм теоретических занятий,
построенных на основе самостоятельной познавательной деятельности
учащихся.
Эффективность проведения семинарских занятий обеспечивается
организацией дискуссии, посвященной решению системы проблемных заданий.
Успех дискуссии зависит от следующих факторов:
– организации самостоятельной работы школьников по подготовке к
семинару;
– точности формулировок вопросов, выносимых на семинарские занятия;
– объема и содержания литературы, рекомендуемой для изучения
лицеистам.
План семинарского занятия и список литературы для самостоятельного
изучения сообщаются школьникам заранее. Тщательный отбор источников
информации для работы формирует у них должное отношение к теории как
инструменту оптимального решения обсуждаемых на семинаре проблем. С
учетом основных пунктов плана готовится перечень дополнительных
вопросов с целью стимулирования деятельности учеников в процессе
творческой дискуссии.
Основной формой организации учебной деятельности школьников при
проведении проблемного семинара является работа в «малых группах». Это
объясняется психологическими особенностями протекания мыслительной
деятельности человека, на которую сильное влияние оказывает процесс
«коллективного думанья». Члены микрогруппы в этом случае выступают не
только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации
интеллектуальной взаимной активности, обеспечивающий значительное
повышение эффективности познавательной деятельности каждого школьника.
Таким образом, работа «малых групп» позволяет участвовать в семинаре всем
учащимся, что создает благоприятные условия для формирования
проблемного мышления учащихся.Таким образом, в предлагаемой системе учебных занятий проблемный
семинар выступает в качестве одной из ведущих форм организации учебного
процесса. Он может предшествовать проведению ученической научной
конференции; обеспечивает систематизацию, углубление и расширение круга
знаний по изучаемой проблеме; создает условия для осознанного выбора темы
индивидуального проекта; способствует формированию опыта совместной
творческой деятельности.