Методический практикум "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроках информатики"
Оценка 4.6

Методический практикум "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроках информатики"

Оценка 4.6
Семинары
docx
информатика +1
Взрослым
19.07.2017
Методический практикум "Универсальные учебные действия –  формирование и развитие  на уроках информатики"
Выступление2.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Ливны

 

 

 

 

                Секция 3

«Методика преподавания в условиях информатизации образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальные учебные действия –

формирование и развитие

на уроках информатики

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Репина Ю.И.

                                                                                                            учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ливны , 2016

 

 

 

слайд  1 "Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".

Слайд 2  В XXI веке актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда.

Я, как учитель, делаю ставку на полноценное формирование креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций», так как важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий, поэтому я применяю методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Такие подходы как: деятельностно - ориентированное обучение;  учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

         Как мы знаем в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока: слайд 3

На своих уроках развивая личностные действия, я стараюсь учить выделять:

ü  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Задаю такие вопросы,  которые   помогают ученику осознать какое значение и какой смысл имеет для него учение? слайд 4-5

(Например,  при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др.

а при создании проекта “Лучший друг, помощник - принтер”, учащиеся ставят практическую цель - купить принтер для личного пользования; берут ответственность на себя при выборе вида принтера; выстраивают свою индивидуальную траекторию по реализации самообразования выбранной темы проекта.

ü  нравственно-этическая ориентация.

    слайд 6

 Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.  На моих уроках обязательно организуются:

ü  Целеполагание;

ü  планирование;

ü  прогнозирование;

ü  контроль;

ü  коррекция;

ü  оценка;

ü  саморегуляция.

Для формирования регулятивных УУД использую различные листы самооценки, взаимооценки.

Пример:

На заключительном этапе выполнения учебного проекта учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.

Реализуется это так. Сначала выступает автор с анализом своей работы, затем выступают «защитник», «критик»: выявляя недостатки и достоинства работы. В обсуждении участвуют все ученики. Последним анализирую работу я. По окончании выступления все участники выставляют оценки в «оценочных листах».

    А познавательные универсальные действия формирую как:

ü  Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельно выделения и формулирования познавательной цели;

- выполняем поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурируем знания;

- осознанно и произвольно строим речевые высказывания в устной и письменной форме;

- выбираем наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выполняем рефлексию способов и условий действия, контролируем и оцениваем процесс  и результаты  деятельности.

Ставим  и формулируем проблемы, самостоятельно учимся  создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.

Так используя Прием «Написание эссе» на тему

Слайд 7  «Интернет. Друг или враг?» одно из сочинений было таким:

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.

 

Особую группу при изучении информатики общеучебных универсальных действий составляют

знаково-символические действия:  в планировании по информатике есть целый раздел

- моделирование;

    Конечно же, используя коммуникативные действия я планирую учебное сотрудничество;

Стараемся разрешать конфликты – выявляем, идентифицируем проблемы, отыскиваем и оцениваем альтернативные способы разрешения конфликта, принимаем решения.

Слайд 8 Например, во время внеклассного мероприятия “Чья фирма успешнее?”, учащиеся вели диалог “человек” - “человек”, “человек” - “компьютер”; представляли атрибуты своей фирмы (эмблема, рекламный буклет), используя приемы оформления текста; овладевали навыками кодирования информации; работали по командам, находили компромиссы.

Таким образом, учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов, и конечно же на уроках информатики.

Слайд 9  В нашем образовательном учреждении, МБОУ СОШ №1 г.Ливны Слайд10 содержание курса информатики строится со 2-го по 11-ый классы на трех сквозных направлениях: Слайд 11

Каждое из этих направлений определяет как систему содержательных линий, так и соответствующие виды деятельности.

Современное развитие общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» мы связываем  с доминированием деятельностного подхода.

Слайд 12   Подробнее я бы хотела остановиться на информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), которая  является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

В нашей школе два кабинета: Слайд  13 компьютерный класс и мобильный класс, состоящий из 16 ноутбуков для начальной школы, которые организованы особенным образом: Слайд 14

Применяя мультимедийные ресурсы: Слайд15  презентации  и видеоуроки использую  при проведении лекций, практических занятий, лабораторных работ, самостоятельных работ, тестирования.. В случае использования слайда-задания организую  обсуждение поставленного вопроса, и подводятся его итоги. В случае необходимости заменяю текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Считаю, что использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока Слайд 16 сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Уроки с использованием презентаций или видеоуроков помогают мне решать следующие дидактические задачи:  Слайд 17

При использовании мультимедийных ресурсов в обучении учитываю ряд  условий: Слайд 18

С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) могут быть использованы для самоподготовки школьников. Слайд 19

Слайд 20-22 Использую также мультимедийные диски, которые являются  важным компонентом преподавания информатики. *В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов*, электронных учебников и книг слайд 23, мультимедийных энциклопедий, тренажеров* различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. *Так например я активно использую электронный образовательный ресурс Людмилы Леонидовны Босовой, замечательного автора,  российского педагога, автора учебников и образовательных программ в области школьной информатики,  автора учебно-методических комплексов по курсу «Информатика и ИКТ»  слайд 24-25

 

Мультимедийные учебные курсы использую не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором - более эффективна. Слайд 26-29

  В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие УУД: слайд 30

Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Результаты, которые мы видим в ходе выполнения проектов: слайд 31

Слайд 32 Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты, минипрезентации и т. д. урок 32

Слайд 33 Интерактивная доска Interwrite, имеющаяся в кабинете помогает реализовать  один из важнейших принципов обучения – наглядность. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Слайд34

Практически для каждого урока  я создаю документ с заготовками: тема урока, познавательная задача,  определения, упражнения для выполнения в классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске.

Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке. слайд 35

Главным признаком успешного формирования у школьников информационных компетенций, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. 

Возвращаясь к китайской мудрости, стоит отметить, что новые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, прокладывают такое будущее слайд 36

для системы образования, которое мы можем только представить. слайд 37

 Во всяком случае, нам есть от чего отталкиваться. А что же будет в будущем?

А может оно будет таким. Ссылка

слайд 38

Дорогие коллеги! И вновь сентябрь. С началом учебного года.

Желаю Вам педагогических свершений,

Задумчивых,  пытливых детских глаз,

Совместных неожиданных решений,

Учеников достойных только Вас!

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г

Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость

Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Ставим и формулируем проблемы, самостоятельно учимся создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Ставим и формулируем проблемы, самостоятельно учимся создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Каждое из этих направлений определяет как систему содержательных линий, так и соответствующие виды деятельности

Каждое из этих направлений определяет как систему содержательных линий, так и соответствующие виды деятельности

Людмилы Леонидовны Босовой, замечательного автора, российского педагога, автора учебников и образовательных программ в области школьной информатики, автора учебно-методических комплексов по курсу «Информатика и

Людмилы Леонидовны Босовой, замечательного автора, российского педагога, автора учебников и образовательных программ в области школьной информатики, автора учебно-методических комплексов по курсу «Информатика и

Возвращаясь к китайской мудрости, стоит отметить, что н овые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, прокладывают такое будущее слайд 36 для системы образования,…

Возвращаясь к китайской мудрости, стоит отметить, что н овые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, прокладывают такое будущее слайд 36 для системы образования,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2017