Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
правоведение
3 кл
01.04.2019
В сборнике содержатся календарно- тематическое планирование и образцы правовых пятнадцатиминуток. Занятия ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми и строиться на интерактивных развивающих методиках.
Методический сборник.docx
правовой
Сорокина
Светлана
Владимировна
учитель начальных классов
КГУ «Арзамасская средняя школа »
Методический сборник занятий
«Школы правовой культуры»
3 класс
2019 г. Пояснительная записка
Цель правового всеобуча в школе повышение общей правовой культуры учащихся, их
родителей, учителей, формирование политической активности. Все организуемые занятия
должны быть ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных
прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков
цивилизованных отношений между людьми и строиться на интерактивных развивающих
методиках.
Уровень сформированности правосознания:
К окончанию 3 класса учащиеся должны:
знать конкретные правила поведения в семье, школе, общественных местах и
руководствоваться ими на практике;
уметь объяснять своё поведение и отвечать за свои поступки;
негативно относиться к нарушению правил поведения, к проявлениям жестокости, насилия,
несправедливости, коррупции;
иметь представление об общечеловеческих нравственных ценностях;
понимать ценность человеческой жизни, здоровья, достоинства человека.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра
тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра,
викторина, токшоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов
фильмов, презентаций.
Правовой всеобуч для учащихся осуществляется путем: проведения еженедельных 15
минутных занятий; лекций, классных часов; организации круглого стола по изучения вопросов
права и законности;
Правовой всеобуч 3 класс
2 Календарнотематическое планирование
занятий «Школы правовой культуры» для учащихся 3 классов
Название темы
Колво
часов
Дата
проведения
Права и правила для детей
Правила поведения в школе
Права и обязанности школьника
Что такое коллектив. Твои права и обязанности в
коллективе
4 Школьный инспектор защищает наши права. Телефон и
почта доверия.
Как не стать жертвой преступления
(профилактика
преступлений
характера)
Закон 23:00
имущественного
№
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Что такое взятка?
Сознательная дисциплина – залог успешности
Правила школьной жизни правила для всех
Я – гражданин Республики Казахстан
Я гражданин Казахстана
Конституция в моей жизни
Детям о Конвенции.
Символы Независимого Казахстана
Образование для всех.
Законы ЗОЖ. Привычки хорошие и плохие.
Правовой ринг «Мы – граждане правового государства:
что это значит?»
Права ребёнка
17
Правовая викторина «Каждый ребёнок имеет право»
Правовой всеобуч 3 класс
3 18
19
Право называться ЧЕЛОВЕКОМ
Семья – малое государство.
20 Мой дом – моя крепость. Право детей на жилище.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Права и обязанности пешехода.
Игра «Школа светофорных наук»
Нормы поведения культурного человека.
Что такое мелкое хулиганство?
Незнание закона – не освобождает от
ответственности.
такое
плохо»
Право ребенка на защиту от жестокого обращения
Уважение национальных, расовых и культурных
различий. Запрещение дискриминации.
Берегите лес. Предупреждение пожароопасных
ситуаций.
Ситуационный практикум «Что такое хорошо, и
что
(профилактика
правонарушений)
Ситуационный практикум «Что такое хорошо, и
что такое плохо» (пропаганда нулевой
терпимости к правонарушениям)
Практическое занятие «Азбука общения. Умей
общаться со всеми и всегда».
Практическое занятие «Азбука общения. Умей
общаться со всеми и всегда».
Памятка «Один дома»
Экскурсия по городу «Безопасный маршрут»
Итоговое занятие. Конкурс рисунков на
асфальте «Я рисую права!»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Правовой всеобуч 3 класс
4 ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: ________________
Тема: Правила поведения в школе.
Цель: Учить детей правильно себя вести в школе.
Ход беседы:
Помните о правилах работы в классе!
выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;
вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;
помогать, если возникнут проблемы;
работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;
испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи всего класса.
Чтение стихотворения Б. Заходер «Перемена».
«Перемена, перемена!»
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо о ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому то сдачи,
Попросил списать задачи
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
Ничего, вздыхает Вова,
На уроке отдохнём.
Правовой всеобуч 3 класс
5 Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).
Мы попробуем изложить правила в стихах. Я буду называть первую строчку, а вы – последнее
слово.
Правила поведения учащихся.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи)
Правовой всеобуч 3 класс
6 ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №2
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: ________________
Тема: Права и обязанности школьника
Цель :
ознакомить учащихся с правами, формировать представление о правах и обязанностях;
расширять представление об этике человеческих отношений на основе содержания сказок;
учить анализировать и оценивать поведение и поступки героев;
воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Дорогие дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего
настроения сосуду по парте. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.
Лишь появиться ребенок и начнет едва дышать
Ход занятия
У него уже с пеленок всякие права
Он имеет право жить, развиваться и дружить,
Иметь просторный, дружный дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Бать весёлым и здоровым, восхищаться чемто новым,
И любить и быть любим. Он на свете не один.
каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе.
Главное, что всегда должны помнить взрослые это то, что перед ними человек, личность со
своими нуждами и желаниями, к которым можно относиться с уважением. Сегодня вы должны
хорошо усвоить свои права и всегда помнить их!
Что же такое право? (высказывания детей).
Право ребенка это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и
взрослеть.
А какие права есть у школьника? (ответы детей).
право на жизнь, право на отдых, право на полезную и качественную пищу и воду
право на жилье, право на медицинскую помощь, право на образование, право на имя
право на игру, право на защиту от физического насилия
Но помните, ваше право не должно нарушать права других..
Сценка «Игра». (Дети выходят со своих мест и встают вдоль доски.)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Дима: давайте поиграем в войну!
Вова: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, полицейским. А ты, Сашка,
будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Дима: Чего не хочешь?
Вова: Как это не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Дима: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? Как поступил Вова и Дима?
Почему они не правы? Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
Правовой всеобуч 3 класс
7 Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял,
ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека!
Учитель перечисляет права и обязанности. Если называет право, дети поднимают руки и хлопают
в ладоши, если обязанности, дети поднимают руки вверх..
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях.
Соблюдать правила дорожного движения. Соблюдать правила личной гигиены.
Бесплатно учиться. Бережно относиться к имуществу школы. Беречь и охранять природу.
Отдыхать. Соблюдать устав школы. Добросовестно учиться. Помогать родителям.
Уважать честь и достоинство других учеников.
Бесплатно пользоваться библиотекой.
Вывод: Все имеют права и обязанности. Одно дополняет друг друга, кто нарушает права, тот
отвечает перед законом.
Учитель. О каких правах сказочных героев идет речь? Права, каких героев были нарушены?
1. Сказка «Золушка»
Она красива и мила, Имя её от слова «зола» (Золушка)
Вспомните, о чем эта сказка?Какие права были нарушены? (право на отдых, свободу, заботу)
2. Сказка «Красная шапочка», «Колобок».
В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Право на жизнь)
На сметане мешон, На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок. Покатился……… (Колобок) (право на жизнь)
3. Сказка «Айболит»
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый доктор……(Айболит) (право на лечение)
4.Сказка «Три поросенка»
«Нам не страшнен серый волк, Серый волк – зубами щелк»
Эту песню пели звонко Три весёлых….. (Поросёнка) (право на жильё)
5. Сказка «Буратино».
А эта дружила с самим Буратино, Зовут её просто, ребята,…. (Мальвина) (право на учебу)
Подведение итогов.
В жизни бывают разные ситуации, в которых оказывается человек. Поэтому нужно быть
рассудительными, умными, не торопиться с решениями и выводами. Хочу, чтобы вы поняли, что
человек должен жить прекрасной, полноценной жизнью, не нарушая прав других людей.
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх,
остальных зачеркни/
Право на жизнь
Право на неприкосновенность жилища
Право на свободный труд
Право на свободу вступление в брак
Правовой всеобуч 3 класс
8
Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
Золушка
Красная Шапочка
Балда
Золушка
Дюймовочка
Алёнушка Право на владение личным имуществом
Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №3
Ф.И.О. учителя_________________
Тема: Что такое классный коллектив. Твои права и обязанности в коллективе
Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение
одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить
в нем; раскрыть содержание понятий "коллектив" и "школьные товарищи".
Дата: ________________
Ход занятия
Презентация.. (Слайд №1) Прочитайте тему нашего занятия . Кто сможет объяснить, что такое
коллектив? (Высказывания детей)
(Слайд №2) Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой,
общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые
входят в коллектив, товарищи.
Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.
Осмысление отношений в классе (беседадиалог).
(Слайд №3) Дружен ли наш класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?
Вопросы для беседы на тему "Взаимопомощь в учебе".
1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры)
2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?
3) Обращался ли ктонибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы
обращались? (высказывания детей)
Вопросы для беседы "Взаимопомощь в самовоспитании".
1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся)
2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы
учащихся)
3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы учащихся)
4) Проводите ли вы совместно с кемто из одноклассников свободное время? Чем
занимаетесь? (ответы учащихся)
5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (ответы
учащихся)
Практическая работа
1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в
шахматы, а другому в шашки. Как вы договоритесь? (у доски заслушать несколько пар,
которые смогли договориться).
2) Составление памятки "Правила жизни в коллективе". (высказывания учащихся)
(Слайд №5). Посмотрите, какие правила жизни в коллективе вы не назвали.
3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.
Правовой всеобуч 3 класс
9 Подведение итогов работы в группах (Слайды 611 "Законы нашей жизни": закон уважения,
закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон
трудолюбия).
Что означают для вас эти законы? (ответы учащихся)
Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?
Школьные товарищи это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в
самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в
приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков свободное
время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными
усилиями. (Слайды 1418 "Фотографии класса")
Звучит песня "Настоящий друг".
Слова: М.Пляцковского, музыка: Б.Савельева.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №4
Ф.И.О. учителя_________________
Тема: Школьный инспектор защищает твои права. Телефон и почта доверия
Цели: информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия;
мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
Дата: ________________
Ход занятия
Добрый день. Наше занятие я хочу начать с вопроса: знаете ли вы, что такое телефон и для чего
он нужен? (ответы детей).
Сегодня у нас особенный урок, он посвящён Телефону, но не обычному, не такому, о котором
вы сейчас говорили, а Телефону доверия (запись темы на доске). Что вы знаете о Телефоне
доверия? (Ответы ребят)
А почему о Телефоне доверия мы говорим именно сегодня? (версии ребят)
Дело в том, что 17 мая отмечается Международный день детских телефонов доверия.
Как вы думаете, что значит сказать Телефону доверия «Да!»? (ответы ребят)
Это означает, что дети знают о Телефоне доверия и готовы позвонить, если им нужна помощь, а
рядом нет того человека, который может помочь.
Информационный блок. История возникновения первого Телефона Доверия.
А знаете ли вы, как появился первый Телефон доверия? (ответы ребят)
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной ситуации.
Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в
любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии
справиться: когда они одиноки, растеряны и рядом нет человека, к которому можно обратиться
за помощью или советом. Он и не предполагал, что к нему позвонит так много людей. Несколько
дней Чад Вара отвечал на звонки сам. Вскоре он пришёл к выводу, что в одиночку ему с этим
делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали
на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по
телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической
помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем).
Вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия стали организовывать Телефоны доверия для
детей.
3.Информационная беседе диалог для чего нужен телефон доверия
(можно использовать сказочный персонаж – игрушку, имитируя диалог)
Как вы думаете, в каких случаях ребёнок вашего возраста может обратиться в службу
Телефона доверия? (ответы ребят)
Правовой всеобуч 3 класс
10 Версии учеников фиксируются на доске (лучше в столбик). Возможные варианты:
ребёнка бьют; обижают; угрожают; не хотят играть; насмехаются и т.д.
Что вы обычно делаете в таких ситуациях? (ответы детей: обижаюсь, плачу, дерусь,
рассказываю родителям и т.д.)
Кто в трудной ситуации может вам помочь? (ответы детей также записываются на доске
столбиком параллельно первому. Варианты: родители, учитель, позвоню маме, старший
брат (сестра), друг, Телефон доверия и др. Если дети не называют вариант Телефон
доверия – учитель озвучивает и записывает этот вариант сам.)
Люди, которые работают на Телефоне доверия, всегда готовы ответить, выслушать, понять и
помочь.
В школе, на улице у нас много друзей. Там весело и интересно. Но если вы чувствуете себя
одинокими даже в весёлой компании сверстников, вас не берут играть, обижают, над вами
насмехаются – звоните на Телефон доверия. Звонок на Телефон бесплатный, анонимный (можно
не называть своё имя) и принимается в любое время суток.
А можно ли звонить на Телефон доверия просто так, без причины или ради шутки? Почему?
(подвести детей к тому, что не надо баловаться, звоня на Телефон доверия, так как в это
время не сможет дозвониться человек, которому действительно нужна помощь, потому
что оператор будет занят).
Информация о Телефоне доверия (записывается на доске, в дневнике (можно в мобильном
телефоне), вывешивается в классном уголке)
Вы можете обращаться на телефон доверия по следующему номеру: 8 800 2000 122
Звонить можно в любое время (даже ночью) с любого телефона: мобильного или
стационарного (объяснить термин).
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО, АНОНИМНО,
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО И БЕСПЛАТНО! (спросить, как дети понимают эти слова, при
необходимости объяснить)Можно не называть своё имя или назвать любое понравившееся!
Полезные советы от Смешариков
Наши друзья Смешарики приготовили полезные советы, которые научат вас находить и
заводить друзей, быть весёлыми и радостными и не бояться трудных ситуаций. Вот эти советы
(раздать детям как памятки):
всегда здоровайся со своими одноклассниками;
рассказывай о своих увлечениях, всем будет интересно;
Не обращай внимания на насмешки, тогда у обидчика пропадёт интерес тебя задирать;
покажи фотографии любимого животного;
запишись в спортивную секцию, куда ходят твои одноклассники;
не хвастайся игрушками и обновками;
не дерись – любой вопрос можно решить мирно.
Школьный инспектор ОДН
Школьных инспекторов ОДН Задачами являются:
1. Защита прав, интересов, свобод несовершеннолетних от несовершеннолетних от
противоправных посягательств
3. Оказание правовой помощи в вопросах предупреждения преступлений,
правонарушений и безнадзорности.
4. Содействие администрации в проведении мероприятий по созданию здоровых и
безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учебных
заведений обслуживаемых организациях образования.
5. Выявление родителей или лиц их заменяющих, а также иных взрослых лиц,
вовлекших несовершеннолетних в преступную либо антиобщественную деятельность.
Правовой всеобуч 3 класс
11 6. Организация правового воспитания детей и родителей совместно с администрацией
школы, в том числе и выступление в СМИ.
Права школьного инспектора:
Школьный инспектор по делам несовершеннолетних имеет право осуществлять в
полном объеме обязанности, предусмотренные Приказом МВД РК за № 603 от
01.11.2004 года.
Подведение итогов
Теперь мы с вами знаем, что такое Телефон доверия и для чего он нужен. Кому вы можете
рассказать об этом? (родителям, друзьям)
Знайте, что на Телефоне доверия вас всегда выслушают, помогут советом или добрым словом и
дадут почувствовать уверенность в себе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №5
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: _______________
Тема: Как не стать жертвой преступления.
Цели: Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека; развивать у ребят
способность к размышлению, умению делать выводы;развивать умение общаться в группе.
Ход занятия:
Что такое опасность и безопасность?
Жертвой каких преступлений могут стать дети? (ограбление, мошенничество, похищение)
Решение проблемного вопроса:
Как дети должны поступать, чтобы не стать жертвами преступника?
Работа в группах.
Деление на 4 группы (по желанию).
Анализ ситуаций:
1. Ты остаешься один дома.
Как надо поступить, если звонят в дверь?
Надо ли открывать дверь, если услышать знакомый голос?
Если человек, который стучит, представляется милиционером?
Какой номер телефона надо набрать в трудной ситуации?
Как поступить, если ктото ломает дверь?
Анализ сказки "Волк и семеро козлят"
2. Ты играешь во дворе.
Можно ли пускать в дом незнакомого человека?
Можно ли рассказывать незнакомым людям, что есть в твоей квартире?
3. Ты возвращается из школы, из гостей поздно.
Как поступить, если за тобой идет подозрительный человек?
Какой дорогой можно возвращаться домой?
4. Ты идешь по улице
Тебя приглашают покататься на машине
Тебя пытаются силой посадить в машину
Правовой всеобуч 3 класс
12 Тебе приглашают в гости, обещают подарить щенка.
Тебя обнимают и гладят другие (незнакомыми или знакомые) люди
Нужно ли об этом рассказывать родителям?
"Копилка знаний" или "Мозговой штурм"
Давайте вспомним и напишем на ватмане самые нужные правила личной безопасности.
а.) телефоны 01,02,03,
полиция 02;
пожарная часть 01;
поликлиника 03
телефон доверия
б.) знаки дорожного движения светофор
в) правила при тревоге.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №6
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: _______________
Тема: Закон 23:00
Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
воспитание правового сознания подростков.
Ход занятия
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях,
которые совершают подростки, и об их последствиях.
Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие
поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому
забору с орнаментом из колючей проволоки. Попробуйте назвать эти поступки. ( По каким
поступкам мы можем сказать, что эти ребята могут нарушить закон?)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут, иногда даже без причины;
стараются выяснять отношения с помощью силы;
играют в карты на деньги;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество.
Зачастую многие проступки совершаются в позднее время суток
Статья 3364. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных
представителей вне жилища
1. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне
жилища с 23 до 6 часов утра влечет предупреждение законных представителей.
Правовой всеобуч 3 класс
13 пяти
в
расчетных
размере
месячных
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в
течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на законных
представителей
показателей.
Сноска. Глава дополнена статьей 3364 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 372
IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального
опубликования).
Проблемная ситуация
17летний О., находился на катке в 23 часа 30 минут пояснил, что находился вне жилища в столь
поздний час без законных представителей, т.к. помогал тренеру заливать каток…
Можно ли за это его привлечь?
17летний правонарушитель О., привлеченный к ответственности за нахождение на катке в 23
часа 30 минут пояснил, что находился вне жилища в столь поздний час без законных
представителей,
каток.
Законный представитель – отец несовершеннолетнего О. в судебном заседании пояснил, что
впредь
сына.
В соответствии со ст.ст. 37, 50 Закона РК "О правах ребенка" лица, виновные в нарушении
законодательства Республики Казахстан о правах ребенка, несут ответственность в соответствии
с
Казахстан.
Постановлением Железинского районного суда О. признан виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ст.3364 ч.2 КР КоАП, в связи с чем его
отец подвергнут взысканию в виде штрафа в размере 5 МРП.
Постановление вступило в законную силу
контролировать
Республики
обязуется
законами
заливать
т.к.
своего
помогал
тренеру
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №7
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: _______________
Тема: Что такое взятка?
Цель: создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения
Ход занятия
Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции.
Поймем, почему все взрослые говорят: «Коррупция это очень плохо! » За это наказывают. Это
противозаконно.
Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно….
(авторская сказка Карповой Т. И.)
Жилибыли Дед и Баба. И была у них Коза такая добрая, ласковая. Паслась она на лугу и
приносила молоко для стариков. Однажды Коза гуляла на лугу и забрела в лес. Кустик за
кустик, шла, шла и заблудилась…..
День, второй проходит, не найдет Коза дороги домой. Бродит по лесу устала… ., вдруг видит
на поляне Теремок. «Как хорошо. в теремке можно отдохнуть», подумала Коза и постучала.
Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у нее разрешения отдохнуть в теремке, набраться
сил.
А мышка отвечает: «Заплати мне 100 рублей, тогда пущу! » А Коза говорит: «Мышка, откуда у
меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили
в теремке бесплатно! »
Мышка отвечает: «Это раньше так было… а теперь я здесь начальник! Плати или уходи! »
Заплакала Коза и пошла дальше….
Ребята, вам понравился ответ Мышки? Если «да» поднимите синий цветочек, если «нет»
то красный.Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет…
Правовой всеобуч 3 класс
14 Козу вам жалко? (ответы детей)
Мышка пользуется тем, что первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги за
проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащий
моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в
теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция.
Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях
личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает
противозаконно.
А теперь слушайте сказку дальше….
Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку
поранила…. больно ножке. Вдруг видит – домик…. «Лесная больница» написано. А работала
там Лисичка – медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса
говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу! »
А Коза говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно
боли, ходить не могу… ». «Уходи тогда! », закричала Лиса и прогнала Козу. Опять заплакала
Коза и пошла дальше… .
Ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши цветочки. Вам
понравилось поведение Лисы? Объясните свой выбор цветка. (ответы детей) .
Да. Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка.
Это противозаконно!
Что же случилось дальше в сказке….
Идет Коза дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано «Хозяин леса –
Медведь». «Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за
порядком в лесу. ». Зашла Коза к Медведю, поведала о своем горе…. Пожаловалась… А
Медведь говорит : «Не печалься, Коза! Я тебе помогу…. Только у нас скоро лесные выборы, ты
проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса тогда сразу помогу. «Эх, подумала Коза,
и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь! » и тихонько ушла … .
Ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. Дети объясняют свой выбор цвета
и свое отношение к поведению медведя.
Поступок медведя это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей
выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах
А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть
честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
Скоро и конец нашей сказочке…
Идет Коза дальше, а навстречу ей Заяц, узнал о беде Козы, нашел листик подорожника,
приложил к ранке на ножке Козы, обвязал осиновой веточкой. Стало Козе получше. Пошли
вместе. Навстречу Ежик. Узнал о беде Козы, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока
пролетала мимо, рассказали друзья ей о Козе. А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю,
идите за мной… » Сорока полетела, а друзья поспешили за ней…. Так она указала путь Козе в
деревню к Деду и Бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых
лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец… .
Ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки. Дети поднимают
цветочки и объясняют свой выбор, высказывают свое мнение
А как бы вы поступали на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя и т. д..(Ответы детей.)
Скажите. подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка или подарок от
души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО» (физкультминутка)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают
ответ с объяснением.
Правовой всеобуч 3 класс
15 подкупать избирателей
совершать добрые поступки, дела
требовать или вымогать деньги, игрушки
добросовестно выполнять свою работу
воровать
честно зарабатывать деньги и др.
соблюдать законы
соблюдать права и обязанности
нарушать законы
говорить правду
быть всегда честным
брать взятки
обманывать людей
С детства люди должны быть всегда справедливыми, честными. порядочными.
законопослушными, милосердными. честно работать….
Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы), тех наказывают
специальные органы.
Ребята, помните всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против такой
«болезни» времени коррупции
Есть такая пословица «Честное здравствование – сердцу на радость»
Вы тоже делаете много добрых дел. растете честными, справедливыми…
АКЦИЯ «ЧИСТЫЕ ЛАДОШКИ»
Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки. Вырезают их. С помощью взрослого пишут,
какие честные и добрые поступки они совершали.
Спасибо, всем!
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №8
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: _______________
Все стараются на пять
На уроках отвечать.
Тема: Сознательная дисциплина и порядок – залог успешности
Цель: Повторить основные права и обязанности школьника, правила поведения в школе.
Продолжить работу по организации самоуправления в классе, утверждению в коллективе
системы демократических ценностей
Ход занятия
Ребята, отгадайте загадку:
Это полный дом детей,
Здесь всегда много друзей,
Школа
Зачем ученики ходят в школу? (Высказывания детей)
Школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе
тоже есть свои правила и порядки. В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют,
почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный
предмет он называется «поведение».
В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников.
Если ктолибо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия.
Виды мер воздействия определены в Уставе школе.
Рассм. внимательно рисунки на экране. Расскажите что на них изображено? (Поведение в школе.)
Что в рисунках общего?Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе).
Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему нашего занятия
«Правила поведения учащихся в школе ».
Правовой всеобуч 3 класс
16 Ребята, наше занятие будет построено в группах. Мы исследуем ситуации, вы сделаете выводы,
для чего нужно соблюдать правила поведения.
Организуя совместную работу, вспомним наш девиз:
«Помогая другим, учимся сами! Давайте попытаемся!»
Вспомним о правилах работы в группе!
выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;
вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;
помогать, если возникнут проблемы;
работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;
испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров,
всего класса.
Поиск решения.
А) Сейчас я вам предлагаю посмотреть киножурнал «Ералаш».(Онлайнпросмотр
на http://www.ivi.ru/watch/eralash))После просмотра я вас попрошу ответить на вопрос:Какую
проблему обсуждали ученики класса?
Просмотр видеоролика: «Ералаш: «Научились…». (Краткое описание видеоролика. После уроков
учащиеся класса обсуждают с классным руководителем правила поведения учащихся в школе:
вежливое обращение друг к другу, учителям; употребление вежливых слов в речи; соблюдение
чистоты учебных классов. Звенит звонок с урока. Дети выбегают из кабинета сбивая учителя с ног.
И только один ученик говорит учителю: «До свидания!». В классе повсюду разбросан мусор…
учителя и завуч прибираются в кабинете.)
Что вам понравилось? Что вас рассмешило? Какие проблемы обсуждали ребята с учителем?
Для кого нужно оставлять в классе чистоту и порядок?
О какой проблеме говорили учитель и завуч? Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете, почему ребята говорят правильно, а делают всё наоборот?
Как бы вы поступили на их месте?
Сейчас мы послушаем стихотворение Б.Заходера «Перемена» Задача групп: сосчитать сколько
ошибок в поведении допустил Вова и почему?
Ответы групп. (Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно
подготовиться к следующему уроку и отдохнуть. )
Ктонибудь узнал в Вове себя?Как вы ведете себя на перемене? А на уроках?
Б) Поиграем в игру «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
В) – Я тоже хочу вас познакомить с правилами поведения в школе. Послушайте их.
Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Правовой всеобуч 3 класс
17 Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу
Подними спокойно руку.
Чтоб не встревожились врачи,
На переменах не кричи.
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
Приказания не жди,
В школу вовремя иди.
Прежде, чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь.
В школе, в классе не сори,
Сор увидел – подбери!
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.
4. Итог
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила? (для того чтобы меньше было
нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и
учителей;
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье
окружающих.
Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила
поведения в школе ».
Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Я думаю,
что все мы будем теперь не только знать эти правила, но и применять. И тогда каждый из вас будет
гордо носить имя – ученик.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №9
Ф.И.О. учителя_________________
Дата: _______________
Тема: Правила школьной жизни правила для всех
Цель: - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,
правилами этикета,проработанными и внедренными самими учащимися в результате групп
овой работы
Здравствуйте,друзья! Продолжим знакомиться со школьной жизнью. Сегодня мы постараемся
Ход занятия
получше узнать друг друга и познакомимся с некоторыми школьными правилами.
С чего мы начинаем наши уроки? С волшебного заклинания!
Раз, два, три, слушай и смотри!
Три, два, раз, мы начнём сейчас!
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята!
Давайте поиграем в игру «Доброе утро»
Я буду говорить эти слова и называть когонибудь по имени, а те кто услышит своё имя,
помашет мне рукой.
Доброе утро, Саша, Маша…….
Доброе утро, всем девочкам, мальчикам!
Доброе утро, всем, кто сегодня чистил зубы!
Доброе утро, всем, кто любит конфеты!
Доброе утро, всем, кто сегодня завтракал!
Доброе утро, всем, кто сегодня улыбался своим друзьям!
Мы с вами уже чуточку подружились. Что мы для этого сделали? Посмотрите на детей, сидящих
с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам?
Игра с мячом «Знакомство»
Правовой всеобуч 3 класс
18 Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение.
Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку,
отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться
бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до
тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не
свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики
запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.
Правила школьной жизни
Вежливые люди всегда здороваются.А кто скажет зачем?
В школе тоже принято желать друг другу здоровья. А умеете ли вы здороваться пошкольному?
Давайте попробуем.
Здравствуйте, дети!(Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»)
– Все согласны, что в школе так здороваются?
Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить.
Школьные знаки
Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал
рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал?
Когда я подходила к нашей школе, то обратила внимание, что мама грозила своей дочке
пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит,
людям можно общаться между собой не только словами, но и жестами?
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки, они показывают водителям где
можно ехать, а где нельзя. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения
на дороге. Если не обращать на них внимания, то быть беде!
А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что не всегда?
Подскажите мне чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя за партой? Что можно
делать на перемене?
Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны свои
знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно всё прослушать и
ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает знак 1). Мы с
вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя
кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак
(показывает знак 2) А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не
вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это
помощь? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит следующий знак
(показывает знак 3) А что делать, если хочешь о чёмто спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать пока учитель попросит ответить. Вот знак,
который нам говорит об этом школьном правиле (показывает знак 4) Конечно, ребята это не все
школьные правила, их много, и постепенно мы про них поговорим. А сегодня мы постараемся
запомнить только несколько правил, но они очень важны, для того чтобы учиться в школе и
чтобы в классе был порядок.
Парта, это не кровать, и нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно
Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит – сядь
Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной школе, у зверятпервоклассников. В
самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых
мы сегодня говорили (напомнить правила) Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, всё
понятно, а на следующий день… Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и
постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметить, поднимите руку, чтобы я
видела. Готовы? Слушайте!
Правовой всеобуч 3 класс
19
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Методический сборник занятий «Школы правовой культуры» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.