Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Н.Ю.Обидина, учитель математики филиала МБОУ «Советская средняя школа»
Карабатовская основная школа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(1 слайд) Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
(2 слайд) Цель: формирование УУД средствами технологии развития критического мышления
Задачи:
Ø создание педагогических условий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики;
Ø формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности у обучающихся;
Ø формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
(3 слайд) Актуальность
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, для того чтобы идти в ногу со временем. Сейчас важно вооружить учащегося большим объемом предметных знаний и сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют модели образования, ориентированной на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению. Требования, предъявляемые к выпускнику школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления.
(4 слайд) Возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования УУД обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения этих результатов.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.
(5 слайд) Поиск эффективных способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие интеллектуальных способностей, мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
(6 слайд) В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:
Ø вызов;
Ø осмысление;
Ø рефлексия.
(7 слайд) Задачи фазы вызова - пробуждение интереса к предмету.
Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.
Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.
(8 - 10 слайд)Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики на всех стадиях ТРКМ.
Фаза |
Формируемые УУД |
Стадия вызова |
Личностные: формирование учебной мотивации, необходимость приобретения новых знаний Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, постановка и формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: понимание учебной задачи урока, определение цели учебного задания, контролирование своих действий в процессе его выполнения, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: умение работать в группах, парах; умение задавать учебные вопросы; умение анализировать и отбирать необходимую информацию. |
Стадия осмысления |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Познавательные: понимание информации, представленной в текстовой форме; отделение нового знания от известного; умение ставить вопросы к тексту и искать ответы на них; анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: сверка своих ответов с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, оценивание результатов совместной деятельности Коммуникативные: формулирование своих мыслей; понимание собеседника; объяснение партнеру свою точку зрения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
Стадия рефлексии |
Личностные: осознание ответственности за общее дело, ориентирование в системе моральных норм и ценностей Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договорённости и согласование общего решения, планирование учебного сотрудничества |
(11 слайд). Приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия
УУД |
Приемы ТРКМ |
Познавательные |
Пометки на полях, чтение с остановками, “РАФТ” Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, верные - неверные утверждения, “Кубик”, “Перепутанные логические цепочки” Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и “толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм” Кластер, “Карта познания” и др. |
Регулятивные |
“Таблицы, схемы”, игра “Как вы думаете?”, “Бортовой журнал” и др. |
Коммуникативные |
“Корзина идей, понятий”, кластер, “Синквейн”, “Мозговой штурм”, дискуссия, “Карусель”, “Зигзаг” (взаимообучение) и др. |
(12-14 слайд) Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики
В своей практической деятельности я использую разные приемы технологии развития критического мышления для формирования УУД. Рассмотрим некоторые из них.
Стадии урока по ТРКМ/ Приемы и методы |
Пример |
Формируемые УУД |
||
Стадия "Вызов" Таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнали» |
Деление дробей |
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать пути достижения целей; прогнозирование. Коммуникативные: умение работать в группах, парах; умение задавать учебные вопросы; умение анализировать и отбирать необходимую информацию |
||
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
||
|
||||
"Верные - неверные утверждения" или "верите ли вы, что..." |
Верите ли вы, что это относится к отрицательным числам |
|||
Стадия "Осмысление" «Ромашка Блума» |
Тема урока: “Пирамида”. Вопросы “ромашки”: · Какие фигуры могут лежать в основании пирамиды? · Какие виды пирамид бывают? · Сколько ребер имеет треугольная пирамида? · Сколько граней у четырехугольной пирамиды? Где встречается слово “Пирамида”? |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; Познавательные: понимание информации, представленной в текстовой форме; отделение нового знания от известного; умение ставить вопросы к тексту и искать ответы на них Регулятивные: прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные формировать навыки работы в группах, парах; излагать свое мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты; строить монологическое и диалогичное высказывание; умение анализировать и отбирать необходимую информацию |
||
«Тонкие» и «толстые» вопросы» |
Как называются измерения прямоугольного параллелепипеда? Почему правильная дробь называется правильной? |
|||
«Перепутанные логические цепочки» |
Число, отрицательное, записанное, со знаком, минус, называется. О, ни, к, положительным, относится, к, ни, отрицательным, число, не
|
|||
Стадия "Рефлексия" «Синквейн» |
Личностные: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовности к самообразованию и самовоспитанию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осуществлять синтез, сравнение Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Коммуникативные: умение формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию. |
|||
“Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)” |
Тема: “Куб”. “Я – фигура объемная. У меня 8 вершин, 12 ребер, все грани являются квадратами. Как найти мой объем?” |
|||
(15 слайд) Результативность работы
Исследования наличия устойчивого интереса к изучаемому предмету по методике Казанцевой Г.Н..
Люблю предмет потому, что |
6класс
|
Данный предмет интересен |
75% |
Нравится, как преподает учитель |
75% |
Предмет нужно знать всем |
100% |
Предмет нужен для будущей профессии |
75% |
Предмет занимательный |
75% |
Хорошие взаимоотношения с учителем |
100% |
Учитель интересно объясняет |
75% |
Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Б.Г.
Год |
2016 |
|
Класс |
6 класс |
|
Кол-во уч-ся |
4 |
|
|
Чел. |
% |
Высокий уровень (26-42 балла) |
1 |
25% |
Средний уровень (13-25 баллов) |
3 |
75% |
Низкий уровень (0-12 баллов) |
- |
0% |
Из таблицы видно, что проявляется интерес к предмету и сознательное изучение математики. Результаты показали, что у учащихся высокая познавательная потребность, интерес и активность к изучению математики.
(16 слайд) Участие в конкурсах
№ |
Название |
Результат |
2017 год |
||
1 |
Всероссийская математическая олимпиада «Золотой ключик» |
участие |
2 |
Всероссийский конкурс «Вопросита» |
2 место |
3 |
Открытая международная математическая Интернет-олимпиада для школьников |
участие |
2016 год |
||
1 |
Открытая международная математическая Интернет-олимпиада для школьников |
3 место |
2 |
Всероссийский конкурс «Карта сокровищ» |
участие |
3 |
Всероссийский математический конкурс «Потомки Пифагора» |
участие |
4 |
Всероссийский конкурс «Волшебный сундучок» |
участие |
(17 слайд) Заключение
Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учащихся, целями урока и объемом учебного материала. Применение технологии развития критического мышления способствует развитию умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД). У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: учащиеся учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.
(18 слайд) Таким образом, использование ТРКМ стимулирует самостоятельную поисковую и творческую деятельность обучающихся, развивает умение критически мыслить, запускает механизмы самообразования и самоорганизации, повышает интерес к самому процессу обучения, формирует умения ответственно относиться к собственному образованию, желание стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках математики позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию УУД обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни
(19 слайд) Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.