Методический семинар
Оценка 4.6

Методический семинар

Оценка 4.6
Семинары
doc
математика +1
Взрослым
24.03.2017
Методический семинар
Выступление на семинаре по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами технологии развития критического мышления. В данной работе рассматриваются формируемые УУД на всех фазах ТРКМ. Описаны приемы технологии развития критического мышления, которые формируют и развивают определенные универсальные учебные действия
Пояснительная записка Формирование УУД на уроках математики.doc

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Н.Ю.Обидина, учитель математики филиала МБОУ «Советская средняя школа»

Карабатовская основная школа

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

(1 слайд) Тема:  «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

(2 слайд) Цель: формирование УУД  средствами технологии развития критического мышления

Задачи:

Ø создание педагогических условий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики;

Ø формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности у обучающихся;

Ø формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

(3 слайд) Актуальность

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, для того чтобы идти  в ногу со временем. Сейчас важно  вооружить учащегося большим объемом предметных знаний и  сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.  

Происходящие изменения в современном обществе требуют модели образования, ориентированной на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению. Требования, предъявляемые к выпускнику школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления.

(4 слайд) Возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования УУД обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения этих результатов.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

(5 слайд) Поиск эффективных  способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие интеллектуальных способностей, мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

 (6 слайд)  В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

Ø вызов;

Ø осмысление;

Ø рефлексия.

(7 слайд)  Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

(8 - 10 слайд)Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики на всех стадиях ТРКМ.

 

Фаза

Формируемые УУД

Стадия вызова

Личностные: формирование учебной мотивации,  необходимость приобретения новых знаний

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, постановка и формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: понимание учебной задачи урока, определение цели учебного задания, контролирование своих действий в процессе его выполнения, выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения

Коммуникативные: умение работать в группах, парах;

умение задавать учебные вопросы; умение анализировать и отбирать необходимую информацию.

Стадия осмысления

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Познавательные: понимание информации, представленной в текстовой форме;  отделение нового знания от  известного; умение ставить вопросы к тексту и искать ответы на них; анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: сверка своих ответов с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, оценивание  результатов совместной деятельности

Коммуникативные: формулирование своих мыслей; понимание собеседника; объяснение партнеру свою точку зрения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Стадия рефлексии

Личностные: осознание ответственности за общее дело,

ориентирование в системе моральных норм и ценностей

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договорённости и согласование общего решения, планирование учебного сотрудничества

(11 слайд). Приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия

 

УУД

Приемы ТРКМ

Познавательные

Пометки на полях, чтение с остановками, “РАФТ”

Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, верные - неверные утверждения, “Кубик”,

“Перепутанные логические цепочки”

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и “толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм”

Кластер, “Карта познания” и др.

Регулятивные

“Таблицы, схемы”, игра “Как вы думаете?”, “Бортовой журнал” и др.

Коммуникативные

“Корзина идей, понятий”, кластер, “Синквейн”, “Мозговой штурм”, дискуссия, “Карусель”, “Зигзаг” (взаимообучение) и др.

(12-14 слайд) Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики

В своей практической деятельности я использую разные приемы технологии развития критического мышления для формирования УУД. Рассмотрим некоторые из них.

Стадии урока по ТРКМ/

Приемы и методы

Пример

Формируемые УУД

Стадия "Вызов"

Таблица «Знаем – Хотим узнать -  Узнали»

Деление дробей

Личностные:

устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

планировать пути достижения целей; прогнозирование.

Коммуникативные:

умение работать в группах, парах;

умение задавать учебные вопросы;

умение анализировать и отбирать необходимую информацию

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

"Верные - неверные утверждения" или "верите ли вы, что..."

Верите ли вы, что это относится к отрицательным числам

Стадия "Осмысление"

«Ромашка Блума»

Тема урока: “Пирамида”.

Вопросы “ромашки”:

·                     Какие фигуры могут лежать в основании пирамиды?

·                     Какие виды пирамид бывают?

·                     Сколько ребер имеет треугольная пирамида?

·                     Сколько граней у четырехугольной пирамиды?

Где встречается слово “Пирамида”?

Личностные:

формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; Познавательные:

понимание информации, представленной в текстовой форме;  отделение нового знания от  известного; умение ставить вопросы к тексту и искать ответы на них

Регулятивные:

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные

формировать навыки работы в группах, парах;

излагать свое мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты; строить монологическое и диалогичное высказывание; умение анализировать и отбирать необходимую информацию

«Тонкие» и «толстые» вопросы»

Как называются измерения  прямоугольного параллелепипеда?

Почему правильная дробь называется правильной?

«Перепутанные логические цепочки»

 

Число, отрицательное, записанное, со знаком, минус, называется.

О, ни, к, положительным, относится, к, ни, отрицательным, число, не

 

 

 

Стадия "Рефлексия"

«Синквейн»

Личностные:

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

уметь осуществлять синтез, сравнение

Регулятивные:

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

умение формулировать свое мнение, аргументировать свою позицию.

“Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)

Тема: Куб”.

“Я – фигура объемная. У меня 8 вершин, 12 ребер, все грани являются квадратами. Как найти мой объем?”

(15 слайд) Результативность работы

Исследования наличия устойчивого интереса к изучаемому предмету по методике Казанцевой Г.Н..

Люблю предмет потому, что

6класс

 

Данный предмет интересен

75%

Нравится, как преподает учитель

75%

Предмет нужно знать всем

100%

Предмет нужен для будущей профессии

75%

Предмет занимательный

75%

Хорошие взаимоотношения с учителем

100%

Учитель интересно объясняет

75%

  Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Б.Г. 

Год

2016

Класс

6  класс

Кол-во уч-ся

4

 

Чел.

%

Высокий уровень

(26-42 балла)

1

25%

Средний уровень

(13-25 баллов)

3

75%

Низкий уровень

(0-12 баллов)

-

0%

Из таблицы видно, что проявляется интерес к предмету и сознательное изучение математики. Результаты  показали, что у учащихся высокая познавательная потребность,  интерес и активность к изучению математики.

(16 слайд) Участие в конкурсах

 

Название

Результат

2017 год

1

Всероссийская математическая олимпиада «Золотой ключик»

участие

2

Всероссийский конкурс «Вопросита»

2 место

3

Открытая международная математическая  Интернет-олимпиада для школьников

участие

2016 год

1

Открытая международная математическая  Интернет-олимпиада для школьников

3 место

2

Всероссийский конкурс «Карта сокровищ»

участие

3

Всероссийский математический конкурс «Потомки Пифагора»

участие

4

Всероссийский конкурс «Волшебный сундучок»

участие

(17 слайд) Заключение

Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учащихся, целями урока и объемом учебного материала. Применение технологии развития критического мышления способствует развитию умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД). У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: учащиеся учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.

(18 слайд) Таким образом, использование ТРКМ стимулирует самостоятельную поисковую и творческую деятельность обучающихся, развивает умение критически мыслить, запускает механизмы самообразования и самоорганизации, повышает интерес к самому процессу обучения, формирует умения ответственно относиться к собственному образованию, желание стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках математики позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию УУД обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни

(19 слайд) Литература


Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Задачи фазы вызова - пробуждение интереса к предмету

Задачи фазы вызова - пробуждение интереса к предмету

Приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия

Приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия

Стадия "Осмысление" «Ромашка

Стадия "Осмысление" «Ромашка

Стадия "Рефлексия" «Синквейн»

Стадия "Рефлексия" «Синквейн»

Низкий уровень (0-12 баллов) - 0%

Низкий уровень (0-12 баллов) - 0%

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017