Дифференцированный
подход в обучении
как средство развития
младших школьников
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
I категории
МБОУ СОШ №8
г. Миллерово
Плешакова Евгения
Александровна
Вся тайна состоит
в том , чтобы дать
ребёнку самому
развёртываться ,
взрослые должны
всегда относиться
к ребёнку ,
как к человеку ,
с полным признанием
его личности
П. Ф. ЛЕСПАФТ
Актуальность дифференциации
учебного процесса
• Положение ФГОС : «Начальное
образование должно гарантировать
разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и
образовательного развития»
•Конвенция о правах ребёнка :
« Ребёнок имеет право на
сохранение своей
индивидуальности»
Гипотеза проекта
Можно ли добиться
реализации цели
развития всех учащихся
при их столь разных
возможностях ?
Можно , если
организовать процесс
обучения как
дифференцированный.
Цели и задачи
создание условий для реализации
творческих способностей детей
сохранение и поддержка индивидуальности
возможностях
ребёнка
предоставление каждому возможности
работать в присущем ему темпе
повышение уровня Я-концепции
(ситуация успеха, повышение самооценки у
учащегося);
повышение уровня мотивации
развитие всех учащихся при их разных
создание условий для реализации творческих способностей детей предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе повышение уровня Я-концепции(ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося);повышение уровня мотивацииразвитие всех учащихся при их разных возможностяхсохранение и поддержка индивидуальности ребёнка
Критерии дифференциации
готовность
к обучению
обучаемость
обученность
познавательные
интересы
готовность к обучениюобучаемостьобученностьпознавательные интересы
СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУУЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ МОЖНО
ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
по уровню творчества
по уровню трудности
по объёму
по уровню творчествапо уровню трудностипо объёму
Этапы дифференцированной
работы
• 1-й этап. Выделение групп учащихся,
отличающихся: различным уровнем усвоения
материала на данный момент, уровнем
работоспособности и темпом работы,
особенностями восприятия, памяти, мышления.
• 2-й этап. Составление и подбор
дифференцированных заданий, которые
включают
• различные приемы, помогают учащимся
самостоятельно справиться с заданием или
связаны с увеличением объема и сложности
заданий.
•
• 3-й этап. Постоянный контроль за результатами
работы.
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАНИЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ
Выполни пересказ Перескажи сказку
сказки «Лиса и журавль» от лица лисы
( журавля )
Перескажи кратко
Сделай
иллюстрацию к
понравившемуся эпизоду
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВАЗАДАНИЯРЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕВыполни пересказ Перескажи сказку сказки «Лиса и журавль» от лица лисы ( журавля ) Перескажи кратко Сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
поиск закономерностей;
задания на классификацию математических
объектов;
задания с недостающими и лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск
наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач,
математических выражений, равенств и
неравенств
нестандартные задачи и задания
поиск закономерностей;задания на классификацию математических объектов;задания с недостающими и лишними данными;выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенствнестандартные задачи и задания
Творческие задания
2
4
3
9
5
4
16
• Рассмотри фигуры , дай общее Какое число надо записать
название всем фигурам в пустой клетке , чтобы не
нарушилась закономерность
расположения чисел ?
Составь по рисунку две задачи и реши их по схемам :
65 руб диск
а) + б)
35 руб книга
ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
усложнение материала
которое используется в
задании;
увеличение количества
действий в выражении, в
решении задачи;
использование обратного
задания вместо прямого;
вместо чисел или
отдельных цифр
выполнение операции
сравнения в дополнение к
основному;
использование букв
усложнение материала которое используется в задании;увеличение количества действий в выражении, в решении задачи;использование обратного задания вместо прямого;выполнение операции сравнения в дополнение к основному;использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Задания разного уровня сложности
• Вычисли периметр четырёхугольника
• Вычисли периметр четырёхугольника двумя
способами:
• Упражнение . Запиши в тетрадь предложение.
В русской народной сказке « Иван – царевич
и Серый Волк» рассказывается о том , как Серый
волк помогал Ивану – царевичу .
Можешь вспомнить название произведения ,которое
ты сейчас читаешь ? О чём оно ? Запиши .
Подсказка . Спроси у учителя , как правильно
записать название книги .
ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с заданием одинаково
Исполнительский этап
I группа – с учителем
II группа – сначала
с учителем,
затем самостоятельно
III группа –
самостоятельно
Знакомство с заданием одинаковоИсполнительский этап I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа – самостоятельно
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-
оказывают влияние на становление
положительной учебной мотивации
варианты заданий отличаются уровнем
трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью
которых задаётся уровень сложности (если
ученик ошибся с выбором, имеет право взять
другой вариант)
варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмомвариант 1 – основное заданиевариант 2 – задание большего объёмавариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)