Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
08.02.01 Строительство зданий и сооружений.
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений,
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
08.02.07 Монтаж и установка внутренних и сантехнических устройств и вентиляции
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Самара, 2020
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
по астрономии
для студентов очной формы обучения
по специальности:
21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Самара, 2020
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические указания по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности: 08.02.01 Строительство зданий и сооружений.
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности: 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений.
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности: 08.02.07 Монтаж и установка внутренних и сантехнических устройств и вентиляции
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности: 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
Одобрено
предметно-цикловой комиссией
«Естественнонаучные дисциплины
и физическая культура»
протокол № ____ от ______________
Председатель ПЦК_________ И.А. Антошкина
«___»_________2020 г.
Автор-составитель: Антошкина Ирина Анатольевна, преподаватель физики и астрономии высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий для студентов первого курса составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Астрономия», разработанной для специальности: 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 « РАБОТА С ПОДВИЖНОЙ КАРТОЙ
ЗВЁЗДНОГО НЕБА»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И РАЗМЕРОВ
ТЕЛ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 «ДВЕ ГРУППЫ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ
СИСТЕМЫ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Практические занятия являются важными видами учебной работы студентов по дисциплине «Астрономия» и выполняются в пределах 36 часов, предусмотренных учебным планом специальностей СПО технического профиля для студентов первого курса. По учебному плану на практические занятия по учебной дисциплине «Астрономия» отводится
6 часов. Продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа. На практических занятиях проводятся последовательное решение астрономических задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В результате выполнения практических занятий студенты должны знать основные астрономические понятия, объекты, методы исследования:
· небесная сфера, экваториальная системы координат, звёздные карты, созвездия Северного полушария, названия навигационных звезд, строение Солнечной системы, горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация, методы определения размеров небесных тел Солнечной системы, конфигурации планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, отличительные особенности планет земной группы и планет-гигантов.
Студенты должны уметь:
· определять по заданным координатам светила на звёздной карте;
· определять вид звездного неба с помощью подвижной звездной карты;
· переводить прямое восхождение светила из градусной меры в часовую меру и обратно;
· определять расстояние до небесного объекта и его размер с помощью горизонтального параллакса;
· находить на небе яркие созвездия и навигационные звёзды.
Итогом выполнения практического занятия является правильно оформленный отчет в тетради, который содержит:
· дату;
· номер и название практического занятия;
· цель работы;
· порядок выполнения практических заданий (формулировка задания, решение и ответ);
Пособие включает методические указания к трём практическим занятиям. Описание каждой работы содержит:
· чётко сформулированную цель её выполнения;
· теоретическое введение;
· пошаговый ход выполнения работы
Небрежное оформление отчёта, исправление уже написанного недопустимы. В конце занятия преподаватель ставит оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы и проверки отчёта.
Критерии оценки практических работ
При дифференцированном оценивании применения совокупности знаний умений, практического опыта:
- 5 (отлично) ставится за 95-100% правильно выполненной работы;
- 4 (хорошо) ставится за 81-94% правильно выполненной работы;
- 3 (удовлетворительно) ставится за 70-80% правильно выполненной работы;
- 2 (неудовлетворительно) ставится за 0-69% правильно выполненной работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Практическое занятие № 1«Работа с подвижной картой звездного неба». 2. Практическое занятие № 2 «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе». 3. Практическое занятие № 3 «Две группы планет Солнечной системы»
|
Практическое занятие № 1
«Работа с подвижной картой звездного неба»
Цель: научиться пользоваться подвижной картой звездного неба для определения вида звездного неба на конкретную дату; уметь по экваториальным координатам находить небесные объекты.
Теория. Для составления звездной карты, изображающую созвездия на
плоскости, в астрономии используют такую систему координат, которая вращалась
бы вместе со звездным небом. Такой системой координат является экваториальная
система. Она так названа потому, что экватор служит той плоскостью, от
которой и в которой производятся отсчеты координат.
Одной координатой является угловое расстояние светила от небесного экватора. Это - склонение δ. Склонение меняется в пределах ±90° и считается положительным к северу от экватора и отрицательным к югу. (Склонение аналогично географической широте).
Вторая координата аналогична географической долготе и называется прямым восхождением - α. Прямое восхождение отсчитывается по дуге небесного экватора от точки весеннего равноденствия против хода часовой стрелки, если смотреть с северного полюса. Оно изменяется от 0° до 360° и называется прямым восхождением потому, что звезды, расположенные на экваторе, восходят и заходят в порядке возрастания их прямого восхождения. Поскольку это явление связано с вращением Земли, то прямое восхождение принято выражать не в градусах, а в единицах времени.
За 24 часа Земля (а нам кажется, что звезды) совершает один оборот 360°; следовательно
360°→ 24 часа, 15°→ 1 час, 1°→4 мин., 15'→ 1 мин., 15''→ 1 сек.
Порядок выполнения работы:
1. Сделайте конспект по теме.
2. Определите по звездной карте координаты следующих звезд: α-Весов, β-Лиры.
3. Переведите единицы времени в градусы:
а)7 часов 21 мин 23 секунды, б) 9 часов 15 минут 11 секунд; в) 20 часов 30минут 15 секунд
4. Используя подвижную карту звездного неба, найдите и нарисуйте околополярные и наиболее яркие созвездия, которые видны сегодня в 24-00. Подпишите названия созвездий и ярких звезд.
5. Найдите на звездной карте и назовите объекты, имеющие координаты
а) α=15 час 12 мин и δ= -9°; б) α =3 час 40 мин и δ= 48°
6. Заполните таблицу:
Название созвездия неба Северного полушария |
Схема созвездия |
Название ярких звезд |
|
|
|
.
7. Почему Полярная звезда почти не меняет своего положения относительно горизонта?
8. Домашнее задание: нарисуйте вид звездного неба на дату своего дня рождения в полночь, отметив названия созвездий и ярких звезд.
Практическая работа № 2
«Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе»
Цель: научиться определять расстояния и размеры тел в Солнечной системе использую понятия горизонтального параллакса и углового радиуса.
Теория: Пользуясь понятием горизонтального параллакса Солнца, в 18 веке было определено расстояние от Земли до Солнца. Горизонтальным параллаксом называется
угол - р, под которым со светила виден радиус Земли, перпендикулярный лучу зрения.
Зная горизонтальный параллакс светила, можно, по известным тригонометрическим соотношениям, определить его расстояние от центра Земли:Очевидно, что чем дальше расположено светило, те меньше его горизонтальный параллакс. Например, наибольший параллакс, в среднем 57ʹ, имеет спутник Земли — Луна. У Солнца он значительно меньше и примерно составляет 8,794ʹʹ. Такому параллаксу соответствует среднее расстояние от Земли до Солнца, примерно равное 149,6 миллиона километров – одна астрономическая единица.(1 а.е.) Из геометрии известно, что при малых значениях угла его синус примерно равен самому углу, выраженному в радианах. Если учесть, что в одном радиане содержится 206 265ʹʹ, то легко можно получить формулу, удобную для вычислений:
Для примера, определим расстояние от Земли до Юпитера в момент противостояния, если его горизонтальный параллакс был равен 2,2ʹʹ. Радиус Земли примем равным 6371 километру.
В настоящее время для более точного определения расстояний до тел в Солнечной системе применяется более точный метод измерений — радиолокационный. Измерив время, необходимое для того, чтобы радиолокационный импульс достиг небесного тела, отразился и вернулся на Землю, вычисляют расстояние до этого тела по формуле:
где с — это скорость света в вакууме.
Зная расстояние до светила, можно определить его линейные размеры, если измерить угловой радиус – ρ, т.е угол, под которым небесное тело видно земному наблюдателю, то есть его угловой размер (или угловой диаметр). А зная угловой радиус и расстояние до светила, можно вычислить его линейный радиус:
.
Только в этой формуле угловой радиус должен быть выражен в радианах. Если в записанное уравнение подставить формулу для определения расстояний методом горизонтального параллакса и упростить её, используя тот факт, что значения углов ρ и р малы, то получим формулу, по которой можно определять линейные размеры небесных тел:
Но помните, пользоваться ей можно тогда, когда видны диски светил.
Для примера решим задачу. При наблюдении прохождения Меркурия по диску Солнца определили, что его угловой радиус равен 5,5’’, а горизонтальный параллакс — 14,4’’. Чему равен линейный радиус Меркурия?
Порядок выполнения работы:
1. Сделать конспект по данной теме.
2. Решить задачу. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры?
3. Решить задачу. Определить горизонтальный параллакс Луны в перигее
(363000 км).
Практическая работа № 3
«Две группы планет Солнечной системы»
Цель: исследовать характеристики планет Солнечной системы.
Оборудование: Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.В. Астрономия.
Базовый уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2018, «Школьный
астрономический календарь» на текущий учебный год.
Ход работы
1) Ознакомьтесь с содержанием § 15 учебника.
2) Укажите основание, согласно которому происходит разделение планет на две
группы.
3) Используя данные § 15 и приложения VI учебника, охарактеризуйте группы
планет по их физическим характеристикам.
Планеты земной
группы |
Планеты гиганты |
|
Названия планет |
||
Диапазон значений |
От ___ |
От ___ |
Диапазон значений |
От _____ |
От _____ |
Диапазон значений |
От _____ |
От _____ |
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
1. По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?
2. Плотности планет какой группы больше? Чем можно объяснить различия в
плотности физических тел?
3. Используя данные § 15 учебника, охарактеризуйте физико-химические свойства
каждой из групп планет Солнечной системы.
Планеты земной группы |
Планеты гиганты |
|
Преобладающие химические
элементы и |
||
Агрегатное состояние
преобладающего |
||
Преобладающие |
Проанализируйте
указанные значения, ответив на следующие вопросы:
1. В чем состоит сходство химического состава планет двух групп?
2. В чем состоит различие химического состава планет двух групп?
3. На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной
ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?
4) Используя данные приложения VI учебника и «Школьный астрономический
календарь» на текущий учебный год, исследуйте особенности взаимодействия групп
планет в гравитационно-взаимосвязанной системе тел.
Планеты |
Планеты-гиганты |
|
Продолжительность |
От ___ |
От ___ |
Общее количество |
||
Продолжительность |
5) Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям
планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»
6) Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы,
физических основах их различий и сходств.
Дополнительное задание: используя известные данные, рассчитайте линейную и угловую скорости вращения на экваторах Земли и Юпитер
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения практических работ у студентов формируются важнейшие
инструментальные компетенции, необходимые для успешного усвоения основных
специальных дисциплин. Качественное выполнение практикума является
предпосылкой
для подготовки в будущем квалифицированных специалистов.
Цель данного учебного пособия – оказать помощь студентам учреждений среднего профессионального образования специальностей технического профиля в подготовке и выполнении практических работ, включённых в рабочую программу по астрономии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронцов-Вельяминов Б.А.Астрономия Базовый уровень.-М.:Дрофа, 2018г.-238с. ISBN978-5-358-20794-3 |
|
2. Гамза, А. А. Астрономия. Практикум : учебное пособие / А.А. Гамза. — 2-е изд., перераб. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с. — (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-107802-0. - Текст : электронный. – URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1026320 * |
|
4. Шевченко М.Ю., Угольников О.С., Школьный астрономический календарь н а 2019/2020 учеб. год – Вып. 69: пособие для любителей астрономии. – М.: ОАО «Планетарий», 2019.
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.