Кононович Клавдия Всеволодовна,
заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования
«Городиловская средняя школа
Молодечненского района»
Методическое обеспечение допрофильной подготовки обучающихся как фактор качества общего среднего образования
Когда школа переходит на профильное обучение, важную роль играет допрофильное обучение учащихся, которое во многом определит будущий облик учебного заведения с профильной подготовкой.
Модель обучения учащихся – это не изолированная система, а открытая подсистема учебного профиля на III ступени общего среднего образования, являющаяся предварительным этапом обучения.
В образовательном процессе можно использовать различные механизмы организации допрофильного образования учащихся, выявляя методологические проблемы организации данного вида деятельности. В осуществлении системы допрофильного образования участвуют все субъекты образовательного процесса: учащиеся и родители, администрация школы, педагоги, социально-педагогическая и психологическая служба (СППС).
Необходимость создания модели допрофильного обучения связана с противоречиями между: необходимостью выбора профиля дальнейшего обучения и отсутствием подготовки учащихся к такому выбору. Практика показывает, что отсутствие у школьников устойчивого интереса к профильному обучению, недостаточно развитая мотивация выбора будущей профессии, незнание индивидуальных особенностей вызывает, как правило, немало трудностей в процессе дальнейшего обучения.[7] Все это требует создания эффективной модели допрофильного обучения учащихся.
Выбор дополнительного профиля обучения затруднен для самих учащихся. Здесь важную роль должна играть педагогическая поддержка профессионального самоопределения. Проблеме профилизации школы посвятили свои исследования такие педaгоги и психологи как Т.Б. Деминa, Н.Л. Смaкотина, С.М. Пaн и другие.
Анализ исследований, проведенных по проблемам профильного обучения [3; 5], выявил ряд противоречий между необходимостью обеспечения качества общего среднего образования и использованием традиционных форм и методов, которые не способны адекватно удовлетворять растущие требования учащихся и их законных представителей. Профильному обучению должно предшествовать допрофильное обучение – две основные части той или иной системы - подготовка к осознанному выбору своего профессионального пути.
1. Цели и содержание допрофильной подготовки
Допрофильное обучение следует рассматривать как систему обучения учащихся V – IX классов, утверждения нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения учащихся.
Цель допрофильного образования в какой-то степени противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение требований и развитие способностей индивида в той или иной области познавательной деятельности, а выявление его интересов, склонностей, формирование представлений о характере работы, о мире профессий и возможности выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важна система работы всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, ясность и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности в поддержку учащихся. [6]
Принимая во внимание психологические особенности и возраст школьников, можно выделить следующие этапы допрофильной подготовки:
- пропедевтика – идентификация образовательного запроса учащегося;
- основной – моделирование видов образовательной деятельности, необходимых в профильном классе, и принятие решений в различных образовательных ситуациях;
- завершающий – оценка готовности учащегося принять решение о выборе профиля обучения.
Каждый этап допрофильного обучения сопровождается соответствующим содержанием, формами и методами.
На пропедевтической стадии проводится:
- предварительная диагностика образовательного запроса учащихся с учетом мнения их родителей;
- презентация образовательного маршрута: информирование учащихся и их законных представителей на классных и общешкольных родительских собраниях о территориальных образовательных возможностях, доступных их образовательной сети.
Работа, проделанная на этом этапе, позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в различных вариантах допрофильной подготовки.
Основной этап предусматривает:
- организация психологической и педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющей выстраивать версии о предрасположенности к определенным направлениям образовательной деятельности в условиях конкретной подготовки;
- анализ образовательных ситуаций на учебных и факультативных занятиях, при проведении стимулирующих и поддерживающих занятий, в ходе которых создаются условия для выявления основных ограничителей при принятии решения об организации профильного обучения с конкретными учениками.
На заключительном этапе:
- рейтинг, а также количественное соотношение аргументов" за " и "против" выбора профиля.
При завершении допрофильного обучения необходимо учитывать уровень социальной зрелости учащихся, выраженный при подготовке к выбору профильного образования, с тем чтобы свести к минимуму перевод в базовые группы во время обучения. Это означает, что необходимо точно оценить, что, для чего и с кем следует учиться. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, руководства школы есть тема переговоров, которая касается содержания образования. Это необходимо для того, чтобы ученик утвердился в своем выборе будущего направления обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности.
2. Психолого-педагогическая сопровождение допрофильного подготовки
Неотъемлемой составляющей системы допрофильного обучения является психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся.
Цель психолого – педагогического сопровождения профессиональной подготовки – помочь учащимся узнать об индивидуальных особенностях, интересах, склонностях и предпочтениях, формировании убеждений о мире профессий и характере работы.[2]
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных областях познавательной и профессиональной деятельности, ориентированных на выбор профиля обучения;
- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых навыков, обеспечивающих успех в будущей профессиональной деятельности;
- формирование навыков принятия адекватных решений по выбору дополнительного направления образования, способов получения профессии;
- оказание психолого - педагогической и методологической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильного образования;
- мониторинг и коррекция личностного развития учащихся во время обучения.
Исходя из целей и задач, определяются направления допрофильной подготовки, в том числе:
1) Развитие у учащихся представлений об образе своего" я", о мире профессий и современном рынке труда;
2) приобретение учaщимися прaктического опыта для осознанного выбора профиля обучения;
3) обеспечить для учащихся ситуаций успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Информационно-педагогическая поддержка представляет собой процесс информирования учащихся об их возможном выборе учебного профиля и учебного заведения, направления продолжения обучения в системе профессионального или высшего образования. [1]
Работа по профориентации направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки при принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможной занятости с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, прежде всего IX классов, консультирование.
Значимость профессиональной ориентации заключается в том, что:
- способствует решению учащихся выбрать направление дальнейшего обучения и создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
- помогает самоопределяющемуся подростку в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда;
- развивает способность самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Становится важным не помогать в конкретном выборе, а тренировать саму способность делать различные профессиональные и жизненные выборы.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования играет ведущую роль в формировании профессиональной ориентации учащихся. Такой подход основан на позиции, что возможные причины затруднений при выборе профиля обучения у учащихся во многом определяются социально-психологическими особенностями развития личности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение способствует осуществлению процесса профессионального и личного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения.
Психологическая поддержка учащихся в ходе профессиональной подготовки включает в себя: диагностику способностей, интересов, способностей и ограничений при выборе их дальнейшей сферы деятельности; составление и анализ психодинамических результатов; осуществление «обратной связи» на основе анализа диагностических результатов, составление и осуществление различных серий программ (при необходимости); индивидуальное выявление и консультирование детей с негативными профессиональными интересами.
3. Методическое обеспечение допрофильной подготовки
Для многих школьников выбор профиля является случайным, это не совсем связано с реальными навыками и способностями. Знания учащихся VIII-IX классов о рынке труда и востребованных профессиях, способах образования, с помощью которых их можно получить, недостаточны. Школьники не обладают знаниями, необходимыми для построения реалистичных жизненных планов и т. д. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.
Проблемы, которые необходимо решить при организации допрофильного обучения:
- нехватка кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов;
- не всегда достаточный уровень профессиональной компетентности учителей-предметников, которые должны преподавать профильные предметы;
- трудности в соблюдении санитарно-гигиенических требований при организации учебного процесса при составлении расписания учебных занятий и т.д.
Важным аспектом, необходимым при организации допрофильного обучения, является кадровое обеспечение. Эта проблема решается путем повышения квалификации учителей, участия в работе методических объединений, управления процессами самообразования. Необходимо обеспечить изучение нормативно-правовой базы об организации и реализации допрофильного обучения, обеспечить повышение профессионального мастерства учителей путем освоения современных образовательных технологий и методов, эффективных форм организации образовательного процесса.
Наличие подготовленных кадров способствует возможности удовлетворения запросов учащихся и их законных представителей об организации факультативных занятий, направленных на подготовку к профильному обучению: «Падагульняльны факультатыўны курс па беларускай мове», «Продолжаем открывать тайны веществ» (химия), «Простые решения сложных задач» (математика), «Физиологические и биологические аспекты человека» (биология), «Алгебра учит рассуждать» (математика).
Организация допрофильного обучения включает в себя: выявление интересов и склонностей, способностей учащихся через изучение познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации "Карта интересов Голомштока", ДДО Е.А. Климова, тест Голланда на определении типа профессиональной личности, тест "Тип темперамента" А.Белова, в завершении методологии "Профиль обучения" Г. В. Резапкиной, С.Ф.Медведской [4], заполнение профессиональной карточки учащихся; диагностика изучения образовательных требований учащихся к организации образования на следующий учебный год. Исходя из результата, а также запросов учащихся и их законных представителей, руководство школы организует образовательный процесс, который направлен на самоопределение учащихся при выборе учебных предметов для изучения на повышенном уровне в VIII-IX классах.
Актуальным направлением методической работы является методическое обеспечение допрофильного обучения. Методическая помощь носит дифференцированный характер и направлена на удовлетворение запросов и опережающее обучение педагогических работников. В педагогической практике можно использовать разнообразные формы методической поддержки педагогов, работающих как в условиях профильного обучения, так и в условиях допрофильной подготовки:
районное методическое объединение заместителей директоров по учебной работе «Формирование модели допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» (приложение 1);
постоянно действующий семинар для учителей-предметников «Современные подходы к преподаванию учебных предметов в условиях реализации принципов дифференцированного обучения»;
творческая группа учителей-предметников «Использование различных видов ИКТ на уроках в условиях допрофильного обучения»;
мастер-класс «Движение по образовательной траектории: идеи, технологии, ресурсы»;
педагогический марафон «Современный урок – синтез традиций и инноваций» (допрофильные классы);
смотр-конкурс «Современное методическое и материально-техническое обеспечение учебного кабинета как необходимое условие перехода к эффективной реализации допрофильного образования»;
интегрированные факультативные занятия «Мое профессиональное будущее» (приложение 2).
Методическое обеспечение допрофильного обучения на II ступени общего среднего образования, скорректированное содержание программ по предметам, в условиях образовательного процесса учебных заведений будет эффективным, если содержание образования будет воплощаться через основные формы организации образовательного процесса.
Организация допрофильного обучения позволит:
- повысить качество образования;
- создать единое пространство допрофильного обучения и профильного обучения;
- обновить системы педагогического взаимодействия, направленные на тесное сотрудничество педагогических работников учреждения общего среднего образования;
- повысить профессиональную компетентность педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Н.Д. Психологическое обеспечение допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждении общего среднего образования на основе информационной технологии «REFERENT»/Н.Д.Алексеев // Веснік адукацыі. – 2015. – №11. – С. 30–33.
2. Глинский, А. А.Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь / А. А. Глинский, Т. М. Савельева // Веснік адукацыі. – 2015. – № 10. – С. 36–45.
3. Демина, Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника/Т.Б. Демина // Профильная школа. 2006. № 1. С. 45-48.
4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996
5. Смакотина, Н.Л. О социальной эффективности проведения эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся (по результатам социологических исследований)/Н.Л.Смакотина // Профильная школа. 2005. № 1.
6. Трубина, Г.Ф. Роль предпрофильного и профильного обучения в профессиональном самоопределении учащихся // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 59 - Режим доступа: main/wp-content/uploads/2015/12/914.pdf. – Дата доступа: 21.02.2021.
7. Титовец, Т.Е. Допрофильная педагогическая подготовка учащихся: от идеи к реализации /Т.Е. Титовец, Ю.Н. Егорова, А.В. Позняк // Адукацыя і выхаванне. – 2017 – № 3 – С. 13–18.
Приложение 1
Программа районного методического объединения заместителей директоров по учебной работе, курирующих учебный процесс на II и III ступени общего среднего образования
Тема: «Системный подход к формированию модели допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования как условие повышения качества образовательного процесса»
9.20-9.50 - регистрация участников.
9.50-10.05 – сообщение заместителя директора Кононович К.В. «Система работы Государственного учреждения образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района» по формированию модели допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
Посещение учебных занятий
10.10-10.55
учебное занятие «Аднародныя члены сказа.Абагульненне і сістэматызацыя ведаў», VIII «А» класс; Яковицкая Галина Владимировна, учитель белорусского языка и литературы первой квалификационной категории;
факультативное занятие по химии «Вывод формул органических соединений», IX класс; Щуцкая Елена Анатольевна, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории.
11.10-11.55
факультативное занятие по русскому языку «Сравнение. Части речи, организующие сравнение», VII «А» класс; Железняк Ирма Анзоровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
факультативное занятие «Интересы и склонности в профессиональном самоопределении», IX класс; Кононович Клавдия Всеволодовна, психолог первой квалификационной категории.
12.00-12.20 – подведение итогов.
Управление по образованию Молодечненского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Городиловская средняя школа Молодечненского района»
Система работы государственного учреждения образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района» по формированию модели допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования
Заместитель директора
по учебной работе
Кононович К. В.
аг.Березинское
Начиная новую для себя деятельность по формированию модели допрофильной подготовки, передо мною, как молодым заместителем директора по учебной работе, стали вопросы:
1) Оправдывает ли себя организация профильного обучения на III ступени общего среднего обучения и воспитания?
2) Что необходимо изменить в системе подготовки к профильному обучению?
Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием сегодня – создание условий для выбора каждым учащимся того содержания образования, которое наиболее полно соответствует его индивидуальным особенностям и запросам.
Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном и уровне и проведение факультативных занятий.
Последний выпуск учащихся, изучавших предметы в X-XI классах на повышенном уровне, прошел в 2016 году. 72% выпускников поступили в высшие учебные заведения с бюджетной формой обучения. В последние три года эта цифра снизилась: 2017 год – 35%, 2018 год – 67%, 2019 год – 50%. Конечно, не смотря на то, что наши выпускники стали студентами таких ведущих ВУЗов как БГУ, БНТУ, БГТУ, БГЭУ, БГУИР, ГГУТ, Витебский и Гродненский государственный медицинский университет, педагоги не в полной мере остались довольны результатами своей работы. Поэтому, после проведения анализа имеющейся материально-технической базы, кадрового потенциала, а также запроса со стороны учащихся и родителей, было принято решение возобновить профильное обучение на III ступени общего среднего образования
Профильное обучение способствует повышению конкурентоспособности отечественного образования, обеспечивается распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.
Выбор профиля обучения труден и для самих учащихся. Здесь большую роль должна сыграть педагогическая поддержка профессионального самоопределения.
Поэтому, профильному обучению должна предшествовать допрофильная подготовка – это две главные части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
Допрофильную подготовку следует рассматривать как систему подготовки учащихся V – IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.
Цель допрофильного образования в определенной степени противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важна системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, чёткость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.
Выстраивая модель образовательного пространства на текущий учебный год, мы постаралась максимально сохранить преемственность с ранее действующей моделью, учесть пожелания учащихся, родителей и организовать дополнительное образование таким образом, чтобы каждый ученик смог осуществить свой индивидуальный выбор с учетом интересов, склонностей, состояния здоровья, жизненных планов.
В целях формирования интереса у учащихся к изучению отдельных учебных предметов и в дальнейшем мотивированном выборе профиля обучения организуются факультативные занятия по учебным предметам, к изучению которых учащиеся проявляют интерес.
Для удовлетворения поступивших образовательных запросов учащихся V-IX классов на проведение факультативных занятий был выделен 21 час. Из них 2 часа направлено на изучение учебного предмета «Белорусский язык» на повышенном уровне в VIII «А» классе.
Остальные часы факультативных занятий в рамках учебных предметов распределены следующим образом:
математика – 4 часа (V, VI, VII,IX классы);
русский язык – 3 часа (V, VII,IX классы);
белорусский язык – 1 час (IX класс);
второй иностранный язык – 1 час(VI класс);
физика – 1 час (VIII класс);
химия – 1 час (IX класс, второй год тематического цикла);
трудовое обучение – 3часа (V, VI, IX классы, в том числе факультативное занятие «Мое профессиональное будущее»);
эстетической направленности – 2 часа (VII, VIII классы).
В V – IX классах организованы дополнительные образовательные услуги на платной основе по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика», «Математика» (5 групп).
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы допрофильной подготовки:
- пропедевтический – выявление образовательного запроса учащегося;
- основной – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильном классе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения.
Каждый этап допрофильной ориентации сопровождается соответствующим содержанием, формами и методами.
На пропедевтическом этапе осуществляется:
- предварительная диагностика образовательного запроса обучающихся с учетом мнения их родителей;
- презентация образовательной траектории: информирование учащихся и их законных представителей на классных и общешкольных родительских собраниях об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети. Кроме учебных и факультативных занятий в общеобразовательной школе учащиеся посещают Березинскую школу искусств, Березинскую народную студию изобразительного искусства, детскую школу искусств г.Молодечно, студию бального танца и вокальную студию Дворца культуры г.Молодечно, Дом детского творчества «Маладзік» (V-VII классы). Результатом данной деятельности является по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования продолжение обучения ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно», музыкального колледжа им. Агинского г.Молодечно, музыкального колледжа им. Ахремчика г.Минска.
Работа, проведенная на данном этапе, позволяет дифференцировать учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
На основном этапе предусматривается:
- организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения. В связи с отсутствием в учреждении образования педагога-психолога основная работа по данному направлению выполняется педагогом социальным, классными руководителями.
- анализ образовательных ситуаций на учебных и факультативных занятиях, при проведении стимулирующих и поддерживающих занятий, в ходе которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) при решении вопроса об организации профильного обучения с конкретными учащимися.
На завершающем этапе:
- ранжирование, а также «количественное» соотношение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля.
При проведении индивидуальных встреч с учащимися и их законными представителями ранжирование («взвешивание») факторов независимо друг от друга проводят сами учащиеся, учителя и родители. Это помогает обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации. Также при завершении допрофильной подготовки учитывается уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к выбору профиля обучения, чтобы минимизировать перевод в базовые группы в ходе обучения. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, руководства школы появляется предмет переговоров, который касается содержания образования. Необходимо чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Чаще всего в 15-летнем возрасте школьник точно знает, что ему не нравится, чем он наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может: он просто не имел возможности чем-либо серьезно заняться.
В 2019/2020 учебном году в учреждении образования в X-XI классах организовано профильное обучение по 3 модели с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Химия», «Биология», «История Беларуси», «Белорусский язык».
Таким образом, можно отметить, что проведение допрофильной подготовки дает ученику возможность иметь свой, обоснованный профессиональный план, который учитывает его интересы, наклонности, возможности, потребности рынка труда, и тем самым обеспечивает успех дальнейшего профильного и профессионального самоопределения.
Приложение 2
Тема: Интересы и склонности в профессиональном самоопределении.
Цель – формирование у подростков желания к активному самопознанию, исследованию собственных личностных особенностей, связанных с профессиональным самоопределением (в частности, интересов и склонностей).
Задачи:
обучающая:
формировать первичные представления об интересах и склонностях личности, их значении в профессиональной деятельности; уточнить представления о своих интересах и склонностях на основе самодиагностики (методики «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), Методика Л.А. Йовайши).
развивающая:
развивать умение анализировать свои (личностные) желания, интересы, потребности в соответствии с требованиями той или иной профессии;
воспитательная:
формировать потребность и способность личности к саморазвитию, самовоспитанию.
Оборудование: компьютерное оборудование, интерактивный дисплей, столы и стулья.
Тип занятия: комбинированный, с элементами тренинга.
Ход занятия.
1. Подготовительный этап.
Игра в группе «Цвет настроения».
-Здравствуйте. Я рада видеть вас, мои ученики, и вас, наши гости.
Сегодня я пришла к вам с настроением синего цвета с серыми штрихами. Я чувствую, что готова к работе, но немного волнуюсь. А с каким цветом ассоциируется ваше настроение? (Ответы учащихся).
2. Создание смыслопоисковой ситуации.
2.1 Знакомство с темой занятия. Игра «Мозговой штурм»
- Вам необходимо отгадать по предложенным ассоциациям два зашифрованных понятия, которые и станут основой темы нашего занятия.
Со словом ******* ассоциируются слова увлечение, познание, заинтересованность, Интернет, любознательность, желание.
Со словом ********** ассоциируются слова тяга, привычка, талант, хобби, предпочтение, способность.
(Ответы учащихся).
- Подумайте, какой может быть тема занятия? (Интересы и склонности в профессиональном самоопределении).
2.2 Постановка личностных целей. Игра «Дерево ожиданий».
На ваших столах лежат листья стилизованного дерева. Пожалуйста, напишите на них ваши ожидания от занятия в соответствии с темой. Для этого продолжите фразы «Мне хотелось бы на занятии…», «Надеюсь, что во время занятия…», «Я буду рад, если во время занятия…»
(Учащиеся пишут одно ожидание. Затем все участники приклеивают листья на стилизованное дерево, комментируя запись).
2.3 Объяснение новой темы.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое с научной точки зрения интересы и склонности и как они влияют на профессиональную жизнь человека. В результате самодиагностики, вы сможете определиться с вашими интересами и склонностями, что поможет вам в профессиональном самоопределении.
Начать наш разговор по новой теме хотелось бы с истории о том, какое значение интерес сыграл в жизни одного человека и всего человечества в целом.
Генрих Шлиман – немецкий предприниматель и археолог самоучка, один из основателей полевой археологии. Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» – спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын.
Он прошел путь от нищего, просящего милостыню на промозглых улицах Амстердама до миллионера. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее.
Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия и недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование.
Так что же такое интерес с научной точки зрения?
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Интересы различаются по: содержанию, широте; длительности; глубине.
Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость. В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.
Склонности — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. То есть это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним.
Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволяет человеку познать и проверить свои склонности.
2.4 Эмоциональная разрядка. Игра «Найди себе пару».
Учащимся раздаются карточки, на которых написаны слова, обозначающие профессии и их клиентов: водитель – пассажир, учитель – ученик, врач – пациент, парикмахер – посетитель.
Инструкция. Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. Пи этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.
После того как все участники нашли свою пару, учитель спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
2.5 Самодиагностика и обработка данных (on-lain).
- Определить свои интересы вам поможет методика «Карта интересов».
Результаты: Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены. (Каждый учащийся озвучивает свои результаты).
Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.д.
Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Изучите свои склонности к различным типам профессии (методика ДДО).
- Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе? (Ответы учащихся)
2.6 Отработка умения определять профессию по сфере интересов и склонностей. Игра «Пазлы» (LearningApps).
Каждый из вас определил, к какой профессиональной сфере имеет склонность. Интересно, а сможете ли вы соотнести сферу деятельности и профессии?
3. Рефлексия и самооценка результатов деятельности.
- Ребята, давайте вернемся к «Дереву ожиданий». Все ли ваши ожидания оправдались? Может что-то осталось непонятым, над чем-то еще нужно поразмыслить? Если ожидания оправдались, дополните крону листьями зеленого цвета. Если необходимо время для осмысления полученных на занятии данных, приклейте листья желтого цвета. А если требуется личная консультация по результатам нашей встречи - красный листок.
- Спасибо. Была рада работать вместе с вами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.