Методическое пособие

  • docx
  • 29.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Новые формы сотрудничества педагогов с родителями для разностороннего развития дошкольников ».docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №166»

350065, г. Краснодар, ул. Дмитрия Благоева 12, тел/факс (861)266-16-51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

«Новые формы сотрудничества педагогов с родителями для разностороннего развития дошкольников в триаде: семья-педагог -ребенок»

 

 

 

 

 

 

Автор опыта: старший воспитатель

Кайдалова Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Информация об опыте, его актуальность…………………………………......3

2.Технология опыта………………………………………………………….…...8

3.Результативности опыта ………………………………………………….…..19

4.  Библиографический список…………………………………………............20

5.  Приложения к опыту:

Приложение №1. Перспективный план родительских собраний «Годовой круг»

Приложение №2.Сценарии проведения праздников и развлечений

Приложение №3. Консультации для воспитателей и родителей.

Приложение №4. Фотоматериалы

Приложение№ 5.Перспективный план работы с родителями на учебный год.

Приложение № 6.Мастер класс «Театрализованные игры, как средства закрепления знаний об окружающем»

Приложение №7.Презентация «Основные формы взаимодействия с семьей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об опыте, его актуальность.

      «Наши дети - это наша старость.

                                                        Правильное воспитание -

                                                        это наша счастливая старость,

                                                        плохое воспитание - это наше будущее горе,

                                                        это наши слёзы, наша вина перед другими».

                                                                                                         А.С.Макаренко

 

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных    воздействий    на    ребенка    в    дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

                 Актуальность проблемы работы с родителями.

Согласуя,  свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения

Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением.

Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей.

Важно отметить, что задача воспитателя - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень  важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию.

Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью -воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

         Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей.

           Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая  профессиональная работа. Для её грамотного выполнения воспитатель должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком который «просто нравится».

        Психотерапевт Владимир Леви в своей книги «Искусство быть другим» выделяет главу «Гений общения». На черты «гениев общения», которые даёт автор, я ориентируюсь в своей работе.

       1.Плюс интерес.

Огромное любопытство и колоссальная жадность к людям. Повышенная наблюдательность и память на всё, что касается другого человека.

        2.Минус тревожность.

Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.

        3.Плюс обратная связь.

В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идёт, обстановка теплая. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.

       4.Плюс артистизм.

Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.

       5.Плюс – минус агрессивность.

При общем фоне добродушия гений не лишён агрессивности, которая проявляется редко, но метко.

       6.Минус предвзятость.

       7.Плюс предвидение. Плюс симпатия.

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Все вышеизложенное актуализирует проблему, изложенную в опыте работы.

 

 

 

Цели и задачи.

-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

-Объединить усилия для развития и воспитания детей.

- Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления.

-Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.

- Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

- На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

- Показать специфическую особенность семейного воспитания.

- Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

- Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

 

 

Цель опыта— раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении,  необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий  воспитания детей, недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новизна опыта.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активнойпедагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит

обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя .в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

 Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между

воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен

строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу

воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими

знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и

практической, определенным образом организованной деятельности.

Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет

активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и

группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг

друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную

доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в

едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они

осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную,

собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

-        изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих

-        детей и детей детского сада;

-        группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала

для воспитания своего ребенка, детей группы;

-        составление программы совместных действий педагога и родителей;

-        анализ промежуточных и конечных результатов их совместной

воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология опыта.

      Взаимодействие с родителями строю на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости.

         Взаимное доверие, по моему мнению, возникает в результате эффективного обмена информацией. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями и мне удалось  добиться этого доверия.  Достигла его с помощью определенных методических приемов. Прежде всего «транслирую» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Наблюдая за детьми в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности,  в среде сверстников предоставляю родителям эту информацию. Родители видят мое позитивное отношение к их ребенку, и они уверены в том, что действую именно в интересах дошкольника

  С  родителями  активно использую разнообразные формы работы.      Для улучшения результата своей деятельности, в родительский уголок поместила «почтовый ящик», куда родители «опускают» свои вопросы, предложения, пожелания и отзывы. Почта не заменяет непосредственное общение, а служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным, насыщенным.

       Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам («Чем мы сегодня занимались», «Чем живёт группа», « О наших детях»).

     Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки.

    Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей, подбираю материал для коллективных бесед - консультаций, групповых родительских собраний.      Провела с группой родителей консультации и беседы: «Краткая история воспитания»,  «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Пять методов позитивного воспитания», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности воспитания мальчика», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать – пример для дочери» и т. д. Родители стали чаще обращаться ко мне за советом.

      Так же для продуктивности работы проводили в детском саду дни открытых дверей: каждый родитель мог присутствовать на любом занятии, прогулке, познакомиться со специалистами. Разработала и  провела  открытые    занятия   во II– ой младшей группе «Поиски клада» по ознакомлению с окружающим, и «Магазин игрушек» по развитию речи ; в средней группе «Город загадочных улиц» по развитию элементарных математических представлений; в старшей группе «Наша дружная семья» по ознакомлению с окружающим, итоговое по развитию речи, математике и рисованию «Поиски Жар - птицы.» 

         Перспективной формой работы с родителями, позволяющей учесть актуальные потребности семьи считаю как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

 

    Традиционные формы: 

-родительские собрания,

-консультации,

-анкетирование по разным вопросам,

- семинары,

-Дни открытых две­рей,

- оформление информационных стендов, буклетов.

- посещение семей воспитанников на дому;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году);

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- беседы с детьми и родителями;

-круглые столы;

 

    Нетрадиционные формы: 

-защита семейных проектов,

-участие роди­телей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада,

-выставках родительских работ по изодеятельности,

-органи­зация работы родительского комитета детского сада,

-информация о детском саде на сайте в Интернете.

Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих:

·              помощь в образовании,

·              психологическую помощь,

·              посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.

      Считаю необходимостью, чтобы у родителей возник интерес к воспитательно-образовательному процессу. С этой целью знакомлю родителей с воспитательно - образовательной программой в детском саду по каждому возрасту ежегодно на родительских собраниях. Творчески подхожу к подбору материала для собраний: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновении у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом учитываю потребность родителей в знаниях. Для выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стимулирования наблюдений за детьми, стремления понять своего ребенка провела анкетирование для родителей «Знаете ли Вы своего ребенка?». Из анкетирования следует, что:

-родители понимают внутренний мир ребенка – 48%

-находят время побывать с ребенком наедине – 52%

-хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%

         Членов семьи рассматриваю как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятия решений относительно стратегий образования ребенка. Уверенна, что если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании своего ребенка и в последующие годы будет весьма велика.     

     Провела консультации с родителями на тему: «Профилактика плоскостопия», «Формирование правильного дыхания у детей и элементы дыхательной гимнастики»,«Закаливание детей в семье» .

     Родителям предоставляю возможность вместе с воспитателями и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье своего ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его дальнейшего оздоровления. Ежегодно в начале и в конце учебного года знакомлю родителей с антропометрическими данными детей.  

        Дошкольники и их родители с удовольствием принимают участие в проведении различных праздников, конкурсов, так как  здоровый образ жизни приносит немало положительных эмоций.

     Такие совместные встречи сближают родителей, воспитателей, детей, помогают создать эмоциональный комфорт . Дети начинают воспринимать родителей по – новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. 

   Стараюсь находить эффективные способы взаимодействия с семьёй, и все они ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения; ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления дошкольников.   

 

Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями

Организация общения педагога с родителями воспитанников продол­жает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятель­ности дошкольных образовательных учреждений. Современные ро­дители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высо­кий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагоги­ческой культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литера­туры информации непосредственно на практике. И как мы уже неоднократно отмечали, именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь.

 Причин здесь несколько:

 Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли вос­питателя детского сада. Проведенное мною  исследование показало, что многие, и даже достаточно опытные, педагоги детских садов испытыва­ют неуверенность в общении с родителями. Они высказывали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это и с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назна­чение и функции детского сада, особенности работы педагога. Суще­ствуют различные ошибочные представления: детский сад — место, где только присматривают за ребенком, детский сад — плацдарм для стар­та в школу, воспитатель — человек, не нашедший достойного места в жизни, и др. Такие точки зрения не способствуют налаживанию кон­тактов между родителями и педагогами.

Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии "воспитатель". Но нужны еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные пози­ции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установ­ка на "воспитание" родителей, на авторитарную (подчеркнем: автори­тарную, не авторитетную) модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Постулируемый наукой тезис о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно во­шел в жизнь.

Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признают, что не всегда они способны найти индиви­дуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит нам об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие

же остаются недопонятыми или не понятыми вовсе. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подоб­ной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать от того или иного родителя". Интересно, что и студенты пе­дагогических вузов, выходя на практику, отмечают страх перед обще­нием с родителями. При этом воспитатели ДОУ высказывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними.

Ведь, в це­лом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодей­ствия с родителями для наилучшего развития детей.

 

 

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- родительские собрания;

- совместные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

-круглые столы;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в страну букв», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

 

3.Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;

- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;

- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;

- картотека Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4.Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В детском саду  проведены:

- развлечения «Мы с мамой друзья» , «Самый лучший папа на свете» , «Супермама », «Наши бабушки»;

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;

- празднование дней рождений;

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, воспитателями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и  дети.

Традиционным  является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», медали для различных номинаций («Мистер Золотые руки», «Мистер Неожиданность», «Мистер Пунктуальность»). Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник.

Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – то работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в этой группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлена «визитка» - в виде большого солнца, на котором «живут» наши «солнечные» дети. Для каждого ребёнка родители сделали маленькое солнышко с портретом.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

 Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность опыта:

 - Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;

- Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов;

- Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;

- Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

 

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.:ТЦ «Сфера»,

2004.

2.Данилина Т.А. Взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.- М.:АРКТИ, 2004

3.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. - М.:ТЦ «Сфера»,2004

4.Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.:ТЦ «Сфера»,2010

5.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2007

6.Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации дошкольников к ДОУ. – М.: ТЦ « Сфера»,2005

7.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2004

8.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М.,2008

9.Евдомимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.,2008

10.Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи // Управление ДОУ. 2008. № 3.

11.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М.,2007


Скачано с www.znanio.ru