ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»
Методическое пособие
для воспитателей детского сада
и родителей
«Я!» И многое другое
Ульяновск, 2020 год
Автор – составитель – Стрельцова Жанна Юрьевна, воспитатель ГКУЗ «Областной специализированный дом ребёнка»
Пособие адресовано педагогам ДОУ и родителям для организации работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по приобщению ребенка к социальному миру, построению отношений с другими людьми. Представленные в пособии игры помогут малышу разобраться в разных сторонах своего «Я», в чувствах и переживаниях, научат адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
Игры, направленные на социальное и коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в раннем возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания - знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. Ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
Использование педагогами представленных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: «Я – сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» в процессе целенаправленного обучения.
Формирование своего «Я»
Игра «Вот я!»
Цель: Учить ребенка выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Ход игры: Дети (в этой и последующих играх могут участвовать как группа детей (от 2 до 6 человек), так и один ребенок.) сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так.» - говорит он и присаживается за спинкой стула. – «Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2-3 раза.
Игру можно проводить, используя шляпу.
Игра «Это моё!»
Цель: Учить ребенка выделять себя, понимать и употреблять местоимение «моё», подражать действиям взрослого.
Оборудование: Одежда детей.
Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!» Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. (Важно научить ребенка показывать на себя жестом).
Игра «Чья игрушка?»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, использовать в своей речи местоимения «моя», «мой», указывать на себя жестом.
Оборудование: Разные сюжетные игрушки, по одной на каждого ребенка.
Ход игры: Взрослый сообщает детям, что принес им большую корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и каждому помогает начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней
ребенок должен сказать: «Моя» и взять ее у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети играют с игрушками. Взрослый вновь предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
По мере освоения игры взрослый спрашивает у детей, как называется игрушка (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик), задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»
Игра «Кто спрятался?»
Цель: Учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: Яркий платок.
Ход игры: Взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот, Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка. Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Кто это?»
Цель: Учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: Зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: Ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя» (взрослый жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркале. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
Игра "Испечем оладушки"
Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: Взрослый предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:
Ладушки, ладушки, испечем оладушки,
Испечем оладушки мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня (в этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый), испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить хлопки самостоятельно, взрослый использует совместные действия.
Игра «Бабушкин клубочек»
Цель: Учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: Клубок ниток.
Ход игры: Взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!».
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить с группой детей, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!» Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Топни ножкой»
Цель: Формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька.
Топни, Катя, ножкой. Топ-топ-топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
Игра «Маме улыбаемся»
Цель: Закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение.
Оборудование: Игра проводится в умывальной комнате.
Ход игры: Во время умывания ребенка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды, чисто умываемся - вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись».
Игра «Улыбнись, поклонись»
Цель: Учить ребенка узнавать себя в зеркале, показывать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом.
Оборудование: Зеркало в рост ребенка.
Ход игры: Ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает малыша посмотреть на себя в зеркале: «Кто это? Скажи, я, Петя. Вот так. Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи, пока, Петя!» Если ребенок затрудняется выполнять действия по инструкции, взрослый показывает их, а ребенок за ним повторяет.
Игра «Учимся танцевать»
Цель: Учить ребенка кружиться, взявшись за руки с партнером. Оборудование: Мишка (или кукла).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку: «Маша любит танцевать, ножкою притопывать. Она любит песни петь, ладошками прихлопывать. Ножкою топ-топ, покружились топ-топ, Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп». Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, напевая песенку, кружится вместе с ним. В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»
Игра «Вместе пляшем»
Цель: Учить ребенка откликаться на свое имя, подражать действиям взрослого.
Оборудование: Разноцветные платочки.
Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):
Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!
Весело, весело, очень даже весело!
Затем взрослый поочередно вызывает к себе каждого ребенка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом первая строчка песенки поется иначе - называется имя пляшущего ребенка).
Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!
Ей весело, весело, очень даже весело!
B конце пляски взрослый обязательно хвалит каждого ребенка. В заключение игры взрослый всем детям раздает платочки и приглашает их вместе «поплясать», напевая песенку:
Вот как детки наши пляшут, и платочками все машут!
Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет……
(можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре).
Весело, весело, очень даже весело!
Эту игру можно проводить с бубенчиками, погремушками.
Игры на развитие коммуникативных способностей.
Игра «Приветствие с колокольчиком»
Цель: Формировать умение приветствовать друг друга, настроить детей на доброжелательный лад.
Оборудование: Колокольчик
Ход игры: Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.
Игра «Прощай!»
Цель: Формировать умение прощаться другом с другом.
Оборудование: Любая палочка, игрушка
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
Игра «Здравствуй!»
Цель: Учить детей входить в контакт, используя доброжелательные слова и интонации.
Оборудование: Любая палочка, игрушка
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при встрече (добры день, доброе утро, привет.). Педагог обращает внимание на то, что, здороваясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
Игра «Пожелание»
Цель: Воспитывать интерес к партнёру по общению, доброжелательное отношение к сверстнику.
Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или игрушку), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас» и так далее.
Игра «Ау»
Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход игры: Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игра «Вопрос - ответ»
Цель: Сформировать умение задавать вопросы, обмениваться репликами.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и так далее. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил в гости» и так далее).
Игра «Поделись улыбкою своей»
Цель: Учить детей входить в контакт через улыбку.
Ход игры: Стоящие по кругу дети берутся за руки (с ребенком слева, а затем с ребенком справа, смотрят соседу в глаза и дарят друг другу самую добрую улыбку.
Игра «Угадай, кто спрятался»
Цель: Развитие внимания и интереса к сверстнику, памяти, наблюдательности, внимания.
Оборудование: Светлый полупрозрачный (чтобы ребенок не испугался) платок.
Ход игры: Дети стоят по кругу, все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей (ребенок приседает) и накрывает платком. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны угадать, кто спрятался под платком.
Игра «Ветер дует на…»
Цель: Развивать внимание к партнеру.
Ход игры: Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого белые носочки (косички, кудряшки)» и так далее.
Игра «Зеркала»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Развивать наблюдательность и внимание.
Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас повторяют это движение. В роли водящего должны выступать все желающие дети.
Игра «Спящий пират»
Цель: Формировать навыки самоконтроля.
Ход игры: Воспитатель играет роль пирата, он садится спиной к лежащей на столе конфетке (сокровище) и закрывает глаза. Ребенок крадется из дальнего угла на цыпочках. Он должен украсть сокровище так, чтобы «пират» этого не заметил и не услышал. Если ребенок произведет какой-нибудь шум, взрослый оборачивается и открывает глаза. Но если малыш успел замереть и стоит, не шелохнувшись, он становится невидимым. Когда взрослый закроет глаза и снова отвернется, ребенок может продолжать свой путь за сокровищем.
Игра «Под веселой крышей жили»
Цель: Развитие навыков сотрудничества, преодоление тактильных барьеров, запомнить текст, повторять действия и слова за ведущим.
Ход игры: Выбирается ведущий, он держит руку ладошкой вниз («крыша»). Дети подставляют пальцы («хвостики мышей») под ладошку ребенка и произносят текст:
Под веселой крышей жили — были мыши.
Кошка стала их считать:1,2, 3, 4, 5…
Ведущий зажимает ладошкой пальчики тех детей, кто не успел убрать палец («поймала кошка»)
Игра «Шла коза по лесу…»
Цель: Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, учить повторять слова, движения за ведущим.
Ход игры: дети повторяют слова, движения за ведущим:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (дети скачут подскоками по разным дорожкам)
Нашла себе принцессу (находят себе дружочка, берутся за руки)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем (прыгают)
Ножками подрыгаем, подрыгаем (выбрасывают вперед ноги)
Ручками похлопаем, похлопаем (хлопают)
Ножками потопаем, потопаем (топают)
Игра «Салют»
Цель: Снятие напряжения, создание положительных эмоций, учить выразить себя и привлечь к себе внимание.
Оборудование: Бумага, салфетки
Ход игры: Дети выбирают для себя материал (цветную бумагу, салфетки), в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо пользуются ножницами), готовят материал для салюта. Затем, услышав свое имя, подбрасывает свои кусочки — изображает свой салют, остальные ему хлопают.
Формирование представлений о других
Игра «Паровозик»
Цель: Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и так далее. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
Игра «Передай мяч»
Цель: Учить ребенка взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.
Оборудование: Большой легкий мяч.
Ход игры: Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает им, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени «На, Петя!». Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра "Я - Ты"
Цель: Закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «Я», «Ты», называть свое имя и имя сверстника.
Оборудование: Зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: Игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя – «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня». Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя («Я»), затем на сверстника («Ты»). То же должен сделать и ребенок.
Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: Учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, смотреть ему в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. Взрослый подчеркивает, оценивает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает других детей и игра повторяется. Игра может проводиться с куклой.
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: Учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: Взрослый находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Игра «Дом»
Цель: Учить ребенка запоминать имена сверстников, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: Взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками партнера, чтобы он оказался в «домике», произносит потешку:
Сашу крепко обхвачу, никуда не отпущу,
Посмотри на дом большой, будем жить мы в нём с тобой.
Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? - Петя с тобой будет жить в доме! Вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.
Игра «Вместе играем»
Цель: Учить детей взаимодействию с партнером, вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: Игрушки
Ход игры: Взрослый раздает игрушки детям, расставляет детей парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением каждой игрушки.
В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем и во что играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей - катали шарик, Дима играл с Васей - возили паровозик, Петя играл с Леной - нагружали и возили кубики в машине».
Игра «С кем дружить»
Цель: Учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.
Оборудование: Пиктограммы с разными эмоциями
Ход игры: На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.
Игра «Передай игрушку»
Цель: Учить детей взаимодействию с партнером, подражать действиям взрослого.
Оборудование: Игрушки (погремушка - колокольчик, воздушный шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка)
Ход игры: Дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из игрушек, как ее нужно держать и передавать друг другу. Когда игрушка возвращается к взрослому, он показывает, как можно с ней играть и предлагает каждому ребенку повторить это действие.
Игра «Ленточка»
Цель: Развитие коммуникативных навыков; творческих способностей.
Оборудование: Ленточка
Ход игры: Дети сидят на стульях. Ребенок, с ленточкой в руках, ходит перед ними и поет на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»:
По кружочку я хожу, я всем ленту покажу.
Саше (Свете, Маше…) ленту повяжу. И на танец приглашу….
Повязывает или накидывает на шею выбранному ребенку ленточку, выводит в центр, танцует с ним, остальные хлопают.
Игра «Ручеёк»
Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Ход игры: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Игра «Веселые ладошки»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, внимания. Учить произносить текст и действовать в соответствии со словами.
Ход игры: Дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.
Веселые ладошки побежали по дорожке
И к ребятам прибежали, да?
На слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка.
Игра «Улыбка»
Цель: Формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие умения осознавать себя в группе.
Ход игры: Выбирается ведущий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая:
Ничего не покупаем, ничего не продаем,
Лишь улыбки собираем и прохожим раздаем.
Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:
Рома (Вова, Таня…), улыбнись!
К Свете (Маше, Алеше…) повернись!
Названный ребенок поворачивается к следующему и передает ему свою улыбку. Игра продолжается, пока улыбка не обойдет весь круг (закончить игру можно исполнением песни о дружбе или танцем под песню «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского).
Игра «Дрозд»
Цель: Развитие умения взаимодействовать в парах, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Дети под спокойную музыку идут по кругу, останавливаются с окончанием музыки, поворачиваются лицом друг к другу и говорят:
Я – дрозд (показывают на себя), и ты – дрозд (показывают на товарища).
У меня нос (прикасаются к своему носу), и у тебя нос (к носу товарища).
У меня щечки гладкие (круговыми движениями гладят свои щеки).
И у тебя щечки гладкие (гладят круговыми движениями щеки партнера).
У меня губки сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта)
И у тебя губки сладкие (указывают на губы партнера).
Я — твой друг (прикладывают обе руки к своей груди).
А ты (раскрытыми ладонями обеих рук указывают на друга) — мой друг.
Нам хорошо вместе (обнимаются).
Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»
Цель: Формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы. Учить дотрагиваться до названой части тела сначала своей, а потом товарища.
Ход игры: Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.
Игра «Имена»
Цель: Мобилизовать внимание, волю; развивать чувство ритма
Ход игры: Дети садятся или встают в круг. Воспитатель хлопками задает какой-то небыстрый темп, отсчитывая «раз, два, три, четыре». Затем дети под непрекращающиеся хлопки последовательно называют свои имена. Надо стараться, чтобы ударение на имени совпало с хлопком. Игра удается, если никто из ребят не пропустил свой хлопок, не отстал от него и не опередил его. Когда все хорошо получается, можно ускорить темп. Играйте сначала в одну сторону круга, затем — в другую. Игра кончается с завершением круга. Имена можно заменять названиями красок (красный, желтый и т.д.) или животных.
Игра «Мамы и детки»
Цель: Закрепить знания о животных и их детенышах; научить правильно называть их; воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить фразу, которую он начнет.
По лугу идет коза, позовет кого она? (Козлят.)
Лошадь «иго-го» кричит, кто к ней быстро прибежит? (Жеребенок.)
А свинья кричит «хрю-хрю», я домой вас не пущу!
Непослушные ребята, А зовут их ... (Поросята).
Вот корова на лугу расшумелась: «му» да «му»,
Где же мой ребенок, рыженький ... (Теленок).
Кукарекнул петушок: «Курочка, где наш сынок?
Голос его слишком тонок, зовут его ... (Цыплёнок).
Игра «Ласковые имена»
Цель: Формирование позитивного отношения к сверстникам
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети передают мяч по кругу. Ребёнок, передающий мяч, называет того, кому передаёт его, ласково по имени (Серёженька, Аннушка и так далее).
Игра «Бусы дружбы»
Цель: Формирование позитивного отношения к сверстникам. Закрепить умение взять товарища за руку, образовать круг из друзей.
Ход игры: Ребенок одевает на шею бусы, говорит текст:
Часто бусы я ношу из бусинок и из камней.
А сегодня соберу бусы из своих друзей
(Берёт за руку, собирает своих друзей, они образуют круг)
Посмотрите, вот какие бусы дружбы получились (Дети водят хоровод)
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».
Ход игры: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и так далее). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.
Ситуация1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.
Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?
Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?
Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?
Игра «Слепец и поводырь»
Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Ход игры: Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребёнок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход игры: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игра «Как зовут членов семьи»
Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры: Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Игра «Дом, в котором я живу»
Цель: Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Оборудование: Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: Рассмотреть рисунок дома. Ответить на вопросы: - Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) - Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: - Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? - А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? - По какому адресу находится твой дом?
Игра «Помощники в семье»
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Оборудование: Сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: - Что делает дедушка? А как помогает малышка? – Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».
Игра «Защитники Отечества»
Цель: Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.
Ход игры: Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины.
Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Игра «Кому что нужно»
Цель: Познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Оборудование: Предметы, необходимые для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и так далее), а также детали соответствующих костюмов.
Ход игры: Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.
В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.
Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.
Формирование представлений о предметном мире
Игра «Возьми игрушку»
Цель: Знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: Игрушки по количеству детей.
Ход игры: Взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Игра «Матрешка»
Цель: Вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: Трехместная матрешка, сундучок.
Ход игры: Взрослый стучит по сундучку и спрашивает: «Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? - Это матрешка, Ляля, пришла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?» Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»
Игра повторяется.
Игра «Соберем пирамидку»
Цель: Вызвать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: Пирамидка (четыре кольца), мешочек.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку «Чудесный мешочек» и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что там?» Затем достают из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой будем собирать пирамидку».
Взрослый показывает, как нужно нанизывать колечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в «Чудесный мешочек», спрашивает: «Что там в мешочке?»
Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разбирают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.
Игра «Чем играем?»
Цель: Развивать внимание, слуховое восприятие
Оборудование: Колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки
Ход игры: Игра проводится на игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов. Причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами
издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
Игра «Уложим мишку спать»
Цель: Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: Мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»
Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай».
Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
Игра в мяч
Цель: Познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.
Оборудование: Мяч средней величины (диаметр 15 см.), мячи разного размера.
Ход игры: Взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч взрослый говорит: «Вот, какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.
Взрослый играет вместе с ребенком, побуждая ребенка к самостоятельным действиям.
Игра «Угостим кукол чаем»
Цель: Познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: Куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: Взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей».
Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
Чайник на столе поставим, блюдца, чашки мы расставим.
Будем мы гостей встречать, кукол чаем угощать!
Игра «Кукла идет на прогулку»
Цель: Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия
Оборудование: Кукла
Ход игры: Взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: «Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.» В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Игра «Паровозик»
Цель: Вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: Паровозик, рельсы.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался. Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.
Игра «Выбери игрушку»
Цель: Учить детей выделять игрушку среди других предметов, действовать с ней и называть ее
Оборудование: Игрушки, одежда, посуда
Ход игры: Взрослый предлагает детям выбрать среди различных предметов игрушку, с которой можно поиграть. Каждый ребенок подходить к столу, называет игрушку и показывает игровое действие с ней. При этом взрослый комментирует: «Молодец, Петя! Ты выбрал матрешку, с ней играют, это игрушка!»
Игра «Дорожка для зайчиков»
Цель: Вызвать интерес ребенка к конструктору и строительным играм
Оборудование: Кирпичики из детского конструктора, машина
Ход игры: Взрослый сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика - он пойдет к другому зайке в гости. Предлагается нагрузить машину кирпичиками и
подвезти ее к домику зайчика: «Давай построим дорожку для зайчиков».
Взрослый показывает ребенку, как нужно выкладывать кирпичики друг за другом. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый повторяет действия и побуждает его действовать также.
При затруднении предлагает ребенку действовать по показу. Затем дорожка обыгрывается - зайчик идет по дорожке в гости.
Игра «Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать и работу выбирать.
В космонавты мы пойдем и ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем, корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
А мы в летчики пойдем, самолеты поведем.
В комбайнеры мы пойдем и комбайны поведем!
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Игра «Кто живет у нас в сарае?»
Цель: Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: Предметные картинки
Ход игры: Каждый из игроков получает набор предметных картинок, на которых нарисованы домашние животные.
Воспитатель читает стихотворение, дети показывают картинки-отгадки и раскладывают их в том порядке, в котором рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных и затем правильно их назвал.
Кто живет у нас в сарае? Я их всех отлично знаю...
Эти всюду ходят вместе, вместе дремлют на насесте.
Вместе раньше всех встают,
Крошки, зернышки клюют.
А от этой небо скрыто — все глядит она в корыто
Или, хвост, задрав крючком, роет землю пятачком.
А вот эту я зову очень просто, дети.
Сено ест она, траву и мычит все время: «Му-ууу».
Здесь семейство: Мать и дочки, все пушистые комочки,
Вместе грызть морковку станут — друг от друга не отстанут.
Этот прячется на крыше — я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит, сам за птицами следит.
Этот черный и лохматый. Сторож он у нас, ребята.
Я всегда его кормлю сам — в обед и ужин.
Больше всех его люблю, мы с ним очень дружим.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов
Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или другие.)
Ход игры: Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Игра «Узнай меня»
Цель: Развивать логическое мышление, речь
Ход игры: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.
Игры, направленные на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Игра «Источники опасности»
Цель: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.
Оборудование: Предметные карточки
Ход игры: Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
Игра «О чём говорит светофор»
Цель: Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов
Оборудование: Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный, действий пешеходов
Ход игры: Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: «Иди», «Стой», «Внимание». Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и другие) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды
Оборудование: предметные карточки
Ход игры: Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
Игра «На прогулке»
Цель: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Оборудование: Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
Игра «Телефон»
Цель: Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Оборудование: Предметные картинки
Ход игры: Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
Игра «Игра — дело серьезное»
Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Оборудование: Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и другие.
Ход игры: Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
Игра «Каждой вещи свое место»
Цель: Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Оборудование: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры: В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;
• На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
Игра «Буриме»
Цель: Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры: Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
Пожар мы быстро победим, коль позвоним по… («01»)
Если стал гореть забор, доставай скорей… (топор)
Если всё в дыму у нас, надевай… (противогаз)
У пожарных не напрасно цвет машины ярко… (красный)
Наш брандспойт был очень старый и не мог тушить… (пожары)
Мчалась лестница всё выше, поднялась до самой… (крыши)
Вдоль по улице, как птица, на пожар машина… (мчится)
На пожаре ждет беда, если кончилась… (вода)
Чтоб огонь нам одолеть, надо вовремя… (успеть)
Ох, опасные сестрички, эти маленькие… (спички)
Знать обязан каждый-житель, где висит… (огнетушитель)
При пожаре не зевай, огонь водою… (заливай)
Коль не тратишь время даром, быстро справишься с… (пожаром)
Игра «Чем пахнет?»
Цель: Познакомить с ощущениями, органами чувств.
Ход игры: Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и другие. Стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный. Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Игра «Подбери нужное слово»
Цель: развивать образное мышление, речь.
Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.
Воспитатель: В аквариуме плавают... Кто плавает?
Дет:. Рыбки.
Рекомендуемые предложения:
Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)
На лугу пасется ... (Корова).
На огороде вырос большой зеленый ... (Огурец).
У Вовы лопнул красный ... (Шар).
Хорошо водит машину ... (Шофер).
Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.
Игра проводится в быстром темпе.
Игра «Путешествие по городу»
Цель: Знакомить с родным городом.
Оборудование: Альбом фотографий родного города.
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны.
Оборудование: Полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Список использованных источников
1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
3. Горшкова Л.И., Касаткина Е.И., Лисенкова О.В., Реуцкая Н.А., Цивилева А. В. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.- Вологда, 2003.-72 с.
4. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников»- издательство Московского университета , 1986.
5. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.
6. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз», 2002.-336 с.
7. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Новосёловой С.Л.- М.: Просвещение, 1980.-64 с.
8. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.
10. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2002.-94с.
11. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.
12. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.