Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы
Оценка 4.8

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Оценка 4.8
Руководства для учителя
pdf
искусство
7 кл—11 кл +1
07.04.2020
Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы
Каркасная кукла
методичка каркасная кукла.pdf

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИИЙ ЦЕНТР»

 

 

Мастер-класс

Каркасная кукла

 

 

 

 

Екатеринбург,

2020 год

          

Кто куклы шьет и в них играет,

Спектакли ставит для детей,

С днем кукольника поздравляем,

Желаем новых им идей,

Пусть много будет кукол новых,

Красивых, добрых и смешных,

Нам сказку с ними покажите, Мы полюбуемся на них!

 

Международный день кукольника

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника или Международный день театра кукол, пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но только лишь через два года, на заседании Международного Совета UNIMA, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.

Президент UNIMA Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра. 

Сегодня этот праздник широко отмечается во многих странах мира не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

          

Об истории кукол

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. 

Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца – Брахмы, а театр кукол – подобием мира. Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. 

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Однако со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, – авторская художественная кукла. Двадцатый век – век новых технологий и синтеза искусств. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства – авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. 

Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. 

          

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало головы и обводим его карандашем или портновским мелом.

 

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало варежек и обводим его карандашем или портновским мелом.

 

Выворачиваем на лицевую сторону ботиночки и выправляем все уголки аккуратно иголочкой.

 

Добавляем в ботиночки немного наполнителя, чуть выше каблучка.

 

Вырезаем голову, оставляя припуск 0,3– Наполняем голову        наполнителем 0,5 см., делаем надсечки по выпуклым и через верхнее отверстие.

вогнутым линиям, высекаем уголок в области носа, не доходя до строчки 1 – 2 мм.

 

Выворачиваем    голову    на    лицевую

Подгибаем внутрь припуски.

сторону,     аккуратно   иголочкой выправляем уголок носа.

                                                                          


Накладываем проволоку сгибами друг на друга, концы направлены в противоположные стороны, таким образом, чтобы сгибы находили друг на друга примерно на 5 – 6 см.

 

Берем         обвязочную         проволоку и соединяем         каркас        куклы,          таким образом,    чтобы         нижняя       петля короткой проволоки была полностью примотана, а        верхняя      вободна примерно на 1 – 1,5 см.


Отгибаем короткие и длинные концы Берем полоски флиса или синтепона проволоки перпендикулярно к местам шириной 0,7 – 1 см. и обматываем

каркас, закрепляя их на концах проволоки клеем. 

 

 

После того как каркас куклы обмотан снтепоном или флисом, обматываем его обычной белой пряжей. В местах утолщения натяжение нити делаем

делаем дополнительные витки.

После того как каркас куклы обмотан Концы пряжи подклеиваем клеем. обычной пряжей, приступаем к обмотке Одеваем ботиночки, таким образом, ног белой пряжей с ворсом (Softy). чтобы концы проволоки упирались в Витки накладываем плотно друг к каблучки. Верхний срез ботиночек

другу, делаем пришиваем сметочными стежками к второй ряд витков, так чтобы через ногам.

Шьем шортики. Берем полоску белого По сгибу, на середине делаем надрез флиса размером 3х8 см., отмеряем по 1,5 см.

бедрам точный размер, лишнее срезаем.

Складываем ткань лицевой стороной внутрь, прошиваем через край по среднему шву 1,5 см.

Выворачиваем шортики на лицевую сторону, по талии прокладываем  сметочную строчкку, одеваем шортики на куклу, стягиваем сметочную строчку и прикрепляем шортики по талии к кукле.

 

Штанину поднимаем вверх по ноге, срез пришиваем. Затем штанину

скатываем по ноге, образуя подогнутый край.

 

 

Одеваем юбочку на куклу и пришиваем к телу по талии.

 

Берем куржево и продеываем те же операции, которые выполняли при пошиве юбки.

 

На клей крепим варежки.

 

 

Обматывае тело, руки и шею пряжей с ворсом (Softy). Накладываем витки плотно друг к другу.

краям Формируем прическу на затылке. Для

                                                                                                                 удобства           можно            наметить

карандашем          линию        роста          волос. Распологая пряжу зигзагом, каждый виток крепим у виска и по середине, по пробору.

 

 

 

Наложив пряжу примерно до места где будет линия лба, крепим ее по пробору, пришивая швом «назад иголку».

 

Конец пряжи прячем в слоях ткани.

                                                                                                                    

 

Закрепляем прическу по бокам. Складываем нитку пополам и двумя концами вдеваем в ушко. 

 

Аккуратно выводим иглу через висок, чтобы не спали витки формирующие прическу.

 

 

   

Список литературы:

1.                 Авторский блок Елены Войнатовской http://www.nkale.ru

2.                 Академия «Фейка-Швейка» https://vk.com/club131474847

3.                 Елена Войнатовская https://vk.com/nkale

4.                 Кукольная мастерская. Ярмарка Чудес. https://newdirections.ru

5.                 Международный день кукольника. https://www.calend.ru 09.02.2020 

6.                 Международный день кукольника. http://pozdravok.ru 09.02.2020

7.                 Об истории кукол http://www.rukukla.ru 09.02.2020

          

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности МБУ ДО «Детскоюношеский центр» город Екатеринбург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В методическом пособии к мастер-классу использованы материалы из интернета и фотографии составителя данного пособия.

 

Для работников системы дополнительного образования детей и взрослых.

 

Составитель:

 

Пивоварова Татьяна Геннадьевна, педагог дополнительного образования КМЖ «Салют».

 

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Кто куклы шьет и в них играет,

Кто куклы шьет и в них играет,

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества

Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды

Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало головы

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало головы

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало варежек и обводим его карандашем или портновским мелом

Складываем ткань лицевой стороной внуть, накладываем на ткань лекало варежек и обводим его карандашем или портновским мелом

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Выворачиваем на лицевую сторону ботиночки и выправляем все уголки аккуратно иголочкой

Выворачиваем на лицевую сторону ботиночки и выправляем все уголки аккуратно иголочкой

Вырезаем голову, оставляя припуск 0,3–

Вырезаем голову, оставляя припуск 0,3–

Выворачиваем голову на лицевую

Выворачиваем голову на лицевую

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Накладываем проволоку сгибами друг на

Накладываем проволоку сгибами друг на

Берем обвязочную проволоку и соединяем каркас куклы, таким образом, чтобы нижняя

Берем обвязочную проволоку и соединяем каркас куклы, таким образом, чтобы нижняя

петля короткой проволоки была полностью примотана, а верхняя вободна примерно на 1 – 1,5 см.

петля короткой проволоки была полностью примотана, а верхняя вободна примерно на 1 – 1,5 см.

Отгибаем короткие и длинные концы

Отгибаем короткие и длинные концы

проволоки перпендикулярно к местам шириной 0,7 – 1 см. и обматываем каркас, закрепляя их на концах проволоки клеем.

проволоки перпендикулярно к местам шириной 0,7 – 1 см. и обматываем каркас, закрепляя их на концах проволоки клеем.

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

После того как каркас куклы обмотан

После того как каркас куклы обмотан

В местах утолщения натяжение нити делаем делаем дополнительные витки

В местах утолщения натяжение нити делаем делаем дополнительные витки

После того как каркас куклы обмотан

После того как каркас куклы обмотан

Одеваем ботиночки, таким образом, ног белой пряжей с ворсом (Softy)

Одеваем ботиночки, таким образом, ног белой пряжей с ворсом (Softy)

Шьем шортики. Берем полоску белого

Шьем шортики. Берем полоску белого

Складываем ткань лицевой стороной внутрь, прошиваем через край по среднему шву 1,5 см

Складываем ткань лицевой стороной внутрь, прошиваем через край по среднему шву 1,5 см

Выворачиваем шортики на лицевую сторону, по талии прокладываем сметочную

Выворачиваем шортики на лицевую сторону, по талии прокладываем сметочную

Штанину поднимаем вверх по ноге, срез пришиваем

Штанину поднимаем вверх по ноге, срез пришиваем

Одеваем юбочку на куклу и пришиваем к телу по талии

Одеваем юбочку на куклу и пришиваем к телу по талии

На клей крепим варежки.

На клей крепим варежки.

Обматывае тело, руки и шею пряжей с ворсом (Softy)

Обматывае тело, руки и шею пряжей с ворсом (Softy)

краям

краям

Формируем прическу на затылке.

Формируем прическу на затылке.

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Закрепляем прическу по бокам. Складываем нитку пополам и двумя концами вдеваем в ушко

Закрепляем прическу по бокам. Складываем нитку пополам и двумя концами вдеваем в ушко

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Методическое пособие по изготовлению каркасной куклы

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020