«Стендбук экологическая тропа «Эколята»
Направление «Содержание дошкольного образования по освоению
детьми образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Номинация «Методическое пособие»
Аннотация: Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают не только взрослых, но и детей. В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо с раннего возраста уделять как можно больше внимания экологическому воспитанию, начинать которое надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Представляем вашему вниманию дидактическое пособие по экологии «Стендбук» «Экоторопа с эколятами», цель которого - приобщение дошкольников к экологической культуре, воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
Введение.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают не только взрослых, но и детей. В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. А главной причиной является экологическая безответственность. В связи с этим необходимо с раннего возраста уделять как можно больше внимания экологическому воспитанию.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильные, полифункциональные стендовые панели, которые изготовлены из пенопласта и поэтому легко переносятся в любое нужное место даже ребёнком. На панелях размещены дидактические материалы и игры экологической направленности.
Ценность пособия состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации занятий по экологическому воспитанию, проведению квестов, игры-викторины, экологической тропы, проведения индивидуальной работы, групповой, подгрупповой и самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Страницы пособия размещаются с двух сторон панели и могут добавляться в любом количестве по мере размещения нового материала.
Дидактическое пособие стимулирует познавательную, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей, развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности; способствует развитию воображения как основы творческой деятельности, помогает формированию процесса нестандартного мышления; пособие находит применение во многих областях НОД: художественно – эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация), речевом развитии (составление рассказов), познавательном развитии (ФЭМП).
Цель: приобщение дошкольников к экологической культуре, воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
Задачи:
🔹 Познавательное развитие: углублять и расширять знания о временах года; развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, умение концентрировать внимание.
🔹 Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.
🔹 Речевое развитие: развивать монологическую и диалогическую речь; активизировать словарный запас.
🔹 Художественно-эстетическое развитие: развивать творческое мышление, восприятие, художественно-эстетический вкус; формировать процесс нестандартного мышления.
Описание:
⃣ 1. Страница [1]
• Страница «Экологическая тропа».
Цель: ознакомление детей с правилами поведения на экологической тропе; ввести понятия «лесной пояс планеты», «живая природа» и «неживая природа» выделить признаки, присущие объектам живой и неживой природы.
• Круги Луллия.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр.
• Картотека «Деревья наших лесов»
Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.
⃣ 2. Страница [2]
• «От чего планета радуется, от чего планета грустит»
Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека.
• Живая природа и что к ней относится.
Цель: обобщение знаний детей о живой природе.
• Знакомство с Эколятами.
⃣ 3. Страница [3]
• Атрибуты для экологической тропы, квестов и др.: названия стоянок
экологической тропы, которые могут меняться в зависимости от поставленных целей и задач; «метки» поиска пути, карта маршрута, награды за пройденные этапы и др.
• Круги Луллия, дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр. (Дидактические игры на внимание, память, развитие речи и др).
⃣ 4. Страница [4]
• Птицы зимующие и перелётные.
Цель: углубление представлений воспитанников о зимующих и перелётных птицах, закрепление названий птиц, относящихся к зимующим или перелётным.
⃣ 5. Страница[5]
• «Европейские леса», «Животный мир севера», «Домашние птицы», «Сельскохозяйственные животные».
Цель: знакомство с животным миром и птицами разных мест обитания.
⃣ 6. Страница [6]
• Лекарственные растения.
Цель: расширение знаний детей о лекарственных травах.
• «Красная книга России».
Цель: знакомство с «Красной книгой» России, какие птицы и животные в неё занесены.
• Дидактические игры «Экологическое лото» и «Экологический светофор.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр.
⃣ 7. Страница [7]
• «Животные жарких стран»
• «Птицы жарких стран»
• «Джунгли южной Америки»
• «Североамериканские пустыни»
Цель: знакомство с животным миром разных мест обитания.
⃣ 8. Страница [8]
• «Земля любит»
Цель: расширение знаний детей о том, что полезно для земли, что «она любит».
• «Земля не любит»
Цель: расширение знаний детей о том, что вредно для земли, что «она не любит».
• «Сдай батарейку - спаси планету»
Цель: расширение знаний и представлений детей о опасности батареек.
• Игра «Сортируем мусор» - 3 варианта игры
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
⃣ 9. Страница [9]
• Правила обращения с огнём в лесу с Эколятами.
Цель: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.
⃣ 10. Страница [10]
• Картотека «Какую пользу приносят деревья».
Цель: закрепление знаний о пользе деревьев.
• Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»
Цель: формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды.
⃣ 11. Страница [11]
• Маски Эколят, клятва, песня.
• Экологические знаки.
Цель: закрепление экологических знаний детей, используя экологические знаки.
• Картотека «Сколько времени разлагаются отходы».
Цель: расширение знаний и представлений детей о времени, в течение которого разлагаются отходы.
⃣ 12. Страница [12]
• Экологические акции.
Цель: формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды.
• Как происходит переработка мусора.
Цель: расширение знаний детей о переработке мусора.
• Чем опасны батарейки.
Цель: формирование представлений детей о вреде выброшенных с мусором батареек для природы: почвы, растений и животных.
• Экологические ситуации.
Цель: формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды.
• Насекомые вредные и полезные.
Цель: углубление представлений воспитанников о вредных и полезных насекомых.
• Загадки о насекомых.
Цель: закрепление представлений воспитанников о насекомых.
⃣ 13. Страница [13]
• Из чего что сделано.
Цель: расширение знаний детей о различных материалах.
• Грибы съедобные и не съедобные.
• Загадки о грибах.
Цель: расширение знаний детей о грибах.
⃣ 14. Страница [14]
• Круговорот воды в природе.
Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе.
• Картотека «Кому нужна вода».
Цель: закрепление знаний детей о том, что вода нужна всему живому.
• Как сберечь воду?
Цель: приобщение детей к рациональному использованию ресурсов воды.
• Загрязнение окружающей среды.
Цель: расширение знаний детей о загрязнении окружающей среды.
• Как сберечь электроэнергию?
Цель: приобщение детей к рациональному использованию электроэнергии.
⃣ 15. Страница [15]
• Картотека о деревьях.
Цель: расширение знаний детей о деревьях.
• Картотека о кустарниках.
Цель: расширение знаний детей о кустарниках.
• Картотека «Весенние первоцветы»
Цель: расширение знаний детей о весенних первоцветах.
• Картотека «Лекарственные травы»
Цель: расширение знаний детей о лекарственных травах.
⃣ 16. Страница [16]
• Чемоданчик дидактических игр о птицах.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр.
• Птичье меню.
Цель: углубление представлений воспитанников о том, чем можно кормить зимой птиц.
• Картотека «Зимующие птицы».
Цель: углубление представлений воспитанников о зимующих птицах, закрепление названий птиц, относящихся к зимующим.
• Кто может жить в скворечнике.
Цель: расширение знаний детей о жителях скворечника.
⃣ 17. Страница [17]
• Рюкзак «Животный мир красной книги».
Цель: углубление и совершенствование знаний детей о животном мире красной книги.
• Дидактические игры о животных.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр.
• Природоохранные знаки.
Цель: учить детей беречь природу; понимать содержание условных обозначений.
• Картотека «Кому нужны деревья в лесу»
Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.
• Интересные факты о животном мире.
Цель: расширение знаний детей о животном мире.
⃣ 18. Страница [18]
• Картотека экологических сказок «Дошколятам-эколятам».
Цель: закрепление полученных знаний с помощью экологических сказок.
• Картотека игр с эколятами.
Цель: закрепление полученных знаний с помощью развивающих игр.
• Что очищает воздух.
• Что загрязняет воздух.
Цель: обогащение представлений об окружающей среде, очищении и загрязнении воздуха.
Заключение.
Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает внимание детей. Дети могут использовать данное пособие в соответствии с собственными замыслами, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения.
Список использованной литературы:
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 144 с.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
Приложение 16.
Приложение 17.
Приложение 18.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.