Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа аула Кумыш имени Муссы Батчаева"
(МБОУ "СОШ а.Кумыш имени Муссы Батчаева")
Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе
Составитель:
Батчаева З.А.
Кумыш
2024
Введение
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи выполняет применение мнемотехники.
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, группировку слов, стихи, ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
В связи с этим в данном пособии представлены способы запоминания, которые помогут учащимся более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) прием зрительных ассоциаций;
2) прием звуковых ассоциаций;
3) прием группировки или мнемосистема «связей»;
4) прием мнемических рифмовок
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС НОО, и реализуется в УМК «Школа России» для 2 класса.
Использование приёмов мнемотехники при работе со словарными словами
I. Прием зрительных ассоциаций
При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Буква, которую нужно запомнить, оживляется, обыгрывается с помощью определённого рисунка или образа. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. В нём должна быть чётко выражена запоминаемая буква.
Вначале работы со словарными словами предлагаем детям готовые ассоциации. Постепенно учащиеся придумывают свои образы, такие творческие задания можно давать на выполнение дома. Для фиксации придуманных или увиденных ассоциаций дети ведут индивидуальные весёлые словарики. Младшие школьники с удовольствием рисуют, что позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение. Чем забавнее и необычнее ассоциация, тем больший успех в запоминании она приносит. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.
Ребёнок, задумываясь над написанием слова, сначала вспоминает образ, созданный к этому словарному слову, определяет в нём зашифрованную букву, а затем записывает слово правильно. Постепенно эти мыслительные действия сокращаются и словарное слово автоматически записывается безошибочно.
Мы использовали этот прием для таких слов как: земляника, платок, посуда, рисунок, товарищ, топор, яблоко, мороз, одежда, ягода, метро, алфавит [Приложение 1].
II. Прием звуковых ассоциаций
Прием предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания. Он может эффективно использоваться только в том случае, когда ассоциация (фраза) подобрана к запоминаемому слову удачно. Дети могут подкрепить этот образ фантастическим рисунком, схемой. К словарному слову подбираются такие созвучные слова, в которых присутствует опасное место, требующее запоминания. Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение. Например:
ребята – ребята отгадывают ребус;
ученик – учение для ученика мучение;
пальто – папе купили пальто;
Мы использовали этот прием для таких слов как:
рисунок – на рисунке рис
береза – белая береза под моим окном
урожай – не уроним урожай
дорога – нам любые дороги дороги
улица - на улице встречаю знакомые лица
мебель – мебель из ели.
снегирь – выпал снег, прилетели снегири
картина – на картине карта сокровищ
осина – на осине живут осы
коньки – кони на коньках
прощай – «прощай, роща»
щавель – любишь карамель, а полезнее щавель
III. Прием группировки или мнемосистема «связей»
Прием заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют предметы, явления или действия, которые обозначают слова. Кроме того, объединённые в группы предметы должны оживать, двигаться. Рекомендуется записывать не более 5 – 6 слов, поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.
Например:
работа, сапоги, пальто, машина, завод - папа собрался на работу, надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод;
рисунок, сирень, улица - художник на улице рисовал рисунок сирени;
Мы использовали этот прием для таких слов как:
быстро, скоро – скоро мы приедем на речку и быстро побежим купаться;
яблоко, облако – облако было похоже на яблоко;
молоко, молоток – я допил молоко и взял молоток в руки;
класс, суббота, родина – в нашем классе в субботу проходило мероприятие, посвящённое родине.
IV. Прием мнемических рифмовок
Мнемонические рифмовки способствуют быстрому и прочному запоминанию материала. Рифмовки придают упражнениям привлекательный характер, обладают огромным мнемоническим потенциалом. Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определённые ассоциации, помогает запомнить написание слова. Сначала такие рифмовки рассказывает учитель, а затем дети начинают придумывать свои. Учащиеся охотно сочиняют и оформляют свои работы. Словарные слова в них мелькают и запоминаются быстрее и легче.
Мы предлагаем использовать такие рифмовки:
Здравствуйте.
здоровья, здравия
мы всем всегда желаем
и в слове «здравствуйте»
две буквы «в» писать не забываем!
Ветер
весело ветер на север летел,
весело ветер нам песенку пел.
песенка нравится мне и тебе.
не забывайте писать букву «е»!
Шел
храбрый ежик, храбрый ежик
шел по шелковой траве.
храбрый ежик, храбрый ежик
нес лепешку в рукаве.
Облако
облака плывут по небу,
облака блестят слегка.
кто-то, видно, белым лаком
покрывает облака!
Дорога, город, скоро
вдаль бежит, спешит дорога.
в город мы приедем скоро.
Лопата
лопата ловко трудится весь день,
лопате плотный снег сгребать не лень.
чтоб от усердия не лопнула лопата,
мы букву «о» подарим ей, ребята.
До свидания
если свидеться хотим –
«до свидания» говорим.
вновь увидим мы друзей.
букву «и» пиши скорей!
Сахар
в сахаре жить - не сахар,
там страшная жара.
давайте в слове «сахар»
писать две буквы «а».
Мебель
купила белка мебель,
расставила в дупле.
давайте в слове «мебель»
писать две буквы «е».
Месяц
ясный месяц встал над садом.
на крыльце мы сядем рядом.
сядем рядом, посидим
и на месяц поглядим.
Тарелка
таня тарелки старательно мыла,
стали тарелки у тани сверкать.
ну, а в тетрадке она не забыла
в слове «тарелка» - «а» написать.
Магазин
большие неприятности у мага –
закончилась волшебная бумага.
маг знает: выход у него один –
отправиться в волшебный магазин.
Земляника
на поляне - земляника.
сколько ягод, посмотри-ка!
хоть все земли обойдешь,
слаще ягод не найдешь!
Заключение
Используя мнемотехнику, информация подкрепляется эмоциями обучающихся и фиксируется в памяти лучше. Чем больше ученики придумывали сюжета картинок, составляли стихи и рифмы, использовали свой опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.
Приложение 1. Примеры мнемотехнических приемов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.